11 Ebersolt. Sainte-Sophie de Constantinople. Paris, 1910. P. 25. 12 Const. A. 535. XIV. P. 71. 13 Вульф. Семь чудес Византии и храм свв. Апостолов//Известия института. I. С. 35. 14 Strzygowski. Die byzantinische Wasserbehalter von K-pel. S. 215. 15 De aedifi. iis. P. 268. 16 Diehl. Justinien. P. 234—5; он же. L " Afrique Byzant. 139. Сноски к главе VII 1 Главные пособия: Η е у d. Histoire du commerce du Levant au Moyen-Age. Edition fran9aise par Turcy Raynaud. I, II. Leipzig, 1885—1886; Zachariae von Lingenthal. Eine Verordnung Justinian " s uber den Seidenhandel aus den Jahren 540—547//Memoires de 1 " Academie Imperiale de St.-Petersbourg. VII serie. T. IX. N. VI, 1865; Gelzer. Byzantinische Kulturgeschichte. Tubingen, 1909. 2 В первый раз Пальмирский тариф открыт и издан князем Абамелек-Лазаревым: Пальмира, археологическое исследование. С.-Петербург, 1884. В Россию тариф перевезен с разрешения султана Абдул-Гамида по ходатайству императорского российского посла в Константинополе и при участии института. См. в моей статье: Археологические памятники Сирии. С. 123//Известия. Т. VII. 3 Amm. Marcellini. XIV, 3; XXIII, 3; Cod. Justinianus IV. 63, de commerciis. «Mercatores tarn imperio nostro quam persarum regi subjectos ultra ea loca, in quibus foederis tempore cum memorata natione nobis convenit, nundinas exercere minime oportet, ne alieni regni scrutentur arcana. Nullus igitur imperto nostro subiectus ultra Nisibin, Callinicum et Artaxata emendi sive vendendi species causa proficisci audeat...» 4 Procopii. Hist. Arcana. C. 25. P. 141: Ατιμενοι μεζον μεν πρτερον εν χρνω τω παρντι υπρ αυτς καταβλλεσ9αι το τμημα Πρσαις, πλεω δε νυν τα δεκατευτηρια εναι εν γη τη " Ρωμαων. 5 Procopii. Histona Arcana. С. 25. P. 138. 6 Migne. Patrologia Graeca. T. LXXXVIII. Col. 72.7 Ibid., col. 445, 449 и др. 8 Cosimo Stornajolo. Le miniature della topografia Christiana di Cosma Indicopleuste. Milano, 1908. P. 6. 9 Migne. Col. 448. 10 Ibid. Col. 73: Δια της ζσης φωνς παραλαβν υπ του 8ειοττου ανδρς και μεγλου διδασκλου Πατρικου...

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

б) Предложение экстраординарного профессора Академии по кафедре патристики Ивана Попова: „В виду предстоящего обсуждения вопроса о замещении вакантной кафедры гомилетики и истории проповедничества, позволяю себе обратить внимание Совета на магистранта LXI курса А. Мишина, как на лицо, в пользу избрания которого могут быть приведены наиболее веские основания. Близкое знакомство с научными занятиями г. Мишина, происходившими под моим руководством, возлагает на меня обязанность выступить с этим предложением. Выдающийся успех, с которым г. Мишин прошёл академический курс, официально засвидетельствован общим итогом его баллов, превосходящим в значительной степени сумму баллов лучших магистрантов последнего выпуска. Что бы ни говорили о неудовлетворительности бальной системы, остаётся однако несомненным, что в общей сумме баллов студента мы имеем голос всей корпорации об его успехах. Случайность и односторонность, от которых не гарантировано ни одно единичное мнение, уравновешивается здесь численно выраженным впечатлением других лиц профессорского персонала. —294— Кандидатское сочинение г. Мишина, выдающееся из ряда других по своей эрудиции, выдержанности метода и основательности, служило естественным завершением его добросовестных занятий на студенческой скамье. Прошло уже три года с тех пор, как г. Мишин окончил курс в Академии. Три года, проведённые вне Академии, не всегда говорят в пользу кандидата на профессорскую кафедру. Опыт прошлого показывает, как скоро в провинции под непосильным гнетом служебных обязанностей, поглощающих всё время и все силы, при отсутствии интеллигентного общества и при невозможности достать хороших книг, угасает интерес к науке, воспитанный в академической атмосфере, но не успевший окрепнуть. В этом отношении г. Мишин представляет собой редкое, я сказал бы единственное известное мне, исключение. Со времени окончания курса в Академии, он не прекращал своих научных занятий, посвящая исключительно им и свои средства, и досуг человека, не связанного никакими служебными обязанностями. В течение первого года он оставался при Академии в качестве профессорского стипендиата. Второй год он провёл в Константинополе при Русском Археологическом Институте в практическом изучении греческого языка и в научных занятиях по поручению Института. Весь прошедший год, проведённый в посаде, у академической библиотеки, был посвящён им окончательной обработке магистерского сочинения. Нет надобности доказывать, что для занятия профессорской кафедры нужна известная научная зрелость, которой не может быть у человека, только что сошедшего с ученической скамьи, и я уверен, что три года безраздельных научных занятий дали г. Мишину эту зрелость.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но, Боже сохрани, к чему-нибудь прицениться, – комиссионер будет сопровождать вас по всему базару до тех пор, пока вы не купите вещь. Запрашивают продавцы в десять раз дороже стоимости вещи, и после продолжительной торговли уступают. Крайнюю неустойчивость цен и сравнительную дешевизну вещей здесь объясняют тем, что в Константинополь, где не существует фабричного производства, свозится нераспроданный бракованный товар с западноевропейского рынка и находит хороший сбыт среди неприхотливых турок. Наша многолюдная компания обращала на себя внимание, и по базару то и дело раздавались возгласы: «москов карош, заходи, братушка, братушка сюда, стой, стой братушка, entree, monsieur». На базаре народу немного и, как вероятно везде, преобладают среди покупателей женщины, даже турчанки, которым сам Коран разрешает показываться публично на торге. Приказчик из французского магазина, где мы что-то покупали, провожал нас по всему базару и даже в мечеть султана Баязета, куда мы зашли с базара, причем обязательно объяснил имаму, отворявшему мечеть, что здесь: «буюк – папа (большой священник) и notabler personnages», в силу чего имам был с нами особенно любезен. После этого Преосвященный, согласно обещанию, поехал на экзамен в русскую школу, помещающуюся почти за городом при русском госпитале. Здесь Преосвященного встретили: заведующий школой В. М. Машков, помощник настоятеля посольской церкви о. С. Орлов, состоящий законоучителем школы, диакон посольской церкви Махров, учителя, представитель посольства Щербацкий и член Училищного Совета Фармаковский, ученый секретарь Археологического Института. Ученики довольно стройно пропели входное «Достойно есть», приветствовали Преосвященного пением ες πολλ, во время чего он преподал всем благословение. Затем начался экзамен, которым руководил Преосвященный, спрашивая сам экзаменующихся. Учеников было около ста, по возрасту от 7 до 15 лет; по национальности – преимущественно греки, меньшинство – сербы, болгары, есть и русских несколько. Экзамен был произведен по Закону Божию, русскому языку и арифметике.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

П. Победоносцевым о сочинениях Гедеона 1888 г.: ЦГИА СПб. Ф. 2182. Оп. 1. Д. 137). 39 В письме ОТ мая 1898 г. Беглери излагает суть своей полемики с Гедеоном по поводу его работы Βυζαντινν ορτοδρμιον. 40 «Кстати о Гедеоне, – продолжает автор письма, – наши отношения в последнее время с ним стали немного натянутыми, и вот почему: два года тому назад прибыл в Константинополь профессор Дмитриевский из Киева и занимался здесь при библиотеке Св. Гроба в Фанаре. Гедеон, узнав об этом и будучи с ним знаком, старался узнать, какими он интересуется рукописями. Узнав от него же, что он готовит к печати и Типикон монастыря Св. Авксентия, [он] воспользовался доверием проф. Дмитриевского и после его выезда из Константинополя... поддался этому... искушению и предпринял издать этот Типикон сам». 41 Как и при издании других своих книг, так и в этом случае Гедеон обратился к Беглери с просьбой об исходатайствовании денежного пособия от И. Е. Троицкого . Беглери, однако, отказал ему в содействии и заметил, что намерение опередить в этом издании проф. Дмитриевского не делает Гедеону чести. Несколько позже Беглери узнал, что печатание типика началось-таки в Афинах с посвящением Троицкому. «Гедеон, – продолжает Беглери, – состоит тайным агентом турецкого правительства, что, впрочем, не может помешать работе Археологического института, так как легко можно не сообщать ему о предполагаемых экспедициях». Благодаря ходатайству И. Е. Троицкого увидели свет и другие научные труды греков – жителей Турции. 12 сентября 1889 г. он просит К. П. Победоносцева содействовать опубликованию двух трудов Мазараки, секретаря Александрийской патриархии и православной общины в Каире: «Каталог древних рукописей Александрийской патриаршей библиотеки с предисловием, комментариями и объяснениями» и «Исторические очерки Александрийского патриаршего престола с 15 по 19 столетия». «За недостатком средств Мазараки вынужден печатать свои работы в виде отдельных статей в греческих газетах; печатание растянется, таким образом, на много лет и приобрести его для библиотек будет трудно», – мотивирует свою просьбу Иван Егорович.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

B 1895 г. он был избран в члены Русского археологического института в Константинополе. 1541 Память Сырку не почтили вставанием ни в университете, ни в Академии. Возможно, из-за летних каникул. Разной степени подробности некрологи поместили «Правительственный вестник», «Слово», кишиневская газета «Друг». «Исторический вестник» отметил, что покойный «принадлежал к числу тех трудолюбивых ученых, которые считают своею обязанностью постоянно делиться своими работами со специалистами в той же области. Поэтому ежегодно появлялось в различных ученых изданиях несколько его работ, изданий памятников, отчетов». 1542 Обстоятельную и доброжелательную оценку научной деятельности Сырку дал П. А. Лавров, заключивший публикацию словами: «Во время своих путешествий по славянским землям покойному удалось приобрести немало цельных рукописей и отдельных листов большею частью югославянского, болгарского или сербского письма. Часть их уже поступила в библиотеку Академии наук. Будем надеяться, что и остальные поступят в ту же библиотеку и коллекция имени Сырку навсегда сохранит память о сем собирателе». 1543 Легкий холодок, смягченный вынужденным реверансом, чувствуется в некрологе «Византийского временника» за подписью «Г. И.»: «Труды Сырку не блещут ни богатством и оригинальностью идей, ни изяществом или мастерством изложения; тем не менее в истории славяноведения и византиноведения они надолго сохранят свое значение благодаря большому количеству собранного в них нового и часто очень ценного материала». 1544 Неожиданно подробно, пренебрегая пословицей: «о покойнике – либо хорошо, либо – ничего», на страницах «Archiv für slavische Philologie» выступил В. Ягич: «Со всех сторон мне подтверждают, что минувшим летом скончался П. А. Сырку, имя которого часто упоминается в славистике. Последние месяцы его жизни должны были быть очень печальными. С помраченной душой он вынужден был отказаться от своей деятельности в Петербургском университете и найти приют в лечебнице. Мало приятного было у него на этом свете, отчасти по собственной вине, отчасти из-за немилости обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) 229 . ИМПЕРАТОРСКОЕ Православное Палестинское Общество чуждо мысли о соперничестве с грандиозными изысканиями и раскопками западноевропейских исследователей, но считает, однако, не лишним напомнить и почтенному докладчику, и кружку «лиц, интересующихся делами Ближнего Востока», и даже «специалистам по палестиноведению», что деятельность его и в этом направлении заслуживала бы несколько большего к себе внимания и более справедливой оценки. Вот краткий перечень предпринятых Обществом научных экскурсий на Ближний Восток за время его существования: 1) в 1882 году был командирован Обществом на Синай и в Иерусалиме проф. A. A. Цагарелли для изучения грузинских древностей; 2) в 1883 году начаты были раскопки в Иерусалиме архим. Антонином и К. Шиком; 3) в 1886 году отправлен был доктор A. B. Елисеев для исследования древнего пути в Св. Землю через Кавказ и Малую Азию; 4) в 1886 году проф. A. A. Олесницкий производил научные исследования места храма Соломона, изложив результаты своей поездки в монументальном труде под заглавием: «Ветхозаветный храм»; 5) в том же 1886 году приват-доцент П. В. Безобразов командирован был на острова Архипелага и в Грецию для описания в тамошних книгохранилищах византийских паломничеств в Св. Землю; 6) в 1891 году профессора Н. П. Кондаков , A. A. Олесницкий и Я. И. Смирнов в сотрудничестве других лиц предпринимали научное исследование памятников христианских древностей в Хауране, Аджлуне и в Заиорданье. Результатом этой экспедиции являются капитальный труд Н. П. Кондакова : «Сирия и Палестина», 1000 фотографических снимков с редчайших памятников древности, свыше 50 акварелей и 20 планов. (Материал этот пока составляет достояние архива Общества); 7) в 1898 году получил от Общества 5 тыс. рублей на своё научное путешествие в Сирию, Баальбек, Пальмиру, Иерусалим и др. места директор Археологического Института в Константинополе Ф. И. Успенский; 8) в том же 1898 году художник Клуге был командирован в Мадебу (за Иорданом) для воспроизведения древней мозаической карты Палестины, в то время только что открытой; 9) в 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Со времени представления записки П. К. Коковцова прошло более 12 лет; за это время было сделано немало русскими учёными, и раньше имевшими, кроме того, иногда исключительные заслуги в разработке мусульманских и, особенно, христианских источников по истории Св. Земли, но и в настоящее время записка эта сохраняет вполне своё значение. Затруднения, испытываемые русскими научными, религиозными, благотворительными и просветительными учреждениями, как в области правовой, так и общественной, и, в частности, научными учреждениями в области научных изысканий и раскопок, достигли высшей степени. В деле научных работ общая атмосфера в пределах Турции неблагоприятна, но до сего времени европейцы и в частности Россия пользовались целым рядом привилегий, которые помогали добиваться нужного вне общих правил. Ныне, если по окончании войны не будет издано новых законов, или если не будут до издания их подтверждены прежние права европейцев, – работа в Палестине станет невозможна. Ожидать в Палестине изменений всего правового уклада в скором времени едва ли возможно: кому бы ни принадлежала в Палестине государственная власть, трудно рассчитывать на полное упразднение мусульманского права после войны ввиду того, что 80% населения там мусульмане. Целесообразнее поэтому настаивать на особых условиях для культурно-просветительных учреждений. По вопросу об исследовании памятников древности и праве раскопок надлежит также принять ряд мер. Директор Русского Археологического Института в Константинополе Ф. И. Успенский высказал по этому поводу нижеследующие соображения: «Так как ныне действующий на Ближнем Востоке закон о научных исследованиях и раскопках не делает различия между искателем кладов и таким предпринимателем, который руководится научными целями, то практическое осуществление, хотя бы и уступленного на время права научных исследований встречает почти непреодолимые затруднения. Опираясь на наше значение в религиозной жизни Палестины и ввиду громадных материальных жертв, приносимых Россией в пользу Палестины, нам справедливо домогаться в научном отношении следующих прав –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

2 июня 1925 г. решением общего собрания его исключают из AH СССР (восстановлен посмертно в 1990 г.). После того как 1 июля 1928 г. было признано окончательным сроком его командировки, принял решение не возвращаться. В 1925–1938 гг. Васильев работает профессором Висконсинского университета, в 1934 г. избирается членом Югославской академии наук. В последующие годы он был президентом Археологического института им. Н.П. Кондакова в Праге, членом Американской академии Средневековья, председателем Международной ассоциации византинистов. 1390       Лекции по истории Византии. 1. Время до эпохи Крестовых походов (до 1081 года). Пг., 1917; История Византии: Византия и крестоносцы. Эпоха Комнинов (1081–1185) и Ангелов (1185–1204). Пг., 1923; История Византии: Латинское владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской империй (1204–1261). Пг., 1923; История Византии: Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261–1453). Л., 1925. 1391       1-е американское изд.: Vasilief Al. History of the Byzantine Empire/Trans. from the Russian Mrs. S. Ragozin. Vol. 1, 2. Madison, 1928–1929; французское изд.: Histoire de l’Empire Byzantin/Trad. du russe P. Brodin, A. Bourguina. Vol. 1, 2. P., 1932; 2-е американское изд., пересмотренное: History of the Byzantine Empire, 324–1453. Madison, 1952; турецкое изд. (пер. c франц.; переведен только т. 1): Bizans Imperatolugu Tarihi. Vol. 1. Ankara, 1943; испанское изд. (пер. с франц.): Historia del Imperio Bizantino. Vol. 1, 2. Barcelona, 1946; греческое изд. (пер. Со 2-го американского изд.): Ιστορα της Βυζαντινς αυτοκρατορας. Т. 1–3. Αθνα, 1954–1955. 1392       История Византийской империи: Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб., 1998; История Византийской империи: От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб., 1998, История Византийской Империи: В 2 т. 2-е изд., испр. СПб., 2000. 1393       Ученая поездка на Синай в 1902 году//Сообщения Имп. Правосл. Палестинск. Об-ва. 1904. Т. XV. 3; Арабская версия жития св. Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

58 Ильминский Николай Иванович (24.04.182227.12.1891). В 1846 окончил КазДА. С 1850 в С.-Петербурге работал над переводами богослужебных книг на татарский язык. В 1851–1853 изучал арабский, турецкий и персидский яз. в Дамаске, Константинополе, Каире. С 1854 преподавал восточные языки в КазДА. 1861–1872 – проф. КазДА и Казанского университета. Был одним из основателей Братства Св. Гурия. С 1872 директор Казанской учительской семинарии (Отечественная история II. 341342). 59 Малов Евфимий Александрович (183525.02.1918). В 1862 окончил КазДА, пом. ректора Казанской ДС. 1863 – магистр богосл., бакалавр КазДА. 1868 – экстраорд. проф. 1869 – иерей. 1870 – благочинный училищ девиц дух. звания. 1880 – протоиерей. 1886 – орд. проф. 1901 – д-р богосл., проф. по кафедре противомусульманских миссионерских предметов (ИС 1905. 25; Русское православие). 60 Ивановский Николай Иванович (18401913). В 1865 окончил СПбДА, канд. богосл., бакалавр КазДА. 1867 – магистр, пом. инспектора КазДА. 1869 – экстраорд. проф. В 1876–1880 инсп. КазДА. 1883 – д-р богосл. и орд. проф. Автор работ, посвященных различным аспектам старообрядчества. С 1871 проводил миссионерские беседы со старообрядцами. Совершил ряд миссионерских поездок по епархии (Христианство III. 327; ИС 1905. 24). 61 Миротворцев Василий Васильевич (183822.09.1891). 1863 – окончил СПбДА, канд. богосл. Препод. КазДА. С 1881 – инсп. КазДА. 28 лет стоял во главе миссионерского отделения против буддизма и принимал активное участие в комиссии по переводу священных и богослужебных книг на инородческие языки (Брокгауз-Эфрон. XIX. 434). 62 Машанов Михаил Александрович (11.05.18521924). 1872 – окончил Тобольскую ДС и поступил в КазДА. В числе его преподавателей были Н.И. Ильминский , Е.А. Малов, Н.П. Остроумов . 1876 окончил КазДА, оставлен в Академии преподавателем миссионерских противомусульманских дисциплин. 1878 – приват-доц., 1884 – и. д. доцента на кафедре арабского яз. 1881– 1904 – член и делопроизводитель Братства Св. Гурия. 1885 – магистр богосл. и доц., командирован на два года в Сирию, Палестину, Египет и в Аравию для изучения арабского яз. и мусульманской богосл. литературы. 1887 – экстраорд. проф. С 1889 безвозмездно преподавал на двухгодичных миссионерских курсах. В 19191920, продолжая преподавательскую деятельность в КазДА, написал курс лекций «Ислам среди народов Восточной России» в 38 томах. Этот курс читал советским работникам на Восточном отделении открывшегося в 1917 Северо-восточного археологического и этнографического института (Хабибуллин).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Все они были мной осмотрены, а некоторые изучены специально. Три месяца я провел в Риме, изучая искусство катакомбного периода, отчасти по самым памятникам, отчасти по ученым трудам иностранных археологов. Всё это взятое вместе значительно подняло мое настроение, дало мне уверенность в знании и приготовило к новым трудам. По возвращению в Россию я примкнул к ученой среде Спб. Археологического института, стал аккуратно посещать археологические съезды и здесь убедился, что задача русского археолога заключается преимущественно в памятниках русской старины: это внушено было мне лучшими археологическими силами того времени – И. И. Срезневским , Ф. И. Буслаевым , гр. Уваровым и др. Я объехал по нескольку раз все важнейшие археологические пункты России, особенно часто посещали Новгород и Москву; изучили, по возможности, все важнейшие памятники русской церковной старины и, по мере сил и знания, излагали печатно результаты своих работ, но в моем ученом аппарате был еще один пробел: мне необходимо было лично ознакомиться с памятниками византийскими. Этот недочет восполнен был мной в 1888 году: в эту вторичную археологическую поездку я имел возможность работать в Константинополе, на Афоне, в Солуни, в Афинах, Риме и в национальной библиотеке в Париже. Результаты моих изысканий напечатаны; говорить о них я не буду. Могу лишь указать на то, что близкое и полное знакомство с памятниками внушило мне смелую мысль составить руководство по археологии христианского искусства, и я издали его в виде «Очерков», одобренных русскими и иностранными специалистами и не мало содействовавших популяризации археологических знаний. Этой же цели послужило и мое преподавание в Академии в продолжении более 30 лет и в Императорском Археологическом институте в продолжении 28 лет. Таким путем церковная археология получила в академии, надлежащую постановку в смысле особой дисциплины, посвященной систематическому обозрению памятников церковного искусства, особенно византийского и русского. Остановить отмеченное научное движение невозможно: нельзя без ущерба для дела, соединить то, что требует разделения по существу и по историческому ходу исследований в продолжении более 30 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010