Елицы же через заповедание или запрещение наше, к нему дръзнут ими писание посылати, или беседовати, или учитись, или инако како приобщатися, или явленне или тайне, – таковии убо вси, аще и в величестве кто будет, или властию или саном некиим почтен,… без всякого сомнения и извета, единосоветники и единомысленницы да вменятся ему и тем же судом да осуждени будут, яко богохулние единомысленицы и поборницы, их же подобает ненавидети совершенною ненавистью, яко же рече блаженный Иван Златоуст». (Дальше следует выписка изречений Златоуста о еретиках). «Таковии убо и от нашего смиренья и от всего великаго и божественнаго собора епитемьями и отлучении да наказуются; аще ли же и еще непослушное имеют и не утрезвятся и не уцеломудрятся, тогда духовными мечи да разсецаеми будут от православнаго же и христолюбиваго и боговенчаннаго Царя нашего Государя Великаго Князя Ивана Васильевича, всеа Русии Самодержца, законную казнь приимут по свидетельству закона». Грамота помечена 24 января 1554 (7062) года. Артемий был уже охарактеризован выше, как сторонник заволжской партии; я указал, что он «был советен» царю по вопросу о монастырском землевладении и что едва ли не по сей причине (главным образом) он и был почтен царем назначением в игумены. Близость к царю представителя противной партии должна была вызвать опасения иосифлян, и они эти опасения выказали в довольно ощутительной для Артемия форме выслеживаний и сыска: Артемий уходит из Сергиева монастыря от «наветующих». Привлечение Артемия к процессу Башкина, а затем и возбуждение обвинения против Артемия с такой точки зрения может быть принято за средство окончательно удалить от царя опасного для иосифлян советника, набросив на него тяжкое обвинение в еретичестве: Е. Е. Голубинский считает даже, что оговор Башкина был сделан по внушению иосифлян. 137 Каково могло быть настроение судей, большая часть (если не все) которых принадлежала к тем же иосифлянам? Несомненно, предубежденное по отношению к подсудимому. Это предубеждение, почти пристрастие судей сказывается на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Говоря о взгляде Артемия на заупокойные молитвы, а выяснил выше, что в этом пункте он имел несомненным источником Пандекты Никона Черногорца. Пандекты были известны в русской письменности очень рано: в М. Синод. Библиотеке есть список 1294 года 836, по Горскому и Невоструеву – 217, см. отд. II, ч. III). По содержанию, Пандекты представляют собой своего рода энциклопедический сборник, где интересовавшийся религиозными вопросами читатель находил ответы по этим вопросам в виде подбора цитат и из Свящ. Писания и из патристической литературы при чем последняя была использована в довольно широких размерах. По трактуемым предметам главы («слова») Пандект были весьма разнообразны: здесь можно было найти и слово о том, «яко от еже не ведети нам божественная писания впадаем в сети диавола» (сл. 2), «о отвержении мира» (сл. 4), «о различии соблазн» (сл. 7), «о различии учителей» (сл. 8), «о укоризне и всякой досаде и празднословии» (сл. 10), «о любодеянии и о блуде» (сл. 13), «о клятве и различии лжи», (сл. 14), «о нестяжании» (сл 34), «о Божиих судьбах» (сл. 42). «яко добро и приятно Богу еже делати по праведному слову» (сл. 44), «о смирении» (сл. 49), «о покаянии и исповедании от божественных писаний свидетельства» (сл. 51), «како подобает причащатися божественных Тайн» (сл. 53), «о праздникох и постех» (сл. 57), «о снеди и питии инокам подобающим» (сл. 60), «о снеди подобающии иже в мире живущим» (сл. 62) и друг. Артемию Пандекты Никона Черногорца были, без сомнения, хорошо известны: выше отмечалось некоторое сходство в суждениях Артемия о лжеучителях с 3-ей главой Пандект; подобное же сходство было отмечено и в перечислении ересей; суждения Артемия о заупокойных молитвах имеют в числе несомненных источников 52-е слово Пандект; сам Артемий ссылается в одном месте посланий 569 на 43-е слово Никона Великого. Да и странно было бы, если бы такой богатый всякого рода поучительными словами и цитатами сборник остался неизвестным писателю полемисту, когда именно здесь можно было в нужный момент с удобством подыскать справку по всякому представившемуся вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Надо заметить еще, что Артемий прежде всего полемист и большая часть его произведений носит полемический характер, которого в некоторой степени не чужды все вообще его послания. В силу этого, нельзя ожидать, чтобы его миросозерцание вскрылось нам во всех своих подробностях: мы можем иметь о нем представление лишь постольку, поскольку оно обнаруживалось в полемике, когда приходилось высказываться по тому или иному вопросу вследствие нападок со стороны противников. Указанное обстоятельство, впрочем, не мешает до некоторой степени уловить общий дух этого миросозерцания, общий его характер и на таком основании судить о личности старца Артемия и об отношении его к современности. Остановимся прежде всего на отношении Артемия к его противникам, т. е. проповедникам лютеранства, кальвинизма и социнианства. В предыдущей главе, говоря о послании к люторским учителям, я имел уже случай отметить, что Артемий не всегда строго разграничивал новые учения и под общим именем «люторы» разумел иногда и тех, кого сами лютеране считали еретиками – антитринитариев. Вообще надо помнить, что в основе полемики Артемия лежало глубокое убеждение в истинности о правоте своей веры. Поэтому на другие исповедания у него сам собою установился взгляд, как на заблуждения. Так высказывался он и в московских и в литовских посланиях; напр., в одном из посланий к Иоанну IV он пишет: «всяка ересь и прелесть бесовскаа и житие растленно привнийде от еже неведати известно разум божественых писаний». 282 Того же мнения держится он и в Литве, неоднократно указывая, как на причину ереси, на «ложный», «суетный», «суемудренный разум», толкуя своим противникам неправильно понимаемые ими слова св. Писания и объясняя, что «таковаго же смотрениа в божественых писаний мнози неведуще блудят, и мнят, яко не съгласуют к себе, яже противу времени коего, или лица, или места речена сут». 283 Непонимание же истинного смысла божественных писаний происходит в тех случаях, когда человек, приступающий к чтению и изучению Писания, не обладает истинным разумом, когда разум его есть «не сущих разум», «человеческий разум лжеименный», который «не токмо вере сопротивен, но и всякому делу благу наветует»; 284 в этом случае человек впадает в заблуждение и высказывает ложные мнения, несогласные с учением Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

плотское преестество человеческое душевное естество праведное и духовное вышеестество преподобное Нарычютжеся и иными имены, то же прямо же сих состав множицею и лише потребственне в писаниих речи нань глаголется… 350 На трое письмена словес противу лицу триех устроениих разум възводят. От плотцкаго убо лица егда глаголет человек, ничимже разнствует от скота и подобная. И якоже словесному глаголет: Бога бойся и заповеди его твори. И яко от душевнаго глаголет: и ничто есть ино под солнцем благо в всем поспешении человеку токмо ясти и пити. И яко от лица духовнаго глаголет: лучше есть поити в дом плача, нежели в дом пира». 351 За приведенной цитатой следуют еще примеры проявления этого высшего, истинного разума. В другом месте Артемий даст определение истинного разума и указывает, каким путем этот разум является в человеке. Разум он ставит в тесную связь с верой и истинным разумом признает такое состояние духа человеческого, которое может явиться результатом ряда благочестивых упражнений: прежде всего, по мнению Артемия, человеку необходима вера, которая влечет за собою «страх Божий»; под последним, очевидно, автор разумеет глубоко проникающее человека религиозное настроение, неминуемо влекущее за собой известного рода деятельное проявление: человек начинает «действовати заповеди Спасовы и тогда от действова заповедей рожается в нас разум духовный». Таким образом, истинный, духовный разум, по определению Артемия, есть конечный результат ряда благочестивых упражнений, очищающих душу человека и приводящих его к уподоблению Божеству: ибо человеку, просветленному высшим разумом, дается (говорит Артемий) дар сыновства. 352 Помимо указанного, в иных местах посланий Артемия есть черты, также обрисовывающие свойства этого высшего разума, которому противопоставляется суетный разум – заблуждения врагов христианства. Так, на ст. 1216–1217 Артемий доказывает словами апостола Павла, что истинный разум отличается не гордостью, но скромностью, ибо обладающий им человек сознает свое ничтожество пред Божеством, от которого он получает все, в том числе и разум. 353 На ст. 1382,16–22 автор отмечает, как главный признак истинного разума, согласие последнего с божественными писаниями: мысли, несогласные с писаниями, суть действия лжеименитого разума. 354

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С.Г. Вилинский V. Автор посланий – Артемий Соображения о единстве автора для всех посланий. Доказательства авторства Артемия Обозрев сведения о предполагаемом авторе, выясняв главнейшие предметы, трактуемые им, определив, наконец, источники его суждений, перейдем теперь к решению вопроса о том, кто был или мог быть автором посланий. Предварительно я попытаюсь указать данные для решения другого вопроса, очень близкого к намеченному и до некоторой степени обусловливающего его, а именно к вопросу: следует-ли все послания приписывать одному лицу или-же они принадлежат разным лицам и лишь некоторые могли быть написаны Артемием? Я решительно склоняюсь к мысли, что все послания – плод авторства одного лица и именно Артемия. Изложу свои доводы. I. Уже при самом чтении посланий замечается некоторое сходство слога их. Но, не разделяя мнения о возможности делать историко-литературные заключения по сходству слога (вопреки г. Боцяновскому и др.), я и здесь имею в виду не сходство лексики, не выбор отдельных слов и выражений, а иную особенность, довольно часто встречающуюся у Артемия и обращающую на себя внимание уже при первом мало-мальски внимательном чтении посланий: я говорю о сходных местах, совпадениях отдельных фраз, а иногда и целого ряда фраз. Приведу примеры. Ст. 1267,25–27 десятословие проповедают, егоже ни Христос сам, ниже апостоли его духом научиша (Посл. к Черторыйскому); сравн ст. 1278,8–10 десятословие проповедают, егоже ни сам Христос, ниж апостоли духом его научиша (Посл. к Ив. Зарецкому). Ст. 1212,32–33 писаниа суть многа, но не вся божественна; сравн. ст. 1383,14–16 (Посл. к царю) и ст. 1406,4–5 (К вопросившему сл. Б.). Ст. 1268,5–7 не разумеюще же ни яже глаголют, ни о нихже утвержаются (К Черторыйскому); сравн. ст. 1276,22–24 (К Ивану Зарецкому). Ст. 1407,22–27 мнози же мнятся веровати, но не якоже рече писание. Сих не суть вера права. Не предпочтоша бо разум Божий, но своим волям последоваша. (К вопросившему слова Божия): сравн. ст. 1382,27–31 понеже мнози вероваша, но не якоже рече писание, но своим волям и ересям последоваша, никакоже разумевше еже веры слово (К Царю).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Верховный суд Греции отказался выдать сербскому правосудию бывшего протосинкела Симеона (Виловского), секретаря епископа Артемия (Радосавлевича) 14.07.2010 Верховный суд Греции отказался выдать сербскому правосудию бывшего протосинкела Симеона (Виловского) , секретаря епископа Артемия (Радосавлевича) , сообщает сайт сербской газеты «Политика». Верховный суд Греции 12 июля принял решение ответить отказом на запрос Министерства правосудия Сербии об экстрадиции Симеона (Деяна Виловского), против которого в феврале этого года Высший суд в Белграде возбудил дело по обвинению в злоупотреблении служебным положением и незаконном присвоении средств, направленных на воссоздание православных религиозных объектов в Косово и Метохии. По решению греческого суда, личный секретарь ныне пребывающего на покое бывшего епископа Рашско-Призренского Артемия Деян Виловский, изверженный Духовным судом Сербской Православной Церкви из сана и отлученный на 3 года от Церкви, 12 июля был выпущен из тюрьмы. Под арестом он находился с 11 марта, когда по международному запросу сербского министерства правосудия был арестован в пригороде Салоник. Адвокат Деяна Виловского, Б.Тапушкович, сообщил, что греческий суд отказался удовлетворить запрос сербской стороны из-за отсутствия каких-либо доказательств. «Ареопаг, греческий Верховный суд, отменил решение суда первой инстанции о выдаче Виловского Сербии, а потом принял решение об отказе на запрос об экстрадиции. Суд, в составе семи судий, 6 июля провел слушание и после многочасового обсуждения вынес решение не удовлетворять прошение сербского Министерства правосудия о передаче Виловского. Но об этом решении стало известно только вчера (т. е. 12 июля)», - объяснил адвокат. На вопрос, захочет ли его подзащитный вернуться в Сербию, Тапушкович ответил, что Виловскому это и едва ли придет в голову, поскольку Высший суд Белграда принял решение о его заключении под арест. «В тот момент, как только он пребудет в Сербию, Виловский будет арестован. Он, вероятно, в Греции будет ожидать окончание судебного процесса, поэтому судить его будут в его отсутствии», - сказал Тапушкович. Министерство правосудия Сербии пока никак не прокомментировало решение греческого суда. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 19.11.2010 19:53:25

http://drevo-info.ru/news/8782.html

Раба Божья Ольга 2013/07/04, 02:29:15 Пресвятая Богородица, только на твою помощь и милость уповаю я. Помоги, Матушка-Заступница мужу моему, тяжело больному рабу божьему Артемию начать химиотерапию. У него плохие показатели крови и доктора не разрешают проводить дальнейшем терапию. Очень это плохо для него! Заступница, Матерь Божия, снизойди в своей милости до нас грешных! Помоги восстановить кровь к 9 июля, чтобы Артем мог начать химиотерапию. Помоги мне укрепиться в ВЕРЕ моей и молитве об исцелении раба божьего Артемия. Очень мне страшно и больно, матушка! И нет иного Пути кроме как сделать ВСЕ возможное для исцеления мужа моего Артемия. Помоги,Матушка! Утешь! Исцели! Во имя Отца. Сына и Святаго Духа. Аминь. 2013/07/03, 19:26:17 Спасибо, тебе, матушка Богородица, за молитвы твои пред Господом Богом , за сына моего, раба Божьего Павла, он сдал экзамен, спасибо. Помоги ему встретить на его жизненом пути хороших людей, друзей, девушку, ибо ты видишь его доброту, его старания, защити его от врагов видимых и невидимых.Спаси , Господи.АМИНЬ. Раба Божья Ольга 2013/06/29, 12:43:48 Пресвятая Богородице! Спасибо тебе за помощь и заступничество. Не оставляй нас в трудную минуту. Вразумляй нас и направляй. Чтобы наша жизнь и наши поступки были угодны Господу Богу. Спаси Господи. Аминь. 2013/06/29, 11:38:59 Пресвятая Богородице! Прошу помоги сыну моему р.Б. Антонию сдать сейчас экзамен по высшей математике. Услышь мою молитву. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. 2013/06/28, 10:06:19 Пресвятая Богородица, благодарю тебя за твои дары! Очень я обрадовалась! Спасибо за помощь твою и за доброго человека мне посланого! прошу тебя только сейчас об одном, чтобы сыночек родился здоровым! Спаси Господи, Матушка наша Царица Небесная! Спаси Господи! Татиана 2013/06/28, 04:21:50 Пресвятая Богородица, Заступница, Утешительница, не оставьте меня своей милостью и помощью ! Помоги мне умолить Сына твоего, Бога моего об исцелении от опухоли мозга мужа моего Артемия! Я постоянно обращаю мои молитвы к тебе и верю в помощь твою. Мы с ним воспитывает сыночка нашей покойной дочери, умершей от такой же злой опухоли мозга. Для Ивана Артем главный учитель, помощник и бесконечно любимый человек. Ребенок очень страдает из-за болезни своего дедушки! У меня иногда бывают минуты невыносимого отчаяния, но я справляться с ним каждый раз, припадая к твоему светлому образу, привезенному нашим сыном Евгением из Ватопеда. Я бесконечно нуждаюсь в твоей помощи и милости Бога моего. Прости меня за все мои слабости и вольные и невольные прегрешения. Заступись! Помоги в исцелении р.б. Артемия. Во имя Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=559&c_pid=14

Для того попустил нам Бог страдати таковая к обращению лучьшему и своему познанию, аще въсхощем смиритися пред Богом, хотящим вся человеки спасти и в познание истинны приити“ 195 . В приведенных словах он ясно выражает ту мысль, что Бог попустил ему пострадать за его вину, за его прежнее уклонение от православия. Для ясности дела нужно иметь в виду и причины, по которым был осужден Артемий. Они распадаются на две группы. Одна группа состоит из таких причин, которые не имеют прямого отношения к образу мыслей Артемия, хотя некоторые из них и объясняются его уклонением от православия, – это именно: его собственное сознание в блудных делах, клевета на духовника, тайное бегство из Москвы, разговор с Порфирием и непризнание последнего своим учеником. Но хотя эти причины не имеют прямого отношения к его образу мыслей, но они должны были иметь и действительно имели влияние на его наказание: за одну из них он был лишен сана. Другая группа состоит из таких причин, которые имеют отношение к образу мыслей Артемия и по которым он был осужден, как отступник от православия. Но и в данном случае он не был обвинен, как еретик в собственном смысле этого слова. Собор осудил его за отрицание постов, – за легкий взгляд на них, за отрицание значения заупокойных молитв за грешников и за сочувствие к еретикам, именно к их учению, но он не осудил его за искажение догматов христианской веры и не признал доказанными обвинения его Нектарием в хуле „на божественное писанье и на христианский закон“, следовательно и сам собор не смотрел на него, как на еретика в собственном смысле этого слова. Как собор не смотрел на Артемия, как на еретика, так не смотрят на него и те исследователи, которые не оправдывают его, если же и употребляют это слово, то очевидно, в неточном смысле. Итак, Артемий не был еретиком. Кем же он был? Как нужно смотреть на него? Псков, где история первоначально застает Артемия, по своей связи с Новгородом и близости к заволжской стране, рано мог определить характер его воззрений и действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В заключение послания Артемий дает два наставления – относительно брака и принятия пищи. Те, которые хулят брак, говорит он, делают это от „многоневедениа“, так как апостол прямо говорит: честен брак и ложе несверно. О таких людях тот же апостол (Павел) предсказал, что в последние времена отступят некоторые от веры, „внимающе духовом лестчем и учением бесовским, в лицемерии же лжесловесник и съждеженых своею съвестию, възбраняющих женитися и удалятися от брашен, яже Бог сътвори в снедение с благодарением верным и познавшим истинну“. „Всяко създание Божие добро“, продолжает говорит он словами апостола Павла, „и ничто же отметно с благодарением приемлемо. Освящает бо ся словом Божиим и молитвою.... Все еже отвнеуду усты входимо в человека не может осквернити его... 145 . Не брашно зло и питие, но зло – объядение и пианство, ниже жена зло, но блуд“ 146 . Наконец, Артемий советует следовать только законному писанию: евангелию, посланиям, книге Деяний, отеческим писаниям, согласным с первыми, правилам апостольским и соборным. Указанное послание Артемий пишет какому-то „въпросившому слова Божиа“. Кого нужно разуметь под этим лицемъ? – из самаго послания не видно. Из него видно только, что с этим лицем у Артемия была когда-то беседа. „Похвально желание подвигнул еси“, пишет Артемий, „возлюбленный брате, взыская слышати слово Божие, а не притворено, якоже познаваем от преже бывшаго беседования усты ко устом“ 147 . На основании этих слов можно думать, что читатель, к которому писано послание, или вообще относился прежде индифферентно к слову Божию, или же что он раньше не сочувствовал учению заволжских старцев и Артемия, и потому прежде вступал в беседу с ним притворно. Что касается времени написания послания, то, прежде всего, заметим, что в самом послании нет ничего такого, чтобы прямо и решительно давало повод относить написание его ко времени до бегства Артемия в Литву. Относить это послание к указанному времени побуждает нас учение Артемия о принятии пищи и брачной и безбрачной жизни, какое находим мы в данном послании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Антиэкуменисты устроили акцию протеста перед зданием Патриархии в Белграде 19 мая, 2011. Новостная служба Вчера, во время заседаний Архиерейского Собора Сербской Церкви перед зданием Сербской Патриархии противники экуменизма устроили акцию протеста. Главной задачей акции антиэкуменистов была защита бывшего Рашко-Призренского епископа Артемия, которого, по слухам, должны были отлучить от Церкви на Архиерейском Соборе. Белград. 19 мая. ПРАВМИР — Вчера, во время заседаний Архиерейского Собора Сербской Церкви перед зданием Сербской Патриархии противники экуменизма устроили акцию протеста. Главной задачей акции антиэкуменистов была защита бывшего Рашко-Призренского епископа Артемия, которого, по слухам, должны были отлучить от Церкви на Архиерейском Соборе. Защитники бывшего епископа Артемия считают, что он был осужден несправедливо из-за своих антиэкуменистических высказываний. Такого же мнения придерживается и один из иерархов Элладской Православной Церкви Пирейский митрополит Серафим, который опубликовал свое заявление по этому поводу несколько дней назад. На акции протеста перед зданием белградской патриархии также присутствовали представители «Русской народной линии», которые активно участвовали в защите бывшего епископа Артемия. Они прибыли в Белград для участия в конференции, посвященной концлагерю в Ясеноваце, но перед началом конференции сочли возможным принять участие в акции протеста против экуменизма вместе со своими сербскими единомышленниками. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/antiekumenisty-ustroil...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010