Ключевые слова: милосердие, Богопознание, святость, библейская агиология, Закон Моисеев, Ветхий Завет, библеистика. Цитирование. Юров М. А., свящ. Ветхозаветная концепция святости: милосердие как путь освящения человека в Ветхом Завете//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. 4 (32). С. 000–000. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10400 Сведения об авторе. Юров Михаил Александрович, священник — бакалавр теологии, аспирант 3 курса Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заместитель руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Архангельской епархии (Россия, г. Архангельск). E-mail: yurovmid@mail.ru Введение Святость (др.-евр. qodeš, др.-греч. αγιοσνη) — одно из важнейших фундаментальных понятий библейского богословия. В текстах Писания, в той или иной форме, оно встречается более 800 раз. Такое пристальное внимание к нему со стороны священных авторов неслучайно, ведь, согласно Божественному замыслу о творении, каждый человек, приходящий в мир, призван стремиться к высокому идеалу святости (Лев 19. 2; Ин 1. 9; 1 Пет 1. 15–16). Достижение состояния освящения и обожения (греч. θεωσις) в православной традиции составляет конечную цель всей земной жизни христианина . Важно понимать, что реальность обожения открывается перед людьми только в новозаветной перспективе в силу чуда Боговоплощения, совершившегося благодаря подготовке к нему человечества Ветхим Заветом. В ветхозаветные же времена людям был указан путь предуготовительного освящения , подводящий верующих к полноте совершенства евангельской святости (Мф 5. 17; Гал 3. 24) . При этом приходится констатировать, что эта внутренняя связь обоих Заветов как двух половин единого целого (Божественного Откровения; 2 Тим 3. 16) в сознании христиан нередко оказывается в тени совершенно иного подхода, в рамках которого между ними проводится весьма серьезный, глубокий и даже непроницаемый водораздел . Здесь уже Новый Завет предстает перед нами единственным по-настоящему значимым и актуальным мерилом нравственности и источником вдохновения для духовной жизни чад Церкви. Ветхий же Завет в такой перспективе видится утратившим свою практическую ценность собранием довольно архаичных, хотя и любопытных с исторической точки зрения еврейских текстов.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/vethoz...

– Горний Иерусалим. – Престол Господень с мерилом праведным. – Ангел трубит в трубу над гробами умерших. – Праведники и грешники проходят реку огненную. – Вострубил Михаил Архангел, и земля и море в виде символических женщин отдают мертвецов. Слич. в моих Историч. Очерках, II, стр. 137–138. – Народы, сошедшиеся на Страшное судище, рисованы на 14-м листе, разделенном на четвероугольнике в четыре ряда, по три в ряд. Всего 12. В каждом четвероугольнике особый народ, писан в виде толпы. Первый ряд: Русь. – Жиды, с подписью: «Св. Моисей пророк взя Пилата и указаше ему Христа, крест и копие» Слич. в историч. Очерках, II, стр. 141–142. Ляхи. Второй ряд: Литва. – Крымляна, с бритыми лбами. – Турки, с обритыми бородами и без усов. Третий ряд: Елины, в немецких коротких кафтанах, с разрезами на полах, в голландских пышных борках, в шляпах с полями, в штанах и в башмаках с чулками по колено. – Агаряне. – Колмыки, с усами. Четвертый ряд: Лопляня. – Жмойденя. – Кезелбашене. В подлинниках приводятся на Страшный суд следующие десять народов: 1) Жиды, 2) Литва, 3) Арапы синие, 4) Индияне, 5) Измаильтяне, Песьи Главы, 6) Турки, 7) Срацины, 8) Немцы, 9) Ляхи, 10) Русь. См. истор. Очерки, II, стр. 134. Это, как кажется, древнейшая редакция. Ее подновляет Новгородский Софийский сборник присовокуплением народов, с которыми входила Русь в сношение в течение своей исторической жизни. Это народы: Крымляна, Колмыки, Лопляня, Жмойденя, Кезелбашене; что же касается до Еллин, то судя по костюмам, надобно полагать, что ими заменены Немцы, то есть, вообще нехристь, бусурманы; потому что все языческое и иноверное наши предки называли то немецким и бусурманским, то еллинским. За листом с изображением народов следует: – Ангел ведет праведных в рай. – Ангел напущает на грушников бурю, то есть ветер с громом и молнией. Ветер изображен, согласно преданиям древнехристианского искусства, в виде мальчика, с сиянием вокруг головы, дующего в трубу. Этого символического мальчика держит на руках ангел. Слич. в Историч. Очерках, II, стр. 205. Точно так же изображаются ветры в виде мальчиков, несомых ангелами, в лицевых апокалипсисах, XVI–XVIIIbeka.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В данном случае достаточно всмотреться в шраффировку золотом волосы на оригинале, в манеру наложения теней и бликов, моделировку (лепку) тела, чтобы увидать в снимке характер оригинала, почти вовсе не переданный литографию. 2. Образок Спаса Эммануила за 3323, 0,13 м. шир. и 0,14 м. выш. с надписью имени „Эммануил» (таб. 2) и в самом позднейшем типе обычных его изображений. Образок относится к 17–18 столетию и представляет ремесленную работу, неизвестного нам со стороны местности, греческого мастерства. Снимок неверно передает многие детали изображения: лоб слишком высок, над переносицей не достает обычной складки, нижние веки не отмечены резкой чертой, как в оригинале, и проч. 3. Икона Архангела Михаила , (таб. 3) вышин. 5 в. и шириною 4 1 / 2 , вершка с красным мерилом в правой руке и круглым медальоном – с изображением Спаса Эммануила – в левой, представляет обычное сокращение того иконографического сюжета, который именуется „Собором Архистратига Михаила» и представляет этого архангела стоящим среди ангелов и несущим, или поддерживающих круглый образ Младенца Спасителя. „Собором Архистратига Михаила», иначе „Собором ангельским» или „бесплотных сил» именуется то соединение, собрание и согласие ангелов, когда они „единокупно и единогласно прославили пресвятую Троицу, единосущную и неразделимую, единого Бога». Архангел Михаил во время „пагубного в гордость возношения сатаны и отступления от Бога и ниспадения в бездну, собрав чины ангельские и воинства, и „стоя яко на первом месте» воззвах к ним: „вонмем, станем добре пред сотворшим ны», и прославили чины ангельские Троицу, торжественною песню: „свят, свят, свят Господь» и пр. Иконографическое, воспроизводение этой темы столь естественно связано с самою идеею „моленной» иконы и, следовательно, иконописи на досках, что мы должны были бы, к силу общих соображений, отнести появление этой иконографической композиции ко времени близкому иконоборческой эпохе. Но мы, в дополнение к общей мотивировке, знаем появление этой темы в миниатюрах Лицевых рукописей 9–12 столетий, равно многочисленные изображения Архангела Михаила на византийских монетах, печатях, резных работах всякого рода, в связи с особым почитанием Архистратига в Византии и установившеюся в этот период иконографиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Икона Архангела Михаила (Русский музей). Архангел изображен по грудь в большом Деисусе с тонким мерилом в руке. Икона отличается замечательным рисунком самого овала лица Архангела. Овал этот итальянского происхождения, не греческий, и большие глаза его представляются уже слегка суженными; лицо чисто женское, и густые красновато-каштановые волосы падают пышными локонами по тонкой шее Архангела. В иконе осталось от византийского образца только облачение Архангела в темно-зеленую нижнюю одежду с коричнево-пурпурным оплечьем и красную мантию. Черные крылья Архангела покрыты золотыми оживками, а золоченый нимб сделан выпуклым, что также указывает на греческий или югославянский, балканский оригинал. Архангел Михаил. Икона. После 1216 г. 154х90 см. ГТГ Выдающимся произведением древнейшей русско-византийской иконописи является икона Николая Чудотворца, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве, на левом заднем столпе собора, бывшая ранее местной. Видимый под глухой металлической ризой лик Святителя темного охренья и, помимо того, крайне потемнел от многих переписок и олифленья, но даже по рисунку выдает свою древность, продолговатый овал, три легкие пряди волос над челом, завивающиеся космочки малой бороды, – словом, все особенности типа Святителя в древнейших мозаиках Византии. По кладу иконы идут погрудные изображения: свв. Космы и Дамиана, Бориса и Глеба, Флора и Лавра, Анастасии и Параскевы и двух преподобных. Икона не позже конца XIII или начала XIV в.; она явно еще русско-византийской работы и не имеет никаких признаков новгородского письма, а, напротив того, написана в чисто греческой манере и, очевидно, является ранним списком греческой иконы на Руси. Однако, в отличие от собственно византийских икон раннего времени, например, Петра и Павла в Софии Новгородской и др., она писана в начальной манере греческих икон XIV–XV вв.: таковы ее красный бакан и темно-зеленый тон одежд с черными контурами складок, тогда как опись глаз, носа (широкого внизу) и губ еще чисто византийская, и лица святых на окладе напоминают еще по овалам и трактовке лица, волос и теней античные приемы византийской живописи X–XII столетий (см. также цветн. илл. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

По стилистике ему близко изображение на фрагменте иконки-привески, также имеющей арочную форму 812. 2001 год. 2.7×?×0.1. постройка V. рис. 2:4), с парным фронтальным изображением святых. В собрании Русского музея находятся четыре подобных образка со святыми Космой и Дамианом. Совпадают также размеры привесок 507 . И старицкие, и тверские находки датируются XV веком. Большое количество аналогий вещей из Твери и Старицы может указывать на контакты в ремесленной среде или на торговые связи. Трудно сказать, где именно они были сделаны – в Твери, Старице или изготавливались в обоих городах. Нельзя, однако, не обратить внимания на тот факт, что старицкие вещи найдены в погребениях, а тверские – на территории ремесленного квартала бронзо-литейщиков. Возможно, наиболее интересными образцами медного литья из коллекции раскопа 56 являются двусторонний крест из перемешанного слоя 1172. 5,5×3,7×0,3) и крест-энколпион из постройки III 444. 7,4×5,2×1). «Энколпион самой популярной для конца XIV–XV вв. формы четырёхконечный с полуовалами средокрестии и медальонами на концах прямое продолжение распространённой в домонгольское время формы креста-мощевика с прямыми углами средокрестий и четырьмя клеймами-медальонами, который охотно копировали в XIII–XIV вв.» 508 . Именно к такому типу, описанному Д. А. Беленькой, относится мощевик (рис. 3:1) из постройки III, которая, по всей вероятности, бытовала в первой половине XV века. Круглые медальоны заключены и рамки из так называемой «верёвочки». По краю полуовальных средокрестий с четырёх сторон также идёт ободок из «верёвочки», который у каждого из медальонов заканчивается тремя литыми зернинками. Сверху и снизу на створках имеются петли для крепления. Расположение верхних петель со смещением свидетельствует о том, что у креста было подвижное оглавие, которое не сохранилось. Нижняя пара соединена заклёпкой. Все изображения рельефны. В центральной части лицевой створки изображён архангел Сихаил 509 в долматике с лором, перекинутым через левую руку, в которой он держит зерцало. В правой руке архангела – жезл. По бокам и сверху фигуры надпись: СН ХА НЛЪ . В клеймах фронтально изображены святые старцы. По бокам от фигур надписи. Одна из них – в правом клейме СНС ΙΝΗ . На оборотной створке в центре – Распятие, над ним табличка, вероятно, с надписью: ХС. Под левой и правой лопастями Голгофского креста надпись: ЦАРЬ СЛАВЫ . Все изображения в медальонах поясные. В верхнем и нижнем – фронтальные изображения архангелов с мерилом и зерцалом в руках, слева от каждой фигуры видно одно крыло, справа – надписи, к сожалению, неразборчивые (возможно, в верхнем клейме – Михаил, в нижнем – Гавриил). В левом клейме – единственное для иконографии этого памятника профильное изображение – Богородицы. В правом – фронтальная фигура, возможно, Иоанна Богослова в святительских одеждах.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Н. С. принадлежит авторство «Алфавита духовного слагательного» - сборника писем, посланий и предисловий (БАН. Арханг. Древлехран. 527. Л. 182-194; не опубл.; см.: Кукушкина. 1977. С. 118). В монастырском синодике сообщается, что Н. С. «преставися 1721 иулиа в 11 день на архимандричестве 29 лет всех лет 80» (ГААО. 3 (491). Син. Л. 11, 236 об.). Ист.: Грамота патр. Адриана «Об учреждении в Антониево-Сийском монастыре архимандрии и назначении архимандритом иеромонаха Никодима»//АОКМ. Инн. КП 3601; Вкладная книга Антониева Сийского мон-ря//БАН. Арханг. Древлехран. 386. Л. 77 об.- 81 об., 86 об.- 87; Виршевая редакция Жития Антония Сийского//РНБ. СПбДА. A.II. 209; Житие Антония Сийского Исторической редакции//БАН. Арханг. Древлехран. 558, 559; Собр. Н. К. Никольского 220 и РНБ. ОСРК. Q. I.1303; Житие Феодосия Сийского//БАН. Арханг. Древлехран. 408. Л. 235-269 об.; Летописец Антониева Сийского мон-ря//БАН. Арханг. Древлехран. 375. Л. 92 об.; Собр. Арханг. семинарии. 186; Сийский иконописный подлинник//РНБ. ОЛДП. F. 88 и Толковый иконописный подлинник//БАН. Собр. Арханг. семинарии. 205; Синодик Антониево-Сийского мон-ря//ГААО. 3 (491). Син. Л. 11, 236 об. Лит.: Строев. Словарь. С. 216; он же. Списки иерархов. Стб. 821; Покровский Н. В. Лекции по церк. археологии, читанные студентам СПбДА в 1884/1885 г. СПб., 1884. С. 412; он же. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895. Вып. 1. С. 13-14, 23; 1986. Вып. 2. С. 63-65, 70-73, 78, 84, 94, 100, 104, 107-108; 1897. Вып. 3. С. 111-113, 115, 122-123, 129-131, 139, 140, 147, 156, 159-160; 1898. Вып. 4. С. 162-163, 165, 168, 170, 174-175, 180, 182, 184, 187-188, 190, 197-198, 203-204, 209-211, 220-221; он же. О Сийском иконописном подлиннике: Реферат//Археол. изв. и заметки. М., 1897. 7/8. С. 257-258; он же. Очерки памятников христ. иконографии и искусства. СПб., 19002. С. 438-459; Титов А. А. Летопись Двинская. М., 1889. С. 62, 129; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890. 52; Никодим (Кононов), иером.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

Известны 2 списка Летописца: черновой (БАН. Арханг. Древлехран. 375; Кукушкина. 1977. С. 165) и беловой (БАН. Собр. Арханг. семинарии. 186; см.: Иванов. 1902. С. 375). Появление беловой копии Летописца в нач. XVIII в. было вызвано переписью населения, объявленной в дек. 1715 г. указом Петра I. Беловой список выполнен скорописью «перепищика лантрата Ивана Даниловича Телепнева», к-рым написаны также страницы в Переписной дворовой книге Сийского мон-ря (БАН. Арханг. Древлехран. 595). Переписчик был знаком с черновым вариантом Летописца, поскольку на нек-рых страницах в рукописи БАН. Арханг. Древлехран. 375 им сделаны пометы типа «пробы пера» (теми же черными чернилами, что и в беловой копии). При создании беловой копии он сократил нек-рые части оригинала, в основном это касается хозяйственных смет, однако использовал др. дополнительные источники. Впервые данное произведение назвал Летописцем в 1800 г. штатный подьячий Григорий Таратин, служивший при архим. Аполлосе. Таратин обнаружил черновой список произведения в книжной палатке мон-ря и оставил на рукописи скорописную помету (БАН. Арханг. Древлехран. 375. Л. 1). Монастырский Летописец охватывает события с 1593 по 1694 г. ( Иванов. 1902. С. 375). В черновом его списке 1-й по времени создания является та его часть, к-рая включает описи и хозяйственные сметы монастырского имущества, составленные при игум. Ионе (1598-1634): опись 1598 г., подписанная бывш. игум. Питиримом, а также смета 1608 г., составленная для строившейся новой каменной ц. во имя Св. Троицы вместо сгоревшей в 1593 г. Черновой список начинается с краткого известия о пожаре. Вторая часть сборника, составленная в более позднее время, содержит записи различного рода, пространную смету расходов на строительство, причем хронологический порядок при описании событий в этой части иногда нарушается. В Летописце указываются имена игуменов и монахов монастыря, писцов, книжников, иконописцев, вкладчиков, приводится состав б-ки мон-ря в разные годы, дается подробное описание формата и украшения книг, содержатся тщательные описи монастырских икон, утвари, одежды, хозяйственных и продовольственных запасов, упоминания о торговых сделках, описания необычных природных явлений и т. д. Основой Летописца были хозяйственные сметы и записи, к-рые велись в Сийском мон-ре по указанию игуменов и оформлялись затем в виде многочисленных вкладных, приходо-расходных и переписных книг.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

Арханг. Д. 73. Требник. 1550-е гг. 4°. 367 л. Содержание: л. 34 – чин исповеди; л. 38–39 – Наставление-вопросник, л. 39–42 – вопросник мужчинам (М–Арханг. 38); л. 42–44 об. – вопросник женщинам (Ж Арханг. 38); л. 44 об.–45 об. – поновление мирянам; л. 46–48 об. – поучение детям духовным; л. 48 об.–50 – поучение о епитимьях; л. 52 об.–53 – чин причащения больного; л. 90 об.–101 об. – чин исповеди священников; л. 91 об.–97 – поновление священникам; л. 97 об.–98 – поновление священникам; л. 354 об.–357 об. – поновление инокам; л. 357 об.–359 об. – поновление священникам и дьяконам. Описания: Описание РО БЛН. Т. 8, вып. 1. С. 77–78; Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России С. 97, 171; Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С, 184, 307. Арханг. Д. 126. Часослов с дополнениями. Вторая четверть XVI в. 4°. 494 л. Записи: л. 1–19 – «Лета 7114 положил сию книгу Часослов в дом живоначальные Троицы честнаго Ея Благовещения и чудотворцу Антонию Сиискому бывшеи Питирим по своей душе»; л. 490 об. – «Положил сию книжицу в дом живоначальнои Троицы бывшей игумен Питерим по своей душе в Сиискои монастырь». Содержание: л. 436–440 об. – поучение о покаянии; л. 440 об.–482 чин исповеди; л. 444–468 поновление; л. 468–474 об. – поновление священникам и дьяконам; л. 475 об.–479 – молитва разрешительная. Описания: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 144–146; Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С. 187, 337; Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI –XVII веков. Л., 1977. С. 91, 123. Арханг. Д. 160 Сборник богослужебный. Конволют конца XVI в. (часть рукописи с чином исповеди датируется 1580-ми гг.). 4°. 157 л. Запись: л. 87 об. – «Смиренный Иона епископ Ростовскии и Устюжскии» (XVII в.). Содержание: л. 134 об.–137 об. – чин исповеди (начало отсутствует); л. 134 об.–135 – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 135–136 – поновление. Описание: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 213–215.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

И того же месяца в 13 день преосвященный Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важеский, над телом вышеупомянутым отпев панихиду, погреб в усыпальнице, в ней же братия прощение творят ко гробу чудотворца Антония» ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 113-114; запись воспроизведена в «Истории о преподобнем игумене Феодосии» (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 269-269 об.)). В наст. время место погребения П. неизвестно. В день кончины П. у его гробницы служили панихиды («Декабря 17. поминать Патриаршаго казначея монаха Пасия и род его. Вечер панихида петь большая с кафизмою, литургию служить собором. После литургии панихида малая над гробом его» (Синодик панихидный Антониева Сийского мон-ря, 1729 г.; см.: Кириллов. 1902. С. 26)). О благочестивой жизни П. сказано в «Истории о преподобнем игумене Феодосии», написанной Никодимом Сийским в 90-х гг. XVII в.: «И той толик бе доброго жития и смысла, яко повелением святейшаго Иоакима патриарха всему патриаршу дому иконом, си есть казначей, бысть учинен, и многая в чине том препроводи лета и обители премногая подаде дарования, церковными и братцкими потребами достизающа цены три тысящы рублев и вящше - все же се поспешествоваша святаго отца молитвы» (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 261 об.; опубл.: Кукушкина. С. 165; Рыжова. 2000. С. 191-192). К 200-летнему юбилею преставления П. была издана кн. «Инок Паисий, ктитор Сийского монастыря. Его труды» (СПб., 1895). В Антониевом Сийском мон-ре возрождается почитание первых Сийских святых, пришедших в обитель вместе с прп. Антонием Сийским, и их последователей. В 2009 г. там начали обустраивать храм во имя Сийских святых. 15 июля 2008 г. еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) благословил установить празднование Собору Сийских святых. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин впервые создал рисунок с поясным образом П. На прориси преподобный изображен прямолично, с густыми волнистыми волосами и окладистой бородой средней величины; одет в схиму и мантию, куколь лежит на плечах, правая рука раскрыта ладонью, в левой - ларец, к-рый указывает на его основное послушание - казначея патриарха (икона еще не написана; см.: Сийские святые и подвижники благочестия/Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. Б. м., 2009. С. 24; То же: 20102. С. 36; Кириллов А. В., прот. Святые и подвижники благочестия Сийской обители: Сб. ст./Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. Б. м., 2010. С. 59). Арх.: Архив СПбИИ РАН. Ф. 5. 1694-1695 гг. 82. Л. 59 об.; Грамота патриарха Адриана//АОКМ. Инн. КП. 3601; Житие Феодосия Сийского//БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 255, 261 об., 269-269 об.; Летописец Антониева Сийского мон-ря//БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 92 об.; БАН. Арханг. ДС. 186. Л. 221 об., 231 об.- 232.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

709. Веркольский – Кеврольский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Архангельской губ., Пинежского у., близ Веркольского прихода, на правом гористом берегу р. Пинеги, в 180 вер. к юго-вост. выше гор. Пинеги. Основан в конце XVI ст. Мезенским и Кев- рольским воеводою Пашковым над мощами праведного отрока Артемия, по молитве которого был исцелен от тяжкой болезни единственный сын воеводы. После пожара 1639 г. монастырь возобновлен Кеврольским земским старостою Филип. Драчевым. В церкви св. Артемия чудотворца Веркольского, построенной в 1793 г., почивают мощи преп. отрока (12 лет) Артемия, убитого молниею в 1544 г., 23 июня, в каковой день и чтится его память. Это описание взято из статьи Заринского, в других же сочинениях история возникновения монастыря переиначена: он построен Пашковым в 1644 г. за изцеление сына, в 1659 г. сгорел, после чего возобновлен Драчевым. Полагаю, что возникновение монастыря следует отнести к концу XVI ст., так как мощи обретены в 1583 г. и в 1609 г. написаны житие и служба праведнику. Монастырю принадлежит скит Святоозерский-Николаевский. “Истор. Росс. Иер.», III, 520, (с грамот.); Ратшин, 11; “Опис. монаст.», 1817 г., 22; Фон-Пошман, “Опис. Арханг. губ.», I, 118; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.», I, 37; Проценко, “М-ри в России», 15; Молчанов, “Опис. Арханг. губ.», 203; Козлов, “Арханг. губ.», 341; Максимов, “Год на севере», II, 345; “Справочн. кн. Арханг. губ.», 1852 г., 151; “Арханг. губ. в.», 1845 г., 49 (Заринск., “Веркольский мон.»); 1849 г., 49 (Артемий Веркольский, св. отрок); 1853 г., 4 (происхожд. слова Веркола); 1861 г., 30 (Поромов, “Несколько слов о Веркольск. мон.»); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 157, 311 (св. Артемий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 834; Ключевский, “Жит. свят.», 323; “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, переписн. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона, 99 (Книга писмяная в честь св. правед. Артемия Веркольского); “Чтения в И. Общ. ист.», 1878 г., III, “Христиан. в предел. Арханг. губ.», 18 (основан в 1635 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было только строитель и монах); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 94, 9 (житие св. Артемия), 379, 37–41 (житие преп. Артемия, чудеса и служба ему); “Церковн. ведом.», 1889 г., 36, 1074 (Веркольская пустынь; житие св. Артемия и история м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010