1170. Пение всенощное на праздники Господския и Богородиц(кия) или нарочитому святому на линейных нотах, в четвертку, 199 лл., южно-русским полууставом начала XVIII в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 5, 6, 44, 130–167, 199; некоторые листы подклеены. Нескольких листов в рукописи не достает. 1171. Ирмологий на крюковых нотах , в восьмушку, без начала, 259 лл., полууставом XVII в., с заставкою (66) и с разрисованными буквами, без переплета; 63–65 листы без текста, но с помарками; 4-й лист порван с ущербом для текста. На 231 листе киноварная приписка полууставом: «Канон Богородице а написан во 189 (1681) году июля в 28 день». Состав: 1) стихиры на «Господи воззвах», стихиры «на стиховне», антифоны и Блаженны, поемые в неделю, восьми гласов и богородичны на дни седмицы восьми гласов (1–62 об.); рукопись начинается антифонами 1-го гласа; 2) ирмосы канонов восьми гласов (66–220); 3) трипеснцы на павечерницах во дни предпразднества Рождества Христова и Богоявления (220–227 об.); каноны: 4) из службы равноапостольной княгине Ольге (228–230); 5) молебный Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии (231–242 об.); 6) служба без канона Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (244–255 об.); 7) канон Богородичен господина Феофана и господина Иосифа (256–259 об.). 1172. Ирмологий на линейных нотах , в лист, без конца, 252 лл., полууставом XVIII в., без переплета; 250–252 листы порваны с ущербом для текста. Состав: 1) догматики, седальны, антифоны степенны и ирмосы канонов восьми гласов (1–200 об.); 2) подобны восьми гласов (201–208 об.); 3) праздничныя стихиры, задостойники, причастны и другия песнопения (209–252). В языке замечаются южно-русския особенности. 1173. Ирмологий на линейных нотах , без начала и конца, 222 л., юго-западно-русским полууставом XVIII в., с грубо нарисованными и раскрашенными заставками и большими буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 5–12, 221 и 222. На л. 76 об. запись: «Skonczyesie iarmoloy ten roku 1743 marca». Ha 206 л. приписка. «Сей ермолой раба божия Иоанна Покори от К. 1772».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В фонде Главного управления имперской безопасности имеется богатейшая информация о положении Русской Церкви на оккупированной территории СССР в трех группах сообщений представителей этого ведомства за 22 июня 1941 – 21 мая 1943 гг. (R 58/60, 214-225, 697-699). Указанный источник содержит не только информационные сводки, но и заявления православных священнослужителей в германские органы власти, порой копии важнейших церковных документов, например, акта объединения Украинских автокефальной и автономной Церквей от 8 октября 1942 г. Следует отметить также протокол беседы Гитлера с Розенбергом и рейхскомиссаром Э. Кохом о германской политике на Украине от 19 мая 1943 г. (R 58/1005), докладные записки о " русском вопросе " 1942 г., Украине 1940 г. (R 58/13, 37) и документы об особом обращении с восточными рабочими (R 58/243). Фонд Рейхсминистерства церковных дел содержит, прежде всего, материалы о положении приходов Русской Православной Церкви на территории Германии, однако с информативной целью министерство также получало различные сообщения и докладные записки о ситуации на оккупированной территории СССР, Центральной и Юго-Восточной Европы: в Греции (в том числе на Святой Горе Афон), Протекторате Богемия и Моравия (в Чехии), Болгарии, Румынии и Сербии. Они отложились главным образом в деле " Православная Церковь в новых рейхскомиссариатах Востока 1941–45 " (R 5101/22183). Это дело заканчивается важным документом от 29 января 1945 г., в котором говорится об указаниях, данных рейхслейтером Мартином Борманом германским средствам пропаганды в связи с избранием нового Московского Патриарха. Интересны и материалы о попытках создания Православного Богословского института в Бреслау или Берлине в деле " Православная Церковь за границей, 1936–39 " (R 5101/23173) или о религиозной ситуации на оккупированной территории Польши и Западной Белоруссии, 1939–41 гг. (R 5101/22181). В фонде Рейхсминистерства иностранных дел хранятся дела, содержащие донесения немецких посольств и уполномоченных МИД о религиозной ситуации в европейских странах. В двух подобных делах, в частности, имеются сведения о положении русских обителей на Святой Горе Афон (R 901). Кроме того, в Федеральном архиве отдельные акты, относящиеся к германской церковной политике на Востоке, содержатся в фондах Имперской канцелярии (R 43/II), Рейхсминистерства юстиции (R 22), Рейхсминистерства финансов (R 2), Внешнеполитической службы национал-социалистической германской рабочей партии (NS 43) и др.

http://religare.ru/2_94013.html

Вторую половину XVIII столетия можно назвать тяжелым временем для собора. В этот период луковичные главки заменили на вычурные «кувшинообразные», а проемы нижнего яруса колокольни наглухо заложили. Основные изменения коснулись статуса обители и церкви. В 1764 году, во время введения штатов, монастырь упразднили, и собор стал приходским храмом По свидетельству современников, спустя век он пришел в совершенно бедственное состояние: «…кирпичная кладка не везде достаточно прочна, паперть отходит от стены, колокольня … склонилась к северо-западу». Кроме этого, обветшала стенная роспись, и собор производил впечатление полной заброшенности В 1871 году его вновь приписали к монастырю, теперь уже Ризоположенскому. Кладку несколько укрепили, и выполнили новые росписи. В то время собор чаще называли Преподобенским (название появилось по одной версии в 1549 году, когда святую Евфросинию церковь прославила в лике преподобных; по второй – 1699 году – после обретения ее нетленных мощей) Архитектурные особенности Троицкого собора, и имена возводивших его зодчих заслуживают отдельного исследования. Здесь можно высказать только несколько предположений и наблюдений. Осложняет подробное изучение тот факт, что судить об облике храма мы сейчас вынуждены только по нескольким фотографиям и рисункам. Несколько черно-белых снимков можно найти в изданиях середины-конца XIX века, и три цветных фотографии 1912 года сохранились в архиве С.М. Прокудина-Горского . Они передают редкую красоту церкви , но недостаточно детальны для изучения характерных элементов его декора. Все же некоторые наблюдения можно сделать даже на их основании. Первым (и одним из немногих), кто составил детальное описание Троицкого собора, был Василий Тимофеевич Георгиевский Он обратил внимание на гармоничный синтез особенностей декора и конструкции храма, присущих московской, ярославской и суздальской архитектуре. Новые данные позволяют несколько уточнить приведенные им сопоставления. По своей композиции Троицкий собор представлял собой высокий двухэтажный четверик, увенчанный изящным пятиглавием. С севера, юга и запада его окружала закрытая галерея, в юго-западном углу которой была расположена шатровая колокольня. Храм не отапливался. В нижней его части находился престол Успения Пресвятой Богородицы, в верхней – Святой Троицы. В южной галерее, в более позднее время, освятили престол Печерской иконы Божией Матери, северную использовали в качестве ризницы, в западной устроили трапезную палату. Под храмом в древности находились пять палаток «для хранения рухляди»

http://sobory.ru/article/?object=39840

Только, кажется, автор выразился слишком сильно, говоря о кассации или уничтожении канонизации. В приговоре Иоакимовского собора 7185 г. (1677) (копию со списка деяний этого собора я имел случай видеть в Московском архиве министерства юстиции) выражена скорее мысль, что это решение не окончательное, а временное, впредь «до великого собора» и «до подлинного извещения, егда аще чим впредь Бог объявит и утвердит». «Великий собор» был созван, говорит проф. Голубинский (стр.165), Иоакимом 1 января 1678 г. Но так как на этом соборе были лишь повторены доводы предшествующего собора, и никакого нового «подлинного извещения» к этому времени не произошло, то правильнее, было бы думать, что вопрос остался in suspenso. Тою же церковною политикою объясняется и низведение преподобного Евфросина в разряд, местных святых: житие его (конечно не самим преподобным написанное) было составлено так, что служило аргументом в пользу раскольнической сугубой аллилуйи. В этом же четвёртом отделе ведётся особая речь о киевских святых. В течение 227 лет (1458–1685) киевская Русь составляла из себя особую церковь , отделённую от московской, и имела своих святых, которые не были почитаемы в Московской Руси, почитавшей лишь древних, весьма немногих киевских святых (Бориса и Глеба, Антония и Феодосия печерских , великого князя Владимира и великую княгиню Ольгу). Не ранее, как в 1762 г., был издан св. синодом указ, которым дозволялось вносить киевских святых в общие «Московские» месяцесловы и службы их печатать в месячных минеях. Под киевскими святыми разумеются, во-первых, святые Киево-Печерской лавры и, во-вторых, святые Киевской или юго-западной Руси. Говоря о Киево-Печерских святых, автор даёт алфавитные списки святых, мощи которых почивают в обеих пещерах – ближней и дальней. Между святыми, почивающими в пещерах, нет таких, мощи которых находились бы под спудом, за исключением самих преподобных Антония и Феодосия, из которых мощи первого не были открываемы, а мощи второго были сокрыты в нашествие монголов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Южную сторону холма, на котором находится Град Давидов, огибает другой глубокий овраг – Гинном (Геенна Огненная), приток Кедрона. Гинномский овраг определял южную и юго-восточную границы Иерусалима до второй половины XIX в. По центру Старого Города проходит еще один овраг – Тиропейон (это греческое название переводится как «долина сыроваров»). Русло Тиропейона делит город на восточную и западную части. Овраг проходит через Дамасские ворота, рассекает Старый Город пополам с севера на юг – вдоль улицы Эль-Вад (что по-арабски и означает «ущелье»), оставляет Старый Город, проходя через Навозные (или Мусорные) ворота, вдоль Храмовой горы и Города Давида, и впадает, наконец, в Кедрон – чуть севернее его слияния с Геенной. В период ранней истории Иерусалима долина Тиропейон образовывала естественную преграду от нападения с запада. Вдоль нее шли: в самой южной и древней части – западная стена Града Давидова, затем западная стена Храма (ее сохранившейся частью является Стена Плача), наконец, западная стена крепости Антония – на севере. Позднее, с расширением города в западном направлении, ее перекрыли мостом, соединившим восточный и западный берега оврага. Остатки моста известны теперь как арка Вильсона. Не все из древних оврагов и лощин различимы сегодня на всем своем протяжении, многие со временем сгладились, почти сровнялись с холмами, уклон других незаметен за густой исторической постройкой. Но рельеф древнего Иерусалима, с его вершинами и низинами, позволяет наглядно объяснить историю города. Город трех тысячелетий: летопись Иерусалима До Рождества Христова: 3000 г. – первые археологические данные о существовании населенного пункта на месте Иерусалима. 1400–1300 гг. – город Урасалим фигурирует в документах, найденных в архиве Тель аль-Амарны, столицы Эхнатона. 1000–1004 гг. – Давид овладевает городом иевусеев и делает его столицей своего царства. 990 г. – Соломон строит Храм. 930 г. – раздел древнего царства. Иерусалим становится столицей Иудейского царства. 701 г. – Иерусалим осаждают войска ассирийского царя Сеннахерима, но не овладевают городом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Затронут вопрос и о месте русских наемников в военном корпусе Византии по афонским актам. Наконец, обращено внимание на афонские материалы о Руси при изучении ремесел и торговли, прикладного искусства, руссковизантийских культурных связей. Вместе с тем приходится констатировать до сих пор неполноту использования сведений актов Афона по интересующей нас теме: ряд важных источников не привлекался. На сегодняшний день представляется устаревшей и источниковедческая база многих работ; за последние годы значительно расширился круг введенных в научный оборот источников, исправлены ошибки старых публикаций, переизданы с существенными изменениями и дополнениями целые архивы. Все это должно отразиться и на изучении освещения в византийских памятниках истории народов Руси, Северного Кавказа и Причерноморья. Несмотря на разнообразие в последние десятилетия тематики исследований по материалам афонских актов, из сюжетов, связанных с историей Руси, разработан лишь вопрос о Русском монастыре, причем главным образом по давно изданным актам этого же монастыря. Русский монастырь св. Пантелеймона 426 Русский монастырь св. Пантелеймона, раскинувшийся на побережье в центре юго-западной части полуострова, является одним из крупнейших на Афоне. Но его история восходит к двум другим святогорским обителям: Пресвятой Богородицы Ксилурга («Древодела») и «Фессалоникийца» (Солунца). Библиотека монастыря имеет около 1320 греческих и до 600 славянских рукописей (из них до XIX в. ок. 120), а также свыше 20 тысяч книжных изданий, как русских, так и греческих. Хранящиеся в монастырском архиве акты византийской эпохи – 23 греческих и 15 сербских – относятся ко времени между 1030 г. (Акт. Рос. 1) и 1430 г. (Акт. Рос. 20). Среди греческих грамот имеются как императорские хрисовулы – Андроника II Палеолога 1311г. (Акт. Рос. 10) и Иоанна V Палеолога 1353 г. (Акт. Рос. 11), простагма императора Мануила II Палеолога 1406 г. (Акт. Рос. 16), так и подробная опись монастырского имущества обители Ксилурга 1142 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нет листов между 4 и 5 листами и в конце рукописи. На полях внизу листов 14–38 приписка юго-западною скорописью: «Року Божого 1665 месяца септебрия дни 13 сию книгу рекомую апостол одменил раб Божии Данило Жупаненко за который дал зол. 7 и придал его во храм преподобной великомученице Парасковее в месте Гайсине в державе Уманской за отпущение грехов своих и отца своего Лаврена и матки своей Ориние яко теж и жони своей Катерины и всех родичов своих кто тилко будет на нем читати прошу ... Господа Бога письмо святое в нем читаючи и тож о свое спасение заробляючи и о отпущение грехов. Ажо бы мел сию книгу оддалити од храму преподобной мученице люб узяти люб продати люб даровати таковый нехай будет проклягь анафема а на страшном суде пред нелицемерным Судиею зо мною справится. Богу во Троици Единому нехай будет хвала во веки аминь». Тексту апостольских чтений предшествуют статьи: 1) Описание лет по навращени святаго апостола Павла изъявляющи время всех путий его и откуду посланиа своя писаше (1 об.–3); 2) Избрание святых седмидесяти апостол Дорофея епископа Тирска мужа древня и богоносна и мученика бывша во время Ликиниана и Константина царей (3 об.–6); 3) о чудесех святых апостол еже есть в деаниих (6 об.–7); 4) надписание начаток апостольских деяний (7 об.–11). 98. Апостол-апракос , в лист, неполный, 253 л., полууставом XVII в., с разрисованными буквами, в порванном дощатом с кожею переплете, разбит; многие листы порваны, иногда с ущербом для текста. Нет листов между листами: 7 и 8, 9 и 10, 81 и 82, 103 и 104, 110 и 111, 116 и 117, 124 и 125, 130 и 131, 146 и 147, 151 и 152, 187 и 188, 215 и 216, 226 и 227, 242 и 243. На полях внизу листов 1–13 приписка скорописыо: «Апостол от церкви Преображения Господня что на реке Анужу (?) отобрано в консисторию Вологодской епархии». 99. Апостол , в лист, без конца, 210 лл., полууставом южнорусского письма XVIII в., с грубыми черными заставками, от кожаного переплета осталась только верхняя доска. На л. 198 об. запись: «Конец книги сея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В двух подобных делах, в частности, имеются сведения о положении русских обителей на Святой Горе Афон (R 901). В фонде Главного управления имперской безопасности имеется богатая информация о положении Русской Православной Церкви на оккупированной территории Восточной Европы (R 58). Фонд Рейхсминистерства церковных дел содержит, прежде всего, материалы о положении приходов Русской Православной Церкви на территории Германии, однако с информативной целью министерство также получало различные сообщения и докладные записки о религиозной ситуации на оккупированной территории СССР и на Балканах. Таким образом, в этом фонде отложились дела, содержащие информацию о Православных Церквах в Греции, в том числе на Святой Горе Афон (R 5101). Кроме того, в Федеральном архиве отдельные акты, относящиеся к германской церковной политике на Юго-Востоке Европы, содержатся в фондах Имперской канцелярии (R 43/II), Рейхсминистерства юстиции (R 22), Рейхсминистерства финансов (R 2), Внешнеполитической службы национал-социалистической германской рабочей партии (NS 43) и др. Очень ценным архивохранилищем является Политический архив Министерства иностранных дел в Бонне (Politisches Archiv des Auswärtigen Amts Bonn – АА), где хранятся десятки дел с аналитическими записками, отчетами, письмами, телеграммами немецких дипломатических служб о религиозной ситуации в странах Восточной и Центральной Европы, в том числе в Греции (Inland I-D, 4740–4742, 4797–4800 и др.). В архиве Института современной истории в Мюнхене (Institut für Zeitgeschichte München – IfZ) сведения о церковной ситуации в оккупированной Греции содержатся в материалах немецкого военного командования (MA 1039), Главного управления имперской безопасности (МА 447, 558, Fa 231/3) и Внешнеполитической службы «Восток» (МА 128). С помощью греческих исследователей автору удалось посмотреть хранящиеся в Историческом архиве Священного Синода Элладской Православной Церкви (Historical Archives of the Holy Synod of the Greek Church – HAHS) в Афинах материалы Синода этой Церкви за годы Второй мировой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также следует отметить Федеральный военный архив во Фрейбурге (Bundesarchiv-Militärarchiv Freiburg – BA-MA), материалы которого позволяют исследовать церковную политику военной администрации на оккупированных территориях СССР и Юго-Восточной Европы. В фонде командующих армейскими тыловыми областями хранятся указы, определившие отношение к Русской Православной Церкви военнослужащих вермахта, деятельность в этой области военной администрации и армейских отделов пропаганды (RH 22). Материалы Верховного командования армии (ОКХ)/Генерального штаба армии свидетельствуют об определенном внимании, которое ОКХ уделяло церковной проблеме в России (RH 2). В фонде Верховного командования вермахта (ОКВ) привлекают внимание доклады, отчеты, информационные записки отделов пропаганды при командующих армейскими тыловыми областями, содержащие информацию о деятельности различных конфессий на оккупированной территории СССР, а также русской эмигрантской организации НТС в Смоленске (RW 4). Наконец, необходимо упомянуть дело «Вербовка в армию Власова, 1944–1945», в котором говорится о душепопечении пленных советских солдат и офицеров, хранящееся в фонде лагерей военнопленных, рабочих и строительных команд военнопленных (PH 49). В архиве Института современной истории в Мюнхене (Institut für Zeitgeschichte München – IfZ) так же, как и в Федеральном архиве Берлина, имеется фонд Рейхсминистерства занятых восточных территорий. Он меньше по объему, но содержит много важных документов, отсутствующих в Берлине. Определенную ценность в этом плане представляет большая их подборка, рассказывающая о германской политике по отношению к Русской Церкви в Прибалтике и на Северо-Западе России, в том числе об участии православных священнослужителей во «власовской акции»  в 1943 г. (МА 794, 795, 797). Есть отдельные подобные материалы и в других делах Рейхсминистерства занятых восточных территорий, дающих больше сведений о душепопечении военнопленных или деятельности генерала А. Власова (МА 246, 540, 541, 546). Судьба власовского движения, в котором участвовали и православные священники, прослеживается также в документах ОКХ (МА 143) и Рейхсминистерства пропаганды (МА 26/1-2). О положении русской церковной эмиграции в Хорватии и Сербии и других странах Восточной Европы говорится в материалах немецкого военного командования (MA 1039), Главного управления имперской безопасности (МА 447, 558, Fa 231/3) и Внешнеполитической службы «Восток» (МА 128).

http://bogoslov.ru/article/4819900

Это письмо Никифора напечатано в книге: Ekthesis. S. 9–10 Никифор называет себя в письме посланным от Царегр. патриарха Иеремии, не зная, конечно, что Иеремия во время его долговременного отсутствия из Царьграда скончался еще в 1594 г. Чрез несколько времени Никифор назывался уже посланным от патриарха Гавриила, которого и приказал поминать в церквах Литовской митрополии (А. З. Р. 4. 106, 111 О Брестском Соборе сохранились современные известия как православных, так и латинян. К известиям первого рода относятся: 1) Синодальный универсал, писанный и подписанный 9 окт. 1596 г. православными, присутствовавшими на Брестском Соборе (Архив Юго-Запад. России. Ч. 1. Т. 1. 123. С. 518–532 Апокрис. С. 15–24 2) Ekthesis, albo krˆotkie zebranie spraw, ktˆore siê dzia³y na partykularnym, to jest, pomiastnym synodzie w Brzˆesciu Litewskim, w Krakowie, 1597 3) Вестовые повестки неизвестных лиц о происшествиях на Брестском Соборе (А. З. Р. 4. 106 4) Перестрога, напис. львовским священником, бывшим на Брестском Соборе (А. З. Р. 4. 149. С. 214–216 Латинянами издано только одно сочинение иезуита Скарги: Synod Brzeski, w Krakowie, 1597 (перепечатано целиком в издании Апокрисиса. Киев, 1870. С. 401–451 Против этого сочинения Скарги издана православными книга «Апокрисис» в 1597 г. а против Апокрисиса издана латинянами, или униатами, книга «Антиррисис» в 1600 г. Православные, бывшие на Брестском Соборе, перечислены и в Синодальном универсале (с. 528–530 в означенном Архиве и еще подробнее в Ектезисе (с. 20–22, 32–33 А находившиеся на стороне униатской упоминаются в А. З. Р. 4. 103 и у Скарги «Synod Brzeski» (с. 401 и в Апокрисисе По вестовым повесткам неизвестных, на Брестском Соборе присутствовало 106 русских пресвитеров (А. З. Р. 4. С. 146 а по Ектезису — более 200 (s. 33 Апокрисис. С. 134 Антиррис. С. 147 Синодал. универсал — в Апокрис. С. 16 в Архиве. С. 520 Ekthesis. S. 3 Antirrisis. S. 149 Автор Перестроги пишет, что он сам был в числе послов к митрополиту Рагозе и что митрополит будто бы сказал им: «Я не отступаю от православия и от пастыря, который меня в мой сан посвятил, и приду к вам, и хочу с вами радеть о том, и готов чинить то, что Бог всем нам и послам патриаршим на сердце положит», но в следующую ночь отступники до того уговорили митрополита, что он на другой день уже пристал к ним (А. З. Р. 4. С. 214 Такой ответ митрополита послам другими свидетельствами не подтверждается.

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010