В Вологодской митрополии прошли торжества по случаю 600-летия образования Александро-Куштского монастыря Вологда, 23 июня 2020 г.      В Вологодской митрополии прошли торжества по случаю 600-летия образования Александро-Куштского монастыря. 22 июня 2020 года, в день памяти основателя обители преподобного Александра Куштского, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил чин малого освящения восстанавливаемого Никольского храма Успенского Александро-Куштского монастыря в с. Александрово Вологодской области и Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru . Это богослужение в стенах храма стало первым архиерейским богослужением за почти три века. К праздничному дню на церкви установили небольшой купол с крестом и смонтировали иконостас. Чудесным образом была обретена историческая рака преподобного Александра Куштского, мощи которого под спудом хранятся у северной стены нижнего Никольского храма. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Архиерейского подворья «Успенский Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), благочинный монастырей Вологодской епархии игумен Иоасаф (Вишняков), настоятель Спасо-Каменного монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Игнатий (Молчанов), руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Вологодской епархии протоиерей Алексий Сорокин, руководитель службы протокола главы Вологодской митрополии иерей Алексий Булеков, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления иеромонах Никандр (Пилишин), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), помощник епархиального архиерея по организационным вопросам иеромонах Алексий (Скворцов), клирики Вологодской епархии. Богослужебные песнопения исполнил малый состав Архиерейского хора Воскресенского кафедрального собора г. Вологды под руководством Л. Балоновой. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов; возглашалось особое прошение о спасении страны от морового поветрия, владыка Игнатий вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия.

http://pravoslavie.ru/132105.html

Архив Пн В канун праздника Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Никольском кафедральном соборе Ейска 26 сентября 2018 г. 19:17 26 сентября 2018 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения с чином Воздвижения Креста Господня в кафедральном соборе святителя Николая Чудотворца города Ейска. На площади перед храмом Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали священнослужители Ейской епархии , казаки Ейского, Кавказского и Таманского казачьих отделов, кадеты казачьих корпусов, учащиеся воскресной школы, многочисленные жители города. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Ейский и Тимашевский Герман ; протоиерей Иоанн Феер, благочинный приходов Приморско-Ахтарского округа, настоятель храма Воскресения Словущего г. Приморско-Ахтарска; протоиерей Константин Кливекин, благочинный приходов Калининского округа, настоятель храма Живоначальной Троицы в станице Старовеличковской; духовенство Ейской епархии. В храме присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе В.В. Устинов, губернатор Краснодарского края В.И. Кондратьев, председатель Законодательного собрания Краснодарского края Ю.А. Бурлачко, глава муниципального образования Ейский район Ю.А. Келембет, глава г. Ейска В.В. Кульков. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Ейской епархии (регент И.В. Кливекина). На телеканале «Союз»  осуществлялась прямая трансляция богослужения, за которой многочисленные верующие могли следить на больших экранах, установленных на территории собора. После великого славословия Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин Воздвижения Креста.

http://patriarchia.ru/db/text/5273886.ht...

3. Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: «Воскресение Христово Видевше»...) обыкновенно в руководствах этот звон именуется «звоном к Евангелию».    В народе трезвон на Всенощной («звон к Евангелию») называется «третьим звоном». 4. В начале пения песни Божией Матери: «Величит душа Моя Господа...» бывает краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии).5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон.6. При архиерейском Богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон, для провода архиерея.   Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии, а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, — трезвон.    Если служится две Литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий, медленный, чем к поздней Литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол.    При архиерейском Богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон. Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа — трезвон.    Затем во время Литургии полагается благовест при начале «Евхаристического канона», — самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров.    У прот. К. Никольского, в книге «Устав Богослужения», сказано, что благовест к «Достойно» начинается от слов: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу...», и бывает до пения: «Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу...» Точно такое же указание имеется и в книге: «Новая Скрижаль», Архиеп. Вениамина, изд. СПБ. 1908 г. стр. 213.    На практик же благовест к «Достойно» бывает более кратким, состоящим из 12 ударов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

В день памяти святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, в Пензе совершено соборное архиерейское богослужение 24 октября 2023 г. 14:27 23 октября 2023 года, в день памяти святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин , митрополит Саратовский и Вольский Игнатий , митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , епископ Кузнецкий и Никольский Назарий , епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершили Божественную литургию в Спасском кафедральном соборе города Пензы. Архипастырям сослужило духовенство Пензенской , Саратовской и Симбирской митрополий во главе с секретарем Пензенской епархии протоиереем Сергием Лоскутовым. Богослужебные песнопения исполнили хор Спасского кафедрального собора под управлением регента Ольги Горшеневой и хор духовенства Пензенской епархии под управлением регента игумена Сергия (Зайчикова). За богослужением молилась настоятельница Свято-Троицкого монастыря г. Пензы игумения Александра (Макова). Проповедь перед причастием произнес иеромонах Тихон (Федяшкин). По отпусте был совершен молебен святителю Иннокентию Пензенскому перед ковчегом с мощами святого и провозглашено многолетие. Митрополит Серафим поздравил всех собравшихся с днем памяти небесного покровителя Пензенского края и поблагодарил архипастырей за визит и совместную молитву. Затем глава Пензенской митрополии вручил свидетельства первоклассникам православной гимназии во имя святителя Иннокентия Пензенского. Дети пришли в этот день в Спасский собор, чтобы получить благословение на предстоящее обучение. Первоклассникам также были подарены иконы святителя Иннокентия. В этот же день состоялось подписание соглашения о взаимодействии Пензенской духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов Симбирской епархии . Документ подписали учредитель Центра подготовки митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин и ректор Пензенской духовной семинарии митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим. Соглашение предполагает взаимодействие в области учебной, научной, воспитательной подготовки студентов, а также научно-исследовательской деятельности. Совместными усилиями планируется развивать единое образовательное пространство на территории Симбирской и Пензенской митрополий. В перспективе запланированы проведение совместных мероприятий, семинаров, конференций, симпозиумов, выставок, краткосрочных курсов и встреч по актуальным проблемам; организация и проведение культурно-просветительских мероприятий на темы, представляющие взаимный интерес; реализация совместных проектов и программ, взаимная консультативная помощь, обмен учебными материалами и образовательными технологиями. По материалам сайта Пензенской епархии Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Текст такого обращения был одобрен и подписан многими архиереями – членами Архиерейского Собора и опубликован в журнале «Церковные ведомости» и в светской периодической печати. 212 Все это говорит о том важном значении, которое русское церковное зарубежье придавало возведению храма-памятника. 21 августа 1931 г. при Комитете была образована Художественно-техническая комиссия, которая единогласно решила воспроизвести один из двух одинаковых приделов храма Спаса Преображения в селе Острове под Москвой, построенного в начале XVI века. Торжественная закладка состоялась 2 февраля 1936 г. Богослужение и закладку возглавили представитель Сербской Церкви митрополит Загребский Досифей и митрополит Антоний (Храповицкий) . Но окончено строительство было лишь в 1950 г., когда 31 декабря состоялось освящение храма-памятника. 213 Храм освящен в честь св. праведного Иова Многострадального, в день празднования которого (6 мая) родился царь Николай. В 1927 году появился приход РПЦЗ в герцогстве Люксембург, в г. Вильце. Сначала община, устроившая церковь в честь св. Николая Чудотворца в подвальном помещении жилого дома, не имела священника, и люди молились сами. В начале следующего года из Брюсселя приехал прот. Василий Виноградов , освятил церковь и совершил первое богослужение, а впоследствии был назначен постоянный настоятель – свящ. Георгий Соколов. Постепенно приход разрастался, при нем открылась библиотека-читальня и школа для детей. В марте 1929 г. свящ. Георгий был переведен на другой приход, после чего в священники был рукоположен прихожанин Свято-Никольского храма – полковник Евгений Евгеньевич Трещин. 214 Еще один приход, в честь св. апостолов Петра и Павла, возник в Мертерте; этот приход тоже был поручен свящ. Евгению. Во время европейского экономического кризиса 1933 г., когда в Вильце закрылся завод, где работали русские эмигранты, часть прихожан вместе с настоятелем перебрались в Мертерт. Церковь в Вильце была закрыта, а в Мертерте приходская жизнь наладилась, открылась школа для детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VIII. Надписи на антиминсах Как освящение антиминса, помазание его св. миром и положение в него св. мощей соделывают его святым жертвенником; так надписи на антиминсе свидетельствуют о дозволении архиерейском совершать на нем богослужение. Начало обычая делать надпись на антиминсе было древнее. Назначение антиминса – быть свидетельством об архиерейском дозволении к совершению божественных служб – должно было ввести в употребление и утвердить обычай иметь надпись Вальсамон, писатель XII-ro века, по всей вероятности, разумел надпись об освящении Архиереем антиминса, когда говорил, что «не запрещенный (священнослужитель) совершает это (Богослужение), кажется, по тайному позволению Епископа. По этому, как кажется, были придуманы антиминсы. Они служат не только к устроиванию св. жертвенника.... но, чтобы показать, что в молитвенном доме бывает священнослужение с дозволения Епископа». Эти слова Вальсамона как бы говорят, что тайное епископское дозволение о совершении богослужения было обозначаемо в надписях на антиминсах. Чтобы надпись могла свидетельствовать об архиерейском дозволении к совершению богослужения в храме, она должна была указать, во 1-х, какому храму оно дано, иначе, в чье имя освящен храм; во 2-х, когда, в какой год, какое число месяца он освящен и позволено совершать в нем богослужение; в 3-х, кем, каким Архиереем он освящен. О таком содержании надписи на антиминсах указано в Славянской Кормчей 193 . Там, в ответах Иоанна Епископа Китрошского к Епископу Драчьскому Ковасилу, жившему в XII-м веке, сказано: «А на антиминсе пиши сице; жертвенник святого, имя рек, священнодействовавшься от он сицы Патриарха, имя рек, месяца коего, и в лето кое». (Ч. 2, гл. 58). Хотя этих слов нет в ответах Иоанна Китрского, напечатанных у Леунклавия и в Σνταγμα τν θειν κα ιερν καννων; но предмет надписи, указанный в них, содержится тот самый, какой действительно был в древности. Освященные антиминсы, не смотря на то, что и в чужих землях и епархиях сохраняют благодатную силу, получаемую в освящении, а потому беспрепятственно посылаются туда, где бывает в них надобность, и не ограничиваюся тем или другим пределом страны (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

12 июля 2016 года, в престольный праздник святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан впервые более чем за 100 последних лет совершил архиерейское богослужение в Троицкой Синоезерской пустыни в сослужении духовенства епархии. 12 июля 2017 года образовано Архиерейское подворье Троице-Благовещенская Синозерская пустынь. 26 сентября 2017 года оформлена религиозная организация «Архиерейское подворье при бывшей Троице-Благовещенской Синозерской пустыни Чагодощенского района Вологодской области Череповецкой епархии Русской Православной Церкви». 26 декабря 2019 года решением Священного Синода монастырь был официально открыт. Троицко-Синозерская церковь построена в 1632 г. Деревянная, двухэтажная, обшита тёсом и окрашена масляной краской жёлтого цвета. Крыта железом, окрашенным масляной краской красного цвета. Над церковью четырёхгранный купол, над ним 2 главы, обитые жестью. В нижнем этаже Благовещенский храм, высотой 4 аршина, внутри оштукатурен и выбелен известью. Верхний этаж - Троицкий храм - высотой 4,5 саж., не штукатурен. Храм отапливался двумя голландскими печами. С западной стороны при нижнем храме тесовый притвор, с той же стороны в высоту обоих этажей - тесовое крыльцо, длиной 10 арш., шириной 3 1/6 арш. С восточной стороны при нижнем этаже в Благовещенском храме алтарь бревенчатый, обшит тёсом, крыт железом и окрашен. Ближайшее к храму здание - дом сироты из духовного ведоства, на расстоянии в 48 саж. Вторая церковь Иоанно-Богословская, построена в 1682 г. Деревянная, двухэтажная, на фундаменте из булыжного камня, обшита тёсом, крыта железом. Крыша и обшивка окрашены масляной краской. На церкви 2 главы, обшитых белой жестью и окрашенных масляной краской. Над верхним этажом четырёхугольный купол. В высоту обоих этажей с восточной стороны алтарь, обшитый тёсом, крытый железом, о пяти гранях, мерой кругом 5 саж. С северной и западной стороны в высоту обоих этажей при церкви - притвор тесовый, шириной в 1,5 саж. С западной стороны 2 тесовых крыльца, первое - в виде куба со стороной в 1 саж., второе - длиной 5 1/16 саж., шириной 1 1/2 саж. и высотой в оба этажа. Оба крыльца крыты железом и окрашены масляной краской. В нижнем этаже Никольский храм, в верхнем - Богословский храм.

http://sobory.ru/article/?object=50992

10. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, что при бывшем архиерейском доме. Построена на средства архиерейского дома. Домовая, в каменном здании, где ныне помещается сиротский приют. Находится на Вильской улице. По временам совершает в ней богослужение священник Богоугодных Заведений. 11. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, что при нынешнем архиерейском доме на Бердичевской улице. Построена в 1886 году на средства Святейшего Синода и отчасти местного Архиепископа Палладия. Домовая, помещается в нижнем этаже каменного здания. Служат в ней эконом архиерейского дома иеромонах Аверкий с братиею этого дома (по штату 3-го класса). 12. Церковь во имя святых равноапостольных славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, что при мужском духовном училище на Саратовской (Мыловской) улице. Построена в 1886 г. на средства Свят. Синода (4000 руб.), а также на пожертвования духовенства. Полукаменная, крыта железом. Помещается на училищном дворе, отдельно от училищного корпуса. Богослужения в ней совершают о. Смотритель училища, а также, по приглашению, иеромонахи архиерейского дома. 13. Церковь во имя Поклонения св. веригам честного и славного апостола Петра, что при тюрьме на Чудновской улице. Когда и кем построена – неизвестно. В 1873 году, после пожара, повредившего её, вновь возобновлена и освящена на средства тюремного Комитета. Домовая, помещается в одной из зал каменного тюремного здания. Утварью, ризницею и богослужебными книгами посредственна. Содержится на счёт тюремного Комитета. Земли, домов и хоз. построек для причта нет. Причт: 1 священник с жалов. 300 р. – по штату и 1 псаломщ. с жалов. 100 руб. – по найму. В 1886 г. в тюремном замке состояло арестантов: православных с присоединившимися из штундистов 843 муж. пола и 86 жен. пола; р.-кат. 306 м. п. и 23 ж. п.; лютеран 36 м. п. и 3 ж. п.; и старообрядцев 183 м. п. и 8 ж. п. – всего 1932 м. п. и 186 ж. п. Протоиерей – Иоан Власиев. Малиновский (с 1884 г., а на службе с 1838 г.). Итого в г. Житомире находится всего 14 церквей, из коих 6 самостоятельных приходских (в том числе 1 кладбищенская), 1 приписная, 1 тёплая (Никольская) и 6 домовых. Кроме того, имеется ещё 1 часовня во имя св. благоверного вел. князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Чин исповеди, несколько раз издававшийся отдельно от Требника, претерпел некоторые изменения в разделе вопросов духовника кающемуся, были вновь отредактированы вопросы для исповеди детей. К нач. XX в. в Русской Церкви утвердился обычай накрывать при исповеди голову кающегося епитрахилью во время чтения разрешительной молитвы или даже во время самой исповеди, а в южнорусских и малороссийских епархиях – обычай во время исповедания грехов помещать руку кающихся на Евангелие. В кон. XIX в. св. прав. Иоанну Кронштадтскому было дано особое разрешение Святейшего Синода о проведении общей исповеди. В синодальный период несколько раз пересматривались чинопоследования архиерейского священнослужения. Так, в 1721–1725 гг. архим. Гавриилом (Бужинским, впосл. епископ) был отредактирован чин исповедания и обещания архиерейского. В 1765 г. был исправлен чин умовения ног в Великий Четверг, в 1767 г.– чин мироварения. В 1856 г. свт. Филаретом Московским был вновь отредактирован чин избрания и исповедания архиерейского, исправлявшийся впоследствии в 1901 г. До XVIII в. Русская Церковь принимала протестантов через крещение. В 1718 г. было решено принимать лютеран только через миропомазание. Император в литургической жизни Церкви. Признание императора верховным судией Русской Церкви (предложенное архиеп. Феофаном (Прокоповичем) в 1721 г. и до 1901 г. входившее в архиерейскую присягу), а также определение, что государь Российский есть глава Церкви, данное в акте о престолонаследии от 5.04.1797 (ПСЗ. Т. 24. 17910), способствовали усилению в русском богослужении царского элемента. Чин поставления на царство, совершавшийся на Руси с XVI в., в XVIII–XIX вв. неоднократно изменялся. Характерным для него было то, что помазание царя св. миром при коронации совершалось при произнесении слов «Печать дара Духа Святаго», т. е. имело характер таинства миропомазания. Несмотря на то что таинство миропомазания, как и таинство крещения, не повторяется, некоторыми русскими богословами XIX в. помазание царя отождествлялось с таинством миропомазания (митр. Макарием (Булгаковым) , прот. К. Никольским) или даже с неким восьмым таинством (Н. С. Суворовым). Характерно также то, что в России царь помазывался не до коронации, как в Византии и на Западе, а после нее, т. о., главным в чине поставления на царство оказывалось не венчание, а помазание. В 1766 г. в анафематизмы недели Торжества Православия была даже включена анафема тем, кто помышляет, «яко православнии государи возводятся на престол не по особому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются», подчеркнувшая роль именно помазания св. миром при поставлении на царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Потом исходить пред Святыя двери и кадит образ Христа Владыки и Пресвятыя Богородицы и благоч. императора и архиерея, по чину, по трижды. Также кадит предстоящих служителей, архимандритов, иереев всех и клиросы и весь народ. Когда же кадит, певцы поют «Аллилуиа» (Чинов.). 619 При архиерейском служении, когда архиерей стоит на ем месте, один из диаконов говорит: «Господу помолимся», и архиерей там читает тайно молитву. 620 При архиерейском служении протодиакон, отдав кадильницу и приняв святое Евангелие от первого архимандрита, или протопресвитера, приходить к архиерею и преклоняет главу, держа св. Евангелие, говорит: «Благослови, преосвященнейший Владыко, благовестителя», и т. д. архиерей, сойдя с его места, полагает правую руку на главу протодиакона, знаменуя его крестовидно, и говорит: «Бог молитвами» и т. д. Диакон кланяется, целует руку, и архиерей опять восходит на ее место. 622 При архиерейском служении вынос Евангелия для чтения бывает таким образом: вне алтаря, у Царских врат стоят два чтеца с подсвечниками и при выносе из алтаря Евангелия они идут до амвона, где стоит аналогий, и обходят его; за ними также идут и обходят аналогий иподиаконы с трикирием и дикирием, диакон с омофором, держа его обеими руками. Чтецы, поставив подсвечники у аналогия, отходят несколько. Иподиаконы с трикирием и дикирием стоят у Царских врат. Диакон же с омофором входит в алтарь и, став в алтаре пред Царскими дверями лицом к народу, говорит: «Премудрость, прости» (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.) и стоит у Царских врат на правой стороне. Архиерей, стоя на ем месте и осеняя руками, говорит: «Мир всем». Лик: «И духови твоему». – (От того-то «Святого Евангелия чтение». Лик: «Слава Тебе, Господи». – Диакон из алтаря: «Вонмем». – Архиерей стоит в митре, прочие без митр. 623 В Служебнике м. Петра Могилы указано: Аще же будет в церкви епископ, не вземлет от иерея благословения диакон. Но абие взем святое Евангелие от святыя трапезы, идет просто к епископу в церкви стоящему, и, якоже преднаписася, испрашивает от него благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010