Глубокие впечатления, вынесенные из поездки в Св. Землю, благотворно отразились и на частной благотворительной деятельности П. П. Мельников на родине. «В благодарность за то, что Бог сподобил меня помолиться Святыне Иерусалимской, мне хочется, – пишет он о. Антонину 16 марта 1871 года, – учредить на даче, (в 70 верстах от Петербурга) богадельню для старух прихода и приют для престарелых девиц благородного звания. Дома уже готовы. Церковь после. Остается пополнить дома нужною утварью». И эти благородные порывы великодушия П. П. Мельникова тем выше и ценнее в наших глазах, что, по его откровенному признанию, несмотря на высокое свое государственное положение, он обладал лично «небольшим капиталом» (письмо от 29 ноября 1878 г. и 13 ноября т. г.). Когда патриарх Иерусалимский Кирилл II (1845–1872 г.) и митрополит вифлеемский обратились к нему с просьбой о денежном пожертвовании: первый – на сооружение храма во имя Преображения на Фаворской горе, а второй – на Вифлееме, то П. П. Мельников писал о. Антонину 16 марта так: «Душевно бы рад, да в эту минуту, с предпринимаемыми мною учреждениями на даче, решительно нет сил, т. е. денег не хватает. Со временем, когда соберусь с силами, не забуду гостеприимного их угощения в Св. Вифлееме. Не теряю надежды поблагодарить и глубокоуважаемого блаженнейшего Патриарха. Пусть он молит Бога, чтобы Царица наша успела совершить желаемое Ею поклонение, и тогда они получат более, нежели сколько могут собрать от нас, более богатых желанием, нежели деньгами». Тем ценнее, поэтому, в очах Божиих, тем достопамятнее должно быть для счастливых насельниц Горней и тем большей горячей благодарности в потомстве заслуживает незабвенный П. П. Мельников, как за свою личную жертву на это доброе русское дело, так особенно и за свои неусыпные труды и изумительный по энергии старания собрать на приобретение участка в Горней необходимые средства и привести все дело к счастливому благоприятному концу. Когда выяснилось, что араб Ханна Карлов Джеляд, владелец участка в Горней, запросил за него 5 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но иногда отрицательное отношение к богословской науке основывается на недоразумении касательно общего определения науки. Почему-то хотят противопоставлять богословскую науку непременно наукам опытным, забывая, что есть науки исторические, социологические. Чем, например, по методу своей научной работы историк Церкви отличается от историка гражданского? Да у нас очень часто оказываются общими даже и научные источники. Конечно, лишь одно недоразумение в таких речах, как: " Покажите нам Бога в телескоп, душу в микроскоп, дайте нам ваши догматические формулы положить в реторту и подогреть на легком огне " . Или: " Подайте чудо под эксперимент " , - как кричал в предисловии к " Жизни Иисуса " Эрнст Ренан, обещаясь, впрочем, все равно не верить. Но ведь всякая мысль, всякая история эксперименту не поддается. Если Христа и апостолов под эксперимент, то и Александра Македонского, всех этих Карлов и Фридрихов тоже под эксперимент, в реторту их! Покажите нам атомы, покажите мировой эфир! Отстраняя указанное недоразумение, мы богословскую науку должны признать совершенно такой же наукой, как и все прочие, - только она более жизненна, чем все другие науки, потому что ее предмет - не мелочи жизни, а самое существо жизни. Если же богословская наука по существу та же наука, то к ней приложимо все сказанное выше и особенно слова апостола: верою ходим, а не видением. Эти слова апостола внушают нам осторожность, как бы не подменить религиозную жизнь богословской наукой. Бесспорно, богословская наука нужна для религиозной жизни, но ни в коем случае она не есть самая религиозная жизнь. Богословская наука не есть даже религиозное познание в тесном смысле этого слова. Богословская наука не есть богопознание, не есть богословие. Рассудочно Бога никтоже виде нигдеже (Ин.1:18). Рассудочно " Бога человеком невозможно видети " . Для этого видения есть иные методы, кроме методов научных, есть иные пути, кроме путей научного исследования. " Чистые сердцем узрят Бога " - вот аксиома христианского богословия, краткая, точная, неизменная, как аксиома математическая. Эта аксиома неподражаемо глубоко раскинута и легко выражена представителями христианского богословия, причем замечается удивительное согласие христианских богословов, живших в разные времена и в разных странах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/231/...

А.Карлов: Ну, такой разряд критиков существует, и пусть у них все получается. Но тем не менее, здесь можно объяснить. С одной стороны, действительно, активность в тех или иных проявлениях Русской Православной Церкви удивительна, непривычна и бросается в глаза. Но с другой стороны, внутри Церковь, по-моему, не меняется. О. Всеволод: Очень сильно меняется. Наша Церковь становится все более и более полицентричной. Да, у нас один Святейший Патриарх, и слава Богу. Да, у нас одно церковное учение. И это не только догматика, это и учение по общественным вопросам. То есть, взгляд Церкви, официальный взгляд Церкви на то, что из себя представляет современное государство и общество, и как с ним вместе жить в одной лодке и плыть куда-то. Но в то же время, в Церкви должна быть и есть определенная внутренняя дискуссия, и она сейчас происходит как на свободных площадках, включая блоги, телепрограммы и все прочее, так и в рамках собственно церковного управления. И все отклики потом учитываются, даже анонимные. Хотя, я против того, чтобы анонимные отклики учитывались, но они, тем не менее, учитываются. Такая дискуссия развивается. Д.Дибров: Надо сказать, что человек, который не дает себе труда узнать, в чем существо православной службы, это он обычно говорит, что это они там поют и говорят на языке, который уже никогда и нигде не используют. Просто человек не понимает, что молитва — это не болтовня, ведь Спаситель же говорит, «не болтайте, обращаясь к Богу, молитесь же так». Отче Наш и так далее. Не в этом дело. Это канон. Это великое дело. Что канон не мешает человеку православному в его общении с Богом. Просто он создает для этого необходимую атмосферу. О. Всеволод: Беда в том, что мы сейчас не знаем, о чем молиться. Есть такое место в Москве, я не помню уже как оно называется. По-моему, Вдовья Башня, что ли. В Новодевичьем монастыре и там люди между кирпичами этой башни, как в Стене Плача в Иерусалиме вкладывают записки с разными пожеланиями. Вот они, самые смешные эти пожелания, сводятся, в основном, к четырем-пяти темам.

http://pravmir.ru/vremenno-dostupen-prot...

Но кто же дерзнет поминать Ария, Македония, Нестория или Евтихия, хотя бы за панихидой? Если же так, то откуда берется смелость поминать Карлов, Ромуальдов, Вильгельмов, Генрихов и их инославных собратьев, сущих в отлучении от святой кафолической Церкви? Поступать так – значило бы обнаруживать ничем неизвинительную смелость, законом для которой служит одно: «я так хочу, так повелеваю. Да будет на месте разума своеволие»! Мало того, что набожный слух в праве оскорбиться внесением в церковь (или в панихидное моление на дому) инославных имен, еще более в праве оскорбиться почившие члены тех инославных общин, которые вдруг, неожиданно для самих себя, попали в церковные диптихи. Ведь предварительно требуется потерять всякое уважение к свободной в христианстве личности , чтобы являться с непрошенными услугами пред бездыханным телом! «Буде кто из иноверцев», гласит указ СВ. Синода, от 20 февраля 1800г. (Свод закон. изд. 1857г., T.XIII, Уст. врач. Ст. 292, см. у Прот. К.Т. Никольского в «Пособ. к изуч. устава богослуж.» Изд. 6-е, СПБ. 1900, стр. 777), «реформатской и лютеранской религии преставится, желая погребен быть от священника греко-российского исповедания, а пастора никоторой из упомянутых религий не будет, в таком случае, как они евангельское содержат и надежду полагают во Христе Спасителе мира, и при том определили себя на защищение нашего православного отечества, священникам полковым тела их провожать до кладбища в ризах и епитрахили и опускать в землю при пении стиха: Святый Боже«… В приведенном постановлении, по справедливому замечанию протоиерея К.Т. Никольского , не упоминается ни о пении заупокойной литии, которую обыкновенно начинается вынос тела, ни о возглашении вечной памяти, – что и требовалось доказать. Зато, добавим от себя, упоминается о »желании " почившего быть погребенным от православного священника и о ненахождении пастора в том месте, где суждено скончаться иноверцу. Сказано совершенно ясно и определенно и преподано, в форме указа, к непременному руководству православным священникам (пусть в указе речь идет «о погребении» иноверцев: суть речи понятна, и никакими толкованиями нельзя переделать смысл указа).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

24) «Лежит здесь муж, смотри по правой стороне, красивый, добродетельный, умный, рассудительный, князь Иван Петрович Долгоруков, к Богу имеющий веру, надежду, любовь, премногу честь и славу своему княжескому роду; рожденный 7 октября 1707 г. прожив 31 год, 6 месяцев и 17 дней, в зрелом возрасте, добродетельный. Умер 3 апреля 1738 г. со святыми. Поминайте, путники в молитвах своих. Погребен напротив этой таблицы, отступя в сторону 2 аршина 4 вершка». 25) «20 апреля 1762 г., в 23.30 умер генерал-порутчик, действительный камергер, орденов Святого Александра Невского и Святой Анны Кавалер, Петр Феодорович Балк; родился 12 марта 1712 г., прожил 51 год 1 месяц и 8 дней, тело его погребено напротив эпитафии». 26) «Что вы по мне тужите, что точите слезы, уже не буду общником вашей трапезы, уснув сном своим; ибо имеющий начало должен иметь конец и смерть, жена! Ничего не приносим в мир этот, ничего из него инее уносим; поминай последний всякий мертвый, я Граф Иван Карлов сын Скавронского рода, родился 22 января 1718 г.; воспитания случай имея благого; сперва в напольных полках служил капитаном, а в 741 под Российским станом при взятии Вилманстранда был шведского города на приступе и ранен; но раны ради в капитаны в гвардии мене учредили в Измайловском полку, только смерть не мила, взяла, 30 ноября 742 г. в 5 часов вечера; прожив 24 с небольшим года, ах как восхищен! восхищен в самом живом цвете; всяк да имеет цвет моей юности в утробе быв телом лежать подобно же в гробу, рцыте здесь стоящие от огня сердечного, упокой Боже душу в жизнь безконечну». 27) «Всякий, проходящий мимо этого гроба стезею, прочти, да познаешь, кто закрыт здесь землею. Здесь Василий Петрович телом положися, Но славою безсмертен в свете явися, Почтения отвсюду получив не мало, Яко от высоких лиц имеет начало; Цвет этот от корней Прусского народа, От крови королевской, то есть природа, Купно по фамилии, знай, высокородна, Шереметевых бяше рода превосходна; К славе этой приобретите славу и трудами, Зело кавалерскими своими делами,

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Протоиерей Алексий Уминский: Священник — служение серьезное и во многом неблагополучное (+Видео) 29 марта, 2013. Протоиерей Алексий Уминский Люди, приходящие в церковь — это люди. Люди, становящиеся священниками — это люди. И каждый из нас перед Богом отвечает за свое место — место священника, место епископа, место прихожанина. Оно равно на том самом месте перед Судом Божиим, как и всякое другое место. Духовник Свято-Владимирской православной гимназии, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, ведущий телепередачи «Православная энциклопедия» протоиерей Алексий Уминский  отвечает на вопросы  ведущих программы «Временно доступен». Александр Карлов: Чему же учат в семинарии? Прот. Алексий Уминский: В семинарии учат богословию. В семинарии учат экзегетике, то есть толкованию Слова Божьего. Там такие богословские предметы. К сожалению, я надеюсь, что сейчас ситуация меняется, потому что те времена, когда я получал образование, были немного другими. Сегодня священников учат педагогике, слава Тебе Господи, и психологии, и в свое время нас, священников Москвы, Свято-Тихоновский институт приглашал на семинары по психиатрии, например, которые для меня в какой-то момент были очень важными. И сегодня я, может быть, поверхностными знаниями, но пользуюсь, которые во многом мне помогают сегодня. Священник — это служение сильное, серьезное и, в общем, не очень благополучное, во многом неблагополучное. Потому что священники, где-то начиная с моего возраста, это очень нездоровые люди. Потому что к этому моменту, когда священник служит 20–30 лет, организм священника очень сильно истлевает, можно так сказать. Священники в своем служении — это полная открытость для человека. Да, так должно быть. Священник, это тот, кто открыт, потому что священник должен являть открытость Церкви, как дверь для Бога, дверь, через которую Бог для тебя открывается. Поэтому священник должен быть открыт для всего, но чаще всего он должен быть открыт для горя, потому что с радостью мало кто приходит. В основном, люди приходят со своим проблемами, со своим горем.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksij-umi...

Вот лишь один пример. Чем, например, не угодило освобождённым жителям Донецкого райцентра название Николаевка? Его она получила в 2016 году, вместо Володарское, названного так в 1924 году в честь одного из ныне забытых большевистских пропагандистов Моисея Гольдштейна (настоящее имя «Володарского»), убитого незадолго до того эсером. Причём, до 1924 года, посёлок назывался как раз Николаевка, явно в честь чтимого в Православной Украине святителя Николая! Неужели, не имеющий никакого отношения к Донбассу революционер-еврей, роднее для местных жителей Николы, прозванного в народе Угодником? Отсюда сомнения, что это была инициатива именно местных жителей, а не спущена сверху! Откуда? Неужели из Москвы? В связи с этим стоит задуматься, что будет с Соледаром, который вот-вот освободят? Ведь своё нынешнее название посёлок получил аж в 1991 году, нося до этого «гордое» название «Карло-Либнекхтовск»? Подсказать в честь кого? Кровавая топонимика. Нам не стоит уподобляться украинской власти, бросившейся переименовывать не только советские название улиц и городов, но и стирать память уже о русских героях и полководцах, включая Александра Суворова, Павла Нахимова, Екатерину и Петра Великих! Впрочем, до них переименованием в обратном порядке занимались как раз большевики! Именно тогда в 20-х, 30-х годах прошлого века по стране прокатился бум сбрасывания с пьедесталов не только прежних кумиров в лице «тиранов-царей» и их сатрапов, но и переиначиванием, порой весьма неблагозвучным, населённых пунктов, улиц и площадей. Большевики, точно так же, как и укронацисты, объявив войну прежней истории страны, принялись вымарывать из географии имена Екатерин и Елисавет, Николаев и Александров, взамен плодя производные от Ленина, Сталина, Троцкого, Демьяна Бедного, Горького, Калинина с Кировым – грады, бады и каны. Войдя в раж, они добрались и до заграничных деятелей, начиная от Роз Люксембургов и Карлов Либкнехтов, заканчивая Пальмиро Тольятти, Георгием Димитровым и Георгиу-Дежом, называя их трудно произносимыми партийными кличками старинные русские города! Досталось тогда не только коронованным особам и их «придворной камарилье», «по зубам» от осознавшего себя свободным трудового народа получили святые Николай, Петр заодно с Павлом, Сергий и иже с ними Вознесенски, Воскресенски и прочие Троицки!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/28/ch...

У нас есть слух, будто собор Архипастырей в Москве имеет заняться совещаниями о разных церковных вопросах, и между прочим вопросом об изменениях в Уставе духовных академий. Конечно, следует только от души пожелать успеха этим благовременным совещаниям“. 23-го числа, выехавши из Симонова в 11 часов, был я на обеде у игуменьи Страстного монастыря Евгении. У нее, кроме меня с преосвященным Дмитровским 713 , обедали – преосвященный Ярославский Ионафан, новый Московский викарий Мисаил и Юрист-Консульт Владимир Карлов. Саблер. Между тем в мое отсутствие, приезжал ко мне в Симонов монастырь митрополит Иоанникий с визитом и для приглашения меня к участию в предстоящем освящении храма Христа Спасителя. Я поспешил поблагодарить Его Высокопреосвященство за такую с его стороны любезность. В 7 часов вечера мы приехали к нему с преосвященным Алексием и были угощены чаем. С Троицкого подворья мы отправились на Страстной бульвар к Мих. Никифоров. Каткову. Он отдыхал, и нас приняла его супруга Софья Петровна (урожд. княжна IIIaлukoba). Потом вышел к нам и сам хозяин. Михаил Никифорович жаловался нам на крайнее утомление от приёма многочисленных посетителей как русских, так и иноземных, все требовали от него советов по —881— 1883 г. разным государственным и социальным вопросам. М. Н-ч с неудовольствием говорил о допущении в Россию новых католических бискупов и вину этого возлагал на Министра Иностр. дел Горчакова. Возвратившись с преосвященным на его Саввинское подворье, мы пробеседовали о разных, более или менее важных, предметах до полуночи, так что я здесь остался и ночевать. После дневных похождений и разнообразных впечатлений, я провел ночь очень спокойно. 24-го ч. В 11 ч. Утра, в зале Московской духовной семинарии, назначен был публичный концерт, к которому я, наряду с прочими архиереями, приглашен был печатною повесткой следующего содержания: „Совет Общества любителей церковного пения, пользуясь случаем пребывания в Москве Русских Иерархов, а так же представителей Русского церковного пения, покорнейше просит Вас принять участие в экстренном его собраний, имеющем быть в зале Московской Духовной семинарии, помещающейся в Каретном ряду, Мая 24 дня в 11 часов утра.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > В 2016 году в Константинополе планируется созыв Святого и Великого Собора Православной Церкви Завершилось собрание (сикансис) Предстоятелей и представителей Православных Церквей 10.03.2014 499 Время на чтение 12 минут 9 марта 2014 года, в неделю первую Великого поста, Торжества Православия, послание участников собрания Предстоятелей и представителей Православных Церквей было оглашено за богослужением в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре, сообщает Патриархия.ru. Вчера, в Неделю Торжества Православия, Предстоятели Поместных Православных Церквей, собравшиеся в Стамбуле для решения вопросов по созыву и проведению Всеправославного Собора, совершили Божественную литургию в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре — резиденции Константинопольского Патриарха. Служение утрени, которая предваряла Литургию, возглавил Святейший Патриарх Сербский Ириней. Божественную литургию совершили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Святейший Патриарх Болгарский Неофит, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва. В храме молились иерархи Поместных Православных Церквей, священнослужители, многочисленные верующие. В числе молившихся за богослужением были царь болгар Симеон II, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Турецкой Республике А.Г.Карлов, представители российского дипломатического корпуса. Во время богослужения звучали молитвословия на греческом, церковнославянском, грузинском, сербском, арабском, румынском, албанском языках.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/10/v_...

II. В деяниях собора лионского есть обстоятельства, которые внятно говорят против того, что стараются подтвердить им латины. Припоминаем, например, как собор сей составился. Пред временем составления его изгнанный из Константинополя император Балдуин, склонив на свою сторону Карла д’Анжу, короля неаполитанского и сицилийского, готовился идти с войском на Константинополь сухим путем, а огромным флотом осаждать и брать приморские крепости греков. В то же время и брат Карлов Людовик, король французский, вместе с другими принцами французскими намеревался предпринять крестовый поход против сарацин, чтобы похитить из рук их Палестину. Император Михаил Палеолог, опасаясь, чтобы государи сии не напали на него совокупными силами и не лишили его престола, занятого им противозаконно, решился вступить в дружественные сношения с епископом римским, дабы под его защитою избежать угрожающей опасности и с тем вместе сближаться с прочими западными государями, и потому начал всеми силами заботиться о соединении церквей. Его заботливость о сем, не увенчавшаяся успехом ни при Ypбahe IV, ни при Kлuмehme IV, кончилась в его пользу при Григории Х; но хитрый Григорий, проникнув в тайные намерения Михаила, отправил к нему легата с грамотою, написанною самым повелительным тоном, чтобы он непременно или сам лично явился на собор, назначенный посему в Лионе, или же прислал от себя наместников, и на нем, если только хочет быть в дружбе с латинами, без всяких рассуждений принял исповедание веры, которое присылал к нему его предшественник. Находясь в столь затруднительных обстоятельствах, Михаил видел, что, для освобождения от врагов и для утверждения себя на престоле, ему остается одно средство – подчинить восточную церковь папе римскому, и потому начал склонять епископов своих к соединению с Западом. Епископы слушали убеждения государя, но неохотно и только из вежливости, опасаясь противоречить ему открыто: они и не воображали, чтобы предприятие Михаила увенчалось успехом, а думали, что кончится тем же, чем оканчивались заботы о соединении церквей прежних императоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010