Кроме того, при пении: «Святый Боже», у нас, сербов, установилась следующая практика. Хор поет два раза «Святый Боже», третий раз «Святый Боже» поют служащие в алтаре, когда архиерей творит дикирием крест над свитым Евангелием, затем хор в третий раз поет «Святый Боже», после чего служащие в алтаре снова повторяют «Святый Боже». Во время последнего пения архиерей творит трикирием крест по углам св. Евангелия, начиная с левого верхнего угла и переходит на правый нижний, затем на правый верхний и заканчивает крест на св. Евангелии левым нижним углом. После этого хор поет: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу… и во веки веков. Аминь». Затем служащие в алтаре поют с перерывом: «Святый Боже»…, а архиерей произносит вышеприведенную молитву в первый раз после чего служащие поют: «Святый Крепкий», а архиерей произносит сию же молитву вторично и т. д. Когда же архиерей возвращается в алтарь, хор поет в последний раз «Святый Боже»… Указанные разногласия в чтении этой архиерейской молитвы требуют выработки и установления единообразия в православном богослужении. 4 . Во время каждения, после малого выхода, в архиерейском «Служебнике» и в руководстве К. Никольского (стр. 397) дается указание, что архиерей держит в левой руке дикирий, а трикирий отдает диакону. У нас, в Сербской Церкви, как и у греков, практикуется следующее. Архиерей передает трикирий и дикирий диаконам, которые становятся по правую и левую стороны св. престола, а архиерей принимает жезл в левую руку и совершает каждение вокруг престола и жертвенника вместе с диаконами, после чего диаконы выходят чрез Царские врата на солею и здесь стоят, пока архиерей совершает каждение святых икон и верных. Ввиду того, что жезл символизирует собою власть архиерея над пасомыми, архиерей не входит во «Святая Святых» с жезлом в руках, а держит его только перед пасомыми. Полагаем, что и здесь необходимо установить целесообразную и для всей Православной Церкви единообразную практику. 5 . Нет нигде определенных указаний относительно употребления архиерейской «мантии» при хиростазии. У нас, в Сербской Церкви, архиерей, стоя на своем архиерейском месте с правой стороны солеи, во время богослужения, благословляет верных со своего места, произнося: «Мир всем», а во время св. Лигургии: «Спаси Боже люди Твоя», а также «Благословление Господне на вас»…, независимо от того, в мантии он или без нее. Этот, существующий в Сербской Церкви обычай следует сохранить и на будущее время, тем более, что такого рода практика наблюдается у греков и в Болгарской Церкви. В Русской Церкви этого обычая нет, потому что отсутствует в церквах особое архиерейское место с правой стороны солеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как начнет, бывало, произносить ектению дрожащим старческим голоском: «Пы-аки-ии и пы-аки-иии ми-ии-ром Го-оо-споду по-о-моо-лимся», а певцы и служители губы прикусывают, чтобы не разразиться смехом. А пот у него с головы ручьями льется, даже пар подымается. Кряхтит, бедненький, платком то и дело вытирается. А уж как Евангелие читать, то тут греха не обирались. Что ни слово – то вранье. Просто одно искушение с ним. К счастью, подобных служителей было мало. Большая заслуга Владыки была в том, что он правильно оценил религиозные нужды верующих, живших в отдаленных от Церкви местах, и учредил разъездное священство. Для этой цели было выделено 10 священников, которые систематически в разное время года разъезжали по деревням и селам и там на дому у верующих совершали крещение, причащение, соборование, браки, молебны, панихиды и другие требы. Разъездные священники оставались в силе до самых последних дней пребывания Владыки на Чкаловской кафедре. К духовенству святитель относился по-отечески. Священников он любил. Даже тех, которые недостойны были его любви. Материально нуждающимся, Владыка оказывал денежную помощь. Провинившихся если он и наказывал, то наказывал снисходительно. Владыка всегда учитывал материальное положение согрешивших батюшек. Иногда и нужно было бы строго наказать того или иного священника, особенно пьяницу, но святитель и здесь проявлял свое снисхождение, даже порой в ущерб церковному делу. Он так рассуждал, если уволить священника, значит за неимением другого приход останется без службы, а в это время могут люди умереть без крещения, покаяния и причастия. Пусть хотя он и недостойно себя ведет и соблазнительно для верующих, но я буду спокоен за то, что многие покрестят своих детей и примут Христовы Тайны. Но были случаи, когда отдельных священников, вышедших совершенно из повиновения архиерейского, Владыка не щадил и вооружался против таковых своим гневом. Так поступил он с упомянутым выше настоятелем Никольского храма г. Орска о. Вениамином Ионовым за то, что тот за последнее время слишком возомнил о себе и даже не пожелал в течение месяца вести с архиереем переписку. Но с Ионовым дело тем и кончилось, что Владыка морально его наказал пред всем народом в свой приезд в Орск, потом добрые отношения с архиереем восстановились. А вот с протоиереем Леонидом Смирновым, настоятелем Петропавловской: церкви г. Бузулука, отношения испортились окончательно. Владыка первоначально его ценил и жалел. Но когда тот стал много пить и выходить совершенно из повиновения, тогда святитель, после ряда и увещеваний, обрушил на него весь свой гнев. Помню, как Владыка и вызвал батюшку к себе в Чкалов и начал его пробирать, да так резко, что мы подумали, не случилось ли что с Владыкой. – Я тебе покажу, – кричал что есть силы святитель, – как заниматься пьянством и болтаться, где попало. – Почему ты выдумываешь всякие новости в богослужении и чуть не служишь по-архиерейски? – Я этого не делаю, Ваше Преосвященство! – чуть не плача отвечал о. Леонид.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

акад. Моск., 47, типогр. Прав. Собес., 1863 г., декабрь: Определения Московского Собора 166 6 /7 г., стр. 359, 355 и 356). 1189 Наречение бывает, сказано в «Чине избрания и посвящения архиерея, прежде литургии. «Времени наставшу (наречению) призываемы бывают вси архиереи, елицы обрящутся в царствующем граде, в Святейший Правительствующий Синод». 1191 Этот и следующие пункты обещания архиерейского содержатся в Чине поставления епископа XV века (Акты Археограф. Эксп., τ. I, 375), во многом буквально сходные с нынешними. О содержании исповедания и обещания архиерейского смотри статью: «Церковные постановления о священстве», находящуюся в Православном Собеседнике, 1859 г., июль, стр. 251–254 и в книге Дмитриевского: «Ставленник». Киев, 1904 г., стр. 157. 1192 Так, например, в Чине поставления архиерея XV века сказано (исповедаю): «отшедшу ми в которую страну чуждую не пети ми обедни без повеления митрополита, в чем пределе буду, не поставити ми ни попа, ни дьякона, чуждого предела» (Акт. Арх. Эксп., τ. I, 375). И ныне слышим из уст посвящаемого обещание «не литургисати, или ино что священных деяти без волн епархии оные архиереа, и не рукополагати мне, ниже иерея, ниже диакона, ниже иного какового клирика чуждыя епархии, ниже приимати я постановленныя, в мою епархию, без отпускных грамот своих им архиереев». 1193 Чин исповедания и обещапия архиерейского, находившийся в книге 1825 года, под заглавием «Чин избрания и рукоположения архиерейского, был во многом изменен и исправлен митрополитом Московским Филаретом. Ныне же «Чин исповедания и обещания архиерейскаго» Св. Синодом, против предыдущего, в 1901 году несколько изменен и сокращен (Подробнее см. в книге Дмитриевского «Ставленник»). 1194 В Чиновнике ектения печатается буквами перевернутыми кверху к тем буквам, которыо читает в молитве Первенствующий архиерей, так что он и другой архиерей читают одновременно по одной и той же книге. 1195 В «Чине поставлания епископа, XV века», сказано: «седает ново- поставленный с десные страны Святителя, выше иных и «Мир всем» глаголет по Апостоле; и первие инех честного тела и крови причащается» (Акты Археогр. Эксп., τ. I, 375).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

храма, от архиер. творимаго, л. 4), и Царские двери затворяются (Больш. Требн.). Священнодействующие приступают к утверждению престола. При этом священник не произносит тех молитв, какие читает архиерей при устроении престола. Эти молитвы были произнесены архиереем при освящении им антиминса. «Приемлют священницы дску трапезы». Начальствующий кропит доску с обеих сторон и столпы, ничто же глаголя, и укрепляется доска трапезы якоже лепо (Больш. Требн.). Полагается доска на столпцах церковных при пении псалма 144: «Вознесу Тя, Боже мой». Затем на углах доски в проверченные для гвоздей гнездышки столпов вливается воскомастих и очищается (ножами). При этом поется Псалом 22-й: « Господь пасет мя». Потом приносятся четыре гвоздя, полагаются на трапезе», кропятся святой водой и влагаются в столпы. Засим приносятся четыре камня. Начальствующий и прочие священнослужители, взяв камень, утверждают трапезу (Дополн. Требн. Освящ. храма архиереем). По утверждении престола следует омовение его. Приносится возливальник с теплой водой и священнослужители омывают ей трапезу и отирают (Больш. Требн.) платами 1326 . При этом поется псалом 83-й: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи, сил» 1327 . Бывшая в прежнее время при освящении храма священником отмена поливания престола розовой водой с красным вином и помазывание св. миром престола и стен храма 1328 ныне не действует, все совершается по-прежнему: и поливание священником розовой водой, и помазание св. миром престола и стен храма. После омовения и окропления святой водой, престол облачается в одежды также, как и при освящении храма архиереем. Сперва окропляется святой водой срачица внутри и вне (Дополн. Требн.), окропляется вервь и надевается поверх срачицы. «Обвязывается престол вервиею просто» (Больш. Требн.), т. е. кругом престола как поясом, а не так, как при архиерейском освящении храма; обыкновенно, предстоятель держит в руке конец верви и по окончании троекратного опоясания диаконом делает узел у правого столпа престола (сн. Дополн.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Свещеносцы при архиерейском служении называются лампадчиками (Чин освящ. храм., от арх. творим., 1832 г., л. 37). Чтецы носят лампады и при служении иерея, например – на вечерне при входе (Тип., гл. 2). Чтецы, обыкновенно, называются клириками 1176 . или причетниками, также – дьячками. Таким образом пономари или иначе парамонари (от παραμον – mansio – пребывание), приставники 1177 включаются в число лиц посвященных. В Служебнике говорится: «Чести ради божественных Таин никто же от священных во св. алтарь да входит... пономари, часто исповедающиися и божественным Тайнам причитающиися, трезвенно же и благочестно в добродетелях пребывающии» (да входят). О должности пономарей там же сказано, что сии пономари должны суть просфоры, вино, воду, фимиам и огонь в алтарь внести, свещи же вжыгати и угашати, кадильницу и теплоту приуготовляти и иерею подавати, алтарь весь чинно и часто умести и очищати: сице землю от всяких уметий, якоже и стены и верх кровный от праха паучины (Служебн., Извест. учит., о подаянии, приятии, хранении же и поклонении божественных Таин). В Типиконе исполняющий эти обязанности называется параекклисиархом, сиречь кандиловжигателем. Он, кроме возжения и подавания кадила, звонит к богослужению, зажигает свечи (Тип.. гл. 1, 2 и др.). Посвящение в иподиакона Посвящение в иподиакона также совершается среди церкви, пред литургией, по облачении архиерея. Иногда это посвящение бывает в один и тот же день с посвящением певца. По облачении певца в стихарь, иподиаконы подносят архиерею стихарный пояс (Чиновц.), т. е. орарь. Когда архиерей перекрестит пояс, посвящаемый целует пояс и руку архиерея, иподиаконы опоясуют посвящаемого. Иподиакон изображает служение Ангелов; поэтому ему при посвящении дастся орарь, которым он опоясуется крестообразно, для изображения крыльев, которыми закрываются Херувимы, предстоя престолу Слова Божия. После опоясания орарем, архиерей трижды благословляет рукой на главе посвящаемого и налагает руку на его главу и читает молитву. В ней он просит Господа о рукополагаемом: «И даждь ему любити благолепие дому Твоего, предстояти дверем храма святого Твоего, возжигати светильник 1178 селения славы Твоя» (Чинов.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Во время же чтения им молитв, произносит тихо один из архиереев ектению: «Миром Господу помолимся», в которой просит Господа: «о Святейшем Правительствующем Синоде, священстве, защищении, пребывании, мире, здравии и спасении их, и дел рук их, Господу помолимся» – «О рабе Божием (имя рек), ныне проручествуемом епископе и спасении его, Господу помолимся». – «Яко да человеколюбец Бог не скверно и непорочно его архиерейство дарует, Господу помолимся». Засим – о благочестивейшем, самодержавнейшем великом государе нашем императоре» и т. д. 1194 После молитвы, когда снимут с главы хиротонисуемого св. Евангелие, снимают с него крест и фелон, и подносит ему иподиакон: саккос, омофор, крест, панагию, митру. Приняв каждое из этих одеяний, он целует его, подносит к каждому из архиереев, получает благословение на каждую одежду, целует руку и облачается. При облачении каждого одеяния возглашается: «’ξιος». По облачении, архиереи целуют хиротонисуемаго. Новопосвященного архиерей мирствует к Апостолу (Чин избр. и pykog. ариер., лист 38) 1195 . Во время чтения Апостола рукоположенный архиерей восседает на престоле среди архиереев. Обыкновенно, на Великом Входе первенствующий архиерей приемлет дискос (от протодиакона), а новопосвященный – Потир (от архимандрита), и во время приобщения первенствующий архиерей подает пресвитерам тело Христово, а новопосвященный – Св. Чашу. По окончании литургии, разоблачаются все архиереи в алтаре и приводят вновь посвященного к первенствующему архиерею, и он возлагает па него, с осенением руки, архиерейскую рясу, панагию, мантию (с источниками), камилавку и клобук и дает ему вервицу (четки, см. далее, о вервице). Потом архиереи выходят из алтаря и восходят на феатр (амвон). Туда протоиерей и протодиакон приводят новопосвященного и там, среди народа (паствы), вступает новопосвященный в должность архипастыря; ему вручается, с пастырским поучением от первенствующего архиерея, жезл пастырский (см. выше). На амвоне новопосвященный, взяв в левую руку посох, благословляет народ обеими руками на восток, запад, север и юг.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

898 Служба Великого канона переносится на вторник в том случае, если празднику Благовещения случится в среду или четверток 5-й седмицы Великого поста. 899 В Типиконе, изданном в Москве 1848 г., напечатано (в послед. 25 марта, аще случится в понедельник Светлыя Недели) после «Свете тихий», прокимна и Евангелия, та же ектения. Такое указание означает на вседневной вечерне после прокимна ектению: «Исполним молитву нашу Господеви». Но это указание есть типографская ошибка. Следует напечатать не «ектения», а «ектении». В Типиконе при указании: «ектении» разумеется сперва ектения: «Рцем вси» и после «Сподоби, Господи» ектения: «Исполним молитву нашу Господеви» Таков Устав и для вечерни в пасхальную седмицу (Тип., послед. дня Пасхи – вечер). 900 После полиелея поется величание: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Ирмол.). 901 В Типиконе, в последовании 25-го марта находится такое указание: «И час первый с кафизмою». Это указание относится к Благовещению, случившемуся в те дни седмицы, в которые на великопостных часах положено чтение кафизмы, именно – ко вторнику, среде и четвергу, но не к понедельнику п пятку, когда чтение кафизмы на 1-м часе не положено (Тип., гл. 17). 902 При архиерейском служении, например, в Успенском соборе в Москве, начало вечерни говорит сам архиерей, и псалом; вечерних молитв не говорит, токмо в начале часов: «Господи, ниспосли», да в начале вечерни: «Боже, Боже наш»; да входная: «Вечер и заутра»; а после паремии ектения малая, а возгласа не говорит. Таже: «Господи, спаси благочестивыя», по чину и прочая литургии» (Чин свящ. и обряд, в Больш. Успенск. соборе, см. 15). 904 Типикон указывает в дни Петрова поста на утрени петь, вместо: «Бог Господь», «Аллилуиа». Так, в последованиях на дни, не имеющие праздничного знака (1-го, 3-го июня и др., сказано: «Аллилуиа» или тропарь (См. подобные указания 4-го и 3-го августа), т. е., и то и другое можно петь. В Петровом посту, при пении «Аллилуиа», полагают великие поклоны (Тип., послед. 14-го ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Диакон же (при архиерейском служении – Архидиакон) говорит: «Премудрость» (Служебн., чин. преждеосв. Даров), возбуждая внимание к тем молитвословиям и священнодействиям, которые за сим последуют, подобно тому, как священник говорит: «Премудрость, прости» пред словами: «Свет Христов просвещает всех». Но после чтения паремий не говорится: «прости», ибо, по Уставу, надобно на коленях внимать пению следующих за сим молитвословий: «Да исправится молитва моя» ( Пс.140 756 ). Молитвословие: «Да исправится молитва моя» поется таким образом: чтец (Служебн.), или певцы (Чиновн.), или священник (Ирмологион), стоя пред Царскими дверьми, поют стих: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя» (Служебн., Чиновн., Тип., послед. среды 1-й седм. Великого поста). После них тот же стих поет лик. Таким образом, пение: «Да исправится» подобно тому пению, какое положено для Великого прокимна. В Певческих книгах (Знамен.) пение: «Да исправится молитва моя» со стихами, называется, великим прокимном. В Ирмологионе один и тот же стих «Да исправится» указано петь обоим ликам. Этот стих поет лик и после прочих стихов, петых чтецом или певцами пред алтарем. А чтец или певцы пред Царскими вратами поют следующие стихи: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе»; «Положи, Господи, храпение устом моим и дверь ограждения о устнах моих»; «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» (выдумывать извинения грехов). После сего последнего стиха, когда лик пропоет: «Да исправится молитва моя», чтец или певцы пред Царскими вратами опять поют: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою»; лик же допевает этот стих: «Воздеяние руку моею, жертва вечерняя 757 . Во время пения сего священник, сказано в Служебнике, стоя в алтаре пред святою трапезою, прияв кадильницу с фимиамом, кадит. Последи же (после): «Да исправится молитва моя», отдав кадильницу, и сам иерей преклоняет колера, моляся (Служебн., чин лит.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В каноне на утрени ирмос служит связью между стихами песней Священного Писания и тропарями канона (см. о каноне и о песнях Св. Писания). Исходное последование есть последование погребения. Оно содержится в Требнике. На исход души последование называется обыкновенно «отходною». Канон и молитва – в Требнике. Ис полла ети деспота (ες πολλ τη δσποτα) – пение греческое – означает по-русски: «На многия лета, господин». Это многолетие поется архиерею при архиерейском служении во время благословения им народа. Иногда, например, по входе архиерея во храм для служения литургии и после облачения его, многолетие ему поется более пространно, именно: «Тон деспотии ке архиереа имон кирие филатте ис полла ети деспота» (Τν δεσπτην κα ρχιερα μν Κριε θλλαττε ες πολλ τη δσποτα, т.е. «господина и архиерея нашего сохрани, Господи, на многия лета»). Слова «ис полла ети деспота» поются трижды. Прочие слова – однажды. Кадила молитва произносится иереем каждый раз перед каждением, которое совершает он или диакон. Эта молитва содержится в Служебнике в чине проскомидии. Канонарх и канонархания устав. Канонархом в монастырях называется тот чтец или певец, который каждый стих стихир на «Господи воззвах», стихир на стиховне, стихир на хвалитех и на блаженнах говорит один громким голосом. За канонархом тот же стих повторяют певцы одного лика или клироса; потом канонарх говорит таким образом другую стихиру по стихам ее, и ее поют певцы другого лика. Когда же достигнут стихиры, написанной на последний стих, положенной Уставом (в стихирах на «Господи воззвах» – всегда стихиры на стих: «Яко утвердися милость Ею на нас»), тогда оба лика собираются на средину храма и уже вместе поют каждый стих стихиры, сказываемый канонархом. Пение такого рода Устав обозначает словом «канонархат». Название «канонарх» происходит от греческих слов: «κανν» – «правило, установление, устав» и ρχων – «начинатель», и означает начинатель установленного (пения). Канон. Словом канон (κανν – «правило») в богослужебных книгах называется песнопение, которое составлено определенным образом, по известному правилу, состоит из соединения в одно целое нескольких песней (δ), или од, а именно: девяти, восьми, четырех, трех или даже двух.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

С приходом владыки Ермогена богослужебным и духовным центром епархии фактически становится Никольский храм , где и настоятель отец Иаков Володин и староста Чеботарева оказались с новым архиепископом очень близкими по духу и убеждениям. Вскоре архиерейские богослужения в " Николе " перестали быть редкостью, совершались они с глубоким благоговением, сопровождались проникновенными поучениями и потому привлекали массы народа. Совет по делам РПЦ начинает проводить " нейтрализацию " непокорного архиерея. Применяется и прямой нажим на самого владыку, заключавшийся в постоянных вызовах " для бесед " , " указаний на недопустимость... " , строгих предупреждений и так далее. Одновременно идут попытки его изоляции - через удаление от него верных ему священнослужителей и мирян, через попытки компрометации самого владыки в глазах верующих. Организуются " жалобы прихожан " на правящего архиерея и близких ему " неблагонадёжных " священнослужителей. " Следует также указать, что архиепископ Ермоген расходует деньги епархии для благотворительных целей, что делать воспрещается " , - строчит донос уполномоченный. Владыка отвечает поддержкой бедных приходов, уменьшением в два раза " добровольно-принудительного " взноса в Фонд мира, оживлением и укреплением приходской жизни, ремонтом обветшавших храмов, привлечением в епархию молодых активных священнослужителей, имеющих духовное образование, для проживания которых в двух частных калужских домах была организована своего рода подпольная гостиница. Кроме того он начинает отправлять за штат священнослужителей, скомпрометировавших себя небескорыстными " заигрываниями " с Советской властью. Когда уполноменный на очередной " беседе " указал на недопустимость таких увольнений, владыка Ермоген с иронией заметил, что, конечно, в интересах антирелигиозной пропаганды такой поп является весьма полезной фигурой, но его, как православного архиерея, такие горе-священники совсем не удовлетворяют. В противовес подобной принципиальности непокорного " церковника " власти начинают лихорадочно создавать комиссии " по контролю за соблюдением законодательства о культах " для " изучения контингента лиц, посещающих церкви, пресечения незаконного крещения детей, выявления активных членов общин " и так далее.

http://drevo-info.ru/articles/1228.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010