Платона заметил, что она «читается еще легче» 420 . Второй пишет, что в «духовных семинариях и академиях составлялись записки по предмету» рассматриваемой нами науки, «переходившие из поколения в поколение, при чем трудно было отметить первоначальную редакцию и самого автора; эти, однако же, записки послужили материалом, который был обработан арх. Платоном»; труд его, впрочем, был «известен только в семинарском мире» и остался неведом «русской литературе»; «он носит на себе следы построения» данной «науки нашими богословами московской академии и лаврской семинарии, которые, в свою очередь, заимствовали схему построения у католических богословов, выходивших в изложении нравоучения из идеи закона и обязанностей» 421 . Он же, т. е., проф. А. И. Гренков, при другом случаи говорит, что рассматриваемый нами «опыт» архим. Платона «скоро набил оскомину как учителям, так особенно ученикам» 422 ... С мнением Н. П. Архангельского соглашаемся вполне и без ограничений, равно как и с положением А. И. Гренкова о степени «известности» книги арх. Платона. Не можем до известной степени не согласиться и с тем утверждением критика, что рассматриваемое нами сочинение имеет некоторые данные, чтобы «набить оскомину» читателям: оно написано вообще сухо, а иногда даже и слишком безжизненно, проникнуто духом старинных схоластических систем с их делениями, подразделениями, обыкновенно внешним лишь освещением вопросов при помощи приведения тех или иных выдержек из Библии , из святоотеческих творений и других сочинений... Впрочем, говоря это, мы не должны забывать, что в некоторых случаях сухость и безжизненность отступают на задний план: это – там, где делается попытка по возможности глубже анализировать те или иные библейские места, а также те или иные святоотеческие и пр. Не будь у автора явного стремления к сжатости и краткости речи, сухость последней, полагаем, значительно исчезла бы, не смотря ни на что другое. И это случилось бы тем более, чем сильнее там и сям проглядывает достаточно широкое знакомство автора со святоотеческою письменностью и её духом (ему известны творения: свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

(Читано в торжественном собрании Императорского Казанского Университета 6 апреля 1885г.) Воспоминание великих, славных моментов народного прошлого всегда имеет освежающее значение. От мелочей обыденной, ежедневной жизни оно обращает внимание общества на высокие исторические задачи народа, вызывает и поддерживает энергию в достижении этих задач, если они еще не достигнуты, – уясняет народу смыслы настоящего, подсказывает возможное будущее. Никогда еще славянский мир, в частности русский, не сопровождали своих исторических воспоминаний таким общим воодушевлением, таким широким подъемом религиозного и племенного духа, как сегодняшние. Несколько дней тому назад тысячи западных славян стекались в Велеград ко гробу почившего Мефодия; ряд религиозных и национальных праздненств совершается в Праге и других славянских центрах. В настоящий день смерть одного из славянских апостолов вспоминает вся Россия… Тысячи народа, самого различного возраста и состояния, в церкви и школе, по всем городам, местечкам и селениям русским слушают в настоящий час рассказ о жизни и трудах славянских просветителей. Перед тысячами русских детей в настоящую минуту, может быть, впервые проносится многострадальная жизнь славянских братьев-апостолов и в детских сердцах, может быть, впервые пробуждается сочувствие и любовь к этим святым братьям… Тысячелетняя годовщина смерти одного из них невольно пробуждает и в нашей памяти целый ряд исторических воспоминаний, неудержимо вызывает перед нами всю историю тысячелетнего прошлого славян, так живо и ярко концентрируются в эпохе и обстоятельствах жизни славянских просветителей все те исторические факторы, которые являются действующими и во всей последующей политической истории славян. В своем очерке я исключительно остановлюсь на этой далекой эпохе. Я ограничусь напоминанием вам важнейших факторов жизни свв. братьев и характеристикой величайшего труда их жизни – совершенного ими перевода Св. Писания на славянский язык. Иногда перечисление одних фактов может сказать очень многое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

Перевод Св.Писания вывел славянский язык из того хаотического, доисторического брожения, в котором он находился в VIII – начале IX века, готовый распасться на множество мелких местных наречий и говоров – перевод дал стихийной, не сформировавшейся еще славянской речи литературное единство и твердость, овладевши существовавшими в языке, но находившимися еще на стадии брожения, элементами, очистивши и упорядочивши их, усилив одни. Ослабив другие, перевод привел все эти давнишние материалы языка в соответствие и стройность, дал многим из них новое, боле широкое значение, обогатил язык массой совершенно новых слов и понятий, дал ему твердые фонетические, морфологические и синтаксические формы… Само собой понятно великое значение всего этого. Главнейшим признаком национальности служит язык. Он является той духовной связью, которая сохраняет в себе зародыш будущей национальности народа. Без отдельного языка нет и отдельной, самостоятельной народной жизни, нет народной истории. Язык – внешнее выражение народного самосознания; вот почему в древнем славянском языке язык и народ значат одно и то же… Славянские апостолы, работая над славянским языком, работая над народным самосознанием славянских племен. В этом заключалось и будущее историческое значение труда свв. первоучителей – значение в смысле политического объединения им всех славянских племен. Не нужно думать, однако, что перевод Св. Писания в том полном совершенстве, как мы его находим в древнейших, дошедших до нас, рукописях XI–XII веков – разом вылился таким из-под пера святых апостолов, разом вышел из их рук вполне готовым, не подлежащим никакому усовершенствованию. Перевод совершался постепенно, был делом всей жизни славянских проповедников, и еще при жизни их, при самом процессе его совершения, мог быть постоянно исправляем, улучшаем, и в целом и по частям. Что касается постепенности перевода в продолжение всей жизни славянских апостолов, – на это, при всей запутанности, скученности исторических данных, мы находим, в общей их массе, довольно ясные указания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

Вот почему нельзя прежде всего не приветствовать той темы, на которую написано сочинение священника Леонида Архангельского. Сочинение о. Архангельского начинается «предисловием» в 60 стр. Для сочинения в 278 стр. этого как будто много, но это вполне оправдывается тем богатым интересным содержанием, которым наполнено предисловие. Здесь автор кратко, но сильно и выразительно характеризует печальное состояние нашего школьного богословия, которое идет мимо церковной жизни, хотя в древней Церкви «церковная жизнь порождала церковную мысль» (стр. 15–17), на осно- —191— вании известной книги иеромон. Тарасия («Великороссийское и Малороссийское богословие XVI и XVII веков») объясняет этот факт католическим влиянием, указывает существенное различие нашего школьного богословия от богословия святоотеческого в самом методе богословствования и приветствует новое направление русского богословия, освобождающегося от мертвящего католического влияния и возвращающегося к святоотеческому богословствованию. Автор показывает, что ему хорошо известны судьбы русской богословской мысли и он осведомлен в её новейших течениях, так что он может оценивать значение и вес новейших богословских трудов, посвященных исследованию православного учения о спасении. Затем автор, по моему мнению, совершенно справедливо и основательно доказывает, что литургическое богословие должно иметь немалое значение в деле возвращения нашего богословия к идеям святоотеческим. «Дело в том, пишет он, что истинное церковное веросознание, выразившееся в святоотеческой богословской мысли, целиком перешло в богослужение нашей Православной Церкви» (стр. 33). «Наше православное богослужение есть как-бы драгоценное духовное наследие, сделавшееся достоянием нашей Церкви по завещанию древней святоотеческой мысли» (стр. 36). «Большинство вдохновенных церковных песнотворцев были свв. отцы, и это обстоятельство уже само по себе указывает на близкую связь, на полное духовное родство, мы бы сказали, – на совершенное тожество богословского содержания церковных песнопений с таковым же содержанием святоотеческого догматического мышления» (стр. 38). Идею спасения по богослужению дванадесятых праздников о. Архангельский и излагает в первой части своего сочинения (стр. 61–184). Эта часть сочинения написана по самому естественному плану, который можно только одобрить. В 1-й главе автор дает на основании богослужебных книг понятие о грехе и кратко характеризует Божественное домостроительство нашего спасения (стр. 61–100). Глава 2-ая трактует о воплощении Сына Божия, как о спасительном средстве восстановления падшего человека (стр. 101–147). 3-ья глава описывает «естество человеческое в состоянии спасения» (стр. 148–184). Все эти три главы на-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Грузин. – Св. великомуч. князя Бидзина и мучч. князей Шалвы и Елизбара. Эриставы (главы народа) Ксанские, они, за отказ принять мусульманство, пострадали от персидского шаха Аббаса II в Испагани в 1660 (1661) г. Будучи правителем в Кахетии, князь Бидзик (Челокаев), скорбя душой о бедствиях родной церкви и своего отечества, решился с помощью своих родственников правителей Ксанских, князя Елизбара и его племянника Шалвы, смелым натиском истребить всех персов в Кахетии, поселившихся здесь при персидском шахе Аббасе II. Собранным свв. правителями войском было истреблено 7.000 персидских семейств, и Кахетия всецело была очищена от персов. После этого было восстановлено христианское богослужение, и духовенство заняло свои места. Но Аббас II, узнав о случившемся, предписал омусульманившемуся грузинскому царю Вахтангу IV немедленно представить ему неустрашимых трех свв. князей. Выданные Вахтангом, свв. правители мужественно предстали пред шахом в Испагани и смело исповедали пред ним свою веру. Не могши заставить их отречься от Христа и принять ислам , шах отослал их для мучения к бывшему правителю Кахетии султану Алдаранскому, жившему также в Испагани. Свв. Елизбара и Шалву немилосердно били палками и таскали по земле; затем, после тюремного заключения, вывели на площадь, израненные их тела обмазали медом и привязали к столбам, чтобы мученики страдали от жгучих лучей солнца и от насекомых, которые тысячами облепили их, – и тела их, подобно мехам, вздулись; потом мучитель, видя непоколебимость воинов Христовых, приказал простреливать их насквозь ружейными пулями, рассечь шашками и, наконец, отсечь головы. Эти зверские истязания совершались пред глазами св. Бидзина для устрашения его, но св. князь остался непреклонным исповедником Христа, за что для посрамления султан приказал одеть его в женское платье, посадить его на осла и возить по всему городу Испагани; после сего призваны были знаменитые риторы убедить св. Бидзина принять мусульманство, но когда и это оказалось напрасным, султан приказал по частям рассекать тело мученика, отделять острым орудие каждый сустав его и, наконец, отсечь голову. Свв. тела этих трех мучеников были выброшены, куда сваливался за городом всякий мусор, но дивный свет с неба всю ночь сиял над ними, и жившие в Испагани армяне, увидя этот свет, пришли ночью и тайно унесли и скрыли в своей церкви мощи свв. мучеников, а через несколько времени свв. мощи были отвезены в Карталинию и с честью погребены в Икортском Архангельском (ныне упраздненном) монастыре, в 25 верстах от г. Гори и в 88 от Тифлиса. Им есть особая полиелейная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Преставление блаж. юродивого Московского, по прозванию Большой Колпак. Он родился около Вологды и в молодости работал на саловарне. Затем он перешел в Ростов, где и принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради; он ходил полунагой, носил на себе тяжелые железные вериги и большой железный колпак. Поселившись затем в Москве, св. Иоанн продолжал свои подвиги и за свою св. жизнь был удостоен от Господа дара прозорливости и чудес. Скончался он в 1589 г. Мощи его под спудом в Московском Покровском соборе. – Препп. Иоанна и Логгина, Яренгсних чудотворцев. Иноки Соловецкой обители и ученики св. Филиппа (см. 9 янв.), они проводили жизнь в строгом посте и являли собой пример полного послушания и смирения. Отправившись по нуждам монастырским на твердую землю, они были застигнуты бурей в Белом море и утонули, в 1544–1545 гг. (по другим, в 1561 г.). Свв. тела их были найдены прибрежными жителями и погребены недалеко от села Яренги на Корельском берегу; потом (лет через 25–30), после обнаружившихся чудесных знамений, нетленные мощи свв. угодников были перенесены к Николаевской церкви с. Яренги (в 143 вер. от Архангельска), где потом устроен был монастырь (который был в 1764 г. упразднен). После представления в 1624 г. патр. Филарету записи о совершавшихся чудесах от свв. мощей, они были свидетельствованы и тщательным расследованием на месте была, подтверждена действительность от них чудес и исцелений. В 1638 г. (2 июля) свв. мощи Яренгских чудотворцев были перенесены во вновь устроенную в Яренге церковь во имя свв. Зосимы и Савватия. Ныне они почивают под спудом в Яренгской приходской церкви. Память пр. Иоанна празднуется еще 24 июня, а пр. Лонгина – 16 окт. – Преставление пр. Никодима Кожеозерского (Хозьюгского). Родом из с. Ивановки, Ростовского уезда, он в молодости занимался кузнечным ремеслом в Ярославле. Затем, по особому внушению Божьему, он принял иночество и поселился в Кожеозерской обители. Здесь пр. Никодим проводил жизнь строгого подвижника, терпеливо и усердно исполняя все монастырские послушания. Добродетельная жизнь его скоро обратила на него внимание всей братии, и он чрез полтора года, избегая славы человеческой, удалился в пустынное место на берегу реки Хозьюги (в Онежском уезде, Архангельской губ.). Там пр. Никодим подвизался в течение 30 лет в строгом посте и молитвах до самой блаженной кончины своей и за свои подвиги удостоился от Господа дара чудес. Скончался он в Кожеозерской обители в 1640 г.. за 40 дней до кончины быв предуведомлен о ней явлением свв. Алексия, митрополита Московского и Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Мощи его под спудом в Кожеозерской обители (см. Арханг. еп.). В 1898 г. был напечатан ему акафист.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Памятуя о недавней трагедии, архангельский купец Иаков Петрович Никонов строит летний храм с престолами во имя свв. Пророков Божиих Илии и Елисея. Адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Ильинская, д.10А Телефон: +7 (8182) 68-40-92 Подробнее... Храм святого Мартина Исповедника (Архангельск) [ править править код ] Храм в честь святителя Мартина Исповедника на Соломбальском острове в Архангельске — старинная святыня Русского Севера. Построенный в 1806 году, он сохранил внешне первозданный вид и в значительной степени внутреннее убранство. Соломбальцы особенно любили этот храм и много жертвовали на его благоукрашение. Адрес: Россия, Архангельская область, Архангельск, Соломбальский район, улица Терехина, 75 Телефон: +7 (8182) 22-32-20 Электронная почта: press@arh-eparhia.ru Подробнее... Свято-Троицкий храм (Архангельск) [ править править код ] Церковь Троицы Живоначальной (Троицко-Кузнечевская церковь) в Архангельске — старинный храм на берегу реки Кузнечихи, памятник архитектуры федерального значения. Церковь Троицы Живоначальной была построена вместо двух обветшавших деревянных церквей, Троицкой и Богоявленской, на средства стрелецкого и гайдуцкого полков, которые обороняли Новодвинскую крепость. Адрес: 163045, г. Архангельск, ул. Комсомольская, 1 Телефоны: (8182) 27-64-38 ; (8182) 24-00-33 Электронная почта: strinity@mail.ru Подробнее... Храм иконы Божией Матери " Взыскание погибших " (Архангельск) [ править править код ] Каменная однопрестольная двухэтажная церковь основана в 2006 году, построена в 2011 году. С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование " Взыскание погибших " , как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. Адрес: 163058, г. Архангельск (п. Жаровиха), пр-т Ленинградский, д. 445 Электронная почта: khram.zharovikha@bk.ru Подробнее.... Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (Архангельск) [ править править код ] Церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» построена по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Даниила на пожертвования сотрудников МЧС на территории специализированной пожарно-спасательной части имени Героя Советского Союза В.М. Петрова.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельск_(х...

В Архангельской области ждут волонтеров для восстановления храмов Москва, 8 августа 2014 г. Церковь свв.Афанасия и Кирилла Александрийских Патриархов.      Организаторы проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашают волонтеров участвовать в трудовой экспедиции в деревни Никитинская и Тинева (Верхнетоемского района Архангельской области), сообщает Пресс-служба Архангельской епархии . Там планируется восстановить храм XIX века, освященный в честь свв. Афанасия и Кирилла Александрийских Патриархов, и часовню Троицы Живоначальной, также построенную в XIX веке. Поездка пройдет с 14 по 25 августа. Для участия в экспедиции необходимо заполнить анкету и отправить ее на электронный адрес info@obsheedelo.ru, и заявка будет занесена в список претендентов. Во время экспедиции планируется обследовать объекты и описать их состояние, провести мелкий ремонт и консервационные работы. Участники экспедиции побывают в архангельском музее деревянного зодчества Малые Корелы, а также на карпогорском подворье Артемиево-Веркольского монастыря. Храм свв. Афанасия и Кирилла Александрийских Патриархов освящен в 1878 году. С западной стороны к церкви примыкают трапезная, колокольня, от которой сохранился нижний ярус, и небольшое открытое крыльцо. По характеристикам специалистов, здания покрыты деревянными тесовыми кровлями. В интерьере храма стены отесаны. Сохранились старые полы и потолки, однако большая часть убранства утрачена. Кровля протекает по всей площади. Часовня Живоночальной Троицы состоит из трех небольших срубов, обшитых тесом. Главка и крест утрачены. Стены обшиты горизонтальным тесом, кровли протекают по всей плоскости, оконные рамы утрачены. В часовне на 90% сохранился уникальный полукруглый потолок. Внутри часовни с 70-х годов XX в . сложены химические удобрения. Подробнее об экспедиции читайте здесь . 8 августа 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/72851.html

В день памяти свв. мчч. Михаила, кн. Черниговского, и боярина его Феодора, Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля 3 октября 2006 г. 14:54 Сегодня, в день памяти свв. мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Затем Предстоятель Русской Церкви отслужил молебен у раки с честными мощами Черниговских Чудотворцев, которые покоятся в соборе святого Архистратига Михаила. Его Святейшеству сослужил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий . Ежегодно в день памяти святого благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора начинаются занятия на факультете православной культуры Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. По случаю начала учебного года и 10-летия со дня основания факультета православной культуры за Божественной литургией молились преподаватели и курсанты академии РВСН. Среди участников богослужения были: генерал-полковник Юрий Иванович Плотников — бывший начальник академии, под руководством которого 10 лет назад был создан факультет православной культуры; генерал-лейтенант Виктор Александрович Вакуленко, заместитель декана факультета православной культуры; генерал-майор Вячеслав Викторович Круглов, начальник кафедры, доктор военных наук — один из первых выпускников факультета православной культуры. По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий и генерал-лейтенант В.А.Вакуленко обменялись приветствиями. Святейший Патриарх Алексий поздравил руководителей Академии РВСН им. Петра Великого с 10-летием с момента образования факультета православной культуры в Академии . В Архангельском соборе Его Святейшество удостоил Патриарших наград ряд сотрудников благотворительного Фонда возрождения православных святынь Руси. Президент Фонда Сергей Владимирович Шалимов и советник председателя директоров Федерального инвестиционного банка Сергей Иванович Петров были награждены орденами преподобного Сергия Радонежского, III степени, заместитель руководителя департамента социальной защиты населения г. Москвы Александр Гаврилович Белов — орденом святого благоверного князя Даниила Московского, III степени. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/148344.htm...

Вот уже без малого 20 лет (с 1992 года) бессменным настоятелем прихода является митрофорный протоиерей Михаил Кизюн. Кроме него, на приходе Михайло-Архангельской церкви служат ещё 2 священника. Каждый месяц священники посещают населённые пункты Рубцовского района для совершения основных требных служб: села Ракиты, Бобково, Половинкино, Зелёная Дубрава, пос. Мичуринский, с. Новоегорьевское и др. Приход окормляет также село Саратовку Рубцовского района, где строится часовня в честь пророка Илии силами саратовских казаков. Так, 30 июня 2012 г. протоиереем Михаилом Кизюн был освящен купол с крестом и в этот же день водружен на часовню. Приход Михайло-Архангельской церкви активно участвует и в жизни общества. Проводятся совместные мероприятия в годовщины: 9 мая (Великой Победы в ВОВ), 15 февраля (вывод войск из Афганистана), 24 мая (свв.Кирилла и Мефодия), 8 июля (свв.Петра и Февронии), 4 ноября (Казанской иконы Божией Матери, Дня национального единства) и др. Совместно с представителями администрации проводятся крестные ходы по городу в дни свв.Кирилла и Мефодия, 19 января на реку Алей для Великого освящения воды. Очень развита деятельность прихода в сфере религиозного образования и катехизации. В течение года проводятся тематические уроки, выставки, экскурсии, конференции, чтения, круглые столы, методобъединения для учителей общеобразовательных школ по преподаванию нового предмета ОРКСЭ. Сами работники тоже участвуют в различных семинарах, конференциях и чтениях епархиального и общероссийского уровня. В течение последних 4-х лет были подписаны соглашения о сотрудничестве с МБОУ «Гимназия 3» (2009 год), МБОУ «СОШ 23 (казачьи классы)» (2010 год), МБОУ «Саратовская СОШ» (2011 год). Активное участие принимают общеобразовательные школы и учреждения доп. образования в различных конкурсах и выставках епархиального, благочиннического и приходского уровней: «Жар-птица», «Юные голоса Алтая», «Красота Божьего мира», «Пасхальный сувенир», «Мы славим праздник Рождества» и др. В городе Рубцовске действует пять молитвенных комнат в различных медицинских и социальных учреждениях, где служатся молебны о болящих с акафистами святым, по просьбе верующих совершаются таинства Крещения, Исповеди и причащения Святых Христовых Тайн согласно утверждённому графику. Большинство из них окормляется священниками Михайло-Архангельской церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архистрат...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010