221. Мозаическая фигура Божией Матери из группы «Рождества Христова» в оратории папы Иоанна VII 222. Мозаика бывшего оратория папы Иоанна VII в церкви Св. Марии in Cosmedin в Риме Стены оратория были покрыты (см. рис. 218) мелкими мозаическими изображениями, разделявшимися на группы: жития апостолов Петра и Павла, и сюжеты евангельские – Благовещение, Рождество Христово (рис. 221), Поклонение волхвов, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие и Воскресение. Из этих мозаик уцелел фрагмент «Поклонения волхвов» в ризнице церкви S. M. in Cosmedin в Риме, любопытный для нас и по юному лику Божией Матери и по цветам одежд: на Божией Матери (рис. 222) пурпурный хитон и синий мафорий, с золотыми крестиками на груди, плечах и челе, а на Младенце одежды золотой ткани (ср. Кипрские мозаики). Самая церковь S. M. in Cosmedin (как сказано выше – по греческому термину в «Космидионе»: так звался загородный монастырь Космы и Дамиана в Константинополе и церкви в Равенне и Неаполе) была основана еще в VI веке, была диаконией и звалась S. Maria in schola graeca, почему и берег Тибра, текущего близ ее, долго звался ripa greca. Она была восстановлена и украшена росписью при папе Адриане (772–795), но впоследствии не раз была переписана и представляет ряд древностей, раскрытых уже раскопками или сохранившихся кусками. Мозаическая картина (рис. 222) из четырех фигур составляет только кусок большой сцены «Поклонения волхвов»: от переднего волхва сохранилась еще рука, подающая коробку с ладаном. Часть изображенной здесь темы представляет Богоматерь, сидящую на большом и богато украшенном кресле (уже не тростниковом) и держащую перед собой на коленях Младенца, склонившегося к дарам волхвов и протянувшего правую руку. Слева от этой группы и слегка отступая в сторону, стоит архангел, с длинным жезлом или мерилом в левой руке; правую руку, в знак умиления, он прикладывает к груди. Наверху видна крупная звезда с сияющими от нее лучами. Сзади кресла Богоматери стоит Иосиф. Самое замечательное в этом отрывке представляется юным возрастом Богоматери, имеющей здесь почти девический облик, несмотря на облачение замужней женщины – мафорий, чепец и рукавный хитон с наручами. Такой девический облик лица и всей фигуры Марии составляет, очевидно, копию с неизвестного нам древнего оригинала – по всей вероятности, также мозаического или, по крайней мере, живописного, относившегося еще к VII столетию. Богоматерь облачена в лиловый пурпурный, почти светло-шоколадный, хитон и синий мафорий, а Христос – в золотые одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

5. Человеческая природа Христа Мерилом всякого учения, считающегося христианским, является отношение его к Самому Господу Иисусу. Это касается и рассматриваемой нами темы. От решения вопроса, «какая была человеческая природа Христа», с неизбежностью мы приходим и к определению нашей собственной природы. (Конечно, при условии, что мы признаем Господа Иисуса единосущным нам по человечеству, но рассматриваемые нами еретики этого не отрицают, по крайней мере в том, что касается Его жизни до Воскресения.) Но для того, чтобы не запутаться в неточных формулировках, рассмотрим сперва вопрос: «была ли вообще у Христа человеческая душа?» 5.1. Понимание сектантами тайны Воплощения Бога Слова Но для начала мы должны коснуться того, как понимают само воплощение рассматриваемые сектанты. Если Церковь верит, что Пресвятая Дева родила Христа не по Божеству, а по человечеству, которое, однако, с мгновения Его воплощения стало неизменно, неслиянно, нераздельно, неразлучно по Ипостаси соединено в Нем с Его Божеством, было обожено Им, то «для «Свидетелей Иеговы» «…рождение Христа не было воплощением… Он освободился от всего небесного и духовного. А всемогущий дух Бога перенес жизнь Его Сына с небес во чрево еврейской девы из рода Давидова… В результате этого чуда родился человек Иисус… Он не был небесным гибридом, человеком и в то же время духовной личностью, он был плотяным…» Получается, что Свидетели Иеговы отвергают само учение о Воплощении Бога Слова, которое превращается в учение о некоей метаморфозе, превратившей ангела в плоть. Таким образом, Свидетели Иеговы и здесь придерживаются обычных для себя «единоприроднических» воззрений. Что, впрочем, парадоксальным образом соединено в их учении с непониманием самого понятия «природы» как некоего неизменяемого в своих сущностных характеристиках целого. В представлениях иеговистов личность может свободно менять свою природу, при этом оставаясь сама собой. Как это возможно при отвержении существования ее духовного субстрата — совершенно непонятно. Вообще не понятно, чем обеспечивается самотождественность личности. Особенно это ясно при рассмотрении иеговистской христологии. По их мнению «жизнь Иисуса можно разделить на три периода» . Христос сначала был сотворенным Логосом, архангелом Михаилом, затем Он стал «не больше и не меньше как совершенным человеком» , а после своего Воскресения Он «навсегда отказался от человеческой жизни. Он был воскрешен на небе и стал духом, дарующим жизнь» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В Нижнем Новгороде почтили память святого основателя города 18 февраля 2021 г. 13:07 17 февраля 2021 года в Нижнем Новгороде почтили память основателя города — святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. В соответствии с уставом города, 17 февраля объявлено днем особого почитания этого святого князя. Дата приурочена ко дню его канонизации Русской Православной Церковью. В нижегородском кремле состоялась церемония возложения цветов к установленному рядом с Михаило-Архангельским собором памятнику князю Георгию Всеволодовичу и святителю Симону Суздальскому. В мероприятии приняли участие  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , викарии  Нижегородской епархии   епископ Балахнинский Илия  и  епископ Дальнеконстантиновский Филарет , председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин, заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Гнеушев, главный федеральный инспектор по Нижегородской области Александр Мурзин, глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, председатель городской Думы Нижнего Новгорода Олег Лавричев. На церемонии присутствовали учащиеся Нижегородского речного училища имени И.П. Кулибина. Обращаясь к участникам мероприятия, владыка Георгий отметил: «Наши предки — святой благоверный князь Георгий и епископ Симон — заложили здесь святой град. Они жили в непростое время, но имели внутреннюю силу к развитию. У них не было ни уныния, ни безразличия. У них был дух воинов-победителей. И нам сегодня нужно найти силы, чтобы собраться и благоустроить свою страну. Пусть образ святого благоверного князя Георгия Всеволодовича будет для нас мерилом трудов и забот. Не станем унывать, а будем иметь оптимизм, будем трудиться с усердием во славу Божию, народа Господня и нашего Отечества. Будем помнить, что всему закваской является вера Христова. Пускай и сегодня не оскудевает вера в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Бога и Спасителя. И мы восклицаем: " Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение! Святой град Нижний Новгород, храни веру православную, в ней же тебе крепость, утверждение, жизнь и спасение! " »

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

1332 За исключением некоторых лиц, высказывавших сомнения в авторстве или авторитете «Ареопагитского корпуса» (см., например, Hausherr 1936). 1334 Стоит ли напоминать, что мы до сих пор не имеем качественного комментированного перевода Ареопагитского корпуса на русский язык, с указанием всех параллелей с Проклом и подробным анализом сходства и отличия – формального, содержательного, структурного и языкового – учения Корпуса и неоплатонизма. 1337 Для сравнения приведем в пример св. Иосифа Афонского, являющегося для нас «мерилом» чистоты и православности аскетического опыта. Иконы играли в молитвенной жизни прп. Иосифа исключительную роль. Он специально устроил иконостас, перед которым молился с особым благоговением и где ему явилась Богоматерь с Младенцем. В одном из видений, бывших о. Иосифу, архангел поставил святого старца-исихаста в храме перед иконой Богоматери, Которая явилась ему в сиянии во весь рост (Иосиф 1998, 159–160). 1338 С этим мнением, однако, не согласились спонсоры первого издания нашего перевода, а проделывать всю работу заново при переиздании уже не было возможности. 1339 Как мы потом выяснили, к аналогичному выводу пришел E. Klostermann в 1944 году. По его мнению, при издании типа I можно было бы включить варианты типа II в аппарат, но это слишком перегрузило бы его, а потому ученый считал желательным издать параллельно оба типа, и к его доводам «не остался глухим» в апреле 1942 г. Lietzmann. К большому сожалению, впоследствии сам Е. Клостерманн (по изложению у Berthold 1973 I, XLIX-L) и другие немецкие издатели отказались от этой идеи, хотя примеры, приведенные на с. 17–23 указанной статьи Е. Клостерманна, чрезвычайно красноречивы. Тем не менее такое параллельное издание разных вариантов имеет большую научную ценность, и не случайно В. Штротманну при издании специальных критических дополнений к CM (Strothmann 1981с) пришлось в особо трудном случае поместить все-таки на развороте несколько версий параллельно. 1340 Критическое издание творений Ефрема, известных в составе Макариевского корпуса, выполненное В. Штротманном, стало нам доступно уже после завершения работы над соответствующими словами Макария, так что нам пришлось заново сверять и уточнять аппарат, составленный на основании русского перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

3). Можно лишь отметить, что по типологическим признакам следовало бы предполагать выполнение скорее всего на рубеже XII–XIII веков. Сохранилось, однако, произведение металлопластики более позднего времени, являющееся репликой модели галицкого произведения: это известный крест преп. Авраамия Ростовского, ныне принадлежащий Государственному музею-заповеднику «Ростовский кремль», куда он поступил из Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря 172 . Рис. 3 Крест шестиконечный, с рельефными изображениями с лицевой стороны (рис. 4). Кроме крупной массивной фигуры распятого Христа на выделенном рельефом крестном древе с табличкой вверху, помеченной крестиком, на всех концах, кроме нижнего, расположены медальоны с погрудными изображениями предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова (рис. 5), двух архангелов и ангела с мерилом в правой руке (рис. 6). Изображение архангела Михаила и Гавриила явно надо понимать как относящиеся к их изображениям в моленной позе, на концах верхней перекладины. Под Распятием вместо обычной для византийских изображений «главы Адама» характерная для романских памятников человеческая маска – олицетворение Земли. Надписи обычные, но в формуле ХС НИКА последнее слово не разделено на два слога 173 . Имена архангелов соответственно имеют форму МИХАИЛЪ и ГАВРИЛЪ нетипичную для Северо-Восточной Руси, но весьма обычную для западных украинских земель. Криптограмма над Распятием не находит соответствий среди учтенных исследователями 174 . Рис. 4 По преданию, описываемый крест получен преп. Авраамием на берегу р. Ишни, в окрестностях Ростова, на том месте, где стоит деревянный храм в честь св. Иоанна Богослова, вручившего этот крест. Данный сюжет только в XVIIbeke становится известным как иконографическая тема 175 . В середине этого столетия впервые изложено в пространной редакции жития преп. Авраамия о прежде хранившейся при его гробе «Трости», увенчанной крестом, которую якобы Иван Грозный «взя на победу и одоление Казанского царства», и лишь со второй половины XVIIcmoлemuя начинают приобретать известность связанные с именем подвижника реалии, в томчисле и упомянутый крест 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

68. Крест выносной в Шемокмеди 24 . Крест (рис. 68) выносной, окован серебром, с древком, на кресте бирюза и хрусталь; по сиону много камней. XVII в. 25 . Евангилие грузинское в окладе чеканного серебра. 26 . евангилие в окладе серебряном чеканном, XVII–XVIII в. 27 . Сборник Гулани первой половины XVIII в., из 1,004 листов, с рисунками. 28 . Сборник «Пчела», принадлежавший Якову Думбадзе. 69. Оборотная сторона складня в Шемокмеди 70. Эмалевая икона внутри того же складня 29 . Эмалевая икона в серебряном складне. В монастырь Шемокмеди, в небольшом серебряном тройном складне (0,29 м выш. и 0,14 м шир.) позднейшего происхождения, украшенном грубой орнаментикой и извнутри на створках сажеными в гнездах камнями и золотыми дробницами с бирюзой и яхонтовыми искрами, хранится уцелевшее от разрушения и хищения драгоценное произведение византийской эмали (рис. 69 и 70). Перед нами створка древнего византийского складня, быть может, даже средняя, устроенная в виде малого иконостаса, в окладе, на обороте прикрытая серебряным золоченым листом, на котором внутри орнаментальной чеканной каймы XI–XII века изображен крест «процветший», с акантовыми лапами внизу и надписью IC XC NI KA; этот задок, видимо, не первоначален, так как скрепляющие оба листа штифты вбиты зачастую, как можно видект на рисунке, на месте надписей и т. п. Иное дело состав иной иконки: он, явно, первоначальный, как видно по кайме в 2 см ширины, усаженной камнями и жемчугом, и покрытой тончайшей финифтью, равно и по бордюру из эмалевых городчатых полосок, образующих крестики в разноцветных мозаических фонах, а в особенности по подбору изображений. В средине два изображения: Сошествие во ад или Воскресение (по обычной надписи), с Христом, изводящим из ада Адама и Еву; в стороне Давид и Соломон, поднявшиеся в гробах, и Благовещение: Богородица, встав с престола, и держа в левой руке ткацкие инструменты, прижимает правую руку к груди с выраженением удивления, архангел движется к ней быстро, благословляя, с мерилом в левой руке. Обе сцены «благовествования » связаны между собой параллелизмом Евы и Девы Марии. Поверх этих как бы местных икон имеем три пластинки с погрудными изображениями Христа среди апостолов Петра и Павла; внизу три изображения св. великомученика Пантелеймона между св. Косьмою и Дамианом. И так имеем здесь в минитюре «моленную» икону или своего рода δηστς – маленький иконостас, в том роде, как в древней Руси так называемые «походные иконостасы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Мерилом всякого учения, считающегося христианским, является отношение его к Самому Господу Иисусу. Это касается и рассматриваемой нами темы. От решения вопроса, “какая была человеческая природа Христа”, с неизбежностью мы приходим и к определению нашей собственной природы. (Конечно, при условии, что мы признаем Господа Иисуса единосущным нам по человечеству, но рассматриваемые нами еретики этого не отрицают, по крайней мере в том, что касается Его жизни до Воскресения.) Но для того, чтобы не запутаться в неточных формулировках, рассмотрим сперва вопрос: “была ли вообще у Христа человеческая душа?” 5.1. Понимание сектантами тайны Воплощения Бога Слова Но для начала мы должны коснуться того, как понимают само воплощение рассматриваемые сектанты. Если Церковь верит, что Пресвятая Дева родила Христа не по Божеству, а по человечеству, которое, однако, с мгновения Его воплощения стало неизменно, неслиянно, нераздельно, неразлучно по Ипостаси соединено в Нем с Его Божеством, было обожено Им, то «для «Свидетелей Иеговы» «...рождение Христа не было воплощением... Он освободился от всего небесного и духовного. А всемогущий дух Бога перенес жизнь Его Сына с небес во чрево еврейской девы из рода Давидова… В результате этого чуда родился человек Иисус... Он не был небесным гибридом, человеком и в то же время духовной личностью, он был плотяным...» 140 Получается, что Свидетели Иеговы отвергают само учение о Воплощении Бога Слова, которое превращается в учение о некоей метаморфозе, превратившей ангела в плоть. Таким образом, Свидетели Иеговы и здесь придерживаются обычных для себя «единоприроднических» воззрений. Что, впрочем, парадоксальным образом соединено в их учении с непониманием самого понятия «природы» как некоего неизменяемого в своих сущностных характеристиках целого. В представлениях иеговистов личность может свободно менять свою природу, при этом оставаясь сама собой. Как это возможно при отвержении существования ее духовного субстрата – совершенно непонятно. Вообще не понятно, чем обеспечивается самотождественность личности. Особенно это ясно при рассмотрении иеговистской христологии. По их мнению «жизнь Иисуса можно разделить на три периода» 141 . Христос сначала был сотворенным Логосом, архангелом Михаилом, затем Он стал «не больше и не меньше как совершенным человеком» 142 , а после своего Воскресения Он «навсегда отказался от человеческой жизни. Он был воскрешен на небе и стал духом, дарующим жизнь» 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Младенец резко обернулся налево к кому-то, кто с левой стороны к Нему подходит; Он представлен почти отроком десятилетним. Письмо иконы правильное и смелое, но не особенно «плавкое». Но главный интерес иконе придает на этот раз ее оклад, орнаментированный в известном пошибе византийского стиля, с примесью восточных форм, которая вообще отличает собою орнаментацию Балканского полуострова. Здесь наблюдается некоторый варварский характер, как в рисунке выпуклых щитков, так особенно в чеканных изображениях человеческих фигур, и, наконец, и в самых декоративных темах. Так, например, на нимбе Б. М. в кружках изображены три эмблемы евангелистов: Матфей представляется архангелом, с мерилом в руках; Иоанн – крылатым орлом, а Марк – двуглавым орлом, держащим две скрижали, или две таблетки. В нимбе Младенца надпись имени Иисуса Христа выполнена в арабском шрифте, что указывает на XIV век и наводнение Балканских земель исламом. По каймам оклада изображены князь и епископ, а при них, исполненные чернью, вырезаны монограммы. Монограммы дают имя Николая-епископа. Епископ этого имени считается в ряду охридских архиепископов тринадцатым по-принятому счету и был управителем епархии при Стефане Душане, а в то же время последним архиепископом Охриды. Как мы уже говорили, по указанию академика Е. Е. Голубинского 60 , в середине XIV столетия охридская архиепископия была под властью сербов, хотя удержала греческий характер. Весьма возможно, что недостающие монограммы намеренно выцарапаны болгарами, прочитавшими в них имя сербского краля, быть может, именно Стефана Душана. Изображенный с левой стороны на окладе князь, в коротком кафтане и мантии и полукруглой княжеской шапочке, украшенной камнями, держит здесь развернутую грамоту или свиток, а одну руку поднял в знак объявления своей воли или дара 61 . Рис. 73. Икона Б. М. в ц. Св. Климента в Охриде, сербского происхождения, средины XIV века. Рис. 74. Чирская икона Б. М. в Псковском соборе. Из русских икон на указанную тему мы могли бы привести несколько чудотворных и древних икон, но так как композиция их, известная нам только по прорисям или же даже по дурным рисункам, переданным в гравюрах, остается все же гадательной, мы предпочитаем выбрать хотя плохой снимок (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

10). Автор относит одни и те же сведения к разным иконам. В гл. 94 в качестве источника информации указывается сб. «Небо новое» и пересказывается описанное там «чудо с арапом» с тем изменением, что изображение Божией Матери характеризуется как произведение монументальной живописи, расположенное не на воротах, а на одной из стен: «...на стене церковной был образ Богородицын написан». В сб. «Солнце Пресветлое» сюжет об иконе, раненной арабом, дополнен новыми сведениями - о том, что она явилась на Кипре 2 июня 392 г. (МГУ НБ. 293. Л. 112 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 123). По другим источникам об этом событии ничего не известно. Более того, возглавлявший в то время Кипрскую Православную Церковь свт. Епифаний Кипрский известен выступлениями против иконопочитания. В обоих сборниках сохранилась вклеенная гравюра Тепчегорского с изображением Пресв. Богородицы с Младенцем на престоле и 2 предстоящих архангелов - композиция, описанная в сказании. Богоматерь сидит на низком престоле, без спинки, Младенец стоит на Ее коленях и держится рукой за край мафория; глава Божией Матери увенчана короной, архангелы с зерцалом и мерилом в руках предстоят престолу (МГУ НБ. 293. Л. 112 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 123 об.). В гл. 23 сообщается о К. и., которая явилась 12 мая 393 г., во время архиерейства свт. Епифания Кипрского (хронологическая близость позволяет предположить, что речь идет о вышеупомянутой одноименной иконе), и о том, что от нее происходили мн. чудеса; далее автор приводит сведения о др. кипрских святынях и о 24 (вместо 14) епископах (МГУ НБ. 293. Л. 45 об.- 46; ГИМ. Муз. 42. Л. 37 об.). Н. А. Кобяк отметила, что празднование этой иконе приурочено ко дню памяти свт. Епифания Кипрского. На сопровождающей сказание гравюре в сборнике Моховикова (МГУ НБ. 293. Л. 45 об.; в сборнике из ГИМ сохр. следы вклейки,- вероятно, гравюра перенесена к л. 59; еще один отпечаток гравюры представлен на неразрезанном листе с 12 иконами Божией Матери - ОГ ГМИИ. Собр. Д. А. Ровинского. 30933) помещен другой Богородичный образ, происходящий с Кипра,- Киккская икона Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/1684772.html

Примем условно, что икона эта находилась в первом южном угловом квадрате, и увидим, что Антоний описывает по порядку: «Оттоле на этой же стране церкви есть святого Апостола Петра... Тут же висят Петровых вериг железо вковано в зол