Архив Пн Председатель Патриаршего совета по культуре освятил закладной камень на месте будущего строительства историко-археологического парка в Херсонесе 23 августа 2021 г. 12:17 20 августа 2021 года председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил чин освящения закладного камня на месте будущего строительства историко-археологического парка «Херсонес Таврический» в Крыму. Владыке Тихону сослужили настоятель Владимирского кафедрального собора в Херсонесе протоиерей Сергий Халюта, местное духовенство.  На освящении присутствовали помощник Президента Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский; губернатор Севастополя Михаил Развожаев; директор института археологии РАН Николай Макаров; директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова; директор фонда «Моя история» Иван Есин; ученые и журналисты. Ранее митрополит Тихон представил проект будущего историко-археологического парка «Херсонес Таврический». Председатель Патриаршего совета по культуре отметил, что в музее-заповеднике «Херсонес Таврический» в настоящее время 250 тысяч экспонатов, 140 тысяч артефактов принесли новые раскопки, но выставлено лишь 10% из них, поскольку музей испытывает дефицит площадей — в его распоряжении всего 1,9 тысячи квадратных метров, включая подсобные помещения. «В общей сложности музейные площади будут занимать 44 тысячи квадратных метров, — рассказал председатель Патриаршего совета по культуре. — Озеленение будет составлять 11,4 га, а застройка — 3,2 га». Концепция парка предполагает строительство нескольких объектов: музея античности и Византии, музеев христианства и Крыма, амфитеатра, международного археологического центра, ландшафтного парка, туристического центра, а также квартала-реконструкции древнего города. Кроме того, на территории парка планируется разместить школу искусств и филиал международного детского центра «Артек». Строительство грандиозного объекта будет завершено в феврале 2024 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5837757.ht...

93 . Забелин И. В чем заключаются основные задачи археологии как самостоятельной науки?//Труды Третьего археологического съезда в России, бывшего в Киеве в августе 1874 г. Киев, 1878. Т. 1.С. 1–17. 94 . Записка о преобразовании ЦАО при КДА в ЦИАО при К ДА//ТКДА. 1901, 12, отд. 8. С. 9–17. 95 . Иваницкий Б. Иудейско-арамейские папирусы с острова Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета. Киев, 1914. 96 . Иероним (Лаговский), архим. Библейская археология. СПб., 1883. 97 . Ильинская Л. Финикийцы в Сицилии//ВДИ. 1987, 1. С. 41–54. 98 . Историческая записка о деятельности ИМАО за первые 25 лет существования. М., 1890. 99 . История Востока: В 6 т. М., 1997. Т. 1: Восток в древности/Отв. ред. В. Якобсон. 100 . История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации: [В 2 ч.]. М., 1983. Ч. 1: Месопотамия/Под ред. И. Дьяконова; М., 1988. Ч. 2: Передняя Азия. Египет/Под ред. Г. Бонгард-Левина. 101 . Кагаров Е. Прошлое и настоящее египтологии. Сергиев Посад, 1914. 102 . Калачов Н. Вступительное слово, произнесенное при открытии Археологического института//Сб. Археологического института. 1878. Кн. 1. С. 1–11. 103 . Калачов Н. О взаимной связи между науками, преподаваемыми в Археологическом институте//Сб. Археологического института. 1881. Кн. 5, пол. 1, прил. С. 3–12. 104 . Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995. 105 . Кацнельсон И. Загадки медного свитка//ААС. 1963, 7. С. 46–52. 106 . Кацнельсон И. Из истории египтологии в России. Первая русская диссертация по древнеегипетскому искусству//ПС. 1959. Вып. 4. С. 182–185. 107 . Кейль К.-Ф. Руководство к библейской археологии//ТКДА. 1871, 12. С. 1–48; 1872, 1, 3–7, 9,11–12. С. 49–288; 1873, 1–7, 9–12. С. 289–464; 1874, 1–7. С. 465–592 (своя пагинация); 9, 11. С. 1–32; 1875, 2–4, 6–8, 10, 12. С. 33–208; 1876, 2, 4–10, 12. С. 209–384 (своя пагинация). 108 . Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня: Легенда и история. М., 1991. 109 . Клочков И. «Повесть об Ахикаре»: историчность литературного героя//ВДИ. 1977, 3. С. 3–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

На первом этапе изучение христианских памятников не было в центре интересов Комиссии, но постепенно положение менялось. Благодаря раскопкам в Херсонесе, которые Комиссия курировала с 1888 г., развивается раннехристианская и византийская археология. Археологическая комиссия стремилась создать единые правила ведения раскопок и отчетной документации. Уже в 1856 г. «комиссия Строганова», предшественница Археологической комиссии, выработала правила раскопок в Керчи – речь шла о памятниках классической эпохи. Во время председательства Бобринского Комиссия стремилась утвердить свое исключительное право на разрешение раскопок («Открытый лист») и ведение реставрационных работ по всей России. Эта задача была выполнимой, когда раскопки велись на государственных землях, но не на частных. Комиссия в сотрудничестве с другими учреждениями активно занималась проблемами охраны и реставрации древнерусских церквей и их живописи в Новгороде, Старой Ладоге, Владимире-Волынском, Переславле-Залесском, Юрьеве-Польскóм, Пскове, Киеве и других городах; вела реставрацию средневековой фортификации в Новгороде, Пскове, Смоленске, а также крупных церковных зданий XVIII в. в Петербурге. Важно отметить, что Археологическая комиссия наладила контроль и учет всех кладов и монетных находок в России, многие из них обогащали коллекции Эрмитажа, а позже – Российского исторического музея в Москве. Очень значимой была издательская деятельность Археологической комиссии. Публикации делились на три типа: – Отчеты, которые дополнялись объемистыми Атласами (22 тома с 1859 по 1888 г.) и в большинстве случаев публиковались параллельно на русском и французском языках; – хорошо известная и сейчас серия «Материалы по археологии России» (MAP) – в форме монографий (37 томов за период 1866–1918 гг.); – " Известия Археологической комиссии« (ИАК) – сборники, где часто публиковались отчеты о раскопках. Всего с 1901 по 1918 г. их вышло 66, с 32 томами Дополнений. Девять специальных выпусков «Известий» были посвящены специально проблемам реставрации памятников архитектуры 2507 . «Известия» имели две полезных рубрики: обзор археологической периодики на иностранных языках и рецензии на труды по русской истории и археологии. Начиная с 1902 г., эти рубрики вел профессор Императорского историко-филологического института, филолог и историк античности Александр Юстинович Малéин (1869–1938), президент Русского библиографического общества, член-корреспондент Академии наук (1916) 2508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Открылась выставка икон из собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ Москва, 10 октября 2013 г. 8 октября 2013 г. в выставочном зале Государственного научно-исследовательского институт реставрации (ГосНИИР) открылась выставка икон из собрания Церковно-археологического музея Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На выставке представлено 79 памятников искусства конца XVII – начала XX веков из фондов Церковно-археологического музея (ЦАМ) ПСТГУ, реставрацией которых занимались студенты и выпускники кафедры реставрации факультета Церковных художеств ПСТГУ. Церковно-археологический музей ПСТГУ был создан в 2002 г. Фонды музея пополнялись иконами из разных источников: из КГБ, ФСБ, органов милиции, с таможни, из иконописной мастерской Университета, от частных лиц. Среди поступлений – два крупных пожертвования ветхих икон из действующих московских храмов – Косьмы и Дамиана на Маросейке и мученицы Татианы при МГУ. Некоторые иконы были приобретены на Измайловском художественном рынке. Среди плохо сохранившихся икон были поучительные образцы для будущих реставраторов. Это иконы, которые подверглись непрофессиональной, кустарной «реставрации» и могли служить наглядным пособием для учебного процесса. Так в музее появился «методический фонд», некоторые иконы из которого также представлены на выставке. Открывая выставку, Нина Васильевна Зайцева, заведующая отделом пропаганды художественного наследия ГосНИИР, обратила внимание на особенный характер мероприятия: «Выставка – это труд выпускников и студентов–реставраторов Свято-Тихоновского университета. Данная выставка молодежная, и это наша традиция. Мы не раз представляли в нашем выставочном зале работы молодых реставраторов–выпускников МГХПА им. С.Г. Строганова, Суздальского художественно-реставрационного училища, Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. И.Глазунова. Студенты и музей ПСТГУ представлены у нас впервые. Музей создан недавно, но у него совершенно уникальная коллекция – памятники иконы новейшего времени, конца XIX – начала XX в. Их реставрировали уже нынешние сотрудники нашего музея – шесть выпускников ПСТГУ стали сотрудниками ГосНИИР, в чем и прослеживается связь эпох, событий, имен».

http://pravoslavie.ru/64836.html

В Государственном историческом музее состоится презентация веб-сайта, посвященного древнерусским берестяным грамотам XI–XV веков 2 марта 2007 г. 20:57 Москва, 2 марта. 5 марта, в 16.00, в Государственном историческом музее состоится презентация веб-сайта, посвященного древнерусским берестяным грамотам XI – XV вв. Открывшийся веб-сайт ( http://gramoty.ru ) впервые в полном объеме представляет в сети Интернет ценнейший исторический и лингвистический источник — древнерусские берестяные грамоты XI-XV вв. Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 г. на Неревском раскопе в Новгороде археологической экспедицией под руководством А.В.Арциховского. В настоящее время корпус берестяных грамот насчитывает 1057 документов XI-XV в., происходящих из раскопок 11 древнерусских городов. Основу этого корпуса составляют 962 берестяные грамоты, извлеченные из культурного слоя Великого Новгорода Новгородской археологической экспедицией, хранящиеся в Государственном историческом музее и Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике. В основе нового сайта — база данных, включающая фотографии берестяных грамот, их прорисовки, древнерусские тексты, переводы на современный русский язык и основную информацию о документах. Сайт является частью создаваемой системы электронных ресурсов, включающей в себя также цифровой мастер-архив и полифункциональную базу данных, содержащую полную археологическую информацию о документах и текстовый корпус с лингвистической разметкой. Полная версия базы данных по завершении работы над ней будет распространяться на DVD. Разработка веб-сайта и базы данных велась исследовательской группой, действующей в составе Новгородской археологической экспедиции и возглавляемой академиками РАН А. А. Зализняком и В. Л. Яниным. В работе принимали участия специалисты, представляющие Институт славяноведения РАН, Институт русского языка РАН им В. В. Виноградова, Исторический факультет МГУ, Механико-математический факультет МГУ. Цифровая съемка берестяных грамот производилась силами ЗАО «Группа ЭПОС» ( http://www.eposgroup.ru ). Координация работ над проектом осуществлялась канд. филол. наук А. А. Гиппиусом (Институт славяноведения РАН).

http://patriarchia.ru/db/text/206411.htm...

40 . ОР РНБ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 308. 1 л. Дмитриевский Алексей Афанасьевич , его 1 письмо Карабинову Ивану Алексеевичу . 41 . ОР РНБ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 616. 1л. Письмо архиеп. Сергия (Страгородского) к А.А. Дмитриевскому . 42 . ОРРНБ. Ф. 573. Оп. 1 Д. 910. 1л. Список выпускников СПбДА 1903 года. 43 . Отчет о деятельности Русского археологического института в Константинополе в 1904 году//Известие РАИК в 16 т. Т. 13 44 . Отчет о состоянии Императорской С.-Петербургской духовной академии за 1914 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1915. 63 с. 45 . Отчет о состоянии Императорской С.-Петербургской духовной академии за 1914 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1916. 62 с. 46 . Отчет о состоянии С.-Петербургского Археологического Института в 1902–1903 учебный год//Вестник археологии и истории. 1904. Вып. XVI. С. XXXI. 47 . Отчет о состоянии СПбДА за 1903 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1904. 42 с. 48 . Отчет о состоянии СПбДА за 1903 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1905. 43 с. 49 . Отчет о состоянии СПбДА за 1903 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1909. 51 с. 50 . Отчет о состоянии СПбДА за 1903 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1910. 44 с. 51 . Отчет о состоянии СПбДА за 1903 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1911. 52 с. 52 . Памятная книжка С.-Петербургской духовной академии на 1909/1910 учебный год. СПб.: Типография И.В. Леонтьева, 1909. 78 с. 53 . Памятная книжка С.-Петербургской духовной академии на 1909/1910 учебный год. СПб.: Типография И.В. Леонтьева, 1913. 57 с. 54 . Пивоварова Н. В. Забытые имена в русской церковной археологии И. А. Карабинов и Н. В. Малицкий//Искусство христианского мира: Сборник статей. Вып. 8. М.: Изд-во ПСТБИ, 2004. С. 426–437. 55 . Пивоварова Н. В. Н. В. Покровский : личность, научное наследие, архив//Мир русской византинистики. Материалы архивов Санкт-Петербурга. Под. ред. И. П. Медведева. Спб., 2004. 56 . Православная энциклопедия. Т.4. М., 2009. С. 588–589. 57 . Профессор Николай Васильевич Покровский , директор Императорского археологического института. 1874–1909. Краткий очерк учебной деятельности. СПб., 1909. С. 22–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Раздел IV Организация русского научного учреждения по палестиноведению Совещание признаёт необходимым устройство научного учреждения по палестиноведению. Учреждение состоит из двух частей: а) в Петрограде Комитет палестиноведения при Императорской Академии Наук или Императорском Палестинском Обществе. В состав Комитета входят лица, занимающиеся и интересующиеся Палестиной и прилежащими к ней областями. Комитет имеет задачей обсуждение общих вопросов, входящих в круг его компетенции, издание печатных трудов и создание соответствующей учёной среды, из которой могли бы вербоваться работники для изучения Палестины и прилежащих стран. Подробности организации Петроградского Комитета палестиноведения, а равно и Русского Археологического Института в Иерусалиме имеют быть выработаны отдельно в особой комиссии. Приложение к разделу IV В комиссии, собравшейся под председательством Н. П. Кондакова в заседании 26-го ноября 1914 г., была предположительно, в общих чертах, намечена следующая организация учреждений по палестиноведению, могущая служить, по мнению общего собрания Совещания, материалом для выработки в особой комиссии проекта устава Петроградского Комитета и Русского Археологического Института в Иерусалиме. 1) Задачи Археологического Института в Иерусалиме: а) Изучение исторических и художественных памятников Палестины и прилегающих областей, вообще всех культурно-исторических материалов вещественных, письменных и языковых греко-римских, хананейских, арамейских, еврейских, христианских (как восточных – коптских, семитических, армянских, грузинских, так и византийских и латинских) и мусульманских, по подлежащим специальностям, как то доисторической археологии, библейской археологии, христианской археологии, истории искусства, эпиграфике, агиографии и т. п.; б) производство раскопок; в) охрана памятников, принадлежащих Институту; г) составление музея и библиотеки; д) собирание сведений, могущих облегчить изучение Палестины и е) всяческое содействие членам учёных экспедиций, снаряжённых различными русскими учреждениями и обществами со специальными научными целями по палестиноведению или смежным научным областям, а также отдельным лицам, имеющим командировки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

ИО – Историческое обозрение ИППО – Императорское Православное Палестинское общество ИРАО – Императорское Русское археологическое общество КДА – Киевская Духовная Академия КС – Калужская старина ЛГУ – Ленинградский государственный университет МАИ – Московский археологический институт МБ – Мир Библии МДА – Московская Духовная Академия НВ – Новый Восток ППО – Православное Палестинское общество ППС – Православный Палестинский сборник ПрС – Православный собеседник ПС – Палестинский сборник РАИ – Русский археологический институт PC – Русская старина СА – Советская археология СПбАИ – Санкт-Петербургский археологический институт СПбДА – Санкт-Петербургская Духовная Академия ТКДА – Труды Киевской Духовной Академии ЦАО – Церковно-археологическое общество ЦИАО – Церковно-историческое и археологическое общество ЭВ – Эпиграфика Востока AASOR – Annual of the American Schools of Oriental Research AJA – American Journal of Archaeology ВА – Biblical Archaeologist BARev – Biblical Archaeological Review BASOR – Bulletin of the American Schools of Oriental Research САп – Current Anthropology HTR – Harvard Theological Review IEJ – Israel Exploration Journal JBL – Journal of Biblical Literature JEA – Journal of Egyptian Archaeology JNES – Journal of Near Eastern Studies JSOT – Journal for the Study of the Old Testament NEA – Near Eastern Archaeology PEQ – Palestine Exploration Quarterly RA – Revue d’Assyriologie et d’Archeologie orientale WA – World Archaeology ZDPV – Zeitschrift des Deutschen Palastina-Vereins Литература 1 . Августин (Никитин) , архим. Русская библейская археология в Палестине//МБ. 1998, 5. С. 102–111. 2 . Авдиев Б. Военная история Древнего Египта: В 2 т. М., 1959. 3 . Авдиев Б. История Древнего Востока. 3-е изд., перераб. М., 1970. 4. Авдиев Б. Советская наука о Древнем Востоке за сорок лет. М., 1958. 5 . Авдусин Д. Археология СССР. М., 1967. 6 . Авдусин И. Основы археологии. М., 1989. 7 . Авраменко Н. Блаженный Иероним как библейский археолог: Кандидатское сочинение/МДА. Сергиев Посад, 1909.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В Государственном историческом музее прошла презентация веб-сайта, посвященного древнерусским берестяным грамотам XI - XV вв. Москва, 5 марта 2007 г. Грамота Рубеж XI–XII вв., Новгород 5 марта 2007 года в 16.00 в Государственном историческом музее состоялась презентация веб-сайта, посвященного древнерусским берестяным грамотам XI - XV вв, сообщает сайт Музеи России . Открывшийся веб-сайт http://gramoty.ru впервые в полном объеме представляет в сети Интернет ценнейший исторический и лингвистический источник - древнерусские берестяные грамоты XI-XV вв. Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 г. на Неревском раскопе в Новгороде археологической экспедицией под руководством А.В.Арциховского. В настоящее время корпус берестяных грамот насчитывает 1057 документов XI-XV в., происходящих из раскопок 11 древнерусских городов. Основу этого корпуса составляют 962 берестяные грамоты, извлеченные из культурного слоя Великого Новгорода Новгородской археологической экспедицией, хранящиеся в Государственном историческом музее и Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике. Основу сайта составляет база данных, включающая фотографии берестяных грамот, их прорисовки, древнерусские тексты, переводы на современный русский язык и основную информацию о документах. Сайт является частью создаваемой системы электронных ресурсов, включающей в себя также цифровой мастер-архив и полифункциональную базу данных, содержащую полную археологическую информацию о документах и текстовый корпус с лингвистической разметкой. Полная версия базы данных по завершении работы над ней будет распространяться на DVD. Разработка вебсайта и базы данных велась исследовательской группой, действующей в составе Новгородской археологической экспедиции и возглавляемой академиками РАН А.А.Зализняком и В.Л.Яниным. В работе принимали участия специалисты, представляющие Институт славяноведения РАН, Институт русского языка РАН им В.В.Виноградова, Исторический факльтет МГУ, Механнико-математический факультет МГУ. Цифровая съемка берестяных грамот производилась силами ЗАО " Группа ЭПОС " ( http://www.eposgroup.ru ). Координация работ над проектом осуществлялась канд. филол. наук А.А.Гиппиусом (Институт славяноведения РАН). Сайт создан в рамках международного проекта " Birchbark Documents from Old Rus: Contents and Contexts " , финансируемого фондом INTAS. Партнерами российских исследователй в этом проекты выступали ученые-слависты из университетов Лейдена (Голландия), Кембриджа (Великобритания) и Хельсинки (Финляндия). Сайт открыт на платформе Некомерческого Партнерства " Рукописные памятники Древней Руси " ( http://www.lrc-lib.ru ), созданного Институтом русского языка РАН им. В. В. Виноградова и московским издательством " Языки славянских культур " . 7 марта 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21167.html

Несколько лет тому назад, по инициативе Московского археологического института, на его открытом заседании исполнялись полным синодальным хором песнопения из пещного действа. Пению предшествовал подробный реферат священника о. Металлова о происхождении и исполнении в древности пещного действа. Было показано несколько картин, изображающих различные его моменты. Вечер этот привлек многочисленных слушателей, весьма заинтересовавшихся, и пение, и чтение были выслушаны с глубоким вниманием; но тогда же было выражено желание видеть самое пещное действо не на картинах, а воочию совершающимся. Генеральный директор Археологического института предложил мне, как действительному члену Археологического института, исполнить эту задачу – со всеми подробностями изобразить пещное действо по возможности так, как оно совершалось в древности. Признаюсь, с большим смущением взял я на себя это поручение. Причин этого очень много. Первое: новизна дела. Как воссоздать то священнодействие, которое уже давно забыто, и притом не в храме, не за богослужением, не пред благоговейно настроенными богомольцами, а пред обыкновенными слушателями в зале, при обыкновенной обстановке духовных концертов. Невольно является опасение: не показался бы этот церковный обряд театральным зрелищем, никогда не виденным нами, и притом зрелищем простым, может быть, даже грубым, смешным и наивным для теперешнего зрителя, избалованного блестящей обстановкой театров? С другой стороны, удобно ли духовному лицу браться за это дело? Не лучше ли было бы, если бы это исполнил светский человек, гораздо лучше знакомый с подобного рода постановками?! На первый вопрос я ответил себе: что для людей, любящих церковную старину (а таковых очень много), всегда приятно и утешительно созерцать какой-либо церковный обряд. Доказательством этого служит множество богомольцев в нашем Успенском соборе, когда там совершается в Великий Четверг обряд омовения ног, заключающий в себе тоже некоторый драматический элемент. Полагаю, что таковых слушателей много в этом зале и что они отнесутся без предубеждения и со вниманием к тому обряду, который будет совершаться перед нами. На второй вопрос я ответил себе, что я не сам на себя взял это дело, а оно мне поручено моим сочленом. А ведь монахов учат, что послушание выше поста и молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010