Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему, пишет святой апостол Иаков ( Иак. 1:5 ). Господь всегда отвечает на просьбу о мудрости, когда мы просим об этом бескорыстно, не с целью стать лучше других, не затем, чтобы получить некое преимущество, а для того, чтобы лучше Его узнать. Господь всегда отвечает на молитвы благодарности, и мы чувствуем Его ответ во внутреннем мире, наполняющем душу радостью и любовью, которые всегда приходят после искренней сердечной благодарности Небесному Отцу. И конечно, Господь отвечает и на многие другие наши просьбы и мольбы и дает просимое, если оно не причинит нам вреда, о котором мы можем не знать, а Он знает. Даже тогда, когда Бог отвечает на нашу молитву молчанием, стоит помнить, что молчание — это тоже ответ. Золотое правило Другое важное состояние в жизни — любовь и добро по отношению к другим людям: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. …Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего… и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым ( Лк. 6:31,35 ). Емкое объяснение христианской нравственности, выраженное Христом и получившее впоследствии название «Золотое правило этики», — чрезвычай но справедливое, по-человечески понятное, обладающее полнотой здравого смысла правило: если ты хочешь чего-то себе от другого человека, то и сам по отношению к другим будь таким. Мерилом христианской этики становится сам человек. Человеку предлагается стать на место другого и глазами этого другого посмотреть на жизнь, попытаться прочувствовать за другого боль, разочарование, тяжесть укора и подумать: хотел бы ты этого себе? Как бы ни казалось справедливым ответить грубостью на злой поступок, как ни хотелось бы порой, чтобы обидчик получил справедливое возмездие, как бы ни казалось, что правильно было бы наказать, обличить, одернуть человека, мы должны помнить, что Евангельская весть, проповедь Господа Иисуса Христа — совсем об ином.

http://azbyka.ru/fiction/vgljadyvajas-v-...

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему, пишет святой апостол Иаков ( Иак. 1:5 ). Господь всегда отвечает на просьбу о мудрости, когда мы просим об этом бескорыстно, не с целью стать лучше других, не затем, чтобы получить некое преимущество, а для того, чтобы лучше Его узнать. Господь всегда отвечает на молитвы благодарности, и мы чувствуем Его ответ во внутреннем мире, наполняющем душу радостью и любовью, которые всегда приходят после искренней сердечной благодарности Небесному Отцу. И конечно, Господь отвечает и на многие другие наши просьбы и мольбы и дает просимое, если оно не причинит нам вреда, о котором мы можем не знать, а Он знает. Даже тогда, когда Бог отвечает на нашу молитву молчанием, стоит помнить, что молчание — это тоже ответ. Золотое правило Другое важное состояние в жизни — любовь и добро по отношению к другим людям: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. …Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего… и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым ( Лк. 6:31,35 ). Емкое объяснение христианской нравственности, выраженное Христом и получившее впоследствии название «Золотое правило этики», — чрезвычай но справедливое, по-человечески понятное, обладающее полнотой здравого смысла правило: если ты хочешь чего-то себе от другого человека, то и сам по отношению к другим будь таким. Мерилом христианской этики становится сам человек. Человеку предлагается стать на место другого и глазами этого другого посмотреть на жизнь, попытаться прочувствовать за другого боль, разочарование, тяжесть укора и подумать: хотел бы ты этого себе? Как бы ни казалось справедливым ответить грубостью на злой поступок, как ни хотелось бы порой, чтобы обидчик получил справедливое возмездие, как бы ни казалось, что правильно было бы наказать, обличить, одернуть человека, мы должны помнить, что Евангельская весть, проповедь Господа Иисуса Христа — совсем об ином.

http://azbyka.ru/fiction/vgljadyvajas-v-...

Злобное отношение Иудеев к слову спасения подает повод Апостолам смело, с дерзновением как свойственно истинным служителям Слова ( Притч.1:21 ) заявить, что они теперь с этим словом спасения обращаются к язычникам, что они теперь «Апостолы языков» ( Рим.11:13 ). Оправдывая это заявление, Апостол Павел высказывает здесь те же мысли об Иудеях и их отношении ко спасению, которые позднее получили свое полное раскрытие в послании к Римлянам ( Рим.10:19–21 ). По божественному определению о спасения рода человеческого, вы первые должны были услышать слово Божие, восприять спасение (ст.26), чтобы распространять его до краев земли. Но так как вы отвергаете это слово жизни ( Деян.5:20 ) и чрез это сами себя делаете недостойными вечной жизни, дарование которой есть цель пришествия Мессии, то вот мы обращаемся к язычникам, ибо Бог от века предназначил Мессию быть светом для язычников и спасением до края земли. В доказательство этой мысли Апостол приводит слова из книги пророка Исаии ( Ис.49:6 ). Эти слова служат и для Апостолов заповедью – о проповеди среди язычников, потому что слова Божии не осуществились бы, если бы не было их проповеди» (см. у Артоболевского, стр.250–251). 345 Обращение язычников в Антиохии Писидийской было самое обильное и притом не только в городе, но и по всей стране. Достойно при этом заметить, что Дееписатель говорит, что уверовали те, которые были предуставленны, т. е. предопределены Богом и подготовлены к тому личною жизнью и душевным расположением ( Ин.6:44 ); ( Рим.8:29–30 ). Это отчасти показывает, что число веровавших, по-видимому, было гораздо больше, нежели сколько оказалось достойных принятия в лоно Церкви. Из чего следует, что присоединение к Церкви совершалось с великою осмотрительностью, причем мерилом этой предуготованности служила готовность к получению вечной жизни, вечного спасения, а выражением этой готовности были радость о Господе и благовестие о Нем, как Спасителе всех людей. По всей стране Евангелие распространялись, очевидно, новообращенными, которые усердно передавали то, что слышали, и восторгом своим от восприятия учения подготовляли к восприятию его и множество других Писидийцев. Посему посеянные здесь семена христианского учения уподобились ниве, на которой разбрасываются семена, чтобы они росли и в свое время дали надлежащий плод, что и было здесь впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Значит, переложение книги Иова на современный поэтический язык, вместе с чем она как бы приблизилась к настоящему времени, нужно считать явлением, замечательным не только в литературном отношении, но и в нравственном. Что же в книге Иова особенно приложимо к настоящему времени? Не будем распространяться о страданиях, которые перенес Иов с непоколебимою верою в Бога, так что сделался великим нравственным образцом для страдальцев всех веков: высокая поучительность книги Иова в этом отношении очевидна для каждого. Обратим внимание на другую, более внутреннюю сторону в этой книге. При гноище Иова, по поводу его ужасных страданий, подняты были великие вопросы относительно жизни и судьбы человека на земли и коренных законов Божия управления миром; решая столь важные вопросы, собеседники, кроме своих убеждений, обнаружили различные направления своей духовно-нравственной природы. Сам Господь благоволил принять участие в решении вопросов; но особенно важно то, что Он благоволил и произнести Свой суд над теми духовно-нравственными направлениями человеческой мысли и человеческого чувства, какие обнаружены людьми при гноище Иова. «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы не так верно говорили предо Мною, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя всесожжение, и раб Мой Иов помолится за вас, ибо Я его только ходатайство приму, чтоб не сделать вам чего худого, за то, что вы не так верно говорили предо Мною, как раб Мой Иов» ( Иов.42:7:8 ). – Вот слова Господа к Елифазу, одному из друзей Иова; вот верховный суд Его! Неизменяем он, и, произнесенный в слух людей во времена давно минувшие, остается и доселе не ложным мерилом человеческой мысли и человеческого чувства, и каждое духовно-нравственное направление должно испытывать себя при свете этого непреложного суда. Свое время мы любим называть временем убеждений и направлений: поэтому книга Иова может быть для нас особенно поучительна в указанном отношении, и современные мудрецы, люди с направлением, люди убеждений, пусть чаще обращаются к этой книге, тщательно вникают в смысл речей Иова, Елифаза Феманского, Валдада Савхейского, Софара Минийского, Елиуа Бузитянина, определяют духовно-нравственное направление, выражающееся в речах этих лиц; затем пусть делают запросы себе и тому направлению, какому они сами следуют; сравнивают направление своей собственной нравственной природы с теми направлениями, какие обнаружились в беседах мудрецов пустыни, и, наконец, пусть решают в своей совести: какой суд Божий приложим к их направлению,– тот ли милостивый суд, который произнесен над Иовом, или тот грозный суд, который изречен Елифазу и друзьям его!..

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/iov-i-...

И как с лозами поступает виноградарь – то отрезывая негодные, то подчищая хорошие, чтобы они приносили лучшие плоды – так и Господь действием Своего Суда то отвергает неверующих, то посылает на верующих разные испытания и скорби, чтобы соделать их через то достойными высших наград и способными к высшим нравственным подвигам. 13) Сия глаголах вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша исполнится (стих 11-й), то есть чтобы и вы могли радоваться тою радостью, какою радуюсь Я; а радость Моя, – говорил Он прежде, – в том, что Я соблюл заповедь Отца Моего и пребываю в Его любви. Значит, Иисус Христос хотел, чтобы Апостолы радовались об исполнении заповедей Божиих и пребывании в любви Отца Небесного. 14) Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (стих 18-й). Странное утешение во время преследования от мира; но для последователя Христова оно, действительно, великое утешение, потому что ненависть мира может служить мерилом уподобления учеников Учителю, основанием для награды, побуждением и примером для подвигов. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего (стих 23-й). Иудеи, ненавидевшие Иисуса Христа, старались оправдать свою ненависть к Нему строгим исполнением воли Божией, желанием угодить Богу. Теперь Иисус Христос раскрывает перед учениками Своими мысль, что ненависть Иудеев к Нему есть ненависть и к Самому Богу, Который послал Его, что эта ненависть их к Нему не только не Богоугодна, но, напротив, есть грех против Бога. Они грешны, потому что не приняли посланника Божия; они грешны, потому что видели дела, совершённые Им, и не познали Иисуса Христа. 15) Раскрывая эту мысль ученикам, Иисус Христос имел в виду, с одной стороны , ободрить Апостолов в их страданиях, когда они, подвергаясь, по-видимому, законному преследованию установленных властей, будут находиться в недоумении относительно их справедливости и своей невинности; с другой стороны , разоблачало еврейскую самоуверенность в том, что ненавидя Христа и учеников Его, они службу приносят Богу, тогда как на самом деле совершают величайший грех против Него и Посланника Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

«И напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» ( Откр.3:12 ). Спаситель обещает, что напишет имя Бога Отца в сердце побеждающего, напишет имя нового Иерусалима, чтобы человек имел право войти в него и там жить. Имя, получаемое человеком, отождествляется с именем Божиим. И у Христа будет новое имя, отражающее сущность Его уже не как Спасителя, а как Владыки Царства Небесного. «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» ( Откр.3:14 ). Дальше мы переходим к последней Церкви Апокалипсиса, к Лаодикийской Церкви – она единственная, о которой ничего хорошего не сказано. Это Церковь времен самого конца мира. Господь, обращаясь к ней, называет себя особыми, небывалыми именами, например, Аминь – Тот, Кто скажет последнее слово в конце мира по поводу всего мироздания. Христос запечатает Книгу судеб мира, и Его слово будет последним, не подлежащим обжалованию. Против Бога апелляцию не подашь. Господь называет Себя словом «Свидетель», по-гречески – «мартис» (μρτυς), которое можно перевести и как «мученик». Он Тот, Кто свидетельствует о словах Божиих, Кто Сам подтверждает откровение Господа. Верный и Истинный – значит Тот, Которого не подкупишь, не обманешь, Кто является мерилом всякого свидетельствования и Кто досконально знает все, существующее во Вселенной. Что значит «начало создания Божия»? Книга Бытия начинается так: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). В ком Бог сотворил? Во Иисусе Христе. Христос – Тот, в Ком был сотворен мир, Кто запустил мир и в конце его скажет «Аминь». Он говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» ( Откр.1:8 ). Другими словами: Я держу все в Моих руках, и поэтому начало создания – во Мне. «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр.3:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И то, что прежде служило возвышению величия [Константинополя] в их сознании до необычайности, сравнительно недавно превратилось в пренебрегаемое, если не для всех и не совершенно, то для большинства простецов – в меньшей степени, ибо они мало в этом понимали, а для немногих – в большей, ведь они, пользуясь разумом как мерилом 1216 и критерием, не видели, чтобы прежняя молва уравновешивала нынешнюю. Но вернемся обратно. Выше мы сказали, что три властителя всей России вместе с их подданными придерживаются православной веры и являются нашими единомышленниками, а четвертый – нет. Книга 36, раздел 33 Он, располагая большей силой из-за многочисленности и опытности его войск, даже северным скифам противостоит и далеко превосходит их. В то время как другие платят им ежегодную дань, он – никогда. Ибо он живет в укрепленных местах и имеет соседями кельтов и галатов 1217 , которые живут возле океана, простирающегося на Север и к острову Туле 1218 , откуда вырывается зефир 1219 и куда уходит заходящее, – народ в высшей степени воинственный, и я буду не далек [от истины], если назову его непобедимым 1220 . Книга 36, раздел 34 Но он придерживается чуждого образа мыслей и воздает поклонение солнцу. Тем не менее, в настоящее время он обещает стать нашим единомышленником в вопросах веры, если мы передадим посланному им послу, Роману, епископию и митрополию всей России, в соответствии с установленными правилами церковными, как преемнику недавно скончавшегося Феогноста. Ибо [Ольгерд] любил его и был ему очень предан, с одной стороны, так как он по женской линии был родственником сопредельного князя, который ему приходился свойственником 1221 . Этот князь был благочестив и привержен нашим божественным догматом. Так что по этой причине и сам [Ольгерд] был дружен с Романом и охотно слушал его, когда тот часто приходил и наставлял его в благочестии, и учил его речениям пророков и апостолов, так что и у него они не сходили с уст. Книга 36, раздел 35 Посему и он любил Романа частью за это, частью за то, а главным образом потому, что его частыми поучениями и наставлениями был посвящен в благочестивые догматы и приблизился к принятию божественного крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо Он есть истина живая и вечная, которая воскрешает мертвую душу человека, которая во все времена неизменно та же, которая не перестает давать жизнь всему тому, с чем она соприкасается: «Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14, 19). 16 Февраля Народы эти чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их, как поступали отцы их, так и они поступают до сего дня (4 Цар. 18, 41) Потомство этих народов размножилось до легиона: на каждом шагу встречаем мы подобных им, «служащих Богу и маммоне», (Мф. 6, 24), «хромающих на оба колена» (3 Цар. 18, 21), «ни холодных, ни горячих» (Откр. 3, 15), или, выражаясь обыкновенным слогом, готовых угодить и нашим и вашим. Вот в чем заключается грех «народов этих»: не придерживаясь ни той, ни другой стороны, они служат одновременно Богу и маммоне, а в сущности, извлекают из того и другого лишь выгоду для самих себя. Невозможно отдать себя наполовину Богу и наполовину вражьей силе, которая так искусно овладевает людьми; невозможно только изредка придерживаться слова Божия и лишь отчасти иметь в нем основу своей жизни, и, вместе с тем, ставить мерилом своих действий и решений — «дух мира сего». Господи, неужели я скажу Тебе, когда Ты зовешь меня: «Приди позднее, я не готов»? Неужели я заглушу то, что Ты сейчас хочешь мне сказать, и обращусь к Тебе лишь тогда, когда я покончу с миром? Могу ли я безнаказанно делить надвое свою жизнь, свое сердце, свои стремления и отдавать Тебе лишь часть всего этого? Колеблясь между двумя путями, я живу той двойственною жизнью, которая так опасна, не сознавая, что Бог в сердце может занять только первое место или никакого. А дети чему научатся от шатких родителей? К чему все наставления, старания, угрозы, когда в жизни родителей не видно того твердого начала, того Божественного авторитета, которому если бы подчинились родители, то покорились бы и дети. «Дети, храните себя от идолов. Аминь» (2 Ин. 5, 21). 17 Февраля Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

http://pravmir.ru/hochesh-polyubit-zhizn...

Из бесчисленных условий, под влиянием коих совершаются естественные события, иные более явны, открыты, удобопостижимы, а многие невидимы, сокровенны, исключительны, которые, по непривычке нашей видеть их в ряду всегдашних условий и по невозможности обнять их мерилом нашего разума, кажутся необычайными и исключительными, так что о многих из естественных явлений мы не можем с достаточным основанием сказать – естественны они или вышеестественны. При необъятности причин бесконечно разнообразных явлений в мире материальном и духовно-нравственном название естественных и сверхъестественных в настоящее время много зависит от умственного настроения людей. Для иных нет ничего сверхъестественного, а для большинства, и притом для лучших мыслителей, кроме естественного существует и сверхъестественное. В истории и природе разность между естественным и сверхъестественным всего правильнее и легче познается при свете Откровения в силе, служащей знамением, по которому человек трезвого и внимательного ума и сердца может и должен уразумевать Действующего, как опытный глаз различает явления естественные от искусственных, хотя те и другие равно естественны. Не умеющему отличить плодов дерева дикого в его состоянии естественном от плодов дерева прививного, те и другие кажутся одинаково естественны: так душевный человек не принимает того, что от Духа Божия ( 1Кор. 2:14–15 ), во всех явлениях природы усматривает только одну внешнюю механическую сторону, которую подчиняет закону физической необходимости, а что не подходит под эту норму, то отвергает или перетолковывает по-своему. Но как действия искусного садовника известны многим: так в истории великого сада Божия в человечестве для некоторых видны и ясны знамения высшей силы и цели, выходящие из обыкновенного порядка естества, но многими эта сила не примечается и даже не предполагается. Ап. Павел – учитель вселенной, обозревая естественную историю иудеев и язычников, говорит: «в судьбе их видим благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, т. е. иудеям и благость к язычникам. Но и те, т. е. иудеи, если не пребудут в неверии, привьются: потому что Бог силен опять привить их. Если язычник отсечен от дикой по природе маслины, и не по природе привился к хорошей маслине: то тем более сии природные привьются к своей маслине» ( Рим. 11 ). Тот же учитель вселенной в истории человечества указывает на великую благочестия тайну явления Бога во плоти для искупления мира ( 1Тим. 3:16 ) – тайну, не примечаемую и даже отрицаемую душевным человеком, тайну сколько насущную, столько и разумно высочайшую.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Иисус Христос призывает человека к чему-то невообразимому, небывалому и пугающему. О чем бы Он ни говорил, человеческой логике сложно вместить это до конца: своего обидчика следует любить особенно сильно и по-настоящему; давая в долг, не следует надеяться получить назад; получая удар по щеке, надо быть готовым подставить другую и так далее.  До того момента, как попробуешь жить по Евангелию, оно кажется совершенно неисполнимым, противоречащим сколь логичным, столь, подчас, и плоским законам жизни. Кажется, что у обычного человека не может хватить на Евангелие сил. Но смотришь на тысячи и миллионы святых, смотришь на те моменты своей жизни, когда каким-то чудом не уступил аду и злу, и понимаешь: Евангелие не игра и не сказка, а жить, как учил Он, — можно и возможно. В это надо всем сердцем поверить и искренне попытаться. Я вспоминаю удивительные слова Писания: « Сын мой! отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои » (Притч. 23: 26). Богу не нужно от нас ничего, кроме самого главного: чтобы Он был в центре нашей жизни. Был мотивом наших поступков, целью нашего пути, мерилом нашей совести. Но куда более удивительно другое: призывая поставить Себя в центр, с Собой Он ведет всех остальных людей, которых надо почитать как Его: « Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки » (Мф. 22: 36-40). Иначе говоря, Бог не хочет от нас только лишь любви к Нему. Такая обособленная любовь невозможна для христианина. Ведь там, где Он, там с Ним каждый из нас. И Он не согласен, чтобы, любя Его, не любили кого-то из Его детей. Любви должно хватить на каждого. Но мы отвлеклись. Что же такое богослужение, что такое молитва? Я сейчас совершенно не хочу говорить пресным языком терминологии. Вместо этого я поделюсь тем, как понимаю богослужение и молитву я сам. Богослужение для христианина — это жизнь. Не только лишь ее самая священная и мистическая часть, нет. Просто жизнь. Наше утро и рабочий день, наши отношения с коллегами и родителями, воспитание нами детей, поход в храм — все это может и должно быть богослужением. 

http://pravmir.ru/i-segodnya-evharistiya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010