Таков, напр., грот св. Пропопия около Монополи (Апулия), где в апсиде находим Вседержителя на престоле с «предстоящими», держащего в руках крест с Распятым (правая нога положена на левую) и испускающего на Него св. Духа из уст. Интересно, также, что в росписях гротов от нормандской эпохи чаще встречаются титулы латинские, которые, по местам, видно хорошо, заменили греческие. В одном гроте (св. Власия) в 4–5 верстах от станции s. Vito dei Narmanni (в области Бриндизи) который датируется надписью греческой 1197 г., я встретил титулы на обоих языках. 1954 Само собою понятно, что все это сильнейшим образом говорит о латинском влиянии на церковную среду греческих монастырей южной Италии, которые в этом отношении в нормандскую эпоху, по справедливому замечанию Шаландона, переживали сильный кризис. 1955 Однако, нет нужды переоценивать факты и смотреть слишком пессимистично на положение южно-итальянских монастырей греческих нормандской эпохи. Внешнее положение их изменилось, но внутренняя жизнь их по-прежнему была отмечена близостью к Востоку, верностью его исконным уставным законоположениям. Удаленные от Византии, южно-итальянские греческие подвижники почерпали из себя самих энергию и силы на ведение аскетического образа жизни. Агиография знает не один пример высокого подвижничества в их среде. Еще в XI веке были известны святостью своей жизни св. Варфоломей, чет- —235— вертый игумен Криптоферратского монастыря, св. Филарет, прославивший Савлинский монастырь Илии в Калабрии. Составитель «жития» Варфоломея, его преемник по игуменству в Криптоферратском монастыре, Лука повествует, что Варфоломей получил духовное воспитание под руководством св. Нила, основателя и первого игумена, с которым он проводил ночи за чтением св. Писания и изъяснением труднейших мест. 1956 От своего наставника Варфоломей воспринял начала строгого аскетизма; и вел жизнь сурового подвижника. Отказываясь от всяких удобств, Варфоломей каждую ночь уходил из своей келии к развалинам какой-то древней стены, под которой устроил себе жесткое ложе из камней, и там давал отдых своему телу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однажды, по словам Луки, диавол, ненавидевший св. подвижника, обрушил стену, под которой был Варфоломей; однако, ни один камень не задел его, и он был совершенно невредим. 1957 Благодаря своей энергии и высокому личному примеру, Варфоломей скоро должен был расширить монастырь, так как явилось много желавших подвизаться под его руководством. 1958 Слава о подвигах и святости жизни криптоферратского игумена обратила на него внимание и Рима. Сам папа Бенедикт IX обращался к нему за помощью, прося молитв и советов, как изгладить ему свой один тяжелый проступок. 1959 Варфоломей был известен также и за пределами римской Кампании. Однажды герцог салернский вторгся в области герцога Гаеты, захватил его самого в плен и отвел в Салерно. Никакие просьбы и старания гаетян вернуть своего правителя не достигли цели. Они обратились к Варфоломею за помощью. Он сам отправился в Салерно и, по его заступничеству, герцог Гаеты был освобожден. 1960 Мирно почил Варфоломей в 1065 г. 1961 Другой представи- —236— тель южно-итальянского греческого монашества и выразитель его идеалов Филарет происходил из Сицилии. Юношей восемнадцати лет он должен быль, вместе с родителями, бежать на материки, в Калабрии, так как сарацины сделали нападение на его родину и начали преследовать христианское население острова. Это было во время морской экспедиции Маниака, посланного императором Михаилом Пафлагоном с флотом против мусульман, т.е. в 1038 г. Беженцы основались в маленьком городке Сенополи (область Реджо), недалеко от обители Савлинской св. Илии. 1962 Почувствовав склонность к монашеской жизни, юный Филарет удалился в монастырь Илии. Принятый в число братии, он скоро обратили на себя внимание игумена строгими исполнением обетов и правили восточных подвижников. 1963 Ревностно проходя пастушеское послушание, Филарет старался удаляться от населенных месть, избирали пустынные уголки и предавался там безмолвию и благочестивыми размышлениями, терпя подчас голод и стужу. Получив новое послушание – место садовника, он с ревностью предался ему; сам сделал себе род шалаша и продолжал подвизаться в полном молчании, лишая себя даже необходимого питания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии гимнографов АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАРФОЛОМЕЙ (мирское имя - Иоанн; ок. 981 г. - ок. 1050), игум. мон-ря Гроттаферрата (Криптоферратского), прп. (пам. греч. 11 нояб.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОСИМ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Афонский, Недостойный], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы ИОАНН [Иване, Иованее] (Конкозисдзе), груз. гимнограф, представитель тао-кларджетской богословско-лит. школы (X в.)

http://pravenc.ru/rubrics/129693.html

Все подобные разности 1624 объясняются постепенным устройством чинопоследования этой литургии в разных церквах и, не нарушая существенных ее свойств, большей частью приведены к единообразию с изданием общего церковного устава в XIV столетии Константинопольским патриархом Филофеем, принятого сначала церковью Константинопольской, а потом и другими православными церквами. Для настоящего перевода рассматриваемой литургии на русский язык избран общепринятый ее греческий текст, изданный Даниелем и сверенный как с основным текстом, принятым в Евхологии Гоара венецианского издания 1638 г., так и с вариантами по древним спискам, Барбериновому (VIII в.), Криптоферратскому и другим, помещенными в том же издании Гоара 1625 , и с текстом служебника, ныне употребляемого в отечественной Православной Церкви. Чинопоследование Литургии преждеосвященных Даров Когда священник имеет совершить преждеосвященную литургию, то, войдя в святилище, облачается в священнические одежды, делая знамение креста и только целуя их, а ничего не произнося, кроме «Господу помолимся», над каждой из одежд 1626 . Диакон выходит на амвон и, поклонившись трижды, говорит: Благослови, владыко 1627 . Священник гласно Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Хор Аминь. И тотчас екклисиарх 1628 говорит: приидите, поклонимся, трижды, и читается предначинательный псалом (см. Пс. 103 ), а священник читает молитвы светильничные ( λυχνικο) 1629 . После предначинательного псалма хор отвечает: Господи, помилуй, на каждое прошение следующей мирной ектении. Диакон говорит: В мире Господу помолимся... О мире нисходящем свыше... О мире всего мира... О святом храме сем... Об архиепископе нашем... О благочестивейших и богохранимых царях... О содействии на войне... О святой обители этой... О благорастворении воздуха... О плавающих, путешествующих... О том, чтобы избавиться... Защити, спаси... Пресвятую, пречистую... Священник гласно Ибо Тебе приличествует всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Хор Аминь 1630 . После возгласа бывает стихословие псалмов к Господу (см. Пс. 119–133 ) с разделением на три статьи ( στσεις, или славы) и с поклонами на аллилуия. После каждого антифона (или славы) произносится малая ектения диаконом и возглас священником. Молитва первого антифона, которую священник говорит

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Редакции Константинопольского месяцеслова. Месяцеслов Великой церкви. Тем не менее Константинопольский тип месяцеслова получает всюду преобладающее значение и это потому, главным образом, что он с дальнейшим развитием своим все более стремится сгладить свой местный колорит и стать общецерковным. Мало наблюдается это еще в таком древнем представителе Константинопольского месяцеслова как Типикон Великой церкви (см. выше, стр. 336–337). Основой его служит какой-то древний месяцеслов одних мучеников, вроде Сирского IV b.; ветхозаветные святые, апостолы, святители и преподобные ставятся иногда после мучеников, но чаще между мучениками известного дня; последнее признак того, что эти памяти — мученические после немученических — внесены позднее. Вообще месяцеслов видимо слагался с большою постепенностью и не проредактирован тщательно кем-либо одним: повторения памятей случаются даже в один день с легким вариантом имени. По 5–7 памятей в день, многие с историческими сведениями. Из ветхозаветных свв. нет Иезекииля и Аггея, служба только Елисею; из апостолов нет памяти Иакова Алфеева и служб Симону, Иуде и Матфею; нет собора 70 апостолов, но есть памяти некоторых из них; нет сирских преподобных Из 130 памятей со службами 18 Константинопольских.   Месяцеслов императора Василия Следующим по времени и важности памятником Константинопольского месяцеслова является « Месяцеслов имп. Василия» (не 1-го Македонянина († 889 г.), а II-ro Болгаробойцы († 1025 г.), потому что есть памяти от конца Х в.), сохранившийся за сентябрь-февраль на пергаментной рукописи, должно быть подлинной, украшенной золотом и драгоценными камнями, в Ватик. библ., половину которой занимают высоко художественные миниатюры подвигов и кончины святых, часто заменяющие самые сказания о свв.; месяцеслов написан по поручению указанного императора (в прологе говорится, что император сам «составил» его). Восполнение недостающих месяцев находят в месяцеслове, даваемом «Евлагадием» в ркп. XI b. и Минеями в ркп. XI–XIII b. Криптоферратской библиотеки, где сказания первой половины года буквально совпадают с Ватик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Ныне отпущаеши, Трисвятое, тропари постные [ 80 ]. Но замечательно, что уже и западные студийские уставы, начиная с Криптоферратского, не знают такого типа утрени; так, в Неделю мытаря Криптоферр. Тип. указывает лишь хвалитные стихиры, а Калабрийская и Сицилийская редакции дают здесь следующий подробный чин конца утрени: после хвалитных стихир и Преблагословена «τ Δξα μεγλως (Слава — велико), Трисвятое, тропарь воскресный, затем ектения, прошения (просительная ектения) и прочее и отпуст». Замечательно, что по Милийскому Типикону такой же точно порядок имеет и конец вечерни праздничной: «стихиры стиховны, Трисвятое, ектения (т. е. сугубая), прошения (т. е. просительная ектения) и прочее и отпуст» [ 81 ]. Самый термин «славословие великое» употребляется уже Криптоферратским Типиконом [ 82 ], не говоря об Евергетидском. Но Никон Черногорец (XI b.) считает отсутствие великого славословия и отделение стиховных стихир от хвалитных на утрени в самые великие праздники общею особенностью всех Студийских Типиков [ 83 ]. Часы и повечерие в Студийских уставах Едва не самую видную особенность рассматриваемых Типиконов составляет вслед за Ипотипосисом и Диатипосисом [ 84 ] и под влиянием устава св. Софии отмена часов в воскресенье и праздники, хотя бы и малые. Студийско-Алексиевский устав испещрен замечанием «порознь часом» (упразднение часов), например, в сентябре 1-го, 5, 6, 7 и т. д. [ 85 ]; западные Типиконы и Евергетидский просто молчат о часах, но Криптоферратский делает шаг к иерусалимской практике, когда например, в Рождество Богородицы, а следовательно и в другие праздники, указывает за 1-й час петь после утрени «отпустительный» (тропарь) трижды, а самый час совершать каждому отдельно (καταμνας), 3-й же и 6-й час с блаженными праздника пресвитеры «поют одеваясь» к литии пред литургией [ 86 ]. Сицилийский Типикон в Великий пост имеет песненные часы однопсалмные с ектениями великой после псалма, 3 малыми на антифонах кафисмы и просительной после тропаря и чтения, — и с молитвами священника [ 87 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

  Ктиторские Студийские Типиконы Наконец вполне нынешнего типа важнейшие суточные службы — вечерня и утреня даются рядом так называемых полных ктиторских Типиконов, т. е. Типиконов с подробным уставом службы на каждый день церковного года, дававшихся разным монастырям их основателями. Большинство этих типиконов и называют себя студийскими и наиболее близки к порядками Студийского монастыря, насколько можно судить о последних по вышеперечисленным памятникам; хотя по местам они отражают в себе и практику Великой церкви, но не в отношении суточного богослужения. Древнейший из таких ктиторских Типиконов — это 1) данный Константинопольским патриархом Алексием в 1034 г. основанному им близ Константинополя монастырю Успения Божией Матери Он дошел до нас только в славянских переводах и рукописях XI–XV веков (следовательно почти современных его составлению). Так как все древнейшие памятники церковного устава в России передают только этот устав, то полагают, что он именно введен был в практику Киево-печерского монастыря одним из основателей последнего прп. Феодосием Печерским [ 44 ]. Он в дисциплинарной части своей: «Уставник расматряяй о брашьне же и о питии мнихом и вьсяцем ином чину и о пребываниях и в церкви и вьсьде (везде), уставлен убо не по писанию в манастыри студийстем преподобным отцем нашим исповедникъм Феодоръм, бывъшим в нем игуменом, предан же писанием от Альксия святого и вселеныя патриарха в поставленемь им манастыри въ имя Божественыя Матере» [ 45 ]. С этой редакцией студийского устава совпадает по строю суточной службы ряд других его более или менее чистых и беспримесных редакций, которые в хронологическом порядке можно расположить следующим образом. 2) Типикон Криптоферратского или Кроммаферратского монастыря в 30 верстах от Рима, основанного иноком Нилом († 1004 г.), который дал ему устав; на последний часто ссылается сохранившийся доныне Типикон этого монастыря, составленный вторым преемником Нила Варфоломеем (построившим в 1025 г. и существующий доныне главный храм монастыря) и значительно переделанный 4-м игуменом Власием II († 1303 г.) в сторону сближения с римским обрядом; но строя суточного богослужения эти переделки не коснулись, и он носит печать немногим меньшей древности и близости к Ипотипосису, чем Студийско-Алексиевские уставы [ 46 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

19 В большей части греческих списков не приводится этой молитвы, и может быть потому, что она была тождественна с молитвой предложения в литургии полной. В одном требнике воскрес. новоиерусалимской библиотеки перед литургией преждеосвященных, по словам её описателя, читается какая-то молитва , но какая именно, не показано; поэтому приведем её по синод. списку 280, где она читается таким образом: φ 60. «Κυριε ο Θεος ημων ο κτιστης και δημιουργος των απαντων ο αγαγων ημας εις τας πανσεπτους ημερας ταυτας ικανωσον ημας του, προςφερειν θυσιαν προηγιασμενην εις δοξαν και αινον χυ σου οτι ηγιασται και δεδοξασται.... Как видим, она не самостоятельно составлена, но скомпилирована из разных источников: часть её взята из заамвонной великопостной молитвы, другая – из литургии Златоустовой. Иначе читается она по криптоферратскому списку у Гоара (Cryptoferratense Falascae) κριε θες μν ξαπστειλον μν δυνμιν ξ ψους γου σου κα νσχυσον μς το προσφρειν σοι θυσαν ναιμκτην, θυσαν προγιασμνην ες δξαν κα ινον το χριστο σο (p. 201. cf. О литург. прежд. даров 89). В других списках читаются другие дополнения, которые в Киприановом служебнике или обойдены, или прямо устраняются как несоответствующие делу. Так напр. в мореллиевом издании назначается священнику, приготовляя дары, читать: верую Господи и исповедую (Goar p. 200) и конечно для того, чтобы показать, что предлагаются дары уже пресуществленные. В барбериновом списке удержана следующая проскомидийная деталь: священник говорит: един от воин копием ребра ему прободе. (ibid. р. 200. 201). По другому криптоферратскому списку (Cryptof. Falascae ibid. p. 201), при влиянии воды и вина в чашу, произносятся слова неизвестные по другим служебникам. Под влиянием Киприанова служебника образовалась особая группа списков преждеосвященной литургии, в которых были удержаны отмеченные нами её особенности. Так, в служебнике нашей Академии, 77 (XV в.), все три литургии читаются буквально сходно с синодальным Киприановым, не исключая ошибок переписчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В большей части греческих списков не приводится этой молитвы, и может быть потому что она была тождественна с молитвою предложения в литургии полной. В одном требнике воскрес. новоиерусалимской библиотеки перед литургиею преждеосвященных, по словам ее описателя, читается какая-то молитва , но какая именно, не показано; поэтому приведем ее по синод. списку 280, где она читается таким образом: φ. 60. «Κυριε ο Θεος ημων ο κτιστης κας δημιογος των απαντων ο αγαγων ημας εις τας πανσεπτς ημερας ταυτας ικανωσον ημας τ προςφερειν ϑυσιαν προηγιασμενην εις δοξαν και αινον χυ σ οτι ηγιασται και δεδοξασται…». Как видим, она не самостоятельно составлена, но скомпилирована из разных источников: часть ее взята из заамвонной великопостной молитвы, другая – из литургии Златоустовой. Иначе читается она по криптоферратскому списку у Гоара (Cryptoferratense Falascae) κριε ϑες μν ξαπστειλον μν δυνμιν ξ ς γ σ κα νσχυσον μς τ προσφρειν σοι ϑυσαν ναιμκτην, ϑυσαν προγιασμνην ες δξαν κα ινον τ χριστ σ (р. 201. cf. О литург. прежд. даров 89). В других списках читаются другие дополнения, которые в Киприановом служебнике или обойдены, или прямо устраняются как несоответствующие делу. Так напр. в мореллиевом издании назначается священнику, приготовляя дары, читать: верую Господи и исповедую (Goar, p. 200) и, конечно, для того, чтобы показать, что предлагаются дары уже пресуществленные. В барбериновом списке удержана следующая проскомидийная деталь: „священникъ говоритъ: единъ отъ воинъ konieмъ ребра ему прободе“. (ibid, p. 200, 201). По другому криптоферратскому списку (Cryptof. Falascae, ibid, p. 201), при влиянии воды и вина в чашу произносятся слова неизвестные по другим служебникам. Под влиянием Киприанова служебника образовалась особая группа списков преждеосвященной литургии, в которых были удержаны отмеченные нами ее особенности. Так, в служебнике нашей Академии, 77 (XV в.), все три литургии читаются буквально сходно с синодальным Киприановым, не исключая ошибок переписчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Л. 96 об. После надписания: сщенникъ молитв млтва стж пстнаа, рг., следует 12-я из молитв, читаемых ныне на утрени священником: Хвалимъ и помъ... За нею главопреклонная молитва оглашенных: Блви и нн ги рабы сво оглашенны... с возгласом: да ти с нами славтъ... Молитва сия в том же Криптоферратском списке у Гоара надписывается: р. 59. υχ κατηχουμνων, γενομνης ισδου μετ τ τρισγιον κα λεγομνου προκειμνου. ιτα μετ τοτο λιτανυει δικονος, κα λλου ποιοντος τν τν κατηχουμνων υχν πυχεται ερυς (слич. вышеприведённые слова устава л. 95 об.). За отпущением оглашенных следуют в той же главе две молитвы верных, первая: Ги ги. твои сть днь.., вторая: ставленимъ твоимъ ги ги. Обе приведены у Гоара из того же списка р. 55. Этот ряд молитв заключается молитвою главопреклонною верных, которая и ныне читается тайно священником на конце утрени: Ги стыи. иже въ Л. 99. Млтвы стго ихже глеть патриархъ. или въ великю сбот вееръ. рд. Предшествует им следующее замечание: предъваршимъ б всмъ рицателнымъ по рд коже пишеть ставъ дтинного исперва. и даже до млтвы глща тако: влк бе, призови раба свого имре. поже быти въход вееръ великю сбот. и перваго и наеншемс втором же сть, свтис свтис новый рлме: сход с престола, входить съсдохранильницею въ кртилници... Гоар тоже чиноположение нашёл в Криптоферратском списке р. 358. Л. 101 об. великы т реени, и съложени, въ великю и стю ре – У Гоара по Барберинскому списку тоже чиноположение, р. 340–344. Что говорится здесь в наставлении епископа об отречении от сатаны, сходно с замеченным в Кириковых вопросах и ответах (Памятники XII в. стр. 182): да нитоже съкрыто бдеть вами... обратитес къ западомъ, гор рки свои На конце сего чиноположения, против Греческого прибавлено: глеть. миромъ йзидемъ: именемъ гнимъ: и таже врем: и бжестъвнаа Это относится до великой пятницы. – В символе веры , который читается трижды по отречении от сатаны, здесь написано в члене о Духе Святом: «истиннаго», но нет прибавления: «Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010