Гродно. Домовая церковь Николая Чудотворца на Архиерейском подворье. Домовой храм Святителя Николая Чудотворца архиерейского подворья Домовая церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 2012. Адрес: Республика Беларусь, Гродненская обл., г. Гродно, ул. Горького, д. 2 Координаты: 53.685169, 23.831281 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью 16 декабря 2012 года произошло освящение Свято-Никольского храма г. Гродно. Флигель, в котором сегодня находится Никольский храм, а в XVIII-XIX вв. конюшни, был полностью перестроен заново. Строительство храма уникально. Он строился без общины, средства на его возведение собирались всеми прихожанами епархии. В этом смысле Никольская церковь является скорее не приходской, а епархиальной. Поэтому освящение храма стало по-настоящему епархиальным событием. На торжественное богослужение по приглашению Архиепископа Артемия также прибыл епископ Бобруйский и Быховский Серафим, мэр города Гродно и председатель Комитета государственного контроля по Гродненской области. По материалам официального сайта Гродненской епархии Уникальный по красоте дворцово-парковый ансамбль в центре Гродно был основан ещё в 50-е годы 18 века и сменил не одного хозяина. В 1858 году здание было передано Литовско-Виленской епархии, к которой принадлежал тогда и город Гродно. Согласно историческим свидетельствам, здание епархиального управления было одним из красивейших в Русской Православной Церкви. Восстанавливаемый домовый храм епархиального управления ранее был освящён в честь трёх Виленских мучеников: Антония, Евстафия и Иоанна. Храм заново освящён в честь святителя Николая - в память об одном из самых древних православных храмов Гродно. Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий: «По достоверным источникам, ещё в 16-м веке на берегу Городнянки, около источника, находился Никольский храм. Скорее всего, было и кладбище. Есть предположения историков о том, что Никольская церковь существовала ещё в 12-м веке. И вот сегодня, возвращаясь к истокам нашей духовности, освящаем храм в честь святителя и чудотворца Николая». Комплекс зданий архиерейского подворья стараниями архиепископа Артемия был передан Гродненской епархии в 2004 году, после соответствующего указа Президента. Внешний вид этого памятника архитектуры XVIII века был значительно искажен, однако при проектировании была поставлена задача восстановить изначальный облик комплекса.

http://sobory.ru/article/?object=38769

За Литургией пел смешанный хор Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря и приюта «Отрада» под управлением монахини Серафимы (Тубольцевой). По традиции Святейший Патриарх Кирилл вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и произнес напутственное слово , после чего епископ Барышский и Инзенский Филарет преподал верующим первое архипастырское благословение. По окончании Божественной литургии Его Святейшество приветствовали митрополит Калужский и Боровский Климент и настоятельница Свято-Никольского Черноостровского монастыря игумения Николая (Ильина). «Очень важно, что сегодня народ, духовенство, монашествующие смогли молиться вместе с Вами, предстоять перед Богом в этом храме. Верующие почувствовали подвиг Предстоятеля Церкви, почувствовали крест Предстоятеля, который Вы несете, — сказал, в частности, владыка Климент. — Из чего складывается крест Первосвятительского служения? Из крестов всей Церкви — епископата, духовенства, монашествующих и мирян. И сегодня сонм людей, который собрался и молился в стенах и вне стен этого храма, почувствовал свое соучастие в несении Вами Первосвятительского креста». «22 апреля народ собрался у Храма Христа Спасителя, чтобы свидетельствовать свое единство. Сотни верующих и духовенства Калужской епархии приехали туда, чтобы быть со своим Патриархом, чтобы отстаивать свои святыни, чтобы засвидетельствовать свою веру и свою любовь к Православию, — подчеркнул правящий архиерей. — Ваше Святейшество, все мы с Вами — и епископат, и духовенство, и монашествующие, и миряне. Мы любим Вас, мы молимся за Вас, и мы желаем Вам многих лет жизни». В память о совершенном сегодня богослужении митрополит Климент преподнес Его Святейшеству панагию с изображением Казанской иконы Божией Матери и икону святителя Николая Чудотворца, покровителя Черноостровской обители.  Настоятельница монастыря подарила Предстоятелю Русской Православной Церкви выполненный в технике золотого шитья Корсунский образ Богородицы (в честь которого освящен один из храмов обители).

http://patriarchia.ru/db/text/2554096.ht...

В деревне Никольское проживает всего 15 человек, она очень маленькая, и вряд ли кто-нибудь взялся бы за восстановление. Здесь сейчас собралось много народу, здесь присутствуют делегации всех приходов нашего благочиния, чтобы они посмотрели на этот храм, чтобы они поучаствовали в архиерейском богослужении и увидели, что можно сделать в короткие сроки и с помощью Божией. Мне хочется, владыка, поблагодарить Вас, отца Михаила, отца Серафима, которые помогали нам в этом святом деле, реставраторов, исполняющего обязанности главы администрации Рузского городского округа Дмитрия Викторовича Шведова, который буквально за два дня произвел здесь благоустройство территории.  Этот храм восстановлен всем миром. Деревня маленькая, но она стоит на возвышении. По слову Евангелия, " не может укрыться город, стоящий на верху горы " (Мф. 5:14). И когда здесь шла реставрация, люди заезжали и спрашивали, что здесь происходит, когда будет восстановлен этот храм, когда здесь будут постоянные службы. То есть уже какой-то интерес есть, и мы надеемся, что и в этом храме будет свой приход, благодаря Вам, владыка, благодаря Благотворительному фонду, который Вы организовали, благодаря Вашим помощникам и всем тем людям, которые трудились в этом храме. Храни Вас Господь!» Затем с архипастырским словом к духовенству и мирянам обратился митрополит Ювеналий: «Уважаемый Дмитрий Викторович, Ваше Преосвященство, владыка Роман, дорогой отец благочинный, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Мне было очень приятно слышать взволнованное повествование о том, как восстанавливался этот храм. К сожалению, после эпохи гонений в Русской Православной Церкви на нашей Подмосковной земле до сих пор еще более двухсот храмов находятся в руинированном состоянии. Я не мог спокойно смотреть на это, и мы образовали Благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь. Сопредседателем фонда вместе со мной является губернатор Московской области, и совместными усилиями Церкви и государства мы залечиваем эти кровоточащие раны. Конечно, много нужд у людей, и они не могут сразу все сделать, что было бы необходимо, но мы радуемся, что не только в больших населенных пунктах, в городах, мы строим и восстанавливаем храмы, но и в таком селе, как это.

http://patriarchia.ru/db/text/5301084.ht...

Стяжал дар прозорливости. Своему духовнику иером. Дамиану , насельнику Иерусалимского Александро-Невского подворья Таганрога, предсказал служение в сане патриарха Иерусалимского. Мирянину, пришедшему за благословением на поступление в мон-рь, П. Т. приказал залезть на топившуюся печь и держал его там 12 суток, лишь раз в сутки давая ему есть. Когда тот выдержал испытание, подвижник сказал: «Ну теперь иди в монастырь и будешь там жить до смерти», после чего просивший благословения поступил в обитель на Св. Горе Афон. С 1875 г. П. Т. уже не мог посещать богослужение в храмах, и каждую субботу дома его причащали клирики Иерусалимского подворья. Накануне кончины П. Т. причастился из рук иером. Дамиана, панихиду по усопшему совершили настоятель Никольского храма прот. Николай Шапошников ( 10 сент. 1889) и настоятель Никольского храма с. Николаевка свящ. Антоний Попов. Погребен на окраине христ. кладбища Таганрога (ныне старое городское кладбище) ( Филевский. 1996. С. 266). Считалось, что в 1892 г. по молитвам к старцу Таганрог был избавлен от эпидемии холеры. После смерти П. Т. его духовная дочь баронесса Елизавета Таубе выкупила дом в Депальдовском пер. и, отремонтировав, предоставила его в собственность почитательницам старца. Общиной мирян руководила М. А. Величко (4 авг. 1852 - 16 июня 1943). Митр. Иосиф (Чернов) вспоминал, как, будучи иподиаконом у Приазовского и Таганрогского еп. Арсения (Смоленца) , встретился с Величко, предсказавшей ему архиерейское служение («Се архиерей идет Таганрогский») и др. события. В 1943 г. еп. Иосиф (Чернов) отпевал ее в Никольском храме. Прав. Павел Таганрогский «во успении». Литография с картины нач. XX в. Прав. Павел Таганрогский «во успении». Литография с картины нач. XX в. В 1905 г. над захоронением П. Т. на средства И. Н. Ионикина была сооружена деревянная часовня (12 июля 1912 сгорела), а 24 июля 1913 г. заложена и 29 июня 1914 г. освящена 5-купольная каменная часовня с резным мраморным иконостасом, вмещавшая до 150 чел. Гробница была выполнена из голубого итальянского мрамора. В апр. 1925 г. часовню закрыли, впосл. разрушили, но почитание П. Т. не прервалось, на могиле всегда горели свечи и лампада. В 1995 г. была возведена кирпичная часовня с небольшим шатровым куполом. В ней находятся могилы П. Т., а также Величко, О. Д. Козленко (1886-1959), к-рые последовательно возглавляли общину старца после его смерти, М. Цурютиной, солдата Емелиана - сподвижника П. Т. В 2015 г. над могилами П. Т. и Величко установлены мраморные саркофаги.

http://pravenc.ru/text/2578577.html

Архиерей есть главный священнодействователь и совершитель таинств. Только он имеет власть совершать таинство священства, освящать миро и антиминс. Священник совершает таинства и вообще церковное богослужение в зависимости от епископа, который дозволяет и может запретить священнослужение иерею. Священник помазывает миром, уже освященным архиереем, при освящении церкви, совершаемом священником, он полагает на престол антиминс, уже освященный архиереем. Архиерей и священник суть сообщители даров благодати, поэтому они благословляют людей. Архиерей благословляет одною рукою, двумя руками, дикирием и трикирием, имея в руке жезл. Священник благословляет одною рукою. Диакону не дано права совершать таинства и потому – благословлять народ. Он служит при таинствах. Между всеми архиереями, всеми священниками, всеми диаконами есть старшие и младшие, есть особые, которые почтены особой честью, званием пред другими, есть имеющие особую обязанность, особое право, особую должность при управлении, есть начальствующие и есть подчиненные. Отсюда в степени архиерея есть звание епископа, викария, архиепископа, экзарха, митрополита, а на востоке патриарха; в степени священника есть звание иерея, протоиерея, протопресвитера, игумена, архимандрита; в степени диакона есть звание протодиакона, архидиакона. В монашестве есть звание иеромонаха, иеродиакона. Но по священству, по сообщению Божией благодати все патриархи, все митрополиты, так и экзархи, архиепископы, епископы равны между собою. Подобным образом по благодати равны между собою протопресвитеры, протоиереи, иереи и т.д. При богослужении церковном участвуют так называемые церковнослужители – свещеносец, чтец, певец. Все их обязанности может исполнять одно лицо. При архиерейском служении в звании церковнослужителя состоит иподиакон. Церковнослужители тоже посвящаются архиереем. Читать далее Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви/Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В разные годы в Никольском соборе служили протоиереями – Иоанн Питюк, Михаил Михайловский, Иоанн Случин; священниками – Леонид Брыскин, Сергий Стуров, Евгений Фролов, Александр Шереметьев, Вячеслав Дылевский, Тарасий Добровольский, Владимир Курлюта, Павел Дергунов, Любомир Крохтяк, Александр Кудристенко; дьяконами – Иаков Бохонский, Николай Гомзяк, Евгений Калинин, Виктор Коньков, протодиаконом Алексий Вылегжанин, игуменом Роман (Жеребцов); псаломщиками – Григорий Подкопаев, Петр Рабко, Виталий Бочкарев. Заштатными церковнослужителями были протоиереи – Виктор Перетолчин, Михаил Благовидов; священники – Николай Василевич, Александр Атапин, Прокопий Костенов. Причт Никольского собора в 1996 г. состоял из 4-х священников, 2-х диаконов и псаломщицы. До 2006 г. при соборе несли послушание несколько монахинь. В настоящее время состав причта таков: настоятель собора митрофорный протоиерей Алексий Курлюта, руководитель епархиального отдела по архитектуре и строительству иерей Михаил Смирнов, штатный священнослужитель иерей Павел Бересневич, штатный священнослужитель Михаил Чичик, диакон Дионисий Скворцов, регент А.В. Пудзьва, псаломщики: Е.Д. Станичук. Как и всякий собор, Никольский храм имеет свои святыни: источник великомученика и целителя Пантелеимона в деревне Красной города Кемерово, икону «Знамение Божией Матери» в киоте у правого клироса собора, мощевик 12 апостолов, частицы мощей святителя Иоанна Тобольского, священномученика Владимира митрополита Киевского и Галицкого, святителя Филарета Московского, благоверной Иулиании княжны Ольшанской, святителя Григория Богослова, Тихона Московского, архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. В декабре 2008 года Кемеровская и Новокузнецкая епархия получила в дар от итальянских католиков частицу великой святыни: в Знаменский кафедральный собор были доставлены из Венеции мощи святителя Николая Чудотворца. Накануне престольного праздника в Никольском соборе состоялось архиерейское богослужение, в ходе которого Преосвященнейший Аристарх, епископ Кемеровский и Новокузнецкий, передал мощи Николая Чудотворца настоятелю собора Алексию Курлюта для постоянного пребывания.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Arhiva La Mitropolia de Vologda au avut loc solemnitile cu prilejul aniversrii a 600 de ani de la crearea Mnstirii Sfântului Alexandru de Kuta 23 iunie 2020 17:11 В Вологодской митрополии прошли торжества по случаю 600-летия образования Александро-Куштского монастыря . 22 июня 2020 года, в день памяти основателя обители преподобного Александра Куштского, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил чин малого освящения восстанавливаемого Никольского храма Успенского Александро-Куштского монастыря в с. Александрово Вологодской области и Божественную литургию в новоосвященном храме. Это богослужение в стенах храма стало первым архиерейским богослужением за почти три века. К праздничному дню на церкви установили небольшой купол с крестом и смонтировали иконостас. Чудесным образом была обретена историческая рака преподобного Александра Куштского, мощи которого под спудом хранятся у северной стены нижнего Никольского храма. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Архиерейского подворья «Успенский Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), благочинный монастырей Вологодской епархии игумен Иоасаф (Вишняков), настоятель Спасо-Каменного монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Игнатий (Молчанов), руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Вологодской епархии протоиерей Алексий Сорокин, руководитель службы протокола главы Вологодской митрополии иерей Алексий Булеков, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления иеромонах Никандр (Пилишин), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), помощник епархиального архиерея по организационным вопросам иеромонах Алексий (Скворцов), клирики Вологодской епархии. Богослужебные песнопения исполнил малый состав Архиерейского хора Воскресенского кафедрального собора г. Вологды под руководством Л. Балоновой. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов; возглашалось особое прошение о спасении страны от морового поветрия, владыка Игнатий вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5654289...

Впрочем, так как неполнота эта действительно в весьма значительной степени зависите не от автора, а от малодоступности и малоизвестности источников и от неразработанности предмета, то естественно, что книга эта вызывает не на упреки и порицания, а на дальнейшую разработку затронутых в ней предметов и на дополнения новыми материалами. Несколько таких дополнений мы здесь и имеем в виду сделать к некоторым главам этой книги, а именно к первой, третьей и пятой, т. с. к чинам: вступления на паству новых архиереев, летопроводства и страшного суда. Материал для дополнений дает нам главным образом одна из неизвестных еще доселе рукописей Соловецкой библиотеки 1181 под заглавием: «Книга глаголемая чиновник келейная Архангелогородского Спасского собора, собранный от первого чиновника и записок и от обычаев тоя церкви положений». Чиновник этот, писанный 1716– 1723 г., относится к тому же весьма любопытному, но не многочисленному классу древнерусских богослужебных книг, к которому относятся известные Обиходники московского Успенского и новгородского Софийского соборов. В нем подробно описываются обряды, соблюдавшееся в кафедральном соборе Холмогорской епархии, в конце XVII и начала XVIII в. Сначала здесь излагаются общие особенности архиерейского служения, а, затем частные в службах по месяцеслову и триоди. Месяцесловная часть начинается подробным изложением «действа нового лета»; в триодной части излагаются между прочим: действо страшного суда, обряды омовения престола в великий четверток, общего маслоосвящения и омовения ног. Этим Чиновник и кончается. Действа в неделю Вай и пещнаго действия здесь нет. Но зато в самом начале имеется повествование «O пастатии первого архиерея и о пришествии его на престол свой в соборную церковь во град Холмогоры», т. е. изложение обрядов, имевших место при встрече; архиерея, когда он «первее входит во град». В других Чиновниках этого не встречается 2 . Книга о. Никольского начинается рассмотрением этих именно обрядов. C них начнем и мы, оговорившись предварительно, что имеем в виду не все то, что содержится в первой главе этой книги. В этой главе у о. Никольского говорится вообще об обрядах вступления новопоставленного архиерея в отправление своей должности, при чем имеются в виду два случая: 1) когда архиерея поставляется на том самом городе, в котором ему предназначено быть архиереем или митрополитом и 2) когда он поставлен в митрополии для другого города. В первом случае в древности после хиротонии совершался обряд посаждения на кафедру или настолование и обряд шествия вокруг города на коне или осле; во втором случае новопоставленному, кроме того, предстояло еще ехать в тот город, для которого он поставлен, и там совершать новые обряды вступления, состоявшие в чтении молитвы пред градом и других действий. Эти-то последние обряды, или обряды встречи и первого пришествия архиерея в кафедральный свой город, мы только и имеем в виду. I. Обряды вступления на паству нового архиерея

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Трогательные переливы песнопений церковного хора, чередовавшиеся с мелодиями военного оркестра, литии у Ольгинской гимназии, воспитавшей героиню, у родимого её дома и в Андреевском храме – все это сливалось в сплошной гимн великому подвигу милосердия, любви и самоотверженности за родной народ и родину. Шествие тронулось от вокзала железной дороги в 8½ часов утра и гроб внесен был в Андреевский храм в 12¼ часов дня». В Андреевском храме, с благословения Высокопреосвященнейшего Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, собором священнослужителей совершалась в это время Божественная литургия. Гроб был внесен в храм и Преосвященнейший Епископ Михаил вошел в святой алтарь, когда только что совершилось завершительное Тайнодействие освящения Святых Даров молитвою и благословением св. церкви: «Преложив Духом Твоим Святым»… И тотчас священнослужащими вознесена пред Престолом Божиим молитва веры и упования: «Помяни, Господи, рабу твою, девицу Римму, на брани убиенную, во Царствии Твоем!» На совершение великой панихиды пред гробом вышли Архиереи: Первосятитель наш, Высокопреосвященнейший Агафодор, Архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский, и Преосвященнейший Михаил, Епископ Александровский, с собором протоиереев и священников, протодиакона и диаконов. Сопровождавшие процессию высшие чины присутствовали в полном составе. Народ наполнял храм. Пел хор архиерейских певчих. Епархиальный миссионер-проповедник, протоиерей С. Никольский, с Архипастырского благословения, сказал речь, в которой сравнил подвиг героини – Риммы с доблестью Орлеанской девы, призывая церковь вознести молитву Богу – со святыми упокоит страдалицу любви, душу свою отдавшую за дорогую родину. Во время совершения панихиды сказал речь протоиерей Н. Прозоровский, законоучитель 1-й мужской гимназии, в которой охарактеризовал воспитание Риммы, ее характер и значение ее подвига для отчизны. Богослужение окончилось в 2½ часа. «26 числа Сентября в 9 часов утра после заупокойной обедни будет совершено погребение покойной героини – сестры милосердия», – объявили местные газеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По писцовым книгам Михаила Воейкова и подъячего Феодора Прокофьева 1678 г. значится погост Бобино с церковью Благовещения. Бобинский погост принадлежал архиерейской вотчине (Древние акты). В середине XVIII столетия были две церкви – Благовещенская и Николаевская. 17 июня 1773 г. Николаевская церковь сгорела. 12 августа 1773 г. дана храмозданная грамота за 1261 на построение каменной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Св. Николая Чудотворца. После пожара богослужения совершались в деревянной Благовещенской церкви, каковая разобрана по постройке каменного храма в 1787 г. Каменный же храм построен в 1782 г. и в этом году 1 октября освящен теплый придел Никольский. Холодный храм освящен в 1787 г. В 1835 г. в колокольне устроена церковь с одним престолом, который освящен 13 сентября 1835 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла./…/освящен правый престол в честь Св. Николая, а левый престол освящен 16 августа 1873 г. в честь Св. Апостола и Евангелиста Иоанна. В настоящее время в храме три же престола: в холодной – Благовещенский, в теплой – правый Никольский и левый Иоанно-Златоустовский. В колокольне престол прежний – Петропавловский. Приписная митинская церковь, деревянная, построена в 1897 г. и освящена в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 99/1762, 202/1766, 83/1779, 207/1780, 386/1782 (освящение придельной церкви), 273/1785, 365/1787 (освящение церкви), 356/1796, 624/1802, 369/1804, 158/1807, 747/1812, 818/1814, 72/1821, 1229/1826, 626/1833, 1059/1835 (освящение Благовещенского придела), 459/1836, 420/1837, 157/1849, 1549/1850, 1524/1852, 388, 1271/1853, 947/1856, 595/1862 (расширение церкви), 180/1867 (построение теплой церкви), 465/1871, 382/1873, 318/1882, 303/1901 (построение храма). Метрические книги с 1749 г.; Дела архива Вятской духовной консистории: 1066/1897 (построение церкви), 399/1898. Примечание. Исходящий реестр по Вятской духовной консистории за 1773 г. 1261. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 6. Вятские губернские ведомости 1880 г. 51

http://sobory.ru/article/?object=34146

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010