И нужно видеть и на деле, с какой верой и благоговением все это приемлется от архиерея народом. Поэтому для православных прибытие к ним архиерея составляет событие великой важности, это радостный праздник, на котором забываются все невзгоды житейские. Если же где-либо в провинции, в уездном городе или в селе, архиерей совершает богослужение, то православные за десятки верст собираются сюда, несмотря на будни, на рабочую пору, на плохую погоду. Конечно, привлекает сюда и невиданная или редко виданная торжественность архиерейского служения. Но ведь в деревне эту торжественность вполне-то невозможно и устроить, и по тому одному, что служащие в большинстве случаев и сами не видели архиерейского служения со дня собственной хиротонии. Нет, не столько торжественность архиерейского служения привлекает народ сюда, сколько благоговейное уважение народа к архиерею. Да, не забыть тех умиленных лиц богомольцев, которые обращены бывают тогда на архиерея от окружающего народа. Как перед Самим Христом открыты сии молящиеся души христиан. Восторг написан неземной на их лицах. Многие плачут от радости. И, кажется, призови тогда архиерей этот умиленный и послушный народ на самый высокий подвиг – все как один человек пойдут за ним. И с какой верой слушают эти простецы во Христе беседу архиерея. Особенно если эта беседа проста, удобопонятна, поучает о спасении во Христе, затрагивает не вымышленную, а действительную жизнь мирскую, указывает, как в обычных-то условиях жизни человеческой жить по-христиански, как обычные-то дела посвящать для спасения души и делать как перед Богом. Это все сама правда. И благодарение Господу, что Он пока сохранил все это для нашего недостоинства. Мы же должны возможно лучше использовать это для духовного водительства наших словесных овец, чтобы в свое время иметь возможность непостыдно сказать Пастыреначальнику: Се, аз и дети, яже ми дал есть Бог ( Евр. 2:13 ). И прежде всего возможно чаще совершать архиерейские посещения церквей епархии. Разумеется, удобнее это делать в свободную от крестьянских работ пору.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

74 Так же точно, при погребении младенцев, раздаются предстоящим возжженные свечи и совершается каждение, как это бывает и при погребении взрослых. 75 В некоторых местах есть обычай – тотчас по смерти священника ударять на исход души в праздничный звон протяжно. 77 В Нов. Скриж. говорится, что елей из напоенной губки принято обычаем Восточной Церкви возливать на умершего священника, покрыв сперва тело его полотном (503 стр., §3). 78 Если погребение совершается после литургии, совершавшейся в присутствии мощей умершего, то, конечно, начало погребению полагается как при погребении мирян. 79 Все чтения на погребении священника, как то: «непорочны», «степенны» и «блаженны» читаются, по преимуществу, священником же, а не клириком. 80 Так указано в употребляемых ныне требниках; но обычно отпуст делается в храме, с возглашением умершему «вечной памяти», а при могиле отпуст также бывает свой – на литии. 81 Чин этот составлен митрополитом Филаретом Московским по случаю отпевания тела Кирилла архиер. Подольск., в понедельник Светлой седмицы (31 марта 1841 г.). Напечатан в чтениях Московск. обществ. любит. духов. просвещ. 1869 г. кн. 7, стр. 93–96 (См. Пособ. к изуч. прав. богослужения Никольск. 752–754 стр.). 82 Порядок погребения мирян на Пасху опущен здесь, так как он достаточно ясно изложен в большом и малом требниках. 83 В Ук. Синод. 1860 г. марта 28, 1770 г. июля 20 и 1821 г. 25 янв. читаем: «Ежели кто из священников находится под следствием за такие дела, за кои подвергаются они своими преступлениями извержению сана своего, до настоящего еще лишения его, между производством следствия, будучи под запрещением священнослужения, а паче обращаясь в пьянстве, умрет, – таковые ясно оказавшиеся уже недостойными своего сана и пр... не будут впредь удостаиваемы... священнического отпевания, а похороняемы простым мирским погребением». Сообразно с сим постановлением и диакон, умерший в запрещении, не облачается в диаконские одежды, без архиерейского разрешения. 84 Так как в Указ. Синод. 24 авг. 1797 г. и 20 февр. 1880 г. не упоминается ни о пении заупокойной литии, ни о возглашении «вечной памяти», то, по букве закона, участие священника в погребении иноверца должно заключаться в следующих пределах: священник должен прийти в дом, где лежит тело умершего и, облачась в священные одежды, не петь заупокойной литии, а начать вынос пением: «Святый Боже...» и сопровождать гроб до могилы с пением того же стиха, притом, конечно, в преднесении креста и с кадильницею, как это делается в Православной Церкви, и опускать гроб в могилу с одним и тем же пением, без возглашения «вечной памяти» (Рук. для сельск. паст. 1872 г. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

О светильниках и об освещении При богослужении, хотя бы оно совершалось при солнечном свете, всегда возжигаются светильники. Это делается не только для того, чтобы прогнать мрак, но и: 1) чтобы ознаменовать, что Господь, живущий в свете неприступном, просвещает мир духовным светом ( Ин. 8:12; 5:35; 1:9; 12:46 ); 2) чтобы и то означить, что сердце верующих согрето пламенем любви к Богу и святым Его ( 1Фес. 5:5, 8 .) 26 , и, 3) наконец, чтобы изобразить духовную радость и торжество Церкви 27 . Сам Господь повелел Моисею поставить в скинии златой светильник с семью светилами, чтобы в нем горел чистый елей ( Исх. 27:20 ), горел с вечера до утра пред Господом непрестанно ( Лев. 24:2:3 ). При апостолах, в первый день недельный, когда ученики собрались для преломления хлеба в горнице, было много светильников ( Деян. 20:7:8 ). Для светильников употребляется елей и воск, приносимые верующими. Елей и воск, как самые чистые из веществ, которые употребляются для горения, означают чистоту и искренность приношения, делаемого к прославлению святого имени Божия. Елей же, в частности, означает усердие людей, подобное усердию мудрых дев, которые взяли елей со светильниками своими для встречи жениха ( Мф. 25:3:4 ), т.е. означает желание христиан быть угодными Богу делами своими, жизнию, а не верою только 28 . Воск в особенности, как собираемый с благоуханных цветов, означает духовное благоухание приношений, т.е. веру и любовь приносящих. А так как он собирается из множества цветов, то этим означает приношение, делаемое от всех христиан. Некоторые из светильников всегда занимают одно и то же место и бывают как бы неподвижны, другие во время священнодействия переносятся с места на место; поэтому не для всех светильников устраиваются одинаковые сосуды. Пред иконами возжигаются елей и свечи. Сосуды, употребляемые для сего, в Уставе называются кадилами и лампадами. При архиерейском служении и при служении архимандритов некоторых монастырей употребляются еще двусвещники и трисвещники, иначе называемые дикириями и трикириями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

При архиерейском служении, после «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», возглашается: «Многая лета» Св. Синоду, императору и царствующему дому и разным чиноначальникам, а воззвание: «И во веки веков» следует после возгласа: «Яко свят еси», именно: архиерей, по окаждении стоящих в алтаре, стоит пред святою трапезою (престолом), смотря к народу. И протодиакон, выйдя из алтаря, становится к святым дверям «к стране», а не прямо против них, держит орарий тремя перстами, мало воздвигает его и говорит: «Господи, спаси благочестивыя», и певцы поют: «Господи, спаси благочестивыя». Засим диакон говорит: «И услыши ны», и певцы поют: «И услыши ны». Тогда поставляется кафедра уготовленна пред святою трапезою, и садится архиерей лицом к пароду (Чиновн.). После сего диакон возглашает Похвалу (Чинов.), т. е. исчисляет всех тех, кого он разумеет благочестивыми, произнося свою молитву. Так он возглашает: «Святейший Правительствующий Синод на многая лета». Провозглашенное диаконом: «Святейший Правительствующий Синод на многая лета» повторяют» служащие архимандриты и иереи. Потом то же поют певцы сперва правого, а потом левого клироса. И когда поют конец: «на многая лета», архиерей благословляет поющих обеими руками, сидя. Засим диакон «возглашает Великую Похвалу», т. е. воспоминает императора и весь царствующий дом, прибавляя: «на многая лета». Архиерей встает. Потом воспоминает служащего архиерея; засим говорить: «Преосвященные митрополиты, архиепископы, епископы на многая лета». Наконец, возглашает: «Благоверный правительствующий синклит, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство и вся православные христианы на многая лета». Эти похвалы поют в алтаре сослужащие архиерею и потом певцы обоих клиросов. Во время провозглашения сих похвал архиерей благословляет народ обеими руками крестовидно, сидя; засим отъемлют кафедру. По окончании всех похвал, архиерей, оборотясь к востоку, поет пред святою трапезою, вместе с предстоящими сослужителями, последний кондак по чину (по Уставу), который не был пропет сряду по Входе, кан видели выше. И засим уже диакон говорит: «Благослови, Владыко, время Трисвятого». Получив благословение, он отходит к Святым дверям и, стоя пред ними, глаголет: «Господу помолимся». архиерей же возглашает: «Яко свят еси, Боже наш» и т. д. И протодиакон близ дверей, держа орарий тремя перстами и показуя к народу, говорит: «И во веки веков». Засим певцы поют: «Аминь» и «Трисвятое».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

759 Указание на великие поклоны смотри в Типиконе, в послед. 24-го февр., аще случится в понедельник 2-й, З-й и 4-й Недели Велик. пост. и в Тип., в послед. 25-го марта, и в особой книге на среду 1-й седм. Вел. поста. 760 После пения: «Да исправится» и после перенесения Св. Даров на престол, при совершении трех великих поклонов, произносить по обычаю молитву: «Господи и Владыко живота моего». Но находят, что это по предписано Уставом, что великие поклоны указываются довершать и без этой молитвы, что в Типиконе, а главное в отдельно напечатанных службах 1-й и страстной седмиц Великого поста, где от слова и до слова печатаются вполне молитвы, даже по несколько раз на одной и той же странице, там нет указания, чтобы по «Да исправится» и по перенесении Св. Даров, читалась молитва: «Господи и Владыко живота моего» (Литовок. Епарх. Ведом. 1874 г., 12–24 марта). С этим можно согласиться. (См. выше). 761 В Типиконе, изданном в Москве 1848 г., в последовании 24 февраля в понедельник 2-й седмицы Великого поста и в храмовых главах 34, 35 указано, что малые ектении не глаголем. В том же Типиконе 1848 г. назначена 9 марта малая ектения. В Литовских Епархиальных Ведомостях (1874 г. 12, стр. 90) признано это указание ошибочным. 762 При архиерейском служении, когда чтец сказывает прокимен, архиерей идет на ее место и отдает омофор диаконам и садится на ем месте. Один же из диаконов, разоблачавших архиерея, держит омофор обеими руками. При пении Аллилуиа бывает каждение. По чтении же Евангелия архиерей сходит с его места, будучи поддерживаем под руки двумя архимандритами и игуменами и лровождаем до Царских врат и, благословив их рукою, выходит в Царские двери, берет трикирий и дикирий и благословляет народ. Певцы поют: «Ис полла эти деспота» (Если присутствует при литургии Государь император, то протодиакон, по прочтении Евангелия, несет Ему Евангелие для целования). Потом архиерей осеняет находящихся в алтаре, отдает трикирий и дикирий, целует св. Евангелие и говорит: «Мир ти, благовествующему». Протодиакон же целует правую руку его. Архиерей, взяв святое Евангелие из рук протодиакона, ставит Евангелие на престоле, на ей стороне его, выше антиминса. Прочие сослужащие в то время Евангелия не целуют (Чиновн., лит. преждеосв. Даров).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Приидите, поклонимся», трижды, и предначинательный псалом. По исполнении псалма протодиакон, держа тремя персты орарий, глаголет «мирная» благоговейно и косно, мерным гласом: Миром Господу помолимся и т. д. Архиерей читает молитву первого антифона (Чиновн.). 746 При архиерейском служении светильничные молитвы говорят, стоя пред престолом, первый архимандрит, начавший литургию (Чиновн.). Он же говорит и возглас после великой ектении. Во время же сказывания первой малой ектении приходит второй архимандрит. Он поклоняется архиерею и идет в алтарь северною дверью, и там по ектении говорит возглас. Во время второй малой ектении также приходит в алтарь южною дверью третий архимандрит, а во время третьей малой ектении приходит в алтарь северною дверью четвертый архимандрит и говорят возгласы. Во время самых ектений – как великой, так и малых – Царские двери открываются и после возгласов архимандритов опять затворяются. Царские врата затворяются и после возгласа: «Яко Ты еси Бог» и бывают запертыми при пении «Господи, воззвах» и стихир – до пения последнего стиха, т. е. до стихиры на «И ныне» (Чиновн.). Молитвы антифонов тайно читает архиерей (Чиновн., литург. преждеосв. Даров). 747 В Руководстве для сельских пастырей (1869 г., 9) предложен был вопрос о том, на раскрытом или завернутом антиминсе надобно ставить дискос с агнцем? И вполне основательно дан ответ, что антиминс должен быть раскрыт при поставлении дискоса, что хотя на это не находится прямого указания ни в Типиконе, ни в Служебнике, но это следует заключить: во 1-х, из тех правил, изложенных в «Известии учительном», которые нужно наблюдать при заготовлении «Божественные тайны больных ради». В Известии учительном указано, св. агнец, предназначенный для изготовления божественных Таин больных ради, высушивать на святом престоле на распростертом антиминсе. Во 2-х, из того, что во время совершения литургии святого Златоустого и Василия Великого , на антиминсе распростертом совершается и самое таинство евхаристии, и остаются сии Дары поставленными на антиминсе до окончания литургии, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Певаему Трисвятому (Ψαλλoμενου τοu τρισαγου λγει... μυστικς. Εχολ. 1885 ρ. 35), τ. е. когда поется певцами песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», иерей (при архиерейском служении – архиерей) читает тайно молитву Трисвятого. В молитве просит: «Боже Святый ... сподобивый нас... в час сей стати пред славою святого Твоего жертвенника и должное Тебе поклонение и славословие приносити. Сам Владыко, приими от уст и нас грешных трисвятую песнь (προσdξαι . . . τοu τρισaγι’ου u’ μνον), посети ны благостию Твоею, прости нам всякое согрешение вольное и невольное, освяти нашя души и телеса и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего». Эта молитва оканчивается славословием: «Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». В греческой литургии Златоуста (изд. в Венеции 1523 г., и у Гоара, стр. 68) при этом славословии находится слово – κφνος (возглас) и в наших Служебниках и Чиновнике в литургии св. Василия Великого пред ними надписывается: «возглас». В Служебнике, в литургии Златоуста, а также и в Чиновнике назначено произносить возглас: «Яко свят еси», без чтения молитвы: «Боже Святый» и оканчивать возглас словами: «Ныне и присно», а во время пения трисвятой песни читать тайно молитву: «Боже Святый» и возглас тайно доканчивать со словами: «и во веки веков». По прочтении иереем молитвы Трисвятого и возгласа («сей же скончавшейся», Служебн.), и при пении певцами: «Слава и ныне» τυτης δ τελεσθεσης κα του χρου φλλοντος τ ò do’ξα κα νν (См. H=θεα λειτουργα Venetiis 1528). Иерей вместе с диаконом 614 полагают три поклона пред престолом и отходит к ему месту (Служебн., лит. св. Иоан. Злат.). Диакон говорит иерею: «Повели (χλεοσον – прикажи, Владыко» и исходят к ему месту. Священник при этом говорит: «Благословен грядый во имя Господне». Диакон просит благословить ий престол. Иерей взывает: «Благословен еси на престоле славы царствия Твоего, седяй на Херувимех, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». «Священнику же не подобает на ее место входити, ниже сидети на нем, но сидети во стране яго престола, из южные страны» (Служебн., лит. св. Иоан. Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Епископ Иерофей поселился в сторожке при Сретенском соборе Никольска . Любил продолжительные уставные богослужения: служил неспешно, торжественно; часто пел на клиросе, за каждой службой горячо говорил долгие проповеди. На архиерейские службы в Никольск съезжалось много верующих, которым разрешалось ночевать в храме. После службы владыка с каждым, кто к нему приходил, разговаривал отдельно, не считаясь со временем, отчего иногда беседы заканчивались далеко за полночь. В Никольске еп. Иерофей служил только на праздники, в остальное время объезжал приходы в сопровождении созданного им хора певчих и совершал богослужения в сельских и городских церквах. Он проводил в сельских церквах и деревенских избах доверительные групповые беседы с крестьянами, иногда в течение всей ночи. Результатом этой подвижнической деятельности стали глубокое почитание и огромная популярность епископа, по праву называвшегося " народным архиереем " . Основным принципом архипастырского служения епископа Иерофея была опора на народ, и он сумел сплотить его вокруг Церкви. Ему постепенно удалось сформировать актив из наиболее преданных вере и Церкви крестьян, проживавших в разных селениях Никольского района. Они помогали владыке собирать помощь в случае денежной нужды, оповещали население, когда и где будет служить архиерей, распространяли его послания к прихожанам и проч. Важнейшей формой церковно-организационной деятельности владыки стало создание православного сестричества. Девушкам, которых он посвящал в т. н. апостолиц (или апостольниц), разрешалось на богослужении носить особые косынки белого цвета (апостольники). При посвящении в апостолицы девушки давали обещание вести благочестивую жизнь: часто посещать богослужения, больше времени посвящать молитве, не ходить на деревенские беседы, собрания, не слушать агитаторов, не участвовать в спектаклях и др. мероприятиях, организуемых комсомольцами, безбожниками и проч.; при этом они могли выходить замуж с благословения архиерея. Еп. Иерофей называл апостолиц своей " армией спасения " , " белым комсомолом " , поскольку сестры (к 1926 в Великоустюжской епархии их было около 500 чел.) оказывали серьезное духовное влияние на молодежь в деле охранения веры и православных традиций.

http://drevo-info.ru/articles/13674455.h...

В ходе масштабной реконструкции, проведённой в 2004-2020 годах, храм был возрожден на личные средства благотворителей - супругов Михаила Васильевича и Елены Петровны Полюдовых. Святые [ править править код ] День памяти - 22 сентября. Священномученик Сергий Коротков родился в 1876 г. в селе Подлесная слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье священника Михаила Кроткова. Успешно, окончив семинарию, преподавал Закон Божий в церковноприходской школе. В 1903 г. рукоположен в сан священника. В 1922 г. протоиерей Сергий был назначен настоятелем Никольской церкви, где прослужил до 1930 года. Это было тяжелое время для православных, но священник был непоколебим в своем пастырском служении. В 1938 г., отец Сергий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму, по вынесенному приговору расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Жизнь прихода [ править править код ] При храме действует Воскресная школа , библиотека. Приход выпускает газету «Дорога к храму». Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 11 августа, 19 декабря Приделы: Как добраться [ править править код ] Адрес: Московская область, Пушкинский район, с. Царево. Никольский храм. Проезд: Телефон: +7 (496) 538 27 43 +7 (906) 674 26 49 Электронная почта: Svt.Nikolay@mail.ru Официальный сайт прихода: http://tsarevo.prihod.ru Инстаграм: http://www.instagram.com/tsarevo_prihod/ Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений Никольский храм с. Царево принимает паломнические и светские экскурсионные группы. Телефон экскурсионной службы храма: +7 (496) 538 27 43 +7 (906) 674 26 49 Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Официальный сайт прихода: Никольский храм (Царево) Навигация Персональные инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Первоначально храм был освящен в честь Рождества Христова. Приделы в честь прор. Илии и свт. Николая чудотворца. Храм был закрыт в 1939 г., в храме устроена ремонтная мастерская. В Никольском приделе была демонтирована одна из межоконных перегородок и в образовавшемся проеме оборудованы большие въездные ворота для въезда техники. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг., во время немецкой оккупации, храм также использовался как мастерская. По свидетельству местных жителей, в храм для ремонта загоняли немецкие танки. В 1943 г. храм передан верующим, храм снова стал использоваться по прямому назначению. В это же время храм освящен в честь Преображения Господня. До 2013 г. Богослужения в основном совершались в Ильинском приделе. В 2013 г. проведено отопление в главный придел, основные Богослужения с этого времени совершаются в нем. В конце 2013 г., в праздник свт. Николая чудотворца, возобновлены богослужения в Никольском приделе. В 2014-15 гг. отреставрирована трапезная храма, где расположены приделы прор. Илии и свт. Николая. В никольском приделе возведен новый иконостас. В конце 2015 г. капитально отремонтирован главный алтарь храма. 30 сентября 2015 г. Ильинский придел освящен архиерейским чином преосвященнейшим Сергием, епископом Вяземским и Гагаринским. В приходе особо почитается вмц. Параскева Пятница, источник которой находится в 7-х км от храма, близ д. Брылево. По преданию, он забил после явления на этом месте одному благочестивому человеку вмц. Параскевы Пятницы. Имеется информация о другом храме, который был построен в 1825 г. на средства прихожан рядом с Преображенским (Рождества Христова) и использовался в качестве зимнего, освящен в честь Сошествия Святого Духа. По свидетельству местных жителей, храм в честь Рождества Христова (зимний) был разрушен в 30-е годы ХХ века. http://baskakovo-hram.cerkov.ru/o-xrame/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В свечной лавке храма есть женщина по имени баба Женя, так вот она говорит, что при реставрации храма они снимали три слоя штукатурки, под которыми нашли табличку с указанием года 1635.

http://sobory.ru/article/?object=03501

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010