289 А. Ю.–3. Рос. I, 103 (1539 г.), стр. 106; ср. II, 118, (1539 г.), стр. 140; I, 118 (1549 г.), стр. 125; Ср. Голубинский, История, II, 2, стр. 69, 70. 290 Впрочем, из юго-западного чина поставления причетника видно, что при этом поручителем ставленника являлся его личный, а не кафедральный духовник. Чин этот более noздhuй–XVII в. А. Неселовский, Чины хиротесий и хиротоний. Камея. Под., 1906, стр. 3–4. 291 Р. И. Б. VI. 883 (33). Чтение приведенного места до другому списку дает смысл более вразумительный. «А поп, ставясь во священство, а духовного отца приим, а греха ему не исповедал, а облачится грех той, ин есть без священства, аще будет таковый его грех, недостойный его священства». Там же, прим. 4. Ср. выше дело игум. Артемия. 292 Р. И. Б. VI, 913, 838; Тексты, IV, 4; XIX, 27; Домострой, изд. А. С. Орлова, 12; Дух. Регламент 4 , 97. 293 Сборник XVI–XVII в. Соф. Б-ки л. 150 и об.; ср. Лет. зан. Археогр. Комм., I, 36 втор, сч.; А. С.Орлов, Домострой, прилож. таблица V,–Бoяpыhя Морозова начинала свои письма к протопопу Аввакуму, своему духовнику, таким вступлением: «Благочестивому и чадолюбивому моему и свету душе моей и радости моей неизреченной, батюшку Авакуму Петровичу грешная твоя и недостойная, и ленивая, и во гресех живущая»... Я.Л. Барсков, Памятники, 38; ср. 35. Субботин, Материалы, III, 36. 295 Памятники стар. рус. литер., IV, 186; ср. Сборник XVI в. Волок. Б-ки 566, л. 390 об. Подлинность Поучения подвергли сомнению Горский (Приб. к Твор. св. Отцов, II, 84), Макарий, История, V, 156, Голубинский, История, II, 1, стр. 118–9. Но проф. Николъский считает сомнения эти неосновательными. Материалы для ист. др.-рус. дух. письменности I–IV, стр. 3 по отд. отт. – Иларион, митр. Суздадьский, упоминает и о таком происшествии во Флорищевой пустыни: «также и то помните, Филарета, инока Якушевского, как он тайно держал сребро, и того ради бес в него вошел и наусти его на убивство отца своего духовного». А. Э. IV, 331 (1694 г.). 296 Из бумаг казенного Крутицкого приказа, хранящихся в архиве Моск. дух. Консистории; челобитная подана митр. Крутицкому Ефимию; сообщена нам покойным. Н. В. Пограницким. Ср. выше, стр. 67 – 68.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Католическая версия истории Флорентийского собора дошла до нас в своеобразной форме диалога, составленного папским чиновником Андреа ди Санта Кроче и дополненного в 1638 г. библиотекарем Ватикана Джустиниано. Этот документ, хотя он и содержит некоторые ценные указания, в общем очень субъективен, неточен и не может дать ясной картины всех событий. 105 Главным источником по истории Флорентийского собора обыкновенно считается труд грека Сиропула, опубликованный еще в XVII в. Сиропул был главным экклесиархом собора св. Софии в Константинополе, одним из крупных греческих церковных деятелей из числа пяти ближайших советников и помощников Константинопольского патриарха, так называемых ставрофоров. Он принимал активное участие во всех работах собора и составил его историю, имеющую мемуарный характер. Она носит выразительное название: «Правдивая история неправедной унии между греками и латинянами». 106 Имеются также греческие «Деяния Флорентийского собора» – плод усилий ученых секретарей и проунионистской редакционной обработки, вошедшие в многотомный свод католической истории соборов. 107 Сохранились также описания деятельности Флорентийского собора, принадлежащие перу русских участников событий, – епископа суздальского Авраамия 108 и суздальского иерея (он называет себя священноиноком) Симеона. 109 Около 1461 г. неизвестным автором на Руси была написана еще одна история собора, известная под названием «Слово избрано...» 110 Кроме упомянутых описаний, особый интерес вызывает сочинение некоего русского клирика, изданное в 1598 г. в городе Остроге, являвшемся в ту пору крупным центром юго-западного русского Православия. 111 Это сочинение существенно дополняет другие сохранившиеся источники по истории Флорентийского собора и дает яркую картину того, как было проведено оформление Флорентийской унии. Рукопись этого сочинения была в 1830-х годах обнаружена в Ватиканском архиве и кратко описана русским исследователем С. Шевыревым. 112 Униатская деятельность митрополита Исидора. «История» острожского клирика сообщает многие подробности важные для понимания политики папства на Флорентийском соборе в отношении Московской Руси, роли митрополита Исидора и общего характера собора, оценку которого автор дал уже названием своего сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

– Да хватит меня уговаривать, я уже подписал. Только волокиты теперь будет. …В дневнике барона Врангеля вклеена газетная вырезка: «Уничтожение котелков». «В Москве было несколько случаев демонстративного уничтожения некоторыми москвичами своих собственных шляп-котелков, являющихся, по мнению протестантов, прототипом германской каски и немецкой выдумкой». Отступление в Галиции и слухи о больших потерях породили новую волну антинемецкой кампании. Массовый характер приняли доносы; обитатели русских городов, торговцы, ремесленники, литераторы, уважаемые люди превратились внезапно в опасных врагов государства. Германофобия стала чуть ли не государственной политикой. «Весной 1915 года, когда после блестящих побед в Галиции и на Карпатах российские армии вступили в период великого отступления, – вспоминал генерал Деникин, – русское общество волновалось и искало виновников, пятую колонну… По стране пронеслась волна злобы против своих немцев, большей частью давным-давно обруселых, сохранивших только свои немецкие фамилии. Во многих местах это вылилось в демонстрации, оскорбления лиц немецкого происхождения и погромы. Особенно серьезные беспорядки произошли в Москве, где, между прочим, толпа забросала камнями карету сестры Царицы, Великой Княгини Елизаветы Федоровны». Во второй половине июня командующий армией Юго-Западного фронта Брусилов дал распоряжение взять из числа немцев-колонистов заложников, большей частью учителей и пасторов, посадить в тюрьму до конца войны из соотношения 1 заложник на 1000 человек. Также предписывалось реквизировать у населения все продовольствие. Первый раз в истории заложников брали из числа собственного населения (после октября 1917 этот уникальный пример распространился на всех коренных жителей). Грабежи, реквизиции, доносы – население, которое уже умело кидать бомбы, начали приучать к тому, что, оказывается, можно законно конфисковать частное предприятие… Волокиты, на радость исследователям, оказалось значительно больше, чем предполагал Григорий Трофимович. Пухлое дело под названием «Переписка Собственной Его Императорского Величества Канцелярии по принятию прошений о рассмотрении ходатайства подполковника Г.Т. Магдебурга о перемене фамилии 1915–1916» добросовестно сохранилось в военно-историческом архиве, спасибо ему.

http://pravmir.ru/reka-goryin-oktyabr-19...

Владимир Василькович умер в 1289 г, 10 декабря. Это был один из наиболее замечательных потомков Романа Мстиславича. Обладая благодушным и правдивым характером, он пользовался искреннею привязанностью подданных и уважением соседей, отличался любовью к образованию, прилежным чтением книг и охотою к душеспасительным беседам с епископом, игуменами и вообще людьми сведущими. Волынский летописец называет его «великим книжником и философом». Любовь к книгам, однако, не мешала ему быть храбрым вождём на ратном поле и страстным охотником. Он был умным и деятельным правителем своей земли и усердным строителем укреплённых городов для её защиты (так, на севере своего княжества он основал г. Каменец на берегу р. Лесны, возле Беловежской пущи)... Литовские князья соседней Черной Руси (братья Будикид и Будивид), чтобы укрепить мир с Волынью, уступили Мстиславу Даниловичу г. Волковыск. В 1301 году умер Лев Данилович, король галицкий, оставив свои земли сыну своему Юрию, который раньше владел гг. Бельзом, Червенем, Холмом, Дрогичином и Мельником. Около того же времени умер и брат его Мстислав. Тогда Юрий (или Георгий) Львович соединил в своей власти обе юго-западные Руси – галицкую и Волынскую. В его же власти находились ещё князья Пинские и некоторые удельные на Полесье и Киево-Волынской украине. Подобно деду своему Даниилу, он именовал себя королём Российским (Rex Russiae), как изображено па печати этого князя, хранящейся в Кёнигсбергском архиве 11 . В это время Волынское княжество граничило на востоке с владениями княжества Туровского и Киевского, на севере граница шла от верховьев р. Случи, при которой стоял г. Случеск, к верховьям р. Немана (здесь к югу от р. Немана пограничными городами были Несвиж и Клеческ), далее, вероятно, по р. Щаре, р. Пареву к устьям р. Бобра (где стоял г. Визна), потом граница на юге по р. зап. Бугу, от которого ниже, Берестья сворачивала ещё дальше на запад к р. Вепрю, от верховьев которого она шла к верховьям р. зап. Буга (здесь пограничным городом был Бужск), потом по водоразделу между реками систем р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В ночь с 1 на 2 апреля воды Немана подмыли песчаный правый берег, и вся южная и часть западной стены древнего храма вместе с потолком обрушились. До сих пор ведутся споры, что непосредственно вызвало ЧП - естественное ли изменение русла полноводной реки, в те годы судоходной в черте Гродно, или активные работы по обустройству лесопромышленного грузового порта на противоположном берегу вместе с возведением плотины. Как бы то ни было, нарушение береговой линии на Коложе спровоцировало оползень, и к полномасштабному восстановлению древней святыни Чёрной Руси (славянских земель в верховьях Немана) удалось приступить лишь в 1896 году. " Сохранившийся в архиве первоначальный проект реконструкции был выполнен качественно. Но местные военные инженеры, которым поручили работы, решили сделать проще - пока, на первое время, рассказывала главный архитектор проекта нынешних ремонтных работ Елена Счасная. - Как это часто бывает, временное решение намного пережило своих авторов. В советское время прибрежной части храма не уделялось должного внимания, и в течение нескольких косметических ремонтов её просто обшивали дополнительными слоями " . В ходе капитального ремонта конца XIX века утерянные ограждающие конструкции выполнили не из камня, а из дерева. Это принципиально изменило архитектуру памятника. В качестве несущего каркаса тогда использовали столбы из лиственницы, а пространство между ними заполнили древесиной. За век с лишним дерево сгнило. " Когда мы " расшили " стену, выяснилось: столбы из листенницы практически не пострадали и вполне могут служить и дальше. Но их следовало укрепить, а каркас как единое целое - выровнять, рассказывал Владимир Чирич, главный инженер фирмы-подрядчика - деревообрабатывающего производства " Гродножилстрой " . - Эта работа потребовала поистине ювелирного расчёта: столбы на время укрепления фундамента пришлось поднять и вывесить. Неприятно удивило нас серьёзное искажение геометрии южной стены, накопленное за советские десятилетия, когда в храме располагались музейные учреждения. Навешивание всё новых и новых слоёв древесины на фасад привело к практически двукратному утолщению конструкции, в результате чего положение юго-западного угла храма сильно отклонилось от проектного. Начинали трещать стропила, возникла угроза нового обрушения. В ходе первого этапа ремонтных работ мы вернули южной стене первоначальную толщину и геометрию " . Теперь в поперечнике вместе с утеплителем она составляет всего 40 см, а пространство меж столбами каркаса заполнено термомодифицированной сосной (специальным образом просушенная и обработанная маслами на натуральной основе сосна).

http://sobory.ru/article/?object=03898

Я всегда чувствовал и высоко ценил поддержку со стороны вдумчивых читателей и тонких собеседников – кандидата физико-математических наук А.А. Цыганкова, P.P. Хайственного Совета и Синода). Отдельные документы находятся в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА): фонды 2044 (Управление главного священника армий Северного фронта. 19151918 гг.) и 2082 (Управление главного священника армий Юго-Западного фронта. 19141918 гг.), а также в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА): фонды 1207 (Чудов монастырь), 1441 (Кирилло-Белозерский монастырь) и 1450 (Угличский Покровский монастырь). Один документ публикуется из Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ): фонд 715 (Штаб начальника речных сил на р. Дунае). Некоторые материалы хранятся в региональных архивах: в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО), в фондах 6 (Екатеринбургская Духовная консистория. 17381921 гг.) и 251 (Благочинный 2-го округа Камышловского уезда), а также в Объединенном государственном архиве Челябинской области (ОГАЧО), в фонде 874 (Чернавский Николай Михайлович (18721940). Историк, краевед, член Оренбургской учебной архивной комиссии). В сборнике приводится и три документа, ранее опубликованных в центральном и региональных краеведческих изданиях и хранящихся в Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ), в фонде 1176 (Донской ставропигиальный мужской монастырь (15711926 гг.)), а также в Государственном архиве Курганской области (ГАКО), в фондах 78 (Петропавловская церковь села Черемуховского) и 235 (Тобольская духовная консистория). При составлении настоящего сборника широко привлечены официальные документы РПЦ, опубликованные весной и летом 1917 г. как в центральной, так и местной церковной и светской периодической печати. Приводятся (републикуются) материалы 40 светских газет и около сотни церковных изданий: 80 журналов и 15 газет. Общее количество использованной церковной периодики (в первую очередь – выходивших весной-летом 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ходе исследования могут быть использованы некоторые данные Отраслевого государственного архива Службы безопасности Украины (ОГАСБУ) в Киеве, в основном относящиеся к предвоенному периоду церковно-государственных отношений (Ф. 13). В Центральном государственном архиве общественных объединений Украины (ЦГАООУ) в Киеве находится большая группа архивно-следственных дел украинских священнослужителей конца 1930-х – 1940-х гг. (Ф. 263), а также документы, касающиеся отношений Церкви и советского государства на Украине в послеоккупационный период (Ф. 1). В Архиве Комитета государственной безопасности Республики Беларусь со­держатся сведения о репрессиях ряда православных священнослужителей на бывших оккупированных территориях после их освобождения – в 1944–1945 гг.: следственные дела архимандрита Серафима (Шахмутя), священников Анатолия Гандаровича, Николая Гуриновича и др. Подобные же дела могут быть изучены в Архиве КГБ по Гродненской области: священников Анатолия Миссюка, Афанасия Яссиевича, Николая Устиновича, а также в Архиве КГБ по Витебской области: протоиерея Павла Каменцова, председателей церковного подотдела Витебской городской управы В.Н. Еленевского, П.В. Пароменского и др. В отделе фондов Государственного музея истории Великой Отечественной войны в городе Минске хранятся многочисленные сообщения Белорусскому митрополиту от священников и приходов Белоруссии об их деятельности в годы немецкой оккупации. Третью группу образуют государственные архивы Западной, Юго-Восточной Европы и США. При этом наибольшее значение имеет Федеральный архив (Бундесархив) в Берлине (Bundesarchiv Berlin – ВА). Фонд Рейхсминистерства занятых восточных территорий содержит важнейшие акты, разработанные в министерстве и определившие церковную политику гражданской администрации на занятой германскими войсками территории СССР. Основная их часть, как и сообщения с мест представителей ведомства Альфреда Розенберга, хранится в трех делах, имеющих единое название " Религиозная свобода на занятых восточных территориях и церковная политика РМО и рейхскомиссаров 1941–44 " (R 6/177, 178, 179). Большой интерес представляет также дело с перепиской А. Розенберга с шефом Имперской канцелярии Ламмерсом 1940–44 гг. (R 6/22) и дело " Критические отзывы и жалобы рейхсминистра Розенберга фюреру и рейхсканцлеру 1941–43 " (R 6/18). Они позволяют проследить, как шла разработка закона о религиозной свободе на занятых восточных территориях, какая острая борьба различных ведомств велась по поводу этого указа, который в итоге так и не был принят. Дело " Создание самоуправления на занятых восточных территориях и участие местных жителей в управлении 1942–44 " (R 6/281) содержит много ценных сведений о положении религиозных организаций в рейхскомиссариате " Украина " и попытках германских властей использовать в своих целях Украинскую автокефальную Православную Церковь.

http://religare.ru/2_94013.html

В архиве Варлаамовской церкви хранится выпись из этого дела. Чудо совершилось 16 июня 1863 года и состояло в том, что некий безродный неизвестного происхождения приемыш купца Ивершина, по имени Михаил, 24 лет, немой от рождения, после пламенной молитвы перед святой иконой получил дар слова. Икона закрыта серебряной ризой, более 30 ф. весом, и вся обвешана приношениями богомольцев, получивших различные исцеления: браслетами, кольцами, металлическими фигурами ног, рук, сердец и т.п. В смутный 1905 год все более ценные приношения убраны в ризницу. Среди них замечательны: старинная панагия с изображением святого Петра, митрополита Московского, и золотая привеска в виде двух очей, приложенная от архиепископа Псковского Мефодия II (1825-1837), страдавшего глазной болезнью и получившего исцеление по молитве перед сей иконой. В церковной ризнице хранится медный полый крест около 4 вершков длиною, довольно древний, а в архиве имеются древние рукописи, между коими особый исторический интерес представляет «Повесть о прихождении Свийскаго короля Густава-Адольфа ко граду Пскову». После революции 1917 года церковь была закрыта. Возрождение приходской жизни в Варлаамовской церкви связано с деятельностью Псковской православной миссии. По архивным описаниям церковной жизни, Варлаамовская церковь упоминается одной из действующий церквей Пскова в декабре 1943 года. Этот значительный памятник на границе города, у северной дороги, составляет единое целое с крепостными сооружениями Варлаамовского угла. Храм Преподобного Варлаама в Пскове один из немногих, который долго не закрывался властями, и был закрыт перед войной. В нем открыли кинотеатр, а потом немцы ремонтировали свои мотоциклы, ввозили их через апсиду. После войны храм открылся в числе немногих псковских храмов. http://hramnagorke.ru/gloss/104/194 Варлаамовская церковь за все века своего существования не подвергалась значительным перестройкам, но ее южный Никольский придел был реконструирован дважды. В середине 19 в. придел расширили на восток, пристроив к юго-восточному углу церкви небольшой кубический одноглавый одноабсидный храмик, который сообщался с южной папертью (в последней во время богослужений в Никольском приделе и помещалась большая часть молящихся). Поскольку паперть была низкой и темной, ее в 1900 г. разобрали, чтобы заменить новой пристройкой. Кубический придельный храмик " дублировали " , соорудив его копию у юго-западного угла древней церкви, и два этих одинаковых объема соединили высоким корпусом-пеналом с окнами в 2 света. По итогам работ 1900 г. Варлаамовская церковь в художественном отношении практически не пострадала, в отличие от других цервей Псковской епархии, которые расширялись в те же годы.

http://sobory.ru/article/?object=00258

владыка ростовский Вассиан и брат его Иосиф и владыка суздальский (Симеон) и того лета еси умерли... а ря- —227— занский Тарасий владычество отставил его же ради, да того же лета и пермский умер Протасей“ 1807 . Зосиму обвиняют ещё в том, что он тотчас по своём посвящении будто бы нанёс тяжёлую обиду и оскорбление новгородскому архиепископу Геннадию, главному обличителю „жидовствующих”, потребовав от него нового исповедания веры и обязательства признавать его, митрополита, святительский авторитет. Основанием для такого обвинения служит ответ Геннадия, из коего видно, что архиепископ, действительно, счёл себе за обиду требование митрополита. „Того б по старине не бывало, что владыка на себя в другие исповедание даёт”, писал он 1808 . Но это была совершенная неправда. Если бы Геннадий справился в архиве своей архиепископии, замечает проф. Павлов, то убедился бы, что его предшественники, напр. Иона, давали не только „в другие”, но и „в третие” своё исповедание 1809 . Из послания м. Феодосия от 1481 года видно, что через два месяца по своём постановлении он потребовал от упомянутого владыки исповедания, уже данного умершему митрополиту: „...и ты бы, мой сын, как дал еси свой обет... брату нашему митрополиту, в начале, в своё ставление, да и грамоту еси свою за своею подписью и печатью дал, после пак брата моего Ионы митрополита, ныне тот же —228— еси обет в своих грамотах описал твердо. 1810 . Послание же архиепископа Ионы от 1464 года свидетельствует, что он даёт митрополитам обязательство повиноваться уже не один раз 1811 . Такую же грамоту и тому же митрополиту присылал и тверской архиепископ Геннадий (в 1461 году) 1812 . Это заставляет предполагать, что требование от новгородского владыки и от других, епархии коих близко лежали к границам польско-литовского государства, давать новое исповедание веры и обязательство повиноваться, исходило всякий раз, как только на Москве избирался новый святитель. Причина тому заключалась в новом положении митрополии, которая с половины XV в. разделилась на северо-восточную и юго-западную, вместе с чем явилось и два митрополита. Утвердившийся в Литве просвятитель старался привлечь на свою сторону не только юго-западных епископов, но искал сторонников себе и в московской церкви. Особенно хотелось ему подчинить своей власти новгородского архиепископа, с каковой целью к последнему присылались и посольства, и грамоты 1813 . Так как повод к таким честолюбивым стремлениям подавали сами владыки Новгорода, находившие слишком тяжёлой для себя зависимость от московского митрополита, то неудивительно, что в столице им не очень-то доверяли, хотя потом они и были московскими ставленниками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

219. Шестоднев , в чехверхку, неполный, 306 лл., полууставом XVII в., в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 42, 44, 45, 55, 57, 60, 62, 63, 66, 76, 89, 97, 102, 106, 115, 122, 125, 129, 141, 142, 144–147, 155, 157, 165. На л. 231 приписка скорописью: «118 (1610) году марта 25 день Благовещение было в пятую неделю а Еоргия на трехе недели в понедилник а Никола чудотворца на пятой недели в среду». Состав: 1) воскресныя службы 1–3 гласов (1–62); 2) службы на каждый день седмицы 3-го гласа (62–136 об.); 3) воскресная служба 4-го гласа (138 об.–159); 4) службы на каждый день седмицы 4-го гласа (159–231); 5) воскресныя службы 5–8 гласов (231 об.–304); 6) «троична канон задостойно» (304–306). 220. Шестоднев , в четвертку, 304 л., полууставом XVII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. На полях листов 1–32, 87–97 приписки скорописью: 1) … «глаголемая Шестоднев дал Ильинской … Тимофиев сын Пречистой Богородицы в Клоково по своей душе и по своих родителей и кхо станет по той книге Шесходневе говорити и оне бы Бога ради сие книги берегли и не продали и не заложили лета 7151 году сентября в 8 день»; 2) «Сия книга глаголемы Охтай церкви Рождества Пресвятыя Богородицы что в … ». Состав: 1) службы воскресныя восьми гласов (1 –183 об.); 2) службы на каждый день седмицы (184–277 об.); 3) воскресныя утренния евангелия (277 об.– 286 об.); 4) светильны воскресные и стихиры евангельския (286 об.–294); 5) несколько песнопений (294 об.– 299 об.); 6) о чтении утренних воскресных евангелий, когда какое (300–301); 7) последование воскресной полунощницы (301 об.–304). 221. Шестоднев , в четвертку, без начала и конца, 240 лл., юго-западно-русским полууставом конца XVII в., без переплета. Порваны листы 1–2, 234–240. Читать далее Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2/[Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т./Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - XX, 632, 66 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010