vk fb tw ok @ g+ lj Спас Вседержитель (оплечный) Середина XVI века, с поздними вставками. 30х23,5 см. Из Воздвиженской часовни д. Максимовская Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1968 г. экспедицией АОМИИ. Реставратор: Н.В.Перцев (Ленинград, ГРМ, 1975). vk fb tw ok @ g+ lj Спас в Силах 156х101 см. Из Деисусного чина. Вторая половина XVI века. Из Никольской церкви (1670 г.) с. Волосово Каргопольского района Архангельской области. Вывезены в 1962 г. Второй Онежской экспедицией ГЦХРМ, при участии АОМИИ. vk fb tw ok @ g+ lj Святитель Николай (Никола Зарайский), в киоте Икона – XVI век . 21,5х17,5 см. Киот с навершием – XVII век. 46х37х6 см. Из Никольской церкви (1670 г.) с. Волосово Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1958 г. Первой Онежской экспедицией ГЦХРМ Реставратор: А.Н.Рябинина (Москва, ГЦХРМ, 1959-1960). vk fb tw ok @ g+ lj Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), в киоте со створами Конец XVII века. Живопись на створах - XVIII век. Из церкви свв. Флора и Лавра с. Астафьево Каргопольского района Архангельской области. Реставратор О.Н. Трофимов (Москва, ГЦХРМ, 1963). На створах киота изображены в рост святые: святитель Модест, патриарх Иерусалимский и апостол Симеон, брат Господень. В верхней части створ - Никейское чудо, солнце и луна. vk fb tw ok @ g+ lj Царские врата, с сенью Конец XVI века – первая половина XVII века. Сень – 41х81; 58х32,8 см. Створы – 142х32 см. Из церкви Иоанна Златоуста (1665 г.) с. Саунино Каргопольского района Архангельской области. Вывезены в 1962 г. Второй Онежской экспедицией ГЦХРМ, при участии АОМИИ. Реставраторы: Г.С.Клокова, Л.П.Русина (Москва, ГЦХРМ/ГЦХНРМ, 1962-1969). vk fb tw ok @ g+ lj «Не рыдай мене, мати…» Первая половина XVII века. 40х34,5 см. Из собора Рождества Христова (1562 г.) г. Каргополя. Вывезена в 1962 г. Второй Онежской экспедицией ГЦХРМ, при участии АОМИИ Реставраторы: П.П.Воробьев, Л.К.Ярцева (Москва, ГЦХРМ/ГЦХНРМ, 1963-1975). vk fb tw ok @ g+ lj Икона трехрядная: деисусный, праздничный и пророческий чины

http://pravoslavie.ru/117471.html

Перед нами открывается как бы черновая работа переводчиков. Заканчивая свой очерк, не могу еще раз не бросить последнего взгляда на жизнь и труды славянских апостолов. Вступая во второе тысячелетие исторической жизни славян и переносясь мысленно за тысяча лет назад, к эпохе жизни славянских просветителей, мы невольно проникаемся благоговением к их великой и святой деятельности. Всю жизнь свою свв. братья отдали в жертву славянам, их христианскому просвещению, их умственному и нравственному подъему, пробуждению и упрочению их племенного и национального самосознания. Их труды дали славянам средства к духовной христианской жизни, создали им национальный литературный язык, положили краеугольный камень национальной общеславянской литературе. Призывая славянские племена к широкой духовной жизни, давши им народное богослужение и Св. Писание на родном языке, свв. братья тем самым впервые заявили идею о религиозном единстве и политической самостоятельности славян. Недаром свв. братья всю жизнь вели борьбу за право славян читать Библию и молиться на родном языке: с этим правом соединялось право на народную самостоятельность в будущем!.. Труды славянских апостолов без пользы погибли для той страны, где они жили сами и трудились, но их дело не погибло для всего славянского мира. Обойдя все славянские земли, их великий труд достиг России – и лег в основание духовного развития и всей исторической жизни русского народа… И русский народ не забудет своих просветителей. С благоговением вспоминая об их святой деятельности, он всегда будет видеть в них своих апостолов веры, просветивших его и весь славянский мир светом Христовой истины, апостолов науки, культуры, первых славянских писателей, создавших славянам их национальный литературный язык и положивших основание их национальной литературе, наконец, он никогда не забудет в свв. братьях первых борцов за религиозную независимость славян, первых страдальцев за их духовную свободу. Так, в Мариинском еванг. XI в., в Добриловском 1164 г., в Никольском XI–XII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иеромонах Даниил (Плотников): В борьбе против Архангельской митрополии кочетковцы объединились с врагами Церкви Руководитель отдела по тюремному служению Архангельской епархии о «Заостровском расколе» 04.01.2013 2556 Время на чтение 9 минут Вынужден вмешаться в очередную клеветническую кампанию против Архангельской митрополии , ее священников и мирян во главе с нашим правящим архиереем митрополитом Даниилом, которую развязали очередные «борцы за чистоту веры» . Люди, которые не знают полноты всего происходящего на Поморской земле, выдвинули себя знатоками и судьями. Именно в таком ключе, «знающих» ситуацию людей, написано обращение преподавателя истории иудаизма Свято-Филаретовского православно-христианского института Анны Ильиничны Шмаиной-Великановой. В глаза бросилось несколько важных вещей, которые можно назвать знаковыми. Во-первых, «письмо» пишет человек, который позиционирует себя как «доктор культурологии, профессор Центра Изучения Религий РГГУ, прихожанка храма свв. Косьмы и Дамиана, что в Шубине». Второе – автор письма ссылается на мнение публицистов (с довольно сомнительной «репутацией») о том, что в Архангельской митрополии «творится». Это, к примеру, небезызвестная Светлана Солодовник, деятельность которой для любого здравомыслящего человека является очевидно антицерковной. С подборкой ее переполненных едким сарказмом статей с гневным обличением «клерикальной верхушки» (термин Солодовник) можно познакомиться на сайте «Ежедневного журнала» – рупора «болотных» демагогов. Чего стоят одни названия статей: «Церковь закрывается», «Всеволод Чаплин тянет Бога в пособники беззакония», «Итоги года. Патриархия против православной общественности», «В РПЦ пугают " большой кровью " ». Одним словом, кочетковцам все равно с кем объединятся, лишь бы против церковной власти. Впрочем, к отцу Георгию Кочеткову, отцу Иоанну Привалову и всему Преображенскому братству госпожа Солодовник питает гораздо более нежные чувства. Вот несколько примечательных цитат:

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/04/ie...

6-го апреля, согласно распоряжению Его Высокопреосвященства, в 7 1 / 2 часов утра, в присутствии также всех начальствующих лиц, учащих и учащихся, совершена была в училищной церкви литургия, по окончании которой две трети учеников (около 120 человек), в сопровождении начальствующих лиц и учащих, отправились в Собор. По окончании богослужения в Соборе, все бывшие там ученики, под наблюдением начальствующих и учащих, отправились на Ивановскую площадь, откуда, по окончании молебна, возвратились все в училище. По прибытии в училище немедленно открыт был акт. Акт происходил таким образом: в начале учениками пропет был тропарь свв. просветителям Славянским. Затем преподавателем русского и церковно-славянского языка А. Д. Смирновым прочитано было подробное описание жизни и деятельности свв. Мефодия и Кирилла, составленное в доступной форме для всех учеников училища. После сего розданы были всем присутствовавшим, полученные от Его Высокопреосвященства, образки свв. Кирилла и Мефодия и брошюры о жизни их. Окончился акт пением кондака в честь святых. Д. Торжество в Императорском Казанском Университете. Казанский Университет начал празднование многознаменательного дня 6-го апреля в обычное для литургии время. Пред молебном сказано было приличное обстоятельству слово профессором Богословия, протоиереем М. Зефировым. Позднее начало литургии повело к позднему окончанию молебна, почти совпадавшего с молебствием на площади. Вся ученая корпорация и множество студентов из церкви прямо прошли в Университетский зал, с особенною величественностью декорированный к торжеству. Вскоре потом открылся и акт, или иначе-торжественное собрание, в котором председательствовал Г. Помощник Попечителя М. А. Малиновский и присутствовало не мало почетных гостей и любознательных посетителей. После пасхальных песней и тропаря, пропетых полным университетским хором, началась речь Профессора А. С. Архангельского . „Воспоминание великих, славных моментов народного прошлого всегда имеет освежающее значение " -так начал свою речь профессор Архангельский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Михаило-Архангельский Черемисский монастырь в Козьмодемьянском уезде. Недалеко от места слияния Суры с Волгой, среди густого леса в живописной местности находится обитель во имя Архистратига Михаила. Монастырь этот общежительный и находится в 10 верстах от уездного города Козьмодемьянска. Так как уезд этот населен преимущественно чувашами и черемисами, из которых очень многие обратились уже к Христовой вере, то возникла нужда в обители, которая могла бы укрепить здесь православие. История возникновения монастыря говорить, что ревнители христианства из черемисов, некий Михаил Герасимов с двумя своими товарищами, поселились в Сурском лесу, недалеко от Козьмодемьянска. Известно, что черемисы, даже и крещеные, до сих пор еще боятся злых духов и втайне приносят им жертвы, особенно в лесах, которые почитаются главным обиталищем черемисского божества Керемети. И вот, Герасимов, желая удобнее споспешествовать искоренению языческих заблуждений своих родичей, начал с товарищами подвизаться в лесных дебрях, как бы наперекор страшному Керемети. В противовес же почитанию черемисами ложных духов отшельники решили основать на месте своего поселения храм в честь истинного бесплотного духа, архангела Михаила. Дикие черемисы, узнав об их намерении, старались всеми мерами воспрепятствовать этому богоугодному делу, но козни их не привели ни к чему, и в 1868 году на месте подвигов троих пустынников возникла уже делая обитель. Церковь окончена было постройкой в 1871 году. При монастыре существует второклассная школа во имя Св. Иосифа Песнописца. Управляет обителью игумен. Ближайший адрес монастыря такой: Васильсурск, Нижегородской губерния, Настоятелю Черемисского монастыря с братией. Мироносицкая пустынь близ Царевококшайска. Эта пустынь, называемая еще «Святым местом», расположена в 15 верстах от города Царевококшайска. Обитель стоит на сухом и возвышенном месте. Окрестное население состоит преимущественно из черемисов. Климат в этой местности суровый, и растительность встречается очень редко. Монастырь находится на левом берегу реки Малой Кокшаги. Основана обитель в царствование Алексея Михайловича, в половине века, в честь явления на месте нынешнего монастыря иконы Свв. Жен-мироносиц. В монастыре этом один каменный двухэтажный храм во имя Свв. Жен-мироносиц. В этой церкви помещается и явленый образ Свв. Жен-мироносиц. Икона находится здесь с 1647 года. Образ резной, на аспидном камне. Ежегодно в пустыни 21 июля и 23 июня совершаются крестные ходы: 21 июля из пустыни в Царевококшайск с чудотворной иконой, которая остаются в городе до 2 В августа, a 23 июня – в часовню, находящуюся в деревне Ежовой, при которой расположена обитель. Управляет пустынью игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Брат руки в братской же крови... Но вот пришли святые братья Во всеоружии любви. И светом дебри озарились И слова, как небесный гул, Вдруг пронеслись:.. его познали Кривич, Древлянин и Вогул... В 78 был кратко описан акт в Казанской Духовной академии; в 79 было описано общее торжество в г. Казани, большая часть которого автором оного произведена здесь. В 82 и 83 напечатана речь проф. И. Н. Смирнова, содержание которой мы представили в своем месте. Здесь же была напечатана корреспонденция о праздновании памяти Свв. Кирилла и Мефодия в г. Чистополе, о котором напечатано также было в Казанском Биржевом Листке 44). Апрельская книжка Православного Собеседника, вся почти посвящена Свв. Мефодию и Кириллу. В нее вошло: Слово Высокопреосвященного Палладия, Архиепископа Казанского, Слово свящ. Беликова, речь Архимандрита Антония и речи Проф. П. В. Знаменского , А. А. Царевского , стихи А. В. Попова и статья проф. Η. Ф. Кросносельцева: „о церкви Свят. Климента в Риме и соединенные с ней воспоминания о славянских Апостолах». Речь профессора Университета Архангельского вышла особым изданием, равно как и речь И. Н. Смирнова, но несомненно они кроме того войдут и в Ученые записки Казанского Университета, а к ним вероятно приобщатся и многие другие речи, затребованные управлением Казанского Учебного Округа. Заключение. Уже из представленного, далеко не полного, очерка нашего видно, что весьма одушевленно и необъятно-широко было чествование в Казанской Епархии тысячелетней годовщины со дня блаженной кончины старшего из братьев-первоучителей Славян. Но в этот очерк, по неимению определенных сведений, не могли войти описания торжеств в 1-й и 3-й казанских гимназиях, в учительских семинариях (мужской и женской), в учительском институте, равно как в Институте благородных девиц, где, как мы слышали, читана была речь проф. академии Гренковым, в женской 1-й гимназии, где говорилась речь учителем В.Н. Витевским. Еще более многочисленны места, где справлялись торжества, в селах и деревнях. Так напр. известно, что с особенною торжественностью было праздновано 6 апреля в училищах Чистопольского уезда: в Богородском мужском и женском (совместно), Билярском двухклассном, Билярском женском., Аксубаевском, Красноярском. В последних двух школах собрано было по 10 руб. на приобретение икон Свв. Мефодия и Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Из Казани 16 июля хиротонисан в Сибирь Митрополитом. Во время управления его Епархией, построены каменные церкви в Тобольске: 1750 г. – Вознесенская, с Архиерейскими келлиями; в 1751 г. при Успенском соборе – придел во имя Св. Иоанна Златоустог о, вместо придела Свв. Антония и Феодосия, разобранного в 1743 году. В девичьем монастыре – Богородице-Рождественская, с приделами Свв. Николая Чудотворца и Илии Пророка. В 1754 г. – Сретенская, близ речки Солянки, с приделами Алексия человека Божия и Мученицы Параскевы. В Михаило-Архангельской церкви освящена верхняя, во имя св.. Иоанна Богослова; среди Татарской слободы, на берегу Иртыша, построена вновь деревянная Свв. Захария и Елисаветы; в 1752 году, в Междугорском Иоанновском монастыре – каменная холодная, во имя Св. Иоанна Предтечи. Кроме сего, в Епархии каменные: в Енисейске – Воскресенская 1750 г., в Екатеринбурге – Свято-Духовская в 1754 г., в Верхотурье – Покровская, заложена 1744 года, освящена 1753; в Туринске – Сретенская, заложена 1745, окончена в 1751 году; в 1750 году в Тобольском Знаменском монастыре Архимандрит Порфирий построил деревянную церковь во имя Знамения Божией Матери, с приделом Великомученицы Варвары. Эта церковь находилась на юге, от каменной Преображенской в 50 саженях. Митрополит Сильвестр грамотою 1752 г. 29 июня дозволил Префекту Семинарии, Тюменскому Архимандриту Михаилу Миткевичу служить в митре, носить мантию со скрижалями и посох 75 . В 1750 году Камчатский миссионер Архимандрит Иоасаф Хотунцевский, возвратившись в С.-Петербург, донес, что «все Камчадалы (кроме коряков, в дальности от Камчатки, с места на место переезжающих), благодатию Божиею Св. Крещением окрещены, научены и состоят все в Вере, как благодать Христова утверждает; и потому дело проповеди Слова Божия кончилось и более приводить из язычества в Веру Христову некого. Дети новокрещенных в учении Российской грамоте, письма и пения церковного рачительнее преуспевают российских отрочат, и могут обучившиеся из них учением свою братию довольствовать без нужды» 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время в монастыре четыре храма, и все они каменные. Главный соборный Успенский храм построен в 1681 году. Троицкая трапезная и больничная церковь во имя Свв. Савватия и Зосимы также воздвигнуты в конце XVII столетия. Четвертый храм, посвященный Свв. апп. Петру и Павлу, находится над святыми вратами обители. Главные святыни монастыря составляют находящиеся здесь четыре местночтимые иконы Богоматери: Владимирская, половины XV века, Цареградская, известная со времени Иллариона, Успенская, копия с иконы Киево-Печерской лавры, и Одигитрия Троеручица – список чудотворного образа Божией Матери Троеручицы, находящейся в Афонском Хилендарском монастыре. Ризница обители весьма богата драгоценной утварью и древностями. Монастырь обнесен со всех сторон каменной оградой, которая прерывается монастырскими зданиями и храмами. Внутри ограды находятся хозяйственные учреждения монастыря: несколько корпусов, больница, трапезная и др. За стеной – два флигеля для паломников и постоялый двор с номерами. Особенно значительное стечение богомольцев во Флорищевой пустыни наблюдается в дни Св. Троицы, пророка Илии, Свв. апп. Петра и Павла и в праздник Богородицы. Ежегодно в обители совершается два крестных хода: в день 29 июня и 15 августа. Пустынью управляет игумен. Проезд в обитель производится до уездного города Гороховца, Московско-Нижегородской железной дороги. Монастырь отстоит от этой станции в 25 верстах. Юрьевский Архангельский монастырь. Эта обитель находится в городе Юрьеве, Владимирской губернии. Расположен монастырь вблизи градского собора. Обитель эта необщежительная. О времени возникновения ее точных сведений не сохранилось. Но известно, что в XII веке монастырь этот уже существовал. Полчища Батыя опустошили обитель, и только через два века совершилось ее восстановление. В Юрьевском монастыре только один храм посвященный Св. Архангелу Михаилу. Эта церковь построена была в 1560 году на месте древнего монастырского храма. В храме этом под спудом почивают мощи местночтимого князя Димитрия Святославовича, скончавшегося в схиме в 1269 году. Управляет обителью архимандрит. Женские обители

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Свв. мучч. Михаила, князя Черниговского, и Феодора боярина его, от Батыя пострадавших. Св. Михаил, сын Всеволода Чермного, и его любимый боярин Феодор убиты в Орде, по приказанию Батыя, за то, что не хотели идти сквозь разложенный перед ставкой хана священный огонь и поклониться кумирам, в 1245 году. Мощи их почивают в Московском Архангельском соборе, куда они перенесены из Чернигова. Чет. Минея от Вел. Чет. Минеи и от летописца печерского. Перенесение мощей их 14 февр. Из двух канонов один сочинен Пахомием Святогорцем. 21 Св. апостола Кодрата, от 70. Проповедовал в Афинах и Магнезии, где епископствовал и скончался от мук, в царствование Адриана. Чет. Минея. (Act SS. 26 maii.). Март. Р. 26 мая. Мес. В. В соборе 70 апп. – 4 янв. Имеет службу 22 сент. Свв. священномучч. Ипатия и Андрея. Из Лидии, два друга с детства. Ипатий сделался иноком и впоследствии епископом Ефесским, Андрей – пресвитером. За иконопочитание, при Льве Исаврянине, влачили их по городу и, наконец, заклали (ок. 730). Чет. Минея. (Or. Chr. I. col. 683. Act SS. 29 aug.). Пролог 20 числа сент. Март. Р. 29 авг. Св. муч. Евсевия. Страдал и обезглавлен от правителя страны финикийской, которого обличил в нечестии. Чет. Минея. (Act. SS. sept. VII. p. 237). Март. Р. Св. муч. Приска. Мучен и обезглавлен за имя Христово язычниками во Фригии. Чет. Минея. (Act. SS. sept. VI. р. 149). Март Р. 20 сент. Мес. В. Свв. мучч. Исакиа, епископа Кипрского, и св. епископа Мелетия. Пролог. (Or. Chr. II col. 1019. Act SS. sept. VI. р. 238). Март. Р. Мес. В. Св. отца нашего Димитрия, митрополита Ростовского. Сын полкового сотника Саввы Тунтала; родился в Макарове близ Киева, в 1651 году, постригся на 18 году от рождения; в 1701 г. рукоположен в митрополита Тобольского, в 1702 г. переименован Ростовским. Преставился в 1709 году 28 окт. Мощи его обретены в 1752 году 21 сент., к лику святых причтен в 1754 г. Подробное жизнеописание сего угодника находится при издании его творений, и в книге: Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Москва. 1849. 22

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Сей месяцеслов отличается пространными эпитетами святым, напр. 9 сент. свв. и праведных Иоакима и Анны; любит прибавлять слово: великомученика, оно в нем есть у таких святых, у которых не встречается и в позднейших: 15 сент. св. великомуч. Никиты, 27 нояб. св. великомуч. Иакова перского, 13 дек. свв. великомучеников Евстратия и иже с ним, 15 июля свв. великомучеников Кирика и Иулиты и проч., 17 янв. преподобного и Богоносного отца нашего Антония великого, 30 нояб. св. апост. и первозванного Андрея, 20 июля св. и славного прор. Илии и т. под. Позднейшие святые, в нем находящиеся, из патриархов Иоанн милостивый ( 620), из пренодобных Стефан новый ( 767). Так как он имеет многие свободные дни в марте и апреле и святые в нем древни, то его можно отнести к древнейшим, но позднейшая рука сделала прибавления, особенно в отношении к эпитетам святых. Венский     Находится сей месяцеслов при евангелии венской библиотеки, относимом к XII веку. Особенного почти не имеет. Показания из него извлечены Мартыновым. Относится к фамилии константинопольских месяцесловов. Синодальный при Евангелии 1199 года     Сие евангелие находится в моск. синод. библиотеке, под 278. Памяти в месяцеслове не на все дни, но с января весьма краток.     Особенности: 21 сент. имеет одну память Богородицы в патриархии согласно с нан. 2., ноябр. 5 прор. Ионы вместо 22 сент., 27 ноябр. ап. Силы вместо 30 июля; 19 февр. св. муч. Никифора, св. Амфилохия иконийского марта 21 вместо 23 ноябр., пр. Илариона 6 мая, вероятно, вместо 6 июня, 845, ибо святые с одного числа месяца нередко переносились на тот же день другого месяца. Последние по времени памяти относятся к IX веку. Славянские месяцесловы XII века: Мстиславов     Сей месяцеслов находится в евангелии, писанном для новгородского князя Мстислава, которое хранится в москов. архангельском соборе. Мстислав был князем новгородским до 1117 года, в котором его место занял сын его Всеволод. Евангелие писано для Благовещенской церкви, что на городище, основанной Мстиславом в 1103 году.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010