3.  Торжественное заседание  в Храме Христа Спасителя, посвященное 150-летию отмены крепостного права в России. 4. Заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, прошедшее в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации. 6.  Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье).  Литургия в храме в честь свт. Николая Чудотворца в Покровском. 7. Понедельник первой седмицы Великого поста. Предстоятель молился за уставным богослужением в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального монастыря. 8. Вторник первой седмицы Великого поста. Святейший Владыка молился за уставным богослужением в Воскресенском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря. 9. Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. 10. Четверг первой седмицы Великого поста. Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением  в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. 11.  Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. 12.  Суббота первой седмицы Великого поста день памяти великомученика Феодора Тирона и день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Великое освящение храма Успения Божией Матери в Печатниках и Литургия в новоосвященном храме. 13. Неделя первая Великого поста. Литургия свт. Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя. 14. Понедельник второй седмицы Великого поста, день 35-летия архиерейской хиротонии Патриарха. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. 16. Первое заседание рабочей группы по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского в Храме Христа Спасителя. 17.  День памяти св. блгв. кн. Даниила Московского.  Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы. 20. Неделя вторая Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы. Литургия  в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

На богослужении присутствовали губернатор Смоленской области А.В. Островский, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы  С.А. Попов , заместитель министра культуры РФ Г.П. Ивлиев, префект Южного административного округа г. Москвы Г.В. Смолеевский, представители администрации Смоленской области, делегация духовенства и монашествующих  Смоленской епархии . За богослужением пел хор Данилова монастыря (регент — Г.Л. Сафонов). На малом входе за усердное служение Церкви Божией и пастырское душепопечительство Святейший Патриарх Кирилл удостоил богослужебных наград насельников Данилова монастыря: игумен Иона (Займовский), заведующий монастырской библиотекой, был удостоен права ношения палицы, иеромонах Андроник (Фалейчик), ризничий монастыря, — права ношения наперсного креста. За Литургией Святейший Патриарх совершил иерейскую хиротонию иеродиакона Наума (Саломатина), клирика Заиконоспасского монастыря. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Никон (Каширин), насельник Данилова монастыря. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл  напутствовал  епископа Смоленского и Вяземского Исидора на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем Предстоятель Русской Церкви совершил славление и вознес молитву благоверному князю Даниилу Московскому у ковчега с частицей мощей святого. От лица насельников Даниловой обители Святейшего Патриарха приветствовал архимандрит Алексий (Поликарпов), который преподнес в дар Его Святейшеству образ Спаса Нерукотворного. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в храме с  Первосвятительским словом . Во внимание к усердным пастырским трудам на благо Святой Церкви и в связи с 65-летием со дня рождения Предстоятель наградил наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2853419.ht...

Преподаватель богослужебной практики следит за тем, чтобы все было чинно и четко. Как тренер футбольной команды на ответственном матче, который должен еще одновременно молиться. Это послушание требует особой харизмы. Такую систему службы по очереди ввел в Питере именно владыка Исидор. В полусумраке Великого поста Владыка Исидор любит и знает службу. Начинается Великий пост. Накануне в Прощеное воскресенье вечером владыка говорит в алтаре: «Отцы, начинается пост, отложите, пожалуйста, все разговоры на службе». В первый день поста богослужение в соборе в 7 утра. После заговенья трудно вставать. Владыка в храме раньше всех, бодрый и веселый. За службой следит по старинной книге, где поминается Николай Второй вместо патриарха. Все чтения владыка распределяет между клириками четко и своевременно: кафизмы, канон, часы, паремии. В соборе полумрак, паникадило погашено, сверху светит фонарик. Владыка в постовой черной мантии с белыми и красными полосками читает шестопсалмие посреди храма, я как жезлоносец стою рядом в трепете. Страстная седмица. Владыка перед престолов поет «Черто-о-о-ог Твой ви-и-ижду, Спасе Мой, у-у-украше-енный…». Я теперь всегда стараюсь это спеть, каждый год. В Великую пятницу иподиаконы дежурят у плащаницы. В перерыве уютная ризничная матушка Александра угощает нас картошкой в мундире и солеными помидорами из банки, очень вкусно. Иподиаконы в 90-е годы — дружная компания, мы друзья, нам интересно вместе, много времени проводим в гостях друг у друга, ходим на концерты. Архиерейский чемоданчик Встреча архиерея. Второй слева — Александр Пискунов Едем с владыкой на приход в другой город. Утром собираем в соборе чемоданы: с архиерейским облачением, с «железом», то есть с богослужебной утварью, со стихарями и подрясниками, круглая коробка с митрой, сумка с обувью, мешок с орлецами, футляр с жезлом. Колонна из двух «Волг», в первой владыка на правом заднем сиденье, рядом с ним кто-то из священников, рядом с водителем протодиакон Сергий. Отец Сергий прекрасный протодиакон. Кроме знаменитого голоса — любовь к службе, украинско-московское благочестие. Умение четко организовать богослужение. Во второй машине водитель и четыре иподиакона. Настроение приподнятое, иподиаконы в костюмах и галстуках. По приезде нас покормят обедом, затем будет всенощное бдение, ужин, потом иподиаконской компанией — купаться в море.

http://blog.predanie.ru/article/smirenny...

Вечером того же дня Его Преосвященство в спальном вагоне проследовал в Нью-Йорк» 441 . 15/28 февраля 1902 г. «Сейчас же по приезде Владыка осматривал строящееся здание, которое с наружной стороны уже дает идею русской церкви, построенной в крайне выдержанном стиле, и по красоте своей не способное затеряться даже в таком Вавилоне, каким является в эту пору Нью-Йорк, воздвигающий чуть не сорокаэтажные дома, многомиллионные дворцы и пр. Не выведен лишь центральный купол, хотя на одной из угловых четырех башен-куполков уже подвешен даже колокол в 70 пудов, американского производства» 442 . 16 февраля/1 марта 1902 г. В субботу Тихон возглавил всенощное бдение в «старой» русской церкви Нью-Йорка. 17 февраля/2 марта 1902 г. В неделю мясопустную служили: еп. Тихон, священники Александр Хотовицкий, Илия Зотиков, Петр Попов из Бриджпорта, иером. Антоний (Дашкевич) из Ситки. «Архиерейское богослужение в этот раз было ознаменовано особым торжеством – посвящением в сан протоиерея о. настоятеля А. Хотовицкого 443 согласно утверждению Св. Синода еще от Августа месяца прошлого года. Пред «буди имя Господне» Его Преосвященство обратился к народу с поучением на евангельскую тему и, разъяснив, почему последнему суду усвоено наименование «страшного», преподал назидательные уроки» 444 . 23 февраля/8 марта 1902 г. «Утром Тихон в сопровождении Хотовицкого А.А. выехал из Нью-Йорка в Бриджпорт, где отслужил бдение в Свято-Духовской церкви. 24 февраля/9 марта 1902 г. Божественную литургию Прощеного воскресенья отправили: еп. Тихон, прот. Александр Хотовицкий, иером. Птоломей (из Анзонии) и настоятель прихода свящ. Петр Попов. «Архипастырское слово, обращенное Владыкой в конце литургии к народу, посвящено было напоминанию о грядущем посте и истинном характере христианского поста. Наглядными примерами и сравнениями была пояснена спасительность воздержания, окрыляющего человека в его стремлении к небесному и охраняющего его от страстей, которые берут в плен все существо человека, не ограничивающего своих прихотей церковными предписаниями и заветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

По монашескому уставу я дней пять должен был провести в церкви, но преосвященный Ириней позволил мне удалиться в келью. «Прочти монашеское правило и ложись спать».В ту ночь я заснул мирно, безмятежно. Наутро пробудился — и сразу понял: проснулся новый человек… На вешалке мой вицмундир с серебряными пуговицами, еще какое-то штатское платье, но точно и вицмундир, и вещи не мои, а кого-то другого. Между прошлым и настоящим — стена…Я оделся и пошел в церковь. Меня сопровождал отец Никон. В душе была спокойная, тихая радость. Чувство полного удовлетворения. Колебания отошли в отдаленное прошлое, даже вспоминать о них не хотелось. Душа была полна настоящим…На сырной неделе я уже принимал участие в богослужениях. Один семинарист был рукоположен в священника в тот же день, когда меня рукоположили в диакона, и теперь нас обоих отец Илларион учил служить. Всю неделю я никуда не выходил. Занятый службами, я в часы досуга усердно читал святых отцов и занимался греческим языком, освежая в памяти свои познания в греческой грамматике. В Прощеное воскресенье, 12 февраля, я был рукоположен в иеромонаха в кафедральном соборе. Когда священнослужители вышли из алтаря и народ бросился под благословение, я пережил странное состояние: чувство неловкости, смущения, что мне, двадцатисемилетнему молодому человеку, целуют руку. И одновременно новое восприятие людей и ощущение, что отношения мои к ним стали иными. Таинство священства дало мне душевную крепость, сознание ответственности, внутренней устойчивости, чувство помазанности, обязывающее к крайней строгости к себе. Помню первое Таинство Евхаристии. Величайшее потрясение… Недостойной, нечистой руке дается сила Божия, ею совершается величайшая тайна спасения мира… Я служил в архиерейской церкви. Голосовые средства у меня были большие, и возгласы мои раздавались на весь храм. Епископ Ириней так отозвался о моем служении: «Слышал, слышал, как вы кричите: “Приложи, Господи, зла славным земли”. А что это значит?» Я объяснил. Эконому обо мне он сказал: «Ничего, славный парень».Светлое состояние — медовый месяц монашества.

http://pravoslavie.ru/3389.html

(Я вообще-то полагала, что такое решение – креститься, посвятить себя Христу – человек может принять, лишь прочитав уже хотя бы одно Евангелие. Но в жизни, оказывается, и иначе бывает. – М.Б.) – В повседневном общении мы нередко сталкиваемся с крайне поверхностными или превратными представлениями людей о вере и Церкви. А в каком ментальном состоянии приходит обычно человек на первую огласительную беседу? – Главных заноз две. Первая – экуменизм: «Все религии говорят об одном, только по-разному. Все это разные тропинки к одной вершине». Приходится объяснять, что далеко не всякая тропинка к вершине ведет, что Крещение – это выбор не одного из многих возможных, а единственного истинного пути. Вторая заноза – пресловутый «бог в душе», при наличии которого Церковь якобы не так уж и важна, хотя креститься все равно нужно. Надеюсь, нам удается показать, что жизнь со Христом – это жизнь в Его Церкви. Когда я вижу потом спорившего со мной человека в храме, я знаю: что-то до него донести удалось. «Я осознал ответственность за свою жизнь» Эдуард Манукян Кроме Крещения в баптистерии храма у нас ежегодно, а именно в день памяти святого князя Владимира (День Крещения Руси), происходит еще одно совсем уж неординарное событие – массовое крещение оглашенных в Волге; минувшим летом крестилось 39 человек. Поговорим с одним из них, студентом философского факультета Эдуардом Манукяном . Начинает 20-летний Эдуард с того, что путь его к вере был – – …долгим, но осознанным. В какой-то момент я почувствовал, что мне необходимо разобраться в том, что происходит в мире и со мной. И я стал заниматься этим – в том числе и как научной работой в университете; стал общаться с верующими людьми, с духовенством епархии. Прочитал Евангелие, стал ходить в храмы. Однажды мне предложили помочь в организации архиерейской службы на Прощеное воскресенье – такие богослужения всегда собирают много народу, необходим кто-то, кто поддерживал бы порядок. Всё это вместе дало результат. Я пришел к решению креститься, войти в Православную Церковь.

http://pravoslavie.ru/118685.html

На протяжении многих столетий от честных мощей апостола Луки проистекали исцеления глазных болезней – вместе с возвращением здоровья к исцелившимся приходило и духовное прозрение. Так да просветит и нас, грешных, и наставит на благие дела святой Лука, апостольских деяний сказатель и Евангелия Христова светлый списатель, врач сущий, человеческие немощи исцеляющий и молящийся непрестанно за души наши. Аминь. скрыть способы оплаты Комментарии Лариса 31 октября 2020, 16:26 Спасибо за статью! Святый апостол и евангелист Луко,моли Бога о нас Лариса 5 мая 2020, 01:01 Моли Бога о нас, святый апостол и евангелист Лука! Татьяна 2 ноября 2019, 12:25 Святой апостол Лука, помоги мне пожалуйста с работой, помоги создать крепкую семью. Помолись за меня, р Б Татиану. Фаина 30 октября 2016, 18:23 Святой Апостол и Евангелист Лука! Помоги, пожалуйста, своими молитвами моей семье, испроси у Господа здравия душевного и телесного сыну моему Андрею, мне грешной прощения и наставление на путь Христов, сестре моей Анне и подруге моей и крестной Сына Марии и всем нам здравия и любви к Богу и ближним. Аминь! виктор 5 мая 2016, 09:10 Помоги Господи! Помоги всем художникам , помоги сыну моему и внукам стать хорошими художниками по примеру Святого Евангелиста Луки!,дай всем нам духовный настрой,укажи людям дела праведные ,творческие ,спаси нас всех! Елена 30 октября 2015, 21:15 Святой апостол и евангелист Лука моли Бога о нас грешных! Ксения 31 октября 2014, 09:01 С днем памяти Святого Апостода и Еванелиста Луки! Хочется уточнить только, что икона Божьей Матери Владимирская, о которой здесь упоминается, давно уже не томится в музее, а находится в храме св. Николая в Толмачах, что при Третьяковской галерее: http://hramvtolmachah.ru/index.php/about/about Храм ежедневно открыт, образ доступен для поклонения. Храм действует, по субботам, воскресеньям и праздникам всегда служат. На дни памяти иконы Владимирской бывают даже архиерейские богослужения, так что, кто желает поклониться святому образу - возможность такая есть.

http://pravoslavie.ru/49395.html

Архимандрит Макарий (Веретенников): Важнейшие вехи жизни святителя Макария Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 21 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 После непродолжительного, трехлетнего настоятельства в Лужецком монастыре1 Господь призвал архимандрита Макария к святительскому служению в Русской Церкви на старейшей кафедре Великого Новгорода и Пскова. С сообщения об архиерейской хиротонии его имя начинает встречаться в летописях. В зависимости от летописи характер данной записи различен. Так, в Холмогорской летописи под 1526 годом очень кратко говорится: “Того же лета поставлен владыка Новгородцкой Макарей”2. Воскресенская летопись, современная описываемому событию, более подробно говорит о хиротонии, называя предшествующее место служения Святителя: “7034. Тое же зимы, марта 4, преосвященный Даниил Митрополит поставил Макария архимандрита из Лужков архиепископом Великому Новугороду и Пьскову”3. В Новгородских летописях дополняется, что хиротония состоялась “при благоверном Великом князи Васильи Ивановичи” в день памяти “преподобного отца нашего Ерасима иже на Иордани”, на третьей недели Великого Поста4. В 4-й Новгородской летописи по списку Н. Никольского называется также и дата архиерейского наречения Святителя: “Того же лета, месяца февраля 26, на память святаго отца Перфириа епископа Газска, нарекоша на Москве в Новъгород владыкои архимандрита Макариа из Мужаиска из Лушков, на второй недели Поста, в понеделник. Того же же лета, марта в 4 день, в 3-ю неделю Поста, при благоверном Великом князе Васильи Ивановиче и при Митрополите Даниле поставиша в Новгород владыку Макариа”5. Другой список летописи уточняет, что это было в день памяти преподобного Герасима, “иже на Иордане”6. По свидетельству иностранцев, посещавших нашу страну в то время, кандидаты в архиереи “избираются по жребию из достойнейших кандидатов”7. Эти скупые сведения могут дополнить литургические данные о поставлении епископов в Древней Руси. В начале собравшиеся святители, совершив краткий молебен, называют имена возможных кандидатов, список которых затем приносился Митрополиту. Последний, “вшед в обычное место, идеже молитву деет”, полагал свиток пред иконою Спасителя или Богородицы и становился на молитву. Помолившись “доволне, паче же и с слезами, затворився сам един”, Митрополит распечатывал свиток, рассматривал “написанная имена три” и избирал из них одно, “яже аще хочет”8. К сожалению, не известны имена двух других кандидатов в Новгородские владыки. Этот так называемый “Устав како достоит избирать епископа” должен был состояться до 26 февраля, то есть до наречения святителя Макария, а, следовательно, архимандрит Макарий должен был еще раньше прибыть в Москву. Можно предполагать, что одно из наиболее значительных последних Богослужений и Чинопоследований в Лужецком монастыре, совершенных архимандритом Макарием, был Чин прощения перед началом Великого Поста 11 марта, который, вероятно, носил прощальный характер в более широком смысле.

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

Важнейшие вехи жизни Святителя Макария Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 20 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 После непродолжительного, трехлетнего настоятельства в Лужецком монастыре[ 1 ] Господь призвал архимандрита Макария к святительскому служению в Русской Церкви на старейшей кафедре Великого Новгорода и Пскова. С сообщения об архиерейской хиротонии его имя начинает встречаться в летописях. В зависимости от летописи характер данной записи различен. Так, в Холмогорской летописи под 1526 годом очень кратко говорится: “Того же лета поставлен владыка Новгородцкой Макарей”[ 2 ]. Воскресенская летопись, современная описываемому событию, более подробно говорит о хиротонии, называя предшествующее место служения Святителя: “7034. Тое же зимы, марта 4, преосвященный Даниил Митрополит поставил Макария архимандрита из Лужков архиепископом Великому Новугороду и Пьскову”[ 3 ]. В Новгородских летописях дополняется, что хиротония состоялась “при благоверном Великом князи Васильи Ивановичи” в день памяти “преподобного отца нашего Ерасима иже на Иордани”, на третьей недели Великого Поста[ 4 ]. В 4-й Новгородской летописи по списку Н. Никольского называется также и дата архиерейского наречения Святителя: “Того же лета, месяца февраля 26, на память святаго отца Перфириа епископа Газска, нарекоша на Москве в Новъгород владыкои архимандрита Макариа из Мужаиска из Лушков, на второй недели Поста, в понеделник. Того же же лета, марта в 4 день, в 3-ю неделю Поста, при благоверном Великом князе Васильи Ивановиче и при Митрополите Даниле поставиша в Новгород владыку Макариа”[ 5 ]. Другой список летописи уточняет, что это было в день памяти преподобного Герасима, “иже на Иордане”[ 6 ]. По свидетельству иностранцев, посещавших нашу страну в то время, кандидаты в архиереи “избираются по жребию из достойнейших кандидатов”[ 7 ]. Эти скупые сведения могут дополнить литургические данные о поставлении епископов в Древней Руси. В начале собравшиеся святители, совершив краткий молебен, называют имена возможных кандидатов, список которых затем приносился Митрополиту. Последний, “вшед в обычное место, идеже молитву деет”, полагал свиток пред иконою Спасителя или Богородицы и становился на молитву. Помолившись “доволне, паче же и с слезами, затворився сам един”, Митрополит распечатывал свиток, рассматривал “написанная имена три” и избирал из них одно, “яже аще хочет”[ 8 ]. К сожалению, не известны имена двух других кандидатов в Новгородские владыки. Этот так называемый “Устав како достоит избирать епископа” должен был состояться до 26 февраля, то есть до наречения святителя Макария, а, следовательно, архимандрит Макарий должен был еще раньше прибыть в Москву. Можно предполагать, что одно из наиболее значительных последних Богослужений и Чинопоследований в Лужецком монастыре, совершенных архимандритом Макарием, был Чин прощения перед началом Великого Поста 11 марта, который, вероятно, носил прощальный характер в более широком смысле.

http://pravmir.ru/vazhneyshie-vehi-zhizn...

Скачать epub pdf 20 июля 2012 г. После непродолжительного, трехлетнего настоятельства в Лужецком монастыре 1 Господь призвал архимандрита Макария к святительскому служению в Русской Церкви на старейшей кафедре Великого Новгорода и Пскова. С сообщения об архиерейской хиротонии его имя начинает встречаться в летописях. В зависимости от летописи характер данной записи различен. Так, в Холмогорской летописи под 1526 годом очень кратко говорится: “Того же лета поставлен владыка Новгородцкой Макарей 2 . Воскресенская летопись, современная описываемому событию, более подробно говорит о хиротонии, называя предшествующее место служения Святителя: “7034. Тое же зимы, марта 4, преосвященный Даниил Митрополит поставил Макария архимандрита из Лужков архиепископом Великому Новугороду и Пьскову 3 . В Новгородских летописях дополняется, что хиротония состоялась “при благоверном Великом князи Васильи Ивановичи” в день памяти “преподобного отца нашего Ерасима иже на Иордани”, на третьей недели Великого Пост 4 . В 4-й Новгородской летописи по списку Н. Никольского называется также и дата архиерейского наречения Святителя: “Того же лета, месяца февраля 26, на память святаго отца Перфириа епископа Газска, нарекоша на Москве в Новъгород владыкои архимандрита Макариа из Мужаиска из Лушков, на второй недели Поста, в понеделник. Того же же лета, марта в 4 день, в 3-ю неделю Поста, при благоверном Великом князе Васильи Ивановиче и при Митрополите Даниле поставиша в Новгород владыку Макариа 5 . Другой список летописи уточняет, что это было в день памяти преподобного Герасима, “иже на Иордане 6 . По свидетельству иностранцев, посещавших нашу страну в то время, кандидаты в архиереи “избираются по жребию из достойнейших кандидатов 7 . Эти скупые сведения могут дополнить литургические данные о поставлении епископов в Древней Руси. В начале собравшиеся святители, совершив краткий молебен, называют имена возможных кандидатов, список которых затем приносился Митрополиту. Последний, “вшед в обычное место, идеже молитву деет”, полагал свиток пред иконою Спасителя или Богородицы и становился на молитву. Помолившись “доволне, паче же и с слезами, затворився сам един”, Митрополит распечатывал свиток, рассматривал “написанная имена три” и избирал из них одно, “яже аще хочет 8 . К сожалению, не известны имена двух других кандидатов в Новгородские владыки. Этот так называемый “Устав како достоит избирать епископа” должен был состояться до 26 февраля, то есть до наречения святителя Макария, а, следовательно, архимандрит Макарий должен был еще раньше прибыть в Москву. Можно предполагать, что одно из наиболее значительных последних Богослужений и Чинопоследований в Лужецком монастыре, совершенных архимандритом Макарием, был Чин прощения перед началом Великого Поста 11 марта, который, вероятно, носил прощальный характер в более широком смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010