Синицын, 1895 – Синицын П.В. Преображенское и окружающие его места. их прошлое и настоящее. М., 1895 Синицын, 1896 – Синицын П. В. Никольский единоверческий мужской монастырь в Москве, что в Преображенском. М., 1896 Сказание, 1909 – Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери. Подг. текста и предисловие И. Баженова //Вестник археологии и истории, издаваемый Имп. Археологическим институтом. Вып. XIX. СПб., 1909 Скопин, 1989 – Скопин В.В. Иконописцы на Соловках в XVI – середине XVIII в.//Древнерусское искусство. Художественные памятники русского севера. М., 1989 Скрайн, 1978 – Scrine P.H. The Baroque: Literature and Culture in Seventeenth Century Europe. L., 1978 Смирнов, 1909 – Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909 Смирнов, 1913 – Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1913 Смирнов, 1979 – Смирнов И.П. О подделках А. И. Сулакадзевым древнерусских памятников (Место мистификации в истории)//ТОДРЛ, т. XXXIV, 1979 Смирнов, 1991 – Смирнов И.Л. О древнерусской культуре, русской национальной специфике и логике истории. Вена, 1991 Снегаров, 1944 – Снегаров Ив. Кратка история на съвременните православни църкви. Т.1. София, 1944 Снегирев, 1848 – Снегирев И.М. О значении отечественной иконописи. Письма к графу А.С. Уварову. СПб., 1848 Снессорева, 1891 – Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание снятых чудотворных Ее икон, чтимых Православной Церковью. на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией матери. СПб., 1891 Соловьев, 1966 – Соловьев В.С. О расколе в русском народе и обществе//В. С. Соловьев . Полн. собр. соч., т. 3. Брюссель. 1966 Соловьев, 1969 – Соловьев В.С. Русская идея//В. С. Соловьев , Полн. собр. соч., т.11. Брюссель. 1969 Соловьев, 1988 – Соловьев С.М. История России с древнейших времен, т. 4.//см. Соловьев. Сочинения. Кн. П. М., 1988 Соснин, 1833 – Соснин Д. О святых чудотворных иконах в церкви христианской. СПб., 1833 Софронова, 1983 – Софронова Л.А. Проблемы художественного примитива на польской сцене XVII-XVIII вв.//Советское славяноведение, 1983,

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

По моему предложению, общество любителей духовного просвещения собирается чрез распространенные газеты объявить всем, имеющим у себя письма Филарета, не угодно ли им передавать эти письма, в подлиннике или в копии, обществу для напечатания. Дай Бог, чтобы это предприятие имело успех». 20 ч. скончался в Москве Протоиерей Троицкой на Листах, церкви Павел Иванович Соколов, женатый на дочери родной сестры Митрополита Филарета, Агриппины Михайловны. 2545 Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1908 год//Богословский вестник 1908. Т. 3. 10. С. 33–64 (4-я пагин.) —33— пособия на путевые расходы и содержание в г. Чернигове, в размере 200 р. каждому. Определили: О назначении представителей от Академии на XIV Археологический Съезд в г. Чернигове сообщить и Императорскому Московскому Археологическому Обществу. V. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 5 января с. г. за 27: «Вследствие ходатайства Директора Русского Археологического Института в Константинополе о командировании для научных занятий в означенный Институт окончившего в 1907 году курс кандидата Московской Духовной Академии Владимира Семидалова, Учебный Комитет имеет честь покорнейше просить Совет Московской Академии сообщить Комитету свой отзыв по содержанию изложенного ходатайства Директора Археологического Института в Константинополе». Справка: 1) Указом Святейшего Синода от 24 сентября 1902 года за 7388 постановлено: «ежегодно одного стипендиата одной из духовных академий, вместо оставления при академии в течении одного года, командировать на это время для ученых занятий при Русском Археологическом Институте в Константинополе, с назначением на его содержание 1500 рублей в год, вместо стипендиатского оклада в 700 руб., и с сохранением за ним всех прав службы по званию профессорского стипендиата, при чем дополнительный к стипендиатскому окладу расход по 800 руб. в год отнести на счет духовно-учебного капитала по Отд. 1пар. 1 ст. 2. сметы расходов специальных средств Святейшего Синода, с тем, чтобы сумма эта ассигновалась поочередно в распоряжение академий: С.-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской». – 2) В первую очередь Московской Духовной Академии, падавшую на 1904–1905 учебный год, Советом, с разрешения Святейшего Синода, командирован был для занятий при Русском Археологическом Институте в Константинополе помощник секретаря Совета и Правления Академии Μ. И. Бенеманский. – Вторая очередь падает, таким образом, на следующий 1908–1909 учебный год. – 3) По указу Святей-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18 марта – Утвержден резолюцией епископа Парфения (Левицкого) в звании почетного члена Тульской епархиальной палаты древностей. 4 апреля – Окончание работы над статьей «Начало организованной духовной школы (Комитет по усовершенствованию духовных училищ)». 9 апреля – Избран пожизненным действительным членом Императорского Православного Палестинского общества. 29 апреля – июнь 1921 г. – Готовил материалы для сборника «Московская Духовная Академия в 1854−1870, 1883 и 1886−1887 годах по переписке проф. В. Н. Потапова († 1890, II, 5)». 8 мая – Присутствовал на заседании образованного Министерством внутренних дел Особого совещания под председательством Комиссара Временного правительства по духовным делам иностранных исповеданий профессора С. А. Котляревского для обсуждения общих вероисповедных вопросов, поставленных на очередь происшедшими изменениями государственного строя. Май – 25 декабря – По просьбе академика А. С. Лаппо-Данилевского подготовил очерк о русском богословии для проектируемого Академией наук сборника «Русская наука». Июнь – Получил приглашение войти в состав Союза членов Петроградского Археологического Института (под председательством профессора Н. И. Веселовского). Конец июня – Уехал на Кавказ, откуда вернулся в Петроград около 12 сентября. 19 августа (Ессентуки) – Окончание работы над составлением отзыва о сочинении В. В. Четыркина «Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова. Исагогическое исследование» (Пг., 1916), представленном на соискание Ахматовской премии Академии наук. 13 октября – Избран делегатом от ПДА на созываемое Министерством народного просвещения совещание по вопросу об учреждении в Париже Русского научного института и о посылке с этой целью делегатов русских ученых в Париж. По словам Глубоковского, это «несвоевременное дело совсем не имело движения». 5 декабря – Прочитал последнюю «вступительную» лекцию в ПДА – «Суд Божий», и затем – 12, 19 декабря и 16, 23, 30 января 1918 г. – еще 12 лекций. 10 декабря – Участвовал в заседании «Палестинского совещания» в связи с обнародованной декларацией лорда Бальфура о восстановлении «еврейского Сионского государства» и подал специальные записки 3420 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Другая церковь того же типа изучалась в с. Лоо экспедицей Уральского государственного университета в 1980–1990-х гг. 3143 Доследование этого памятника открыло новые архитектурные и декоративные элементы 3144 . Коллекция архитектурных фрагментов из церкви в Лоо и другие предметы византийской эпохи хранятся в Историческом музее г. Сочи 3145 . Эта группа памятников христианской архитектуры была расположена на территории епархии Абазгия Константинопольского Патриархата 3146 . На крайней оконечности восточного побережья Черного моря находится Тьмутаракань (Тмуторокан русских источников, византийская Таматарха-Матарха, совр. Тамань), центр древнерусской и византийской епархий (в разное время), обе подчинялись Константинопольскому Патриархату. Остатки древнерусской каменной церкви, более 40 византийских печатей и другие археологические материалы характеризуют состояние этого городского центра в κ. X – н. XIII в. 3147 В Закавказье (Южный Кавказ) прогресс последних лет связан с изучением купольной раннесредневековой архитектуры Армении и Грузии, ее истоков, развития и связей с восточно-христианской традицией. В работах А.Ю. Казаряна рассматриваются вопросы плановой композиции, сводчатых конструкций, пластической декорации, литургических устройств большой группы храмов второй половины VI – VII в. 3148 В последние два десятилетия христианская и византийская археология в России развивается успешно, продолжая прежние традиции и открывая новые сферы исследования. Для дальнейшего прогресса было бы очень важно решить давнюю задачу организации зарубежных научных центров, о чем еще свыше столетия назад не раз говорилось на археологических съездах, и, прежде всего, возродить Русский археологический (исторический) институт в Константинополе. Рекомендуемая литература на русском языке 1. Общие работы по истории Церкви 1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью//Из истории культуры Средних веков и Возрождения. M., 1976. 2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, Помяловский опубликовал ряд житий палестинских святых, из них издание Жития св. Саввы было капитальным 2799 . Ученый был и коллекционером, он увлекался собиранием рукописей и редких старопечатных книг вв. «Православный Палестинский сборник» напечатал также серию «хождений» русских паломников. Археология Ветхого завета также входила в сферу научных интересов российских ученых. В 80-е гг. XIX в. история Древнего Востока была введена в программы историко-филологических факультетов университетов. Библейская археология и древнееврейский язык были обязательными дисциплинами в духовных академиях. Член Палестинского общества профессор Сергей Александрович Терновский (1847–1916) читал эти курсы в Казанской духовной академии. В 1897–1903 и 1907–1916 гг. он был редактором «Православного собеседника», одного из лучших в России духовных журналов, где он сам опубликовал немало статей по библейской археологии и истории Восточных Церквей. Фундаментальный труд Терновского посвящен библейской археологии 2800 . Известный гебраист Аким Алексеевич Олесницкий (1842–1907), богослов, историк и археолог, с 1883 г. был профессором Киевской духовной академии 2801 . Во время своих археологических путешествий в Святую землю в 1873–1874 гг. он собрал обширный материал для исследования по библейской археологии Иерусалима и других мест Палестины 2802 . После своих длительных поездок в Палестину в 1886, 1889 и в 1891 (в составе экспедиции Кондакова) гг. ученый опубликовал труд о храме Соломона с большим количеством иллюстраций 2803 . Ему принадлежит также серьезная работа о раскопках храма св. Гроба «на русском месте» 2804 . Столь успешная деятельность Палестинского общества естественно привела к идее организации Русского археологического института в Иерусалиме, подобного археологическому институту в Константинополе. Однако этой инициативе не суждено было осуществиться из-за Первой мировой войны 2805 . В 1914 г. турецкие власти реквизировали земли и недвижимость Палестинского общества и закрыли церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

97 . Получались в дар следующие периодические издания в 1904 и 1905 г. г.: 1) Εκκλησιαστικη; 2) Allgemeine Bibliographie; 3) Church Union Gazette; 4) Monthly Gazette of current Literature; 5) Periodical; 6) Wöchentliches Verzeichniss; 7) Славянский Век; 8) Свет (из Америки); 9) Српски Сион; 10) Церковные ведомости; 11) Московские ведомости; 12) Московские Церковные ведомости; 13) Вера и Церковь ; 14) Православный Американский вестник; 15) Известия Русского Археологического Института в Константинополе; 16) Известия СПБ. Лесного Института; 17) Руководство для сельских пастырей; 18) Душеполезное Чтение; 19) Духовный Вестник Грузинского Экзархата; и Епархиальные Ведомости: 20) Архангельские; 21) Благовещенские; 22) Волынские; 23) Екатеринбургские; 24) Калужские; 25) Кишиневские; 26) Нижегородские; 27) Оренбургские; 28) Орловские; 29) Саратовские; 30) Ставропольские; 31) Тверские; 32) Уфимские; 33) Якутские и 34) Ярославские. —348— 98 . Кроме сего из студенческой библиотеки получено 40 названий Епархиальных ведомостей 1904 и 1905 года. 99 . Получено извещение об оставлении по завещанию кандидатом LI курса Академии Архимандритом Серапионом Машкиным для библиотеки Академии 120 названий книг и периодических изданий на иностранных языках и 134 названий книг и периодических изданий на русском языке, всего 430 томов и тетрадей, но эти книги и периодические издания пока не получены в библиотеку. Справка: 1) По определению Совета Академии от 4 июня 1902 года библиотекарю Академии разрешено представлять годичный отчет по библиотеке с приложением списка пожертвований за отчетный год (считая таковой с 1 июля по 30 июня) к 16 августа каждого года. – 2) По § 52 инструкции библиотекарю Академии: „Ревизия библиотеки производится ежегодно двумя депутатами из наставников Академии, назначенными Советом в начале или конце каникул. Впрочем, Совет может назначить и другое время, необходимое по его усмотрению для освидетельствования.“ Определили: 1) Поручить произвести следующую ревизию академической библиотеки заслуженному ординарному профессору А.Д. Беляеву и исправляющему должность до цента Академии Е.А. Воронцову. – 2) Жертвователям выразить от Совета Академии глубокую благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Упоминаемые в памятниках чудеса евхаристии, а также чудесная помощь христианам на поле боя при обращении к знамению креста и иконе Пресвятой Богородицы, помимо собственно исторического значения, являются «агиографическими» ответами на мусульманскую полемику против почитания христианами креста и икон, а также против евхаристии. Это яркая иллюстрация, демонстрирующая разрешение интеллектуального спора на ином, практическом уровне. Житийная литература имела гораздо больший круг читателей, чем специальные полемические сочинения, поэтому выраженные в ней представления об исламе, оказывали более широкое влияние на отношение византийцев к мусульманам и их вере. См.: Kurtz E. Des Klerikers Gregorios Bericht über Leben, Wundertaten und Translation der heiligen Theodora von Thessalonich. St. Petersburg, 1902. Пападопуло-Керамевс А . Сборник греческих и латинских памятников, касающихся Фотия патриарха. СПБ., 1901. С. 1–14. См.: Cozza-Luzi I. Historia et laudes ss. Sabae et Macarii. Rome, 1893. Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. СПб., 1907. Т. 1. С. 93. Acta Sanctorum. Nov. 4: 224–233. Лопарев Х.М . Греческие жития святых VIII–IX вв. Петроград, 1914. С. 473. Васильев А . Житие Филарета Милостивого//Известия Русского археологического института в Константинополе. 1900. 5. С. 64–86. Oikonomides N . βος το γου Θεοδρου Κυθρων//Πρακτικ Tρτου Πανιονου Συνεδρου. Athens, 1967. С. 264–291. Лопарев Х.М . Греческие жития святых. С. 75. Там же. С. 187. Там же. С. 243. Там же. С. 337. Grégoire H . Saint Démétrianos, évêque de Chytri//BZ 16, 1907. P. 204–240. Gouillard J . La vie d’Euthyme de Sardes//TM10, 1987. P. 1–101. Halkin F . Saint Antoine le Jeune et Pétronas le vainqueur des Arabes en 863//AB62, 1944. P. 210–223. Лопарев Х.М . Греческие жития святых. С. 288. Никитский А . Житие преподобного отца нашего Иоанна, епископа Готфии//Записки Одесского общества истории и древностей. 1883. 13. С. 25–34. SynaxCP 279f. Лопарев Х.М . Греческие жития святых. С. 312.

http://pravoslavie.ru/4484.html

—238— мне г. секретарём Совета и Правления Академии согласия, принять на себя в 1904–1905 учебном году исполнение обязанностей по должности помощника секретаря, – считаю справедливым рекомендовать просьбу г. Бенеманского вниманию Совета Академии“. Определили: Соглашаясь с предложением Преосвященного Ректора Академии, просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о командировании на 1904–1905 учебный год для научных занятий при Русском Археологическом Институте в Константинополе помощника секретаря Совета и Правления Академии, кандидата богословия, Коллежского Секретаря Михаила Бенеманского, с сохранением за ним прав службы по занимаемой им должности и с отпуском на его содержание в Константинополе 800 рублей из духовно-учебного капитала. XII. Донесение редакции академического журнала „Богословский Вестник“: „Редакция „Богословского Вестника“ имеет честь представить при сём отчёт об израсходовании двух тысяч рублей, дарованных Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Владимиром, Митрополитом Московским и Коломенским, на переиздание творений св. отцов в 1903 году. Как усматривается из прилагаемой при сём ведомости, в отчётном году были переизданы III и IV части Творений св. Афанасия, Архиепископа Александрийского, в количестве 2500 экземпляров, причём сделан отдельный оттиск Жизни преп. Антония, извлечённый из III части творений в количестве 2000 экземпляров – всего на сумму 2623 руб. 92 к. На основании резолюции Его Высокопреосвященства от 25 октября 1899 года, редакция „Богословского Вестника“ покорнейше просит Совет Академии ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о даровании такого же пособия и в настоящем 1904 году для оплаты части весьма крупных расходов по переизданию в 5000 экземплярах творений преподобного Макария Египетского , которое, при ограниченности средств редакции, могло быть предпринято ею единственно в надежде на поддержку Его Высокопреосвященства“. —239— Определили: 1) Почтительнейше ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о даровании на текущий 1904 год, по примеру прежних лет, денежного пособия из сумм Перервинского монастыря на издательское дело Академии в размере, какой благоугодно будет назначить Его Высокопреосвященству. 2) Составленный редакцией отчёт по изданию святоотеческих творений в 1903-м году представить при журнале настоящего собрания Его Высокопреосвященству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Развитие научной деятельности в области богослужебного пения Русской Православной Церкви. Особое развитие в четвертом периоде второй эпохи получила научная разработка отдельных областей науки о богослужебном пении Русской Православной Церкви: !0 истории; 2) симиографии; 3) форм уставного пения. Эта последняя отрасль науки возникла и получила развитие в четвертом периоде. Правда, научная разработка отдельных вопросов, касающихся богослужебного пения Русской Церкви, началось уже в третьем периоде, о чем говорилось нами в предыдущей главе. Теперь же эта работа встала на прочные научные рельсы; за научные работы по церковному пению стали даваться ученые степени, о чем в XIX в. нельзя было и думать. В своем месте говорилось уже о том, какие затруднения встречал С.В. Смоленнский со стороны Казанской духовной академии для опубликования некоторых своих работ относительно древнерусских певческих рукописей, находившихся в библиотеке Казанской академии. Протоиерей Д.В. Разумовский был профессором Московской консерватории, но для занятия этой кафедры не требовалось иметь ученой степени, полученной за работу по истории церковного пения. В те времена, когда Разумовский был призван читать в консерватории историю русского церковного пения, не было в России институции, которая была бы авторитетна давать за научные работы по церковному пению ученые степени. Единственным авторитетным по вопросам церковного пения учреждением считалась Придворная певческая капелла. Но, как мы видели, капелла сосредотачивала свое внимание исключительно на исполнительско-технической и на контрольно-законодательной стороне церковно-певческого дела. Теперь же благодаря трудам Д.В. Разумовского, С.В. Смоленского, В.М. Металлова, А.В. Преображенского и некоторых других, разрабатывавших отдельные проблемы обширной, своеобразной области богослужебного пения Русской Православной Церкви, окончательно выкристаллизовалась научная дисциплина, которую мы можем назвать русским литургическим музыковедением. Эту научную дисциплину можно рассматривать как комплекс и взаимодействие нескольких отдельных научных дисциплин, о которых было выше сказано. Но объединяющее эти отдельные дисциплины в одну дисциплину – именно в русское литургическое музыковедение – тогда, во второй половине XIX в., нельзя было еще точно обозначить. Это вполне определилось лишь с появлением капитального труда протоиерея В.М. Металлова «Богослужебное пение Русской Церкви в период домонгольский», изданного в Москве в 1912 г. в серии записок Императорского Московского археологического института имени императора Николая II. За эту работу протоиерей Металлов получил от Московской Духовной академии ученую степень магистра богословия. Это был первый случай, когда ученая степень была присуждена за работу о русском церковном пении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Minneapolis, 1996. Базилика свт. Николая в Мирах Ликийских. V - XI вв. Интерьер Стимулирующее воздействие на развитие рус. А. х. оказала византинистика, важной частью к-рой являлись специальные дисциплины археологического круга ( хронология , нумизматика , палеография и др.). РАИК под рук. Ф. И. Успенского организовал экспедиции на правосл. Восток, создал музей древностей и начал натурные работы в К-поле, где была изучена базилика прп. Феодора Студита, V в. (Б. А. Панченко ); в Палестине зафиксировали мозаики 2-й пол. VI в. (Мадаба, см. Медева ) с изображением главных пунктов паломничеств в Палестине, Сирии и Египте; экспедиция во главе с Успенским (1900) занималась изучением жизни христ. общин V в. С 1915 г. ППО работало над проектом «Института палестиноведения» и Рус. археологического ин-та в Иерусалиме, к-рый не был осуществлен. После Октябрьской революции 1917 г. работы на Ближ. Востоке надолго стали недоступны ученым из России. В Сирии и Палестине интересы России в большой мере представляла Русская духовная миссия в Иерусалиме во главе с еп. Чигиринским Порфирием (Успенским) , позже архим. Антонином (Капустиным) и архим. Леонидом (Кавелиным) . Они активно собирали церковные древности и проводили важные для развития А. х. работы. Создание ППО расширило в 80-х гг. XIX в. возможность отправки экспедиций, публикаций источников и периодики (Православный Палестинский сборник, Сообщения ППО). Стремление к протекторату над святыми местами и созданию сети паломнических центров выразилось в приобретении земель в местах возможных раскопок: Мамре, участки с гробницами «жены царя Соломона» в дер. Силоам и «гробами пророческими» в Иерусалиме, с древнеевр. гробницами Эр-Румание и др. Рус. А. х., т. о., вошла в круг международной религиозно-научной жизни, а ее представители стали участниками дискуссии наряду с учеными - протестантами и католиками. Работы 1883 г. на «русском месте» положили начало археологическим исследованиям храма Гроба Господня. Для палестинской А. х. основополагающими стали путешествия, организованные ППО и РАИК.

http://pravenc.ru/text/76478.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010