2051       Walter Ch. The Byzantine Sanctuary – a Word List//Византинороссика. T. 1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира: Тр. XVIII Междунар. конгресса византинистов (Москва, 8–15 авг. 1991) и другие материалы, посвященные памяти о. Иоанна Мейендорфа /Под ред. К.К. Акентьева. СПб., 1995. С. 95–102. 2053       Frolov A. Les reliquaries de la Vraie Croix. P., 1966 (Archives de l’Orient Chrétien, 8). 2054       Palmieri A. L’Istituto Archeologico Russo a Costantinopoli//Bessarione. 1897–1898. 2. R 51–56; Idem. Gli studi bizantini in Russia. Roma, 1900. O Русском археологическом институте в Константинополе см. ниже, с. 636–640. 2055       Ebersolt J. Constantinople byzantine et les voyageurs du Levant. P., 1919; Van Der Vin J.P.A. Travellers to Greece and Constantinople: Ancient Monuments and Old Traditions in Medieval Travellers’ Tales. Vol. 1–2. Istanbul, 1980. 2056       Salzenberg W. Altchristliche Baudenkmäler von Konstantinopel von 5. bis 12. Jahrhundert. B., 1854. 2058       Ebersolt М., Thiers F. Les églises byzantynes de Constantinople. P., 1913 (Monuments de l’art byzantin, III); repr.: L., 1979. Позже Эберсольт издал еще одну книгу на ту же тему: Ebersolt М. Monuments d’architecture byzantine. P., 1934. 2059       Robertson J. Photographic Views of Constantinople. L., 1853. См. тж.: Kleinbauer W.E. Early Christian and Byzantine architecture: An annoted bibliography and historiography. Boston, 1992. P. 635–670. 2060       Demangel R., Mamboury E. Le quartier des Manganes et la première région de Constantinople. P., 1939 (Recherches Françaises en Turquie, 2). 2061       Casson S., Talbot Rice D. Second Report upon the Excavations Carried out in and near the Hippodrome of Constantinople in 1928. L., 1929. 2062       Ebersolt J. Mission archéologique de Constantinople. P., 1921; Idem. Recherches dans les mines du Grand Palais. P., 1921; Idem. Les arts somptuaires de Byzance: Étude sur Tart impérial de Constantinople. P., 1924. 2064       Brett G., Macaulay W.J., Stevenson B.K. The Great Palace of the Byzantine Emperors. First Report. Oxf., 1947; Talbot Rice D. The Great Palace of the Byzantine Emperors. Second Report. Edinburgh, 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1912 г. Нояб. 10. В Совет Московской Духовной Академии“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 9 ноября за 17110: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представленные Вашим Преосвященством, от 27 октября сего года за 417, журналы Совета Московской духовной академии, от 19 сентября и 18 октября сего года 21 и 25, с ходатайством об утверждении противо-сектантского миссионера-проповедника Московской епархии, кандидата богословия, Ивана Айвазова в должности преподавателя названной ака- —606— демии, по кафедре истории и обличения русского сектантства, в звании и. д. доцента, с 18 октября 1912 года – дня избрания его на эту должность Советом академии, и 2) устное ходатайство Вашего Преосвященства об оставлении Айвазова, по назначении его преподавателем Московской духовной академии, и в должности миссионера. Приказали: Согласно ходатайствам Вашего Преосвященства и Совета Московской духовной академии, Святейший Синод определяет: утвердить причисленного к Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода противо-сектантского миссионера-проповедника Московской епархии, кандидата богословия, Ивана Айвазова в должности преподавателя Московской духовной академии, по кафедре истории и обличения русского сектантства, в звании и. д. доцента, с 18 октября 1912 г. – дня избрания его на эту должность Советом академии, с оставлением его, Айвазова, и в должности противо-сектантского миссионера-проповедника Московской епархии: о чём уведомить Ваше Преосвященство указом“. Определили : Об утверждении кандидата богословия иеромонаха Пантелеймона (Успенского) и И.Г. Айвазова в должности преподавателей Московской Духовной Академии в звании и. д. доцента, с командированием иеромонаха Пантелеймона на 1912–1913 учебный год для научных занятий при Русском Археологическом Институте в Константинополе и с оставлением г. Айвазова в должности противо-сектантского миссионера-проповедника Московской епархии, – внести в формулярные о службе их списки и сообщить Правлению Академии – для зависящих распоряжений, а относительно г. Айвазова – и Московской Духовной Консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Третья очередь Московской Духовной Академии падает на текущий 1912–1913 учебный год. Но оставленные ныне Советом при Академии в звании профессорских стипендиатов кандидаты богословия Василий Муратов и Александр Мигулин для своих курсовых сочинений и специального изучения избрали предметы, весьма далёкие от византологии: философию и пастырское богословие. – Между тем в настоящем собрании Совета только что состоялось постановление о замещении второй кафедры патрологии, – предмета, относительно преподавания которого в „Объяснительной записке к проекту Устава духовных академий“ 1910 года преподаны следующие руководственные указания: „Преподаватели патрологии разделяют между собой труд по преподаванию свято-отеческих творений, причём на одного из них возлагается сверх того обязанность ознакомления студентов с важнейшими памятниками церковной письменности после половины восьмого века. Преподавание по кафедре патрологии не может ограничиваться сообщением историко-библиографических сведений о святоотеческих творениях и церковной письменности, а должно быть направлено к ознакомлению слушателей с самим содержанием творений святых отцов и церковных писателей. К достижению этой цели должны быть направлены и практические занятия по патрологии. Преподаватели греческого и латинского языков с своей стороны должны помогать студентам упражнениями с ними в переводе творений святых отцов“. – Таким образом на долю вновь избранного —521— преподавателя по второй кафедре патрологии иеромонаха Пантелеймона выпадает трудиться в области почти совсем неразработанной, изучать и преподавать студентам творения святых отцов и памятники церковной письменности, в большинстве даже не переведённые на русский язык. Для сего, а равно и для составления магистерской диссертации, предметом которой им избраны творения тоже одного из позднейших святых отцов – Преп. Симеона Нового Богослова , – иеромонаху Пантелеймону крайне необходимо было бы усовершенствовать свои познания в греческом языке, пополнить их изучением языка новогреческого и обследовать рукописные научные материалы, относящиеся к указанной области, в библиотеках Востока, в частности – Афонских. – Прекрасную возможность осуществления всех этих задач представляет командировка иеромонаха Пантелеймона на 1912–1913 учебный год в Константинополь для занятий при Русском Археологическом Институте, вопрос о которой я и предлагаю на обсуждение Совета Академии, причём считаю долгом присовокупить, что для учебного дела в Академии командировка иеромонаха Пантелеймона, в случае) утверждения его Святейшим Синодом в должности преподавателя Академии, не представит неудобств, так как курс лекций по второй кафедре патрологии студенты настоящего III курса могут выслушать в будущем 1913–1914 учебном году, на IV курсе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. И. Александрова и проф. С. К. Булича („Церковнославянские элементы в современном литер. и народном русском языке“ ч. I. СПб. 1893). Хорошей справочной книгой служит последний труд Булича: „Очерк истории языкознания в России“. T. I, 1248 стр. (Зап. истор.-филол. фак. С.-Петерб. Универс., ч. LXXV. 1904). В начале книги дан русский перевод классического труда Дельбрюка „Введение в изучение языка“ (Einleitung in das Sprachstudium). – Важное значение психологического направления не подлежит сомнению. Оно уже сказалось в открытии некоторых законов и в разъяснении некоторых явлений в истории языка, которые прежде казались непонятными. Таков, напр., закон строгой последовательности и безусловности изменений в области звуков при наличности одних и тех же хронологических условий, и топографических пределов. Таков же закон аналогии, соответствующей ассоциации представлений, которым, между прочим, объясняются кажущиеся исключения из первого закона. В. В тесной связи с историческим изучением русского и ц.-славянского языков находится палеография, как вспомогательная отрасль изучения древнерусской письменности. Она имеет своей целью определение времени и места происхождения и особенностей древних памятников путём изучения материала, на котором писали (пергамент, хлопчатая бумага, простая бумага), водяных знаков (ис- —53— следование о них в трудах Лаптева, Тромонина, Лихачева), почерка рукописей, письмен и разных знаков (уставные буквы, полууставные, скоропись, сокращения, надстрочные знаки, знаки препинания; орнамент, заставки и проч.). У меня изучение палеографии шло двояким путём: теоретическим и практическим. Теоретическими пособиями мне служили известные курсы палеографии Срезневского, Соболевского, Карского, Лаврова („Югославянская палеография“. Курс, читанный в С.-Петербургском Археологическом Институте в 1903–4 г. СПб. 1904). Для практических целей я пользовался известными изданиями Сахарова, Буслаева, преосв. Саввы, Срезневского, Соболевского. Но особенно практическим ознакомлением с палеографией как, прикладной системой, я обязан университетским практическим занятиям, благодаря которым мне пришлось рассмотреть целый ряд снимков с рукописей русских (у Соболевского) и южнославянских (у Лаврова), при свете соответствующих разъяснений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—697— ним, как и к русским воспитанникам, с одинаковым вниманием и любовью. К прискорбию, говорил Преосвященный, некоторые из таких юношей своим поведением не оправдывают такого отношения к ним, вызывая справедливое негодование начальств учебных заведений, которые вынуждены иногда бывают удалять таких воспитанников из своей среды. А некоторые из них вместо того, чтобы заниматься науками, пускаются в „политику“, или вернее „политиканство“, какое занятие быть может и находит свое оправдание на Востоке, в силу таких или иных условий восточной жизни, но у нас, в России, и притом в учебных заведениях, оно нетерпимо. Вот почему желательно было бы с большим разбором и вниманием посылать к нам в науку молодых людей, а затем следить за ними, осведомляясь у подлежащих начальств об их успехах и поведении, – что теперь редко делается. В частности, относительно воспитанников болгарской экзаршеской семинарии, учащихся в нашей Академии, Преосвященный поручил передать экзарху свое удовольствие и благодарность, так как они отличаются добрым поведением и вполне подготовлены к слушанию академических наук. После этого Преосвященный, согласно обещанию, поехал на экзамен в русскую школу, помещающуюся почти за городом при русском госпитале. Здесь Преосвященного встретили: заведующий школою В.М. Машков, помощник настоятеля посольской церкви о. С. Орлов, состоящий законоучителем школы, диакон посольской церкви Махров, учителя, представитель посольства Щербацкий и член Училищного Совета Фармаковский, ученый секретарь Археологического Института. Ученики довольно стройно пропели входное „Достойно есть“, приветствовали Преосвященного пением ες πολλ, во время чего он преподал всем благословение. Затем начался экзамен, которым руководил Преосвященный, спрашивая сам экзаменующихся. Учеников было около ста, по возрасту от 7 до 15 лет; по национальности – преимущественно греки, меньшинство – сербы, болгары, есть и русских несколько. Экзамен был произведен по Закону Божию, русскому языку и арифметике. Отвечали в общем порядочно, особенно

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выдающийся русский Византинист Ф. И. Успенский вышел, как и Васильевский, из духовной среды. В течение 20 лет, с 1894 по 1914 г., он работал в Константинополе, занимая там должность директора, основанного им, русского археологического института. Таким образом, он имел возможность изучать Византию в ее эпицентре, там, где, хотя и в искаженном позднейшими перестройками виде, стоит святая София, где сохранились другие великолепные памятники всех эпох нового Рима, где под ногами, в земле, покоились бесчисленные следы этой погибшей цивилизации, где, наконец, в ту пору еще оставались не изгнанные из своей родины живые наследники Христианской империи – ромеи. Поэтому так достоверны, конкретны и убедительны результаты археологических и исторических исследований Успенского, среди многочисленных статей и монографий которого могут быть выделены такие работы, как «Очерки по истории Византийской образованности» и, посмертно опубликованные в 1929 г., «Очерки по истории Трапезундской империи». Но самый монументальный труд Успенского – его 3-томная «история Византийской Империи», которая до сих пор представляет собой самое полное, на русском языке, изложение истории Византии, написанное, в отличие от «Истории упадка и падения Римской империи» Гиббона, пером добросовестного, непредубежденного ученого, умеющего, при всей своей академической объективности, оценить величие той цивилизации, история которой была предметом его исследований, и ее особенное значение для России. «Византинизм, – писал Успенский, – становится идеалом славянского царства.., с юга Византинизм доходит до Киева и Москвы, по Византийским началам складывается историческая жизнь восточноевропейских народов. В связи с Византинизмом, стоит распределение Европы на две половины: православную и католическую» (Ф. И. Успенский. История Византийской империи 6–9 вв. М., 1996, с. 18). Ученый уделяет должное внимание политической и социальной истории Византийского общества, событиям церковной жизни, этнографическим процессам в границах империи на протяжении целого тысячелетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

—34— шего Синода от 23 августа 1907 года за 9651 кандидат Владимир Семидалов оставлен при Академии сверхштатным профессорским стипендиатом на 1907–1908 учебный год, с ассигнованием на его содержание, по 16 августа 1908 года, особой суммы из духовно-учебного капитала. Определили: Уведомить Учебный Комитет при Святейшем Синоде, что в виду близкого уже окончания 1907–1908 учебного года, на который кандидат Владимир Семидалов оставлен при Академии сверхштатным профессорским стипендиатом, и наступления для Московской Духовной Академии очереди командировки одного из профессорских стипендиатов в Константинополь, для занятий при Русском Археологическом Институте, лишь в будущем 1908–1909 учебном году, Совет Академии считает более удобным избрать для сей цели другое лицо. VI. Прошение исправляющего должность доцента Академии по кафедре истории и разбора западных исповеданий А. П. Орлова: «Представляя при сем своё сочинение: «Тринитарные и христологические воззрения Илария Пиктавийского » в качестве диссертации на соискание степени магистра богословия, прошу Ваше. Преосвященство дать делу надлежащее движение». Определили: Магистерскую диссертацию и. д. доцента Академии А. П. Орлова передать для рассмотрения экстраординарному профессору Академии по кафедре патристики И. В. Попову. VII. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что вторым рецензентом магистерской диссертации и. д. доцента Академии А. П. Орлова он назначает члена Совета – ординарного профессора по кафедре общей церковной истории А. А. Спасского. Определили: Принять к сведению. VIII. Отношение Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии от 4 марта за 61: «Открывшееся 15 октября 1906 года в г. Казани Церковное Историко-Археологическое Общество долгом почитает препроводить при сем в Московскую Духовную Ака- —35— демию Устав Общества, брошюру об открытии Общества и свои первые издания: три брошюры о Святейшем Патриархе Гермогене, брошюру о селе Болгарах, Спасского уезда, и историко-археологический очерк г. Свияжска и его святынь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Голубинского написал и в 1899 защитил дисс. о христианизации удмуртов. 18951896 – эксперт на «Мултанском процессе» по обвинению удмуртов в человеческих жертвоприношениях. Служил в Училищном совете при Св. Синоде. 1918 – работал в Московском архивном управлении, в 1919–1924 возглавлял Вятский губернский архивный комитет. В 19221941 работал в Вятском институте краеведения. В 1944 – д-р исторических наук. В 1946 полностью ослеп. Скончался в Ленинграде (Прокашев. ЛАФ I. 413). 959 Бобровников Николай Александрович (18541921). После смерти отца усыновлен Н.И. Ильминским . Окончил физ.-мат. ф-т Казанского ун-та. 1877 – поступил на военную службу. 1878 – препод. Казанской учительской семинарии. Для изучения систем народного образования посетил Францию, Германию, Англию, Австрию, Грецию, Турцию, Египет. 1891 – и. о. директора Казанской учительской семинарии, 1892 – директор. Один из активнейших деятелей миссии в Казанском крае. В 19061908 попечитель Оренбургского учебного округа, 19091917 – член Совета министра народного просвещения. 19181921 – проф. Северо-Восточного археологического и этнографического института в Казани (ПЭ V. 383384). 966 Указ о созыве в Казани миссионерского съезда принят 4 июня 1909 г. на основе пожелания другого Особого совещания, которое заседало несколько ранее (Казанский съезд. I). Материалами этого совещания мы не располагаем. 977 Несмотря на господство системы Н. Ильминского , миссионеры продолжали пользоваться и арабской графикой. Так, например, в 1910 в столице вышла книга священника Ефрема Елисеева, содержащая противомусульманский катехизис, чины присоединения к православию, заповеди и молитвы, напечатанные параллельно на русском (ряд текстов – на церковнославянском) языке и на татарском в кириллической и в арабской графике. В предисловии автор сообщает, что деньги на это издание Синод выделил благодаря поддержке К.П. Победоносцева (Елисеев. О единой). 978 Серафим (Иноземцев; 184026.09.1911). 1865 – окончил Казанский ун-т, учитель классической гимназии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

11 Nicephori. 41: κλιπαρν — ε ζντα ουστινιανν την κεφαλν ατω κπμψαι.12 Раскопки Русского археологического института в Константинополе//Известия. Т. X.13 Псал. 91, 13. 14 Theoph. 368, 16: κλευσε Στεφνω τω πατρικω και στρατηγ νυκτς ποκτεναι τον δμον Κωνσταντινουπλεως, αρ " ξασΟαι δε απ του πατριρχου. 15 Theophanes. 376; Nicephori. 44. 16 Nicephori. 44: " Εκ τε των στρατιωτικν καταλγων, τι δε κα του γεωργικο και των βαναοσικν τεχνν, των τε εκ του συγκλτου βουλς και του της πλεως δμου. 17 Theoph. 379, 23: Δια του κριο τον λεγμενον Κεντηναρσιον πργον καταβαλντος. Ср. такого же наименования башню в Никее//Известия инст. III. 180. 18 Gregorovius. II. 182—199. Сноски к главе V 1 Pauli Diaconi. 11, 32. Post cuius mortem Langobardi per annos decem regem non habentes sub dicibus fuerunt; Hartmann. Geschichte Italiens im Mittelal-ter. 11; 1 Halfte. Gotha, 1900. 2 Hartmann. Untersuchungen zur Geschichte der Byz. Verwaltung in Italien. S. 8; Diehl. Etudes sur I " administr. byzant. dans 1 " Exarchat de Ravenne. P. 6—22. 3 Migne. Patrol. Lat. LXXII. Col. 703.4 Diehl. L " exarchat de Ravenne. P. 174, 175. 5 О папе Григории обширная литература. Укажем: Lau. Gregor I nach seinem Leben. 1845; Hartmann. Gesch. Italiens. II. I. S. 120. На русском: Успенский Ф. Церковно-полит. деят. папы Григория. Казань, 1901. 6 Migne. Patr. lat. LXXIV, 1010. Lib. 11. Horn. VI; Gregorovius. Geschichte der Stadt Rom. II. S. 42—45.7 Gregorovius. Geschichte der Stadt Rom. II. S. 59—60. 8 Epist. IV, 24. Так, папа поручает диакону Григорию: «Propterea experien-tiae tuae praecipimus ut de vita et actibus ipsius (речь идет об епископе) subtili indagatione studeat perscrutari... ad nos eum cum scriptis tuis de his, quae in veritate cognoveris, omni modo sub competenti cautela transmitte.» 9 Разбор вопроса в книге Успенского: Церковно-политич. деятельность папы Григория. С. 208 и ел.10 Migne. LXXVn. Epistol. Lib. XIII. Epist. XXXI. 11 Edictum Rotharis. Ed. Bluhme. Mon. Germ. Разбор эдикта: Hegel. Gesch. der Stadteverfassung in Italien. I. S. 386; В runner. Deutsche Rechtsgesch. I; Hartmann. Gesch. Italiens. II. 2, 1. Кар.

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

защитил магистерскую диссертацию «Русское масонство при Екатерине II» (Пг., 1917). Весной 1918 г. уехал в Симферополь, где стал профессором Таврическо­го университета (1918–1920). В 1920 г. был заведующим отделом печати в правительстве генерала Π. Н. Врангеля; после поражения Белой армии, в ноябре 1920 г., эвакуировался вместе с армией снача­ла в Константинополь, а потом в Афины, где прожил около года. В 1921 г. переехал в Прагу, с 1922 г. читал лекции по истории русского права на Русском юридическом факультете; в 1925–1927 гг. со­председатель Семинария им. Η. П. Кондакова. В 1927 г. переехал в США и благодаря протекции М. И. Рос­товцева получил место преподавателя (1927–1947), затем стал профессором русской истории (1946–1956), с 1956 г. заслуженным (Emeritus) профессором Йельского университета. В США издал и подготовил к печати ряд книг по русской истории. Главным трудом является многотомная история России «А History of Russia» (New Haven, 1943–1969. Vol. 1–5). 2654 Толль Нина Владимировна (урожд. Вернадская, 1898–1986), врач; в 1922 г., выехав вместе с родителями в Париж, вскоре переехала в Прагу к брату и поступила на медицинский факультет Карло­ва университета. Подробнее о ней см.: Вернадская-Толль Н. В. Штрихи к портрету/Публ. В. Неаполитанской//Прометей: Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». М., 1988. Т. 15. С. 120–131. 2655 Толль Николай Петрович (1894–1985), археолог, искусствовед; жил в ЧСР с 1922 по 1938 г. (или начало 1939 г.), ученик Η. П. Кондакова; член правления и вице-председатель Археологического института им. Η. П. Кондакова (1931–1938). В 1934–1937 гг. участвовал в экспедициях М. И. Рос­товцева в Дура-Европос и в издании отчетов о проводимых там раскопках. В 1938 (или 1939) г. через Белград переехал с семьей в США и работал в Йельском университете. После выхода на пенсию жил в Мидльтауне. 2656 Беляев Николай Михайлович (1899–1930), историк византийского искусства; родился в Петербурге в семье артиллерийского генерала, в 1916г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010