Обращение к Патриарху и записка Е., получившие известность как в СССР, так и за рубежом, вызвали крайнее недовольство советских властей, потребовавших от Патриархии принять меры против находившегося на покое архиерея. 30 июля 1968 г. Свящ. Синод издал определение, в к-ром осудил Е. за то, что он «по-своему истолковывал свое увольнение и выражал устно и письменно недовольство постановлением Священного Синода и при этом тенденциозно излагал некоторые стороны церковной жизни; в отношении Святейшего Патриарха, Священного Синода и других Преосвященных архиереев выражал недопустимую несдержанность...». Деятельность Е. была названа «неполезной для Церкви», определение его на архиерейскую кафедру сочтено невозможным, ему было указано и дальше жить на покое в Жировицком мон-ре. В нояб. 1969 г. Е. обратился в Совет по делам религий с проектом внесения изменений в советское законодательство о культах. Е. предлагал: допустить исполнение религ. обрядов по просьбе верующих в домах, квартирах и на кладбищах без предварительного согласия местных органов власти; запретить уполномоченным Совета по делам религий вмешиваться в вопросы назначения священнослужителей; допускать священнослужителя в число учредителей религ. об-ва; ограничить основания к закрытию церквей только прекращением существования религ. общины, аварийным состоянием здания и его сносом по градостроительному плану. В беседе, состоявшейся в Совете по делам религий, Е. упомянул о противозаконном массовом адм. закрытии правосл. церквей. В ответ зампредседателя Совета по делам религий заявил, что подобные обращения Е. используются за рубежом в «антисоветских клеветнических целях». Даже находясь на покое, Е. продолжал вызывать беспокойство властей, установивших за ним в мон-ре негласный контроль. Под нажимом Совета по делам религий был смещен сочувствующий Е. настоятель Жировицкого мон-ря архим. Михей (Хархаров , впосл. архиепископ Ярославский и Ростовский). 26 апр. 1971 г., во время подготовки к Поместному Собору для замещения вдовствующего после кончины Патриарха Алексия I Патриаршего престола, Е. обратился с письмом к Патриаршему Местоблюстителю Пимену (Извекову, со 2 июня 1971 Патриарх Московский и всея Руси), в к-ром вновь поднял вопрос об изменениях, внесенных Архиерейским Собором 1961 г. в организацию приходского управления, указав, что отстранение духовенства от управления приходом ведет к расцерковлению приходской жизни, искажению пастырско-молитвенных отношений между священником и прихожанами, в обращение пастыря в наемника, лишенного даже права быть членом общины, где он служит. Е. предлагал не выносить постановление Архиерейского Собора на утверждение Поместного Собора без необходимых изменений. Против изменений в «Положении об управлении РПЦ», сделанных в 1961 г., выступали и др. архиереи, однако в силу политических причин их предложения не нашли поддержки.

http://pravenc.ru/text/190191.html

7 мая 1974 г. вручен диплом почетного члена Московской духовной академии. 15 апреля 1975 г. возведен в сан митрополита. 3 марта 1976 г. избран в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 29 сентября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября — Патриарший Экзарх Западной Европы. Неоднократно посещал приходы Экзархата. 16 ноября 1979 г. поручено временное управление Корсунской епархией. В 1980 году 23 декабря назначен членом Комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси. В 1981 году 14 апреля назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода; 22 июля назначен заместителем председателя Комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси; 1 февраля 1984 г. освобожден от должности Экзарха Зап. Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии. Определением Священного Синода от 14 ноября 1989 г. освобожден согласно поданному им прошению от обязанностей Председателя Отдела внешних церковных сношений с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе. 13 сентября 1989 г. назначен Экзархом Белорусским с титулом митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх Белорусский. Митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх всея Белоруссии — Определением Архиерейского Собора РПЦ 30-31 января 1990 г. Является председателем Синодальной богословской комиссии. В 1990-1995 гг. депутат Верховного Совета Беларуси, член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.   По материалам РИА Новости , Патриархия.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/tri-pretendenta-na-pat...

На заседании Священного Синода 19 сентября 1960 г. митрополит Гурий был назначен управляющим Ленинградской епархией (с поручением управления Олонецкой епархией) и постоянным членом Священного Синода. Правящий архиерей делал всё возможное, чтобы сохранить храмы Ленинградской епархии (их было 55) от закрытия, а духовенство от увольнения. В частности, отстоял пять храмов, в которых на протяжении 1960 г. не было священников и богослужений, а ленинградский уполномоченный не предоставлял возможности назначить в эти приходы настоятелей. В связи с передачей государству Свято-Духовского корпуса митрополит Гурий совершил перезахоронение тел усопших ленинградских митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова). Митрополит Ленинградский и Ладожский Гурий в алтаре Свято-Троицкого собора. Ленинград. 1960 г. В июле 1961 г. уполномоченный Г. С. Жаринов попытался провести тотальную «чистку» духовенства Ленинградской епархии, сократив его почти на 40% путём увольнения наиболее бескомпромиссных. Но из намеченного списка, в который вошли 60 священнослужителей, ему удалось уволить с помощью церковных советов только 29 человек, с которыми «новые хозяева» не заключили трудовые договоры. Митрополит Гурий отказался участвовать в таком беззаконии: он не издал ни одного указа об увольнении, известив в июле 1961 г. управляющего делами Московской Патриархии архиепископа Тульского Пимена (Извекова).  Митрополит Гурий участвовал в Архиерейском Соборе 18 июля 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре, выступил по вопросу об увеличении числа постоянных членов Священного Синода. В ноябре 1961 г. правящий архиерей посетил Олонецкую епархию с проведением торжественных богослужений. Будучи уже в преклонном возрасте и страдая от болезней, митрополит Гурий тяготился родным для него Ленинградом и постоянными приёмами иностранных делегаций. Когда с упокоением архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) освободилась Симферопольская кафедра, митрополит Гурий попросился перевести его в Крым.  Определением Священного Синода от 14 ноября 1961 г. преосвященный Гурий был назначен митрополитом Симферопольским и Крымским с временным поручением управления Днепропетровской и Запорожской епархией. Последние годы жизни и служения митрополита Гурия прошли в Крыму. Местный уполномоченный Совета по делам РПЦ при поддержке партийных и советских органов любыми способами старался закрыть максимальное количество храмов, чтобы в итоге ликвидировать Крымскую епархию. Митрополит Гурий противодействовал мероприятиям органов власти, не соглашаясь поддерживать такую позицию государства по отношению к Церкви. Но силы были неравными — местные власти, действуя в большинстве случаев незаконными методами, в период управления митрополитом Гурием закрыли в Крымской епархии 11 храмов из 25 действующих.

http://bogoslov.ru/article/6172391

18. Доклад исполняющего обязанности Председателя Учебного комитета при Священном Синоде епископа Верейского Евгения на Архиерейском Соборе. – 1997, 6, 28. Архиерейский Собор 2000 года] 1. Определения Священного Синода от 18 июля 1999 года: О проведении юбилейного Архиерейского Собора во второй половине 2000 года в Москве. – 1999, 8, 4. 2. Определения Священного Синода от 7 марта 2000 года: О сроках и программе проведения юбилейного Архиерейского Собора. –2000, 4, 19. 3. Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ 13–16 августа 2000 года. – 2000, 9, 10. 4. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля в день открытия Юбилейного Архиерейского Собора. – 2000, 9, 12. 5. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ. –2000, 9, 16. 6. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых. –2000, 9, 55. 7. Послание Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам РПЦ. –2000, 10, 4. 8. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ. –2000, 10, 13. 9. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ об Украинской Православной Церкви. – 2000, 10, 19. 10. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о положении Православной Церкви в Эстонии. –2000, 10, 20. 11. Определение Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ по Уставу РПЦ. –2000, 10, 21. 12. Определение Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ “Об основных принципах отношения РПЦ к инославию”. –2000, 10, 21. 13. Основные принципы отношения РПЦ к инославию. –2000, 10, 22. 14. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ об “Основах социальной концепции РПЦ”. –2000, 10, 36. 15. Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя ОВЦС, об “Основах социальной концепции РПЦ”. –2000, 10, 36. 16. М.Ж. Юбилейные торжества в Москве. –2000, 10, 55.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е) “О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время”. – 1995, 12, 7. ж) “Об отношении РПЦ к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства”. – 1995, 12, 10. 940. Архиерейский Собор 1997 года 1. Определение Священного Синода от 17 июля 1996 года: Созвать очередной Архиерейский Собор РПЦ с 18 по 22 февраля 1997 года. – 1996, 9, 8. 2. Архиерейский Собор РПЦ. – 1997, 3, 10. 3. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе РПЦ 18 февраля 1997 года. – 1997, 3, 12. 4. Послание Архиерейского Собора РПЦ боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам РПЦ. – 1997, 3, 83. 5. Определение Архиерейского Собора РПЦ по докладу Синодальной 6. комиссии по канонизации святых. – 1997, 3, 86. 7. Определение Архиерейского Собора РПЦ по докладу Синодальной 8. Богословской комиссии. – 1997, 3, 86. 9. Определение Архиерейского Собора РПЦ “Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви”. – 1997, 4, 12. 10. Определение Архиерейского Собора РПЦ “О взаимоотношениях с государством и светским обществом”. – 1997, 4, 16. 11. Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко). – 1997.4, 19. 12. Акт об отлучении от Церкви Г.П. Якунина. – 1997, 4, 20. 13. Определение Архиерейского Собора РПЦ “О лишении сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иосифа (Шибаева). – 1997, 4, 21. 14. Письмо Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. – 1997, 4, 22. 15. Письмо митрополита Сурожского Антония Святейшему Патриарху Алексию и Архиерейскому Собору 1997 года. – 1997, 5, 9. 16. Доклад Председателя Синодальной Богословской комиссии РПЦ митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на Архиерейском Соборе. – 1997, 5, 62. 17. Доклад Председателя комиссии Священного Синода по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе. – 1997, 6, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новости Внутрицерковное единство станет главной темой Архиерейского собора РПЦ 23.06.2008 18:00 Москва, 23 июля, Благовест-инфо. Главной темой предстоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви будет внутрицерковное единство. Об этом заявили участники пресс-конференции, которая состоялась накануне открытия Архиерейского собора, 23 июня, в РИА Новости: управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) и епископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) (РПЦЗ). Выступив перед журналистами, они осветили основные программные вопросы предстоящего Собора. Особенность Собора-2008 в том, что он будет самым представительным по числу участников-архиереев – их будет 197. «Еще никогда столько архиереев не участвовало в Соборе», -- сказал митрополит Климент. Наиболее важной чертой Собора станет участие в нем епископата РПЦЗ. «Подписание Акта о каноническом единстве год назад – это внешнее действие, а сейчас, на Соборе, это впервые будет практически», -- отметил иерарх, упомянув также о том, что восстановленное общение между клиром и мирянами РПЦ и РПЦЗ становится более интенсивным. Первый Собор после подписания «Акта о каноническом единстве» станет «историческим событием», уверен архиепископ Марк. Он подчеркнул, что Собор должен официально утвердить подписанный 17 мая 2007 г. документ. «Мы рады, что можем полноценно участвовать в жизни единой Русской Православной Церкви», -- сказал архиерей. Говоря о «разных позициях по многим вопросам», которые есть у РПЦЗ и РПЦ, он отметил, что «это естественно», и степень этих разногласий не больше, чем между епархиями внутри самой РПЦ. «Главное, что есть общий знаменатель, что нас объединяет больше, чем разделяет», -- сказал архиепископ Марк. Упомянув о внутрицерковных разногласиях, митрополит Климент дал понять, что видит причину «проблем в епархиях» исключительно в стремительном количественном росте РПЦ: за последние 18 лет число приходов увеличилось в 5 раз (сейчас их более 29 тыс.), монастырей – в десятки раз, духовенства в РПЦ – боле 30 тыс. человек, а прихожане исчисляются миллионами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Значительные изменения в жизни РПЦ, вызванные падением коммунистического режима в СССР, сделали возможным начало диалога между РПЦ и РПЦЗ. Тем не менее В. неоднократно на протяжении 90-х гг. заявлял о своем негативном отношении к РПЦ и считал к.-л. контакты с ней невозможными. При непосредственном участии В. 15 мая 1990 г. Архиерейский Собор РПЦЗ принял «Положение о приходах свободной православной Церкви», объявлявшее о создании в России, на канонической территории РПЦ, епископата и открытии приходов РПЦЗ. 26 окт. 2000 г. Архиерейский Собор РПЦЗ под председательством В. в своем послании приветствовал нек-рые решения Архиерейского юбилейного Собора РПЦ 13-16 авг. 2000 г. , в т. ч. канонизацию новомучеников и принятие «Основ социальной концепции РПЦ» . По решению Собора при Архиерейском Синоде РПЦЗ была создана комиссия по вопросам единства Русской Церкви, Собор направил письмо Сербскому Патриарху Павлу (Стойчевичу) с просьбой о посредничестве в переговорах с МП. 4 дек. 2000 г. В. распространил послание, в к-ром заявил о своем несогласии со мн. решениями Собора. Несмотря на это письмо, 8 февр. 2001 г. Архиерейский Синод РПЦЗ под председательством В. сделал заявление о «внутреннем единстве» всех членов Синода. После обнародования 5 мая 2001 г. «Обращения клириков Западноевропейской епархии РПЦЗ», содержавшего призыв «противостоять новому курсу в нашей Церкви», В. снова изменил позицию. 22 июня 2001 г. он подписал «Окружное послание» с заявлением, что «Основы социальной концепции РПЦ» не могут перечеркнуть «предательскую Декларацию 1927 г.», послание отрицало происходящее в России духовное возрождение и признало ошибочным создание комиссии по вопросам единства Русской Церкви. Открывшееся 10 июля 2001 г. заседание Архиерейского Синода РПЦЗ оценило «Окружное послание» как ошибочное, после чего В. дал согласие уйти на покой. 13 июля постановлением Синода было определено, что до проведения внеочередного Архиерейского Собора в окт. того же года временное руководство РПЦЗ возлагается на Троицкого и Сиракузского архиеп.

http://pravenc.ru/text/158840.html

Заседание Архиерейского Собора в Троице-Сергиевой лавре 18 июля 1961 г. Заседание Архиерейского Собора в Троице-Сергиевой лавре 18 июля 1961 г. 18 апр. было подготовлено постановление Свящ. Синода (Синод заседал не в полном составе), в к-ром разграничивались обязанности клира и настоятеля прихода, с одной стороны, и исполнительных органов - с др. Настоятелю и клиру вменялось в обязанность сосредоточить свое внимание на духовном руководстве приходом и на богослужении, клирики освобождались от участия в хозяйственно-финансовой деятельности, она полностью возлагалась на исполнительный орган прихода, к-рый нес ответственность перед гражданской властью за сохранность здания и имущества храма. Постановление Свящ. Синода незамедлительно стало проводиться в жизнь под жестким контролем уполномоченных Совета по делам РПЦ, что вызвало тревогу епископов. Свое несогласие со столь радикальной реформой приходского управления высказали архиепископы Ташкентский Ермоген (Голубев) , временно уволенный от управления епархией, Винницкий Симон (Ивановский) , Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) , епископы Новосибирский Донат (Щёголев) и Черниговский Андрей (Сухенко) . Несогласие с решением Синода РПЦ выражали не только рус. архиереи, но и зарубежные правосл. епископы, Болгарский Патриарх Кирилл в послании Патриарху Алексию I, в частности, писал, что Синод не имеет полномочий принимать такие решения. Подготовка Архиерейского Собора, призванного, по замыслу гос. власти, утвердить решение Синода, велась под жестким контролем Совета по делам РПЦ, о чем свидетельствуют дневниковые записи Патриарха Алексия. Для мн. участников Собора его открытие явилось неожиданностью, т. к. архиереи были приглашены в лавру на празднование памяти прп. Сергия Радонежского . Тех епископов, от кого можно было ожидать возражений, на Собор не пригласили, архиеп. Ермоген (Голубев), явившийся без приглашения, не был допущен на заседание как не управляющий кафедрой. В повестке дня Собора было 4 вопроса: об увеличении числа постоянных членов Свящ. Синода; об изменениях в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» , касающихся раздела 4-го - «О приходах»; о вступлении РПЦ во Всемирный Совет Церквей ; об участии РПЦ во Всемирном общехрист. конгрессе в защиту мира, работавшем в Праге 13-18 июня 1961 г. (см. Пражское христианское движение в защиту мира ).

http://pravenc.ru/text/76504.html

поиск:   разделы   рассылка Заявление епископа Анадырского и Чукотского Диомида в Церковный суд РПЦ МП о каноническом правонарушении митрополита Кирилла (Гундяева) Заявление епископа Анадырского и Чукотского Диомида в Церковный суд РПЦ МП о каноническом правонарушении митрополита Кирилла (Гундяева) ________________________________________ Председателю Церковного суда РПЦ МП митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору (Кириченко) от епископа Диомида (Дзюбан), проживающего по адресу: Россия, 686710, Анадырь Чукотского АО, ул. Партизанская, д.7, кв.16, тел. (42722) 2-05-38, diomid3@yandex.ru ЗАЯВЛЕНИЕ 1 июля 2008 г. Ваше Высокопреосвященство, обращаюсь в адрес Церковного Суда РПЦ МП, председателем которого Вы являетесь, с заявлением о рассмотрении церковного правонарушения, совершенного в отношении меня митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым). Суть правонарушения заключается в том, что во время работы Архиерейского Собора РПЦ МП с 24 по 27 июня 2008 г. митрополит Кирилл многократно заявлял участникам Архиерейского Собора, православным верующим, журналистам и СМИ о том, что я солгал о своей болезни, и что я не предоставил документа, удостоверяющего факт моей болезни, а, следовательно, не явился на Собор без уважительной причины. Это является намеренной ложью и клеветой. Митр.Кирилл знал о предоставленной мной в должной форме оформленной и переданной в адрес Собора медицинской справке, подтверждающей мою болезнь. Таковые действия митр. Кирилла послужили соблазном для священноначалия Церкви, принимающего участие в работе Архиерейского Собора, а также для верующих на всей канонической территории Московского Патриархата (ввиду того, что распространение лжи митр. Кириллом происходило с использованием широких средств массовой информации: на телевидении, в газетах, интернете). Обстоятельствами лживых заявлений митр. Кирилла, на которых я делаю свои утверждения, являются сообщения свидетелей, журналистов и СМИ (видео, электронных и печатных). Прошу Церковный суд рассмотреть мое заявление и принять меры дисциплинарного воздействия против митрополита Кирилла (Гундяева) в соответствии с канонами и правилами Православной Церкви.

http://religare.ru/2_55844.html

Решением Архиерейского Собора РПЦ 29 нояб.- 2 дек. 1994 г. назначен членом Рабочей группы по планированию возрождения правосл. миссии на канонической территории РПЦ, а с февр. 1995 г.- ее председателем. 17 июля 1995 г. определением Свящ. Синода в связи с преобразованием Белгородского вик-ства Курской епархии в Белгородскую и Старооскольскую епархию назначен ее правящим архиереем. В дек. 1995 г. создал Миссионерский правосл. благотворительный фонд РПЦ. 26 дек. 1995 г. решением Свящ. Синода назначен председателем новообразованного Миссионерского отдела РПЦ и освобожден от должности ректора Курской ДС. Осенью 1996 г. И. был назначен ректором новооткрытой Белгородской ДС миссионерской направленности. С 1996 г. главный редактор ж. «Миссионерское обозрение». В епархии под рук. И. ведется работа по восстановлению и строительству церквей, осуществляется духовное окормление детей и молодежи, поддержка и социальная реабилитация заключенных, проходят ежегодные Иоасафовские чтения. 18 февр. 1999 г. возведен в сан архиепископа. И. является действительным членом-академиком Петровской академии наук и искусств, Международной Кирилло-Мефодиевской академии слав. просвещения, а также почетным профессором Белгородского гос. ун-та. С дек. 2004 г. возглавляет комиссию по духовной безопасности при полномочном представителе Президента РФ по Центральному федеральному округу. Награжден орденами РПЦ св. кн. Даниила Московского 2-й степени (2008), прп. Сергия Радонежского 2-й степени, свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского; гос. орденом Дружбы, медалью «За заслуги перед землей Белгородской» 1-й степени. Решением Свящ. Синода от 7 июня 2012 г. назначен главой новообразованной Белгородской митрополии . 18 июля 2012 г. возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря пос. Чернянка Белгородской обл. Временно управлял Валуйской епархией с июня 2012 по ноябрь 2015.

http://pravenc.ru/text/469528.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010