В собрании сём, в день воспоминания об основании Московской Духовной Академии, происходил, на основании § 91 устава духовных академий, торжественный акт в следующем порядке: экстраординарном профессором Академии по кафедре общей церковной истории Анатолием Спасским произнесена была составленная им, по поручению Совета, речь на тему: „Обращение Константина Великого в христианство“; Преосвященным Ректором Академии провозглашены были имена лиц, вновь избранных Советом в звание Почётных Членов Академии; затем прочитан был секретарём Совета отчёт о состоянии Московской Духовной Академии в 1903–1904 учебном году, и, наконец, в заключение акта розданы были Его Высокопреосвященством лучшим студентам IV, III и II курсов награды деньгами и книгами, присуждённые им, с утвер- —301— ждения Его Высокопреосвященства, Правлением Академии. Определили: Почтительнейше представить о совершении акта Его Высокопреосвященству. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „1904 г. нояб. 1. Донести (и ныне же доносится) о совершившемся акте Академии Св. Синоду“. 18 ноября 1904 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Иосиф и члены Совета Академии, кроме профессоров: В. Ключевского , Н. Заозерского , С. Глаголева , А. Голубцова , А. Введенского , А. Спасского, В. Мышцына и И. Андреева . Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1904 г. Окт. 18. В Совет Московской Духовной Академии“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 15 октября 1904 года за 10184: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 30 сентября сего года за 1594, журнал Учебного Комитета за 529, с заключением Комитета по представлению Вашего Преосвященства, о командировании в Константинополь для занятий в Русском Археологическом Институте помощника секретаря Совета и Правления Московской Духовной Академии Михаила Бенеманского. Приказали: Согласно ходатайству Вашего Преосвященства и заключению Учебного Комитета, командировать в Константинополь для занятий в Русском Археологическом Институте на 1904–5 учебный год избранного для сего Советом Московской Духовной Академии помощника секретаря Совета и Правления сей Академии, кандидата богословия Михаила Бенеманского, с сохранением за ним прав службы, содержания по занимаемой им должности и с отпуском дополнительного содержания из духовно-учебного капитала в размере восьмисот рублей, считая срок командировки с 15 августа 1904 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1908 г. Авг. 28. В Совет Московской Духовной —254— Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 26 августа за 10302: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 19 минувшего Июля за 310, об учреждении при Московской духовной академии премии имени покойного ординарного профессора академии Ивана Корсунского на собранный бывшими слушателями и почитателями покойного капитал, заключающийся ныне в 4½% свидетельствах Крестьянского Поземельного Банка на сумму 1300 р., с тем, чтобы проценты с сего капитала были выдаваемы за лучшее кандидатское сочинение по одному из тех предметов, к области которых относятся составленные профессором Корсунским научные труды, и об утверждении выработанного Советом Московской духовной академии проекта положения о сей премии. Приказали: 1) Учредить при Московской духовной академии премию имени покойного ординарного профессора названной академии Ивана Корсунского на изложенных выше основаниях и 2) представленный проект положения о сей премии утвердить; 622 о чём и послать Вашему Преосвященству указ». Определили: Принять к сведению и руководству. V. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1908 г. Авг. 25. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 21 августа за 10065: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Исполняющим обязанности Синодального Обер-Прокурора, от 12 сего Августа, журнал Учебного Комитета за 432, по представлению Вашего Преосвященства о командировании в Константинополь для занятий в Русском Археологическом Институте на 1908–9 учебный год окончившего в текущем году курс Московской духовной академии кандидата богословия Николая Махаева. Приказали: Согласно —255— представлению Вашего Преосвященства и заключению Учебного Комитета, командировать в Константинополь для занятий в Русском Археологическом Институте на 1908–9 учебный год окончившего в текущем году курс Московской духовной академии кандидата богословия Николая Махаева, с отпуском ему пособия из духовно-учебного капитала в размере 800 рублей, считая срок командировки с 15 августа 1908 года по 15 августа 1909 года; о чём и послать Вашему Преосвященству указ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В устранение всех этих неудобств, вытекающих из совместного преподавания церковной истории и патристики на одном 2-м курсе, я и обращаюсь с почтительнейшей просьбой к Совету о перенесении лекций по церковной истории на 3-й курс». Справка: По § 81 лит. а п. 2 устава духовных академий 1884 года – «распределение предметов учения и порядка их —140— преподавания в академии» значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили: Соглашаясь с предложением ординарного профессора А. А. Спасского, преподавание общей церковкой истории перенести со II на III академический курс. XVII. Прошение окончившего в минувшем 1908 году академический курс и командированного Советом Академии в Константинополь для занятий при Русском Археологическом Институте кандидата богословия Николая Махаева: «Принося глубокую благодарность Совету Московской Духовной Академии, давшему мне командировку для занятий при Русском Археологическом Институте в Константинополе, позволяю себе обратиться к нему с просьбою, не найдет ли возможным Совет Академии ходатайствовать пред Учебным Комитетом при Св. Синоде о предоставлении мне в одной из семинарий (если возможно, южных) кафедры по одному из тех предметов, в области которых были сосредоточены мои занятия в течение последних двух лет, т. е. литургики, церковной истории и греческого языка». Определили: С препровождением хранящихся при делах Совета Академии документов кандидата Николая Махаева, просить Учебный Комитет при Святейшем Синоде, при назначении Махаева на духовно-учебную службу, принять во внимание выраженные в его прошении пожелания. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1909 г. Июля 1. Утверждается». 10 июня 1909 года 6. Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, – Инспектор Академии – и. д. ординарного профессора А. П. Шостьин , заслуженные ординарные профессора – А. Д. Беляев , Н. А. Заозерский (сверхштатный) и Μ. Д. Муретов; ординарные профессора – А. П. Голубцов , А. А. Спасский и Μ. Μ. Тареев;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12.  Егора Кузьмича Редина; 13.  Никодима Павловича Кондакова; 14.  Полихрония Агапиевича Сырку; 15.  Владимира Николаевича Бенешевича; 16. Николая Васильевича Покровского, директора Императорского археологического института; 17.  Федора Ивановича Успенского, ученого секретаря Русского археологического института в Константинополе; 18.  Ивана Васильевича Попова, профессора Московской духовной академии; 19.  Хрисанфа Мефодьевича Лопарева; 20.  Спиридона Ламброса; 21.   Мануила Гедеона; 22.  Емиля Леграна (Emile Legrand); 23.  Габриеля Милле (G. Millet); 24.  Луи Пети (Lui Petit).  XV том. «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах». На данный момент работа над этим томом практически закончена и в ближайшие месяцы (июнь – июль 2014 г.) он должен появиться на свет. В него вошли до сих пор не публиковавшиеся архивные материалы из личного архивного фонда выдающегося деятеля Свято-Пантелеимонова монастыря и Русской Православной Церкви архиепископа Василия (Кривошеина). Книга подготовлена в сотрудничестве с прямыми потомками архиепископа Василия, оснащена научными комментариями и предисловием.  XVI том. «Летопись чудесных событий в Русском Пантелеимоновом монастыре от основания до 1993 года». Издание тома запланировано на первую половину 2015 года. Книга будет содержать хронологически упорядоченные описания чудесных и духовно значимых событий, засвидетельствованных и хранящихся в документах архива Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Это будет своеобразная духовная летопись монастыря. Каждое отдельное чудо по-своему интересно, но когда мы их собрали воедино и расположили четко по годам, то открылся явный Промысел Божий о русском монастыре, свидетельствующий и о непрестанной заботе Господа и Божией Матери о русской святогорской обители.  XVII том. «Жизнеописание и духовное наследие иеромонаха Арсения (Минина)». Время издания: первая половина 2016 года. Книга будет содержать духовно значимые творения православного духовного писателя, издателя и редактора, иеромонаха Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря о. Арсения (Минина, 1823 - 1879): его дневниковые записи, письма и т.д. Многие из этих документов никогда не были опубликованы. 

http://bogoslov.ru/event/3974163

Бог Ра, этруски и буквица. Разоблачаем главные мифы о русском языке Он не самый древний, и тайную азбуку выдумали 21 февраля, 2024 Он не самый древний, и тайную азбуку выдумали «Труды» лжелингвистов стоят на полках книжных магазинов рядом со словарями, а многочисленные гуру создают «школы» и даже «институты» по изучению «истинного» русского языка. Филолог Светлана Гурьянова объясняет, что не так с теориями о русском как прародителе всех языков, о тайной азбуке и боге Ра из выступлений сатирика Михаила Задорнова. Светлана Гурьянова Мы живем в удивительное время, когда любой человек может высказаться на широкую аудиторию: завести блог, опубликовать видео на YouTube или даже издать книгу. С одной стороны, это прекрасно, ведь каждый получает возможность реализовать себя. Но, с другой стороны, такая «свобода слова» помогает распространять не только интересные или по-настоящему ценные идеи, но и откровенно бесполезные или даже вредные. Оттого и процветают сейчас шарлатаны разного толка, готовые за пять минут на пальцах объяснить устройство мироздания и разрешить все загадки, над которыми ломают голову ученые всего мира. Особенно много таких знатоков в области истории и лингвистики. Людям кажется, что разобраться в этих науках совсем не сложно («Это же не высшая математика или квантовая механика с мудреными формулами!»). Но если все понимают, что для занятий историей все же требуется, например, хотя бы работа с древними рукописями или с археологическими находками, то рассуждать об устройстве языка, с точки зрения обывателя, под силу каждому и дополнительных знаний для этого не требуется вовсе — ведь все мы так или иначе этим языком владеем.  Но говорить — еще не значит понимать, как язык устроен. Простая аналогия: любой человек умеет дышать — но все ли знают, как функционируют легкие? Тем не менее «труды» лжелингвистов стоят на полках книжных магазинов рядом со словарями, а многочисленные гуру создают «школы» и даже «институты» по изучению «истинного» русского языка — не бесплатные, разумеется. А соответствующим блогам и роликам на YouTube и вовсе несть числа.

http://pravmir.ru/bog-ra-etruski-i-bukvi...

Определили: Магистерскую диссертацию и. д. доцента Академии С.И. Смирнова передать для рассмотрения заслуженному ординарному профессору по кафедре церковного права Н.А. Заозерскому . IV. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что вторым рецензентом магистерской диссертации и. д. доцента Академии С.И. Смирнова он назначает члена Совета – экстраординарного профессора по кафедре новой гражданской истории И.Д. Андреева. Определили: Принять к сведению. V. Краткий предварительный отчет помощника секретаря Совета и Правления Академии М.И. Бенеманского о занятиях при Русском Археологическом Институте в Константинополе с 1 ноября 1904 года по 15 августа 1905 года: „Предмет моих занятий при Русском Археологическом Институте в Константинополе прежде всего был обусловлен темою моей магистерской диссертации: „ πρχειρος τμος императора Василия Македонянина“; – (его происхождение, характеристика и значение в церковном праве Византии и славянских стран византийского влияния: Сербии, Болгарии и России со времени его издания до настоящих дней) – и теми отзывами, которые были сделаны о диссертации рецензентами, – профессорами Академий, Н.А. Заозерским и И.Д. Андреевым . Книги библиотеки Института служили восполнением тех источников и пособий, которыми я располагал при пользовании академическою библиотекою. Таковы, например, описания западных книгохранилищ: Леунклавия, Куяция, Бандини, Ламбеция, Несселя, Меермана, Омона и др., дающие рецензии на рукописные кодексы, содержащие в себе памятники византийского права. Одною из задач моей работы являлся подбор материалов для всестороннего, по —402— мере возможности, освещения эпохи издания Прохирона, – эпохи Македонской династии, (– общественного быта, государственных учреждений, господствующих партий, нравов, правового порядка...), и в частности – материалов для характеристики личности верховного издателя Прохирона – императора Василия Ι-го (Македонянина). В основу был положен „Corpus scriptorum historiae Byzantinae“ – труды тех хронографистов, которые касаются дел его царствования, (Генесий, продолжатель Феофана, Симеон Магистр и Логофет, Лев Грамматик, Иоанн Скилица, Георгий Кедрин, Иоанн Зонара, Константин Манасси, Георгий Амартол и др.); заключенный в них противоречивый материал, требующий строго критического отношения к себе, (ярким доказательством чему являются известия Константина Порфирогенита), и так или иначе понятый и истолкованный в трудах позднейших историков Византии, привел меня к различного рода новым выводам касательно частных деталей царствования императора-законодателя Василия

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После 1912 г. Ж. обратился к изучению истории Церкви в Новое время, в частности во 2-й пол. XVIII в., на основе материалов имп. Публичной б-ки и Архива Синода. В «Журнале Министерства народного просвещения» ученый в 1914-1916 гг. опубликовал ряд статей, посвященных управлению, суду, сословному составу населения и школьному делу в Зап. России в царствование Екатерины II Алексеевны и общему состоянию края при имп. Павле I Петровиче (Управление и суд в Зап. России в царствование Екатерины II//ЖМНП. 1914. 2. С. 264-315; 3. С. 88-120; 4. С. 314-355; 5. С. 1-60; Сословный состав населения Зап. России в царствование Екатерины II//Там же. 1915. 1. С. 76-109; 2. С. 257-321; 5. С. 130-178; Школьное дело в Зап. России в царствование Екатерины II//Там же. 12. С. 296-344; Зап. Россия в царствование Павла I//Там же. 1916. 6. С. 183-226; 8. С. 207-263; 10. С. 186-275). По поручению Комитета для устройства празднования 300-летия Дома Романовых Ж. редактировал юбилейное изд. «Россия под скипетром Романовых: Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 г.» (СПб., 1912), вышедшее тиражом 1 млн экз. Ж. подготовил также популярный очерк «Смутное время и воцарение Романовых» (М., 1913). Статьи Ж. публицистического характера выходили в «Церковном вестнике», «Виленском вестнике» и др. Ж. являлся почетным членом имп. Археологического института, действительным членом имп. Рус. исторического об-ва и состоявшей при об-ве особой Комиссии для обсуждения мер, касающихся порядка сохранения местных архивных материалов, членом имп. Московского археологического института им. имп. Николая II, Русского географического об-ва, Русского библиологического об-ва, Об-ва библиотековедения, почетным членом Полтавской церковной историко-археологической комиссии, пожизненным членом Владимирской губернской ученой архивной комиссии. В 1915 г. принимал участие в составлении издания, посвященного 50-летию Русского исторического общества, и написал главы «Основание, состав и собрания общества», «Научно-издательская деятельность общества». С 1903 г. работал в качестве члена-основателя в Галицко-Русском благотворительном об-ве в С.-Петербурге. В 1916 г. избран почетным членом Холмского правосл. братства. Проявил себя как активный деятель Западнорусского товарищества, 2 белорус. ученых сообществ.

http://pravenc.ru/text/182349.html

Платонов Николай Федорович (18891942), священник – выпускник СПбДА (1914), один из наиболее значимых деятелей обновленчества, профессор обновленческого Богословского института в Ленинграде, «митрополит» Ленинградский. 76 Титлинов Б. В. Молодежь и революция: из истории революционного движения среди учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений 18601905 гг./под ред. Э. Э. Эссена. Л., 1924. 77 Вероятно, имеется в виду книга: Титлинов Б. В. Православие на службе самодержавия в русском государстве. Л., 1924. 78 Дюканж Шарль (Charles du Fresne, sieur du Cange; 16101688) – французский медиевист, византинист, филолог, составитель знаменитого греческого словаря «Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. 12 vols.Lyon, 1688». Успенский Федор Иванович (18451928) – византинист, директор Русского археологического института в Константинополе (18941914), академик Петербургской академии наук (1900), академик АН СССР (1925). В частности, возглавлял комиссию по переизданию словаря Дюканжа. 79 Рейске Иоганн Якоб (17161774) – германский филолог классик, византинист, арабист, профессор Лейпцигского университета, один из основателей арабской филологии в европейской науке. Лебедев Алексей Петрович (18451908) – выпускник (1870) и профессор МДА по кафедре древней церковной истории, доктор богословия (1879); ординарный профессор Московского университета (1895). Беляев Дмитрий Федорович (18461901) – филолог классик, византинист, археолог; профессор Казанского университета (1878), декан историко филологического факультета (1883). 80 Заметка была опубликована: Византийский временник. 19231926. Т. 24. Л., 1926. Прил. С. 139140. 81 Айналов Дмитрий Власьевич (18621939) – историк искусства, член корреспондент Петербургской Академии наук (1914), член Императорского православного палестинского общества, в 19221929 гг. работал в Государственном Эрмитаже, в 1930х гг. подвергся аресту, находился в заключении. Имеется в виду статья: Айналов Д. В. Дар св. княгини Ольги в ризницу церкви св. Софии в Царьграде//Труды XII Археологического съезда в Харькове. М., 1905. Т. 3. С. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) К вопросу о пятигранных апсидах христианских храмов Восточного Крыма. ЯШАЕВА Татьяна Юсуфовна ДЕНИСОВА Елена Алексеевна Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» (Севастополь) ГОЛОФАСТ Лариса Алексеевна Институт археологии РАН (Москва) МОИСЕЕВ Дмитрий Анатольевич Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник (Бахчисарай) Христианский комплекс на Девичьей горе в свете новых археологических исследований. 16:30-16:45 – КОФЕ-БРЕЙК Председатель: к.и.н. Валерий Евгеньевич Науменко АФИНОГЕНОВА Ольга Николаевна ВОРОБЬЕВА И. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» (Москва) «Деяния» архангела Михаила на воротах Монте-Гаргано и Рождественского собора в Суздале. АРТАМОНОВ Юрий Александрович Институт российской истории РАН, Институт всеобщей истории РАН (Москва) «Общие монастыри» в Древней Руси. СТЕРЛИГОВА Ирина Анатольевна Музеи Московского Кремля (Москва) Судьба Каменно-Бродского клада 1903 года и его значение для истории искусства Древней Руси. ЛИТВИНЕНКО Ярослав Владимирович Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник (Киев) Неизвестные планы лаврских пещер XVIII в. 18:00 – ЭКСКУРСИЯ ПО ХЕРСОНЕСУ 13 СЕНТЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ 10:00–14:00 – УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ Председатель: д.и.н. Наталья Викторовна Жилина АРТАМОНОВ Тимофей Юрьевич Российский государственный гуманитарный университет (Москва) К вопросу об участии духовенства Древней Руси в военных походах (XI–XIII вв.). РОМЕНСКИЙ Александр Александрович Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» (Севастополь) Князь Владимир и восприятие греха в духовной культуре Руси. ТУМИНСКАЯ Ольга Анатольевна Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) Юродство в русском изобразительном искусстве конца XV–XIX вв. ХОВАРД Джереми Сент-Эндрюсский Университет (Сент-Эндрюс, Шотландия) «Полагая веру в учение»: анализ образной репрезентации церкви и веры в иллюстрированных азбуках Русского языка XVII–XX веков. КРАСОВА Маргарита Владимировна

http://pravoslavie.ru/115725.html

Оглашено на заседании Совета СПбДА 19–20 декабря 1901 г. [Изложение выступления в прениях при обсуждении сочинения С. Г. Рункевича «История русской церкви под управлением Св. Синода. T. 1. Учреждение и первоначальное устройство Св. Правительствующего Синода», представленного на соискание степени доктора церковной истории]//Там же. С. 196. Выступление прозвучало на заседании Совета СПбДА 13 февраля 1902 г. Представление Комиссии по обсуждению вопроса о командировании кандидатов и магистров С.-Петербургской Духовной академии для научных занятий в Русском археологическом институте в Константинополе//Там же. С. 281–284. Совместно с Н. А. Скабалановичем , И. С. Пальмовым , И. Г. Троицким и А. И. Бриллиантовым . Оглашено на заседании Совета СПбДА 18 марта 1902 г. Комиссия образована 7 мая 1901 г. под председательством Н. В. Покровского . Особое мнение члена (...) Комиссии (по вопросу об устройстве при Академии кафедры по истории грузинской церкви и вместе по истории восточных христианских общин и по истории византийской церкви)//Там же. С. 300–304. Оглашено на заседании Совета СПбДА 29 апреля 1902 г. Представление (о пожертвовании митрополитом Антонием (Вадковским) ряда предметов в Церковно-археологический музей СП6ДА)//Там же. С. 342. Представление датировано 16 мая 1902 г.; оглашено на заседании Совета СПбДА 4 июня того же года. [Отзыв о сочинении] Лещенко Георгия «История церковного чина погребения усопших в России»//Там же. С. 356. [Отзыв о сочинении] Терентьева Виктора «Древние памятники христианства в Крыму. Историко-археологическое исследование»//Там же. С. 356–357. Отзыв (...) о сочинении Успасского Михаила «Описание путешествия антиохийского патриарха Макария как церковно-археологический источник»//Там же. С. 431–432. 1903 Техническая часть во 2-м Сийском иконописном подлиннике//ВАИ. 1903. Вып. 15. С. 115–118. [Редакция:] Портреты, гербы и печати Большой Государевой книги 1672 г. СПб., 1903. III, V с. + 97 табл. 357 Ф. В. Покровский. (Некролог)//ЦВс. 1903. 14 авг. 33. Стб. 1054.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010