Важными источниками для изучения церковной истории этого периода являются послания греческих патриархов, русских первосвятителей и архиереев. Эти послания уже в XVI в. объединялись в специальные сборники, с которых делались списки (РФА XIV – 1-й трети XVI в. М., 1986–1992. Вып. 1–5). Заслуживают внимания деяния церковных Соборов, особенно Стоглавого 1551 г. и Собора 1666–1667 гг., документы судебных дел, а также писцовые и переписные книги монастырей, сохранившиеся в основном от XVI-XVII вв. Огромное значение имело издание Н. И. Новиковым «Древней российской вивлиофики» (СПб., 1773–1775. 10 ч.; М., 1788–1791. 20 ч.; The Haague; Paris, 1970р), содержащей множество памятников церковной истории: «Повесть Симеона Суздальского о Флорентийском Соборе», посольские дела и грамоты, относящиеся к учреждению патриаршества в Москве, чины венчания, грамоты митрополитов и патриархов, памятники церковной публицистики. Это издание не утратило своего значения и сегодня, хотя памятники при издании подверглись редактированию. Для периода 1589–1700 гг. важен новый вид источников – записки иностранцев о России, среди которых для истории Церкви наибольшее значение имеют мемуары митрополитов Арсения Элассонского (БТ. 1968. Сб. 4. С. 249–279) и Павла Алеппского (ЧОИДР. 1896–1900. Вып. 1–5), бывших свидетелями и участниками описанных ими событий. Публикация и изучение документов. В XIX в. русская историческая наука переживала расцвет. Археографическая комиссия Академии наук поставила своей задачей публикацию источников по древнейшей русской истории. Стало выходить в свет «Собрание государственных грамот и договоров» (СПб., 1828), было начато издание «Полного собрания русских летописей» (СПб.; М., 1846), многочисленные грамоты русских иерархов были опубликованы в «Актах исторических» (СПб., 1841. 5 т.), «Актах, собранных в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией» (СПб., 1836. 4 т.), «Архиве Юго-Западной России» (Киев, 1863–1892. 14 т.). Большое значение имело издание в 1868–1916 гг. Археографической комиссией «Великих Четиих-Миней».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Писание, но понимают по-своему, и всеми силами стараются доказать, что Слово или Сын не вечно, не равно, не единосущно Богу Отцу. В Православной Литературе Юго-Западного края России XVI–XVIII. Их называют иначе арианами. 304 Мелетий Сириг, в правиле преподобным Печерским, Акафист, Киев, 1674 год. Кроме этого мы встречали следующий рукописный тропарь св. Иулиании. 305 Из других источников, упоминающих о преподобном Иове, можно указать: 1) «Очерк истории православной церкви на Волыни» профессора Санкт-Петербургской семинарии Платона Карашевича СПб, 1855 год, стр. 147; 2) «Журнал министерства народного просвещения», 1845 год, январь, смесь, стр. 5–6; 3) «Киевлянин» 1840 г. стр. 95–97; 4) «Маяк» 1845 год, т. 23, стр. 43–44; 5) «Странник» 1864 год, ноябрь, стр. 37–44; 6) «Письма о князьях Острожских к графине А. Д. Блудовой», Максимович, Киев, 1866 г. стр. 33–34. 306 Житие это можно читать в печати, в особой брошюре, издаваемой в Почаевской лавре для распространения между поклонниками. Кроме сего нам удалось найти униатский рукописный список этого жития, писанный полууставом, в книге, хранящейся при делах бывшего статистического комитета при Волынской семинарии, под заглавием: «Xiga cudow obrazu Poczajowskiego N. Maryi Раппу i Stopki» (книга чудес Почаевской Пресвятой Марии Девы и стопы). В этом списке, кроме особых сведений о чудесах преподобного Иова, сохранившихся во время унии (см. ниже глава IV) сравнительно с печатным оригиналом есть также некоторые особые прибавления в самом тексте, которыми мы воспользуемся на своих местах. Что касается собственно личности Досифея, как писателя помянутого жития; то об нем только известно, что это был ближайший ученик преподобного Иова, в течении долгих лет бывший свидетелем жизни и подвигов своего наставника; он же, как увидим далее, собственными глазами видел однажды чудесное озарение пещеры преподобного Иова во время его молитвы (см. ниже гл. III); наконец сам же Досифей удостоился чудесного исцеления от своего учителя, при открытии мощей его в 1359 году (гл. IV). С этого же года Досифей начал и свое игуменство в Почаевской обители, так что по порядку он был третьим преемником преподобный Иова. (Сравни ниже главы III примечание 4). Других сведений о Досифее ни в архиве Почаевской лавры, ни в других исторических памятниках мы не могли отыскать.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

756 …но иди, идеже ти даруется спасение, во обитель Соловецку. – Соловецкий монастырь – ставропигиальный мужской монастырь, расположенный на Соловецких островах в юго-западной части Белого моря при входе в Онежскую губу; один из крупнейших духовных, культурных и хозяйственных центров Древней Руси и России Нового времени. Первая монашеская пустынь появилась здесь в 1429 г., когда в северной части Большого Соловецкого острова поселились в уединении монахи Савватий и Герман; собственно монастырь был основан после смерти Савватия. в 1436 г., преподобными Зосимой и Германом Соловецкими. 757 Аз, отче, обещахся зде жити, затворитися или в пустыни. – Т. е. уйти в затвор или стать пустынножителем. 758 ...зде Антоний и Феодосий, тамо – Зосима и Савватий... – Имеются в виду две пары подвижников – основателей и святых покровителей двух крупнейших русских обителей: преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, основатели Киево-Печерской лавры, и преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, основатели Соловецкого монастыря. 761 И помале затворник оный потерпе изгнание от бывшаго тогда митрополита Самуила. – По-видимому, имеется в виду митрополит Киевский и Галицкий Самуил (в миру – Симеон Григорьевич Миславский; 1731–1796), хотя хронология служения этого иерарха не соответствует сведениям Жития Феофана: Самуил был возведен в сан митрополита Киевского 22 сентября 1783 г. (т. е. уже после смерти затворника Досифея), а священноархимандритом Киево-Печерской лавры стал еще позднее, в 1786 г. 762 ...и повеле его превести в Китаевскую пустыню... – Китаевская пустынь – православный монастырь в Китаеве (историческая местность на южной окраиие Киева), действовавший в первой четверти XVIII (первое упоминание – 1716г.)–начале XX в. 763 ...идеже и преставися, 55 лет бысть, в затворе же 30 лет. – Сведения о дате кончины и возрасте, в котором преставился затворник Досифей, в литературе разнятся. Официально принятой датой кончины старца считается 25/26 сентября 1777 г., однако в различных источниках год смерти подвижника варьируется от 1775 до 1778 г. (последняя дата читается в Пространной редакции Жития Феофана Соловецкого). В анонимном жизнеописании Досифея конца XVIII в. (самом раннем из известных текстов о подвижнике), сохранившемся в семейном архиве А. Дашкевича, говорится о том, что преподобный умер в возрасте около 100 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Долгое время творения старца Иоанна Вишенского имели хождение лишь в рукописном виде; они переписывались и распространялись в основном среди православных монахов. Ныне известно не менее 12 списков XVII – начала XX веков. 10 Одна из таких рукописей, переписанная в XIX в. с более древнего списка, хранится в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. 11 На страницы отечественных изданий имя старца-полемиста впервые попало в 1845 году, когда было обнаружено и опубликовано упомянутое выше «Совтование о благочестии». 12 В том же году П. Строевым были изданы «Рукописи славянские и российские, принадлежащие купцу И. Н. Царскому» (1848), где он описал рукописный сборник, включавший и произведения полемиста. Затем в 1858 году СМ. Соловьевым было открыто несколько неизвестных сочинений Иоанна Вишенского. 13 Через два года, в 1860 году, А. Петрушевичем во Львове было опубликовано житие старца Иова (Княгиницкого), в котором упоминалось о старце Иоанне Вишенском как сподвижнике и близком друге преподобного Иова. 14 Еще через пять лет, в 1865 году, Н. Костомаровым в «Актах Юго-Западной России» были опубликованы еще четыре малоизвестных произведения афонского подвижника. 15 Это дало толчок С. Голубеву , И. Житецкому и другим текстологам к дальнейшим поискам и изданию рукописей старца. 16 Кстати, Иван Франко сумел возжечь в среде интеллигенции особый интерес к творениям святогорца-полемиста, не пресекающийся вот уже более 100 лет. Среди исследователей наследия Иоанна Вишенского также необходимо отметить работы таких авторов, как Н. Сумцов, В. Завитаевич, В. Щурат, A. Крымский, В. Перетц, М. Грушевский, М. Возняк, А. Белецкий, С. Цимбалюк, Д. Чижевский, Т. Скирда, П. Загайко, Ф. Шлем, С. Пинчук, В. Микитась, Л. Махновец, Д. Наливайко, В. Колосова, К. Яременко, B. Шевчук, Р. Лубкивский, Ю. Пелешенко, О. Неменский, О. Пидгайко, А. Александров, Н. Поплавская и многие другие. 17 Особая заслуга в издании трудов афонского подвижника принадлежит И. Еремину. 18 Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Справедливость требует, однако, отметить, что хотя Сивиллы были приняты в иконографии, им было отведено место в храме, приличное их до­стоинству, как сюжетам апокрифическим: они изображались на щите клиросов для назидания, но, как очевидно, не для поклонения, притом они обе изображены без нимбов. Почему же Сивиллы, однако, изображены в христианском и православном храме? По воззрению некоторых древних церковных писателей: Афина-гора, Феофила, Иусгина, Климента Алекс, [андрийского], Лактанция, Тертуллиана, Евсевия, Августина и др., языческие мудрецы не были вовсе чужды истинного откровения, и они нечто провидели о Христе, хотя того не сознавали ясно. В таком смысле пророчества Сивилл были признаны в русской (собственно южно-русской) церковной литературе, и изображения их приняты в лицевые иконописные подлинники Как пророчицы, в некотором смысле, Сивиллы помещались то на вратах храма, то на клиросах. Этим довелось знать, что по своим верованиям Сивиллы стояли при входе в царство Божие, близ алтаря Господня, как бы при подошве «горы блаженных», при дверях рая Таким образом, при историческом взгляде на Богоявленский монастырь и его памятники, открывается, что он был не только твердым пунктом опоры колонизации края, но и, в частности, передаточным местом юго-западной русской образованности. [ ] — в тексте стоит предлог «до». Примечания 1 Книга посольская княжества Литовского 1506 — В «Сборнике князя Оболенского» - М., 1838. 1. С. 104. 2 Д. И. Батален. Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства. Т. 1. История колонизации. Москва. 1877 г. С. 38. 3 Писцовая книга XVI в. Изд. Имп. Р. Геогр. Общ. под ред. Н. В. Калачева. Ч. I. Отд. 2-е СПб. Стр. 1538-1539 4 Батален Д. И. Указ соч. С. 52. 5 Дозорная и Переписная книга г. Венева 1636 года. С предисловием Токмакова. Тула. 1889. С. 3-6. 6 Дозорная и Переписная книга г. Венева 1636 года. Стр. 1—6 7 А. Зернин. Судьба местничества преимущественно при первых двух государях династии Романовых. В «Архиве истор.-юрид. сведений, относящихся до России». Изд. Н. Калачева. Кн. III. СПб. 1861

http://sobory.ru/article/?object=06948

Преемник Адриана, местоблюститель патриаршества Стефан Яворский , не обращал внимания на то, как идёт печатание кииг в Киево-печерской лавре, и там стали допускать большие вольности. Книга о богомыслии напечатана с некоторыми раскольническими мнениями. В месяцеслове 1718 года напечатано было, якобы он издан ставропигиею вееленского константинопольского патриарха. Очевидно, лавра снова старалась отделиться от московского патриархата. Но всё это прекращено было указом Петра Великого от 5 октября 1720 года. «Великому государю ведомо учинилось», говорилось в этом указе, «что в киевской и черниговской типографиях в печатанных книгах печатают несогласно с великороссийскими печатьми, которыя со многою противностию к восточной церкви. А именно в Чернигове, учебные часословы по желанию раскольническому. В книге богомыслия явилась многая люторская прибавность. Того ради его царское величество указал: вновь книг никаких, кроме церковных прежних изданий, не печатать, а и оныя церковныя старыя книги, для совершеннаго согласия с великороссийскими такими же церковными книгами справливать, прежде печати, с теми великороссийскими печатьми, дабы никакой розни и особаго наречия в оных не было; а других никаких книг, ни прежних ни новыхь изданий, не объявя об оных в духовной коллегии и не взяв от оной позволение, в тех монастырях не печатать, дабы не могло в таких книгах никакой к церкви восточной противности и с великороссийскою печатью разности произойти. (Русск. Вестн. 1869 г. Описание документов и дел, хранящихся в архиве св. Синода, т. 1 стр. 77). 288 Так объясняет образ мыслей патриарха Иоакима Образцов в своей статье «Киевские учёные в Великороссии» Эпоха 1859 г. кн. 1-я. Читать далее Источник: Изследование о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату [Текст]/по подлинным актам сост. С. Терновский. - Киев: в Губернской тип., 1872. - 172 с.; 25 см. Извлеч. из Архива Юго-западной России, изд. Киевскою. коммис. для разбора древних актов, Т. 5, ч. 1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

764 С другой стороны были и сумасшедшие, в роде Квирина Кульмана, сожженного 1689 году за ересь 765 или Аф. Ржевского в 1688 году, который в пылу битвы с попом Варфоломеем «тайну Христову всю пролил под ноги и ногами потоптал». А тут еще иезуиты, покровительствуемые Голицыным, со своими школами, которые они пооткрывали в Москве 766 и борьба их с протестантами; 767 неудачные крымские походы, волнения на Украине из-за мнимой или действительной измены Самойловича, покровителя и свойственника киевского митрополита Гедеона. Туда же, на Украину, перешел и наш вопрос, и этот второй фазис его развития уже не на литературной, а на церковной почве вызвал еще большее волнение, чем первая пора появления латинского мнения в Москве. 541 О словах преложение ( μεταβολ) и пресуществление ( μετονσωσις) и о воззрениях церквей см. Gass, Symbolik der griechischen Kirche. Berlin. 1872, стр. 225–268. 542 Источники для изучения этого вопроса – почти все рукописные. Таковы отдельные сочинения лиц той и другой партии и два сборника: «Остен» и «Щит веры». Напечатаны из них С. А. Белокуровым сочинение Медведева «Известие истинное» М. 1886 и редакцией Прав. Собеседника «Остен», Казань, 1865. Предложение Л. Н. Майкова о издании этих памятников Археогр. коммиссией, к сожалению, доселе не приведено в исполнение (Летопись зап. арх. коммис. VIII стр. 105), а между тем списки тех сочинений представляют большие варианты. Исторические данные находятся в книге «Икона или изображение дел патриаршего престола», большая часть коей издана в Архиве Юго-западной России т. I, ч. V, Киев 1875. Что касается до частных исследований о. Образцова, Любимова и др., они перечислены ниже. Существует и отдельная книга Г. Мирковича, О времени пресуществления св. Даров, Вильна 1886 г. О ней см. мою рецензию в Жур. Мин. Народ. Просвещения за 1887 г. 5. Этому же вопросу посвящена и моя статья (Ж. М. Н. П. 1885 г., окт.), вошедшая в сильно измененном и дополненном виде, в эту главу. Относительно терминологии нет ничего строго установленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

173, § 23. Из последней узнаем в первый раз о судьбе дочери Курбского и Симашковой. Что род Симашков принадлежал к родам замечательным в южной Руси, доказательством тому служит то обстоятельство, что 3-я супруга Курбского, Александра, была дочь старосты Кременецкого Петра, a Несецкий (III, стр. 80) упоминает о Брацлавском каштеляне Александре Симашке, обращенном в 1586 г. в католичество иезуитом Венедиктом Гербестом. Впрочем, в одной «Описи Овруцкого Замка», около половины XV-ro столетия, упоминаются уже Паны или Земяне Симашковичи. См. книгу городскую Овруцкую записную и поточную 3211, год 1683–1684, лист 445, в «Архиве Юго-Западной России», издаваемом временной комиссией для разбора древних актов при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе. Часть IV, том I. Киев, 1867 г., стр. 35–49. Замечательно также и следующее обстоятельство. В собрании писем от разных лиц к Рязанскому архиепископу Гавриилу, есть также одно к нему и Литовского митрополита Иосифа, от 23-го февраля 1836 г., в коем он благодарит Гавриила (в то время архиепископа Могилевского) за письмо и при нем подлинную грамоту русского царя к Ивану Семашко, за 180 лет тому назад (в начале второй половины XVII стол.), «однофамильцу, а может и в родственной связи состоящему с моим родом», замечает преосвященный Иосиф О. Б. 8 Позже преобразована и Варшавская епархия; в иерархическом порядке она поставлена после Литовской. 9 Письма Московского и Коломенского митрополита Филарета к Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому в «Чтениях в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских», кн. 2. Они изданы и отдельно, с предисловиями и примечаниями редактора «Чтений» О.М. Бодянского. 10 «Чтения в Имп. Обществе Истории Древностей Российских», 1864 г., кн. 1, отд. V, стр. 165–197: «Князь Н.А. Долгоруков и всеподданнейший отчет его по управлению вверенными ему Виленской и Гродненской губерниями и областью Белостоцкой». 11 В бумагах моих сохранилась переписка о нападении на меня разбойников, которые остались не наказанными, по сильной защите их местными властями Витебской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

данным, Судная палата, 1670), памятник «Тысячелетие России» (1862). На правобережье Волхова, на т. н. Торговой стороне, комплекс построек Ярославова дворища, Торгового и Гостиного дворов (к. XVII в., перестраивались в к. XVIII–XIX вв.). Близ р. Волхов, в северной части города, – Рождество-Богородицкий Антониев монастырь (н. XII в.) с собором Рождества Богородицы (1117). Новина Домотканый небеленый холст. Новины см.: Иван верхопещерник. Новицкий Иван Петрович (1844–1890), малороссийский этнограф и историк, был вольнослушателем Киевского университета. Работал в Центральном архиве при университете и напечатал не менее 10 описей актовых книг этого архива, в археологической комиссии и в Киевском статистическом комитете. В комиссии он собрал два тома «Матерьялов по истории крестьян XV–XVIII вв.» и предпослал этому изданию «Очерк истории крестьянского сословия югозападной России в XV–XVIII вв.» (1877); составил два указателя по всем изданиям комиссии, начиная с 1844; имен личных (1878) и географических (1883). В «Киевских губернских ведомостях» он печатал материал по истории колонизации края в эпоху войн Хмельницкого, а в киевских «Университетских известиях» (1871) помещен им словарь юридических терминов старого актового языка. В «Киевской Старине» он напечатал «Князья Ружинские» (1882, IV) и «Адам Кисель, воевода Киевский» (1885, IX–XII). Работал, как статистик, в качестве члена Юго-Западного Отдела Географического Общества (1874) во время переписи Киева, а затем участвовал в экспедиции П. П. Чубинского, собрал и доставил для V тома «Трудов» экспедиции 5000 малороссийских песен. Др. этнографические его работы: в альманахе «Киевлянка» (1884), «Женщина и ее положение в малорусских народных песнях»; в «Киевской Старине»: «Еще по поводу народной песни о взятии Торческа или же Азова» (1882, VIII); множество этнографических сообщений Новицкого, записей народных песен и пр. напечатано, начиная с 1866, в «Киевлянине» и «Киевских губернских ведомостях». Новицкий Яков Павлович (1847– после 1894), малороссийской этнограф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1896. Т. 2. С. 44-45). Для утверждения в России просвещения, ориентированного на греч. традицию, при активной поддержке И. в 1681 г. на Печатном дворе была устроена школа «греческого чтения, языка и письма» (Типографская школа), во главе к-рой был поставлен Тимофей, посланник Иерусалимского патриарха Досифея. В школе было 2 отд-ния: греческое и славянское, в 1686 г. в ней учились 233 юноши. В дни больших праздников патриарх принимал у себя педагогов и учеников, декламировавших произведения на греч. и церковнослав. языках, после чего школяры и их наставники получали от первосвятителя подарки. И. выделял школе книги из патриаршей б-ки. В 1685 г. в московском в честь Богоявления мон-ре открылась Славяно-греко-латинская академия во главе с братьями Лихудами. Вскоре в монастыре при поддержке патриарха было построено для академии новое здание. В 1687 г. академия переехала в Заиконоспасский в честь Нерукотворного образа Спасителя московский мон-рь , где в 1-й пол. 80-х гг. XVII в. безуспешно пытался устроить латино-польск. уч-ще Сильвестр (Медведев). В следующем году по распоряжению патриарха в академию были переведены ученики упраздненной Типографской школы. При И. состоялся переход Западнорусской митрополии под власть Московского патриарха. 24 окт. 1685 г. новоизбранный Киевский митр. Гедеон (Святополк-Четвертинский) прибыл в Москву и принес присягу И., в 1687 г. переход Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Церкви был признан К-польским патриархом. И. пытался контролировать деятельность Киево-Печерской типографии, указывая на недопустимость выпуска книг без предварительного свидетельствования в Москве, добивался признания укр. церковными деятелями правосл. т. зр. на время преложения Св. Даров. В 1689 г. И. отклонил просьбу Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) об учреждении Галицкой митрополии в юрисдикции Московского патриарха. И. погребен в Успенском соборе Московского Кремля. Ок. 1700 г. собранные по тематическому принципу произведения И. были объединены в рукописный сб. «Икона, или Изображение, великие соборные Церкве Всероссийского и всех северных стран Патриарша престола приключихшихся дел в разные времена и лета». Из этого сборника опубликованы 29 посланий, грамот и писем И. 1683-1689 гг., относящихся к управлению Киевской митрополией (разд. «О Киевской малороссийской митрополии, како подсудствовася Всероссийскому патриаршу престолу, вдовствовавши многая лета, ведение известно» - АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 5. С. 35-438). Кроме того, в «Икону...» вошли 14 писем И. к различным адресатам по вопросам церковной жизни (письма не напечатаны, перечень их приложен к изданию в «Архиве Юго-Западной России»). Составление на рубеже XVII и XVIII вв. Жития И., а также сборника его произведений, вероятно, свидетельствует о существовании почитания И. вскоре после его кончины.

http://pravenc.ru/text/468879.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010