Памяти митрополита Лавра Два года назад, 16 марта 2008 года, в Прощеное Воскресение, ушел из жизни Первоиерарх Русской Православной Церкви За границей митрополит Лавр. При нем произошло историческое событие – объединение Русской Церкви в Отечестве и рассеянии. 16 марта, 2010 Два года назад, 16 марта 2008 года, в Прощеное Воскресение, ушел из жизни Первоиерарх Русской Православной Церкви За границей митрополит Лавр. При нем произошло историческое событие – объединение Русской Церкви в Отечестве и рассеянии. Два года назад, 16 марта 2008 года, в Прощеное Воскресение, ушел из жизни Первоиерарх Русской Православной Церкви За границей митрополит Лавр. При нем произошло историческое событие – объединение Русской Церкви в Отечестве и рассеянии. Предлагаемая вниманию читателей беседа состоялась в преддверии прошедшего в мае 2006 г. Сан-Франциско IV Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. В числе прочего Собором было разработано и принято послание для паствы, где, в частности, было освещено духовное значение процесса примирения РПЦЗ с Московским Патриархатом. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр в эксклюзивном интервью Игорю Смыкову, начальнику Войсковой Православной Миссии, ответственному за общественные проекты журнала «Экономические стратегии» и иноку Всеволоду (Филипьеву) раскрывает причины, по которым в первые годы советской власти произошло разделение двух частей Русской Церкви, дает оценку перспективам диалога между ними, разъясняет миссию русской церковной эмиграции. Митрополит Лавр. Фото священника Максима Массалитина Ваше Высокопреосвященство, как на Ваш взгляд, можно охарактеризовать отношения между Православной Церковью и государством в современной России? Как Русская Зарубежная Церковь оценивает происходящие в России политические, экономические и социальные процессы? В XX в. Отношения между Церковью и государством в России носили очень сложный, даже трагический характер. Пришедшие в результате переворота 1917 г.

http://pravmir.ru/pamyati-mitropolita-la...

Архиерейский Собор Сербской Церкви посетил Печьскую Патриархию HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архиерейский Собор Сербской Церкви посетил Печьскую Патриархию 24 мая 2006 г. Патриарх Сербский Павел и архиереи Сербской Церкви, собравшимися на Собор, посетили монастырь Печская Патриархия для того, чтобы на праздник равноапостольных Мефодия и Кирилла разделить пасхальную радость с народом Косово и Метохии. Печская Патриархия, 24 мая 2006 г. 24 мая 2006 г. Патриарх Сербский Павел и архиереи Сербской Церкви, собравшимися на Собор, посетили монастырь Печская Патриархия для того, чтобы на праздник равноапостольных Мефодия и Кирилла разделить пасхальную радость с народом Косово и Метохии. Сербские архиереи были доставлены в монастырь под охраной итальянских военнослужащих КФОР. В храме Свв. Апостолов Патриарх Павел совершил Божественную литургию в сослужении множества архиереев и священников. «Во время заседания Священного Архиерейского Собора, - говорится в официальном сообщении, - архиереи собрались в этом древнем патриаршем монастыре, являющимся духовным центром Сербской Православной Церкви, чтобы еще раз явить заботу Церкви о своем верующем народе и святынях на просторах Косово и Метохии, и направить им слово ободрения и отеческой любви в это время, обременненное стаданием и неопределенностью. Своим приездом на Косово и Метохию архиереи Сербской Православной Церкви также направляют настоятельное пршение об обеспечении возвращения сербских беженцев с территории Косово и Метохии и их мирной и достойной жизни у вековых очагов. Возвращение к своим сожженным домам, разрушенным святыням - не только жизненная необходимость, но и выражение нашей веры в Воскресение, обновляющее всех нас. Поэтому Священный Архиерейский Собор еще раз выражает полную поддержку начатому процессу восстановления, с надеждой, что восстановление святынь разрушенных во время мартовского погрома 2004 года продолжится восстановлением всех остальных православных храмов и всеобщим духовным обновлением и народным преображением. Христос Господь учит нас любить не только тех, кто нас любит , но и тех кто нас не любит, и поэтому все мы должны прощать и молиться о прощении с глубоким осознанием того, что это единственный путь, ведущий к Воскресшему Христу и миру со всеми, с кем мы делим этот кусок благословенной косово-метохийской земли“. После Божественной литургии и встречи с верующими сербские архиереи отправились под защитой итальянского КФОРА в направлении Белграда для того, чтобы продолжить заседание Собора. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

" В дни Великого поста мы должны приходить в храм Божий, чтобы как можно больше общаться с Богом, исповедоваться и каяться в грехах, - отметил правящий архиерей. - Многие из нас приходят на исповедь и не знают, что говорить. Когда батюшка спрашивает прихожанина, в чем он грешен, тот отвечает, что ни в чем, живет, как все люди. " Может быть, кого-то обидел? Осудил? Сказал недоброе слово? " - " Нет " . " Может быть, что-то у тебя болит на душе? " - " Да, болею " . - " Чем болеешь? " - " У меня давление " . Конечно, так каяться нельзя. Надо каяться по-настоящему, видеть свои грехи. Нужно анализировать, что происходит в душе, чем я страдаю, кому досаждаю, приношу плохое. В этом надо каяться в течение предстоящего поста " . " Желаю вам помощи Божией, верности посту, чтобы придти к Пасхе другими, нежели сегодня вы вступаете в Великий пост. Несколько лет назад, когда мы вошли в этот собор, он был неухоженным и поврежденным. А сегодня это уже другой храм с красотой и величием. Как храм стал другим, так и мы должны стать другими. Дай Бог, чтобы храм долго сохранялся в таком благолепии, и мы могли сюда приходить и совершать молитвы " , - заключил митрополит Варсонофий. За усердные труды во славу Святой Церкви и в связи с завершением реставрации собора медалями святого апостола Петра были награждены председатель КГИОПа Сергей Макаров, руководитель Дирекции заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры Наталья Дзядзько, директор компании " Стройтехуслуги " Сергей Блинов, главный архитектор этой компании Ирина Войнова, а также другие участники восстановления храма. Ряду участников реставрации вручены архиерейские грамоты. Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом, когда православные просят друг у друга прощения, чтобы приступить к Святой Четыредесятнице с доброй душой и чистым сердцем. Вечером в храмах совершается чин прощения. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы священники меняют облачение на темное. Второе название Прощеного воскресенья - воспоминание Адамова изгнания - происходит от того, что в этот день в песнопениях в стихирах на вечерни и утрени и в каноне вспоминается изгнание первого человека из рая после его грехопадения. Церковь призывает плакать и сокрушаться о грехах, как это делал изгнанный Адам. После вечерни совершается повечерие, которое заканчивается чином прощения. Примирившись друг с другом, верующие вступают на поприще Великого поста.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Вместе с тем, 30 ноября Архиерейский собор прописал особый статус УПЦ, указав в уставе, что центр управления Украинской православной церкви Московского патриархата находится в Киеве. Это было сделано по просьбе Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. До этого статус УПЦ был прописан в общей главе «Самоуправляемые Церкви». Но по мнению Онуфрия, этот пункт «не в полной мере отображает Определение Архиерейского собора РПЦ 1990 года о предоставлении Украинской православной церкви независимости и самостоятельности в ее управлении». Киевский митрополит предложил создать отдельную главу под названием «Украинская православная церковь». Предложение митрополита приняли единогласно. Кроме того, в устав внесли уточнение, согласно которому Общецерковный суд имеет юрисдикцию во всей Русской церкви, кроме УПЦ. 1 декабря стало известно, что Филарет будет настаивать на принятии закона об особом статусе Украинской православной церкви Московского патриархата. Он назвал «обманом» решение Архиерейского собора РПЦ о том, что центр УПЦ МП расположен в Киеве. «Центр этой церкви находится в Москве . Пусть не обманывают народ и Верховную раду, которая сейчас обсуждает закон о свободе совести, где есть статья о церкви, центр которой находится в стране-агрессоре. Они боятся, чтобы не легло пятно на эту церковь», - заявил Филарет на пресс-конференции. Иллюстрация Кейта Томпсона. Экспертные оценки прот Всеволод Чаплин: Тема с письмом главы так называемого «Киевского патриархата» Филарета достаточно сложная, и я не удивляюсь тому, что многие журналисты за вчерашний вечер и за сегодняшнюю ночь сделали достаточно странные оценки, путая термины, путая суть того, что происходит. Да, разобраться в сути происходящего для светского человека не так просто. Но давайте посмотрим, что происходит на самом деле, рассмотрев формулировки, которые изложил бывший митрополит Филарет. Он, по сути, произносит одну очень общую, ни к чему не обязывающую, вежливую извиняющуюся фразу: «Прошу прощения во всём, в чём согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и также от сердца искренне прощаю всем». Такой текст произносится обычно в Прощёное воскресенье, когда люди просят друг у друга прощения, при этом не погружаясь в конкретику тех или иных обид, тех или иных прегрешений. Фраза Филарета действительно ни к чему не обязывает. Но фактически при этом раскольники из самозваного «Киевского патриархата» ставят вопрос о признании своего статуса как епископов, как священников, как церковных структур. И также ставят вопрос об украинской автокефалии. Архиепископ Евстратий Зоря, который уже прокомментировал письмо Филарета, сказал, что непризнанная организация «Киевский патриархат» собирается обсуждать на возможных переговорах прежде всего вопрос об автокефалии украинского православия То есть о полном отделении от Москвы, о полной независимости.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/2/arh...

«У Никона, говорит Гюббенет, были всюду преданные ему люди, и ему сообщалось о том, что делалось в Москве и других местах» (II, гл. XI). Ведь, дело Зюзина открылось случайно, но был не один Зюзин сторонник Никона. А о том, как преследовалось общение с Никоном помимо правительства, видели мы неоднократно. Свидетельств любви к Никону много у Шушерина. Так когда Никон, уезжая на суд Патриархов в последний раз из Воскресенского монастыря, велел остановиться у креста на горе Элеонской, чтобы последний раз взглянуть на Воскресенский монастырь и проститься со всей провожавшей его братией, то произошла трогательная сцена прощания. «У креста Святейший Патриарх сотворил молитву, разсказывает Шушерин, (Житие Святейшего Патриарха Никона 91 стр.) и, сотворив молитву, повелел диакону прочитать им ектению, и сотворше прошение за благочестивого Царя и за весь его государсткий дом т. е. за всю братию, и за всех христиан, и за мир, и благословение и прощение братии подав пойде в путь свой. Братия же и вси православнии жителие и трудники тоя обители, приемше благословение и прощение неутешно плачущеся и ненадеющеся видеть паки отца своего». Мы видели, что некоторые иноки из Воскресенского монастыря – 2 иеромонаха (Поллодии), 2 иеродиакона (Иоасаф и Мордарий) старец Флавиан, 2 бельца Клинского и Костромского уезда, ушли с Никоном в добровольную ссылку, а из самого монастыря многократно присылали к нему провизию для облегчения его тягот. Когда Никона низвергли из сана, то сняли с него его клобук и панагию, но мантии архиерейской и посоха не взяли, «страха ради всенародного», добавляет Шушерин (стр. 128). А когда на другой день столпился народ в Кремле и вокруг Кремля, то во избежание эксцесов народу обманно сказали, что повезут Никона через Спасские ворота, где и столпился народ, а Никона повезли через другия ворота на Старокаменный мост и оттоле в Арбатские ворота и за самый земляной град, провождающе его из града царским повелением, полковников стрелецких четверица, имеюще с собой 200 стрельцов; сущии же со блаженным от священников и монахов иже восхотеша с ним идти, такоже и ини от мирских мнози провожающе его из града со слезами и воплем великим; тех убо всех оные воины окруживше окрест и уже в среду ту никому же даяху внити» (Стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Важно рассказать ребенку, что причастие – это Божественный свет, огонь Божественной любви, который может очистить и освятить душу. Если же приступать к причастию без специальной подготовки, то этот огонь может душу обжечь. Подготовка ребенка к причастию состоит прежде всего из работы души: нужно примириться со всеми, попросить прощения за наши плохие поступки у Бога и людей. Если ребенок уже взрослый, то для того, чтобы просить прощения у Бога, он может участвовать в таинстве исповеди. Возраст, с которого дети начинают исповедоваться, и частота исповеди обсуждаются родителями с духовником семьи, без которого будет трудно найти правильное решение. В целом дети с 7 до 10 лет начинают участвовать в исповеди, но могут причащаться и без нее. Многие вопросы, касающиеся подготовки ребенка к причастию, обсуждаются в документе, принятом архиерейским совещанием Русской Православной Церкви «Об участии верных в евхаристии». Особенно подчеркивается важность того, чтобы родители приступали к Чаше вместе с детьми. Правильному отношению ребенка к причастию способствует то, что он видит подготовку своих родителей, их благоговение к таинству. Детский пост перед причастием, конечно, отличается от взрослого. Начиная с трех лет юного христианина можно приучать к тому, что причащаться нужно натощак, чтобы к 7 годам он был готов к этому. Маленьким детям можно часто причащаться – каждое воскресенье или каждый раз, когда они приходят в храм. К переходному возрасту важно, чтобы причастие стало осознанным. Важным элементом подготовки детей к причастию является личная молитва к Богу. С 7 лет стоит хотя бы одну молитву читать, можно начинать с тех, которые читает священник перед Чашей: «Верую, Господи, и исповедую…» и «Вечери твоея тайныя днесь». И обязательно объяснить их смысл, который может быть не всегда ими сразу воспринят. С возрастом молитвенное правило перед причастием может увеличиваться, с учётом возраста, духовного и интеллектуального развития ребенка.   Как готовиться к причастию беременной? Фото с сайта храма святого Димитрия

http://foma.ru/kak-podgotovitsya-k-prich...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Взыскание погибших». XIX в. (ц. Воскресения Христова в Тарусе) Икона Божией Матери «Взыскание погибших». XIX в. (ц. Воскресения Христова в Тарусе) (празд. 5 февр.), под этим названием известны неск. чудотворных икон. Служба с акафистом «В. п.» составлена во 2-й пол. XIX в. на основе общей службы Пресв. Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из рус. текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед к-рым молился Феофил, сообщений нет. Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери. «В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ., по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210 ´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается. «В. п.» из с. Бор Тарусского у. Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага.

http://pravenc.ru/text/158344.html

На вопрос владыки, на что его благословить, он ответил, что хочет быть монахом, и получил архиерейское благословение: «Сначала окончишь школу, поработаешь, потом примешь сан и послужишь, а в свое время непременно будешь монахом». С владыкой Серафимом был связан случай, послуживший уроком будущему пастырю: «В Прощеное Воскресенье, – вспоминал впоследствии отец Иоанн, – этот Божий Архиерей изгоняет из монастыря двух насельников, игумена Каллиста и иеродиакона Тихона – за какой-то проступок. Изгоняет их принародно и властно, ограждая от соблазна остальных, и тут же произносит слово о Прощеном Воскресенье и испрашивает прощение у всех и вся. Мое детское сознание было просто ошеломлено случившимся именно потому, что все произошло тут рядом: и изгнание – то есть отсутствие прощения, и смиренное прошение о прощении самому, и прощение всех. Понял тогда одно только, что наказание может служить началом к прощению, и без него прощения быть не может. Теперь-то я преклоняюсь пред мужеством и мудростью Владыки, ибо урок, преподанный им, остался живым примером для всех присутствующих тогда, как видите, на всю жизнь» 93 . Об Орловских пастырях отец Иоанн хранил воспоминания до глубокой старости, в частности, обращаясь к настоятелю Иверского храма, он писал: «Все живо в моей памяти. Служил в этом храме маститый старец отец Аркадий Оболенский, глубоко любимый и почитаемый орловчанами. Время не стерло из памяти почти всех, служащих в то время в орловских храмах, так они были значительны и богомудры – Божии служители» 94 . Вспоминая священнослужителей того времени, отец Иоанн писал: «Я всю свою жизнь несу в душе чувство ущербности своего служения, своей немощи и несостоятельности, и все это оттого, что я видел истинных Божиих архиереев, истинных Божиих пастырей. Теперь бы в их присутствии я не дерзнул служить, но с трепетом и благоговением подавал бы им кадило, и тем был бы счастлив» 95 . В Орле проживали старицы Введенского женского монастыря – матушка Анна и монахиня Вера (Логинова), последняя в свое время благословила Ивана жить в Москве и предсказала встречу с ней на псковской земле спустя почти четыре десятка лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Как Ваше здесь на новоселье самочувствие? Провели ли свет, и лампочки по-прежнему перегорают? Надо бы как-нибудь устранить этот дефект. Вот пока все как будто у меня. Влад[ыка] Сергий братски поздравляет с праздником и приветствует Вас. Всегда в молитве поминает и кланяется Вам. Мы пока слава Богу – скрипим помаленьку. В день Благовещенья Пр[есвятой] Б[огороди]цы буду справлять юбилей 60 лет от рождения. О. Александру Арис[тову] написал Ваш адрес, обещался Вам написать, кланяется Вам и просит св[ятительской] молитвы. Был в отпуске месяц и путешествовал по св[ятым] местам. В Киеве – Почаеве – Ленинграде побывал. Обидно, что ко мне не заглянул. Из Ленинграда 3 раза в день автобус ходит – и все 3 часа в дороге. Но он, по-видимому, не знал. Земно кланяюсь, если еще можно и прошу св[ятых] молитв и благословения за всех. С сыновнею любовью грешн[ый] прот[оиерей] Иосиф. 3/I–59 г. 22 ч[аса]35 м[инут] Д. 61. Лист без номера. Ксерокопия подлинника. Автограф. 24. 18 марта 1959 г. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший родной и дорогой и милый Владыка. Благословите! Земно кланяемся и ежедневно земно кланяемся Вам и испрашиваем прощения во всех вольных и невольных прегрешениях всех, меня и моих домочадцев, простите нас всех Христа ради. Благословите и помолитесь, и Вас Господь Бог да простит и сохранит в благополучии, здоровье на благо святой церкви православной и отечества нашего. Паки и паки прошу прощения, что доселе не смог написать. Сегодня уже вечер среды первой седмицы В[еликого] Поста, совершили архиерейским чином первую литургию Преждеосвященных Даров. Служил Владыка Сергий – еле убедил, чтобы по чину служил, намерен был священническим чином, собором. Сейчас же, только еще передал ему Ваше писание о службах Новгородских святых. Плохо я надеюсь, чтобы он что-либо сделает. Но, может быть, вопреки всяких ожиданий –может [быть] и положительный результат. Что-то он совсем со здоровьем расшатался и не принимает никаких мер. Ваше письмо от 6/III получили, спаси Господи. Значит, в мясопустное воскресенье послужили в Лавре? Как все прошло, и удовлетворило ли Вас все? В дни отъезда Вашего, видимо, скончалась и мат[ушка] Фаина, что – она болела ли или неожиданно.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Эта благодать Божественного Духа дивно хранила Никона с самых младенческих лет. Он был малым ребенком, когда мачеха, видя, что он уснул в печке, заложила ее дровами, и запалила их, желая сжечь ненавистного Никиту (так звали Никона в миру). Но посторонняя женщина, посланная Богом, услышав крик младенца, вовремя выхватила его из пламени невредимым и тем спасла ему жизнь. Дивный промысел Божий сохранил Никона от потопления на Белом море, близ Соловецкой обители, пред Онежским устьем. Приставши на своей утлой ладье к острову Кию, он водрузил крест на нем в память своего спасения от потопления. Впоследствии, будучи патриархом, он построил на о. Кие Крестный монастырь. Та же промыслительная десница Божия спасла его от смерти в 1650 году во время новгородского бунта, когда Никона, уже бывшего в сане Новгородского митрополита, до такой степени избили камнями и дубьем за укрывательство в архиерейском доме новгородского воеводы князя Хилкова от озверевшей толпы бунтарей, что у него хлынула изо рта, носа и ушей кровь и все считали его уже умершим. Но Господь даровал ему прежнее здравие и силу. Благодать Св. Духа проявлялась в Никоне и как дар прозорливости. Когда вышеупомянутый архимандрит Сергий дерзко досаждал ему после суда, он сказал ему с горечью в сердце, что и его сошлют в заточение. И действительно, Сергий был сослан по повелению царя в заточение на покаяние в Толгский монастырь. Когда Никона, уже умирающего, везли на струге по Волге и причалили к берегу против Толгского монастыря, то архимандриту Сергию явился Никон в сонном видении и сказал: «Встань, брат Сергий, простимся». Архимандрит тотчас поспешил к Никону, пал ему в ноги и со слезами испросил себе прощение. Давши прощение Сергию Никон уже не мог больше говорить и тут же скончался, приняв Св. Тайны от своего духовника. Благодатный дар прозорливости Никон обнаружил и пред получением указа от царя Феодора Алексеевича, который возвещал ему свободу и возвращение в любимую им св. Воскресенскую обитель. Об этом указе ни Никон, и никто из окружающих его ровно ничего не знали; однако накануне получения указа патриарх повелел своей братии собираться в путь в Воскресенский монастырь. Наконец, Никону был присущ и дар целения недугов. Этот дар проявлялся в нем особенно в период заточения, когда благочестивые люди приходили и приезжали к нему, испрашивая молитв в своих болезнях. Но с особенной силой исцеления стали совершаться после его смерти от его гроба в Новоиерусалимском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010