Тот, взор Которого проницает до оснований бездны и гнев Которого разрушает горы, повелевает тебе ныне через нас: убойся, изыди и отступи от создания сего, и да не возвратишься, и не утаишься в нем, да не встретишь его, чтобы (во вред) действовать, ни ночью, ни днем, ни в час полуночи, ни в полдень, но сойди в свою преисподнюю (для пребывания в ней) до уготовленного великого дня Судного. Убойся Бога, восседающего на Херувимах и взглядом Своим проницающего беспредельное, пред Которым трепещут Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, многоочитые Херувимы и шестокрылые Серафимы, пред Которым трепещут небо и земля, море и все, находящееся в них. Выйди и отступи от запечатленного новоизбранного воина Христа Бога нашего. Им, ходящим на крыльях ветра, делающим Своих Ангелов пламенеющим огнем, запрещаю тебе: выйди и отступи от этого создания (Божия) со всеми силами и аггелами твоими. Ибо славно Имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Запрещение второе Церковнославянский Русский Бог Святый, Страшный и Славный во всех делех и крепости Своей, непостижимый и неизследимый сый, Той предопределивый тебе, диаволе, вечныя муки томление, нами, недостойными Его рабы, повелевает тебе и всей споспешней твоей силе, отступити от новозапечатанного Именем Господа нашего Иисуса Христа, Истиннаго Бога нашего. Запрещаю тебе убо, вселукавому, и нечистому, и скверному, и омерзенному, и чуждему духу, силою Иисуса Христа, всякую власть имущаго на небеси и на земли, рекшаго глухому и немому демону: изыди от человека, и да не ктому внидеши в него. Отступи, познай твою суетную силу, ниже на свиниях власть имущую; помяни Повелевшаго тебе по твоему прошению во стадо свиное внити. Убойся Бога, Егоже повелением земля на водах утвердися, создавшаго небо, и поставльшаго горы ставилом, и удолия мерилом, и положшаго песок морю предел, и в воде зельней стезю твердую; прикасающагося горам, и дымятся; одевающагося светом, яко ризою; простершаго небо, яко кожу; покрывающаго водами превыспренняя Своя; основающаго землю на утверждении ея, не преклонится во век века; призывающаго воду морскую и проливающаго ю на лице всея земли.

http://azbyka.ru/rozhdenie-v-vechnuyu-zh...

Сегодняшнее Евангельское чтение помогает нам понять, что такое Божий суд. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит буквально следующее: «Суд состоит в том, что свет явился в мир. Ибо делающие зло ненавидят свет и не идут к свету, чтобы не были обличены их дела. А поступающие по правде идут к свету, чтобы дела их были явны» (см. Ин. 3, 19-21). Судом является присутствие Бога в человеческой истории, в нашей жизни. Слово Божие — это оно судит людей. В конце концов, каждому человеку бывает трудно понять, где правда, а где ложь. Каждый человек уязвим внешними влияниями на его сознание, на его волю, на его чувства, и это уязвление может даже искажать природу человека. На это и рассчитано действие диавола — чтобы люди перестали различать добро и зло, правду и ложь; и тогда они с легкостью зло воспримут за добро, а ложь — за правду. А разве так не случалось в нашей истории? Более того, люди в определенный исторический момент не просто путали добро со злом и ложь с правдой, но во имя зла и лжи шли на борьбу, убивали своих братьев и сестер. А потом эта ложь и это зло многочастно и многообразно утверждались историками, философами, комментаторами исторических событий. Где уж тут разобраться человеку, особенно если прошло какое-то время? Причем все сказанное относится не только к истории, но и к настоящему. Каждый может сохранить способность отличать добро от зла и правду от лжи только в свете Христовой истины. Это значит, что свет Христов, свет Евангелия должен быть для каждого непреходящим мерилом, самым устойчивым и вечным критерием, применяя который, человек способен отличить добро от зла, а правду — ото лжи. Но свет Христов есть не только критерий добра и зла, правды и лжи. Он судит нас, потому что если человек живет не в соответствии с Божественной истиной, дарованной во Христе Иисусе, если его душа принадлежит противоположному миру, то он ненавидит Божественный свет и не идет к нему. Иногда люди спрашивают: «Почему же так трудно проповедовать Христа? Почему перед такими очевидными истинами, подкрепленными историческим опытом человечества, люди остаются бездушными, а иногда со злобой и негодованием воспринимают обращенное к ним слово?» Да потому, что они творят злое и не хотят идти к свету, — чтобы свет не явил эти злые дела, не высветил человеческую злобу, потому что там, в потемках, легко скрыться. Больше того, можно придумать некие слова, некие идеи, которые даже оправдывали бы человека, пребывающего в потемках, создавали впечатление, что он вовсе и не против света. А на самом деле он в потемках и никогда к свету не придет, если только не особая милость Божия.

http://patriarchia.ru/db/text/1468956.ht...

В начале двадцать девятой суры Корана, сразу после слова бисмиллахи, вы найдете несколько арабских букв, которые не образуют слов. Никто не знает, что они означают. Было предложено много интересных толкований и гипотез при попытке разгадать их значение. Некоторые ученые предполагают, что эти буквы несут определенный смысл, известный только самому Мухаммаду, и никто, кроме него, ничего не может сказать по этому поводу. По крайней мере шесть сур начинаются этими буквами – алиф, лам, мим. Для мусульман эта загадка лишена особого значения, поскольку самым важным считается чтение Корана, чему и учит ислам. Само слово ал-Куран означает «чтение (вслух, наизусть)», и этот ритуал настолько серьезно воспринимается мусульманами, что они тщательно выучивают правильное произношение каждого слова. Исполнение этого ритуала сегодня переросло в искусство – илму-т-таджвид, искусство чтения (Корана) нараспев (фактическое чтение Корана носит название тилава). В предании говорится, что сам Мухаммад очень серьезно подходил к вопросу правильного чтения: Джибрил обычно читал Коран перед нашим посланником, да благословит его Аллах, каждый год в месяц рамадан. В тот год, когда посланник вздохнул в последний раз, архангел читал его дважды. Мухаммад сказал: «Надеюсь, что наш стиль чтения соответствует последнему чтению Джибрила». (Ибн Саад, Табакат, том 2, с. 243) Каждая сура Корана разбита на короткие разделы, которые называются рукуа. Мусульмане считают необходимым совершать поклоны, символизирующие глубокое почитание (руку), после завершения чтения каждого такого раздела. Разделы эти обозначены на полях Корана арабской буквой аин, рядом с которой ставят номер раздела и номера стихов. Очень часто эти обозначения украшены розетками, выполненными с использованием растительного орнамента, или иными декоративными рисунками. У самого Корана имеется множество названий. В суре 85:21 его называют Куран Маджид («Достославный Коран»), в суре 56:77 – Куран Карим («Благородный Коран»). В суре 36:2 ему присвоен титул Ал-Куранул-Хаким («Исполненный мудрости Коран»). Многие современные печатные копии Корана используют одно или несколько подобных названий на титульном листе Книги. Одно из таких изданий озаглавлено Куран Карим ва Фуркан Азым («Благородный Коран и Высокое Мерило»). Заглавие Ал-Фуркан применено к Корану в суре 25:1; оно предполагает, что Священная Книга является «мерилом», с позиции которого истина может быть отделена от лжи и правота от заблуждения. Уникальные особенности формы и стиля Книги

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Наши предки верили в разные чудеса, например, в людей с песьими головами (киноцефалов). Приходили паломники из святых мест и рассказывали о таких феноменах. И все верили, почему нет? Ведь знакомый мир существует по христианским законам, а вот тот мир, иной, живет без Божественного закона и, соответственно, там может быть все что угодно. А вот позже, когда мир начинает постигаться рационально и научное знание становится системным, весь основной контекст образности «рай-ад» переносится извне вовнутрь. Пока ребенок маленький, он готов принять веру без размышлений, но, попав в сферу знаний, рационального миропостижения, он задастся вопросом: о чем речь, где это все? Если нет среды, которая воспитывает религиозные чувства и позволяет жить по определенным канонам, современная система жизни, знания и искусства даст широкий простор для сомнений, и человек должен это как-то осмыслить. Сама бинарная позиция рая и ада устойчива. Пожалуй, это те категории, о которых есть мнение у каждого, даже у тех, кто далек от религиозных представлений. Люди могут не знать богословский текст, но готовы признать: да, в раю блаженство, а в аду мучения. Мне кажется, в этом присутствуют некие грани шкалы: от самого хорошего до самого плохого. Когда мы говорим, что испытываем адские муки или, наоборот, нам хорошо, как в раю, мы все-таки понимаем, что соотносим свои чувства с определенной ценностной шкалой, имеющей христианскую основу. А иначе как ощутить, что нам хорошо? Надо обязательно с чем-то сопоставить. Повторюсь, что здесь мерилом становится категория этическая, категория совести. Подготовила Людмила Селиванова Источник: " Вестник Архангельской митрополии " 2018 Архангельская еапрхия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/27/kak...

В 1941 году в Югославии проживало тридцать тысяч эмигрантов согласно «Вестнику Общества русских ветеранов Великой войны» (1988 год, 262), тогда как согласно Николаю Казанцеву («Легендарный Русский корпус». «Наша страна». 1992 год. 167) через созданный Русский охранный корпус прошло 17090 человек, большинство из которых были члены РОВСа, точнее его 4-го отдела, покрывавшего Югославию. С 1938 года должность председателя РОВСа занимал генерал-лейтенант Алексей Петрович Архангельский. Согласно данным Бюро по защите русской эмиграции, в Сербии было убито двести пятьдесят русских («В смятенные годы». Чухнов Н.Н. «Наши вести». 1991 год, 1-2). Согласно книге «Русский корпус на Балканах 1941-45» вышедшей в 2008 году в издательстве «Вече» самой организации русской белоэмиграции способствовало то, что в ходе восстания четников и партизан летом 1941 года в Подринье, партизаны захватили рудники антимония в Заяче и Столице, а также городок Крупань, в котором находилась металлургичекая фабрика, перерабатывающая руду антимония. В ходе наступления партизан и четников немцы были отсюда выбиты, а в городах Шабац и Лозницы, являвшихся центрами региона Подринье в Сербии, оккупанты оказались в окружении. В Шабце находилась большая колония русской эмиграции, которую партизаны открыто грозились уничтожить. В данном случае то, что эти русские покинули Россию как раз потому что в ней произошла революция вызванная во многом Первой Мировой войной, в которую Россия вступила как раз ради защиты Сербии, ни партизан (основную массу которых составляли как раз сербы), ни сербских четников не особо интересовало. Коммунисты сумели использовать традиционный шовинистический элемент в сербском народе, когда ради реальных или вымышленных дивидендов могших быть полученными «своими» возникало чувство колективной неприязни к «чужакам». В данном случае Сербия возвращалась к временам османского владычества когда основным мерилом в обществе становились племенные интересы. Русские вне зависимости от своих убеждений в силу своей многочисленности и общего высокого образования просто не могли быть поглощенными подобной племенной средой, тем более, что последняя сразу же оказалась охваченной волной кровавых столкновений. Никакого иного выхода, кроме самоорганизации и вооружения у русских просто в таких условиях не оставалось. В данном случае вопрос «освободительного» похода в Россию просто не мог существовать, ибо для начала надо было просто выжить в новых условиях.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/08/russka...

СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Обе стороны хоругви утратили первоначальный фон и каймы. Инв. ТК-2557/2: изображение вырезано с фона черной камки и переложено на атлас брусничного цвета (XVII в.). Большие утраты шитья в личном, почти полностью высыпались коричневые нити в волосах (виден шелк древнего фона), местами высыпался шелк в складках и разделках. Золотное шитье потерто. Утрачены надписи и жемчуг вокруг нимбов (?). Новый фон состоит из нескольких кусков, сильно сечется, имеет штопки, по краям обрывы и более светлый тон, что свидетельствует об утраченных каймах. Инв. ТК-2557/1: большие утраты шитья в личном, почти полностью высыпались коричневые нити в волосах и на обуви, в складках и деталях, на местах утрат виден шелк древнего фона. Золото е шитье потерто. По-видимому, вокруг нимба вначале был жемчуг. Новый фон, грубо сшитый из нескольких кусков, сильно сечется, имеет штопки, по краям более светлый и обнаруживает следы утраченных кайм. Кроме древних «поновлений», хоругвь прошла в 1985 г. профилактическую реставрацию в Музеях Московского Кремля (реставратор Л. А. Барбинова), на обеих сторонах была заменена подкладка. ИКОНОГРАФИЯ Иконография архангела Михаила имеет многочисленные варианты 315 . Из них можно выделить три, различающихся по типу одежды: 1) архангел в далматке с перекинутым через плечи лором, с тороками на голове, с мерилом и зерцалом в руках. Эта торжественная поза отвечает роли архангела как исполнителя божественной воли. Так он изображается в композиции «Собор архангела Михаила», где вместо зерцала архангелы держат сферу с поясным Еммануилом 316 , на иконах 317 и шитых хоругвях; 2) архангел в воинских одеждах с мечом, как подобает архистратигу (военачальнику) небесных сил. Это или отдельное изображение, как, например, на известной иконе XIV в. Архангельского собора или шитой хоругви XV в. в ГТГ 318 , а также на большой шитой иконе Александро-Свирского монастыря начала XVI в. 319 . На так называемом «Знамени Сапеги» архангел стоит в воинских одеждах перед Иисусом Навином 320 , а на полковом знамени 1696 г. архангел и Иоанн Предтеча вышиты по сторонам герба с благословляющим Христом наверху 321 ; 3) архангел в хитоне и гиматии в молитвенном предстоянии в Деисусе, иногда с зерцалом в руках, например, на воздухе 1389 г. великой княгини Марии Александровны или в шитом Деисусном чине XV в. архиепископа Евфимия 322 ; в такой же одежде архангел изображается в сцене «Чудо в Хонех», где он извергает воду из скалы 323 . По иконографическому типу архангелы на хоругви близки к архангелам на венецианских чеканных «золотыхалтарях» («Pala d " ora») середины – третьей четверти XIII в. (из музея Торчелло) и второй половины – конца XIII в. (из собора Каори) 324 , но более всего к серебряному гравированому мощевику из Благовещенского собора Кремля, по мнению А. В. Рындиной, выполненному в Твери в первой четверти XIV в. 325 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Независимо от ризницы Гроба Господня, нам удалось осмотреть также предметы священнослужения, находящееся в шкафах стен, окружающих абсиду церкви Воскресения. Между этими предметами должны находиться и некоторые памятники старины, но так как нам, по любезности иеромонаха, предоставлено было только взглянуть на эту ризницу, то записать виденное и видеть все предметы было неудобно. Большинство предметов здесь иконы афонского, а, может быть, и южногреческого письма, XVII – XVIII столетий, с обычными в этих иконах реалистическими, лубочными иллюстрациями Житий Святых. Но кроме икон есть много старых потиров, дискосов, крестов и ковчежцев, большинство из золоченого серебра; в одном серебряном ковчежце показывают руку И. Златоуста. Два предмета оказались здесь очень любопытными памятниками византийской древности: 1) Маленькая панагия, устроенная (615–616, снимок увеличен) по надписи, патриархом Иерусалимским Авраамием (1775–1787), (см. рис. 73), из овального образка на яшме, изображающего с одной стороны Архангела Михаила во весь рост со скипетром и лабаром в руках, и Б. М. Одигитрию, с Младенцем на левой руке, стоящую. Резьба относится к VII–VIII веку: мы имеем здесь древнейший тип Архангела, с простою диадемою на непокрытой голове, в воинской хламиде и кожаных сапогах, еще перевязанных (мягкие цанги – чаги) с наплечьем, видным поверх рукава туники, с мерилом в руке. Богородица по рисунку слабее, более позднего характера (слабо вышла на фот. 616 и подрисована, к сожалению, фотографом). Рисунок представляет столь совершенный византийский стиль раннего времени, какой в резьбе редко приводится видеть. 2) В одном из шкафов, среди собрания самых плохих дощатых образов, находится замечательная грузинская икона 223 Спасителя (табл. LXV) (618–619) в древнем византийском эмалевом окладе, представляющем первоклассную редкость, соперничающую с знаменитым Лимбурским эмалевым окладом Св. Древа. Икона писана на доске очень грубо, не ранее XVII века, и что особенно важно – подобрана была для вставки в эмалевую ризу, а не обратно, и риза не исполнена для нее, как увидим. Сзади доска покрыта (620–613) серебряным листом, по которому чеканом выбит, во-первых, орнаментальный крест, в поле, окаймленном поясом розеток, во-вторых, под левом рукавом креста грузинская надпись, относящаяся к вкладу иконы в храм Святого Гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Епископ Игнатий совершил Литургию праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в Выборге апреля 2017 Традиционно в этот день по окончании Литургии духовенство и паства во главе с правящим архиереем всенародным пением вознесли хвалу Пресвятой Богородице в песнопении " Царица моя преблагая… " . За Литургией была совершена диаконская хиротония. В архипастырском слове, обращенном к богомольцам, Преосвященнейший Игнатий поздравил верующих с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы:   " Это особый день в жизни каждого христианина и во всей человеческой истории. В дни Великого поста мы вспоминаем ветхозаветные события сотворения и грехопадения первых людей, когда жена, которая была дана помощницей Адамы, услышав голос падшего ангела, поспешила разорвать союза с Богом, данный первым людям в раю. Имя Ева было дано женщине уже после грехопадения вместе с приговором изгнания, оно означает " жизнь " . В истории должно было произойти некое событие, которое стало бы ответом человечества на Божие слово. Должно было что-то изменить гневный Божий голос, прозвучавший для первых людей в раю. И вся последующая история человеческого рода была направлена на исполнение слов самого Бога о будущем человечества. Эти слова звучали строго, будучи неким судом и мерилом справедливости: " В поте лица своего будешь добывать свой хлеб, " - так судил Бог всему человечеству. Но были и слова, дававшие надежду, что разрыв с Богом - не окончателен, что рай для человечества не потерян. Ибо Господь сказал о рождении от Девы Того, кто придет победить и разрушить неправду и зло. Из Священного Писания мы понимаем, как узнала Дева Мария о пришествии в мир Спасителя. Архангел Гавриил явился ей явным образом, не во сне, так, как, наверно никому не являлся в истории человечества. Мы знаем из слов Священного Писания, что ангелы являлись пророкам, праотцам, но при каждом явлении ангельского чина людей охватывал страх и ужас. Даже первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, которому также явился архангел Гавриил, испытал страх и сомнение.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Тогда же получены: Визитная карточка след. содержания: «Протоиерей Николай Васильевич Благоразумов , подписавший, в качестве цензора, для VIII книги журнала: «Вера и Церковь » статью: «50-лет служения церкви борьбою с расколом», всем сердцем присоединяется к юбилейному приветствию автора и многолетствует Вашему Превосходительству». Письмо из Бронниц: «Ваше Превосходительство Глубокочтимый Николай Иванович ! Позвольте принести пишущим эти строки сердечный привет в знаменательный для Вас день, – день полувекового служения Вашего ко благу святой церкви Христовой. Церковно-общественное служение Ваше было почти всецело посвящено раскрытию и обличению заблуждений, отделившихся от матери-церкви глаголемых старообрядцев и защите истин св. веры Христовой от вредных и гибельных влияний учителей раскола. Как труден и тяжел этот путь, по которому Вы шли в течение пятидесяти лет, может ясно и определенно сознавать тот, кто «сам» пережил и испытал лишения и скорби, неизбежно встречающиеся на нем. – Ваши полные и основательные обличения лжеучений раскола, для одного из нас, всегда служили мерилом религиозного сознания гибельности раскола, и были главным побуждением к возвращению в лоно св. Православной церкви, для другого же – они являются твердой опорой в борьбе со старообрядческим расколом. Да продлит же Господь дни Ваши в полном здравии и да подкрепит Он силы Ваши к продолжению служения на пользу и славу Церкви Своей и еще на много и много лет! С искренним почтением к Вам, молящиеся о драгоценном здра- —547— вии Вашем: Бронницкого Михаила-Архангельского Собора Священник-миссионер Иоанн Добров. Бывший старообрядческий, в Петербурге, священник, ныне сын святой Православной церкви Ермил Ершов». Отклики на юбилейное торжество продолжали раздаваться и после юбилейного дня, продолжают раздаваться и доселе. Так 22 октября получена была юбиляром следующая телеграмма: «Прошу высокочтимого Николая Ивановича принять запоздалое, но сердечное приветствие с юбилеем и от душевно преданного Вам архиепископа Анастасия» (Воронежского).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Крест, которым в 988 году великий князь Владимир крестил киевлян имел простую «латинскую» форму. Позднее у креста внизу появилась наклонная поперечина, которая имеет несколько смысловых объяснений. Кстати, именно крест с косой нижней перекладиной считают «русским крестом». Одно из объяснений наклоненной перекладины – в соответствии с церковными преданиями наклонное подножие креста выражает вечное противостояние ада и рая. Это толкование выводят из евангельского рассказа о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом. Согласно представлениям благоразумный разбойник всегда помещался справа от Христа, а нераскаянный разбойник – всегда с левой стороны. На Голгофе для разбойников крест служил своеобразным мерилом. Одному разбойнику, " низводимому в ад тяготою хуления, произнесенному им на Христа, крест стал как коромысло весов, склонившимся вниз под этой страшной тяжестью; другого же разбойника, освобожденного покаянием, крест возносит в царство небесное. Кроме того, в этой перекладине есть и практический смысл: поднятый конец перекладины всегда указывает на север, выполняя роль своеобразной стрелки компаса. Позолоченный крест с полумесяцем у подножия, с пучком звезд в среднокрестии (по 3 на каждую из четырех сторон) в настоящее время водружен на пяти главах храма Архистратига Михаила ( кстати, такого же рисунка кресты на Благовещенском соборе в Кремле, Церкви Николы в Хамовниках и др.). По одному из религиозных объяснений в этой форме выражена символика Апокалипсиса: " И явилось не небе великое знамение – жена, облаченная в солнце, а под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд " (Откр. 12:1.). По мнению толкователей под этим образом из " Откровения " выводится сама Церковь Христова. Конечно, кресты на куполах храма поставлены недавно, но они соответствуют более древним крестам храма. Об этом можно судить по обследованиям архитекторов, сделанным в 1964 году. Храм в Тропарево посвящен Архистратигу Михаилу – одному из семи высоко почитаемых архангелов в Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03292

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010