После осмотра Покровского храма и знакомства со священнослужителями было решено первую службу архиерейским чином служить в субботу 26 февраля, накануне Прощеного воскресенья. К этому времени предполагалось разыскать архиерейское облачение, поскольку в храме его не было. Покровский храм, долгие годы содержавший под своей кровлей рабочих общежития, доведен был до последней степени запустения. Обитатели его раскололи иконы, сломали и выбросили иконостас, исписали стены ругательствами. Владыка Лука без жалоб принял наследие атеистов, начал ремонтировать храм, собирать причт, вести службы. Слух о приезде правящего архиерея в Тамбов быстро распространился по всему городу. К началу службы в субботу, 26 февраля, к Покровскому храму пришло множество людей. Все не смогли поместиться в маленьком храме и стояли вокруг него. По окончанию службы владыка Лука обратился к прихожанам со своим первым архипастырским словом. Горячая, вдохновленная речь владыки, его призыв всем миром взяться за возрождение поруганных церквей, произвела глубокое впечатление на слушателей и нашла живой отклик в их сердцах. Во вторник 29 февраля Преосвященный Лука посетил уполномоченного и вручил ему заявление с просьбой разрешить созвать в Тамбове в марте месяце съезд духовенства православного вероисповедования для информации по церковным вопросам. Кроме того, он просил возвратить из краеведческого музея изъятые в свое время из православных храмов облачения, митры, антиминсы, иконы, кресты, сосуды, плащаницы, купели и богослужебные книги, не нужные для музея, но необходимые для богослужений в открывающихся храмах епархии. Архиепископ просил также поставить перед облисполкомом вопрос о возвращении епархии здания бывшего кафедрального Собора для проведения в нем архиерейского богослужения. Эту последнюю просьбу он мотивировал тем, что, во-первых, для верующих Тамбова одного маленького Покровского храма недостаточно, требуется открытие второй церкви в городе; а, во-вторых, Московская Патриархия в принципе решила в Совете по делам РПЦ вопрос об открытии кафедральных соборов в тех епархиях, в коих имеется архиерей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Архив Пн Протоиерей Пимен Саймон: Вопреки злым слухам и наглой лжи, епископ Ирийский Даниил не находится под «домашним арестом» и не ограниченен в свободе действий или общения 13 мая 2007 г. 19:10 В опубликованном на официальном сайте РПЦЗ заявлении протоиерея Пимена Саймона излагается позиция епископа Ирийского Даниила (викария Председателя Архиерейского Синода по окормлению единоверцев) по вопросу грядущего примирения с Русской Церковью в Отечестве (перевод с английского) . Христос Воскресе! Пишу это заявление, во-первых, как настоятель храма Рождества Христова, находящегося в непосредственном ведении Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра и его викария епископа Ирийского Даниила. Во-вторых, пишу, как бывший старообрядец–беспоповец и бывший наставник беспоповской старообрядческой общины и как человек лично знакомый с горем, причиненным разделениями в Теле Христовом, то есть в Церкви. Ко мне сегодня обратились с вопросами о событиях, случившихся с Владыкой Даниилом в субботу 22 апреля/5 мая. Прежде чем приступить к описанию этих событий, хочу еще раз ясно и категорично заявить о позиции Владыки Даниила по отношению к грядущему примирению с Московским Патриархатом, с которым Владыка не согласен. Он всегда говорил, что поддерживает идею «общения» с Московским Патриархатом, но верит, что за восьмидесятилетнюю историю Русской Зарубежной Церкви, она создала себе новую, независимую роль. Он боится, что Русская Зарубежная Церковь потеряет свою независимость, «объединяясь» с Московским Патриархатом. Он никогда не говорил, что считает Русскую Православную Церковь Московского Патриархата безблагодатной или «лже-церковью», созданной Сталиным. Не забудьте, что Владыка в молодости жил в Советском Союзе и был крещен священником Московского Патриархата в приходе Московского Патриархата. Уже несколько лет его беспокоит вопрос, что ему делать, когда примирение произойдет. В Прощеное воскресенье перед вечерней весь клир нашего прихода встретился с Владыкой, чтобы ему сказать о нашей любви к нему и о нашей надежде, что он останется с нами. Тут же, при семи священнослужителях, он заявил, что не покидает Русскую Зарубежную Церковь и что будет по–прежнему посещать богослужения и приобщаться святых Христовых Таин с нами в Рождественском храме. Владыка намекнул на возможность, что подаст прошение об уходе на покой, не желая продолжать служить викарным епископом по вышеуказанным причинам. Владыка даже написал прошение о почислении на покой, но потом передумал, и решил оставаться епископом Ирийским.

http://patriarchia.ru/db/text/239087.htm...

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию на подворье Русской Церкви в Дамаске 7 марта 2022 г. 12:39 6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в домовом храме в честь священномученика Игнатия Богоносца при Представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске. Его Высокопреосвященству сослужили викарий Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X епископ Дарайский Моисей, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов , представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем престоле игумен Арсений (Соколов) , архимандрит Георгий Жилю, протоиерей Андрей Страйков, окормляющий базу Хмеймим, секретарь председателя ОВЦС священник Александр Карзан, архидиакон Иларион Башара. За Литургией молился руководитель сирийского отделения федерального агентства «Россотрудничество» Н.В. Сухов. По завершении богослужения с приветственным словом к митрополиту Илариону обратился игумен Арсений (Соколов), в частности, отметив: «В военное время, когда на наш двор часто сыпались гильзы, Вы не побоялись и приехали, и вместе с Блаженнейшим Патриархом Иоанном совершили Божественную литургию и наполнили евхаристической радостью наши сердца. Сегодня мы вновь разделяем Вашу архиерейскую молитву. И вновь в непростое время, ибо мир находится на грани катастрофы. Все в руках Божиих, но мы верим, что молитвы Церкви тоже многое значат. Господь слышит молитвы Своей Церкви, внемлет им и отвечает по Своему человеколюбию. Его Божественное правосудие уравновешивается Его милосердием. Мы, Представительство Русской Церкви в Дамаске, поддерживаем Вас нашими молитвами, молимся о Вас и просим также не забывать и нас в Ваших молитвах. Дорогой владыка, еще раз Вас сердечно приветствую в этом храме. Вы не раз бывали в нем. Мы с Вами знакомы не первый и не второй десяток лет. И для меня Вы являетесь примером пастырства и трудолюбия, примером научного упорства. Во многом я равнялся, равняюсь и буду равняться на Вас.

http://patriarchia.ru/db/text/5906626.ht...

Среди епископов того времени, когда я пел в Успенском соборе, все викарии были по-своему замечательны. Помимо Димитрия, я очень хорошо помню епископа Анастасия, который долгие годы совершал чин «погребения Плащаницы» в Страстную неделю и, находясь под Плащаницей, провозглашал своим высоким тенором «Премудрость, прости». Очень ярко мне также запомнился епископ Можайский Василий. Это был невысокого роста человек. Он уже начал кое-что забывать, и когда выходил на амвон перед исполнением Трисвятого, ему подсказывал текст иподьякон. В результате его забывчивости случилась довольно неприятная история. Это было еще тогда, когда митрополитом Московским был Владимир. Однажды во время богослужения владыка Василий вышел несвоевременно с возгласом, который должен был произнести сам митрополит. Видимо, волновался епископ Василий и вышел вместо митрополита в «царские врата». По-моему, это тоже послужило в какой-то степени основанием удаления его на покой. Запомнилось мне его яркое выступление в Прощеное воскресенье. Он так мило, так чисто, так хорошо рассказывал людям, обступившим амвон, каким должен быть человек. В его речи была такая доходчивость, что я до сих пор ее помню. Вообще, надо сказать, архиерейские служения в Успенском соборе были не столь уж часты. Помпу здесь не любили. И если служили архиереи, то лишь те, служение которых было в стиле Успенского собора. Обычно же богослужения совершались причтом самого храма. Например, всенощные под воскресный день в соборе служили один священник и два дьякона. Разумеется, под праздники, и если был выход царской фамилии в собор, то приходило больше. За будними службами хора в соборе не было. Пели сами священнослужители, которые по старой традиции этого храма состояли из обладателей низких голосов и при приеме в соборный штат прошли певческое испытание в нашем училище 584 . На всенощной клирики собора на два клироса пели «От юности моея» и другие антифоны. Помню, как в соответствующий момент службы, перед чтением Евангелия, через правый и левый клиросы Синодального хора проходили священники и дьяконы. Они спускались вниз с амвона и становились двумя группами, пультами. Поющие были одеты в подрясники и стояли лицом к «царским вратам». На парусиновом раскладывающемся аналое перед ними лежала книга. В каждом пульте, которые пели поочередно, но никогда вместе, было примерно по шесть человек. Пение правого пульта возглавлял протопресвитер Любимов, под началом которого были такие басы, как Розов и Ризположенский. На левом клиросе, где пели Румянцев, Воздвиженский и другие, головщиком был сакелларий Пшеничников. Не помню сейчас, на каком из клиросов пел иерей Ермонский – обладатель необычайной красоты баса. Его чтение Евангелия в алтаре было незабываемым! Он читал Евангелие по-дьяконски, постепенно повышая голос и доводя звучность до forte. Помню, я слушал это чтение как зачарованный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподаватель богослужебной практики следит за тем, чтобы все было чинно и четко. Как тренер футбольной команды на ответственном матче, который должен еще одновременно молиться. Это послушание требует особой харизмы. Такую систему службы по очереди ввел в Питере именно владыка Исидор. В полусумраке Великого поста Владыка Исидор любит и знает службу. Начинается Великий пост. Накануне в Прощеное воскресенье вечером владыка говорит в алтаре: «Отцы, начинается пост, отложите, пожалуйста, все разговоры на службе». В первый день поста богослужение в соборе в 7 утра. После заговенья трудно вставать. Владыка в храме раньше всех, бодрый и веселый. За службой следит по старинной книге, где поминается Николай Второй вместо патриарха. Все чтения владыка распределяет между клириками четко и своевременно: кафизмы, канон, часы, паремии. В соборе полумрак, паникадило погашено, сверху светит фонарик. Владыка в постовой черной мантии с белыми и красными полосками читает шестопсалмие посреди храма, я как жезлоносец стою рядом в трепете. Страстная седмица. Владыка перед престолов поет «Черто-о-о-ог Твой ви-и-ижду, Спасе Мой, у-у-украше-енный…». Я теперь всегда стараюсь это спеть, каждый год. В Великую пятницу иподиаконы дежурят у плащаницы. В перерыве уютная ризничная матушка Александра угощает нас картошкой в мундире и солеными помидорами из банки, очень вкусно. Иподиаконы в 90-е годы — дружная компания, мы друзья, нам интересно вместе, много времени проводим в гостях друг у друга, ходим на концерты. Архиерейский чемоданчик Встреча архиерея. Второй слева — Александр Пискунов Едем с владыкой на приход в другой город. Утром собираем в соборе чемоданы: с архиерейским облачением, с «железом», то есть с богослужебной утварью, со стихарями и подрясниками, круглая коробка с митрой, сумка с обувью, мешок с орлецами, футляр с жезлом. Колонна из двух «Волг», в первой владыка на правом заднем сиденье, рядом с ним кто-то из священников, рядом с водителем протодиакон Сергий. Отец Сергий прекрасный протодиакон. Кроме знаменитого голоса — любовь к службе, украинско-московское благочестие. Умение четко организовать богослужение. Во второй машине водитель и четыре иподиакона. Настроение приподнятое, иподиаконы в костюмах и галстуках. По приезде нас покормят обедом, затем будет всенощное бдение, ужин, потом иподиаконской компанией — купаться в море.

http://blog.predanie.ru/article/smirenny...

К амвону был подведен нареченный во епископа архимандрит Арсений, который громко прочитал Cvмboл веры, правила святых апостолов и архиерейскую присягу, скрепив ее своею подписью. По окончанию чина исповедания веры началось служение Литургии. После молитвы «Призри с небесе, Боже», Высокопреосвященнейший митрополит Макарий и прочие епископы вошли в алтарь. Хиротонисуемый был выведен из алтаря через северные двери и подведен к царским вратам. От царских врат Высокопреосвященнейший Макарий ввел его в алтарь. Здесь хиротонисуемый снял митру, сделал три земные поклона, стал на колени и положил голову на престол. Высокопреосвященнейший Макарий возложил на него св. Евангелие и руки. Затем Евангелие было снято и хиротонисуемый начал облачаться в архиерейские облачения. При этом Высокопреосвященнейший Макарий возгласил, а духовенство и хор пели аксиос. После этого Владыка-митрополит и все архиереи облобызали Преосвященного Арсения. По окончании Литургии архиереи снова вышли на амвон. К Высокопреосвященнейшему Макарию был подведен Преосвященный Арсений. Вручая архирейский жезл, Владыка-митрополит обратился к нему с назидательным словом, в котором указал на трудность архипастырского служения вообще, а в наше время в особенности. По окончании богослужения Преосвященный Арсений благословлял многочисленных богомольцев. Речь, сказанная наместником Чудова монастыря архимандритом Арсением, при наречении его во епископа Серпуховского, викария Московской епархии 38 Над каждым человеком бдит Промысл Божий, вся жизнь человека находится под непосредственным, хотя и незримым, водительством промышляющей и водящей десницы Вышнего. Обыкновенно же, когда человек живет в житейской суете изо дня в день, то не замечает и не вдумывается, почему и отчего именно так течет и складывается его жизнь, а не иначе. Но вот время проходит, человек оглядывается назад и видит, как все совершившееся над ним было чудесно, промыслительно, и в особенности он это чувствует, находясь среди важных и чрезвычайных перемен и моментов своей жизни, часто вконец изменяющих его внутренний и внешний жизненный строй. Тогда ему кажется, что все, что случилось и было с ним раньше, оно-то и вело и подготовляло его именно для этого последнего, решающего момента, и он готов бывает воскликнуть, что воистину от Господа стопы человеку исправляются ( Пс. 36:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В большинстве монастырей патриарх Антиохийский совершал богослужения. Он подносил памятные подарки настоятелям и получал от них ответные дары и иконы престольных праздников обителей или прославленных в них угодников Божиих. Павел Алеппский отмечал благолепие и благоустроенность русских и украинских монастырей, удивительно строгий в них порядок. Строгость монастырских порядков иногда становилась препятствием к достаточному ознакомлению с обителью и ее внутренней жизнью, как это будет видно из рассказа о Троице- Сергиевой лавре. Настоятели наиболее видных русских монастырей имели саны архимандритов. Они носили митры, благословляли архиерейским благословением, во время шествий их поддерживали под руки, как епископов 569 . Во время пребывания патриарха Макария в Новгороде при чтении Апостола на литургии 1 сентября 1655 года к нему подвели «трех архимандритов, – пишет архидиакон Павел, – и он прочел над ними молитву, даруя им власть, а именно – вручив им зажженные свечи, дал дозволение, чтобы во время литургии постилали для них ковер и чтобы за ними шли с рипидами, когда они несут потир, – такое преимущество дает только патриарх, и оно высоко ценится» 570 . Пребывание в Новгородской земле, в ее щедрых и богатых обителях произвело на Павла Алеппского такое впечатление, что он записал: «Да увеличивает Бог твое процветание, о город Новгород, до скончания веков, за избыток твоих довольствий, твоих вод, рыбы, прекрасное местоположение, твою почву и приятность твоих монастырей, кои постине не имеют себе подобных на земле!» 571 Как уже говорилось, прежде сам царь назначал и смещал архимандритов монастырей, но при Павле Алеппском они были уже в полной зависимости от патриарха Никона . Даже монастырь Святой Троицы не избежал самовластия патриарха. Об этом приходится говорить особо, потому что эта обитель была настолько могущественной, богатой и славной на всей Руси, что в сравнении с ней, по свидетельству Павла Алеппского, не мог поставлен быть ни один монастырь. «... Этот монастырь не имеет себе подобных не только в стране Московской, но и во всем мире» 572 , – пишет архидиакон Павел, повидавший почти весь православный Восток. В праздник Святой Троицы сюда обычно приезжал царь с семейством и множеством вельмож, «ибо там бывает большое торжество; посещение этого святого монастыря заступает у них место паломничества в Иерусалим, ко храму Воскресения и ко всем (тамошним) святыням» 573 , – свидетельствует антиохийский архидиакон и добавляет далее, что расстояние от Москвы до монастыря – 60 верст и что русские богомольцы старались пройти этот путь пешком, что занимало 3–4 дня, «всякий, кто сходит туда на богомолье, получает прощение грехов» 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В годы управления Тамбовской и Крымской епархиями, как вспоминает Н. П. Пузин, архиепископ Лука иногда приезжал в Москву и служил в разных храмах: " Он очень любил проповедовать и считал проповедь самым важным делом в своем архиерейском служении. Мне пришлось несколько раз бывать у него в гостинице " Москва " , где он останавливался, и присутствовать при совершаемых им богослужениях в разных храмах столицы... Я счастлив, что мне было предназначено судьбой встречаться с этим удивительным человеком " , - писал Н. П. Пузин. В последние годы своей жизни Владыка Лука стал сильно уставать от служб, проповедей, епархиальных дел. В это время в жизни Русской Церкви происходили печальные, трагические события, которые глубоко волновали старца-архиепископа. 1960-й год начался в стране новой волной гонений на Церковь. Последовало Постановление ЦК КПСС, в котором говорилось: " Руководители некоторых партийных организаций не ведут настойчивой борьбы против чуждой идеологии, не дают должного отпора... идеалистической религиозной идеологии... " В печати появились бесчисленные антирелигиозные статьи, брошюры и монографии. В марте 1960 года Совет по делам Православной Церкви представил Св. Синоду проект церковно-приходской реформы, в результате которой епископы и приходские священники лишались всякой власти. Уже после кончины Владыки Луки, 18 июля 1961 года, состоялся Собор, на котором было проведено изменение Церковного положения. Вот что писал Владыка незадолго до смерти своей духовной дочери: " Я всецело захвачен и угнетен крайне важными событиями в Церкви Русской, отнимающими у всех архиереев значительную часть их прав. Отныне подлинными хозяевами церкви будут только церковные советы и двадцатки, конечно, в союзе с уполномоченными. Высшее и среднее духовенство останутся только наемными исполнителями богослужений, лишенными большей части власти в распоряжении церковными зданиями, имуществом и деньгами. Вы понимаете, конечно, что я не могу сейчас думать ни о чем другом... " Приближалась кончина архиепископа, он стал бледным, отказывался от пищи, тяжелые душевные переживания сказывались на состоянии Владыки. Е.П. Лейкфельд вспоминала: " Его несказанно мучил своими действиями против Церкви, постоянно неправильными, уполномоченный, человек жестокий и совершенно беспринципный " . " Последнюю свою Литургию совершил на Рождество, последнюю проповедь произнес в Прощеное воскресенье. Проповеднического долга не оставлял до последней минуты, видимо, много молился... - писала Е.П.Лейкфельд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/910/...

Патриаршее служение в Неделю сыропустную в Храме Христа Спасителя 14 марта 2021 года 14 марта 2021 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя  в Москве. В этот день исполнилось 45 лет служения в архиерейском сане Его Святейшества Святейшего Патриарха Кирилла. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник Московской епархии;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей ;  митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Сергиево-Посадский Фома , наместник  Свято-Троицкой Сергиевой лавры ;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; московское духовенство. Патриаршее богослужение посетили председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А. Гаврилов. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). На телеканалах  «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. В сугубую ектению были также включены особые прошения о ныне чествуемом Святейшем Патриархе Кирилле: «Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниих яже излиял еси изобильно на рабе Твоем Святейшем Патриархе Кирилле в мимошедшее сорокапятилетие его архиерейского служения бывших, и припадаем, и славословие Тебе, яко Богу, приносим и умиленно вопием: избави от всех бед ныне чествуемаго раба Твоего и всегда, яко милостив, исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся Ти, услыши и помилуй.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

(Я вообще-то полагала, что такое решение – креститься, посвятить себя Христу – человек может принять, лишь прочитав уже хотя бы одно Евангелие. Но в жизни, оказывается, и иначе бывает. – М.Б.) – В повседневном общении мы нередко сталкиваемся с крайне поверхностными или превратными представлениями людей о вере и Церкви. А в каком ментальном состоянии приходит обычно человек на первую огласительную беседу? – Главных заноз две. Первая – экуменизм: «Все религии говорят об одном, только по-разному. Все это разные тропинки к одной вершине». Приходится объяснять, что далеко не всякая тропинка к вершине ведет, что Крещение – это выбор не одного из многих возможных, а единственного истинного пути. Вторая заноза – пресловутый «бог в душе», при наличии которого Церковь якобы не так уж и важна, хотя креститься все равно нужно. Надеюсь, нам удается показать, что жизнь со Христом – это жизнь в Его Церкви. Когда я вижу потом спорившего со мной человека в храме, я знаю: что-то до него донести удалось. «Я осознал ответственность за свою жизнь» Эдуард Манукян Кроме Крещения в баптистерии храма у нас ежегодно, а именно в день памяти святого князя Владимира (День Крещения Руси), происходит еще одно совсем уж неординарное событие – массовое крещение оглашенных в Волге; минувшим летом крестилось 39 человек. Поговорим с одним из них, студентом философского факультета Эдуардом Манукяном . Начинает 20-летний Эдуард с того, что путь его к вере был – – …долгим, но осознанным. В какой-то момент я почувствовал, что мне необходимо разобраться в том, что происходит в мире и со мной. И я стал заниматься этим – в том числе и как научной работой в университете; стал общаться с верующими людьми, с духовенством епархии. Прочитал Евангелие, стал ходить в храмы. Однажды мне предложили помочь в организации архиерейской службы на Прощеное воскресенье – такие богослужения всегда собирают много народу, необходим кто-то, кто поддерживал бы порядок. Всё это вместе дало результат. Я пришел к решению креститься, войти в Православную Церковь.

http://pravoslavie.ru/118685.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010