Или словом или посланием … – говорит апостол, уравнивая ценность первого и второго. Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предание так, как я предал вам  ( 1Кор. 11:2 ). Вот этого-то, похоже, многие и не уяснили. Достойны похвалы, а не укоризны те, которые держат Предание так, как передали их апостолы. Хвалю… что вы всё мое помните … “всё моё” не фарисейское, конечно, а апостольское! И снова, как и апостол Иоанн, апостол Павел мерилом истинности христианского благочестия ставит Предание, принятое от них. Завещаю же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес. 3:6 ). То же самое и по вопросу апостольского вероучения апостол Павел пишет Тимофею: О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания ( 1Тим. 6:20 ). Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня ( 2Тим. 1:13 ). После этих свидетельств Писания и вышеприведённых свидетельств Тертуллиана и Иринея просто нелепой выглядит “историческая” справка Рогозина о том, что предания “вошли в употребление” в V веке как следствие “духовного отступничества” Церкви. 141 Отступничеством скорее можно назвать позицию протестантов по отношению к Преданию, которое апостол Павел заповедал хранить. Классический аргумент протестантов, якобы подтверждающий принцип “Только Писание”: “из Откр. 22:18-19 мы узнаем, что Священное Писание содержит в себе вполне законченное откровение Божие, прибавлять к которому строго и навсегда запрещено Богом» . 142 Отвечая на это, заметим, что мы не прибавляем и не убавляем из книги “Откровения Иоанна Богослова”, о которой идет речь, кроме того, что он сам в последующие годы после её написания “прибавил”. “Откровение” было написано в 95г., а Евангелие от того же апостола и его послания написаны были немного позже: в 98–105 годах. Взглянув глазами протестантов на запреты «Откровения» (22,18–19), придём к выводу, что Иоанн первым подпал под те язвы Божии, о которых пишет в 18м стихе.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Или, что говорится в книгах Нового Завета об искусстве и о возможности христианского художества? Мы помним, что сказано о красоте полевых лилий и об источнике этой красоты (их Бог так одевает Мф. 6:28-30 ); но мы знаем также, что в Афинах Ап. Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов ( Деян. 17:16 ). Мы знаем, какой раскол и какую борьбу вызвала в церкви проблема православной иконы (движение иконоборчества) и, зная все это, недоумеваем, как же отнести все это к современной живописи, музыке, скульптуре или танцу? Казалось бы, что есть надежда найти более определенные указания по вопросу о государстве и государственной власти. И что же мы видим? Мы знаем слова Христа, сказанные Им искушавшим Его фарисеям: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф. 22:16-21 , Мк. 12:14-17 ); но видим, что самое различение между кесаревым и Божиим предоставлено нашему собственному крайнему разумению. И вслед за тем, невольно спрашиваем, следует ли разуметь эти слова так, что все кесарево чуждо Божьему и что Божие дело на земле не имеет никакого отношения к государству и политике? Мы знаем, что Христос нигде не осудил меча, – ни государственного, ни воинского; но предрек, что все, взявшие меч, мечом погибнут ( Мф. 26:52 ). Мы помним, что Пилату власть дана была свыше ( Ин. 19:11 ) и знаем, что Апостолы Петр ( 1Петра. 2:13-17 ) и Павел призывали повиноваться светской власти по совести, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены ( Рим. 13:1-7 ); но мы видим также, что слова сии толкуются различно и что бывали и есть духовные лица, готовые признать любого захватчика власти, – и разбойного, и безбожного, и сатанинского – посланным или назначенным от Бога. И невольно спрашиваем, каким же мерилом нам руководиться, созидая христианскую культуру в современном государстве? Что находим мы в Св. Писании о собственности? Мы помним призыв Христа «не собирайте себе сокровищ на земле, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:19-21 ); и «не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.

http://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kul...

Инженерный подвиг Езекии по строительству тоннеля заслуживает лишь беглой ссылки в 4Цар.20:20 , в то время как на современный мир это сооружение с техникой его создания производит неизгладимое впечатление, а современные ученые продолжают спорить о том, как в те времена удалось воплотить столь успешный проект. 456 В отличие от современной науки, которую интересуют такого рода исторические факты, 3 и 4 книги Царств, вместе с остальными книгами Библии, в первую очередь говорят о религии. Тема храма и его строительства преобладает в первых главах 3 книги Царств. Затем главным делом становится оценка царей, в зависимости от того, поклонялись ли они на запрещенных Библией высотах или нет. После раскола монархии, северные цари постоянно сравниваются с Иеровоамом, сыном Навата, который служит мерилом зла, уводящим Израиль прочь от Яхве. Редкие цари Иудеи обращаются к Господу, проявляя веру, но эти случаи слишком изменчивы, чтобы серьезно повлиять на жизнь всей страны. Даже правление Езекии и Иосии – единственных царей, которые пытались очистить страну от высот поклонения и заставить людей приносить жертвы только в храме – оказываются недостаточными для того, чтобы предотвратить грядущее разрушение. Библейское повествование – это история, но история, которая придает особое значение духовным и пророческим вопросам. 457 Богословские темы Из приведенных выше рассуждений о жанре явствует, что 3 и 4 книги Царств несут сильную богословскую нагрузку. Первые главы 3 книги Царств выделяют тему строительства храма и Божье принятие этого сооружения, как места, которое Он Сам избрал и где отныне будет обитать Его имя (ср. Втор.12:114 ; 3Цар.8:1013,29, 9:3 ). Благодаря этому любые жертвы, приносимые на высотах по всей стране, стали незаконными. Однако, после пленения, Израиль оказался оторванным от законного места поклонения. И потому 3 и 4 книги Царств – это теодицея (или богооправдание), адресованная, прежде всего, к людям, живущим в плену, цель которой объяснить, почему Яхве позволил разрушить храм и увести свой народ в плен. Перечисленные выше проклятия обозначены пророчески еще в начале, после того, как Соломон посвящает храм и Яхве является ему с предупреждением. Если Израиль не станет следовать за Богом, то «...Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: «За что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» ( 3Цар.9:78 ). Верность Бога с иронией продемонстрирована в исполненном обещании: Бог действительно позволил пленить свой народ за непослушание (ср. 4Цар.21:1415, 24:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Итак, апостол Петр пребывает в двусмысленной ситуации, которую он сам и создал своей поспешностью. Всегда, когда мы не вопрошаем Бога и дерзаем сами предполагать за Создателя, как поступить в той или иной ситуации, всегда, когда мерилом нашего поступка является не Закон Божий, а наше «да» или наше «нет», – это ставит нас в довольно сложное положение. К тому же мы становимся и заложниками собственного слова. Сказано: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:37 ). Некоторые священнослужители, особенно на американском Западе, в наше время сидят у нефтяных и газовых труб и вылавливают жирных карасей-бизнесменов, готовых поделиться с ними своими «статирами» (долларами или евро). Но те крепко сжимают свои деньги в своих ртах; и немало потребуется усилий, чтобы, перепачкавшись и провоняв рыбой, выдрать что-то из их глоток. Впрочем, всякий раз, когда апостол Петр, призванный ловить человеков, возвращался к обычной рыбной ловле, это означало его сомнение, разочарование и даже кораблекрушение в вере. Последний раз это произойдет, когда после смерти Спасителя на Кресте, в разочаровании и в отчаянии, не дождавшись Воскресения Христова, он воскликнет: «иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего» ( Ин.21:3 ). То есть была предпринята попытка вернуться к прежнему образу жизни. Но можем ли мы, вкусившие, сколь славен Господь, искать для себя чего-то нового? И мы ничего не поймаем, сидя у сточных каналов и клоак спекулятивной экономики современного, захлебывающегося в собственном эгоизме мира, или ища свою дырку в нефтяной или газовой трубе. Но хуже всего получать транш прямо из рук эмиссаров антихриста из-за океана. Братья и сестры! Брать деньги от частных лиц, которые распоряжаются ресурсами Русской Земли, как частной собственностью, – прямо противоречит слову Божию, где сказано: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ( Пс.23:1 ). Все ресурсы планеты, ее природные богатства собственность Бога, переданная во владению человеку, в лице наших прародителей. Сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.1:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, воплощенный Бог , Бог во плоти, Богочеловек Иисус Христос есть Истина всех новозаветных истин; с Ним стоит или падает вся Церковь , все Богочеловеческое домостроительство спасения. Это душа всех новозаветных и церковных деяний, подвигов, добродетелей, событий, это благовестие над всеми благовестиями, а точнее, великое и всеохватывающее благовестие, и оно есть мера всех мер. Им, как самым надежным мерилом, измеряется все и вся в Церкви, в христианстве. Вот суть этой истины: кто не признает воплощенного Бога, Богочеловека Иисуса Христа, тот несть член Церкви, несть христианин, и более того, он – антихрист. Об этом непогрешимом мериле благовествует и святой Апостол и боговидец Иоанн Богослов: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин. 4,1–3 ; 1Ин. 2, 22 ; 1Кор. 12,3 ). Итак, все духи, которые населяют наш земной шар, делятся на 2 вида: на тех, которые от Бога, и на тех, которые от диавола. От Бога суть те, которые признают и исповедуют, что Иисус Христос есть воплощенный Бог Слово, Господь и Спаситель; а от диавола суть те, которые этого не признают. В этом вся диавольская философия: не признать Бога в мире, не признать Его присутствия и влияния на мир, не признать Его воплощения, вочеловечения в мире; твердить и проповедовать: нет Бога ни в мире, ни в человеке, ни в Богочеловеке; бессмысленно верить, что Бог воплотился в человека и может жить как человек; человек весь без Бога, существо, в котором нет ни Бога, ни Божьего, ничего Божественного, бессмертного, вечного; человек полностью преходящ и смертен, по всем признакам он принадлежит к животному миру и почти ничем не отличается от животных, поэтому мол, и живет естественно, как животные, которые ему единственные законные предки и естественные собратия...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Итак, товаром для всемирного Вавилона являются кони (породистые), колесницы (дорогие), тела (органы) и души человеческие. Души человеческие! То есть, для них нет ничего святого. И мы читаем далее с 14 по 17 стих: «И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его. Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, ибо в один час погибло такое богатство!» ( Откр.18:14–17 ). Видите, те, которые как вампиры обогащались за счет страданий других, будут сокрушены гневом Бога. И далее: «И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали» ( Откр.18:17 ). Мы видим, что эта столица Вавилона находится на берегу моря, и все корабли становятся вдали, наблюдают, что там происходит. Откр.18:18 . «И, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!». А какой сейчас самый великий город? Нью-Йорк. Огромный город. Самый богатый город мира. Но это не значит, что всемирный Вавилон – обязательно Нью-Йорк. В свое время это был Рим, в свое время это был тот самый Вавилон, который так и назывался Вавилоном. Ниневия была всемирным Вавилоном, Едом был всемирным Вавилоном. Египет был всемирным Вавилоном. Если наши времена не последние, – не дай Бог, чтобы Москва стала всемирным Вавилоном, это было бы очень печально. Откр.18:19 . «И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!». Откр.18:20 . «Опустел в один час». А далее говорятся радостные слова, это уже слова, обращенные к верующим людям: «Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним» . То есть для верующих это будет духовное веселье. Духовное веселье – это не злорадство. Это, прежде всего, радость за себя, что смог выжить в лукавые, тяжелые времена, но это и радость о том, что справедливость все-таки восторжествовала. Те люди, которые торговали телами, человеческими органами, человеческой непорочностью, целомудрием, которые всех обобрали, получат жестокое, но заслуженное наказание. То есть, это будет торжество справедливости Божьих судов, Божьих законов, Божьих уставов и постановлений. Пророки будут веселиться, потому что изреченное ими исполнилось, апостолы будут веселиться, потому что всё, что они изрекли над Вавилоном, исполнилось, и все увидят, как точно Откровение Библии, которое мы избрали для себя мерилом, относительно которого и оцениваем все происходящее на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

К этим эпизодам можно добавить рассказ Марка и Луки о том, как Иисус взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать ( Мк. 3:13–14 ; Лк. 6:12–13 ). Следует также отметить, что, согласно Иоанну, насыщение пяти тысяч пятью хлебами происходило на горе ( Ин. 6:3 ). Иоанн упоминает о том, как Иисус после посещения храма пошел на гору Елеонскую, а утром опять пришел в храм ( Ин. 8:1–2 ). Из слов Луки мы узнаём, что восхождение на эту гору было у Иисуса в обычае: Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою ( Лк. 21:37 ). Лука – единственный из евангелистов, кто уточняет, что после Тайной Вечери Иисус пошел на гору Елеонскую по обыкновению ( Лк. 22:39 ). Для странствующего проповедника, каким был Иисус, восхождение на горы, казалось бы, не было обязательным. Все основные дороги пролегали по равнинам, и при желании можно было легко избежать гор, общаясь с людьми в городах и селах. Между тем мы видим, как Иисус вновь и вновь восходит то на одну, то на другую гору. Иногда Он поднимается один – чтобы остаться наедине с Отцом. Иногда берет с Собой учеников. А иной раз целые толпы народа поднимаются вслед за Ним – в надежде услышать Его слово или получить исцеление. Образ Иисуса, восходящего на гору, чтобы преподать наставление ученикам, а через них народу, напоминает о Моисее, восходящем на гору, чтобы получить от Бога наставление и передать его людям. Однако между двумя образами есть существенная разница. Моисей поднимается один, и народу строжайшим образом запрещено приближаться к горе; Иисус берет с Собой на гору тех, кому Он намеревается преподать новое учение, восполняющее Моисеево законодательство и призванное отныне служить нравственным мерилом для Его последователей. Моисей восходит на гору для встречи с Богом; Иисус Сам является Богом, Который приглашает людей на гору для встречи с Собой. Моисей поднимается на гору несколько раз и каждый раз, спускаясь, пересказывает народу то, что услышал от Бога; Иисус вместе с народом поднимается на гору один раз и говорит людям то, что они должны услышать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как бы было тогда, когда бы мы не обладали ничем, но были убогими, скорбящими, в мучениях? Когда бы единственным благом, которым мы бы обладали был Христос?» Пример нашего Господа Жизнь и наставления Сына Божия должны быть для каждого христианина абсолютным мерилом. Мы обязаны поступать так, как Он поступал ( 1Иоан.2:6 ). Наш Господь был рожден в нищете. Его родители были бедными людьми, что явствует из принесенной им жертвы ( Лук.2:24 ). И когда, позже, Он ходил со своими учениками, то у Него не было никаких запасов, так что Он должен был обратиться за помощью к рыбе, чтобы оплатить подать на храм за Себя и за Петра (Мат.17:24–28). Когда один молодой человек в восторженном порыве выразил желание следовать за Иисусом, Господь сказал ему: «Лисицы имеют норы, а птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лук.9:58 ). Вечерами, когда «разошлись все по домам», Иисус шел «на гору Елеонскую» ( Иоан.7:55; 8:1 ), где Он ночевал ( Лук.21:37 ). Он не имел приюта на этой земле. Перед распятием у Него отняли последнее из его материального имущества – одежду. Вот так и умер наш высокий идеал в страшной нищете, испытывая жесточайшую боль. По ветхозаветным меркам, кажется, что Его жизнь, с благоговением будь сказано, не была благословенной Богом. Это ясно объясняет нам, что мы, по крайней мере, не можем иметь никаких притязаний на земные блага, благосостояние, здоровье и т.п. Но когда Бог многим из нас все же позволяет обладать большим, чем нужно нам для жизни, то это благо незаслуженное. Его же слова о богатстве и благосостоянии однозначны и недвусмысленны: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мат.6:19–21). «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает; ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» ( Лук.12:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

Как мы видим, истолкования по данному вопросу различны. Но мы видим апостола Петра, который пребывает в двусмысленной ситуации, которую он сам и создал своей поспешностью. Всегда, когда мы не вопрошаем Бога и дерзаем сами предполагать за Создателя, как поступить в той или иной ситуации; всегда, когда мерилом нашего поступка является не Закон Божий, а наше «да» или наше «нет», это ставит нас в довольно сложное положение. К тому же мы становимся и заложниками собственного слова. Сказано: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:37 ). Некоторые священнослужители, особенно на американском западе, в наше время сидят у нефтяных и газовых труб и вылавливают жирных бизнесменов, готовых поделиться с ними своими «сатирами» (долларами или евро). Но те крепко сжимают свои деньги в своих ртах; и немало потребуется усилий, чтобы, перепачкавшись и провоняв рыбой, выдрать что-то из их глоток. Впрочем, всякий раз, когда ап. Петр, призванный ловить человеков, возвращался к обычной рыбной ловле, это означало его сомнение, разочарование и даже кораблекрушение вере. Последней раз это произойдет, когда после смерти Спасителя на Кресте, в разочаровании и отчаянии, не дождавшись Воскресения Христова, он воскликнет: «…иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего» ( Ин.21:3 ). Т. е. была предпринята попытка вернуться к прежнему образу жизни. Но можем ли мы, вкусившие сколь Славен Господь, искать для себя чего-то нового. …И мы ничего не поймаем сидя у сточных каналов и клоак спекулятивной экономики современного, захлебывающегося в собственном эгоизме мира; или ища свою дырку в нефтяной или газовой трубе; а хуже всего получать транш прямо из рук эмиссаров антихриста из-за океана. Братья и сестры! Брать деньги от частных лиц, – которые распоряжаются ресурсами Русской Земли как частной собственностью, – прямо противоречит Слову Божью, где сказано: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ( Пс.23:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Какие средства помогут нам на этом пути? Прежде всего молитвенный подвиг, покаяние, доброделание и приобщение Св. Христовых Тайн. Если мы, возлюбленные братья и сестры, уразумеем эту истину и по мере сил своих будем стараться очищать свои души здесь, на земле, то, несомненно, заложим основу для славного и окончательного преображения нашего во время второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. К этому преображению, к этой славе призвал нас всех Господь. Отзовемся же всем своим сердцем на этот зов, отречемся от греха и воспримем все доброе, все святое, чтобы сподобиться вечной жизни со всеми угодившими Богу и прославить великое имя Святой Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки. Аминь. Тайна животворящего древа (На Воздвижение) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Для того, возлюбленные братья и сестры, чтобы познать великую тайну Честнаго и Животворящего Креста, нам необходимо мысленно перенестись в то время, когда первозданные люди Адам и Ева находились в раю и еще не вкусили запретного плода. Итак, пред нашим внутренним взором стоит древо познания добра и зла. Не само по себе имело это древо свойство познания, но лишь по тому повелению, которое высказал Господь при сотворении человека: «От всякого древа ты будешь вкушать, а от древа познания добра и зла не имеешь права вкусить. И в тот день, когда ты вкусишь от плода сего древа, ты смертию умрешь». Таким образом, древо познания добра и зла явилось как бы мерилом верности человека своему Творцу и Создателю. Достаточно было проявить любовь и полное послушание Господу своему, как человек сделался бы бессмертным. Но произошло нечто ужасное: соблазненный диаволом, человек не сумел выполнить одну-единственную данную ему Богом заповедь. Ева, наслаждаясь прохладою райскою, остановилась у древа познания добра и зла, рассматривая его прекрасные плоды. А в это время враг Божий, падший ангел, в образе змия начал внушать ей совершенно неподобные для святости человеческой мысли. Он вопросил: действительно ли Господь запретил вкушать плоды от райских деревьев? Ева, не уразумев коварства дьявольского, ответила: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не вкушайте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Тогда лукавый искуситель сказал: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, вы будете, как боги, знающие добро и зло». И это дьявольское внушение, опасное для жизни, показалось для первозданного человека весьма приятным. Ему захотелось действительно сравняться с Богом, стать независимым от Творца своего. Потянулись руки Евы к запретному плоду и сорвали его. Вкусила Ева и — нарушила заповедь Божию. И не только сама нарушила, но и соблазнила своего мужа Адама.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010