Есть еще молитва общая. Церковная. Это как большой костер! Когда мы вместе, объединенные Христом в Церкви! Где совершается  уставное богослужение и евхаристия – бескровная жертва. В Церкви, где есть таинство исповеди. Исповедь помогает следить за  чистотой души. Когда священник, который имеет благодать – вязать и разрешать – накрывает вас епитрахилью, читает молитвы – ваша  душа омывается, она опять становится чиста. И чтобы дальше были силы жить по заповедям Божиим – мы приступаем к таинству Причастия. Так в конце Литургии мы  соединяемся с Кровью и Телом Христовым. Это и есть самая главная, мистическая связь с Христом.  Когда мы становимся с Ним, едины и по духу и по плоти. — Кто-то соединяется, кто-то отдаляется… Вон, сколько различных учений сейчас. Одно неоязычество чего стоит. Как не прельститься? — Понимать, что есть истинное, а что ложное. Господь, когда посылал учеников  на проповедь, говорил им: Я вас посылаю как овец среди волков. Три века было гонение на христианство,  верующих терзали, бросали на съедение зверям. Кровью мучеников христианство пробило себе дорогу.  Потому что люди, видя страдание за веру, тысячами шли  за Христом.  В конце концов, языческая Римская империя уступила христианскому миру. И мы потом взяли эту веру, созиждущую все народы, тогда раздельные, часто враждующие.  Сейчас фольклорное представление о язычестве.  Сарафаны, венки, прыжки через костер. Но это сторона неистинная. Как жили? Некоторые племена наши и роды – даже свои семьи не знали.  От кого ребенок – не всегда женщина знала. У князя Владимира до принятия христианства – двенадцать жен и почти тысяча наложниц. Человеческие жертвоприношения были. Избавлялись от старых людей. В христианстве подобное прекратилось, потому что Бог есть любовь. И как с родителями обращаться, как с детьми – все это унаследовала наша Россия. Эта вера стала стержнем, вокруг чего  и объединился народ. Суворов  обращался к своим богатырям: храните веру православную, веру Отеческую.  И у нас другого пути нет, как стоять в вере Отеческой.  «Вы – соль земли», – так Господь говорил своим ученикам. Для чего соль нужна? Для того, что бы сохранить продукт, законсервировать.  Она удерживает от разложения. Поэтому и учение православное является солью для народа. Удерживает нас от разложения. Чтобы мы могли дать отпор серьезным вызовам, наступающей агрессии сексменьшинств, однополых браков…

http://pravmir.ru/cerkov-eto-ne-steny-ce...

Житие св. Сусанны [Сосанны]: Синаксарий Константинопольской Церкви (2 сентября) В тот же день память преподобномученицы Сусанны. Она происходила из Палестины, была дочерью языческого жреца Артемия и Марфы, происходящей от иудеев. Она после смерти родителей была крещена пресвитером Сильваном и научена им слову Божию. Затем она раздала богатство нищим и оставила мир, уйдя в монастырь: стала монашествующей, переоблачившись в мужское одеяние и сменив имя на Иоанн. Некогда она была обвинена одной женщиной в том, что совершила над ней то, что делают мужи. [Сусанна] была испытана девами, раскрыла, что она по природе женщина, и опровергла обвинение. Затем она отправилась в Элевтерополь и была там местным епископом поставлена диакониссой. В правление наместника Александра она была арестована и после многих мучений, брошенная в темницу, скончалась. Egeria (Aetheria). Itinerarium seu peregrinatio AD LOCA SANCTA. XXIII. 1–3 CLCLT: CPL 2325 – Itineraria et alia geographica/Ed. P Geyer, О. Cuntz. Turnholti, 1965 (CCSL 175). P 37–90 193 . Пер. по изд.: Паломничество по Святым местам конца IV века//Православный Палестинский сборник. Вып. 20. СПб., 1889; Подвижники благочестия, ПРОЦВЕТАВШИЕ НА СИНАЙСКОЙ ГОРЕ И В ЕЕ ОКРЕСТНОСТЯХ. К ИСТОЧНИКУ ВОДЫ ЖИВОЙ. Письма паломницы IV века. 2-е изд. М., 1994. С. 194. Эгерия (Этерия) – римская паломница, совершившая путешествие к святым местам на Востоке и описавшая свои впечатления (381/388). Очевидно, что упомянутая Эгерией Марфана – настоятельница женской монашеской общины 194 . XXIII. (1) Nam proficiscens de Tharso perueni ad quandam ciuitatem supra mare adhuc Ciliciae, quae appellatur Pompeiopolim. Et inde, iam ingressa fines Isauriae mansi in ciuitate, quae appellatur Corico. Ac tertia die perueni ad ciuitatem, quae appellatur Seleucia Isauriae. Ubi cum peruenissem, fui ad episcopum uere sanctum ex monacho, uidi etiam ibi ecclesiam ualde pulchram in eadem ciuitate. (2) Et quoniam inde ad sanctam Theclam, qui locus est ultra ciuitatem in colle sed plano, habebat de ciuitate forsitan mille quingentos passus, malui ergo perexire illuc, ut statiua, quam factura eram, ibi facerem. Ibi autem ad sanctam ecclesiam nihil aliud est nisi monasteria sine numero uirorum ac mulierum. (3) Nam inueni ibi aliquam amicissimam mihi, et cui omnes in oriente testimonium ferebant uitae ipsius, sancta diaconissa nomine Marthana, quam ego apud Ierusolimam noueram, ubi illa gratia orationis ascenderat; haec autem monasteria apotactitum 195 seu uirginum regebat. Quae me cum uidisset, quod gaudium illius uel meum esse potuerit, nunquid uel scribere possum?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эдикт об амнистии христиан был опубликован в Александрии 9 февраля 362 г., и уже 21 февраля святитель Афанасий вернулся из укрытия в свой город. Кафедра его к тому времени была уже освобождена от ее захватчика Георгия. Ненавидевшие Георгия местные язычники учинили над ним расправу сразу после того, как узнали о смерти покровительствовавшего ему Констанция. Убийству Георгия предшествовала казнь дукса Египта Артемия и еще нескольких высокопоставленных местных чиновников и офицеров. Арианин Георгий неоднократно «уязвлял» алексан­дрийцев «своим змеиным жалом. Сын шерстобитного мастера из киликийского города Епифании, он возвысился на горе многим... и был назначен епископом Александрии, города, который неред­ко без повода со стороны и без достаточных оснований приходит в бурное волнение... Перед Констанцием... он оговаривал мно­гих, будто они не повинуются его приказаниям, и, забыв о сво­ем призвании, которое повелевает ему только кротость и спра­ведливость, он опустился до смертоносной дерзости доносчика... К этим злым делам он прибавил еще одно... Когда он... прохо­дил мимо великолепного храма Гения, то... воскликнул: “Долго ли будет еще стоять эта гробница?» Эти слова поразили многих, как удар грома. Стали бояться, как бы Георгий не предал разру­шению и этот храм... И вот когда неожиданно пришло радостное известие о смерти Артемия, вся чернь в возбуждении... устреми­лась с ужасным криком в дом Георгия. Его вытащили, подвергли всякого рода истязаниям, волокли по земле и до смерти затоп­тали ногами. Вместе с ним были убиты начальник монетного двора Драконтий и некто Диодор, имевший звание комита, – их волокли по улицам, связав ноги веревками... Бесчеловечная толпа возложила растерзанные трупы убитых на верблюдов, отвезла их на берег моря и, предав немедленно огню, бросила в море пепел... Когда этих несчастных вели на страшную казнь, их могли бы защитить христиане, если бы ненависть к Георгию не была всеобщей» 240 . Александрийские христиане с ликованием встретили сво­его предстоятеля Афанасия, вернувшегося из ссылки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1. Память Артемия 20 октября; мученическая кончина его последовала в 263 г. 2. Сие событие последовало 28 октября 312 года. 3. Византия, впоследствии знаменитый Константинополь, или Царьград, впервые возвышенный Константином Великим, была сначала небольшой Мегарской колонией, основанной около 658 года до Р. Хр. и названной по имени главного ее основателя (основана выходцами из греческого малоазийского города Милета, подчиненного тогда персидскому царству). 4. Скифы — дикий кочевой народ, пришедший из Азии и первоначально кочевавший в южных степях нынешней России, откуда после они двинулись далее на запад к Дунаю, беспокоя опустошительными набегами придунайские области римской империи. 5. Греко-римская богиня любви, красоты, сладострастия и нечистых похотей. Пещера гроба Господня, за два до сего столетия, была завалена по приказанию римского императора Адриана, с целью сделать неузнаваемым совершенно самое место распятия и погребения Христа. Это было в 119 году по Р. Хр. 6. Св. Димитрий Ростовский заканчивает свое повествование о Воздвижении Креста Господня (в примечании) следующими подробностями: «О чуде том, чрез который был узнан истинный Крест Христов, многие говорят несогласно. Некоторые говорят, что мертвая девица была несена на погребение и силою крестною была воскрешена. Другие говорят об умершей вдове, которая чрез животворящее древо ожила. Иные повествуют, что вдова некая лежала дома больной и была близ смерти, но вот, к ней пришел патриарх (Макарий) с царицей (Еленой) и, принесши кресты, возлагал их на больную, и когда возложен был Крест Господень, немедленно встала здоровой. Другие передают, что (в то время) на кладбище несен был мертвец, но чрез прикосновение Кресту Господню он воскрес. Никифор Каллист (кн. VIII, гл. 29) говорит, что оба чуда были совершены тогда Крестом Господним: и вдова, лежавшая дома больною и уже умиравшая, от врат смертных была возвращена к жизни и здравию, и мертвец, которого несли для погребения, был воскрешен». 7. По исследованиям агиологов, это было приблизительно в конце мая 326 года. С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова 13 сентября, положено было праздновать Воздвижение Креста Господня на другой день, 14 сентября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Арпила монах, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Арриан , муч. египетский, 14 дек. Арсений (мужественный, греч.), великий, преп. египетский, 8 мая. Арсений , преп. латрский, 13 дек. Арсений , архиеписк. керкирский, 10 янв. Арсений , еп. сербский, 28 окт. Арсений , еп. тверской, 2 марта. Арсений , пр. коневский, 12 июня. Арсений , пр. комельский, 24 авг. Артема , ап. из 70, 30 окт. Артема (здравый и свежий, греч.), муч. кизический, 29 апр. Артемий (здравый, греч.), муч. антиохийский, 20 окт. Артемия (здравая, цветушая, греч.) царевна, дочь Диоклитиана, муч. римская, 7 июня. Артемон , (парус, брамсель, греч.) еписк. Селевкии писидийския, 24 марта. Артемон , пресв. лаодикийский, муч. кесарийский, 13 апр. Архелая (начальница людей, греч.), преподобномуч. салернская, 6 июня. Архилий иерей, муч., 6 апр. Архипп (господин лошадей, греч.), ап. из 70,19 февр. и 22 ноября. Архипп преп., живший в Хонах, 6 сент. Асинкрит (несравнимый, греч.), ап. из 70, 8 апр. Аскалон (Аскла), муч. антинойский, 20 мая. Асклипиад (эскулапов – врача, греч. δχελς πιος постоянно благоприятный, врачующий), муч. смирнский, 11 марта. Аскипиодота муч., 19 февр. Асклипиодот (данный эскулапом, греч.), 3 июля. Асклиада , муч. фракийская, 15 сент. (она же Асклипиодота 19 февр.) Астерий (усеянный звездами, похожий на звезды, греч.) синклитик, муч. кесарийский в Палестине, 7 авг. Астерий , муч. римский, 6 июля. Астерий , муч. киликийский, 20 мая. Астерий , муч. момпсвестийкий, 29 окт. Астий (городский, греч.), еписк. диррахийский, муч. 4 июня. Астион монах, муч. алмиридский на Дунае, 7 июля. Аттик ( афинский , греч.), муч. севастийский, 3 ноября. Аттий (Атт, нападающий, греч. или лучший), из 9 мучч., в Пергии памф., 1 авг. Африкан (африканский), 10 апр. 13 мар. и 28 окт. Аффоний ( независтливый, щедрый, греч.), муч. персидский, 2 ноября. Ахаз (владетель, евр.), праведный, 1 апр. Ахаик (ахейский, греч. от αχαα­добрая), ап. из 70, 4 янв. Ахиллий (Ахиллесу принадлежащий), еписк. лариссийский, 15 мая. (Ахиллес­скорбь войска).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Артемий, праведный Веркольский, ум. 1532. 23 июня и 20 окт. Артемия царевпа, дочь Диоклетиана, муч. Римская ок. 306 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Артемон, еписк. Селевкии Писидийской, ученик ап. Павла. 21 марта. Артемон, пресвит. Лаодикийский, муч. Кесарийский ок. 303 года. 13 апр. Архелая, Фекла и Сусанна, преподобномученицы Салернские при Диоклетиане. 6 июня. Архилий иерей, муч. с Иеремием. 6 апр. Архипп, ап. из 70, с Филимоном н Апфией. 19 февр. и 22 нояб. Архипп преп., живший в Хонах, при храме архистр. Михаила. 6 сент. Асинкрит, ап. из 70. 8 апр. Асир, сын праотца Иакова. В нед. праотец. Аскалон, муч. Антинойский при Диоклетиане от Арриана. 20 мая. Асклипиад, муч. Смирнский при Декии, с Пионием пресвитером и др. 11 марта. Аскипиодота муч., с Максимом и др. 19 февр. Асклипиодот муч., с Диомидом и др. 3 июля. Асклиада, муч. Фракийская при Максимиане, с Феодотом. 15 сент. Астерий синклитик, муч. Кесарийский в Палест. при Галлиене (ок. 260), с Марином. 7 авг. Астерий, муч. Римский при Клавдии (ок. 270), ст. Марином и др. 6 июля. Астерий, муч. Киликийский при Нумериане, с Фалалеем. 20 мая. Астерий, муч. Момисвестийский (? – Киликийский – пРим.ред.) при Диоклетиане (303), с Клавдием и др. 21 окт. Астий, еписк. Диррахийский, муч. при Траяне. 4 июня. Астион монах, муч. Алмпридский на Дунае, около времен Диоклетиана, с Епиктетом пресвит. 7 июля. Аттик, Агапий, Евдоксий, Катерий, Пактовий, Истукарий, Никтополион и др. воины, мучч. Севастийские при Декии. 3 ноября. Аттик, патриарх Цареградский, ум. ок. 425. В субб. с. Аттий, из 9 мучч. постр. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг. Африкан, муч. Африканский при Декии, с Терентием и др. 10 апр. Афродисий, преп. Палестинский 6 века. В субб. с. Аффоний, муч. Персидский ок. 343 г., с Акиндином и др. 2 нояб. Ахаз праведный 1 апр. Ахаик, ап. из 70. 4 янв. Ахилла, преп. Скитский, 5 века. В субб. с. Ахиллий, еписк. лариссийский, ум. ок. 330. 15 мая. Ахия пророк. 12 ноября. Афанасий, еписк. Тарса Кил., муч. при Валериане, с Анфусой и др. 22 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Святой Григорий Турский в своей «Истории» называет имена многих епископов, занимавших кафедры Галлии. Так, цепь преем­ства своих предшественников по кафедре он начинает со свято­го Мартина Турского, за которым последовали Брикций, Арменций, Евстохий, Перпетуй, Волузиан, Вер и Лициний, на 11-м году служения которого умер Хлодвиг. Григорий Турский упомина­ет также нескольких епископов бургундского города Клермона: Артемия, Венеранда, Рустика, Намация, Епархия, Сидония – зна­менитого поэта и оратора, который был зятем императора Авита. Почти всех названных им епископов Григорий Турский именует святыми. Среди них он особенным образом выделяет епископа Реймса Ремигия, который совершил крещение Хлодвига. Возда­вая хвалу святителям, возглавлявшим церкви Галлии, Григорий Турский цитирует некоего Павлина, возможно, это был епископ Ноланский: «Если же ты посмотришь сегодня на достойных епи­скопов Господних, как, например, на Эксуперия из Тулузы, или на Симплиция из Вьенна, или на Аманда из Бордо, или на Диогениана из Альби, или на Динамия из Ангулема, или на Венеранда из Клермона, или на Алития из Кагора, или, наконец, на Пегасия из Периге, то, как ни порочен наш век, ты все же безус­ловно увидишь, что они самые достойные хранители всей веры и благочестия» 1089 . 6. Завоевание Британии англосаксами Оставленные Римской империей бритты в середине V века подвергались грабительским нападениям пиктов с севера и скот­тов со стороны моря, из Ирландии. Набеги варваров побудили бриттов к объединению. В результате появилось королевство логров во главе с Вортигерном, предки которого, возможно, принадлежали к местной романизованной знати и который был приверженцем получившего распространение в Британии пелагианского учения, отвергнутого Кафолической Церковью. Коро­левство логров, расположенное в юго-западной части Британии, было самым сильным из примерно десяти подобных ему бритт­ских королевств. В 453 г. логры в сражении со скоттами одержа­ли победу, убив верховного короля Ирландии по прозвищу Ниал Девяти Заложников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

74 В иконописном подлиннике не говорится о праведном Афанасии, и в святцах (Барсуков, стр. 64–65) нет, 75 В акафисте прав. Артемию Веркольскому Чудотворцу, это событие передано так (4 конд.): «Проповедник первый прославленного тела Твоего, клирик церкви святителя Николая, ища в лесной чащи плодов земных, обрете сокровище неоцененное, истленныя мощи твоя, праведно Артемие, чрез 33 лета неповрежденныя пременами стихий, и с благодарным·чувством преклони колена восклицание к Богу: Аллилуия» (см. служба и акафиет св. Правед. Артемию, Веркольскому чуд.», М., 1890 г., 22 л.). 77 Особенно характерно в атом отношении такое чудо. Человек, именем Иван безумием же своим посмеяся чудесен святого Артемия, мнев яко неистинна есть и абие слеп быв невидя ничто же и возопив горце: о святый праведный угодниче Христов дивный в чудесех Артемие, согреших убо пред тобою яко глаголах на та неподобно слово. Не даждь ми погибнути, ныне убо разумев яко не мечтанием в неложная чудеса твориши, и много ему молящуся святый Артемий услыши моление его дарует ему здравие и позрева человек той очима своима и бысть здрав славя Бога и святого Артемия, творящего неложные чюдеса. 79 Из паперти св. мощи праведного Артемия в 1584 году перенесены были в самый придел Св. Николая, о чем в житии говорится так: «В лето 7092 бе некто Павел, ему же обратней лице его назад, еже и очи ему затворишася, Не видя ни чтоже... и воспомяиу св. Артемия, скорый же на помощь св. Артемий дарует ему здравие: в той час отвратней лице его и отворишася очи его и поведа той христианам чудо бывшее. Христиане же похвалшпа Бога и св. Артемия и сотвориша придел особ близ церкви Св. Николы и приступльше с верою взята мощи его и внесоша в придел, и положити в новом гробе (ркп. 481). С этого времени, можно думать, стали писать и образа прав. Артемия, – на основании след. сказания. Чудеса же св. Артемия умножахуся, бе же убо священницы единому имя Иван, другому же Фома, повелеша надъсках старые гробницы прежней, писати образы святого праведного чюдотворца Артемия, и остася того святого праведного гробницы стружек. Священник же Иван собрав те стружки святого гробницы, и в сохранение положи и взимание убо с верою те стружки яко же персть, и оттого исцеление получаху. Бысть убо человек, именем Панкрат, преехав с Пинеги на великий Устюг, в лето зр и привес с собою образ святого Артемия гробницы. Егда и оттого образа многа исцеления быша, Бе убо некия жены две, единой имя Анна, другие же Улита, одержими бе трясаницею пять лет той же священник Иван взем стружек гробницы святого, и положи женам ко кресту и в том часе здравы быша, месяца Апреля в 1 день и благодарите Бога и святого Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

(Архангельской и Холмогорской епархии), близ с. Веркола Пинежского р-на Архангельской обл., на левом берегу р. Пинеги. О начальной истории мон-ря рассказывает 75-е чудо «Жития святаго праведнаго богомудрого отрока новоявленнаго Артемиа, Верколскаго чюдотворца» (неизд.) - «О явлении святого». Мон-рь был основан в 1645 г. по обету мезенским и кеврольским воеводой А. Ф. Пашковым после чудесного исцеления его сына Иеремии по молитвам родителей перед мощами св. прав. Артемия Веркольского . На месте обретения нетленных мощей св. Артемия Пашков выстроил на свои средства ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского (соименного прав. отроку) с приделом во имя прав. Артемия Веркольского, освященную по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа и свт. Аффония , митр. Новгородского, а также устроил ограду и кельи для братии. В 1648 г. настоятелем обители был поставлен иером. Рафаил. В том же году вышел указ царя Алексея Михайловича о строительстве мон-ря, и «инии людие начаша приходити и тружатися, и вклады чюдотворцу в казну дающе, и единожители учинишася. И с того времени монастырь святаго праведнаго Артемия, Веркольского чюдотворца, именовася и молитвами его распространяшася» ( Савельева. С. 373-374). После пожара, уничтожившего Артемиевскую ц., был построен новый деревянный храм, в к-рый 17 нояб. 1648 г. по указу царя перенесли мощи прав. Артемия из приходской Никольской ц. с. Веркола. В 1650 г. Алексей Михайлович пожертвовал в мон-рь колокола, богослужебные книги, облачения, утварь; мон-рю оказывал покровительство также Патриарх Никон . 21 апр. 1695 г. обитель вновь пострадала от пожара, сгорела ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского, мощи св. Артемия по благословению архиеп. Холмогорского Афанасия (Любимова) были обретены под завалами сгоревшего храма. В 1700 г. на месте сгоревшей была построена холодная ц. во имя вмч. Артемия (вскоре также сгоревшая), куда 4 июля 1701 г. перенесли мощи святого. В XVIII в. обитель и храмы неск. раз горели, но мощи св. Артемия не пострадали.

http://pravenc.ru/text/76368.html

Еще раз ставлю вопрос: был-ли Артемий действительно еретиком? «Сочувствие в некоторых пунктах тогдашним еретикам не есть, конечно, еще ересь». 144 Но важно именно то, что приходится признать этот факт «сочувствия в некоторых пунктах тогдашним еретикам»: суждения Артемия о постах, молитвах за умерших, крестном знамении сближают его с тогдашними рационалистами («еретиками»); ведь, Феодосий Косой очень скоро после осуждения Артемия повторил между прочим и помянутые суждения; факт близости Артемия к Феодосию не подлежит сомнению. А это свидетельствует о том, что тогдашние рационалистические учения коснулись и Артемия; как и когда это случилось, – об этом скажу дальше, когда придется перейти к общим выводам, а пока отмечу, что у Артемия можно найти и еще черты «вольномыслия»: поездка в Нейгауз, вызванная желанием поговорить о вере, критика книги Иосифа Волоцкого , свободное отношение к еретикам. 145 С другой стороны, у него видна близость к учению заволжских старцев: склонность к «особному житию», строгий взгляд на монастырские стяжания, гуманное отношение к еретикам, мысль о необходимости сознательного, критического отношения к «божественным писаниям». Ограничусь пока лишь указанием факта близости Артемия и к рационалистам и к мистикам-заволжцам; объяснение этого факта – после разбора посланий Артемия и при разборе значения его деятельности. Литовский период жизни и деятельности старца Артемия Литовско-русское государство, куда бежал старец Артемий после заточения его в Соловецкий монастырь, не могло представлять собою совсем уже чужую землю для русского беглеца: там исповедовалась и вера православная, там звучал и русский язык. Последний был весьма распространенным народным языком: вел. кн. литовский, напр., в грамоте от 29 авг. 1536 г. 146 приказывает для «певности», т. е. для общеизвестности, общедоступности, перевести «лист князя бискупа» и внести его в свою грамоту именно на языке русском, как наиболее популярном. Что же касается веры православной, то уже даже после смерти Артемия встречается грамота 1607 г., 147 которою повелевается городских бурмистров избирать половинным числом из веры римской, а другую половину – веры греческой. Таким образом, прибывший из России старец находил здесь и родной язык и родную веру. Но в то время, как в московском государстве православие было господствующей религией, не то видел он в Литве, где официальной религией считался католицизм, а ко времени прибытия Артемия стали распространяться и лютеранство и кальвинизм и социнианство. Вопрос о появлении, развитии и взаимоотношении в XVI веке этих исповеданий в настоящее время трудами Ив. Соколова, И. Чистовича , Н. Н. Любовича и других 148 представляется настолько уже выясненным, что мы можем пользоваться готовыми данными по истории западно-русской церкви, не отвлекаясь в сторону дополнительного исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010