В следующие два дня положение болящего было неопределенное, но с понедельника ясно обозначилось крупозное воспаление легких. Наступили дни постепенного и последнего истощения. Без питания и сгорающий от внутреннего жара, владыка с трудом мог говорить, а все-таки говорил, даже шутил; справлялся о делах, вспоминал праздники всякого переживаемого дня, заставлял читать акафисты и службы некоторым, по его выбору, святым. Сохраняя полное самообладание, совершенно спокойно говоря о смерти, он и теперь превозмогал физические страдания, как бы игнорировал тело и жил одной душою. В среду (12.03) утром, по его желанию, совершено было над ним таинство елеосвящения, и непосредственно после того он приобщился Святых Таинств. Невыразимо потрясающие, до слез трогательные моменты пережили все присутствующие, когда на встречу крестному ходу из Крестовой церкви с Святыми Дарами болящий святитель, еле сидевший в кресле при совершении таинства елеосвящения, теперь сам опустился на колени пред святою чашею и сам прочитал «Верую, Господи, и исповедую»! Следующие четыре дня болезнь шла ровно и нормально; болящий ни на минуту не терял сознания, говорил с навещающими его, сам вызывал к себе нескольких лиц, принял, между прочим, депутацию от казанского духовенства с выражением ему глубокого сочувствия и горячими молитвенными пожеланиями выздоровления. В ответ на эти трогательные заявления владыка поручил депутации передать всему казанскому духовенству его земной поклон и просьбу о прощении, если Господь уже не судил ему больше свидеться лично со своими сослуживцами. Сердце болящего святителя во все время болезни работало исправно, и в этом была прочная надежда на благоприятный исход болезни. Особенно в крестопоклонное воскресение положение больного видимо улучшилось: воспалительный процесс начал разрешаться, появился сон, аппетит, общее самочувствие и настроение поднялось. Врачи поздравляли со спасением болящего, выразили полную надежду на выздоровление. К величайшему прискорбию, и врачи на сей раз жестоко ошиблись: то было, как говорят, нередкое в подобных случаях улучшение – пред началом конца. Ночь на понедельник прошла беспокойно; и, тем не менее, врач, бывший в 9 часов утра в понедельник, не заметил ничего угрожающего. А когда пишущий эти строки, накануне было со всеми присными архипастыря за него успокоившийся, в самом радужном настроении пришел навестить выздоравливающего в первом часу дня, он застал весь дом архиерейский в большом смятении. С каждой, можно сказать, минутой положение больного делалось ужасней, пульс с 80 ударов возвысился до 100, до 110, а потом уже при мне, через четверть часа, до 130; дыхание – с 34 раз в минуту, постепенно и быстро учащаясь, перешло за 50 раз. Немедленно вызваны были врачи. Им пришлось только констатировать начавшийся опек легких… Роковой конец был неотвратим, и он, к мучительному ужасу присутствующих, не замедлил. Вызваны были по телефону многие из близких к владыке лиц.

http://pravoslavie.ru/4117.html

Диакон (ектению): Помилуй нас, Боже: и проч. Хор : Господи, помилуй (трижды) и проч. Священник : Боже духов... Яко Ты еси воскресение: Хор : Аминь. Буди имя Господне: (трижды) и прочее последование литургии. Каждая статия начинается в Требнике: 1-я ст. — «Блажени непорочнии в путь»; 2-я ст. — «Заповеди Твоя»; 3-я ст. — «Имя Твое. Аллилуиа». Эти слова, принадлежащие началу каждой статии, должен петь канонарх (особым напевом на особый глас), после чего певцы тем же напевом начинают петь весь первый стих каждой статии с указанным припевом, например: «Блажени непорочнии в путь ходящии в законе Господни.   Аллилуиа» и т. д. Молитва разрешительная, от иерея над преставльшимся чтомая: Господь наш Иисус Христос, Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, (рек им: приимите Духа Святаго, ихже отпустите грехи, отпустятся им: ихже удержите, удержатся: и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на небеси). От онех же и на ны друг другоприимательно пришедшею, да сотворит чрез мене смиреннаго прощенно и сие по духу чадо ( имя ) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще под клятвою или отлучением архиерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася: но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся, и от тех всех вины и юзы да разрешит его (ю); елика же за немощь естества забвению предаде, и та вся да простит ему (ей), человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых. Аминь. По киевской богослужебной практике, при возливании св. елея на тело умершего, над которым совершено было елеосвящение, священник берет сосуд с елеем, открыв, произносит над умершим: «Господь наш Иисус Христос, укрепивый тя в вере и подвизех христианскаго жития, Той ныне милостивно сия да приимет и елеем щедрот Своих да простит ти вся немощию человеческою согрешенная и мзду прияти да сподобит тя со святыми Своими, поющими Ему: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

http://pravoslavie.ru/put/060529145631.h...

Полноту картины тяжести переезда дополняют несколько историй, произошедших с архим. Никанором в дороге. Все эти истории так или иначе связаны с поломками транспорта и обманом извозчиков, вымоганием денег с путешественника за скорость, за ремонт, за осторожность езды. По поводу одной из подобных историй владыка Никанор заключает: «Только звоном кошелька я размягчил не без труда эту черствость: убедил старосту за тройную плату довезти меня до почтовой станции, щедро расплатившись и с негодяем – прежним моим извозчиком, убив на эти унизительные переговоры до трех часов времени, натерпевшись на открытом воздухе холода, в избах нанюхавшись зловония, перечувствовав тысячи опасений. Сколько гадкого в русском человеке!» 46 . Эту поездку архиеп. Никанора в 1858 г. стоит сравнить с его переездом из Новочеркасска в Уфу в 1877 г., когда он с Донского викарства был переведен в Уфимскую епархию. Следует при этом обратить внимание на то, что общим моментом поездок являлось зимнее время. Но в 1858 г. поездка происходила в первые недели Великого Поста, а в 1877 г. – на Сыропустной седмице, на Масленицу. В Уфу владыка Никанор прибыл вечером Прощеного воскресенья. Из Новочеркасска владыка выехал уже будучи 50-летним епископом, доктором богословия. Основную часть дороги (до Бузулука Оренбургской губернии) владыка ехал поездом, в вагоне первого класса. Провожающие снабдили архиеп. Никанора провиантом в дорогу. Кроме того, его сопровождал келейник Артемий, без которого архиеп. Никанору было бы сложно справиться с дорожными тяготами продолжительного зимнего путешествия. Длительность поездки увеличивалась за счет того, что поезд часто останавливался, поскольку железнодорожники расчищали пути от снежных заносов 47 . Собственно отказ от продолжения движения по железной дороге после Бузулука был связан с тем, что под Бугурусланом и Бугульмою свирепствовали такие бураны, что железнодорожные пути завалило снегом толщиной в несколько саженей 48 . Сама поездка на поезде в то время по данному маршруту предполагала несколько пересадок, что, несомненно, было утомительно. Тем более что поезда из-за снежных заносов опаздывали. Это означало длительное ожидание на вокзале и постоянные объяснения с железнодорожными служащими, некоторые из них не выказывали никакого уважения к архиерейскому сану.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Лучших учеников преосв. Антоний дарил в Рождество и Пасху деньгами. Когда преосвященный Антоний приходил в семинарию, младшие воспитанники окружали его как пчелы, ловя его руки. Он гладил детей по голове, со словами: “кучитесь, дитки”, и давал мальчуганам пятачки, приговаривая: “на калачик, на пирожок!” Особенно усердно посещал пр. Антоний семинарии на первой, голодной неделе поста. По Воронежскому обычаю, в прощеное воскресенье к нему приходили прощаться горожане и приносили большие белые хлебы, которые, из усердия к любимому архипастырю, достигали громадных размеров (до 3/4 аршина в диаметре). Эти хлебы владыка раздавал в семинарии. Любил также преосв. Антоний посещать семинаристов на прогулке их и, выходя из кареты, осыпал детей пряниками, орехами, среди которых попадались серебряные пятачки и гривеннички. В 1840 г. преосв. Антоний сильно ослабел и просил увольнения на покой, с жительством в Киево-Печерской Лавре. Но Государь, хорошо знавший и почитавший архипастыря, изъявил желание, чтоб он не спешил оставлять столько уже обязанную ему паству, и он решился остаться в Воронеже до смерти, продолжая согревать своею любовью все, что прикасалось к нему. Отношение преосв. Антония ко вверенным ему людям лучше всего объяснят следующие его слова к одному благочинному: “Псалмопевец говорит: тебе оставлен нищий; сиру ты буди помощник. — Кто это ты? — Я, архиерей, и ты, благочинный. Когда увидишь бедного или беспомощного сироту, донеси мне о них. Некоторые бедные не смеют спросить, другие не могут этого исполнить. Обязанность твоя указать мне на них. Без тебя я не могу подать помощь убогим, а без меня ты не можешь утереть их слез”. Не только по письменному, но и по словесному заявлению благочинных, преосвященный выдавал помощь. Он был одним из самых деятельных членов Воронежского попечительного о бедных комитета, склонял к пожертвованиям и нередко вносил от неизвестных благотворителей по триста и пятисот руб. В 1835 г. в архиерейском доме открыт Воронежский тюремный комитет. Кроме взноса деньгами, преосвященный в большие праздники посылал в тюремный замок белого хлеба, рыбы и другой провизии. В 1840 г. поднялись цены на хлеб; для покрытия недостатка архипастырь внес от лица святителя Митрофана полторы тысячи. Он также уговорил начальника губернии, чтоб у арестантов было освещение не конопляным маслом, от которого копоть и мало света, а сальными свечами, так как владыка снабжал арестантов книгами для чтения.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

106 Что последним актом окончилось дело Швецова, с этим можно согласиться; а что Швецов «еретичествует», это вполне ясно даже из двух предыдущих актов. Притом же, если он не еретичествовал, как утверждают братчики, то в чем просил и получил прощение? Невинные прощения не просят, и если бы судившие Швецова убедились в его невинности, то не стали бы давать ему прощения, а сами просили бы у него прощения в том, что невинно заподозрили его в ереси. 107 При городецкой часовне имеется 11 колоколов; из них большой весом более 140 пудов. Как же автсрийцам не мечтать и не хлопотать о приобретении такого сокровища! Тогда Швецов, под именем священноинока Арсения, стал бы служить в ней со звоном! А иногда отслужил бы со всей торжественностью и сам владыка-Кирилл. Ведь служил же он торжественно, во всем архиерейском облачении, при похоронах одного нижегородского богача-раскольника в присутствии самого г-на губернатора!.. 108 Недавно получили мы в подлиннике письмо г. Швецова к бывшему старообрядцу Былинину (ныне православный диакон), который предлагал ему некоторые вопросы о церкви. Вместо ответа на вопросы г. Швецов пишет: «я советовал бы вам прочесть Поморские Ответы; если у вас нет таковых, то, пожалуй, и мы вышлем вам за 5 рублей». Хорош белокриницкий священноинок и будущий епископ! Поморские Ответы беспоповцев служат для него средством и к утверждению раскола, и к приобретению денег! 109 Впрочем, г. Швецов может быть выступит за защиту и содержащихся в житии Евфросина еретических учений о воплощении Бога Отца и Духа Святого, о воскресении Христа в Божестве и человечестве и прочих, как выступил горячим защитником Павлова еретического учения о подвременном рождении Сына от Бога Отца, тем более, что авторитет Евфросинова жития гораздо древнее, чем авторитет Павлова Устава. 111 А г. Каптерев и «особа» разве не писали и не говорили вашей правды о двуперстии? И разве эта раскольническая правда, прикрытая ученой ложью, не печаталась даже в духовном журнале? Уж чего либеральные! Какой еще вам свободы!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

О. Виктор пораспек его: – И неистов же ты, Василий... а сколь много раз каялся на духу у меня! И все мы тут ужасно удивились: Василь-Василич так и рухнул в ноги о. Виктору, головой даже об пол стукнул, будто прощенья просит, как на масленице в прощеное воскресенье. Протодьякон поставил его на ноги и расцеловал трижды, сказав: – Ну, чистое ты дите, Василич!.. И все мы прослезились. И еще сказал протодьякон: – Да вы поглядите на сей румяный крендель! Тут, под миндалем-то, сердце человеческое горит любовью!.. ведь это священный крендель!!. И все мы стали глядеть на крендель. Всю рояль он занял, и весь – такая-то красота румяная! Тут о. Виктор и говорит: – А, ведь, сущая правда... это не кренделю-муке трезвон был, а, воистину, – сердцу человеческому. От преизбытка сердца уста глаголят, в Писании сказано. А я добавлю: ...“и колокола трезвонят, даже и в неурочный час”. Так и донесу, ежели владыка затребует пояснений о трезвоне. И тут – ну прямо чудо объявилось. Бежит Михал Панкратыч и кричит истово: – Сам преосвященный в карете... уж не к нам ли?!. И что же оказалось: к нам! Отец приглашал его на парадный обед, а преосвященный надвое, в раздумчивости, сказал: “Господь приведет – попомню”. И вот, попомнил. Самое празднование тут-то и началось. Так в сенях грохнуло, словно там стены рухнули, в зале задребезжали стекла, а на парадном столе зажужжало в бокальчиках, как вот большая муха когда влетит. А это наши певчие, от Казанской, и о. протодьякон архиерея встретили, “исполать” ему вскрикнули. Певчие шли отца поздравить, а тут как раз и архиерей подъехал. В доме переполох поднялся, народу набилось с улицы, а Клавнюша стал на колени на дворе и воспел “встречу архиерейскую”. А голос у него – будто козел орет. Архиерей даже вопросил, чего это юноша вопит... больной, что ли? И тут вот что еще случилось. Архиерея под руки повели, все на него глазели, а прогорелый Энтальцев-барин, который в красном картузе ходит, с “солнышком”, и нос у него сизый, перехватил у какого-то парнишки пирог от Абрикосова, с лету перехватил – сказал: “от Бутина-лесника, знаю! я сам имениннику вручу, скажи – кланяются, мол, и благодарят”. И гривенник тому в руку сунул. Это уж потом узнали. А парнишка-раззява доверился и ушел. Барин отдал пирог Василь-Василичу и сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1381...

Ибо, если херувимы благоговели, то особенно должно благоговеть нам, созерцающим не образы, но самую истину. Поэтому, когда иерарх или иерей подает Божественные Тайны, то хотящий причаститься должен испросить прощение, от всей души до земли поклониться находящемуся в потире живому Хлебу с Кровию, сложить крестообразно руки в знак рабства и исповедания Распятого, и так со страхом и смирением сердца приходить». Когда приходящие принимают таким образом причащение, тогда лики поют причастный стих: Тело Христово приимите и пр., и к нему снова присовокупляется аллилуиа; ибо этою песнью означается видимое пришествие Христа к людям по воскресении Его. Тогда вне алтаря приходящим причаститься Святые Дары показываются покровенными. Симеон Солунский (в гл. 99, о храме) говорит: «после Святейшие Дары показываются людям покровенными, потому что неприлично всем видеть их без покрова. И приготовленный к причащению, приступив с благоговением и страхом, не непосредственно приобщается, но чрез лжицу, архиерейскою или иерейскою рукою». Святые Дары и непричащающимся показываются покрытыми и поклонением чествуются Те же Святые Дары показываются также покрытыми и для непричащающихся, чтобы все отдавали поклонение принесшему Себя в жертву за нас и заклавшемуся, чтобы чрез таковое поклонение, благодарение и созерцание освящались верные, получали помилование предстоящие, по важным причинам вышедшие из храма, и верные, находящиеся во всем мире, и чтобы прежде благочестиво скончавшиеся удостоились ослабы. При этом и всякий верный должен молиться о себе самом и о ближних своих, живых и умерших; видя показуемого Примирителя и Владыку, бывшего за всех жертвою и умилостивлением, должен со страхом и любовию, с непокровенною главою зреть на показуемые Божественные Дары и с благоговением и трепетом покланяться до тех пор, пока иерей, показав, отнесет их в предложение. Пусть никто в это страшное время не будет небрежен; ибо показуемый есть Сам Христос и в потире находится самое всесвятое Тело Его и Божественнейшая Кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

О. Виктор пораспек его: – И неистов же ты, Василий… а сколь много раз каялся на духу у меня! И все мы тут ужасно удивились: Василь-Василич так и рухнул в ноги о. Виктору, головой даже об пол стукнул, будто прощенья просит, как на масленице в прощеное воскресенье. Протодьякон поставил его на ноги и расцеловал трижды, сказав: – Ну, чистое ты дите, Василич!.. И все мы прослезились. И еще сказал протодьякон: – Да вы поглядите на сей румяный крендель! Тут, под миндалем-то, сердце человеческое горит любовью!.. ведь это священный крендель!!. И все мы стали глядеть на крендель. Всю рояль он занял, и весь — такая-то красота румяная! Тут о. Виктор и говорит: – А, ведь, сущая правда… это не кренделю-муке трезвон был, а, воистину, — сердцу человеческому. От преизбытка сердца уста глаголят, в Писании сказано. А я добавлю: …«и колокола трезвонят, даже и в неурочный час». Так и донесу, ежели владыка затребует пояснений о трезвоне . И тут — ну прямо чудо объявилось. Бежит Михал Панкратыч и кричит истово: – Сам преосвященный в карете… уж не к нам ли?! И что же оказалось: к нам! Отец приглашал его на парадный обед, а преосвященный надвое, в раздумчивости, сказал: «Господь приведет — попомню». И вот, попомнил. Самое празднование тут-то и началось.   Так в сенях грохнуло, словно там стены рухнули, в зале задребезжали стекла, а на парадном столе зажужжало в бокальчиках, как вот большая муха когда влетит. А это наши певчие, от Казанской, и о. протодьякон архиерея встретили, «исполать» ему вскрикнули. Певчие шли отца поздравить, а тут как раз и архиерей подъехал. В доме переполох поднялся, народу набилось с улицы, а Клавнюша стал на колени на дворе и воспел «встречу архиерейскую». А голос у него — будто козел орет. Архиерей даже вопросил, чего это юноша вопит… больной, что ли? И тут вот что еще случилось. Архиерея под руки повели, все на него глазели, а прогорелый Энтальцев-барин, который в красном картузе ходит, с «солнышком», и нос у него сизый, перехватил у какого-то парнишки пирог от Абрикосова, с лету перехватил — сказал: «от Бутина-лесника, знаю! я сам имениннику вручу, скажи — кланяются, мол, и благодарят». И гривенник тому в руку сунул. Это уж потом узнали. А парнишка-раззява доверился и ушел. Барин отдал пирог Василь-Василичу и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Как поститься жителю большого города? Как быть в пост работающему человеку? Как настроиться, если ничего не успеваешь? 23 февраля, 2015 Как быть в пост работающему человеку? Как настроиться, если ничего не успеваешь? Как быть в пост работающему человеку? Как настроиться, если ничего не успеваешь? Отвечает игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки, руководитель сектора миссионерских станов Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионерского стана «Спасский» в п. Тикси, Якутия. Как молиться Великим Постом ? Существует большая проблема соотношения монастырского богослужебного устава и ритма жизни современного города. Духовенству легче: мы живем в ритме службы. А как быть тем, кто работает фиксированный рабочий день? Конечно, следует стараться больше обычного посвятить храмовой, общей молитве. Но, если не получается, то хорошо бы попытаться что-то изменить в своем обычном правиле. Больше молиться — не значит пролистывать больше страниц канонника или молитвослова, чем в другое время. Думаю, это значит уделять больше времени внутреннему обращению к Богу. Попробуйте отвести себе время: 20–30 минут утром и вечером (кто-то может и больше) на такую сердечную молитву. Попробуйте поклоны с такой молитвой. Не потому что это входит в обязательное постовое правило, а потому что позволит вам иначе ощутить силу такой молитвы. Это невозможно без примирения с теми, кого обидели, с кем имеется немирность. Недаром пост начинается Прощеным воскресеньем . Не буду ничего лишнего говорить о пище: мера воздержания это личное дело каждого человека или его духовного наставника, если это наставничество основано на обоюдной христианской любви и послушании. Скажу лишь, что часто бывает куда сложнее поститься количественно, чем качественно. Постных и не самых дешевых продуктов сейчас множество. Но мы забываем, что постом еда должна быть самой дешевой с тем, чтобы сэкономленные деньги потратить на добрые дела. То, что касается моего личного опыта, я скажу, что за время жизни в Церкви пост стал для меня не обязанностью, а потребностью. Богослужебная часть поста, так как я служащий священник, — и без того выполняется по уставу; о качестве еды мне нет нужды заботиться самому, — у нас есть повар и в трапезной тоже все по уставу. Остается та самая покаянная, очищающая душу и, как я считаю, — главнейшая часть Великого Поста, которую ждешь весь год с трепетным предвкушением чистоты и слезной молитвы. Ну и еще: ведь, если начинается Великий Пост, это значит, что уже скоро Пасха !

http://pravmir.ru/post-v-ritme-zhizni-so...

Царские врата закрываются, и служащие священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. После отпуста вечерни совершается чин прощения. На аналоях перед солеей кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Архиерей или настоятель храма, монастыря творит земные поклоны перед ними и лобызает их. Затем он произносит поучение, в завершение которого испрашивает прощения своих грехов у причта и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». При этом «во время чина прощения принято петь " Покаяния отверзи ми двери " , " На реках Вавилонских " и стихиры Пасхи " Да воскреснет Бог " , заканчивая стихиру " Воскресения день " словами " Простим вся воскресением " ( " Христос воскресе " не поется)» 39 . VII Подводя итоги вышеизложенному, необходимо сформулировать некоторые выводы. Чин прощения, совершаемый после вечерни в неделю Сыропустную, является уникальным литургическим обычаем, который совершается один раз в год накануне наступления святой Четыредесятницы. Его следует отличать от иных обычаев испрашивать взаимного прощения: например, в завершении великого повечерия, или же прощения, которое полагалось испрашивать монахам в течение всего поста согласно Студийскому уставу, или клирикам и мирянам от Патриарха (архиерея) по Типику Великия Церкви (1838 г.) или же иных подобных обычаев. Непосредственным историческим прототипом нашего обряда является чин прощения, который совершался Московским Патриархом и русскими архиереями в кафедральных соборах. Этот чин описывается в доступных нам литургических источниках XVII-XVIII веков — Архиерейских Чиновниках. Сходные описания чина прощения содержатся в монастырских Обиходниках, отражающих богослужебные традиции русских обителей. Ни Типикон, ни Постная Триодь в современных редакциях не содержат никаких уставных предписаний относительно порядка совершения чина прощения.

http://radonezh.ru/2023/02/22/esli-ne-bu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010