Никона с самых младенческих лет. Он был малым ребенком, когда мачеха, видя, что он уснул в печке, заложила ее дровами и запалила их, желая сжечь ненавистнаго Никиту (так звали П. Никона в миру). Но посторонняя женщина, посланная Богом, услышав крик младенца, вовремя выхватила его из пламени невредимым и тем спасла ему жизнь. Дивный промысл Божий сохранил Никона от потопления на Белом Море, близ Соловецкой обители, пред Онежским устьем. Приставши на своей утлой ладье к острову Кию, он водрузил крест на нем в память своего спасения от потопления. Впоследствии, будучи Патриархом, он построил на о. Кие Крестный монастырь. Та же промыслительная десница Божия спасла его от смерти в 1650 году во время новгородскаго бунта, когда Никона, уже бывшаго в сане Новгородскаго Митрополита, до такой степени избили камнями и дубьем за укрывательство в архиерейском доме новгородскаго воеводы князя Хилкова от озверевшей толпы бунтарей, что у него хлынула изо рта, носа и ушей кровь и все считали его уже умершим. Но Господь даровал ему прежнее здравие и силу. Благодать Св. Духа проявлялась в П. Никоне и как дар прозорливости. Когда вышеупомянутый Архимандрит Сергий дерзко досаждал ему после суда, он сказал ему с горечью в сердце, что и его сошлют в заточение. И, действительно, Сергий был сослан по повелению царя в заточение на покаяние в Толгский монастырь. Когда П. Никона , уже умирающаго, везли на струге по Волге и причалили к берегу против Толгскаго монастыря, то Архимандриту Сергию явился П. Никон в сонном видении и сказал: «Встань, брат Сергий, простимся». Архимандрить тотчас поспешил к П. Никону, пал ему в ноги и со слезами испросил себе прощение. Давши прощение Архимандриту Сергию, П. Никон уже не мог больше говорить и тут же скончался, приняв Св. Тайны от своего духовника. Благодатный дар прозорливости П. Никон обнаружил и пред получением указа от царя Феодора Алексеевича, который возвещал ему свободу и возвращение в любимую им св. Воскресенскую обитель. Об этом указе ни П. Никон и никто из окружающих его ровно ничего не знали; однако, накануне получения указа Патриарх повелел своей братии собираться в путь в Воскресенский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

прегрешения моя возвещаю Ти, Боже, обратив помилуй мя». (Tponapu по 6-й каф.) Милая мамочка, благословите! Мир и духовную радость подай, Господи, дому сему. Мамочка, от всей души благодарю Вас за посылочки, все дошло благополучно. В письмах пишете, что болеете. Мама, мама, берегите себя! Умоляю Вас, ни о чем не переживайте, не перетруждайтесь. Отдыхайте, ходите в церковь , как Бог подаст силы. Господи, укрепи мамочку! Я звонил в Киев, сказали, что Вы уехали. Я подумал, что Вы поехали в Москву к приезду мощей св. Серафима Саровского , но Вас нет... Я еще не был у мощей св. Серафима. Господи, допусти меня грешного к сему Праведнику приложиться. Отче Серафиме, благослови мне придти к тебе... Мамочка, наступают дни Великого поста... Простите меня окаянного, не помяните всех тех зол, причиненных мною Вам, милая мамочка... Прошу прощения у Господа и у Вас, мамочка, 3 раза. Благословите меня грешного на пост!.. Передает Вам поклон тетя, что у Преподобного поет, и бабушка Анна, и бабушка Александра. Бабушка Александра попала в больницу, ее сбила машина. Все обошлось благополучно (швы на голове), я у нее был... В это Воскресенье (заговенье на мясо) мы с отцом Фотием причащали бабушку Анну. Слава Богу, причастилась. С уроками все хорошо. Господь помогает... Мамочка, буду кончать. Трошу прощения 3 раза, св. молитв и святительского благословения. Благословите! Баш сынок Сергей. 1991.02.11, 14 26 «Кο множеству милости Твоея прибегаю, разреши вериги, Богородице, согрешений моих». (Тропарь на «И ныне» по 19-й кафизме) Мир и радость велия дому Вашему! Дорогая мамочка, простите и благословите! Вот прошло около 2,5 недель как я не пишу писем. Мамочка, простите меня за невнимание, леность, нерадение. В свое оправдание ничего не могу сказать, полагаю лишь надежду на материнское сердце, на его любовь и терпение... До сих пор у меня под кроватью стоят баночки «из дома». Я их «выдаю» по праздникам, а бывает и так, по будням. Ребята передают Вам, мамочка, свою благодарность. Большая трехлитровая банка варенья была съедена в течение одного дня с 10 30 до 22 00 . Это оказался деликатес, который мне «спасти» не удалось. И, действительно, такое варенье я ел впервые. Не потому говорю «впервые», что оно вкусное, нет. Просто я еще не видал, чтоб абрикосы были перемешаны с грецким орехом. Для ребят это показалось чем-то необыкновенным. Его сравнивали с архиерейским блюдом. Конечно, я сыграл на этом, и все бесспорно признали «мудрость» украинского народа! Но я им не дал попробовать истинно архиерейского блюда, которое находилось не в трехлитровой банке, а в майонезной, назвав его со всею строгостью моим «лекарством». Так оно и стоит открыто в моей тумбочке, но ем его только я один...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сказать, что он рос в безбожной семье, не скажу. Отец - Илья Николаевич - глубоко верующий православный, монархист по убеждениям. Не эти ли разговоры со старшими детьми - Сашей и Анной, когда он понял, что они стали вдруг чужими ему по взглядам людьми, свели его рано и неожиданно в 54-летнем возрасте в могилу. Мать - Мария Александровна, ведь тоже была верующим человеком. А сколько ушатов грязи за последнее время было вылито на неё! В Казани недалеко от дома, который они снимали на 1 Горе (ныне улица Ульянова - Ленина) стоял величественный краснокирпичный храм, освящённый в честь Кирилла и Мефодия. Так вот, Мария Александровна остеклила собор на свои средства, купив стекла на сумму в 250 рублей, достаточно большая сумма по тому времени. Но сын стал оголтелым атеистом, но и ненавистником всех церковнослужителей и царской семьи. По существу, это был сподвижник народника Нечаева, воплотившем на практике его «Катехизис революционера». Тот только мечтал уничтожить всю Романовскую ектению, а этот, это осуществил. Вот здесь от суда истории и Божиего суда никуда не деться. Он покусился на Бога, и потерпел поражение уже при жизни. Гнилость системы, заложенной при нём, он уже увидел, но не мог ей противостоять. Но не раскаялся, не попросил прощения (это не в правилах наших руководителей, может быть выпадает здесь уходящий Ельцин, попросивший прощения за то, что хотелось, но не свершилось. Да Сталин, когда петух клюнул, 3 июля 1941 г. обратился к советскому народу, как к пастве, помятуя, наверное, своё катехизисное образование: «Братья и сестры! Друзья мои!). Верил в свою звезду. Рано стал смотреться в историческое зеркало, но не увидел, что оно искажает истину. Бюрократия, им взращённая, его же и утопила в пафосных речах, в памятниках, названиях, выхоластила крупицы разума. Умирал страшно тяжело. Атеисты так умирают, без веры, без Бога. Страшно умирал первый атеист Вольтер. Сошёл с ума его казанский друг, масон Василий Ипатович Полянский (ум. в 1800 г.), дядя графа Толстого. Его могила до середины 1920-х годов ещё проглядывалась среди высокой некошеной травы на территории бывшего Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря (Архиерейская дача).

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/07/...

Архиерейский Собор Сербской Церкви посетил Печьскую Патриархию Печская Патриархия, 24 мая 2006 г. 24 мая 2006 г . Патриарх Сербский Павел и архиереи Сербской Церкви, собравшимися на Собор, посетили монастырь Печская Патриархия для того, чтобы на праздник равноапостольных Мефодия и Кирилла разделить пасхальную радость с народом Косово и Метохии. Сербские архиереи были доставлены в монастырь под охраной итальянских военнослужащих КФОР. В храме Свв. Апостолов Патриарх Павел совершил Божественную литургию в сослужении  множества архиереев и священников. «Во время заседания Священного Архиерейского Собора, - говорится в официальном сообщении, -  архиереи собрались в этом древнем патриаршем монастыре, являющимся духовным центром Сербской Православной Церкви, чтобы еще раз явить заботу Церкви о своем верующем народе и святынях на просторах Косово и Метохии, и направить им слово ободрения и отеческой любви в это время, обременненное стаданием и неопределенностью. Своим приездом на Косово и Метохию архиереи Сербской Православной Церкви также направляют настоятельное пршение об обеспечении возвращения сербских беженцев с территории Косово и Метохии и их мирной и достойной жизни у вековых очагов. Возвращение к своим сожженным домам, разрушенным святыням  - не только жизненная необходимость, но и выражение нашей веры в Воскресение, обновляющее всех нас. Поэтому Священный Архиерейский Собор еще раз выражает полную поддержку начатому процессу восстановления, с надеждой, что восстановление святынь разрушенных во время мартовского погрома 2004 года продолжится восстановлением всех остальных православных храмов и всеобщим духовным обновлением и народным преображением. Христос Господь учит нас  любить не только тех, кто нас любит , но и тех кто нас не любит, и поэтому все мы должны прощать и молиться о прощении с глубоким осознанием того, что это единственный путь, ведущий к Воскресшему Христу и миру со всеми, с кем мы делим этот кусок благословенной косово-метохийской земли“. После Божественной литургии и встречи с верующими сербские архиереи отправились под защитой итальянского КФОРА в направлении Белграда для того, чтобы продолжить заседание Собора. 26 мая 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17510.html

В неделю «о Блудном сыне» к нам в храм должен был приехать служить архиерей. Естественно, я очень волновался, готовясь к столь ответственной службе, и умолял Петра Степановича не сорваться в эти дни — на архиерейской всенощной я готовился пропеть «Покаяние» Веделя, которое без басовой партии невозможно исполнить. Петр Степанович клятвенно заверил меня, что ни грамма в рот не возьмет, и на спевки действительно приходил трезвый. Но накануне приезда архиерея Петр Степанович опять запил. Тут уж я на него сильно обиделся и решил в наказание вообще до самой Пасхи на хор не пускать. На Прощеное воскресение Петр Степанович пришел, хотя и помятый, но уже трезвый. Вид его выражал смиренное раскаяние. Так и подошел ко мне, опустив глаза и бормоча от стыда чуть ли не себе под нос: — Согрешил я, окаянный. Подвел тебя Алексей Павлович. Виноват, видит Бог, виноват. Прости меня Христа ради. Я, отвернувшись от него, с холодком в голосе проговорил: — Бог вас простит, Петр Степанович, и я прощаю, но на клирос не допускаю. Степанович вскинул на меня удивленно-вопросительный взгляд: — Если прощаете меня, то почему же мне на клирос нельзя? — Это я вас как человек прощаю, а как регент не могу простить, хватит уже. Сколько вас можно прощать? — вспылил я. — Сколько? — как бы задумавшись переспросил Петр Степанович, — а сколько Сам Христос сказал: семьдесят раз по семьдесят, — и улыбнулся довольный своей находчивостью. Но эта улыбка возымела на меня обратное действие: — Да как же вам не стыдно, Петр Степанович, после всего этого еще и словоблудством заниматься. Я вам не Христос, я грешный человек и ваше недостойное поведение больше терпеть не намерен. Извольте сейчас же покинуть клирос и сюда не приходите больше. Петр Степанович весь как-то еще больше осунулся, повернулся и медленно побрел к выходу. В эту минуту мне его стало очень жаль, и я, немного поколебавшись, побежал за ним следом. Догнал его уже на выходе из храма. — Послушайте, Петр Степанович, — начал я, — мы не должны так с вами расставаться в Прощеное воскресение. Но и вы меня обязаны понять.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2298...

Обращение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей к боголюбивой пастве Возлюбленные о Господе отцы, братие, сестры, верные чада Русской Зарубежной Церкви, Христос Воскресе! «Как солнце превосходит звезды, – говорит святитель Григорий Нисский, – так и Святая Пасха превышает собой все другие церковные торжества». Она названа Церковью «Пасхой красной», «праздником праздников и торжеством из торжеств». Блаженнейший Митрополит Антоний проникновенно объяснял, что если каждый праздник есть таинство, то праздник праздников – Пасха, есть таинство таинств. Первые христиане именовали Пасху «Днем Господним», ибо она обнимает своим светом всю Вселенную, «видимый мир и невидимый», землю живых и мертвых. В день Пасхи все стремятся придти в храм, чтобы встретить таинственную, священную радость. Лучшее выражение пасхальной радости христиан – торжествующие слова: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» Пасха Господня есть краеугольный камень новой, совершенной жизни мира. Пасха навсегда утвердила веру в бессмертие жизни. «Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша», – говорит апостол Павел. Не от того ли трепещет наше сердце, пылает огнем жизни, видя это «веселие вечное», чувствуя подлинное торжество церковного дня, «егоже сотвори Господь»? Как же стать достойными великой святыни Пасхи, как жить ею во всей полноте, как очистить себя от грехов и страстей, чтобы чистым сердцем вместе с ангелами прославить Воскресение Христа, поклониться Ему, как Единому Святому и Безгрешному, победившему смерть и даровавшему «сущим во гробех» вечную жизнь? Как провести эти светлые дни, ведущие нас к восстановлению мира и единства в Поместной Русской Православной Церкви, которое совершится в праздник Вознесения Господня? Как подготовиться к этим событиям? «Приблизьтесь к Богу, – говорит апостол Иаков, – и Он приблизится к вам». Святитель Тихон Задонский наставляет: «Когда со всей крепостью и усердием помолишься, сердце исполнится Божественной любовью». Нужна постоянная сердечная молитва, участие в таинствах церковных, необходим подвиг жизни, исполнение правил веры, активное доброделание. Обратим наше сердце ко Христу и испросим у него прощения всех наших согрешений, препятствующих нам «насладиться пиром веры и воспринять богатство благости». Будем бороться против своих слабостей, трудиться в заповедях Христовых, «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 1, 3), чтобы обрести в сердце Христа Жизнодавца.

http://pravoslavie.ru/5698.html

В Церкви: Поместный Собор выбрал нового Патриарха. [Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси избирается Поместным Собором, которому обязательно должен предшествовать Архиерейский Собор. Он начал свою работу 25 января 2009 года. Его участники получили бюллетени с именами 145 архиереев, имевших право быть избранным на Патриарший престол. Каждый из голосовавших должен был отметить одно имя. По результатам голосования, в котором приняли участие 198 архиереев, больше всего голосов - 97 - было отдано за митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Были определены и два других кандидата, чьи имена Архиерейский Собор должен был предложить Поместному Собору: митрополиты Калужский и Боровский Климент и Минский и Слуцкий Филарет. Однако владыка Филарет снял свою кандидатуру в пользу митрополита Кирилла. Поместный Собор Русской Православной Церкви открылся 27 января в Храме Христа Спасителя. На него съехались 707 делегатов из более чем 60 стран мира. В результате голосования митрополит Кирилл получил 508 голосов]. Фото Сергея Титова. - С. 79.  Второй раздел - «О чем писал “Фома”» — воспроизводит одну из публикаций 2009 года [Фома. - – июнь 2009. – С.27-30. - (раздел « Вера » ) ]: Александр Ткаченко. Обида. Кому и зачем нужно прощение. Рисунки Алены Гудковой.[Обидеть человека легко. Чтобы постичь эту горькую истину, совсем не обязательно быть психологом или философом. Печальный опыт переживания нанесенной обиды имеется у всех людей без исключения, и каждому известно, как сильно может ранить душу одно-единственное недоброе слово...]//Фома. - – май 2021. – С.80-85. – (раздел « Культура », проект « Так и было. 2009-й»). Семейное чтение: Наталья Харпалёва . Уверение Фомы: как ученик Христа все же поверил в Его Воскресение. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой//Фома. - — май 2021. - С.86-91. – (раздел « Культура », рубрика « Семейное чтение») . Строфы: Совместный проект журналов «Фома», «Новый мир». Василий Казанцев (1935-2021) . Выше радости, выше печали. Подборка стихотворений (Баллада о детстве/«Поляны светятся, дымясь...»/; «Принимаю как должное...»; «...Не обошла тебя работа...»; «Он встал считай что из могилы...»; «В этой радости мне отказали...»; «Нет, не скрывайся, не таи...»; «Это никогда не надоест...»; «Не буйству верь, а кротости...»; «Высоченны лесные палаты...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Романа Макагонова//Фома. - – май 2021. – С.92-93. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-217-...

в какие архиерейские дела я вступаюсь?» «Что я писал, того не помню», – отвечал Никон. Продолжали читать: «Оставил патриаршество вследствие государева гнева». «Допросите, – прервал царь, – какой гнев и обида?» Никон: «На Хитрово не дал обороны, в церковь ходить перестал; ушел я сам собою, патриаршества не отрекался, государев гнев объявлен небу и земле, кроме сакоса и митры, с собою не взял ничего». Патриархи: «Хотя б Богдан Матвеевич человека твоего и зашиб, то тебе можно бы терпеть и последовать Иоанну Милостивому, как он от раба терпел; а если б государев гнев на тебя и был, то тебе следовало об этом посоветоваться с архиереями и к великому государю посылать, бить челом о прощении, а не сердиться». Тут послышался голос Хитрово, ободренного словами патриархов. «Во время стола я царский чин исполнял, – начал Богдан Матвеевич, – в это время пришел патриархов человек и учинил мятеж, и я его зашиб не знаючи, и в том у Никона-патриарха просил прощения, и он меня простил». Раздались голоса с обеих сторон, с архиерейской и боярской: «От великого государя Никону-патриарху обиды никакой не было, пошел он не от обиды, с сердца». «Когда он снимал панагию и ризы, – говорили архиереи, – то говорил: «Аще помыслю в патриархи, анафема да буду», панагию и посох оставил, взял клюку, а про государев гнев ничего не говорил; как поехал в Воскресенский монастырь, то за ним повезли его люди много сундуков с имением, да к нему же отослано из патриаршей казны денег 2000 рублей». Патриархи: «Ты отрекся от архиерейства: снимая митру и омофор, говорил: недостоин». Никон: «В отречении лжесвидетельствуют, если б я вовсе отрекся, то архиерейской одежды с собою не взял бы». Дочли в письме до выходки Никона против Уложения. «К этой книге, – сказал царь, – приложили руки патриарх Иосиф и весь освященный собор, и твоя рука приложена: для чего ты, как был на патриаршестве, эту книгу не исправил и кто тебя за эту книгу хотел убить?» «Я руку приложил поневоле», – отвечал Никон. Дочли до рассказа о приезде князя Одоевского и Паисия Лигарида в Воскресенский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В день сошествия Святого Духа мы собираемся все вместе, чтобы опять прикоснуться к Его источнику. Знаем и свою немощь и слабость. Вот и молимся: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, ... прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякая скверны, и спаси, Блаже, души наша». В день памяти всех святых Перед нашими духовными очами за эти месяцы прошли великие события: мы видели Вифлеемскую звезду и слышали ангельское пение «Слава в вышних Богу, и на земли мир...» – пение возвещавшее о Рождестве Господа Иисуса Христа, о Его пришествии на землю; мы были на Его Сретении, были с Господом на Иордане, созерцали духовно Его Крещение и Богоявление. Евангельское чтение рассказало нам обо всей жизни Господа Иисуса Христа и о Его учении; мы с ветками следовали за Ним в Иерусалим во время Его торжественного входа; мы были на Тайной вечере, мы присутствовали при Его страданиях на Страстях, видели Его распятым и снятым со Креста, прикладывались к Его плащанице. А затем, радостная весть – ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! захватила наши души. Через 40 дней было Вознесение Господа, а в прошлое воскресенье – Сошествие Святого Духа и основание Святой Христовой Церкви. Ныне у нас праздник, посвященный прославлению всех святых. Зачем установлен этот праздник? Зачем мы его празднуем? Церковь Православная этим праздником хочет нам показать, что Господь Иисус Христос пришел на землю не напрасно. Сколько прекрасных духовных плодов за эти века созрело на ниве Христовой! И если обозреть нам мысленно жития всех известных святых, то среди них мы найдем и детей, и взрослых, и старцев, и знатных, и простых, найдем богатых и бедных, пустынников, отшельников и живущих в миру, найдем матерей и отцов семейств, простых воинов и князей. Среди воинов особенно много прославленных святых. И не только в древности жили святые люди. Вспомним Серафима Саровского , Оптинских старцев, батюшку отца Иоанна Кронштадтского , наших современных мучеников за веру Христову, начиная с митрополитов Владимира и Вениамина (митрополиты Киевский и Галицкий Владимир и Петроградский и Гдовский Вениамин в 1992 году прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви как священномученики. – Примеч. изд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

На другой день, 27 августа, утром царская семья, отслужив панихиду на гробе патриарха, выехала из Воскресенского монастыря. В Москве государь также раздавал архиереям вещи из архиерейских облачений Никона, привезенные с Воскресенского монастыря; патриарху Иоакиму досланы дорогая митра и саккос Никона для поминовения; но когда патриарх не принял их, то митра отдана была смоленскому митрополиту Симеону 153 . Теперь оставалось ждать вестей с Востока. Царские грамоты восточным патриархам по делу Никона дошли по назначению; но только весною 1682 года, по подписании окончательного мирного договора России с Турциею, патриархи могли приступить к составлению ответных грамот государю. Константинопольский патриарх Иаков составил собор из подвластных ему архиереев и 5 числа мая подписал с ними грамоту на имя московского царя. В половине мая такие же грамоты составлены и остальными восточными патриархами, александрийским Парфением, иерусалимским Досифеем, проживавшим тогда в Цареграде, и двумя антиохийскими патриархами, прежним Неофитом и новым Кириллом, жившими в городе Финикии. Согласно с двойным характером царских грамот и ответные грамоты на них восточных патриархов также были двойные. Одни из них имеют характер частных писем государю, в которых патриархи извещают государя о получении его грамот, описывают их содержание, благодарят за царские подарки, высказывают готовность исполнять волю государя и сообщают о своих разных нуждах. Другие грамоты патриархов имеют официальный церковный характер; все они назначались для прочтения при гробе Никона, четыре из них содержат более или менее буквально сходное изложение соборного определения всех переписавшихся между собою восточных патриархов о снятии с Никона запрещения, наложенного на него московским собором 1666 года. В основу этого определения приняты как извещения государя о страданиях, доброй непорочной жизни и покаянии Никона в заключении, так и присущий Христовой церкви дар и право прощать раскаявшегося грешника, особенно если он успел загладить свои вины добродетельною жизнью; московский собор 1666 года, осудивший Никона, говорят теперь восточные патриархи, мы не разрушаем, но по данной церкви божественной благодати только отменяем определение его о Никоне и постановляем: да преподобной памяти возлюбленный наш брат господин Никон, бывший патриарх московский и всея России, имеет прощение и разрешение от наложенного на него соборного запрещения и, восприяв духовный сан архиерейства, да получит как патриарх постоянное церковное поминовение с остальными московскими патриархами в священных диптихах и во всех положенных церковных последованиях, и никто не должен противиться этому нашему соборному определению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010