Эти слова из Окружного послания Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в 1988 году не только не утратили значения спустя 18 лет после их опубликования, но сейчас, в преддверии IV Всезарубежного Собора, приобретают особую актуальность и силу. 17 июля 1993 года Священный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ) также обнародовал послание, касающееся взаимоотношений Русской Православной Церкви (РПЦ) и РПЦЗ. Приведу из него выдержку: " Сугубой молитвой и с особой болью в сердце мы вспоминаем скорбную годовщину... цареубийства, произошедшего при равнодушии граждан России... Пусть нынешняя скорбная дата соединит нас в молитве с Русской Зарубежной Православной Церковью, возродить духовное общение с которой в верности духу Христову мы искренне стремимся " . Отозвались ли мы этому обращению? Поверили ли мы в искренность сказанного? К сожалению, вместо того чтобы развивать примирительные процессы, пойти друг другу навстречу и укреплять доверие, обе стороны допустили досаднейшие промахи. РПЦЗ начала на канонической территории Московского Патриархата (МП) создавать параллельные церковные структуры, а МП с помощью палестинских властей принялся силой отнимать у РПЦЗ храмы и часовни. Разумеется, нельзя было ожидать, что восстановление евхаристического общения пройдет гладко и немедленно. Десятилетия коммунистического владычества оставили определенный отпечаток на мышлении русских людей как на родине, так и в диаспоре. К сожалению, процесс объединения частей Русской Церкви вызвал и продолжает вызывать беспокойство у многих прихожан РПЦЗ, что даже привело к внутренним раздорам. Так что же надо сделать, чтобы преодолеть все эти нестроения у членов обеих Церквей и продуктивно провести грядущий Всезарубежный Собор? Прежде всего надо позаботиться о мире внутреннем, причем каждому в отдельности. Стремясь к этому миру и добиваясь его, мы тем самым будем стремиться и к общему миру и единению, а без этого разделения и даже раздоры будут продолжаться. Для начала необходимо признать, что каждый из нас имеет личный негативный опыт раздвоенности. Вспомним слова апостола Павла: " Не понимаю, как это я не делаю того, что хочу, но делаю то, что ненавижу! Это потому, вероятно, что не я делаю, но живущий во мне грех... Добра, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю " (Рим. 7: 15–24).

http://religare.ru/2_28576.html

IV. Украинская Православная Церковь обретает «независимость» В.И. Петрушко. Автокефалисткие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997 9 июля 1990 года в Киеве собрался епископат Украинского Экзархата, который принял «Обращение Украинской Православной Церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в управлении» а также единогласно избрал Предстоятелем Украинской Церкви митрополита Филарета (Денисенко) Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 20 июля 1990 года рассмотрел Постановление Синода Украинской Церкви от 10 июля о мерах, направленных на расширение ее автономии. Украинские архиереи просили дать Экзархату еще более широкую самостоятельность, аргументируя свое прошение сложной религиозно-политической ситуацией на Украине. Священный Синод РПЦ постановил в связи с принципиальной значимостью данного вопроса рассмотреть его на Архиерейском Соборе Русской Церкви, который назначался на 25-27 октября 1990 года. Для его подготовки создавалась специальная Комиссия во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым). Комиссия должна была изучить предложения украинского Синода в их связи с широким кругом исторических, канонических, пастырских и межнациональных проблем Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил 1 октября деятельность Комиссии. Материалы и предложения, выработанные ею, были направлены для ознакомления епархиальным архиереям Русской Церкви и вынесены на обсуждение и утверждение предстоящего Собора Однако, православная общественность на Украине не была проинформирована о предстоящем даровании Украинской Церкви независимости. Казалось бы, что широкое обсуждение данного вопроса могло бы благотворно повлиять на церковную жизнь Украины, показав сколь много внимания уделяет Московский Патриархат вопросу о развитии канонической самостоятельности Украинской Церкви. Однако, митрополит Филарет весьма хорошо понимал, что слишком для многих на Украине камнем преткновения является не вопрос об автокефалии как таковой, а о его личности. Поэтому он опасался, что придание гласности предстоящей реформе статуса Украинского Экзархата всколыхнет направленные против митрополита настроения. Кроме того, абсолютное большинство православного населения центральных и восточных областей Украины было настроено против любой формы церковной «самостийности» и выступало за тесное единство с Русской Церковью в составе Московского Патриархата. В новом автономном статусе Украинской Церкви многие справедливо усматривали зародыш потенциальной автокефалии, которой большинство православных на Украине отнюдь не желало даже при условии ее каноничности.

http://sedmitza.ru/lib/text/440067/

Алла 24 июля 2020, 18:36 Дмитрий С., я в СССР и не жила, мне в голову ничего вбить не могли. У меня есть великое множество любимых правителей из разных эпох, Николай II к ним не относится по очень простой причине - он был плохим царем. А я ценю монархов за выполнение ими прямых обязанностей. Какая мне разница, насколько он был хорошим человеком? Когда я иду лечиться к врачу, я хочу в первую очередь, чтобы он был хорошим врачом. Лучше пусть он будет злюкой, но хорошим специалистом, чем добряком, но профаном. Невозможно, оценивая личность царя, отделять его от занимаемого им положения. НН 24 июля 2020, 18:24 И.В.:/А если вы и Алла испытываете " классовую неприязнь " к Царской семье,то это вовсе не раскол,не обольщайтесь на сей счёт. Это просто ваша личная проблема.И да,ещё это значит что вы отделяете себя от Церкви. Не более того/- И.В.,научитесь читать, что написано,а не как Вам бы хотелось прочитать.И не клеить ярлыки.Проблему Среднеуральского монастыря тоже не хотели видеть,её тоже долго не существовало.У многих людей болит душа за Церковь не меньше,чем у Вас,а больше. Я уже писала: " РПЦ прославила Николая11 ТОЛЬКО за его смерть, что совпадает с моим ничегонезначащим мнением.Читайте материалы Архиерейского собора 2000г,там всё четко написано и я с этим согласна. " А Вы не согласны? Или не читали? Денис 24 июля 2020, 15:14 Иоанна_, касательно возрождения Церкви, то оно естественно после поражения коммунистической идеологии, которая в СССР приобрела квазирелигиозные черты. Люди хотят хорошо жить и на Земле, хорошо жить здесь и сейчас, а не только когда-нибудь в Царствии Небесном. Однако вместо привлекательного для большинства верующих образа будущего героизация белых с идеалами вековой давности. Поэтому и нынешний упадок закономерен, так как русский народ вымирает, научно-технологически и социально-экономически Россия отстаёт от лидеров. Дай Бог, чтобы священноначалие, наконец, нашло способ совместимость стремление к светлому будущему на Земле со стремлением к вечному блаженству на Небесах!

http://pravoslavie.ru/132658.html

В нач. XXI в. для Большого собора Донского мон-ря худож. А. Вабищевичем была написана икона Е. Ф. с 14 клеймами жития (др. житийный образ находится в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в калининградском мон-ре во имя Е. Ф.). Поясной образ святой 2000 г. (иконописная мастерская «Диво», храм Сошествия Св. Духа на бывш. Лазаревском кладбище в Москве) представляет ее с крестом и храмом в руках, слева изображены шахта с телами преподобномучениц и трое вооруженных убийц. В 2000 г. для ц. св. прор. Илии в с. Ильинском Красногорского р-на В. Г. Розановым выполнен фарфоровый одноярусный иконостас с местной иконой Е. Ф. В 2002 г. О. Л. Гоник написала погрудный образ Е. Ф. с Покровским храмом в руке для Марфо-Мариинской обители, в икону вложен мощевик. Ее кисти принадлежит также образ «Собор святых Марфо-Мариинской обители милосердия», где представлены Е. Ф., прмц. Варвара, мц. Евдокия Кузьминова, схиархим. преподобноисп. Сергий (Сребрянский). В ц. свт. Митрофана Воронежского в Москве находится образ Е. Ф. с храмом свт. Митрофана в руке (напоминание о служении ее для Елисаветинского благотворительного об-ва), заказанный сестричеством во имя Е. Ф. в сер. 90-х гг. XX в. В 1996 г. в доме причта при храме освящена домовая ц. во имя святой, для иконостаса к-рой была написана ее ростовая икона. Много икон Е. Ф. находится в храмах Екатеринбургской епархии. В 2005 г. икона святой была выполнена Н. В. Масюковой (см.: Совр. иконопись: Москва/Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 47). В 2004 г. сестры мон-ря равноап. Марии Магдалины в Гефсимании создали образ Е. Ф. и прмц. Варвары, стоящих у креста на краю шахты. Копию этой иконы написали для собора Иверской иконы Божией Матери на Б. Ордынке. Погрудно, с наперсным крестом Е. Ф. представлена в медальоне росписи свода трапезной Горненского Казанского жен. мон-ря в сел. Айн-Карем близ Иерусалима (2006). Мозаика с прямоличным образом Е. Ф. кон. XX в. имеется в ц. блгв. кн. Александра Невского в Копенгагене (Дания). Образ Е. Ф. присутствует на иконах Собора новомучеников и исповедников Российских (как правило, в центре, рядом с Царственными страстотерпцами) первоначально в разработанных за рубежом композициях: на иконах ок. 1981 г. работы архим. Киприана (Пыжова), Н. А. Папкова (США, см.: Кутейникова. 2005. С. 150-158). Подобный извод сохраняется и в совр. рус. иконописи (2000, ц. мц. Татианы при МГУ). На иконе 2000 г. (храм Христа Спасителя), созданной в мастерской ПСТБИ к юбилейному Архиерейскому Собору РПЦ, кроме Собора в среднике на 6-м клейме «Трагедия в Алапаевске 5 июля 1918 г.» изображено, как Е. Ф., прмц. Варвару и князей сбрасывают в шахту. С крестом в деснице Е. Ф. написана в верхнем ряду правой группы предстоящих на иконе «Крещение Руси» (2000, иконописцы Н. и Н. Богдановы, см.: Там же. С. 75).

http://pravenc.ru/text/189843.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2-5 ФЕВРАЛЯ 2013 Г. Заседания Освященного Архиерейского Собора проходили под председательством Патриарха Московского и всей Руси Кирилла (Гундяева) в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя . В работе Собора приняли участие 280 архиереев. На Собор прибыли церковные иерархи из 247 епархий России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также епархий, находящихся в дальнем зарубежье. В 1-й день заседаний Собора Святейшим Патриархом Кириллом был зачитан доклад о различных аспектах внутрицерковной жизни, церковно-государственных и церковно-общественных отношениях на всем каноническом пространстве РПЦ. В докладе были затронуты, в частности, вопросы, связанные с образованием новых епархий и созданием митрополий. Патриарх отметил, что для выполнения поставленной на Архиерейском Соборе 2011 г. задачи открытия новых приходов, Свящ. Синод в мае 2011 г. инициировал исторический процесс образования в пределах республик и областей Российской Федерации нескольких епархий. Ранее подобное имело место в Украинской Православной Церкви и в Белорусском Экзархате. Однако, подчеркнул докладчик, в России эти преобразования должны быть более масштабными. За прошедшие 2 года было учреждено 64 новых епархий на территории одних и тех же субъектов Российской Федерации. Всего за это время было образовано 82 епархии. Со времени Поместного Собора 2009 г. образовано 88 новых епархий. Всего в настоящее время существует 247 епархий. Кроме того, решением Свящ. Синода от 27 июля 2011 г. был образован новый митрополичий округ — Среднеазиатский. В окт. 2011 г. Свящ. Синод внес важную корректировку в процесс разукрупнения епархий: епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, стали объединяться в митрополии. За межсоборный период создано 33 митрополии.

http://pravenc.ru/text/1991854.html

Затем официальные встречи с экуменическими представителями ВСЦ стали частыми, и через три года, в декабре 1961 г., они привели к официальному принятию РПЦ в качестве члена ВСЦ на III генеральной ассамблее в Дели. Как известно, этот процесс происходил под нажимом советской власти, по указанию которой Синод Московской Патриархии принял решение о вступлении в ВСЦ уже 30 марта 1961 года и сразу же послал заявление в Женеву 435 . Однако синодальное решение подлежало утверждению Архиерейским Собором, который был созван лишь 18 июля 1961 года 436 и постфактум его одобрил. 14 июня 1961 года, за месяц до Архиерейского Собора, Общехристианская конференция в защиту мира, проходившая в Праге, отправила ВСЦ приветственное послание, в котором говорилось: «Мы считаем объявленное уже вступление Русской Православной Церкви во Всемирный совет церквей одним из самых решительных событий в церковной истории» 437 . Стоит ли комментировать это предельно прозрачное высказывание? Но даже под экуменическим ярмом Русская Православная Церковь не раз выражала свое недовольство и несогласие с линией ВСЦ. После Бангкокской конференции на тему «Спасение сегодня» (январь 1973 г.) Синод Московской Патриархии во главе с Патриархом Пименом направил ВСЦ послание, заявляя в нем: «Прежде всего вызывает недоумение и большое сожаление то обстоятельство, что в «Письме к церквам» полностью отсутствует чрезвычайно важное, прежде всего с пастырской точки зрения, упоминание о той стороне процесса спасения, без которой самое понятие спасения утрачивает свой существенный смысл. Умалчивается о конечной цели спасения, то есть о вечной жизни в Боге, и не достаточно ясного указания на нравственное исправление и совершенствование как на необходимое условие для ее достижения». Далее, протестуя против почти исключительного подчеркивания «горизонтализма» в деле христианского спасения, Священный Синод РПЦ пишет: «Здесь не нашлось места для основного  — „вертикального” измерения, которое указывало бы на то, что спасение требует совершенствования личности как части общественного организма, призванной к борьбе с грехом в себе и вокруг себя, ради достижения полноты бытия в живом общении с Богом и в земных условиях, и в вечности». В синодальном послании проведена мысль, что «почти исключительное подчеркивание „горизонтализма” в деле спасения на многих христиан, которым дороги священные традиции Древней Церкви, может производить впечатление, что в современном экуменизме нарождается новый соблазн стыдливости относительно благовествования о Христе Распятом и Воскресшем — Божией силе и Божией премудрости (1Кор. 1:23–24), в результате чего умалчивается о самой сущности Его Евангелия из ложной боязни казаться несовременными и утратить популярность» 438 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Церковь будет молиться о Божьем творении 13 июля. ПРАВМИР. На проходившем в Санкт-Петербурге заседании Священного Синода РПЦ было принято решение назначить ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября Такое решение принято на заседании Священного Синода РПЦ 13-го июля 2015 года ( Журнал ). Священный Синод утвердил две молитвы о благосостоянии мира — более пространную и краткую.  Тексты обеих молитв можно скачать по ссылке: чин молебного пения о сохранении творения Божия (файл Word) . В день молитвы о Божием творении иерархам Церкви и священнослужителям рекомендовано посвящать свои проповеди проблемам заботы об окружающей среде. Русская Православная Церковь не впервые занимается вопросами экологии. В конце XX — начале XXI столетий об этом был принят целый ряд церковных документов. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» . В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в котором тема экологии особо освещается. В этом документе в частности указывается: «В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее [в Константинопольском Патриархате] день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них». Архиерейский Собор 2013 года принял концептуальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии» . Установить день особой молитвы о Божием творении было предложено на заседаниях Высшего Церковного Совета от 17 февраля и от 25 июня 2015 года.

http://pravmir.ru/sinod-ustanovil-den-os...

Предсоборное послание " чукотского адаманта " вышло при поддержке " Открытого письма клириков и монашествующих Анадырской и Чукотской епархии Патриарху Алексию II " , которое кроме обвинений церковной верхушки в " сверхереси экуменизма " ( " паства пребывает в недоумении, видя откровенное предательство иерархами Православного вероучения " ), содержало глухие угрозы народных волнений в случае санкций против Диомида: " Нам известно, что к нашему владыке хотят применить карательные меры,.. а на его место прислать другого... Считаем необходимым сообщить, что ни клир, ни миряне не примут нового епископа... Настало время активных действий... " Православие или смерть " , — этот девиз сейчас актуален, как никогда " . Наконец, 17 июня на сайте " Русская идея " (принадлежащем историку-черносотенцу Михаилу Назарову) появилось " Открытое письмо пяти клириков Чукотской епархии участникам Архиерейского Собора РПЦ МП о прекращении поминания имени Патриарха Алексия II на Божественной литургии " , прямо обвиняющее патриарха в ереси: " Боясь раскола с Богом и не желая подпасть под анафему на ересь экуменизма, мы прерываем молитвенно-литургическое общение с Вами, Ваше Святейшество, и со всеми теми, кто находится в литургическом общении с Вами " , — говорилось в письме, подписанном в числе прочих игуменом Ильей (Емпулевым), секретарем епископа Диомида. Письмо " пяти клириков " являло на тот момент логическую точку тупика, в который зашел конфликт православных " ультрас " с официальными структурами РПЦ. Однако почти сразу появился и отклик самого епископа Диомида, который отмежевался от письма " пяти клириков " . Было похоже, что сам Диомид колебался в своем радикализме и что в самом лагере " диомидовцев " назревает раскол на радикалов и более умеренных " либералов " . Извержение Как и следовало ожидать, Собор начался со скандалов. Вначале возле храма Христа Спасителя ходили, распевая акафисты и держа в руках иконы царя Николая, Ивана Грозного, старца Николая Гурьянова и плакаты в поддержку " патриарха в духе " , только сторонники Диомида. Но когда умные головы навстречу диомидовцам привезли " наших " , начавших дружно скандировать " мы с собором, мы с патриархом " , страсти накалилась до предела. Дело дошло до прямых стычек " нашистов " и " диомидовцев " в 200 метрах от храма под памятником Фридриху Энгельсу, где московские власти разрешили собраться протестующим. Позабыв о торжественных речах с трибун церковного съезда, пресса восторженно муссировала потасовки, обращая в фарс все плавные перипетии скандала. И, наконец, в день закрытия Собор громыхнул решением об извержении Диомида из епископского сана. Скандальный епископ был извержен с отсрочкой приговора " до следующего заседания Синода " , назначенного на 17 июля, до которого ему предлагалось принести покаяние.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Противоречия внутри Церкви обнажились спустя несколько недель, в конце июля 2011 года, во время Архиерейского собора УПЦ МП. Тогда впервые было сказано о существовании партий внутри Церкви . К " промосковской " относятся те, кто видит будущее УПЦ МП в составе Русской православной церкви . Самым видным представителем этой группы является митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин), противник " оранжевой " эпохи в истории Украины и попыток " отколоть Украинскую церковь от священного единства с Московским патриархатом " . К автокефалам относят, собственно, самого главу УПЦ МП митрополита Владимира и его ближайшее окружение – – молодого архиепископа Александра (о снятии его со всех постов на минувшей неделе говорилось выше), пресс-секретаря первоиерарха протоиерея Георгия Коваленко. К ним так же можно причислить Черкасского митрополита Софрония (Дмитрука), который, например, прямо высказывался за снятие анафемы с гетмана Ивана Мазепы, столь ненавистного на востоке и юге Украины. По сути, сейчас в УПЦ МП идет война поколений. Промосковская партия состоит из иерархов в основном преклонного возраста, которые не воспринимают взгляды молодой поросли церковников, заинтересованных в создании поместной церкви . Это партия консерваторов, для которых идея единой церкви чужда. Молодое поколение, напротив, активно и в меру радикально, ему, похоже, тесно находиться под отеческим присмотром РПЦ. " Конечно, было бы хорошо, если бы православие в Украине было соборным и не было раскола. Для этого необходимо собираться вместе, думать и принимать решение " ,- – заявил в одном из своих интервью архиепископ Александр. На первый взгляд причисление Владимира к сторонникам автокефалии выглядит странно: как к " самостийцам " можно относить бывшего ректора Московской духовной академии и управляющего делами Московского патриархата? Но причастность к РПЦ еще не является гарантией полной лояльности, пример тому – – судьба того же митрополита Филарета. Именно при митрополите Владимире была создана и, пусть не всегда слаженно, работает Комиссия по восстановлению православного единства в Украине. Это именно глава УПЦ МП назвал действия православных священников и мирян, не приемлющих идею отделения Украинской православной церкви от Московского патриархата, " богопротивными " . Получается, что митрополит Владимир выступает за объединение церквей в лоне УПЦ МП, однако она в свою очередь должна быть максимально дистанцирована, практически отделена от Москвы и таким образом стать действительно Украинской православной церковью .

http://religare.ru/2_92805.html

поиск:   разделы   рассылка На сегодняшнем заседании Священного Синода назначили дату Архиерейского собора и отметили открытие мемориальной доски в честь Татьяны Щипковой 26 июля в Киеве прошло заседание Священного Синода РПЦ МП, на котором было принят ряд важных решений. Сегодняшним решением Синода будут созданы новые епархии на территории Симбирской, Курской, Челябинской, Пензенской, Кемеровской областей. Священный Синод РПЦ МП также определил даты проведения Архиерейского собора – с 2 по 5 февраля 2013 года, а также " президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви – 21 ноября 2012 года, и " пленума Межсоборного присутствия с 22 по 23 ноября 2012 года " . Члены Священного Синода отметили важность открытия в Смоленске мемориальной доски в честь Татьяны Щипковой в ходе визита Предстоятеля РПЦ МП: " 5 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин великого освящения храма-памятника в честь Воскресения Христова рядом с мемориальным комплексом " Катынь " под Смоленском и Божественную литургию в нем. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви, губернатор Смоленской области А.В. Островский приняли участие в церемонии открытия на историческом здании Смоленского государственного университета мемориальной доски, посвященной педагогу Т.Н. Щипковой, репрессированной за религиозные убеждения в 70-80-х годах ХХ века " . Напомним, что Предстоятель РПЦ МП неоднократно говорил о важности почитания памяти новомучеников и исповедников, пострадавших за веру в годы гонений. В ходе визита в Смоленск патриарх Кирилл отметил, что мемориальная доска в честь Татьяны Щипковой " это великий памятник несгибаемости веры и духа нашего народа " . По материалам:  Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_96072.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010