649 Ibid., p. 139, v. 421. 650 Ibid., p. 139, v. 441. 651 Ibid., p. 141, vss. 492—494. 652 Ibid., p. 142, vss. 537—538. 653 Ibid., р. 148, v. 724. 654 См.: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 858—859. 655 См.: Т. Warton. History of English Poetry. Ed. W. C. Hazlitt, vol. II. London, 1871, pp. 302—303. 656 M. Gidel. Etudes sur la litterature grecque moderne. Paris, 1866, pp. 123—150. Анализ и изложение всего романа — с. 105—150 этой книги. См. также: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 860; J. B. Bury. Romances of Chivalry... p. 5—10. 657 Сн. Diehl. Figures byzantines, vol. II, p. 337. 658 Collection de romans grecs en langue vulgaire et en vers par S. Lampros. Paris, 1880, p. l-109. См. таже: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 855—857; G. Montelatici. Storia della letteratura bizantina. Milano, 1916, p. 191. 659 K. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 93, 476. 660 В. Г. Васильевский. Epirotica saeculi XIII. — BB, т. 3, 1896, с. 233—299; S. Pétridès. Jean Apokaukos, lettres et autres documents inedits. — Известия Русского Археологического Института в Константинополе, т. XIV, вып. 2—3, 1909, с. 1—32. Одиннадцать других документов, связанных с именем Иоанна Апокавка, были опубликованы А. И. Пападопуло-Керамевсом — Συνοδικα ραμματα Ιωαννου του A­ ποκακου μητροπολτου Ναυπακτου . — Βυζαντς , vol. Ι , 1909, ρρ . 3—30 (только текст документов). Полная библиография по поводу Иоанна Апокавка есть в следующей работе: M. Wellnhofer. Johannes Apokaukos, Metropolit von Naupaktos in Aetolien (pp. 1155—1233). Sein Leben und seine Stellung in Despotate von Epirus unter Michael Doukas und Theodoros Komnenos. Freising, 1913, S. 1—5. 661 См.: В. Г. Васильевский. Epirotica saeculi XIII. — ВВ, т. 3, 1896, с. 234. 662 Е. А Черноусов. Из византийского захолустья XIII века. В кн.: Сборник статей в честь В. П. Бузескула. Харьков, 1913—1914, с. 281. 663 См.: S. Pétndès. Jean Apokaukos. — Известия Русского Археологического Института в Константинополе, т. 14, вып. 2—3, 1909, с. 1—3. (В соответствующем примечании второго американского издания (р. 561, note 195) год издания данного тома указан ошибочно — 1919. — Науч. ред. )

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

И.П. Медведев Список сокращений АВПРИ      Архив внешней политики Российской империи АВ СПб ФИВ РАН      Архив востоковедов С.-Петербургского филиала Института востоковедения РАН АДСВ      Античная древность и средние века (Екатеринбург) АЕ      Археографический ежегодник Академии наук АИМК      Академия истории материальной культуры АРВ      Архивы русских византивистов в Санкт-Петербурге/Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1995 БАН      Библиотека АН СССР (ныне РАН) ВВ      Византийский временник ВГУ      Воронежский государственный университет ВДИ      Вестник древней истории ВЖК      Высшие женские курсы ВИ      Вопросы истории ВИД      Вспомогательные исторические дисциплины ВО      Византийское обозрение ВУАН      Всеукраинская Академия наук ВЦИК      Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет ГАИМК      Государственная Академия истории материальной культуры ГИИИ      Государственный институт истории искусств ГИАЛО      Государственный исторический архив Ленинградской области ГИМ      Государственный исторический музей ГПБ      Государственная Публичная библиотека (ныне РНБ) ГРМ      Государственный Русский музей ГЭ      Государственный Эрмитаж ДАН      Доклады АН СССР ЖМНП      Журнал Министерства народного просвещения ЗКОРАО      Записки Классического отделения РАО ЗООИД      Записки Одесского общества истории и древностей ЗРАОНС      Записки Русского археологического общества. Новая серия ИАИ      Историко-археографический институт ИАК      Известия Имп. Археологической комиссии ИАН      Известия Имп. Академии наук ИАЭ      Исторический архив Эстонии ИГАИМК      Известия Государственной Академии истории материальной культуры ИИИЕТРАН      Институт истории естествознания и техники РАН ИИМКРАН      Институт истории материальной культуры РАН ИОРЯС      Известия Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук ИПБ      Императорская Публичная библиотека ИРАИК      Известия Русского археологического института в Константинополе ИРАИМК      Известия Российской Академии истории материальной культуры

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такие учреждения были сосредоточены ко времени основания Института, главным образом, в Афинах. Франция имела там уже с 1846 г. свою École. Немцы открыли в Афинах в 1875 г. отделение своего Археологического института. В 80-х гг. были основаны в Афинах Английская и Американская археологические школы. Немудрено, что, когда возникла мысль – она вышла из недр нашего константинопольского посольства – об основании на Востоке русского ученого учреждения, немало голосов высказывалось за то, чтобы такое учреждение было открыто в Афинах, тем более, что русские ученые классики-эллинисты не были «чужими» в Афинах с тех пор, как они были командируемы туда, начиная с 80-х гг. прошлого века, по инициативе покойного Ф. Ф. Соколова. 1 С практической точки зрения мысль об основании нашего ученого учреждения в Афинах имела свои основания: существование там упомянутых ученых учреждений, конечно, облегчило бы на первых порах работу и нашего учреждения, так как в Афинах существовала уже прочная научная база, были свои твердо установившиеся научные центры; к ним, несомненно, потянулся бы и наш институт. Но если бы он был основан в Афинах, он вряд ли получил бы тот самобытный отпечаток, который оказался свойственным нашему Константинопольскому институту уже с первых шагов его деятельности. Неизбежным оказалось бы также и то, что, если бы наш институт был основан в Афинах, мы, по многим, вполне понятным, причинам, плелись бы в хвосте за французами, немцами, англичанами, американцами, да и самими греками, которые с 80-х гг. стали развивать у себя широкую археологическую деятельность. Самое направление ее, если бы институт был основан в Афинах, несомненно, получило бы уклон в сторону изучения преимущественно древней Греции, так как для этого почва была подготовлена гораздо более, чем для изучения Греции средневековой, памятниками которой, и сами греки начали усиленно заниматься лишь в послевоенное время. Конечно, если бы институт был основан в Афинах и если бы его деятельность была направлена на изучение древней Греции, особой беды не было бы, так как в древней Греции есть еще много такого, что требует изучения, да и сама она, как основоположница европейской культуры, должна быть изучаема, поскольку мы не открещиваемся от этой европейской культуры. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Справка : 1) Журнал собрания Совета Академии 5 апреля 1912 года, 10. – 2) По § 109 лит. в. п. 2 устава духовных академий „избрание кандидатов на должности доцентов и профессоров“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых через местного Епархиального Архиерея на утверждение Святейшего Синода. Определили : 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства перед Святейшим Синодом об утверждении профессорского стипендиата, кандидата богословия, иеромонаха Пантелеймона (Успенского) в должности преподавателя Московской Духовной Академии по второй кафедре патрологии, в звании и. д. доцента, с 19 сентября 1912 года – дня избрания его на эту должность Советом Академии. – 2) Журнал собрания 5 апреля 1912 года, 10, приложить к журналу настоящего собрания для представления Святейшему Синоду. II . Выслушано было предложение Преосвященного Ректора Академии: „Указом Святейшего Синода от 24 сентября 1902 года за 7388 постановлено было: „ежегодно одного стипендиата одной из духовных академий, вместо оставления при академии в течении одного года, командировать на это время для учёных занятий при Русском Археологическом Институте в Константинополе, с назначением на его содержание 1500 рублей в год вместо стипендиатского оклада в 700 рублей, и с сохранением за ним всех прав службы по званию профессорского стипендиата, причём дополнительный к стипендиатскому окладу расход по восьмисот рублей в год отнести на счёт духовно-учебного капитала, по Отд. I пар. I ст. 2 сметы расходов специальных средств Святейшего Синода, с тем, чтобы сумма эта ассигновалась поочерёдно в распоряжение академий: С.-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской. В первый раз помянутая сумма ассигнована была в —520— распоряжение Московской Духовной Академии на 1904–1905 учебный год, когда Советом Академии, с разрешения Святейшего Синода, командирован был для учёных занятий при Русском Археологическом Институте г. Константинополе помощник секретаря Совета и Правления Академии Михаил Бенеманский, с сохранением за ним прав службы и содержания по занимаемой им должности (указ Святейшего Синода от 15 октября 1904 года за 10184). Во второй раз, на 1908–1909 учебный год, с разрешения Святейшего Синода, Советом командирован был в Институт кандидат богословия Николай Махаев, с отпуском ему пособия из духовно-учебного капитала в размере 800 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

505 Воспользовавшись данным Дмитриевским обещанием, Глубоковский обратился к нему за статьей о «Каноннике», но снова получил отказ. «Книга «Канонник» русского изобретения, явилась в Киеве и истории не имеет», – пишет Дмитриевский 2 декабря 1904 г. и советует воспользоваться для «Канонника» книгою A. И. Никольского «Обозрение богослужебных книг». 506 В отношении Ю. А. Куликовского Дмитриевский сдержал свое обещание и 20 января выслал его статью о Керчи. Статья о катакомбах была написана Е. К. Рединым. Сам Дмитриевский так и не написал для энциклопедии ни одной статьи. Среди сотрудников ПБЭ и корреспондентов Глубоковского был директор Русского археологического института в Константинополе Ф. И. Успенский. «Я думаю, что следует всячески содействовать полезному делу, к участию в котором Вы приложили силы, – пишет он Глубоковскому 19 апреля 1905 г. в ответ на просьбу написать статью о крестовых походах, – поэтому я не могу иначе ответить, как согласием прислать Вам к обозначенному Вами сроку требуемую статью». 507 Воспользовавшись присланным Глубоковским словником на буквы К и Л, Успенский взял на себя также статьи о Латинской империи и Льве Исавре (начало иконоборческого движения). В качестве возможного автора статей для энциклопедии он рекомендовал секретаря Русского археологического института Б. А. Панченко. 508 «Глубоко признателен за доброе письмо Ваше, – пишет Глубоковский 25 апреля 1905 г. – Дорого Ваше авторитетное и ценное участие, но для меня лично не менее важно Ваше ободряющее суждение о самом деле. Трудно оно и вообще, а в России почти непреодолимо и при наличных обстоятельствах создает редактору и бездну всяких трудов и массу всевозможных мук, не давая пока ни малейшей радости (духовной). Таковое сочувствие немногих благородных и высоких умов поддерживает меня в решимости, которая начала было иссякать уже на первом (VI) томе редакторства моего. Тяжело работать в наше ужасное время... Думаю, и у Вас теперь несладко, и светлая мечта о кресте на св. Софии перестала быть даже сладкою утопией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совет ИППО утвердил решение об учреждении Русского исторического института 20 марта 2008 г. 19:11 В четверг 20 марта в Счётной Палате Российской Федерации под председательством С.В. Степашина состоялось плановое заседание совета Императорского православного палестинского общества . Советом принято знаменательное решение об учреждении Русского исторического института с представительствами в традиционных научных центрах Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока (Стамбул, Венеция, Иерусалим). Целью Русского исторического института является организация и проведение исследований по истории и культуре Европы, Средиземноморья, Причерноморья и Ближнего Востока в связи с историей России, проведение археологических исследований, архивного поиска и сравнительного изучения письменных и материальных памятников. С 2004 года научная общественность России в лице ведущих учёных Российской академии наук и Московского государственного университета им М.В. Ломоносова ставила вопрос о необходимости возобновления деятельности русских научных институтов за рубежом и, в частности, о воссоздании Русского археологического института в Константинополе (РАИК), учреждённого в 1894 году под эгидой Министерства народного просвещения России и закрытого в 1914 году. Бессменным главой РАИК был выдающийся русский византинист Ф.И. Успенский, который в 1921-1928 годах являлся председателем Российского палестинского общества при АН СССР. 25 ноября 2004 года Президент России В.В. Путин поддержал просьбу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, президента РАН академика Ю.С. Осипова и ректора МГУ академика В.А. Садовничего о возобновлении деятельности РАИК. В 2006-2007 годах проводилась работа по составлению концепции, нормативных документов и научных проектов деятельности института. Присутствующие на заседании члены совета Общества также постановили провести общее годичное собрание ИППО в июне 2008 года. Согласно решению совета общества, в члены Императорского православного палестинского общества приняты, в частности: Советом общества также утвержден порядок приема в действительные члены ИППО. Сайт ИППО /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/383405.htm...

После раздела Польши при императоре Александре I римский дом кардинала Гозия перешел в руки Русского правительства, которое удержало за ним его прежнее назначение – служить странноприимницей для русских паломников католического вероисповедания, приезжающих в Рим на поклонение многочисленным его святыням. С таким назначением этот римский русский дом оставался до последнего времени, когда наш нынешний посол в Риме г. Н.Н. Влангали, принимая во внимание тяжелые лишения, которым подвергаются русские паломники в Италии, и, желая всячески облегчить их тяжелый подвиг, пришел к мысли сделать этот дом приютом для всех русских паломников, без различия вероисповеданий. Устроив здесь весьма удобное помещение для наших паломников г. посол, не выходя из воли жертвователя благодаря хорошим доходным статьям, которые приносит этот дом, окружил русских паломников такими удобствами, каких они, нужно правду сказать, не имеют нигде. Как долго этот дом сохранит за собою назначение жертвователя – это пока неизвестно. Его обширное помещение и богатые доходные статьи уже давно обращают на себя внимание наших русских археологов-классиков, мечтающих во чтобы то ни стало иметь свой институт в Риме. Зная хорошо, что Министерство финансов неохотно отпускает свои средства на подобного рода учреждения, наши археологи и облюбовали себе в Риме дом кардинала Гозия, рассчитывая в нем сразу получить и удобное помещение почти в центре города, и даже необходимые средства на первоначальное обзаведение всем необходимым для института из его доходов. Такого рода планы, как мы знаем, существуют у наших археологов давно, но открыто они высказывались на Московском Археологическом съезде в 1891 г., во время обсуждения вопроса об Археологическом институте в Константинополе, двумя видными представителями у нас классической археологии – известным профессором В.И. Модестовым и Д.И. Цветаевым, профессором Московского университета. Во время последнего нашего пребывания в Риме в июле 1896 г. нам передавали за верное, что желание наших археологов-классиков близко к осуществлению, и в скором времени мы будем иметь в Риме свой Археологический институт на «Via delle botteche oscure» в доме кардинала Гозия. Не без удовольствия мы слышали при этом, что, не желая нарушать воли жертвователя, в принципе решено существующий ныне в этом доме приют для паломников сохранить в неприкосновенной целости. Не известно лишь то, будут ли сохранены те бенефиции, какими пользуются наши паломники в Риме в настоящее время или же все средства и доходы, какие приносит этот дом, пойдут на покупку классических фолиантов и археологические раскопки?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Археологические раскопки показали, что первые три столетия нашей эры были периодом необычайного культурно-экономического развития Ефеса и всего западноанатолийского региона. В вв. были построены знаменитая библиотека Цельса и огромный театр, вмещавший до 25 тыс. зрителей. В Ефесе было несколько крупных терм и одна из наиболее развитых систем водоснабжения, включавшая в себя, помимо четырех основных акведуков, множество сооружений меньшего размера. При императоре Константине I Великом, Ефес был в значительной степени перестроен и расширен, став к вв. важнейшим городом Византийской империи после Константинополя 319 . История археологических раскопок в Ефесе Первые археологические раскопки Ефеса начались в конце XIX в., и целью их было, прежде всего, найти остатки одного из чудес света – храма Артемиды Ефесской. Раскопки велись сотрудниками Британского музея, под руководством Д.Т. Вуда. Вуд со своими коллегами раскопали Ефес с основательностью, ставшей законом для археологов. Был найден не только стилобат храма Артемиды, но открыты и описаны многочисленные гражданские и религиозные (языческие и христианские) структуры античного города. В 1899 г. раскопки храма Артемиды продолжила экспедиция Британского музея, под руководством Д.Д. Хогарта. Было обнаружено хранилище храма, с сохранившейся статуей Артемиды, выполненной из бронзы и слоновой кости (ныне экспонируется в археологическом музее Стамбула). С конца XIX в., к регулярным раскопкам приступила экспедиция, организованная Венской академией наук. В результате раскопок, проводимых австрийскими археологами, увидели свет Агора, Театр, Аркадиана и библиотека Цельса. Самые ценные находки Ефеса в начале XX века были вывезены в Англию на военных кораблях и сейчас украшают Британский музей 320 , часть артефактов представлено в археологическом музее Ефеса в г. Сельчук 321 . Первая и Вторая мировые войны прервали археологические раскопки, которые были возобновлены лишь в 1958 г. австрийским археологическим институтом. Совместная австрийско-итало-немецкая археологическая экспедиция трудится в Ефесе до сегодняшнего дня, открывая современному миру величие античного города 322 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

282 Teophanis. Ι . Ρ . 276: ποησεν 6 βασιλες διωγμ ν μγαν κατα των Ελλνων και πασης αρσεως . 283 Diehl. Justinien. P. 564. 284 Ibid. P. 564—565. 285 loannis ep. Ephesii. Commentarii de beatis orientalibus. P. 225 (ed. van Douwen et Land). 286 Разумеются православные патриархи Антиохи 287 loannis episc. Ephesii. Commentarii. P. 217. 288 Ibid. P. 221. 289 Моя статья в «Известиях института». VII. С. 93—212. 290 Известия института в Константинополе. VII. С. 178. 291 Procopii. De В. Р. 1, 24. Р. 121. 292 Agathiae. Hist. V. 7. P. 291. 293 Choisy. Histoire de Г architecture. Paris, 1899. II. P. 51. 294 Diehl. Justinien. P. 478—479. 295 Сень над престолом, или киворий. 296 Савваитов. Путешествие новг. архиепископа Антония в Царьград. СПб., 1872. С. 73 и след. 297 Там же. С. 57—58. 298 Византийские церкви. С. 113/Труды VI археол. съезда в Одессе. III. 299 Кондаков Н. П. Византийские церкви. С. 116—117. 300 Lethaby et Swainson. Sancta Sophia. P. 244—245. 301 Более подробные данные в книге: Lethaby et Swainson. P. 273, 287. 302 Ebersolt. Sainte-Sophie de Constantinople. Paris, 1910. P. 25. 303 Const. A. 535. XIV. P. 71. 304 Вульф. Семь чудес Византии и храм свв. Апостолов/Известия института. I. С. 35. 305 Strzygowski. Die byzantinische Wasserbehalter von K-pel. S. 215. 306 De aedifi. iis. P. 268. 307 Diehl. Justinien. P. 234—5; он же. L " Afrique Byzant. 139. 308 Главные пособия: Η е у d. Histoire du commerce du Levant au Moyen-Age. Edition francaise par Turcy Raynaud. I, II. Leipzig, 1885—1886; Zachariae von Lingenthal. Eine Verordnung Justinians uber den Seidenhandel aus den Jahren 540—547/Memoires de l " Academie Imperiale de St.-Petersbourg. VII serie. T. IX. N. VI, 1865; Gelzer. Byzantinische Kulturgeschichte. Tubingen, 1909. 309 В первый раз Пальмирский тариф открыт и издан князем Абамелек-Лазаревым: Пальмира, археологическое исследование. С.-Петербург, 1884. В Россию тариф перевезен с разрешения султана Абдул-Гамида по ходатайству императорского российского посла в Константинополе и при участии института. См. в моей статье: Археологические памятники Сирии. С. 123/Известия. Т. VII.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3437...

Он становится профессором Санкт – Петербургского университета, старшим хранителем отделения Средних веков и эпохи Возрождения Императорского Эрмитажа. Одновременно Кондаков читал курсы истории и искусства в Петербургском университете (1888– 1897) и на Высших женских (Бестужевских) курсах. В 80-х гг. и далее Кондаков принимает активное участие в работе Императорского Православного Палестинского общества. Вместе с Ф.И.Успенским и А.И. Кирпичниковым он готовил проект открытия Русского Археологического института в Константинополе, реализованной во 2-й половине 90-х гг. Чтение университетских лекций и ведение семинаров часто проводилось на дому (долгие годы ученый жил на Линейном проспекте, д.15), в особой атмосфере «свободной академии», которую культивировал профессор, что притягивало к нему молодых ученых. Кондаков создал школу учеников, из которой вышли многие видные российские ученые (академики М.И. Ростовцев, С.А. Жебелев, Д.В. Айналов, Я.И. Смирнов, Б.В. Фармаковский, Б.А. Тураев , А.Н. Грабар, Г.В. Вернадский и др.) По мнению С.А. Жебелева, «Все современное поколение русских археологов может считаться прошедшим «Кондаковскую школу», столь широко объемлющи его научные труды, столь глубокий след оставила вся его деятельность на пользу и благо археологического знания в России». Среди круга учеников Кондакова были представители различных гуманитарных дисциплин – историки искусства, филологи-классики. Историки – антиковеды, историки – византинисты. Учениками Кондакова считали себя также такие крупные зарубежные ученые как Эллис и Габриэль Мийе.  На рубеже 80–90–х гг. Кондаков стал неоспоримым лидером в исследовании художественного антиковедения и медиевистики в России. Причинами этого были как личные качества Никодима Павловича, так и его новаторство в области методологии. Кроме того, он умел наглядно выявить и показать глубинные связи различных культурных явлений, наиболее ярко проявившееся при изучении истории Византии и Руси, чем так или иначе интересовались все ученики Кондакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010