13. Грамота п. Адриана от марта 1694 г. Афанасию, архиепископу Холмогорскому и Важскому, с приложением наказных статей об епархиальном управлении 569 . 14.   Грамота п. Адриана от ноября 7202 г. (1694 г.) о том, чтобы священники венчали не иначе, как по совершенном удостоверении в согласии жениха и невесты на брак 570 . 15.   Грамоты и письма п. Адриана, находящиеся в рукописном сборнике, носящем заглавие: «Икона или изображение великия соборныя церкве всероссийского и всех северных стран патриарша престола приключшихся дел в разныя времена и лета, написана при святейших патриарсех кир Иоакиме и кир Андриане Московских... совершися же мироздания 7208, рождества же по плоти Бога Слова 1700, месяца марта». Многие грамоты и письма отпечатаны в Архиве юго–западной России, т. V и содержание их вошло в главу IV нашей работы 571 . 16.    Дружественные личные письма п. Адриана Афанасию, архиепископу Холмогорскому, от 1694 г. июня 572 , от 1695 г. с извещением о рыбной посылке 573 , от того же 1695 г. о поминовении казначея Паисия 574 и от 1696 г. с извещением о своей болезни 575 . 17.    Грамоты п. Адриана Афанасию от 14 февр. 1695 г. и июля 1696 г. – ответы на донесения Афанасия о непорядках в Соловецком монастыре 576 и от 8 июня 1698 г. и 5 июля 1698 г. о Петре Артемьеве 577 . 18.   Два увещания от 1695 г. митр. новгородскому Корнилию, желавшему удалиться на покой 578 . 19.    Уставная грамота п. Адриана архим. Сергиевской Лавры 579 . 20.   Священническая ставленная грамота п. Адриана от 10 июля 1695 г., данная Алексею Иванову 580 . 21.   Грамота п. Адриана с одобрением на изданиев 1694–1696 г. в свет книги «Щит веры» 581 . 22.   Ответные письма Государю Петру Великому в 1695–1696 г. под Азов, и в Амстердам в 1697 г.– всего 7 писем и письма Борису Шереметьеву и Голицыну в 1695 г. и Шеину в 1696 г. 582 23.    Грамота п. Адриана, от 11 окт. 1696 г., присланная игумену Калужского и Лаврентиева монастыря Иосифу о выселении жителей г. Калуги с земли Калужской Ильинской церкви 583 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Dubowicz. Hierarchia. 184 Копыстен. Палинодия , в артикуле о Киевск. митрополитах. А. З. Р. 1. 204, 209, 174 Муханова Сборник. 84. Изд. 2-е В том же 1503 г. Александр будто бы подтвердил и всему русскому духовенству грамоту свою 1499 г. о правах его по Свитку Ярославову (Dani³owicz. Scarbiec diplomat?ow. 2158 Архив Юго-Западн. России. 1. 105 Вилен. археогр. сборн. 9. 3. С. 8 Относим эту грамоту к 1504, а не к 1506 г., потому что в ней показан индикт 7, соответствующий 1504, а не 1506 г., и Иосиф назван еще нареченным владыкою, между тем как в 1505 г. он был уже действительным Смоленским владыкою (А. З. Р. 1. 213 Чт?о потерпел Иосиф при осаде Смоленска и чем послужил королю — см. А. З. Р. 2. 24 Вилен. археогр. сборн. 9. 11. С. 28 А. З. Р. 1. 213, 223 А. З. Р. 2. 109 А. З. Р. 1. 212 А. Ю. и З. Р. 1. 41 Вилен. археогр. сборн. 9. 1, 2 Бантыш-Каменск. Переписка между Россиею и Польшею, в Чтен. М. истор. общ. 1860. 4. Отд. 2. 49 Из плена отпущен Семен Кривой, вероятно, уже в 1509 г., когда по заключении вечного мира с Польшею отпущены были и все пленники (там же. 52–54 Кульчинск. Инвентарь городенского Коложского монастыря, в Вилен. археогр. сборн. 9. 3, 4, 5. С. 416–422 Грамота Сигизмунда не могла быть дана в июле 1506 г., когда еще был жив король Александр. Вообще, в этом инвентаре допущено множество хронологических ошибок. Этот документ напечатан о. протоиереем Лебединцевым в Киев. епархиал. ведомостях за 1873 г., и потом, вместе с другими документами, заимствованными из Литовской метрики и из архива униатских митрополитов при Св. Синоде, издан в особой брошюре, озаглавленной: «Материалы для истории Киевской митрополии». С. 37–38 В самом документе год написания его не обозначен, а показано только: «Писан у Вильни, июля 9 день, индикта 10», подобно тому как и в другой грамоте Сигизмунда 1507 г.— в А. З. Р. 2. 24 Ревизия пущь. Прил. 13. С. 221 А. З. Р. 1. 217 А. З. Р. 1. 224 В архиве униатских митрополитов при Св. Синоде находятся: 1) подлинная дарственная запись (на пергаменте) князя Михаила Глинского на половину данников Зеремцов, данная по душе князя Путятича виленскому Пречистенскому собору 1506 г., мая 18, инд. 9 и 2) подтвердительная грамота короля Александра этой дарственной записи (Опись архив. 138, 488).

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

в благочестии не допускают». Затем сообщал сведения о себе, что он прожил семь лет при Мелетии, патриархе Александрийском, пятнадцать лет на Афоне и пр. (там же. Дела малороссийские. Грамоты и письма. 1624 г. 1 Все три письма митрополита Иова, присланные с епископ. Исаакием, также сохранились в подлинниках (там же. Дела малоросс. Грамоты и письма. 1624 г. 2, 3, 4 255 Москов. главн. архив. Министер. иностр. дел. Дела греч. Связк. 3. 3, 4 Связк. 4. 3, 4, 6, 7, 10, 11, 16, 18 Связк. 5. 9, 13, 14 Связк. 6. 12 Подлинные письма епископа Исаии Копинского к царю и патриарху от 19 генв. 1625 г., где Исаия по-прежнему называет себя экзархом,— в том же архиве. Дела малоросс. Грамоты и письма. 1625 г. 7, 8 В 1626 г. из лубенского Мгарского монастыря вышли не шесть только старцев, которые и приняты в Москву, а десять, и епископ Исаия Копинский писал (от 21 мая 1626 г.) путивльским воеводам, чтобы этих беглецов, изменников и попирателей закона Божия, возвратили и впредь таковых не принимали, и под письмом подписался: «Исаия Копинской, Божией милостию епископ и эксарх патриарший» (там же. Малоросс. дела. Грам. и письма. Год 1626. 19 256 Вилен. археол. сборн. 7. 57 Архив. Юго-Западн. России. Ч. 2. Т. 1. 14 Volumina legum. 3. P. 263, 320 Бантыш-Каменск. Истор. изв. об унии, под 1627 и 1631 г. 257 Лебединцев. Матер. для истор. Киев. митрополии. С. 59–69 Вилен. арх. сборн. 2. 30 Год этой последней грамоты — 1621 — показан неверно: Селява в том году еще не был архиепископом Полоцким. 258 Вилен. арх. сборн. 6. 53–54, 129 Акты Вилен. археогр. ком. 8. 52 Снес.: А. З. Р. 4. 229 259 Донесение м. Рутского у Harasiewicz. Annal. Eccl. Ruth. P. 261–263 260 А. З. Р. 4. 224 261 Голуб. Матер. для истор. Западнорусск. Церкви. 56, в Труд. Киев. Ак. 1878 г. 262 Письмо это напечатано у Малышев.: Мелетий Пигас. 2. Прил. 1. С. 159–163 Подлинность письма этого подвергают сомнению (Kraszewsk. Wilno. 4. 72 263 О времени прибытия Смотрицкого в Иерусалим — у Голубев. Матер. для ист. Западнорусск. Церкви. 41 О всем прочем, на основании «Апологии» самого Смотрицкого,— у Суши. Saulus et Paulus. Р. 27–33

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

В архиве Троицкого хранится его представление в Церковно-историческое отделение Академии (2 л.), где говорится о необходимости открыть при кафедре Новой общей церковной истории приват-доцентуру для истории славянских церквей и дается характеристика Пальмова как подходящего кандидата на это место. И. Е. Троицким и В. И. Ламанским была составлена инструкция для Пальмова, отправляющегося в заграничную командировку. Текст этой инструкции хранится в архиве в И. Е. Троицкого (5 л.). «Главной Вашей задачей д[олжно] б[ыть] изучение а) письменных и б) вещественных памятников минувшей жизни славянских церквей ближайшим образом в видах восполнения пробелов, встречающихся в их истории». Пальмову рекомендуется посетить все те местности, где можно найти такие памятники, и прежде всего библиотеки и музеи. Исходным пунктом должна стать Прага; у восточных славян (православных) следует изучать области, смежные с юго-западными славянами. Наставники предупреждают Пальмова о тех критических замечаниях по его диссертации о гуситах, которые могут возникнуть со стороны католиков: преувеличение восточного элемента в вопросе о Чаше; преувеличения его в отношении к Гусу (Л. 3). Далее Пальмову следует снять копии с наиболее важных памятников или, по крайней мере, описать их с указанием содержания и отметкой даты, если она есть. То же относится к вещественным памятникам. Необходимо тщательно отмечать «все следы восточного влияния – литературного (в письменных памятниках), художественного (в вещественных) и бытового (в формах жизни – преимущественно церковной. Здесь разумеются гл. обр. народные обычаи вроде славленья, христосования, обряды домашнего обихода – свадебные и др.)». И наконец, Пальмову рекомендовалось «по возможности точно определить границу восточного влияния в юго-западных землях, степень этого влияния и пути, по которым оно проводилось». В архиве Троицкого хранится 29 писем И. С. Пальмова 1881–1889 гг. Первое из них (от 21 ноября 1881 г., 8 л.) повествует о его работе в Австрийской Галиции, с которой он, по совету В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

469) 2035 . Возобновление в это время фрур в Алустоне и Горзувитах вновь восстановило ромейский контроль над морским путем между Херсоном и Боспором 2036 . Стратиги Херсона в сане императорских протоспафариев слали свои моливдулы в Сугдею и, следовательно, печенежский контроль над нею, если он и наступил во второй половине X в., не стоит возводить в абсолют 2037 . Находка в 2000 г. на территории Мангупа во время раскопок некрополя так называемого «Храма Богородицы» моливдула с остатками изображения процветшего креста показывает, что в X в. византийская администрация имела с этим кастроном тесные контакты, очевидно, по причине включения его в состав фемы Херсон – «Корсунской страны» 2038 . Это же отмечается в резком изменении материального комплекса, в котором увеличивается ромейский импорт – белоглиняная поливная столовая посуда, монеты, начиная с Василия I (867–886) 2039 . Таким образом, нет оснований отрицать присутствие Империи в Юго-Западном и Юго-Восточном Крыму за пределами Херсона во второй половине IX – первой половине X вв. Оно здесь уже было задолго до появления царского спафария Льва, турмарха Готфии (troumarchi Gotthias), печать которого, обнаруженная в херсонском архиве моливдовулов, относится к концу X – началу XI вв. 2040 . Херсон не стал ромейской военно-административной областью только со времени правления Константина VII, поскольку в этом случае составитель трактата не преминул бы отметить это особо, как делал тогда, когда описывал создание новых фем «в дни славного и мудрейшего императора Льва» (Месопотамия – после 899 г.; Ликанд – 914 г. – «... только недавно, чуть не вчера») и при Романе I (Селевкия – после 934 г.) 2041 . Столь же маловероятно включение его в состав северо-малоазийских фем Вукеллариев или Армениака. И. А. Баранов ссылался при этом на ал-Масуди 2042 . Но последний не называл крайними пределами этих греческих провинций северные берега Черного моря с Таврикой, а отмечал, что на краю этих областей находится «море Маитис (Маиотис, Маютас, Меотис – Азовское море)», «...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Современный Tell Jezer, курган площадью 33 акра в западной оконечности Аиалонской долины, в 25–30 милях от района сосредоточения. Войско Газера было разгромлено, но сам город во время этого похода завоеван не был (см.: 16:10). Это один из городов, перечисленных в победной надписи фараона Мернептаха, а в амарнском архиве хранится десять писем от царя Газера, Япаху. Здесь проводились широкомасштабные раскопки. Хорошо укрепленный город средней бронзы был уничтожен пожаром в конце этого периода (вероятно, Тутмосом III, XV в. до н. э.). Город поздней бронзы был окружен стенами толщиной 12–14 футов и более 15 футов высотой. 10:33. Горам. Горам, царь Газера, не упоминается в других текстах этого периода, но у него типичное западно-семитское имя. 10:36. Хеврон. См. коммент. к 10:3. Поскольку раскопки не обнаружили в Хевроне слой заселения, относящийся к периоду поздней бронзы, археология не может пролить свет на разрушение этого города Иисусом Навином и израильтянами. Ввиду того что на месте древнего Хеврона стоит современный город, многие участки недоступны для раскопок. 10:38. Давир. Давир – это Khirbet Rabud, участок площадью 15 акров, примерно в 8 милях к юго-западу от Хеврона. Этот хананейский город периода поздней бронзы занимал господствующее положение в вади Хеврон, ведущем из Беэршивы в Хеврон. Раскопки ограничились здесь двумя траншеями, поэтому они не пролили свет на историю разрушения города Иисусом Навином. 10:40. Масштабы завоевания. Все описанные в этом фрагменте города находятся в южной горной местности и в Шфеле. Иерусалим и Газер не входят в число городов, атакованных Иисусом Навином. Поскольку цари, правившие в этом регионе, потерпели поражение, эта территория стала принадлежать израильтянам. Сообщение о полном истреблении врага типично для древних рассказов о завоеваниях. Подтверждение того, что это гипербола, можно найти в самом тексте, в Нав. 15:13–16 , где упоминаются жители Хеврона и Давира. Подобные гиперболы встречаются в надписи Мернептаха, где говорится о том, что Израиль остался без потомства, и в надписи Меши, где Израиль назван погибшим навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

А 1 / 136 38 ; рукопись написана Мартыном в г. Неженковичах, а затем куплена в Корничи (то и другое место находятся в Галицкой Руси); текст Псалтири церковно-славянский, надписания же псалмов и толкования сделаны на малорусском и белорусском наречиях под сильным влиянием польского, так как эти сопроводительные тексты Псалтыри переведены с издания польской Библии Врубля 1540 года. с) К этой же категорий церковно-славянских текстов со следами юго-западно-русского наречия относится большинство изданий Псалтири, вышедших из типографий западной Руси или из рук западно-русских уроженцев, каковы: Псалтирь с последованием, напечатанная в Кракове1491 году: Псалтирь, напечатанная в Праге Франциском Скориною в 1517 году; таже Псалтирь, почти без перемен в языке, перепечатана в «Малой подорожной книжице» Скорины, в 1525 году: Псалтирь с Часословцем, изданная в Заблудове в 1570 году Иваном Федоровичем Москвитиным; подобная же Псалтирь с восследованием, изданная в Вильне у Мамоничей в 1586 году, и другое издание 1593 года: Псалтирь и Новый Завет 1611 года, в Евю, на средства Богдана Огинского; Псалтирь 1623 года, в Вильне, на средства Сапеги; такая же Псалтирь 1623 года, большого формата: Новый Завет и Псалтирь, в Вильне, 1641 г. 39 Но кроме этого обычного церковно-славянского текста, в западной Руси был известен другой церковно-славянский библейский перевод, не богослужебного типа, а потому вообще крайне редкий. Цельных списков этого текста мы не знаем, но в отдельных рукописях извлечения из этого текста известны. Текст этот представляет исключительную важность, так как в полном виде он не сохранился, и для его восстановления западнорусские извлечения являются одним из существенных источников. Сюда относятся некоторые библейские книги: 1) в сборнике архиве министерства иностранных дел XV в. 902/1468:2) в двойнике этого архивского сборника – виленском хронографе XVI в. 147 (109) и 3) в хронографическом сборнике библиотеки Императорской Академии Наук XVI в. 15. 13. 4. В этих хронографических сборниках, в ряду с обычным болгарским текстом, помещен текст св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

В новейшее время жители Ахтырки страдали: а) от холеры, от которой в 1831 г. умерло до 190 человек, а в 1848 г. – 299 человек; б) от пожаров, несколько раз бывших 1845–1848 гг., из которых особенно грозен был пожар 22 июня 1845 г. В консисторском архиве сохранились метрики ахтырских церквей: Успенской, Покровской, Преображенской, Петропавловской и Архангельской за 1726 г. Две доли жителей Ахтырки ныне состоят из государственных крестьян, которых считается до 4880 душ муж. пола. Торговля незначительная, ярмарок в году пять: на всеедной неделе, 17 марта, 9 мая, 8 июля, 26 октября. Оборот капиталов простирается только до 10 950 р. серебром. Существующее здесь человеколюбивое заведение – окружная лечебница пользуется известностью, 60 больных содержится на счет общественных сборов, за прочих получается плата. Богадельня для нищих содержится городом. СЛОБОДА БАКИРОВКА При речке Ворскле и Боровой в 12 верстах от Ахтырки. С именем села встречается еще в актах 1685 и 1696 гг. и, следовательно, тогда была уже с храмом. В 1712 г. бакировский храм Св. Параскевы был возобновляем. С 1801 г. существует нынешний. В округе прихода ныне состоит замечательная деревня Литовка, расположенная при р. Ворсклице в полуверсте от устья р. Боровой. Вблизи Литовки находится деревня кн. Го­лицыной Боголюбовка. Между Литовкой и Боголюбовкой находятся два городища. Одно в 200 саж. от Боголюбовки, на косогоре, обнесено двойным рядом валов и рвом между валами в 3 саж. глубины. Ров и валы идут на восточной, южной и западной сторонах, на северной же – открытый вход в городище. Площадь внутри валов квадратная, в 96 саж. в окружности. На западной стороне площади, в углу, – высокий холм в 10 саж. вышины. С этого холма взор окидывает далекое пространство. На юго-восточной стороне за валом, в 50 саж. от него, – глубокий ров или, как говорят старожилы, засад в 3 саж. глубины. Жители Литовки и Боголюбовой на­зывают это городище Кукуевым. Известно и другое Кукуево городище, на берегу Псла. Что же это за Кукуй, оставивший имя на этих местах? Это имя вызывает на память известных по летописям Коуев, или Ковуев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Определение предмета в каждой главе и распределение его по пунктам («рассуждениям») не чуждо, впрочем, той искусственности и излишнего дробления, какие господствовали тогда в сочинениях юго-западных учёных, мешая отчётливому усвоению. Раскрытие главных и второстепенных мыслей отличается постепенностью и законченностью; нет сбивчивости, запутанности, двусмысленности. В «Обличении» нет повторения в тождесловия – этого утомительного недостатка «Пом. Отв.». В довершение характеристики противо-раскольнической полемики Феофилакта нужно упомянуть о дополнении к «Обличению», сделанном м. Арсением Мациевичем в 1745 году. С внешней хронологической стороны, речь о дополнении к «Обличению» представляется довольно значительным анахронизмом (1725–1745 г.), но оба эти литературные памятники имеют внутреннюю, взаимную, логическую, историческую зависимую связь, так что могут быть рассматриваемы как нечто коллективное однородное целое по содержанию, целям и направлению. «Дополнительное обличение» м. Арсения было написано одновременно с исправлением «Обличения», после смерти автора последнего, – Феофилакта († 1741) «Дополненное обличение» митрополита Арсения вызвано было неполнотой «Обличения» Феофилакта, тем, что последний почти исключительное внимание обратил на 50 ответ Денисова. Правда, автор «Обличения» касался немного и других вопросо-ответов (5, 19, 29, 34, 35, 37, 57, 65, 90, 101 и 104) Денисова, но ограничивался более приведением доводов своего противника, чем критикой раскольнических разглагольствий, находивших опровержение в сказанном по поводу 50-го ответа, – с целью более полного ознакомления читателей со всеми заблуждениями своих противников 184 . Принадлежность «Дополненного Обличения неправых и лжесловесных ответов раскольнических» Арсению Мациевичу в настоящее время не подлежит сомнению. Это сочинение Арсения Мациевича, известное до 1868 года учёным по рукописям синодальной библиотеки, сполна напечатано в I и III томах «Описания документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Скальковского 10 , принадлежал ему, Глобе, до самой его смерти, последовавшей будто бы в 1793 году и затем, перешел в казну, был приписан к казенным суконной и «шелковой» фабрикам, из коих последняя в Екатеринослав была доставлена на пяти байдаках в 1789 году. Желая точно определить время кончины Лазаря Глобы, я пересмотрел в местном консисторском архиве метрические (по городу Екатеринославу) книги с 1790 по 1798 года, но записи о его смерти там не оказалось, хотя, без сомнения, он умер в Екатеринославе. Это подтверждается присутствием в нынешнем городском саду, в его юго-западном углу, памятника «основателю сада». Памятник, рисунок с которого помещается здесь, поставлен на месте его погребения, как об этом свидетельствует Корж («Уст. повествов.»…, стр. 58), а за ним и бывший преподаватель местной духовной семинарии, автор изданных в 1849 г. «Писем из Екатеринослава» Г. Титов . На 32-й странице этих «Писем» читаем: «он (Глоба) скончался 100 лет и погребен в своем саду, где на могиле его доселе стоит каменный столб». Сохранился этот столб и до наших дней; известен он под именем памятника Глобы; стоит он в глухой части городского сада, не привлекая ничьего к себе внимания, среди обстановки, не всегда производящей благоприятное впечатление на посетителя. Красующаяся на нем надпись: «Запорожцу Глобе – основателю сада» – дает основание думать, будто бы он сооружен городом. Я лично склонен думать, что столб сооружен не городом и что имеющаяся на нем надпись позднейшего происхождения (может быть, 1887 года, когда праздновался столетней юбилей г. Екатеринослава). 1. Прошение полкового есаула Лазаря Глобы об освобождении его от «общенародных повинностей» Высокородному и превосходительному гд-ну генерал-майору, Новороссийской губернии губернатору, Днепровского пикинерного полка шефу и кавалеру Николаю Даниловичу Языкову полкового есаула Глобы доношение. О продолженной мной ее императорскому величеству, в прошедшую с турками войну, службе и о порядочном моем поведении при разрушении бывшей Сечи свидетельствующие аттестаты при сем вашему превосходительству в точных копиях представляя, нижайше прошу за долговременную и беспорочную службу, в рассуждении слабости моего здоровья, о исключении меня из общенародных повинностей, учинить милостивое рассмотрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010