Конечно, Бог простит омытый раскаянием грех , но мысль та, что одно покаяние ещё не возвратит человеку прежней духовной целостности, а восстанавливать её придется многими трудами и долгими скорбями, как Мария Египетская. Апостолы, отступившиеся от Господа, не могли долго поверить Его воскресению, а верные Мироносицы сразу признали Явившегося. Последствия неуклонной верности кандидата священства своему знамени Если уклонение от исповедания веры приводит будущего пастыря к таким печальным последствиям, то наоборот, – постоянная верность слову истины сообщает ему неоценимое сокровище духовных благ. Постоянное следование одному знамени, прежде всего, создает в человеке-христианине ту целостность нравственного характера, то гармоническое взаимное соглашение всех сторон последнего, по которой вы сразу можете узнать человека религиозного без фанатизма, без болезненной раздражительности или бездеятельного оцепенения, квиетизма. Правила христианской добродетели и истин веры служат для него неизменным мерилом при оценке и явлений жизни, и произведений мысли, и самых людей. Но этого мало: постоянная привычка давать себе отчет в нравственной качественности всякого, воздвигаемого в общественной жизни знамени, развивает в нем художественный вкус для мгновенной иногда оценки людей или явлений трудноопределимых или лицемерных. «Думаю, говорит греческий мудрец, что не последняя часть мудрости заключается в том, чтобы распознавать, каков каждый человек». Иисус сын Сирахов, советуя каждому по силе своей узнавать ближних его ( Cup.IX, 19 ), научает судить о них по себе самому и рассуждать о всяком действии ( Cup.XXXI, 17 ). Но начало этой духовной мудрости есть страх Божий, противополагаемый всякому другому страху: «бойся Господа, и кроме Него не бойся никого». Пока Ап. Петр не освободился от изменчивого страха, то не имел и дара ясного познания вещей и отговаривал Спасителя от крестного подвига. Неутвержденные в вере Самаряне не понимали личности Симона волхва; но тот же Петр, просвещенный Духом Святым и исповедничеством, стал говорить ему: «вижу тебя исполненным горькой желчи и в узах неправды» ( Дeяh. VIII, 23 ). Точнейшее изречение о связи между верностью и разумом духовным суть слова Господни: «прежде всего, возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая вас в синагоги и темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое. Будет же это вам для свидетельства. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать; ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостать все противящиеся вам» ( Лyk. XXI, 12–15 ). Христианская совесть, поставленная несколько раз высшей целью наших дел и слов, приобретает ту исключительную ясность и чуткость, которая при содействии Божественной благодати научает у людей – читать в сердцах, а в явлениях жизни, встречах или предприятиях – сейчас усматривать пользу их или вред для спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Кто же эти добрые люди иного мира, с которыми он имеет сообщение, предостерегая, однако, что «надобно быть весьма опытным, чтобы их разбирать, ибо между ними есть всякие степени, от самых высоких до самых низких; есть и добрейшие и злейшие духи, и ветреные, и лгуны, и обманщики, и умники, и софисты». (Хороша компания для учеников г. Кардека!). Все догматы имеют своих представителей между сими духами, и католический, и жидовский, и магометанский; вот почему одни хулят то, что другие хвалят. И так не должно им слепо верить, потому что они так хитры, что легко надуют неосторожных» (стр. 28 и 83.). А как же прикажете от них предостеречься? «Для этого, отвечает г. Кардек, надобно много времени, и нужно иметь самую тонкую наблюдательность; тогда мы можем отличать истину от лжи и, оттолкнув этот нижний слой нечистых духов, добраться до высших, возвещающих одно лишь доброе». И так собственный разум человека горделиво поставлен тут мерилом праведности для столь опасного различения духов, – тот самый разум, который споткнулся в Адаме, когда он хотел сам собою различать добро от зла, по внушению того же советника дьявола; чрез столько тысяч лет не изменил он своей системы, когда хочет обольстить самолюбивых и доверчивых потомков Адама, вступающих с ним, подобно Еве, в дружескую беседу, вопреки строгому воспрещению Церкви. Не дружиться с ним, а бороться повелевает нам апостол Павел, предостерегая нас в послании к Ефесеям: «что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ). Апостол видит нас также окруженных полчищами духов, но враждебных, и признает в них не души умерших человеков, но Ангелов падших, как сам Господь сказал: «Я видел сатану, как молнию спадшего с небес» ( Лк.10:18 .). Но льстивые духи сии притаились, чтобы лучше обольстить нас под видом умерших людей, нам более сродных по природе, и потому вступающих в общение с нами. Евангелист Иоанн, в первом своем послании, предостерегает нас «не всякому духу верить, но испытывать духов, от Бога ли они»; и вот в чем состоит испытание: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа пришедшего во плоти, не есть от Бога, но что дух антихриста» ( 1Ин.4:1–3 ). Кардек же, в своем катехизисе, ни слова не говорит о Божестве Христа. И так мы видим, какого духа он держится, и в какую бездну влечет своих последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Лучше всего о праведности высказался великий миссионер — апостол Павел: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3: 8, 9). Апостол Павел желал только одного — быть со Христом. Вот те голод и жажда, о которых мы слышим в заповедях блаженства. В Евангелии от Матфея есть повествование об искушении Христа диаволом. Перед выходом на проповедь Иисус Христос в течение сорока дней пребывает в пустыне, соблюдая пост. И вот к Нему приступает искуситель и говорит: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 3, 4). Праведность — это то, что становится содержанием человеческой жизни. Есть известное высказывание: «Мы — это наши желания». Этим словам нет места в Евангелии. Потому что в самом начале Евангелия Христос показывает, что человек живет не только ради удовлетворения своих желаний. Христос терпит голод, но отвергает искушение. А затем Христос терпит страдания и смерть, но возвращает всем жизнь. Поэтому единственно возможная правда и праведность — это жизнь со Христом и уподобление Ему. Евангелие — это призыв почувствовать нашу зависимость от Бога, зависимость от праведности. Этот призыв проходит красной нитью через все блаженства. Увидеть свою нищету перед Богом, оплакивать свои грехи, стать кротким, алкать и жаждать правды Божией. Праведность Бога становится единственным критерием или мерилом нашей жизни. Если считать правильным выражение: «У каждого своя правда», то где тогда эту правду искать и как тогда отличить грех от добродетели? Если для нас правда заключена в узкие рамки личных интересов (ведь именно здесь и кроется искушение: «Скажи, и камни сделаются хлебами», а еще раньше змей-искуситель предлагал первым людям: «Вкусите плод, и будете как боги» (см. Быт. 3: 1–5)), то мы уже обречены на рабство своей собственной плоти. Но Бог призывает нас, напоминая, что не хлебом единым мы обретаем настоящую жизнь.

http://pravoslavie.ru/75373.html

Лучшим средством для устранения искажений в интерпретации святоотеческих мыслей о границах Церкви, которые иногда искусственно притягивались для обоснования предвзятых концепции, будет объективное и точное их изложение. 32 Необходимо также дать адекватную экклезиологическую интерпретацию церковных правил относительно присоединения раскольников, ибо чин приема переходящих в Православие из того или иного инославного общества является самым универсальным мерилом удаления этого общества от Кафолической Церкви 33 . Подлинное содержание канонов опровергает ошибочные воззрения по вопросу о границах Церкви. Само существование трех чинов присоединения отступников говорит о том, что Православная Церковь , с одной стороны, не смотрит на себя как на одну из ветвей Вселенской Церкви, ибо раскольников она присоединяет «к части спасаемых» (95-е правило Трулльского Собора). С другой стороны, Церковь не рассматривает инославные общества как вовсе чуждые ей, ибо иначе она бы всех принимала через Крещение и не существовало бы ни второго, ни третьего чинов приема. Разделения омрачали церковную жизнь уже в апостольскую эпоху. В Писаниях апостольских нет недостатка в предостережениях от доверия к тем, кто пытался разодрать нешвеный Хитон Спасителя. «Удивляюсь, – писал апостол Павел в Послании к Галатам, – что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово» ( Гал. 1:6–7 ). В Откровении святого Иоанна Господь повелевает апостолу написать «ангелу Ефесской Церкви»: «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу» ( Откр. 2:1, 6 ). Но не всякое разномыслие в апостольскую эпоху приводило к разрывам и отлучениям. Апостольский Собор, состоявшийся под председательством Иакова Праведного, уладил разногласия между апостолом Павлом, крестившим язычников и не возлагавшим на них бремени ветхого закона, и христианами из иудеев, «говорившими, что должно обрезывать язычников» ( Деян. 15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Можно было бы и не говорить о второй заповеди, потому что тот, кто истинно любит Бога, не может не любить ближнего. Тот, кто истинно любит Первообраз, Каковым является Бог, будет любить и образ, Им созданный, то есть человека. Часто, желая угодить Богу и как-то выразить свою любовь к Нему, человек, не имея возможности ничего для Него сделать, ибо Бог ни в чем не нуждается, изливает это свое чувство на ближнего как на образ невидимого Бога. Нужно понимать, что первое место занимает заповедь возлюбить Бога, а о второй заповеди Господь говорит именно как о второй и подобной первой. Некоторые люди неправильно понимают любовь к ближнему — будто бы нужно в любом случае ему угождать, терпеть все его душевные немощи, в том числе и пороки, то есть страсти, и потакать им, потому что человек — это венец творения. Такое отношение неправильно. Человеку нужно угождать только до тех пор, пока это не противоречит любви к Богу. Ведь иногда желания людей противны заповедям Божиим, и, потакая им, мы нарушаем первую и наибольшую заповедь. Своими добрыми поступками, совершенными как будто бы искренне, мы можем отвлечь человека от вечной жизни, лишить его любви к Богу и воспрепятствовать его спасению. Это уже не любовь к ближнему, потому что мерилом и показателем истинности любви к ближнему должна служить любовь к Богу. Итак, сначала нужно исполнять первую заповедь, а потом вторую. «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Тот, кто имеет истинную, сердечную любовь к Богу и к ближнему, а не такую, которая проявляется только во внешнем поведении, уже исполнил закон и писания пророков. Такой человек даже не имеет необходимости тщательно следить за каждым своим поступком, потому что любовь умудряет его поступать по совести и тем самым он соблюдает все заповеди. «Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Мы должны любить Господа и должны от Него получать жизнь. Как любить Господа? Единственным мерилом нашей любви к Господу является соблюдение Его заповедей. Но Сам сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин.14:21 ). В нашей жизни могут перед нами вставать заповеди Христовы и легкие, и трудные. Исполнение даже легкой заповеди покажет нашу любовь ко Христу. Мы тем самым будем приближаться к Его подвигу. Тогда к нам будут относиться слова Господ: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей». Более того, мы чем-то будем похожи на Христа, потому что Он далее продолжал: «Как и я соблюл заповеди Отца Моего, и пребываю в Его любви» ( Ин.15:10 ). Заповедь Отца Небесного Своему Сыну – стать нашим Спасителем, а для это претерпеть распятие на кресте и через это искупить нас, стать агнцем Божиим, вземлющим грехи мира. Перед нами такой великой задачи Господь не ставит, потому что никто из нас не смог бы этого сделать. Это мог сделать только Сам Христос. Но Господь ставит перед нами заповеди различные – легкие для нас и трудные. никогда не поставит Он перед нами такой задачи, которая была бы нам не по силам. Его заповеди соразмерны нашим возможностям. Нам надо быть очень внимательными, стараться услышать голос Божий, говорящий нашей совести; надо понять, что сегодня, а что завтра от нас требуется. Бог всегда поможет; и тогда мы пребудем в мире с Богом, пребудем в любви Его, а это – величайшее счастье. Аминь. Слово в Неделю 4ю Великого поста 28 марта 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Время великого поста призывает нас к духовным подвигам. В прошлое воскресенье мы особенно обращали свое внимание на святой Крест Господень. Мы слышали призыв Господа нашего Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Теперь, сегодня, перед нами возникает другой образ – это образ святого Иоанна Лествичника. Он написал книгу, называемую «Лествица», и изобразил в ней лествицу добродетелей. Что она означает?

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Мы знаем, что есть Божественная Троица: Отец, Сын и Дух Святой, Троица Единосущная и Нераздельная. А диавольская «троица» – это диавол, антихрист и лжепророк. Лжепророк – фальшивый предтеча, фальшивый обольститель, злодей. Причем, как говорит древнее предание, кроме этого великого злодея на землю будут посланы еще двенадцать помощников антихриста. Это «апостолы» антихриста, во всем пародирующие Христа. И третий зверь, пророк, будет выдавать себя за Мессию, он будет евреем, потомком Дана – а не Давида, как Христос. О Дане Иаков говорил, что он – аспид при дороге: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» ( Быт. 49:17 ), то есть змеем, который кусает коня так, что наездник падает. Почему зверь выходит из земли? Этот зверь будет гуманистом, то есть объявит мерилом вселенной человека и его личные блага. Ценности гуманизма – сугубо материальные, то есть приземленные. Зверь и будет исходить из этих бездуховных, приземленных потребностей людей. Лжепророк возьмется отстаивать права человека, утверждать, что человек вправе жить в своих страстях, и не нужны ему никакие перемены. «Человек – это звучит гордо!» – лозунг третьего зверя. «Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив» ( Откр. 13, 12–14 ). Как пришел Иоанн Предтеча, приготовивший путь Христу, так и у антихриста тоже будет предтеча, готовящий его приход. Этот лжепредтеча – величайший маг всех времен и народов, он будет обольщать мир при помощи чудес. Современные маги стоят очень близко к антихристу: именно магия, ворожба, массовые злые чудеса и обольщают людей. Поэтому будьте осторожны. Христиане ищут чуда ради Бога, а некоторые люди ищут чуда ради чуда, вот они и окажутся жестоко обманутыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

На самом деле ими движет вовсе не пиетет перед представительной демократией, на которую в наше время никто почти и не нападает, но изъяны которой они высматривают в политической практике не-западного мира, а их приверженность тем специфическим ценностям, которые и на самом Западе еще полстолетия назад воспринимались как скандальные и даже криминальные и которые по-прежнему отторгаются людьми традиционной морали на Западе и на Востоке, на Севере и на Юге. Мерилом цивилизованности для этой публики служат массовость гей-парадов , распространенность однополых браков , легальность инцеста, эвтаназии и людоедства, мимикрирующегося под медицинские процедуры с туманным для непрофессионалов названием «использование стволовых клеток» для продления жизни, легальность экспериментов, нацеленных на создание «гомункулуса», и подобных им других опытов инфернального направления. А эксперименты такого рода проводятся, и, вчера еще вполне криминальные, эти практики в одной стране за другой легализуются, так что на цивилизации Запада и Востока с их традиционными ценностями надвигается угроза глобальной трансформации. Мир действительно стоит на пороге революции, или, если угодно, катастрофы, которая своей радикальностью превосходит все прежде бывшие социальные и политические революции, потому что она носит уже антропологический характер и ее конечная цель – трансформация самой природы человека. Гибель Содома. Мозаика Монреальского собора (Сицилия)      Противопоставляя цивилизованный Запад «нецивилизованному миру», наши «западники» и «европеисты» агитируют не за действительные западные традиции, а за радужные перспективы принципиально новой цивилизации, у которой есть адекватное библейское имя – Содом : «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома… И они пошли к нему, и вошли в дом его… Еще не легли они спать, как городские жители, содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом. И вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт.

http://pravoslavie.ru/74504.html

«Не искривляй суда, не лицеприятствуй, не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников. К справедливости, справедливости стремись, дабы был ты жив и овладел землей, которую Бог, Бог твой дает тебе!» ( Втор. 16:19-20 ) — говорится в предсмертной речи пророка Моисея. Отсюда понятно, почему подлинным мерилом мудрости Соломона становятся для народа принимаемые им судебные решения, и почти треть всех легенд о Соломоне так или иначе рассказывает о том или ином судебном прецеденте. В качестве примера мудрого судебного решения Соломона Библия приводит широко известную историю о двух иерусалимских блудницах, пришедших к царю с просьбой разрешить их спор о ребенке. Рассказ этот следует сразу после упоминания о возвращении Соломона в Иерусалим из Гаваона, то есть после явленного ему Откровения. Надо заметить, что проститутка обозначается в иврите словом «зона», что в буквальном переводе означает «насыщающая» и, в принципе, может употребляться и в значении «трактирщица». Видимо, все дело в том, что в древности содержательницы постоялых дворов оказывали своим клиентам и интимные услуги (то есть утоляли и сексуальный голод), и таким образом два этих понятия тесно переплелись между собой. Судя по «Притчам» самого Соломона, в современном ему Иерусалиме представительниц древнейшей профессии (или трактирщиц) хватало, так что удивляться их приходу в царский суд особенно не стоит. «И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и родила я при ней в этом доме. На третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме…» ( 3Цар. 3:17-18 ). Итак, сама истица честно признает, что свидетелей, способных подтвердить ее правоту, нет. Но нет их и у ответчицы, а значит, судье приходится полагаться лишь на их показания. Но тут выясняется, что и сама истица не была свидетельницей преступления, которое она вменяет в вину своей товарке — все ее претензии строятся на практически недоказуемом подозрении: «…И умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Но немало опасностей подстерегает нас и в духовно-нравственной жизни. А здесь роль вешек-указателей выполняют десять заповедей Божиего закона. Их задача – указать человеку безопасный путь в духовно-нравственной жизни. Нарушение этих заповедей, данных Богом, наносит страшный вред в первую очередь самому нарушителю Божиего закона и является смертным грехом, то есть приводит человека к разрушению отношений с Богом и с людьми, а в итоге – к духовной смерти и вечной погибели. Вспомним еще раз Евангельский рассказ о том, как один молодой человек подошел к Иисусу Христу и спросил: Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Спаситель ответил ему: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 16, 17). Здесь мы видим, какое значение Бог придает исполнению этих заповедей: их нарушение является препятствием к достижению вечной жизни. Более того, Иисус Христос говорит нам: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21). Исполнение заповедей со стороны человека – это выражение любви к Богу. Десять заповедей, данных Богом, составляют костяк, духовно-нравственную основу ветхозаветного закона. Каково же отношение у нас, христиан, к этим десяти заповедям? Насколько они нужны, насколько мы можем руководствоваться ими в нашей жизни, ведь у нас же еще есть и совесть, тоже служащая мерилом правильности наших поступков? Можно сказать, что совесть является естественным (природным) критерием оценки поступков человека. С одной стороны, если совесть спокойна и человек ощущает мир и покой в душе, возможно, он поступает честно и справедливо. Если же совесть взбудоражена и на душе «кошки скребут», уже ясно: что-то сделано неправильно. Однако надо помнить, что совесть человека – голос Бога в нем – искажена грехами, то есть то, что кажется нам правильным, может не быть таковым в глазах Божиих. Бывают люди и с «прожженной», искалеченной совестью. Поэтому, поскольку только Бог всегда праведен, неизменным и точным критерием оценки жизни христианина является воля Божия, открытая людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010