Приводим оба документа. «Искренно уважаемый Семен Николаевич! Прилагаю при сем свои мечтания. Будьте добры – уделите немного времени прочтению сей записки и сообщите ваши мысли. Искренно вам преданный А. Ширинский-Шихматов. Прокурор Московской Синодальной конторы В Наблюдательный совет Московского Синодального училища церковного пенияˆПредложенияˆМои личные наблюдения над жизнью Синодального училища и сношения с начальством учебных заведений, где окончившие курс проявляют свою деятельность, более и более приводят меня к убеждению, что выпускаемые училищем воспитанники не имеют желательной практической подготовки к исполнению регентских обязанностей и надлежащего навыка, необходимого для целесообразной и осмысленной передачи знаний другим в должности учителя церковного пения. Эти причины, в связи со сложным трудом, который несут дети, и с недостатком времени для удовлетворения самых насущных умственных потребностей (например, чтения) заставляют меня обратиться к Наблюдательному совету с нижеследующими предложениями, касающимися некоторых перемен в ведении учебных занятий в училище и даже переработки существующих в нем программ преподавания различных предметов. 1) Не будет ли признано Желательным, чтобы воспитанники училища, все без изъятия [то есть и спавшие с голоса. – Сост.], участвовали как во всех спевках Синодального хора, так и во всех службах его в Успенском соборе, а по прекращении всенощных бдений в этом храме – в богослужениях приходской церкви, где школьно-училищный хор должен петь службу под управлением очередного воспитанника? Такое участие приучало бы будущих регентов к богослужебной обстановке, с которой им придется иметь дело в должности регента, знакомило бы их с приемами и правилами, необходимыми для регента, а главное, сроднило бы их с подробностями богослужения, внимание к которым неизбежно для регента, не желающего своими действиями нарушать общий богослужебный порядок. При теперешнем же положении вещей ученик, видевший, например, архиерейское служение в первые годы своего пребывания в училище в качестве участника хора, забывает это служение к выходу из училища, то есть к такой поре, когда ему особенно нужно знать его по обязанности регента.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Его тяготила многочисленность обязанностей, соединенных с епископской властью, которые (обязанности) отвлекали его от созерцательной жизни и занятий литературным трудом. Все это – и многочисленность обязанностей, и тяготение к уединению, и любовь к духовно-литературным трудам, побудило его оставить мир и променять архиерейскую кафедру на уединенную келию затворника; тем более перед глазами преосвященного и примеры подобные были: это – благоговейно чтимые им святители Тихон Задонский , прославленный Церковью и Иеремия Нижегородский, постригший его, которые также в расцвете сил удалились на покой и провели всю остальную жизнь в молитве, богомыслии и писании богословских сочинений. По прошению преосвящ. Феофан в 1866 году определен был Св. Синодом настоятелем Вышенской общежительной пустыни. Здесь – в пустыне, вдали от шумной жизни, преосвященный нашел то, чего так долго искала его чистая душа. Обязанности настоятеля он нес столько времени, сколько необходимо ему было для подготовки себя к совершенному уединению. В 1872 году, как известно, он, после праздника Пасхи, начал уединенную затворническую жизнь подвижника, продолжавшуюся 22 года. Он здесь, в своей келии, оставался наедине с Богом и предавался непрестанному молитвенному подвигу, а в этом подвиге собственно и заключался по мысли преосвященного затвор. «Ибо затвор что есть?», пишет он. «То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговейнстве, и выходить из сердца или чем-нибудь другим заниматься не хочет». 20 Таким образом, преосвященный Феофан буквально осуществил на себе указанный им идеал монашества, как «отрешение от всего, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге». 21 Мы не будем касаться жизни преосвященного в затворе, так как с одной стороны, сохранилось мало известий об этом периоде его жизни, а с другой, трудно проникнуть в глубочайшие тайники человеческого духа, да пожалуй и невозможно этого сделать при всем желании. По тем данным, которые дошли до нас об этом периоде жизни преосвященного, можно сказать безошибочно, что она состояла в непрестанном богослужении, молитве, чтении, духовно-литературных трудах и переписке с обращающимися к нему по разным вопросам. 22

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

В это время большой орлец убирают. Так как епископ может не только освящать Дары, но и совершать хиротонию над священником и диаконом, то рукоположение во епископа бывает перед чтением Апостола. После входа с Евангелием, когда все архиереи взойдут в алтарь, протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого к царским вратам, и он приемлется от архиерея во святой алтарь пред святую трапезу; здесь, сняв митру, сделав три поклонения перед престолом и приложившись к святой трапезе, встает на оба колена, полагает руки крестообразно и главу на престол. Архиереи возлагают раскрытое Евангелие письменами на главу его и держат Евангелие со всех сторон, как бы руку Самого Господа, Который возвышает хиротонисуемого, но вместе с тем подчиняет закону Евангелия. Первенствующий из архиереев вслух всем возглашает молитву посвящения. Священники после нее поют: «Господи, помилуй», трижды. Потом первенствующий архиерей, при держании архиереями Евангелия на главе посвящаемого, благословляет трижды хиротонисуемого – на главе, и затем архиереи полагают правые руки на главу хиротонисуемого, и первенствующий читает две молитвы. После молитвы, когда снимут с главы хиротонисуемого св. Евангелие, снимают с него крест и фелонь, и подносит ему иподиакон саккос, омофор, крест, панагию, митру. Приняв каждое из этих одеяний, он целует их, подносит к каждому из архиереев, получает благословение, целует руку и облачается. При облачении каждого одеяния возглашается: «Аксиос». По облачении архиереи целуют хиротонисуемого. Новопосвященный архиерей мирствует к Апостолу. Во время чтения Апостола рукоположенный архиерей восседает на престоле среди архиереев. Обыкновенно на великом входе первенствующий архиерей приемлет дискос (от протодиакона), а новопосвященный – потир (от архимандрита), и во время приобщения первенствующий архиерей подает пресвитерам Тело Христово, а новопосвященный – св. чашу. По окончании литургии разоблачаются все архиереи в алтаре и приводят вновь посвященного к первенствующему архиерею, и он возлагает на него с осенением руки – архиерейскую рясу, панагию, мантию (с источниками), камилавку и клобук и дает ему вервицу. Потом архиереи выходят из алтаря и восходят на амвон. Туда протоиерей и протодиакон приводят новопосвященного и там среди народа (паствы) вступает новопосвященный в должность архипастыря; ему вручается, с пастырским поучением от первенствующего архиерея, жезл пастырский. На амвоне новопосвященный, взяв в левую руку посох, благословляет народ обеими руками на восток, запад, север и юг.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

18 Как сим образом обвязать, это указано в книжке: «Чин освящения храма, от Архиерея творимаго», стр. 17-я, Москва, 1832 г., и в Дополн. Требн. Именно: обвязуют престол сице: От правыя страны, у перваго столпа Архиерей держит конец верви, и идут по верви кругом до второго столпа к востоку, от второго же столпа сносится на низ к третьему столпу, и идет по низу до четвертого столпа, и паки возносится к первому столпу сопрети, и связуется с концом, идеже Архиерей держит, и паки сносится вниз ко второму столпу, и идет низом до третьего столпа, взносится вверх к четвертому столпу от четвертого же столпа сносится вниз к первому столпу, и тако будет крест сопреди, от первого же столпа по низу идет крутом до второго столпа, от второго же столпа взносит вверх к третьему столпу, и тако будет крест к востоку, от третьего же столпа сносит на низ к четвертому столпу, и тако будет крест на северней стране, от четвертого же столпа идет по низу кругом до первого же столпа, от первого же столпа снизу идет вверх ко второму столпу, и тако будет крест на южной стране и обходит кругом, чтоб было три верви по верху, второй же конец верви связуется с первым концем у первого столпа (лист 23). 19 При надевании срачицы и обвязывании престола вервию читается указующий на это значение псалом 131: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его.... Внидем в селения его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе его. Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея» и т. д. Сии же, срачица, и индития, и литон да будут чисты, не раздраны и не диравы, и аще обветшают пременити по повеленному чину с молитвословием (Служебн. Извест. учит.). Чин находится в Требниках – Дополнительном и в Малом, имеющем две части: «Чин благословения индитий, или одежд и покрывал Божественные трапезы и жертвенника». На вопрос: При перемене иереем срачицы на престоле, освященном архиереем, как следует обвить престол вервией – так ли, как он обвит был при освящении архиереем (Церк. Вед. 1902 44 стр. 1389) или так, как указано при освящении храма иереем? Должно полагать, что если иерей при освящении самого храма должен обвертывать иначе, чем при архиерейском освящении, то так следует поступить ему и при перемене срачицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1179 В первые времена христианства в избрании как епископов, так пресвитеров и диаконов участвовал народ с клиром местной церкви. Епископы, избравши на своем Соборе одно или несколько лиц на епископскую кафедру, предлагали свой выбор на глас парода, в том смысле, чтобы он свидетельствовал о достоинстве избранных лиц и объявлял, что знает о них, в пользу их или против них (св. Киприан: письм. 70; Сократ: 4, 22. 6, 2. 7. 26; Феодорит: 1, 7. 2, 31. 32; Созомен : 8: 2; Пост. Апост., кн. 8, гл. 4, сн. Зонара на 6 прав. Ник. Соб.; Правосл. Собес., 1859 г., июль, стр. 244). Затем окончательное решение выбора принадлежало духовной власти (Прав. апн. 36, Ант. Соб., прав. 18). Впоследствии, когда, при участии народа, от его легкомыслия, увлечения страстями, происходили беспорядки, влияние народа на избрание пастырей (епископов) было ограничено (Соб. Лаод., прав. 12, 13). Но с IV века назначение на важнейшие кафедры подчинилось влиянию власти царской, а в провинциальных городах – влиянию знатнейших сановников города (Joannis Antioh. Tit. 7 . cf. 165. nov. const.; Collect, eccl. Constit. Balsamonis, lid. 3, cf. nov. Tit. 1 , § 17; ejusdem schol. ad. can. 4. Chalced. ef. nov. 6. nov. 123. cap. 1. Прав. Соб., 1859 г., июль, стр. 247). Но церковные правила не предоставляли избрание епископов непосредственно светской власти, мимо власти духовной (Апост., прав. 30, VII Всел. Соб., прав. 3). В избрании пресвитеров и диаконов в древности народ, хотя имел участие, но менее, нежели в избрании епископов. Соборами же вообще запрещено было самому народу избирать во священство (Лаод. Соб., прав. 13). У нас же в Регламенте сказано, что ищущий священнослужительского места должен иметь свидетельство от прихожан, что они знают его с хорошей стороны в нравственности и поведении (Прав. Собес., 1859 г., июнь, стр. 247 и след.). 1180 «Приемлют его два – протодиакон и диакон... и обходят святую трапезу, поюще водящий» (Чиновн. Чин хирот. диакона). 1181 Ектения для диакона печатается в Чиновнике архиерейском, но буквами наоборот, по отношению к буквам молитвы, читаемой архиереем, именно так: Таким образом диакон, держа книгу Чиновник, или стоя за держащим ее, при чтении архиереем молитвы, по книге же Чиновник, может в то же время произносить ектению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По окончании кафизмы и после ектении и возгласа священника: «Яко Ты еси Бог наш», певцы поют: «Господи, воззвах». Когда же поется последний стих (Чиновн., литург. преждеосв. Даров), т. е. стихира на «Слава и ныне» (Чиновн., литург. Златоустаго), тогда открываются Царские двери (Чиновн., Тип., гл. 23), и бывает Вход с кадильницей, без Евангелия. Если же на литургии преждеосвященных Даров будет читаться Евангелие, то Вход бывает с Евангелием (Тип., послед. среды 1-й седм. Вел. поста; Служебн.) 750 . По Входе бывает чтение двух паремий: одна из книги Бытия – о грехопадении и о последствиях его; другая из книги Притчей – о божественной мудрости, которую должны искать. Пред чтением паремий чтец становится среди (храма) церкви, пред амвоном, и творит поклон, держа книгу согбенну (закрытою) (Чиновн., литург. преждеосв. Даров). Диакон или протодиакон среди дверей (Царских), зря к чтецу и держа орарий и к нему показуя (Чин., там же), говорит: «Вонмем». Священник 751 говорит: «Мир всем». Чтец ответствует: «И духови твоему». диакон 752 «Премудрость». Чтец говорит «Прокимен» (Служебн., Тип., послед. среды, понед. 1-й седм. Вел. поста), псалом Давидов. И сказывает прокимен прилучившого дне, на глас (Чиновн., лит. преждеосв. Даров). Потом протодиакон или диакон говорит: «Премудрость». Чтец же говорит надписание Бытия (Чиновн., лит. преждеосв. Даров), т. е. Бытия чтение (Триодь Постная). Диакон 753 говорит: «Вонмем». При этом Царские врата закрываются (Чиновн. лит. преждеосв. Даров). После чтения книги Бытия Царские двери отворяются (Чиновн., лит. преждеосв. Даров), и произносится чтецом и поется певцами второй прокимен (смотри в особой книжке на 1-ю седмицу Вел. поста). После пения прокимна диакон, обращаясь к священнику (при архиерейском служении – протодиакон к архиерею) возглашает: «Повелите» (Служебн., Чинов, и Типикон) 754 . Священник, взяв обеими руками кадильницу и свещник со свечей, стоит пред св. трапезою, зря к востоку и, назнаменуя крест, говорит: «Премудрость прости» (Σοφα ο=ρθο), возбуждая молящихся к особенному вниманию и благоговению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Затем диакон и священник облачаются. Каждый из них приемлет в руки свои стихарь и творит три поклона к востоку, произносится молитву: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя». После сей молитвы диакон приходит к священнику 574 , держа в правой руке стихарь с орарем и, подклонив ему главу, просит благословения, произнося: «Благослови, Владыко, стихарь с орарем». Священник благословляет, говоря: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков» (Служебн.). Получив благословение от иерея и целовав десницу его (Тип., гл. 2, вечерня по кафизме), диакон отходит в одну сторону алтаря и, целовав стихарь (Служебн.), где крест на одежде 575 , облачается, произнося при сем молитвы, положенные Уставом. Священник, облачаясь, берет каждую одежду в левую руку, назнаменует (благословляет) ее, произносит назначенную в Служебнике молитву и, целовав одежду, как диакон, надевает ее. Когда священник украсится одеждами, тогда он с диаконом отходит в предложение, в ту часть алтаря, где хранятся сосуды, и там оба умывают руки. Умовением рук пред началом священнодействия они выражают, что приступают к служению, очистивши себя, сколько возможно для сил человеческих, от всякия скверны плоти и духа, приступают с незлобивою душою, с правотою сердца. Они произносят псалом: «Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея . . . Аз же незлобием моим ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи» ( Пс.25:6–12 ). После сего диакон приготовляет на жертвеннике священные сосуды, поставляя рядом дискос и Потир, дискос на левой стороне, а Потир на правой (по отношению к стоящему пред жертвенником), и «прочая с ними», т. с. звездицу, копие, губу, покровцы и воздух. Облачившись и умыв руки, священник и диакон приступают к совершению самой проскомидии. Проскомидия И при соборном служении многих священников «действо проскомидии ([Pροσχομiδ) один иерей токмо да творит и глаголет 576 изображенная (в Служебнике), прочии же служители (служащие) ничтоже проскомидии особне (кроме того иерея) да глаголют» (Служебн., чин литургии, см. в конце проскомидии) 577 . Проскомидию обыкновенно совершает священник младший из служащих. При архиерейском служении проскомидию совершает также один священник. Стоящие же при архиерее во время чтения часов архимандриты. игумены, протопресвитеры ничтоже проскомидии глаголют (Чиновн., лит. св. Злат., при начале) 578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

676 В пасхальную седмицу как Царские двери, так и завеса вовсе не закрываются в продолжение всей литургии, а также – и на других службах. 677 При архиерейском служении в это время архиерей снимает митру. Архимандриты и иереи «взимают аер в десную и левую страну», т. е. держат воздух с правой и левой стороны. «И, когда преклонит главу архиерей (ко престолу), покрывают ю (ее) свыше аером, якобы не касатися ему». Так как покрытие Св. Даров воздухом и веяние им указывают на погребение и потом восстание из мертвых Господа, то преклонение главы архиерея под воздухом изображает, что он спогребается Христу, дабы совоскреснуть с Ним (Нов. Скр., ч. II, гл. VII, § 34). Вне же стояй диакон, зря, яко готови суть внутрь, приклонив мало главу, целует орарий свой, идеже есть образ креста, и воздвиг мало руку, держа тремя персты орарий, глаголет: «Двери, двери». Совершивше же символ, «вземлют аер, согнувше и целовавше полагают на святей трапезе, идеже суть и прочий покровцы». Архиерей надевает митру (Чиновн.). Один же из диаконов, взяв рипиду или один покровец, если нет рипиды, веет святая благоговейно (Там же). 678 E=’λεοn – милость (Λειτουργα – Benetia 1528, Ευ=χολγιοn – 1885), а не E=’λαιον – елей (Goar. ρ. 135). Жертва хваления объясняется так: «Приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедующихся имени Его» ( Евр.13:15 ). И псалмопевец говорит, что жертва хвалы есть молитва благодарственная признательного сердца: «Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя» ( Пс.49:14 ). Итак, эта жертва не та (ветхозаветная), о которой Спаситель говорит: «милости хощу, а не жертвы» ( Мф.9:13 ), а есть жертва бескровная. 679 Архиерей возглашает это вне алтаря, оборотясь к народу н осеняя трикирием и дикирием народ, стоящий на западной стороне (Чиновн.). 680 «Архиерей же, при произнесении этого, – сказано в Чиновнике, – руки и очи вознес горе, вкупе и мысль, осеняет южную страну». 681 Архиерей, произнося это, осеняет северную страну (Чиновн.). В Чиновнике при сем замечено: Аще присутствует Благочестивейший Император, осеняет архиерей прежде Благочестивейшаго Императора, глаголя: «Буди со всеми вами». Таже осеняет абие и народ, иже на западе, в том же глаголании, не повторяя речений. Посем иныя страны осеняет, яко предписася (Чиновн., лит. Злат.). Иерей, при совершении литургии, при словах «Горе имеим сердца», «Благодарим Господа» не осеняет народ, а потому, обыкновенно, он произносит их, молясь к востоку.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

храма). И, обратясь к востоку (Больш. Требн., гл. 109), стоя пред святыми мощами (Чин освящ. храма), он говорит: «Благословен еси, Христе Боже наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Певчие, войдя внутрь храма, отвечают: «Аминь». Начальствующий священник говорит: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата, вечная, и внидет Царь славы», и певчие (однажды) поют, вопрошая: «Кто сей Царь славы?» (Больш. Требн., гл. 109). Протодиакон говорит: «Господу помолимся». Певчие: «Господи, помилуй» . Начальствующий читает вслух молитву: «Боже и Отче Господа, нашего» и при главопреклонении всех, тайно (Чин освящ. храма, от архиер. творимаго) читает молитву Входа: «Владыко Господи Боже наш» . Обе эти молитвы те же, что читаются при освящении храма архиереем. После прочтения молитвы Входа, начальствующий говорит, отвечая на вопрос певцов: – «Господь сил, Той есть Царь славы». Певцы поют то же, и начальствующий опять говорит: «Господь сил. Той есть Царь славы» и знаменует врата храма антиминсом (на дискосе) со святыми мощами, крестообразно, и входит в храм (Требн., гл. 107). По входе в храм певчие поют тропарь: «Яко вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святого селения славы Твоея, Господи». Начальствующий входит с антиминсом в алтарь и полагает на престоле антиминс, и на нем (антиминсе) полагает святое Евангелие (Больш. Требн.); и, покадив, по возглашении диакона: «Паки и паки преклонше колена, Господу помолимся», читает молитву с коленопреклонением, из числа двух, читаемых при архиерейском освящении храма архиереем, именно: «Господи Боже наш, иже тварь единым словом создавый». После сей молитвы бывает малая ектения: «Заступи, спаси, помилуй». После возгласа: «Яко свят еси», – начальствующий, взяв честный крест и став посреди осеняет им по трижды на четыре стороны: на восток, на запад, на юг и на север. При этом диакон кадит честный крест, как, обыкновенно, бывает при крестных ходах. Он говорит: «Господу помолимся». Клирики же поют (и людие, кийждо в себе глаголет), при осенении на каждую сторону: «Господи, помилуй», по трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В современном архиерейском служении литургии порядок слагается аналогично, с малыми изменениями. Так, получив благословение, диакон отходит к святым дверям и, стоя пред ними, глаголет: «Господу помолимся», чего не бывает на иерейской службе. Архиерей же возглашает: «Яко свят еси Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно». Диакон говорит: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет тот же стих. Диакон: «И услыши ны». Клирос повторяет то же. Тогда диакон провозглашает на народ: «И во веки веков». Певцы поют: «Аминь» и Трисвятое. Как видим, на обеих службах — архиерейской и иерейской — происходит разрыв возгласа: «Яко свят еси Боже наш», который обрывается на словах: «ныне и присно». И только после вставки: «Господи, спаси благочестивыя», диакон заключает иерейский (архиерейский) возглас окончанием: «И во веки веков». Для разрешения этого очевидного нарушения целостности возгласа, необходимо обратиться к последованию архиерейского служения, в котором выявляется согласованность молитвословий предшествующих пению Трисвятого через провозглашение так называемой великой похвалы. Ив. Дмитревский повествует: «Моление: Господи! спаси благочестивыя ! содержит и приветствие как собравшимся к слушанию Литургию Христианам, так и всем православным. Потому во время Архиерейского служения, после сего возглашения, бывает многолетие Святейшему Синоду, Государю со всею Высочайшею Фамилиею, Синклиту, Воинству и всем Христианам. Это приветствие в Чиновнике Архиерейского священнослужения называется великою похвалою. Оно в сие время Литургии возглашается: 1) потому, что Литургия, как всемирное моление и жертва мира, возносится о здравии и спасении всех их; 2) потому что уже наступает важнейшая часть славословия Божия, а именно, пение Трисвятого ; следовательно надобно напоминать молящимся, чтобы они все мысли и чувства свои устремили к таинственной святыне Богослужения, перед ними, с ними и для них совершаемого». (Дмитревский, стр. 215). Приводим повествование о великой похвале по пособию прот. Никольского, сохраняя версию великолепного служения в дореволюционной православной и самодержавной России (1907 г.):

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010