Мучитель, разгневавшись, повелел каменотесам рассечь один большой камень и потом столкнуть его сверху на Артемия, который был связан и положен на каменную же плиту под этим камнем. Когда это было исполнено, все тело мученика покрыл упавший на него камень и так придавил его, что сломал ему все кости; внутренности его выпали, составы тела переломились и глазные яблоки вышли из своих мест. И какое великое чудо! Будучи сплющен между камнями, святый остался живым и призывал Бога, своего Помощника, и говорил словами Давида: — Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую, ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага. Поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои Прими же теперь, Единородный, дух мой, ибо Ты знаешь мое тяжкое положение, и не оставь меня в руках вражеских. Так, будучи придавлен камнем, святый провел целые сутки. Потом Юлиан повелел снять камень, считая святого уже умершим, но святый, к общему удивлению, оказался жив и, встав, ходил. И было всем страшно смотреть на него: пред ними был обнаженный человек, вдавленный как доска, с раздробленными костями, с выпавшими внутренностями; лицо его было раздавлено, глаза вышли из орбит, но жизнь все еще держалась в нем, ноги могли двигаться и язык еще был способен ясно говорить. Сам мучитель, увидав такое чудо, ужаснулся и сказал своим приближенным: — Человек это или привидение? Не отвел ли глаза нам этот волшебник? Ибо пред нами зрелище страшное и выходящее за пределы природы. Кто ожидал, что он еще жив? А теперь, когда у него выпали внутренности и все суставы его разбиты и расслабли, он все-таки двигается, ходит и говорит. Но, видно, наши боги сохранили его живым для вразумления других, чтобы тот, кто не хотел признать их власть, оставался ужасным страшилищем для тех, кто на него смотрит. И сказал Юлиан мученику: — Вот ты, несчастный, уже лишился очей и все члены твоего тела окончательно испорчены — как можешь ты еще питать надежду на Того, на Кого ты доселе надеялся напрасно? Но проси милости у милосердых богов, чтобы они помиловали тебя и чтобы не предали тебя адским мучениям.

http://pravicon.com/info-1832

Мф. 3, 10 ). Что до ошибок, которые при желании можно найти у святых отцов, то здесь можно вспомнить слова св. Максима Исповедника , который в предисловии к своим Четырем сотням глав о любви говорит, что их чтение может оказаться душеполезным по благодати Божией, если кто будет читать не с пытливым духом, а со страхом Божиим и любовью. Кто же сию или другую какую книгу станет читать не для духовной пользы, а для уловления речений на укор писавшему, дабы тщеславно показать себя более знающим, нежели он, тому нигде, никогда ничто полезное не откроется (Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992, т. 3, с. 163). И еще, если Вы еще не устали от цитат, хочу Вам привести слова из книги Притчей Соломоновых, где Премудрость (в которой обычно Святые Отцы видят образ Самого Иисуса Христа) возглашает на улице и на площадях. Дальше как бы вывернута наизнанку цитата, на которую он ссылается: Мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали ( Мф. 11, 17 ), т.е. здесь при сходных словах смысл уже совсем иной. Итак, Премудрость возглашает на улице, на площадях... Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. Зато и я... порадуюсь, когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их ( Притч. 1, 20–31 ). Сохрани нас, Господи, от таких плодов! Как тут не вспомнить слова одной из стихир, посвященных засохшей смоковнице и поющихся в Церкви в Великий Вторник: Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшися, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость. Молитвами преподобного Максима Исповедника да подаст Господь и Вашей душе мир и велию милость! Дальше подпись моя, затем приписка о. Артемия, чтобы немного смягчить впечатление от таких суровых «проречений» в цитатах: Мир Вам, Романе любознательный человече. А дальше я указываю число, которое неожиданно для меня самой тоже оказалось связанным со смыслом письма: 26.08.95 г. Память икон Страстная и Умягчение злых сердец, а также день свт. Тихона Задонского и преподобного Максима Исповедника .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

(обратно) 135 «И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя» (Чис. 21:9). (обратно) 136 «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:7-10) (обратно) 137 На Афоне расстояния измеряются не километрами, а временем. Говорят, что до такого-то места столько-то часов. (обратно) 138 Пантократор (Вседержитель). Расположен на северо-востоке полуо-ва Афон, рядом с развалинами древнего города. И хотя распространена легенда, что монастырь основал Алексий Комнин, фактическими основателями следует считать братьев Алексия (имевшего титул стратопедарха — командующего военным лагерем) и Иоанна (занимавшего высокий пост в суде). О дате начала строительства монастыря ничего не известно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 г. Известно также, что в 1362 г. обитель была перестроена Патриархом Каллистом L На пожертвования, сделанные братьями Алексием и Иоанном, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев — икона Христа Пантократора (Вседержителя) — хранится сегодня в Эрмитаже. Иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне, а святая икона Богородицы «Геронтисса» (Покровительница монастыря) — одна из наиболее почитаемых чудотворных афонских икон. В монастырской библиотеке хранится редкое Евангелие, принадлежащее св. Иоанну Кущнику, много в ней и других древних рукописей. Пантократору принадлежит келлия «Достойно есть», где, по преданию, св. Архангел Гавриил воспел песнь «Достойно есть» перед иконой Богоматери. В обители находится много святынь, среди них: часть Животворящего Древа Господня: частицы руки и ноги апостола Андрея; глава Иоанна Милостивого; часть руки Иоанна Златоуста: частица руки Афанасия Константинопольского и сщмц. Харалампия; глава прп. Иоанна Великого; глава мч. Феодора Стратилата; рука мч. Трифона; частицы мощей мчч. Меркурия и Артемия: часть руки мч. Евстафия Плакиды; части рук мч. Кирика и Иулитты: частицы прп. отцов, в Синае и Раифе избиенных; мчч. Антипы, Прокопия и Фотинии; глава бесср. Космы; щит св. вмч. Меркурия.

http://isihazm.ru/1/?id=2079

Одесса, 1901. С. 44. СХИМОНАХ АРТЕМИЙ (†1885) (Память 5 февраля ст. ст./18 февраля нов. ст.)Цит. по кн.: Спасо-Илиодоровский скит... С. 25—28.    Отец Артемий был любимым учеником старца схиархимандрита Илиодора, искавшим уединения, трезвения и молитвы. Отец Артемий, в миру Андрей Витков, уроженец Курской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1863 году, имея от роду 38 лет, и под духовным водительством схиархимандрита Илиодора начал проходить самые трудные послушания, отсекая свою волю и безропотно повинуясь старшим. Всегдашнее благоговение и страх Божий брата Андрея невольно обратили на него внимание сподвижников; через три года он был приукажен и в скором времени после этого пострижен в рясофор.    Ангельский образ он воспринял в 1872 года и наречен был Артемием.    Отец Артемий после десяти лет трудных послушаний назначен был пономарем. Эту должность он проходил с такой же ревностью, как и прежние послушания, и за эту ревность потерпел немало неприятностей и клеветы, но, как истинный подвижник, никогда не оправдывался в обвинениях, зная, что на пути спасения нет лучшего венца, как благодушно терпеть всякое поношение. Апостол Петр говорит: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Петр.4:14—16). Терпению о. Артемия радовался старец, радовался и о. настоятель. Последний, видя желание Артемия сораспяться Христу и понести все находящее ради преуспеяния в добродетели, и, зная о клевете, не давал ему понять этого, взыскивал, как с виновного. «Пастырь душ, — говорится в «Лествице», — делает вред себе и подвижнику, если не подает ему случаев к приобретению венцов, какие он, по его примечанию, может на всякий час заслуживать перенесением досад, бесчестий, уничижений и поруганий. От этого (неподаяния случаев к венцам) происходит троякий и весьма важный вред: во-первых, сам настоятель лишается награды, которую получил бы за благонамеренные выговоры и наказания, во-вторых, добродетелью одного мог бы доставить пользу другим, но этого не сделал; третий же и самый тяжкий вред состоит в том, что часто и кажущиеся мужественными, терпеливыми и утвердившимися в добродетели, не получая от настоятеля ни обличений, ни поношений, лишаются снисканных кротости и терпения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Перст Божий вижу в том, что твоя хиротония совершилась в день, когда полнота Церкви вспоминает Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Христова. Опираясь на свой опыт могу сказать, что епископское служение поистине есть крестоношение. И, если ты приступаешь служить Господу, приготовь душу твою к искушению (Сир. 2:1). В тебе «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), явившему нам пример кротости. Он, по слову апостола, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Крест воспринимался в древние времена как символ унижения, слабости, поражения, но вместе с тем именно Он стал символом спасения: через жертвенное и самоуничижительное служение Господь даровал людям вечные блага и отверз врата Небесного Царства. Посему «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия»  (1 Кор. 1:18). Изволением Священного Синода тебе предстоит совершать архипастырские труды на восточном порубежье России, в Петропавловской и Камчатской епархии, которая в этом году торжественно отмечает 100-летие своего образования. За минувший век в сем уделе церковном многое было сделано твоими предшественниками. Тебе же предстоит быть продолжателем их славных трудов. В своем слове при наречении ты засвидетельствовал готовность быть достойным помощником Преосвященного архиепископа Артемия и стараться вместе с ним развивать церковно-приходскую жизнь, усердно трудиться на поприще строительства новых храмов, вести просветительскую работу с военнослужащими и моряками, проповедовать Евангелие Христово коренным народам Дальнего Востока. Не забывай сказанных тобой слов и стремись без самонадеянности, но с упованием на милость и помощь Божию исполнять возложенные на тебя обязанности. Помни данные тобой обеты и всегда храни в своем сердце слова Спасителя о том, что возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад не благонадежен для Царства Божия  (Лк. 9:62). Центром жизни епископа является литургическая жизнь, поэтому не оскудевай в своих молитвах и старайся как можно чаще вместе с паствой причащаться от единой Чаши. Призывай людей к регулярному участию в Таинствах Церкви, которые являются неиссякаемым источником благодати Святого Духа. Не оставляй народ Божий без должного наставления. Как пастырь добрый вдохновляй словесных овец Христовых своим архиерейским глаголом, а тем паче делом и примером жизни по евангельским заповедям.

http://patriarchia.ru/db/text/4584024.ht...

После сих истязаний Юлиан снова отослал его в темницу, повелев морить святого голодом и жаждой, сам же ушел на место называемое Дафне, чтобы принести жертвы богу своему Аполлону и вопрошал его об исходе своей войны против персов 6826 . Там пробыл он довольно долго, всякий день принося в жертву скверному Аполлону большое количество животных, но все-таки не получил желаемого ответа. Ибо бес, находившийся в идоле Аполлона и дававший ответы людям, умолк с того времени, когда на то место перенесены были мощи святого Вавилы (епископа и мученика Антиохийского) с останками трех младенцев, пострадавших с Вавилой 6827 . Итак, Аполлон ничего не ответил Юлиану. Когда царь узнал, после долгого расследования, что Аполлон онемел потому, что невдалеке от него были положены мощи Вавилы, то тотчас повелел христианам взять оттуда мощи; но лишь только святые мощи были взяты со своего места, как на храм Аполлонов ниспал огонь с неба и сжег его вместе с находившимся в нем идолом. Артемий же, находясь в темнице, был посещен Самим Господом и Его святыми ангелами. Когда Артемий молился, ему явился Христос и сказал: – Мужайся Артемий! Я с тобою и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми на земле, так и Я исповедаю тебя пред Отцом Моим Небесным. Итак, будь мужествен и радуйся: ты будешь со Мною в Моем Царстве. Услышав сие от Господа, мученик тотчас стал славословить Его; ни одной раны или язвы не осталось на его святом теле, душа его исполнилась Божественного утешения и он пел и благословлял Бога. А между тем, с тех пор как он был брошен в темницу, он ничего не вкушал и ничего не пил, и так продолжалось до самой его смерти. Питаем же был Артемий свыше, – благодатью Святого Духа. Возвратившись со стыдом от своих жертвоприношений, Юлиан возложил вину в сожжении храма Аполлонова на христиан, – говоря, что его зажгли ночью именно они, – и, отняв у христиан святые церкви, превратил их в идольские храмы и стал делать большие притеснения христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Св. Артемон жил во времена апостольские в городе Селевкии писидийской. Св. апостол Павел, прибыв в Селевкию и увидев его добродетельную жизнь, поставил его здесь епископом. Скончался Артемон в глубокой старости. Память святого Артемия, епископа селунского. Память преподобного Захарии. Преподобный Иаков исповедник – одно и то же лицо с Иаковом епископом, память которого 21 марта. Преподобный Захарий был затворником Киево-Печерского монастыря. Мученики Стефан и Петр пострадали в Казани в 16 столетии. Оба они были обращены в христианскую веру из татар. Пожелав креститься, первый явился к соборному протоиерею и сказал, что он, будучи болен ногами и дав обет уверовать во Христа, если получит исцеление, исцелился; когда же протоиерей заметил ему, что соотечественники могут заставить его возвратиться к магометанству, и он отвечал, что готов терпеть все за Христа, – крестил его. И в скором времени Стефану пришлось пострадать: татары зарубили его. Точно так же и Петра сначала ласками, затем угрозами пытались они отвратить от Христа и, когда он оставался непреклонным, убили его. 25-е число Благовещение Пресвятой Богородицы – праздник, установленный в память возвещения Ей архангелом Гавриилом благой вести о воплощении в рождении от Нее Спасителя Мира, Сына Божия, Иисуса Христа. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой! Благословенна Ты в женах! – сказал св. Деве архангел, явившись Ей в Назарете, в доме Иосифа, которому она обручена была для хранения Ее девства. – Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты зачнешь и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус (Спаситель). Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Св. Мария, помня Свой обет не выходить замуж, сказала архангелу: «Как же будет это, когда я не замужем?» Архангел отвечал: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рожденный Тобой будет свят и назовется Сыном Божиим». – «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему!» – отвечала тогда архангелу св. Мария. И архангел отошел от Нее. Событие благовещения происходило 25 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Слава, о которой здесь говорит Премудрость, которой может быть причастен человек, откликнувшийся на ее зов – это слава у Бога, слава в Царстве Небесном. Не каждый человек, который идёт по пути добродетели, становится славным в этой земной жизни. Некоторых святых Господь делает известными еще при жизни, других прославляет после смерти, как, например, святого отрока Артемия Веркольского, добродетели которого были явлены через внезапное открытие его нетленных мощей. А кого-то Господь оставляет безвестными на земле, но в Своём Небесном Царстве Он всех их удостоит славы. Также Премудрость говорит: «у Меня правда», поэтому все правдолюбцы, все, кто ищет правды, справедливости, должны знать, что искать нужно у Христа. Притч. 8:19 «Плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра» ( Притч. 8:19 ). Потому что ни отборное серебро и ни золото человека не спасают, а спасает Христос, ипостасная премудрость Божия. Поэтому плоды её лучше, чем что-либо из материальных вещей. Притч. 8:20 «Я хожу по пути правды, по стезям правосудия» ( Притч. 8:20 ). Святитель Григорий Нисский так комментирует эти слова: «Как прекрасно приводить душу в движение и упражнение на этих путях!» То есть, подражая премудрости Божией, христианин должен стремиться ходить по этим путям правды, правосудия. И ходить – не то что один раз пройти, а регулярно ходить и не довольствоваться тем, что один раз исполнил заповедь. Притч. 8:21 «Чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю» ( Притч. 8:21 ). Прежде всего имеются в виду «неветшающие хранилища» на небесах, в которых собирается «негиблющее сокровище». Хотя и здесь, на земле, Господь не оставляет верующих в Него. Это не значит, что Он делает всех их богатыми. Богатство, к сожалению, людей чаще губит, чем спасает. Но при этом необходимое для жизни Господь обеспечивает как праведникам, так и их детям. Притч. 8:22 Следующий 22 стих был очень важен во время арианских споров. В синодальном переводе Библии этот стих звучит так: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» ( Притч. 8:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Юрий с мечом в руке догнал ушедшую Иулианию на дворе, изрубил ее и велел бросить в реку. Это было 21 декабря 1406 года. Гнусный убийца убежал к татарам, но, не найдя там покоя от мучений совести, удалился в Рязанскую пустынь, где в горьком раскаянии окончил жизнь в 1408 году 1067 . Весною один расслабленный бродил по берегу реки и увидел тело, плывущее против течения; изумленный тем, что видел, он почувствовал оживление в больном теле своем и услышал голос: «Человек Божий! Иди в Торжок, в соборную церковь , скажи протопопу и братии, чтобы взяли отсюда грешное тело Иулиании и погребли у южных дверей». Исцеленный с радостью поспешил исполнить приказание явившейся. В сопровождении многочисленного народа святое тело перенесено было в собор, и здесь многие больные получили исцеление. В 1598 году соборный диакон Иоанн хотел сам собою осмотреть мощи святой княгини. Он постился 40 дней и потом стал откапывать гроб; но внезапно исторгшийся из земли огонь опалил его, и он упал в изнеможении. «Не трудись напрасно, отец! – был к нему голос. – Не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией». Два месяца диакон лежал в расслаблении и получил исцеление у гробницы княгини-мученицы. В 1811 году на второй неделе Великого поста жена соборного протоиерея Артемия потеряла рассудок и зрение; много она мучилась и страдала. В день памяти святой княгини совершен был соборный молебен, и – больная освободилась от своей болезни. Три года спустя, при разобрании обветшавшего собора, открылся каменный гроб благоверной княгини Иулиании, и потекли потоки чудесных исцелений. Более 50 таких исцелений записано в книге, хранящейся в соборе, при раке святой княгини-мученицы 1068 . Повторим наставления Священного Писания, которые так свято чтила блаженная княгиня: бегайте блуда. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога,и вы не свои?Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор. 6, 18, 19–20 ). Брак у всех да будет честен и ложе непорочно: блудников же и прелюбодеев судит Бог ( Евр. 13, 4 ). Прелюбодей глупостью сердца своего наносит пагубу душе своей. Бесчестие и срам собирает он себе и бесчестие его неизгладимо (см.: Притч. 6, 32–33 ). Преставление Прокопия юродивого, Вятского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В статье проф. И. Малышевского : «Подложное письмо Смеры» (Тр. Киев. Дух. Акад., 1876 г., кн. 2 и 3) находим несколько страниц, посвященных деятельности старца Артемия в Литве. Принимая свидетельство Венгерского о прибытии, в Витебск Артемия, Феодосия и Фомы, Малышевский тем не менее не находит возможным все сказанное Венгерским о Московских выходцах относить также и к Артемию. Последнего он отделяет от Феодосия и Фомы, которых, равно как и Игнатия, считает антитринитариями. Разбором данных о деятельности Артемия и тех отрывков из его посланий, которые были известны проф. Малышевскому, последний старается подтвердить свои взгляды на взаимоотношение литовских антитринитариев и московских, какими он считает Феодосия с учениками. Взгляд на деятельность старца Артемия в Литве и вообще на убеждения его, высказанный Малышевским, не многим, разнится от мысли преосв. Макария: автор признает Артемия строго-православным человеком и с тем вместе религиозным мыслителем, старавшимся поглубже вникнуть в дух религии и чуждавшимся крайностей обрядовой стороны её. Ложно понятый в Москве и Витебске и принятый за еретика, Артемий в Литве, «наученный горьким опытом, смущаемый крайностями вольнодумства, до которого дошли бывшие сообщники его, умерил и свое свободомыслие и понял, что здесь нужнее в данную пору защищать истины православия не от невежества или суеверий, а от «лжеименного разума», разума слишком смелого и самонадеянного, но граничащего с тем же невежеством». 35 Кроме того, в этой же статье проф. Малышевского находим много интересных данных о религиозном состоянии Литвы во время Артемия и о выдающихся деятелях тогдашнего религиозного движения: Радзивилле, Будном, Косом и др. Н. Лебедев в статье: «Макарий, митрополит всероссийский» отводит главу процессу Артемия. 36 Указав мнение Курбского, кажущееся автору вероятным, – что в деле осуждения Артемия не малую роль играли крайности партийной борьбы, особенно вследствие перевеса, полученного иосифлянами при м. Макарии, автор разбирает данные о личности Артемия и его процессе. Судя не по одним только словам Курбского, а и по другим источникам, приходится признать, по словам Лебедева, что Артемий был привлечен к суду несправедливо; но разбор возведенных на него обвинений показывает противное, и среди них есть такие, в которых его безусловно нельзя оправдать. К тому же, можно подобрать еще показания в пользу виновности Артемия: некоторое уклонение от обрядов православной веры, замеченное царем и Сильвестром, и собственное его впоследствии сознание в заблуждениях. Поэтому нельзя говорить, полагает автор, о вражде иосифлян и пристрастном их отношении к Артемию, как представителю противной партии, как о мотивах осуждения Артемия. Взгляд этот грешит тем, что автор смешивает поводы осуждения с причинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010