А.И. Никольский Чины 953. Чин литургии Иоанна Златоустаг о , в лист, 16 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. На 16 листе отрывок из службы заупокойной, писанный полууставом XIX в. 954. Чин таинства брака , в четвертку, 10 лл., скорописью XVIII в., в цветной бумажной обложке, 1 и 10 листы без текста, 955. Чин елеосвящения , в четвертку, без начала н конца, 72 л., полууставом XVII в., в кожаном переплете; 71 и 72 листы порваны с ущербом для текста. Чин тот же, что и в единоверческом Потребнике московской печати 1877 года. 956. Чин крещения, в восьмушку, 16 лл., полууставом XVIII в., в двух бумажных обложках; на одной из них помета: «Указ о крещении из дома крестьянина дер(евни) Лахты Афанасия Тимофеева. 345. 7 июня 1855 г.; к 6587 пред. от 13 ноября 1854 г.; выписка 22 декабря 1854 г. к 1062». Чин совершенно отличный от изданнаго в единоверческом Потребнике московской печати 1877 года. 957. Чин крещения , в четвертку, 18 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете; 15–18 листы чистые. На 1-м листе помета: 13–22, 10 июня 1855 г.». Из заглавия, сделаннаго киноварью на 2 листе, видно, что этот чин выписан из Большого Потребника, напечатанного при московском патриархе Иоасафе. 958. Чин исповедания , в восьмушку, 137 лл., юго-западно-русским полууставом XVII в., с черною наклеенною заставкою, в дощатом с кожею и металлическими застежками переплете. Чистые листы: 2а и ненумерованный в начале рукописи. Состав: 1) оглавление (1–2 об.); 2) кающемуся чителнику наука (3–8 об.). Начало: «Преблагий и всемилостивый Бог , иже не хощет смерти грешнаго, но хощет всем спастися»; 3) молитва идучи до исповеди (9–12): «О, предвечный владыко, милосердия отче и всякия утехи Боже»; 4) молитва по исповеди (12–14 об.): «Слава тебе Господи, слава тебе царю, слава тебе святый Творче»; 5) часть первая. Рахованя своей совести, в которой припоминается, яковым способом выступует человек против Богу и ближнему и самому себе напред (15–23 об.); 6) часть вторая, в которой ся припоминает, як человек грешит против десяти приказаний Божиих (23 об.–38 об.); 7) часть третья. О еедми грехах смертных и прочиих грехах, которие ся от них родят, а напред о гордости всех грехов царицы (38 об.–123 об.); 8) выводы короткие през подобенства каждому человеку купонятю снадные як то есть речь пожитечьная часто споведатись (123 об.– 131 об.). Начало: «Который долго отволокает споведатися грехов своих»; 9) замкнение (131 об.–133 об.). Начало: «О тое над все ключися старатися нает, абы злобие голубинное могл мети безжадной просады»; 10) последование о избавлении злых помыслов (134–135); 11) правило внегда случится кому искуситися во сне до действу диаволю (135–137). Статьи 10-я и 11-я на церковно-славянском языке, прочия на книжном юго-западно-русском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV. В правление Киево-Печерским монастырем архимандрита Елисея Плетенецкого, келарь однажды донес ему, что ежедневно в монастыре расходуется весьма много хлеба. Удивившись столь великому расходу, архимандрит зашел однажды в келарню, чтобы видеть, кто так много истребляет хлеба монастырского. Увидев очень много нищих, там собравшихся, он сильно рассердился, так как между ними он заметил много совершенно здоровых и сильных, и стал изгонять их из келарни, приказав в тоже время всем больным и увечным выдавать хлеб и пищу. Но едва он успел возвратиться в свою келью, как ему донесли, что выпал столь сильный град, что все монастырские посевы окончательно выбиты и смешаны с землей, между тем как посевы всех других остались невредимыми. Старец архимандрит увидел в этом наказание Божие за его поступок с питавшимися на монастырской келарне и отдал приказание на будущее время никому не возбранять питаться от монастырских избытков. После этого случая всякий раз, когда только приходил к нему келарь с заявлением, что у него нет того или другого для просящих, архимандрит обыкновенно говорил: «Подай, злый рабе, требующим; обитель святая никогда не оскудеет» (из собственноручных записок П. Могилы, напечатан. на юго-западном наречии в «Архиве юго-зап. Руси»). V. Подобный же случай имел место в Дионисиатском афонском монастыре, где был обычай в некоторые праздники давать хлеб нищим. Но в 1690 г. братия монастыря, собрав мало пшеницы и опасаясь голода, отказала в обычном подаянии нуждающимся. На другой же день после такого отказа случился пожар, который истребил дотла житницы и весь монастырь. Братия ясно увидела, что за скупость ее Бог послал страшное наказание и с тех пор, хотя бы и мало хлеба имели в своем распоряжении, всегда подавали просящим и никогда не испытывали недостатка, ибо милосердствующий к нищему Бог в заем дает и рука дающая никогда не оскудевает 119 (оттуда же). 12. Примеры милосердия телесного (дела милости телесной) I. Питание алчущего. Представим здесь несколько примеров благотворительности русских подвижников во время голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Для понимания, каким было это здание изначально, требуется тщательное натурное исследование снаружи и внутри, которого часовня вне всякого сомнения заслуживает. Уже сейчас можно сказать, что с запада поздней пристройке соответствовала какая-то более ранняя. Самый нижний венец выглядит старше и, возможно, был частью какого-то гульбища или галереи. Также ничего пока нельзя сказать о первоначальных пропорциях здания, опускалось ли оно или нет - подрубок, во всяком случае, не видно. Великолепный брус, из которого сложена эта часовня, и тип рубки с гладкой отеской углов позволяют отнести ее постройку безусловно к XVIII веку, но когда точнее, сложно судить. Во всяком случае, вся ее главная строительная история уместилась во времена до середины XIX века. Ни одного специального дела о времени постройки или перестройки часовни в архиве церкви в Мичкове (в ГАТО), к которой она была приписана, нет. Часовня стоит на белокаменных отесанных блоках, могущих, в принципе, относиться ко 2 половине XVIII века, но они могли быть добавлены и позже. В любом случае, перед нами незаурядный заказ и дорогая профессиональная плотницкая работа. Еще одна достопримечательность этого здания - кровельный тес, также очень дорогой и качественный, появившийся около середины XIX века. Для прочности он был выкрашен суриком (в тот же цвет был окрашен и калеваный тес обшивки (на кованых гвоздях), что еще заметно по следам окраски с северной стороны. Два угла - юго-западный у пристройки и бывший северо-западный у старого основного объема остались без покрытия и быстро разрушаются. Но спасти их еще возможно. Часовня охраняется силами местных жителей, поддерживающих вокруг нее порядок, выкашивающих траву и следящих за чистотой. Но на полноценный ремонт сил у них нет, не говоря уже о том, чтобы провести здесь реставрационные работы. Здание часовни является выявленным памятником. http://tversvod.ru/page465/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=49049

4 братских кельи в северной стене монастырской ограды, построены также в непрерывной связи и имеют лицевой длины 11, а ширины 4 сажени. К северной и западной стене монастырской ограды примыкает довольно поместительная братская трапеза и две кухни: одна братская, другая Архиерейская. Одноэтажный дом сей, в коем помещаются трапеза и означенные кухни, имеет лицевой длины 8, ширины 4 сажени. Близ южной стены ограды выстроены два деревянные ледника. К юго-западной стене ограды устроена каменная баня. За западной стеной монастырской ограды находится конюшенный и скотный двор; обнесен с 3 сторон деревянным забором, пристроен к западной стене ограды; при нем строения: 1) деревянный выштукатуренный, небольшой дом для монастырской прислуги; 2) сарай каретный; 3) сарай для рогатого скота; 4) конюшня о 6 стойлах; 5) небольшой анбар, 6) навесный сарай для складки дров. Список настоятелей По недостатку исторических актов в Архиве Астраханской Духовной Консистории, или записей и древних синодиков в монастыре, нет никакой возможности представить список настоятелей до 1767-го года; с сего только времени хранятся указы в Покровском монастыре, служащие единственным источником к составлению сведения, но крайней мере, об именах настоятелей, ряд коих из сих, не всегда полных, источников трудно изобразить в непрерывной связи и последовательности со всею точностью. Необходимо должно ограничиться особенно в начале простою переченью Настоятелей. В указах Астраханской Д. Консистории упоминаются по порядку времени Строители: С 1767 года по 1771 год Иеромонах Митрофан. С 1771 по 1774 год Иеромонах Порфирий. С 1774 по 1777 год Иеромонах Пахомий. С 1777 по 1780 год Архиерейского дома Эконом Иеромонах Иларий. С 1780 по 1783 Архиерейского дома Смотритель Иеромонах Арсений. С 1783 по 1785 Архиерейского дома Эконом Иеромонах Владимир. С 1785 но 1789 Наместник Иеромонах Константин. В 1789 и 1790 упоминается в указах Иеромонах Иннокентий. При сем Строителе произведены, по благословению Преосвященного Никифора, внутри и вне Покровской церкви разные починки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Продолжалась война на Кавказе. 25 марта 1845 г. в Тифлис прибыл новый главнокомандующий граф Михаил Семенович Воронцов. В июне он двинулся с большим отрядом в Андию и затем – в резиденцию Шамиля, Дарго. Аул этот был разрушен, но отряд оказался окруженным Шамилем. С огромными трудностями, понеся большие потери, Воронцов должен был отступить. Брат Цесаревны Марии Александровны, принц Александр Гессенский, участвовавший во взятии Дарго, описывает, в каком отчаянном положении оказался отряд, спасенный только подошедшими подкреплениями. С 1846 г. на левом фланге было приступлено к упрочению власти в занятых уже местах, возведением новых укреплений и казачьих станиц и к подготовке дальнейшего продвижения вглубь чеченских лесов посредством вырубки широких просек. В среднем Дагестане князь Бебутов достиг совершенного успокоения Кумыкской плоскости и предгорий. В ноябре отбито было на черноморской береговой линии отчаянное нападение, которое убыхи произвели на Головинский форт. В 1847 г. продолжались военные действия на Кавказе. Князь Воронцов осаждал Гергебиль, но должен был, вследствие распространившейся в войсках холеры, отступить. В мае при ауле Чардалы были совершенно разбиты полчища Даниель-бека. В сентябре занят был укрепленный аул Салты. В том же году началось введение в Юго-Западном крае инвентарей, значительно улучшивших положение тамошнего крестьянства стеснением произвола помещиков, в значительной части поляков. Много потрудился над этим делом Киевский, Подольский и Волынский генерал-губернатор Д. Г. Бибиков. Как отмечает П. Бартенев в редактировавшемся им «Русском архиве» (1897), Император Николай I желал ввести их и в Северо-Западном крае, но польские помещики, еще при его жизни, прислали в Петербург депутацию для противодействия этому. Поддержку они встретили у Наследника, Великого Князя Александра Николаевича. Бартенев приводит письмо А. О. Смирновой, написанное в апреле 1855 г., в котором она, описывая встречу у вдовствующей Императрицы Александры Феодоровны в Аничковом дворце с Великим Князем Константином Николаевичем, пишет: «Он (Великий Князь) говорил о назначениях моего мужа, о Бибикове, о Блудове и сказал: «Ведь они за инвентари и, кажется, ваш супруг на этот счет мнения Бибикова и Блудова?» Я отвечала: «Да и Вы также, Ваше Высочество». Он продолжал: «Ведь это подготовит волю, ведь вы знаете, что на смертном одре Государь взял слово с брата. Дай Бог кончить войну, а потом начнется другое дело. Я знаю, что вы за это стоите " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Как известно, разорители церковного единства в отношении одновременного празднования всей полнотой православного мира «старостильной» пасхалии, как и общающиеся с ними, должны (согласно церковным канонам) всегда караться преданием анафеме. И потому, если с первым нарушением традиционного хода церковной жизни валаамские иноки, дорожившие чистотой Православия и действительно полностью верные православным канонам, еще как-то могли примириться, то со вторым – никогда! И показательно, что даже перед лицом всевозможных преследований со стороны финских церковных (обновленческих) и светских властей – в том числе преследований даже полицейски-тюремного свойства! – именно старец Михаил вместе с рядом наиболее принципиально настроенных и трезвенно мысливших монахов-содругов выступил в тот период вполне сознательным, последовательным защитником и подлинным исповедником Вселенского Православия. «Всех люблю – всех бегу..». Жизнеописание иеросхимонаха Михаила, великого старца Валаамского и Псково-Печерского. Детство и годы юности. поиски воли Божией В хранящейся в архиве Псково-Печерской обители краткой «Автобиографии» иеросхимонаха Михаила всего несколько слов о его происхождении: «Родился в 1877 году в городе Двинске в Латвии. Родители: отец – Иван Иванович, мать – Магдалина. Отец был православный, мать – католического вероисповедания. Я же сразу был крещен и всю жизнь сохранял верность святому Православию». Судя по фамилии – Питкевич, старец Михаил был родом, скорее всего, из белорусской семьи, проживавшей в маленьком городке (ныне его название – Даугавпилс) на берегу реки Западной Двины, или Даугавы, в юго-западной части Латвии – Латгалии, где население всегда было весьма смешанным не только в этническом отношении (тут жили и латыши-латгальцы, и поляки, и русские, и белорусы), но и в вероисповедном. Тогда, во второй половине XIX века, здесь соседствовали лютеране, католики, православные и немалое число старообрядцев самых разных староверческих согласий. Более подробные сведения о времени, месте рождения и детских годах будущего старца сообщает нам в своих записках монахиня Мария (Стахович), которая, начиная их, пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Настоящее издание приоткрывает неизвестные ранее страницы Афонского периода жития старца Иоанна Вишенского и является плодом кропотливых трудов автора в архивах Афонских монастырей, в том числе, и Русской обители на Афоне. Мне очень отрадно осознавать, что свой подвижнический путь на Афоне монах Иоанн начал в Русском Свято-Пантелеимоновом Нагорном монастыре (Старом Русике). Здесь он приобрел свой первый монашеский опыт, духовно закалился в повседневном монашеском святоотеческом послушании. Как убедительно доказал С. Шумило, близкие духовные отношения связывали о. Иоанна с игуменами нашей обители – архимандритами Матфеем и Киприаном Русином, более известным в истории как Киприан Острожанин. Оба они, по особому смотрению Промысла Божия, стали сподвижниками о. Иоанна в борьбе с унией. Скорее всего, именно игумен Матфей помог Иоанну Вишенскому, с которым они познакомились у князя Константина Острожского во время пребывания о. Матфея на Руси в 1590–1592 годы, прибыть на Святую Гору Афон. Возможно, что в Русском монастыре на Афоне о. Иоанн принял монашеский постриг от руки игумена Матфея. Здесь началась его полемическая деятельность. В архиве нашего монастыря сохранилось послание Иоанна Вишенского «Зачапка мудраго латынника с глупым Русином» (1608–1609), переписанное в XIX веке с более древней рукописи. Впоследствии игумен Матфей, часто бывавший в Юго-Западной Руси и хорошо знакомый с состоянием церковных дел в этом крае, был призван Александрийским патриархом святителем Мелетием (Пигасом), являвшимся в то время местоблюстителем Константинопольского патриаршего престола, для участия в контр-униатском православном Соборе в Бресте в 1596 году. Скорее всего, именно он порекомендовал святителю привлечь к полемической борьбе с униатством монаха Иоанна, указав на его образованность и индивидуальные полемические способности. По благословению патриарха о. Иоанн начинает составлять свои знаменитые послания. В 1598 году послание о. Иоанна «От святое Аеонское горы скитствующих», в составлении которого, возможно, участвовал и игумен Матфей, было издано вместе с посланиями самого святителя Мелетия. Примечательно, что переводчиком на упомянутом контр-униатском Соборе был другой сподвижник Иоанна Вишенского, будущий игумен Русика Киприан Острожанин. Возможно, что на этом Соборе состоялось его первое знакомство с Игуменом Матфеем. Со временем Киприян Острожанин стал одним из приемников игумена Матфея в качестве настоятеля Русского монастыря на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От построенного в 1582 г. князем Константином Константиновичем Св.-Троицкого монастыря не осталось никаких следов. Впоследствии здесь было три католических монастыря: кармелитский, иезуитский и капуцинский. В зданиях бывшего капуцинского монастыря с 1865 года помещается женское училище имени графа Д.Н. Блудова, основанное его дочерью – Антониной Дмитриевной, с целью воспитания молодого поколения в православном и русском духе. От кармелитского монастыря не сохранилось до наших дней даже фундамента. На истории иезуитского монастыря мы немного остановимся. Об иезуитском монастыре и его дальнейшей судьбе мы можем сообщить некоторые данные, извлеченные главным образом из дел бывшего Острожского Преображенского монастыря, хранящихся в настоящее время в архиве Братства имени князей Острожских. Иезуиты появились в Остроге в 1612 году, при князе Януше Острожском 99 ; этот окатоличенный князь намеревался устроить в Остроге коллегиум для иезуитов, но смерть помешала ему осуществить это предприятие. 100 Исполнительницей предначертаний кн. Януша явилась его племянница (дочь кн. Александра Константиновича) Анна, совращенная в католичество иезуитами и принявшая имя Алоизы. Овдовев скоро после замужества с Яном-Карлом Ходкевичем, гетманом великого княжества Литовского, Анна-Алоиза решила посвятить себя религиозно-благотворительной деятельности. Как ревностная поклонница иезуитов, она всей душой стремилась к насаждению в Остроге католичества; распространение его она вменяла себе в обязанность, осуществить которую могла при по- —85— мощи иезуитов, поручив им воспитание молодого поколения. 101 С этой целью в 1624 году в Остроге был учрежден иезуитский коллегиум, и произведена закладка особого здания для него («кляштора») – на низменной площади при Гнилом заливе р. Вилии. В 1635 году здание иезуитского монастыря или так называемого кляштора было сооружено. 102 Оно представляло собою продолговатый четырехугольник, образованный костелом и двухэтажными корпусами. Костел занимал юго-западный угол монастыря, примыкавший к городской торговой площади.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

46 См. Киприан, архим. Дореволюционное русское духовенство за границей. (Экуменизм до экуменического движения). – Православная мысль, вып. XI. Париж, 1957, с. 114−116. 47 Письмо настоятеля русской посольской церкви в Париже прот. И. Васильева к Нантскому епископу Жакмэ. 12 марта 1861 г. ХЧ, 1861, I, с. 425. 52 Ловягин Е. И. Литургия галльская и испано-готфская. ХЧ, 1877, ч. II, с. 66−85; Литургия галликанская. Там же, с. 86−115; Литургия мозарабская. Там же, с. 115−158; Литургия медиоланская. ХЧ, 1878, ч. I, с. 3−43; Западно-римские литургии: римская литургия по сакраментарию папы Геласия I. Там же, с. 44−70; литургия по сакраментарию папы Григория Великого . Там же, с. 71−96; литургия римско-католическая. Там же, с. 97−140. 54 См. ЦВ, 1875, 35, с. 6−8; 36, с. 18−22; 37, с. 5−7. Издана отдельно: Кохомский С. В. Учение древней Церкви об исхождении Св. Духа. СПб., 1875. 56 Данная работа сохранилась в рукописном архиве СПбДА. См. Опись фонда курсовых и семестровых сочинений студентов СПбДА и С в период с 1809 по 1918 г. 91, 1911. ГПБ, ф. 194, оп. 1, 121 л. 66 Янышев И. Л., прот. Новые официальные и другие данные для суждения о вере старокатоликов. (Ответ Роттердамской комиссии на мнение С.-Петербургской и ответ «Международного богословского обозрения» проф. А. Ф. Гусеву .) Оттиск из ЦВ за 1902 г. СПб., 1902, с. 8. 73 Велеград – городок на юго-востоке Моравии. По преданию, на месте Велеграда стояла некогда главная крепость Великоморавского царства, место пребывания князей Ростислава и Святополка и просветителей славян – святых Кирилла и Мефодия, причем, по преданию, Мефодий был здесь и погребен. В 1885 г. здесь торжественно праздновалось 1000-летие славянских апостолов – святых Кирилла и Мефодия (прим. авт.). 77 Papal Rome and Orthodox East. The Cristian East, 1923, nov. IV, 4, p. 180−186; Rome, Orthodoxy and Reunion. Там же, 1923, may, IV, 2, p. 26−83. 79 См. его магистерское сочинение «Православие. Мир. Экумена». Ч. 3. ЛДА, 1970, машинопись, с. 398−414. 89 Речь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима перед защитой магистерской диссертации. ЖМП, 1970, 7, с. 74.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

К достопримечательностям обители можно отнести сохраняющиеся в монастырском архиве грамоты царей: Василия III, Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, Алексея Михайловича, Петра Великого и других правителей земли Русской. Здесь же хранятся две купчие записи основателя монастыря игумена Даниила, от начала XVI столетия, рукописное Евангелие 1521 года и несколько древних актов XVII века. К монастырским учреждениям относятся: церковно-приходская школа и странноприимный дом для паломников. Ежегодно Данилевский монастырь посещает до 5.000 человек паломников. Обителью управляет архимандрит. Проезд в монастырь совершается по железной дороге до станции Берендеево Московско-Ярославской железной дороги. Монастырь расположен в 21 версте от этой станции. Покровский монастырь во Владимирском уезде. Эта обитель находится в 1,5 верстах от Боголюбовской, на юго-востоке от этого монастыря. Покровская обитель живописно расположена при впадении реки Нерли в Клязьму. Основан этот монастырь почти в одно время с Боголюбовским. Сначала Покровская обитель была женской, а впоследствии преобразована в мужскую. Храмов в обители два. Более замечательным из них является церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм этот знаменит своей древностью. Построен он в 1166 году князем Андреем. Вся церковь сооружена из белых камней. Место, на котором помещается эта церковь, очень живописно. В древности оно было покрыто лесом. Западная сторона храма стоит при самой крутизне глубокого озера. Особенно красива эта церковь в весеннее время, когда вода выступает из окружающего его озера и кругом разливается около храма. Суеверные путники и доныне ощущают боязнь, взирая на древний отдаленный от селений и одинокий среди лугов, озер и рек Покровский храм. Архитектура храма византийская. В нем доселе сохранился современный основанию церкви престол и храмовый образ Покрова Богоматери. Эта икона, по преданию, современна Боголюбовской иконе, вместе с которой она и приносится ежегодно, 21 мая, во Владимир. Престол же Покровского храма замечателен материалом, из которого он сделан. Весь он создан из белого известняка, поражающего своей массивностью и прочностью. Второй храм в обители построен в XIX столетии и в 1884 году освящен во имя Трех Святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010