Minneapolis, 1996. Базилика свт. Николая в Мирах Ликийских. V - XI вв. Интерьер Стимулирующее воздействие на развитие рус. А. х. оказала византинистика, важной частью к-рой являлись специальные дисциплины археологического круга ( хронология , нумизматика , палеография и др.). РАИК под рук. Ф. И. Успенского организовал экспедиции на правосл. Восток, создал музей древностей и начал натурные работы в К-поле, где была изучена базилика прп. Феодора Студита, V в. (Б. А. Панченко ); в Палестине зафиксировали мозаики 2-й пол. VI в. (Мадаба, см. Медева ) с изображением главных пунктов паломничеств в Палестине, Сирии и Египте; экспедиция во главе с Успенским (1900) занималась изучением жизни христ. общин V в. С 1915 г. ППО работало над проектом «Института палестиноведения» и Рус. археологического ин-та в Иерусалиме, к-рый не был осуществлен. После Октябрьской революции 1917 г. работы на Ближ. Востоке надолго стали недоступны ученым из России. В Сирии и Палестине интересы России в большой мере представляла Русская духовная миссия в Иерусалиме во главе с еп. Чигиринским Порфирием (Успенским) , позже архим. Антонином (Капустиным) и архим. Леонидом (Кавелиным) . Они активно собирали церковные древности и проводили важные для развития А. х. работы. Создание ППО расширило в 80-х гг. XIX в. возможность отправки экспедиций, публикаций источников и периодики (Православный Палестинский сборник, Сообщения ППО). Стремление к протекторату над святыми местами и созданию сети паломнических центров выразилось в приобретении земель в местах возможных раскопок: Мамре, участки с гробницами «жены царя Соломона» в дер. Силоам и «гробами пророческими» в Иерусалиме, с древнеевр. гробницами Эр-Румание и др. Рус. А. х., т. о., вошла в круг международной религиозно-научной жизни, а ее представители стали участниками дискуссии наряду с учеными - протестантами и католиками. Работы 1883 г. на «русском месте» положили начало археологическим исследованиям храма Гроба Господня. Для палестинской А. х. основополагающими стали путешествия, организованные ППО и РАИК.

http://pravenc.ru/text/76478.html

Историко-археологические чтения памяти Н. И. Троицкого , которые были впервые проведены по инициативе историко-археологического музея «Тульские древности» еще в 1995 году, сегодня переросли в представительный научный форум. В своих трудах Троицкий рассматривал широкий спектр вопросов, связанных с разными периодами истории родного края, поэтому организаторы чтений решили не ограничивать круг поднимаемых проблем только археологическими либо историческими, а, следуя традициям Историко-археологического товарищества, старшиной которого был Н. И. Троицкий , предоставить слово всем, кто интересуется прошлым тульского края и Центрального региона России в целом. На чтения 2001 года прислали свои заявки на участие представители 34 научных, педагогических и музейных организаций, среди которых 3 академических института, 8 высших учебных заведений, 15 музеев и музеев- заповедников, 4 учреждения органов охраны памятников Центральной России. В программе чтений 56 докладов по истории, археологии, этнографии, историческому краеведению и охране памятников истории и культуры. Это свидетельствует о том, что организаторы чтений – музей-заповедник «Куликово поле», Тульская археологическая экспедиция, как и тульская историческая наука в целом, имеют большой авторитет в Центральной России. 150-летний юбилей со дня рождения тульского краеведа, историка, археолога Николая Ивановича Троицкого совпал с 15-летием работ Тульской археологической экспедиции. Несмотря на огромный временной интервал между этими датами их созвучие не случайно. Пристально вглядываясь в научное наследие и деятельность Троицкого и тот путь, который прошла Тульская археологическая экспедиция, можно увидеть немало параллелей. Работы Тульской археологической экспедиции подхватили эстафету Н. И. Троицкого . До середины 80-х гг. XX века в Тульской области, как это ни странно звучит, не было собственных археологических кадров. После расстрела Михаила Андреевича Дружинина в январе 1938 года почти 50 лет археология в Туле не имела своих представителей. Исследования археологических памятников нашего края вели ученые из Москвы, Ленинграда, Калуги, Воронежа, как правило, выполняя свои целевые задачи. Исследовались и раскапывались отдельно взятые памятники без систематического изучения округи и, как правило, не проводилось сплошного исследования целых регионов. Это, естественно, сказывалось на отношении к археологии в Тульской области. Только с появлением новой волны тульских археологов тульская археология получила новый импульс в своем развитии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Торжественное собрание в честь 75-летия возрождения семинарии началось в актовом зале с пения тропаря трем святителям. Митрополит Вениамин открыл собрание, а затем передал слово преподавателю семинарии иеромонаху Андрею (Василюку), представившему вниманию собравшихся доклад «Минская духовная семинария в период ее первого возрождения (1947-1964)» и одноименное издание, вышедшее в издательстве семинарии к юбилею. Работа отца Андрея основана на материалах делопроизводственного архива МинДС периода первого возрождения, в 1996 году возвращенного в Жировичи из Московской духовной академии . Воспоминаниями о жизни духовной школы в период ее первого возрождения поделился профессор протоиерей Виталий Антоник, выпускник семинарии 1960 года. Преподаватель МинДС протодиакон Павел Бубнов представил собравшимся фотопрезентацию, подготовленную на основании личного фотоальбома протоиерея Михаила Остаповича (1932-2001), выпускника духовной школы 1958 года, фотографии из которого попали в поле зрения администрации семинарии за две недели до празднования 75-летнего юбилея. Проректор по научной работе доцент А.В. Слесарев представил вниманию присутствующих документы и фотографии периода первого возрождения МинДС — журналы успеваемости, студенческие конспекты, книги, личные вещи преподавателей из собрания церковно-археологического музея семинарии. В честь юбилея ряд преподавателей и сотрудников семинарии были награждены церковными наградами: Праздник завершился концертом с участием трио «Элеганс» Жировичской детской школы искусств и смешанного хора из числа студентов богословско-пастырского отделения и отделения церковных искусств семинарии под руководством регента храма Покрова Пресвятой Богородицы в д. Чачково Минской области, лауреата премий и международных конкурсов А.Г. Грозовой. По окончании торжеств ректор семинарии в рабочем кабинете принял поздравления с юбилеем от первого проректора Минского городского института развития образования, профессора Минской духовной академии С.П. Стренковского. От института в дар семинарии гость передал икону Всех святых земли Белорусской с клеймами Богородичных икон, явленных на Белорусской земле, а также свои книги по истории Православия в Беларуси.

http://patriarchia.ru/db/text/5972353.ht...

(псевд. К. Р.) (10.08.1858, имение Стрельна Петергофского у. С.-Петербургской губ.- 2.06.1915, г. Павловск Царскосельского у. той же губ.), вел. князь, гос. деятель, поэт, драматург, переводчик, почетный член С.-Петербургской АН. Член российской императорской фамилии. Сын вел. кн. Константина Николаевича и вел. кнг. Александры Иосифовны. Крещен 26 сент. 1858 г. в Большой церкви Нерукотворного образа Спасителя Зимнего дворца. С детства отец готовил его к морской службе. Среди преподавателей К. К.- историки С. М. Соловьёв и К. Н. Бестужев-Рюмин, писатель И. А. Гончаров, законоучителем был протопр. Арсений Иванович Двукраев. С 1874 г. гардемарин, совершил неск. плаваний на фрегатах «Светлана» и «Герцог Эдинбургский», участвовал в русско-тур. войне (1877-1878), награжден орденом св. Георгия 4-й степени. В 1882 г. по состоянию здоровья оставил военно-морскую службу и был назначен в лейб-гвардии Измайловский полк. Генерал-адъютант (1901), президент С.-Петербургской АН (1889-1915). Добился увеличения финансирования АН, пересмотра ее штатов (осуществлены в 1893 и 1912). По инициативе К. К. при Отделении рус. языка и словесности АН учрежден Разряд изящной словесности (1899), основан Пушкинский Дом (1905; ныне Ин-т рус. лит-ры), приобретена государством усадьба Михайловское Псковской губ. (1899), принадлежавшая в прошлом А. С. Пушкину , построено новое здание Библиотеки АН (1911-1914). К. К. содействовал учреждению Русского археологического института в К-поле (1894), Постоянной комиссии при АН для пособия нуждающимся ученым, литераторам и публицистам (1895), Музея театрального искусства в Москве (на основе коллекции А. А. Бахрушина, 1913). Одновременно К. К. являлся командиром лейб-гвардии Преображенского полка (1891-1900), главным начальником военно-учебных заведений (1900-1910), генерал-инспектором военно-учебных заведений (1910-1915). Способствовал гуманизации учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах, повышению качества образования и уровня подготовки педагогов, увеличению числа учащихся. Был необычайно популярен среди воспитанников военно-учебных заведений. Имя К. К. носили Одесский кадетский корпус (1915-1917) и Первый рус. кадетский корпус в Югославии (1929-1944).

http://pravenc.ru/text/2057082.html

За Спасо-Преображенського Соловецького монастиря пройде наукова «Соловки в та 29 серпня 2022 р. 13:26 6-9 сентября 2022 года в Соловецком музее-заповеднике состоится научная конференция «Соловки в истории и культуре Севера», посвященная разнообразному наследию Соловецкого архипелага и 55-летию Соловецкого музея-заповедника, сообщает сайт федерального государственного учреждения культуры. В работе научного форума примут участие 55 специалистов из 14 населенных пунктов Российской Федерации. Наиболее представительные делегации прибудут из Москвы и Санкт-Петербурга. Конференция соберет вместе представителей разных исследовательских направлений: археологов, этнографов, историков, филологов, искусствоведов, музейных работников. Объединяющим началом для специалистов стало предметное поле исследований. На конференции будет представлено более 50 научных докладов, в том числе шесть стендовых. В подготовленных исследованиях содержится анализ и результаты археологических, исторических, искусствоведческих, филологических исследований по широкому спектру тем истории и культуры Севера. Большими блоками будут представлены доклады археологов, изучавших многочисленные памятники Севера разного времени (от мезолита до ХХ века), исследователей иконописного собрания и библиотеки Соловецкого монастыря, истории Соловецкого архипелага в XX-XXI вв. Конференция «Соловки в истории и культуре Севера» является продолжением серии общероссийских и международных научных форумов, которые Соловецкий музей-заповедник проводит с 2006 года, в том числе совместно со Спасо-Преображенским Соловецким ставропигиальным мужским монастырем и Институтом археологии РАН. К настоящему времени состоялось восемь конференций, посвященных археологическому прошлому России и Соловецких островов, историко-культурному и духовному наследию Соловецкого монастыря, проблемам изучения и сохранения природных ландшафтов архипелага и другим темам. На них прозвучало около 400 докладов исследователей из России, Норвегии и Финляндии. По результатам научных конференций Соловецкого музея-заповедника опубликовано восемь сборников статей и тезисов докладов. В 2022 году конференция «Соловки в истории и культуре Севера» посвящена 55-летнему юбилею Соловецкого музея-заповедника. Ее соучредителями стали Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник и Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Опубликована программа научной конференции , заседания которой пройдут в конференц-зале «Петербургской гостиницы», куда приглашаются все желающие. Соловецкий монастырь /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5955250...

Упоминаемые в памятниках чудеса евхаристии, а также чудесная помощь христианам на поле боя при обращении к знамению креста и иконе Пресвятой Богородицы, помимо собственно исторического значения, являются «агиографическими» ответами на мусульманскую полемику против почитания христианами креста и икон, а также против евхаристии. Это яркая иллюстрация, демонстрирующая разрешение интеллектуального спора на ином, практическом уровне. Житийная литература имела гораздо больший круг читателей, чем специальные полемические сочинения, поэтому выраженные в ней представления об исламе, оказывали более широкое влияние на отношение византийцев к мусульманам и их вере. См.: Kurtz E. Des Klerikers Gregorios Bericht über Leben, Wundertaten und Translation der heiligen Theodora von Thessalonich. St. Petersburg, 1902. Пападопуло-Керамевс А . Сборник греческих и латинских памятников, касающихся Фотия патриарха. СПБ., 1901. С. 1–14. См.: Cozza-Luzi I. Historia et laudes ss. Sabae et Macarii. Rome, 1893. Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. СПб., 1907. Т. 1. С. 93. Acta Sanctorum. Nov. 4: 224–233. Лопарев Х.М . Греческие жития святых VIII–IX вв. Петроград, 1914. С. 473. Васильев А . Житие Филарета Милостивого//Известия Русского археологического института в Константинополе. 1900. 5. С. 64–86. Oikonomides N . βος το γου Θεοδρου Κυθρων//Πρακτικ Tρτου Πανιονου Συνεδρου. Athens, 1967. С. 264–291. Лопарев Х.М . Греческие жития святых. С. 75. Там же. С. 187. Там же. С. 243. Там же. С. 337. Grégoire H . Saint Démétrianos, évêque de Chytri//BZ 16, 1907. P. 204–240. Gouillard J . La vie d’Euthyme de Sardes//TM10, 1987. P. 1–101. Halkin F . Saint Antoine le Jeune et Pétronas le vainqueur des Arabes en 863//AB62, 1944. P. 210–223. Лопарев Х.М . Греческие жития святых. С. 288. Никитский А . Житие преподобного отца нашего Иоанна, епископа Готфии//Записки Одесского общества истории и древностей. 1883. 13. С. 25–34. SynaxCP 279f. Лопарев Х.М . Греческие жития святых. С. 312.

http://pravoslavie.ru/4484.html

Последние два десятилетия своей жизни, пока не приковала к постели болезнь, ученый занимался преимущественно педагогической деятельностью 47 . В работе действовавших после Октябрьской революции Общества изучения Московской губернии и комиссии «Старая Москва» он не участвовал, хотя там нашли себе поле деятельности многие его коллеги из Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины города Москвы и Московской епархии, Московского Археологического института, в том числе и его брат Михаил Иванович 48 . При содействии председателя Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете Н. Н. Фирсова, с которым Успенского связывала многолетняя дружба, вышли в свет ряд статей ученого о татарском прикладном искусстве. В 1930 году под псевдонимом А. Иванов был издан его путеводитель по музеям Москвы для военных экскурсантов. Профессиональный историк искусства, доктор богословия вынужден был писать о «вооруженной борьбе пролетариата и крестьянства с царизмом и капитализмом в России», цитировать Ленина. Несмотря на популярный стиль изложения, написанный в духе идеологии того времени, автор пытался донести до читателя те идеи, которые он проповедовал и раньше: «…необходимо помнить, что знание прошлого должно лежать в основе устройства современной жизни, культура ведь преемственна. И самые решительные нововведения и коренные изменения в государственном управлении с крупной ломкой всей жизни лишь тогда прочны и целесообразны, когда учтены все особенности, отличающие культуру данной  страны от других народов. Вот почему мы должны знать свое прошлое, которое во многих отношениях является полезным для дальнейшего устройства общественной жизни, –  всё хорошее, бывшее в прошлом, мы должны сохранить и улучшить, а всё худое – отбросить» 49 . Жизнь ученого была наполнена научной, преподавательской и общественной деятельностью, он опубликовал более 50 книг и статей по истории русского искусства. Священник, профессор Н. Н. Писарев отмечал: «Мы не можем не отдать должного выдающейся любви автора (Успенского. – Н. К.) к родной старине…которой одной только, конечно, можно объяснить всю замечательную широкую научно-литературную  деятельность Александра Ивановича» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Новый храм Воскресения Христова на Екатерининском канале в С.-Петербурге//ЦВд. 1907. 18 авг. 33. С. 1363–1369, фото на вклейке. [Рец. на:] Известия Русского археологического института в Константинополе, т. X, [София – Мюнхен,] 1905 г. Материалы для болгарских древностей. Абоба-Плиска. С альбомом в 117 таблиц и 58 рисунками в тексте//Там же. 28 июля. 30. С. 1249–1254. 365 [Рец. на:] Лицевой иконописный подлинник. T. 1 : Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Издание Высочайше учрежденного комитета попечительства о русской иконописи. СПб., 1905//Там же. 4 авг. 31. С. 1300–1302. [Рец. на:] И. А. Вахромеев. Церковь во имя св. пророка Илии в г. Ярославле. Ярославль, 1906//Там же. 1 сент. 35. С. 1520. [Рец. на:] Η. П. Лихачев. Материалы для истории русского иконописания: Атлас снимков (СПб., 1906, т. I–II)//ХЧ. 1907. Ноябрь. С. 658–678. 366 [Библиографическая заметка:] Ф. И. Успенский. Константинопольский Серальский кодекс Восьмикнижия. С альбомом из 47 таблиц и с 6 таблицами в тексте (Известия Русского археол(огического) инст(итута) в К(онстантино)поле, т. XII. София – Мюнхен, 1907, [с. 1–255, 6 табл, в тексте + альбом из 48 фототипии, табл.])//ЦВс. 1907. 8 нояб. 45. Стб. 1450–1453. 367 [Заявление о необходимости издания памятников художественной старины из церковно-археологической коллекции СПбДА]//ЖЗСДА за 1906/07 уч. г. (в извлечении). СПб., 1907. С. 65–66. Сделано на заседании Совета СПбДА в 1907 г. [Записка об открытии в Академии особой кафедры церковной археологии]//Там же. С. 219–220. Представлена на заседании Совета СПбДА в 1907 г. [Отзыв о] сочинении Васильевского Вениамина «Гармоническое пение в православной восточной церкви»//Там же. 1907. С. 272–273. 1908 Губернские ученые архивные комиссии. СПб., 1908. 24 с. 368 Перепечатано без изменений в 1909 г. [Редакция издания:] 1878–1903. Императорский Археологический Институт в С.-Петербурге. Речи, адресы и приветствия по случаю двадцатипятилетия и тридцатилетия Института. 1878–1908. СПб., 1908. 119 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учащих вместе со всей паствой речь призывает твердо помнить, что мы переживаем тяжелое время страшного потрясения основ христианской культуры, а потому должны спешить на общую работу восстановления должной прочности этих основ. Родителям же речь пастырски указывает их долг особенно неослабно споспешествовать этой общей работе и памятовать, что, отдав детей в школу и вообще отпустив их из дома, родители отнюдь не освобождаются от всегда остающейся для них первенствующей заботы о душе их детей. Общая работа, к которой Вы, Владыко, призываете своим вдохновенным словом всю паству, а служителей просвещения, прежде всего, на пользу юношества – утверждение сердец его в любви к Богу. В этот час расставания с Вами, возлюбленный Архипастырь, мы можем лишь желать быть всегда, в меру наших сил, верными завету, Вами нам оставленному. Скорбя о Вашем уходе из Москвы, мы вместе с тем утешаемся мыслью, что ныне для Вас, как Первенствующего члена Святейшего Синода, открывается еще более широкое поле благотворного воздействия на дело истинно-христианского воспитания русского юношества». Сердечно благодаря за привет и преподавая всей депутации благословение, митрополит выразил особенную радость, что во главе Московского учебного округа стоит человек, поставивший себе задачей вести просвещение юношества на основах религии и нравственности. Затем профессор-директор Московского Археологического института А. И. Успенский прочел адрес от института; адрес украшен художественным, в древнерусском стиле, орнаментом. Редакция, сотрудники и читатели журнала «Голос Церкви», особой депутацией, в составе: наместника Чудова монастыря – архимандрита Арсения, синодального ризничего архимандрита Димитрия и и. д. доцента Московской духовной академии И. Г. Айвазова, – чествовали митрополита Владимира, причем И. Г. Айвазов изустно произнес следующее: «Редакция, семья сотрудников и читателей «Голоса Церкви» сыновне приветствуют Ваше Высокопреосвященство с Царским призывом быть кормчим всей Православной Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛУГЕ Николай Карлович (1867, Россия - 3.10.1947, Стамбул), рус. художник, копиист и реставратор, один из лучших знатоков раннехрист. искусства наряду с Й. Вильпертом и Ф. П. Рейманом. Ранний период жизни К. не изучен: впервые его имя упоминается в документах Имп. Академии художеств в С.-Петербурге в 1891 г. (возможно, в связи с обучением). В 1897 г., находясь в Палестине, К. получил от РАИК ( Археологического института в Константинополе ) первое ответственное задание - снять планы и сделать фотографии древностей Мадабы , в частности открытой там в 1884-1887 гг. мозаики пола визант. церкви с изображением карты Св. мест (ок. 565). Примерно за год К. выполнил серию планов христ. базилик, акварелей и фотографий с мозаик полов; результаты работ были представлены на заседании РАИК в 1899 г. и позднее опубликованы. Акварельный рисунок «мозаичной карты из Мадабы» приобрело Имп. Православное Палестинское Общество (ИППО). Успех исследования определил дальнейшую судьбу К. В 1899 г. РАИК пригласил его для обмера, расчистки, фотосъемки и копирования мозаик и фресок (ок. 1316-1321) визант. ц. Христа Спасителя мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (Стамбуле). В 1901 г. в парекклисионе храма К. открыл фресковую композицию «Страшный Суд»; при очистке мозаики «Деисус» - надпись; в барабане юго-вост. купола - ранее неизвестные фрески. До 1903 г. вел расчистки и фиксацию, отснял ок. 70 мозаик. Материалы опубликованы Ф. И. Шмитом и использованы в его монографии ( Шмит Ф. И. Кахрие-Джами: История мон-ря Хоры. Архитектура мечети. Мозаики нарфиков//ИРАИК. 1906. Т. 11; Приложение: Кахрие-Джами: Альбом к т. 11 ИРАИК: Рисунки и чертежи, исполненные худож. Н. К. Клуге. Мюнхен, 1906). Тогда же К. начал работы по изучению остатков архитектурных построек мон-ря. С 1903 г. штатный художник РАИК. К. принимал участие в исследованиях РАИК (в 1900 экспедиция в Сирию), выполнял поручения по съемке редчайших рукописей (в 1903 сделал более 120 снимков наиболее важных в научном отношении миниатюр Серальского кодекса, изданных в кн: Константинопольский Серальский кодекс Восьмикнижия: Альбом к т.

http://pravenc.ru/text/1841518.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010