Как всякий человек, созидающий что-либо большое, несет он тяжкий крест, борясь с завистью и неприязнью. К сожалению, я это хорошо знаю по своему личному жизненному опыту…» 26 . В 1916 году княгиня защитила в МАИ диссертацию «Эмаль и инкрустация» и получила приглашение занять в институте кафедру по истории эмалевого дела, однако воспользоваться этим не смогла. Институт был создан на частные  средства, с трехгодичным сроком обучения  для людей с высшим образованием. Имел археологическое и археографическое (архивное) отделения, где преподавались 24 дисциплины, в том числе история искусства, архивоведение, музееведение, генеалогия, геральдика. Институт функционировал на средства частной благотворительности, а с 1912 года получал государственное пособие в 15 тысяч рублей. Практические занятия проводились в Московском архиве Министерства юстиции и в Московском дворцовом архиве. Институт готовил специалистов для архивов, музеев, библиотек. За время существования  учебное заведение закончили 289 человек 27 . В 1912 году при институте было образовано Московское общество исследователей памятников древности им. А. И. Успенского , при котором были созданы комиссия по изучению древних подземных сооружений и архивная комиссия для исследования колоколов. До октября 1917 года было издано 40 томов «Записок Московского археологического института». В них публиковались монографии, статьи, документальные публикации преподавателей, а также, по постановлению Совета института, наиболее достойные исследования слушателей. Создание института явилось одним из примеров характерного для того времени острого интереса к археологическим изысканиям и общественного внимания к отечественным «древностям» вообще, а также стремления к «историческому просвещению». Неудивительно поэтому, что вскоре филиалы  МАИ появились в Смоленске, Нижнем Новгороде, Витебске, Калуге, Ярославле, Ростове. Будучи бессменным директором МАИ, Успенский читал лекции по истории русского искусства для первого и второго курсов. В 1910 году они были изданы в виде очерков по истории русского искусства XV–XVIII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Глава шестая говорит о священных временах – времени ежедневных богослужений и субботе, праздниках допленных и послепленных, годах субботних и юбилейных. Глава седьмая говорит о смысле и различных видах ритуальных очищений – об очищении от осквернения мертвым телом и после проказы, об очищении родильниц и кровоточивых, о пепле рыжей телицы, жертве ревнования и воде обличения. Подобная схема учебного пособия является данью прежнему пониманию термина библейская археология, новое же понимание нашло свое отражение в том факте, что, кроме письменных источников, в упомянутых лекциях проф. Троицкий привлек более обширный археологический материал, известный к началу XX в., тем самым проложив путь к современной библейской археологии. Последними представителями подобной синтетической школы можно считать эмигрантов – доктора богословия П. Смирнова , доцента Харбинского института св. Владимира, до переворота 1917 года бывшего сотрудником Смоленского археологического института, а в 1930-х гг. преподававшего слушателям богословского факультета Харбинского института, а также проф. Б. Марковского, издававшего свои труды в Софии на болгарском языке. П. Смирнов , считавший, что «предметом своего изучения библейская археология имеет изучение быта еврейского народа на основании того материала, который дают библейские книги Ветхого Завета», упоминал в своих лекциях находки современных ему корифеев подлинной библейской археологии – В. Олбрайта и Н. Глюка. Роль отечественной археологической науки и востоковедения в становлении библейской археологии как самостоятельной науки Зарождение подлинной отечественной библейской археологии в значительной мере было инициировано успехами отечественной же археологии и востоковедения. В XVIII в. были сделаны попытки поставить охрану памятников и сбор археологических материалов под государственный контроль. В 1718 г., после приобретения сибирской коллекции археологических предметов, Петр I издал указ, в котором говорилось: «Ежели кто найдет в земле или в воде какие старые вещи… такожь бы приносили». Во втором указе предписывалось не только собирать древние вещи, но и «где найдутца такие, всему делать чертежи, как что найдут». Следует подчеркнуть, что указы Петра I были первыми в мире правительственными распоряжениями, имевшими целью охрану памятников. С 30-х гг. XIX в. начались систематические научные раскопки на юге России. Начало этих исследований было положено офицером русской армии И. Стемпковским. Попав в 1815 г. в Париж, он изучил там археологию, после чего и обследовал археологические памятники Черноморского побережья.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 11 Авг 2022 Российские археологи впервые нашли печать Владимира Мономаха в Калининградской области, эта находка расширяет представления ученых о культурных и политических взаимоотношениях между пруссами и Древней Русью времен Средневековья, передает РИА Новости . Печать Владимира Мономаха обнаружила экспедиция Института археологии РАН в ходе раскопок средневекового прусского селища Привольное-1. На лицевой стороне печати – погрудное изображение святого Василия Кесарийского, небесного покровителя Владимира Мономаха . На оборотной – надпись в четыре строки, которая расшифровывается как «Господи помоги рабу твоему Василию». «Найденная великокняжеская печать, а также обнаруженная в 2016 году на этом же селище печать внука Мономаха, князя Всеволода Мстиславича, говорят о том, что в Средневековье между пруссами и Древней Русью существовали связи, далеко выходящие за рамки обычных торговых отношений», — сказал научный сотрудник Института археологии, кандидат исторических наук Ярослав Прасолов, слова которого приведены в сообщении. Такими печатями скрепляли важные государственные и дипломатические документы, они были адресованы людям, занимавшим высокое положение в средневековом обществе пруссов, пояснил Прасолов. «Археологические свидетельства таких контактов b XII веке открывают новую и интереснейшую главу в истории региона», – поделился ученый. «Полевые работы 2022 года подтвердили выводы предыдущих исследований: перед нами значимый памятник, изучение которого позволит нам приблизиться к пониманию, как жили пруссы в так называемое «позднеязыческое» время – период между эпохой викингов и началом крестоносной экспансии в Пруссию Тевтонского ордена — и как были выстроены их взаимоотношения с Древней Русью», — сказал руководитель археологического отряда Института археологии Константин Скворцов. На сегодняшний день поселения пруссов остаются наименее изученной категорией памятников Калининградской области, в то время как их научный потенциал велик, подчеркнул Скворцов. «Серия ярких находок с Привольное-1 показывает, что исследование таких памятников крайне важно в долгосрочной перспективе для понимания истории как самого Калининградского региона, так и Северо-Запада континента в целом», – добавил он. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 6  чел. Всего просмотров 447 тыс. Всего записей 3190 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/arheologi-nashli-p...

Канонизация патриарха Тихона произвела ошеломление — сотрудник Института Всеобщей истории РАН Сергей БЕЛЯЕВ Не буду останавливаться на многих деталях, но об одной надо сказать. Была вскрыта большая площадь пола. Рядом с предполагаемым захоронением патриарха Тихона не было свободного места – кругом могилы с надгробными плитами. И только на одном месте не было ничего – на месте, которое считалось могилой патриарха. 18 ноября, 2012 Не буду останавливаться на многих деталях, но об одной надо сказать. Была вскрыта большая площадь пола. Рядом с предполагаемым захоронением патриарха Тихона не было свободного места – кругом могилы с надгробными плитами. И только на одном месте не было ничего – на месте, которое считалось могилой патриарха. О необыкновенной, практически детективной истории обретения святых мощей патриарха Тихона рассказывает археолог, историк, сотрудник Института Всеобщей истории Российской академии наук Сергей Алексеевич Беляев. Эти работы проводились под его руководством, по благословению патриарха Алексия Второго. Беляев много лет работал в головном археологическом Институте АН СССР, на его счету более 60 археологических экспедиций, включая знаменитую Херсонесскую экспедицию, в результате которой было определено место крещения князя Владимира. С 90-х годов Сергей Алексеевич руководит работами по обретению святых мощей угодников Божиих, преданных поруганию в годы революции и советской власти.  — Патриарх Тихон – одна из ключевых фигур в истории Русской православной церкви и всей России. Он фактически единственный из народных авторитетов противостоял богоборческой власти. Примечательно, что он был канонизирован еще во времена Советского Союза, в 1989 году. Его имя и теперь, в неспокойный предвыборный период, вспоминают в связи с составленной им молитвой о спасении России. Сергей Алексеевич, по Вашему мнению, что значил для России тогда, в советское время, акт о причислении патриарха Тихона к лику святых? — Канонизация патриарха произвела на народ ошеломляющее впечатление. Надо помнить, что основу населения Советского Союза составляли люди, которые всю свою сознательную жизнь прожили в эпоху богоборчества. Когда был поднят вопрос о канонизации патриарха Тихона, даже в церковной среде раздавались возгласы опасения: «Да вы что! Он же антисоветчик!» И хотя святейший Тихон был фигурой по меркам большевиков, одиозной, но для верующих людей он был знамением старой России; старой в смысле жить по евангельскому завету – это добро, порядочность, честность, любовь к людям и к своей Отчизне. И для того поколения, для тех людей, которые все это видели и пережили, для них канонизация это было нечто чудесное, неожиданное, как дар Божий.

http://pravmir.ru/kanonizaciya-patriarxa...

Должно сознаться, что труд этот оказался неблагодарным. Поскольку свидетельствуют сохранившиеся сборники руководственных правил церкви, канонико-юридическое „пандекты“, так называемые „Συναγωγα διαφρων Διαταξεων κα Καννων“, „аллигаты“ к каноническому материалу, – после падения Константинополя Шестокнижие Арменопуло сделалось одним из главных руководительных источ- —407— ников как для светских, так и духовных судов, деля свой успех в последних только с Синтагмою Матфея Властаря . Исследуемый памятник переходит в область исторических преданий. Изготовление списков его в целях практического пользования прекращается. Содержание его если и воздействует на содержание трудов составителей различных руководственных сборников, то ни в коем уже случае не непосредственно, но чрез посредство восприявшего его в себя „ ξβιβλος“. Описание просмотренных мною Афинских, Афонских и Константинопольских славянских и греческих рукописей исторического и главным образом канонического содержания, вместе с сделанными со многих из них снимками от руки и на кальке, имеет быть представлено в недалеком будущем моему Достоуважаемому руководителю – Н.А. Заозерскому . Мотивом для отсрочки с моей стороны является в настоящее время окончательное приготовление к печатанию диссертации. В заключение этого предварительного краткого своего отчета вменяю себе в приятнейший долг принести мою глубокую благодарность: Г. Директору Археологического Института Ф.И. Успенскому, за его внимательное отношение к моим и духовным и материальным нуждам на чужбине; Секретарю Института Р.Х. Леперь – неутомимому руководителю при знакомстве с древностями Востока, в особенности во время моего пребывания в Афинах, равно как в последнем случае и профессору Новороссийского Университета А. А. Павловс кому; Секретарю и Библиотекарю Института Б.А. Панченко, которому я обязан весьма многими ценными разъяснениями и библиографическими справками по вопросам, имеющим отношение к моей работе; преподавателю Экзархийской Цареградской Болгарской семинарии о. Панарету (Наумову), своему пособнику в ознакомлении по источникам с действующим правом Экзархийской Болгарской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Член СОФИЛА: В.В. Красин Заслужен, профессор: М.М. Ипполитов-Иванов Ректор м. г. консерватории: Пшибышевский Использование гармонии колоколов – неоднократно имело место в истории развития музыкальной культуры. В Германии и Франции в XVI и XVII вв. мелодия колоколов сопровождала игру оркестров на широких народных городских празднествах – отнюдь не религиозного, а напротив, чисто светского характера. Помимо всего, и во Франции, и в Бельгии игра на колоколах имела самостоятельное музыкальное значение, более того, она дает возможность опытного расширения контрапунктических проблем, поставленных современностью. Константин Константинович Сараджев отдал этой задаче многие годы. За последнее время ему удалось своими скудными средствами улучшить и организовать клавиатуру для колоколов на одной из московских колоколен, но работе его препятствует – во-первых, недостаток нескольких колоколен, а во-вторых, зависимость от религиозной общины, являющейся хозяином колокольни. Мы обращаемся с ходатайством о предоставлении К. К. Сараджеву необходимых ему колоколов определенного тембра из фонда снятых колоколов или с колоколен закрытых церковных зданий. Работа К.К. Сараджева представляет собою выдающийся интерес, так как она связана с писанием теоретического труда, имеющего общемузыкальное значение. Недостаток колоколов препятствует его капитальной экспериментальной показательной работе и останавливает его чрезвычайно интересный специальный труд. Настоящее ходатайство поддерживаем: Подписи: Р. М. Глиэр (композитор, профессор Московской государственной консерватории) [примечания в скобках здесь и далее даны Н.К. Сараджевым], А.Н. Александров (композитор, профессор Московской государственной консерватории), А.А. Шеншин (композитор), Г.Э. Конюс (профессор, декан научно-композиторского факультета Московской государственной консерватории), Н.А. Гарбузов (директор Государственного института музыкальных наук), Е.А. Мальцева (председатель физиолого-психологической секции Государственного института музыкальных наук), А.В. Александров (композитор, доцент Московской государственной консерватории, создатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии), Б. Зубакин (действительный член Московского археологического института), Г.А. Шенгели (историк музыки, член Государственной академии художественных наук, доцент 1-го Московского государственного университета), Н. Тугаринов (заведующий музыкальным отделом Главнауки), С.М. Чемоданов (музыковед, приват-доцент 1-го Московского государственного университета), С.А. Богуславский (музыковед), Н.Я. Мясковский (композитор, профессор Московской государственной консерватории), Б.Б. Красин (член дирекции Центрального концертного бюро).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Учебные пособия того времени чрезвычайно подробно разбирают различные стороны жизни библейских времен на основании лишь письменных источников: приоритет отдавался Иосифу Флавию, Филону Александрийскому, таргумам, мидрашам, Талмуду, работам ученых раввинов Маймонида, Иосифа Каро, Раши, Радака, Абен Езры, и даже классике каббалистики - книге " Зогар " . Последними представителями подобной синтетической школы можно считать эмигрантов - доктора богословия П.В. Смирнова, доцента Харбинского института св. Владимира, до переворота 1917 года бывшего сотрудником Смоленского археологического института, а в 30-х годах преподававшего слушателям богословского факультета Харбинского института, а также профессора библейской археологии Б.А. Марковского, издававшего свои труды в Софии на болгарском языке. Роль отечественной археологической науки и востоковедения в становлении библейской археологии как самостоятельной науки. Зарождение подлинной отечественной библейской археологии в значительной мере было инициировано успехами отечественной же археологии и востоковедения. В Санкт-Петербургском археологическом обществе уже с 1851 г. наряду с отделениями русской, славянской, классической западноевропейской археологии, а также отделением нумизматики действовало отделение восточной археологии,  рано обратившееся к памятникам древнего Востока. В Московском Археологическом обществе в 1887 г. известным востоковедом - ассириологом М.В. Никольским был поднят вопрос об учреждении особой восточной комиссии. Наибольший вклад в развитие библейской археологии внес проф. Б.А. Тураев (1868-1920), выступавший как представитель библейско-исторической школы. Он известен как исследователь древних культур Сиро-Палестинского региона, особенно их религиозной составляющей, египетской цивилизации, а также общих проблем востоковедения. Определенным итогом трудов проф. Б.А. Тураева стали его лекции по истории Востока, печатный вариант которых в советское время являлся одним из немногих источников по библейской археологии.

http://bogoslov.ru/article/293744

В Смоленске археологи открыли древнерусский храм домонгольского периода (+Фото) 16 августа, 2013. Новостная служба Храм расположен на склоне левого берега Днепра в центре современного Смоленска. Есть некоторые основания предполагать, что храм был посвящен великомученице Параскеве Пятнице. Однако точно определить посвящение новонайденного памятника пока не представляется возможным. 16 августа. ПРАВМИР. В Смоленске архитектурно-археологическим отрядом Института археологии полностью раскопан и изучен ранее неизвестный древнерусский храм домонгольского периода, обнаруженный осенью 2012 года в процессе охранных раскопок. Об этом сообщается на  сайте Института археологии РАН , в статье члена-корреспондента РАН В. Седова. Выехавшая на место группа архитектурных археологов тогда же определила развал кладки как остатки четырехстолпного храма середины XII века с несколько более поздними, но тоже домонгольскими галереями. В мае-июне 2013 года были проведено масштабное археологическое изучение памятника, позволившее выявить его основные формы и некоторые детали, датировать храм и определить его место в истории архитектуры древнего Смоленска. Это первые раскопки домонгольского памятника в городе за последние двадцать лет. Храм расположен на склоне левого берега Днепра в центре современного Смоленска. Есть некоторые основания предполагать, что храм был посвящен великомученице Параскеве Пятнице. Однако точно определить посвящение новонайденного памятника пока не представляется возможным. По словам ученых, это был четырехстолпный одноглавый храм с тремя полукружиями алтарных абсид. Столбы, поддерживавшие барабан купола, были крестообразными в плане. Пол церкви был сделан из плинфы на растворе. На внешней поверхности стен выступали лопатки, делившие фасады на прясла, а на средней паре лопаток на каждом фасаде были расположены полуколонки, характерные для поднепровского зодчества середины XII века. В домонгольское время в храме было совершено несколько погребений. Одно из них было устроено в аркосолии, внутристенной арке в южной стене. Это захоронение мужчины, вероятно, ктиторское. Еще одно находилось в специальной плинфяной гробнице  у западной стены храма с внешней стороны. Интересно, что погребенные в этой гробнице женщина и ребенок были ориентированы необычно, как и сама гробница: по оси север-юг.

http://pravmir.ru/v-smolenske-arxeologi-...

Прот. Борис Бобринский : Я был пятым ребенком у своего отца Алексея Алексеевича Бобринского. Это графский род, который берет начало со времени царствования Екатерины Великой, конец XVIII века, а затем можно упомянуть целый ряд моих предков, которые трудились в России. В частности, упомяну своего деда, Алексея Александровича, археолога, который в течение 25 лет был бессменным председателем Императорской археологической комиссии. Он был очень известен, сейчас готовится целый сборник, посвященный его памяти, и через 2 года будет юбилейное собрание, посвященное его памяти. Он выехал за границу во время революции и скончался в Ницце в 1927 г. Я сам родился в Париже в 1925 г. Моя мать, урожденная графиня Ферзен, скончалась от болезни Паркинсона, когда мне было 30 лет. Я ее сравнительно мало знал, я жил в русских общежитиях и закрытых школьных заведениях. Очень рано выявилось во мне желание священства, хотя я, конечно, мало мог понимать, в чем оно заключается. У меня было такое чувство, что я хочу быть священником. Таким образом, закончив среднее образование осенью 1944 г., я смог сразу же поступить в Париже в Свято-Сергиевский богословский институт. Наш богословский институт в Париже был основан в 1924 г. митрополитом Евлогием, который возглавлял русские православные приходы за рубежом. Таким образом, эта школа уже выросла в значительное высшее учебное богословское учреждение, и я смог в него поступить. Я застал тогда главных основателей этой школы, ее профессоров. Не буду сейчас об этом распространяться. Скажу только, что я благодарю Бога за то, что я смог в этой школе учиться, получить полное богословское образование, а через несколько лет смог уже и преподавать там и даже находиться на ответственном посту декана в течение 12 лет до прошлого года. А моя семейная жизнь, как Вы только что слышали от моей жены Елены Юрьевны, урожденной Дистерло, сложилась так, что мы с будущей женой встретились в рамках встреч русского студенческого христианского движения. Там собиралась воцерковленная и воцерковляющаяся молодежь. Мы довольно быстро подружились и поняли друг друга и, с Божией помощью, решили соединить наши жизни. Мы повенчались в январе 1957 г. и недавно отпраздновали золотую свадьбу. И после 50 лет совместной жизни я очень благодарю Бога за то чудо встречи, любви, единства, взаимопонимания, взаимослужения, которое Господь нам дал пережить вместе. У нас трое детей, семеро внуков. Господь благословил нашу жизнь. Когда я предложил Лене Дистерло быть моей женой, напомнил о моем желании стать священником и спросил, согласна ли она с этим, она сказала, что согласна. Я тут перекрестился, поцеловал ее руку и сказал, что, значит, Господь нас благословляет на совместную жизнь. И так пошла вся наша жизнь вместе вот уже 50 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

10 марта 2018 Автор: Дрбоглав Д.А. Жанр: учебное пособие Описание: Первое в нашей стране пособие по средневековой латыни состоит из теоретической части, построенной по принципу последовательного изложения разделов грамматики, и практической части - хрестоматии.  Язык, включенный в общую панораму эпохи, предстает как живое, развивающееся явление.  3 января 2018 Лев Усыскин беседует о средневековой латинской словесности с ординарным профессором НИУ ВШЭ, медиевистом Олегом Воскобойниковым. 12 августа 2017 Хрестоматия средневековых латинских текстов.  Делануа Д. 11 мая 2017 Уже 13 мая в 13:00 состоится бесплатная пробная лекция, для всех желающих. 6 января 2017 Средние века. Выпуск 76(3-4). Каранчев А.Е. Наследие русского археологического института. Греческая рукопись начала XI в. с латинской интерлинеарной версией начала XV в. 2 января 2017 14 января в 13:00 начинается очередной трехмесячный курс " Латынь в культуре и искусстве Западной Европы " . Занятия будут проходить по субботам, с 13:00; первое занятие (лекция по истории латинского языка в Средние века и Новое время) - бесплатно. 28 апреля 2016 Наверное, многие из интересующихся западноевропейской культурой, не раз задавались вопросом, рассматривая произведения искусства, будь то картины старых мастеров в музеях или роскошные надгробия в европейских соборах: что же там написано? 15 сентября 2015 Если вы никогда не изучали латынь, но хотели бы приобщиться к богатейшей латиноязычной культуре европейского Средневековья — это курс для вас. 28 августа 2015 Лекция профессора, доктора филологических наук и заведующей отделом индоевропейских языков Института языкознания РАН. 5 июня 2015 Обзор истории латинского языка и литературы, его место в истории и культуре Западной Европы. Основные особенности латинского языка. Алфавит, правила произношения. 13 мая 2015 Если вы никогда не изучали латынь, но хотели бы приобщиться к богатейшей латиноязычной культуре европейского Средневековья — это курс для вас. В продолжение темы о преподавании классических языков в духовных школах публикуется данная статья доктора медицинских наук, профессора Ивановской государственной медицинской академии, заведующего кафедрой древних и новых языков Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии игумена Агафангела (Гагуа). В ней автор анализирует актуальные проблемы, связанные с преподаванием греческого и латинского языков в современных духовных учебных заведениях, а также рассматривает возможности и перспективы усовершенствования системы их преподавания в духовных школах России.

http://bogoslov.ru/topic/20772

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010