Принципиальная особенность правки, ведшейся начиная с Патриарха Никона , заключалась в обращении не только к древнерусским рукописям с «добрыми» переводами, но и к греческим оригиналам. Именно к этому времени относится появление в Москве большого собрания греческих манускриптов, и поныне являющихся бесценным сокровищем нашей культуры. Это чрезвычайное по важности дело – обогащение русского книжного фонда греческими рукописями – с благословения Патриарха Никона осуществил Троицкий келарь, иеромонах Арсений (Суханов) , специально ездивший на Восток. На Святой Горе Афон он обошел 17 монастырей, просматривая в каждом библиотечные фонды. Отбирая в афонских архивах древние греческие рукописи, старец Арсений обращал также внимание на то, кому раньше принадлежали данные кодексы. Так оказались привезенными в Москву книги, принадлежавшие ранее Константинопольским Патриархам Иеремии I (1522 – 1546), Матфею, Максиму, епископу города Кифиры (1549 – 1602) и др. В Москву же таким образом вернулась книга, некогда отосланная на Афон архиепископом Суздальским Арсением Элассонским. В афонских монастырях посланец Патриарха Никона отобрал лучшие древнейшие списки Священного Писания, творения отцов Церкви и подвижников-аскетов, памятники агиографии и много рукописных сборников. Вся совокупность разнообразных по тематике церковных книг, привезенных на Русь, позволяет сделать предположение о характере патриарших инструкций иеромонаху Арсению, показывает широту и размах начинаемых Святейшим Патриархом мероприятий. В это же самое время значительно пополняется древнерусскими памятниками за счет старейших монастырских книгохранилищ патриаршая библиотека, основание которой некоторые исследователи относят к деятельности Всероссийского митрополита Макария, жившего в XVI веке. По повелению Патриарха Никона в 1653 году была составлена опись книг, находившихся в русских монастырях, «того ради, чтобы было ведомо, где которыя книги взяти, книг печатново дела исправления ради». Всего было предназначено по описи к взятию из монастырских библиотек 2672 книги, главным образом славянские. Книги эти имеют надписи-автографы Патриарха Никона . Эта библиотека дошла до нас в составе Синодального собрания рукописей и имеет сегодня значение первостепенной важности. К этому собранию, пополнявшемуся и в последующее время, обращались и обращаются ученые-слависты. Описание собрания, не утратившее поныне научного значения, было начато профессором протоие- реем Александром Горским, некогда бывшим ректором Московской Духовной Академии, по благословению святителя Филарета, митрополита Московского. Инициативе Патриарха Никона принадлежит также создание библиотеки Ново-Иерусалимского монастыря, из которой происходит такой уникальный памятник XI века, как Изборник князя Святослава 1073 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А ничего у нас в Руси тогда не хулил. А у нас в Соловецком монастыре научился грамоте словесной. И как стал наши книги русским языком прочитать, и он похвалял: у вас де еще истинна есть пред нашими книгами во всем. Вопросили же мы его и о патриарсе Паисеи Иерусалимстем, еже чего ради оклеветал тебя ко благочестивому царю. И он тако просто нам отвещал: патриарх де и сам не лутчи меня, взял он меня из Святыя Горы, и ехал я с ним до Киева. И как в Киев пришли и стали есть двоеногие птицы, и киевлены ему патриарху сказали: святый патриарх, идешь ты в Русь, а на Руси того не водится, сие токмо что пагриархом ясти двоеногое, но иноки воздержатся от того, не будет тебе и чести. И он тут и перестал с тех мест есть мяса. А все лицемерят, чем милостыня выманить, а нечем стало откупатся от турскаго, дани тяжелыя. He услышь, Господи, того, что у нас деетца во всей Палестине. 179 . Евсевий Вологжанин 1121 Изъявление о греках (фрагмент) 1122 Влето 7157 по указу царя Алексия Михаиловича всея России и по благословению святейшаго патриарха Иосифа московскаго послан бе в восточныя страны Сергиева монастыря старец строитель Бгоявленскаго монастыря Арсений Суханов для смотрения греческих чинов, и за верою крестнаго целования велено ему писати вся в Божию правду; и еже он Арсений тамо виде, описа. Сие описание его в Росии обретается и книга, данная от него, в Москве Проскинитарий или Поклонник святых мест вся объявляет изменения их новая, еже древле не Быша, яже суть сия: 1 . В разглагольствии Арсениеве в Молдавии Паисий патриарх иерусалимский с прочими архиереи утверждал крестное знамение воображати на себе треми первыми персты, а в свидетелство приводили Дамаскина иподиякона Студита, а иного ничего. 2 . В том же разглаголствии архиереи греческии о себе извествуют, яко они в три погружения не крестят, но обливают, и обливан оправдают то; такоже и александрийски Иоаникий патриарх Арсению обливание оправдал, еже и синод российский о греках свидетельствует, яко крестят поливанием во оправдании того.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старец же Арсеней взем книгу печатную граматику у патриарша даскола Малахия, а в ней писано и в Духа Святого, иже от Отца и Сына исходящего и тое книгу принес на собор перед патриарха и говорил: сказываете вы, что книги ваши греческие правят вам в венецы и во англинской земли ваши православные гречаня, а то книга печатана в Венецыи; а в ней писано самая головная римская ересь, ино было довлеет вам те книги сожигать, а Государевы было вам книги не за что жечь, у нас Государь и царь благочестивой, ереси никакой нелюбит[ и в его] государевой земле ереси нету, а у нас сидят книги правят избранные люди и безпрестани над тем сидят, а над теми людми надзирают по Государеву указу митрополит и архимарит и протопопы, кому Государь укажет, и о всяком деле докладывают Государя и патриарха; – то вы сделали не гораздо, что наругались над ево государевыми книгами, хотя б вы его царского имени устыдилис, что в них писано – те книги печатаны его царским изволением. И патриарх говорил: Арсение, не добро оне зделали, хотяб и ересь какую сыскали, ино было то поморать, а не всю книгу сожечь и мы латынских книг незжем, но будет, что есть еретическо и мы то помораем, а их держим. И по многой беседе епископа ахридонского отпустили, а к Стефану митрополиту послали, чтоб он прислал к ним писмо, что прислали к нему из афонской горы о крестном знамении 18 . Потом митрополит Власий старцу Арсению говорил: Арсение, о крестном знамении ни евангелист, ни апостол нихто не писал, как персты складать: – то-есть само изволение, токмо подобает крестообразно креститися, а то все добро и ереси и худы на Бога никакой нет; мы складываем великии перст з двумя верхними во образ Троицы и теми крестимся, а вы складываете великии перст з двемя нижними во образ Троицы, а двемя верхними креститеся – тож добро однако крест Христов воображается, но толко нам мнится наше лучше, что мы старее. Арсеней старец говорил: вем, владыко, что вы старее, но старая одежда требует покрепления или егда полата или церковь каменая попортится, то треба починить, и паки нова будет и крепка; а у вас и много есть развалилось – предания апостольская и святых отцев, – сииречь творите не по древнему преданию, а починить сииречь справить не хощете; гордостию надувся, ходите называетеся всем источник вере; вместо погружения обливаетеся и покропляетесь, а о крестном знамении 19 , оставя предание блаженного Феодорита и прочих, и держите нового своего учителя Дамаскина иподьякона.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

2) РНБ, F.XVII.17 (л. 385—387 об.) — 50–е годы XVII в. (Хронограф Арсения Суханова). Филиграни: Голова шута с 5 бубенцами — Гераклитов, 1312 (1651 г.); Голова шута с косичкой и 5 бубенцами — типа: Дианова и Костюхина, 329 (1658 г.); Голова шута с 5 бубенцами, небольшого размера — Гераклитов, 1415 (1651 г.), Дианова и Костюхина, 313 (1653 г.); Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка из букв W и K — Гераклитов, 1314 (1658 г.). Текст на л. 1 и многочисленные пометы и вставки на полях рукописи принадлежат Арсению Суханову — известному церковному и политическому деятелю и путешественнику XVII в. Патриарший свод 70–х годов XVII в. В патриаршем Чудовом монастыре в 70–х годах XVII в. был составлен поистине грандиозный летописный свод, в основу которого были положены Никоновская летопись (по списку БАН, 32.14.8), Троицкий сборник и другие источники . Под 6900 г. помещено житие Сергия Радонежского, совпадающее с Троицким сборником (но текст исправнее обоих известных списков). Заголовок по списку Виф. 34: «Повесть о преподобнм Сергии игумене». Поскольку со времени последнего исследования о своде были обнаружены новые списки, а для более точной датировки привлечены приходо–расходные книги Патриаршего Казенного приказа за последнюю треть XVII — начало XVIII в., то мы даем заново описание рукописей летописного свода 70–х годов XVII в.: 1) РГБ, ф. 556 (Собрание Вифанской духовной семинарии), 34 (т. 1, л. 347 об. — 349) — 70—80–е годы XVII в. Состоит из двух томов, написанных в развернутый лист, на 38 (Оглавление) + 851 (Основной текст) листах (в Оглавлении и Основном тексте отдельные нумерации). В переписывании текста принимали участие десять писцов: Первый почерк: Оглавление (л. 1 — 38 об.), л. 65—91 об., 97—134, 212 — 226 об., 251 об. — 253, 254, 255 об., 259 об. — 260 об., 261 об. — 262, 267 — 428 об., 432 об. — 445 об., 457 — 541 об., 599 об. — 603, 603 об. — 641, 645—678, 686 об. — 749 об., 779—810 об., 814 — 814 об., 820 — 852 об. Второй почерк: л. 1 — 64 об., 134 об. — 203 об.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Арсений отправился и вывез с Афона около пятисот больших книг различнаго рода. Мы встретились с ним, когда он прибыл в Валахию (а в Валахии Арсений находился в первые месяцы 1654 г.). После того он поехал в Константинополь, и осмотрел там все достопримечательности. На возвратном пути он приобрел, по приказу своего патриарха, множество кипарисных досок для икон; кипарисное дерево здесь очень ценится... За эти услуги Арсения, патриарх. дал ему одно из почетнейших месть в церковном управлении, сделал его келарем или наместником Свято – троицкаго Сергиева монастыря». (Путеш. Макария, патр. антиох., кн. X, отд. 7, в т. II, стр. 78 – 79). 35 В расходных книгах печатного приказа сохранились росписки, как АрсенияСуханова,так и АрсенияГрека и Дионисия святогорца в получении ими жалованья изтипографии по должностисправщиков (Румянцев.Древн. издания москов, печатн. двора стр. 13, 32, примеч. 67). О времени приезда к нам архимандрита Дионисия святогорца – москов. глав. арх. мин. иностр. Дел, дела греч., связк. 33, 22. 37 В 1666 г., февраля 10, царь Алексий Михайлович велел послать Посольского Приказа «на патриарший двор ко властем» выписку «о старце Арсение Греке, который был у книжной справки». В этой выписке, между прочим, сказано, что 23 июля 1649 г. писал царю государю троицкого богоявленского монастыря строитель Арсений Суханов ; «июля де во второй день сказавал ему, Арсению, в Путивле иерусалимскаго патриарха Паисия казначей, старец Иоасаф про того старца Арсения, что он родом гречин и был черный поп, и потом – де, неведомо каким случаем, был он бусурман, а из бусурманской веры ушол в польскую землю, и был в униатской вере, и пришел де из Польши, жил в Киеве. А как иерусалимский патриарх пришел в Киев, а дидаскала его не стало, и патриарх, вместо своего дидаскала, взял того старца Арсения с собою к Москве. И ныне патриарх Паисий скорбит о том гораздо, чтоб де тот старец Арсений с Москвы не ушол опять в бусурманскую веру» (Москов. главн, арх. мин. иностр. Дел, дела греч., связк.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1653 году Теймураз прислал в Москву внука своего царевича Николая Давидовича, с матерью его, и чрез послов просил государя принять их в свое покровительство, д к нему в Грузию прислать пушечных снарядов и каменных мастеров, да до 6000 войска Российского в помощь противу персиан, утеснявших его. Но бывшая тогда у России с поляками война не допустила Российский двор исполнить прошение Теймуразово. Между тем Теймураз выгнан быв из Кахетии, укрывался у зятя своего, имеретинского царя Александра; а Кахетинская область досталась карталинскому хану Ростому. Российский наш путешественник Арсений Суханов, проездом из Иерусалима чрез Грузию бывший там в этом же 1653 году, описывает этого Ростома хана весьма снисходительным к христианам, да и жена его была христианка. Тифлисский епископ даже признавался Арсению, что хан сам охотно бы желал быть под Российскою державою, если бы российский монарх того захотел 3 . Теймураз не получа помощи от Российского двора, наконец послал просить государя Алексея Михайловича о дозволении приехать ему со всею своею фамилией и ближними в Россию. По получении позволения, он приехал в Москву в том же 1653 году июня 20-го и просил паки в помощь себе войска на персиан. Но военные с Польшею тогдашние обстоятельства опять не дозволили этого исполнить. Теймураз в октябре отправился паки в Грузию и узнав на дороге, что старший внук его Луарсаб умер, послал нарочного в Москву просить об отпуске к нему для утешения и наследства другого внука его, царевича Николая Давидовича, который в 1660 году купно с матерью своею и отправлен в Грузию. Едва он доехал до Терека, то узнал, что имеретинский царь Александр Георгиевич умер, и что жена его Дариджани пасынку своему Баграту глаза выжгла, а сама вышла замуж за грузинского боярина Вахтанга в той надежде, что бы владеть Имеретией по-прежнему; но что князь Еристов с помощью турецких войск ее царицу с мужем арестовав, сослал в Дадианскую землю к Черному морю в город Аплазат, а дед его Теймураз схвачен и отвезен к персидскому шаху.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Одно служит божественным делам, другое владеет человеческими делами и печется о них. Оба происходят от одного и того же начала и украшают человеческое житие; ничто не делает столько успеха царству, как почтение к святителям (святительская честь); все молитвы к Богу постоянно возносятся о той и другой власти... Если будет согласие между обоими властями, то настанет всякое добро человеческой жизни " . Никон указал на слова грамоты вселенских патриархов, поразившие его, и сказал: " Надлежит нам исправить как можно лучше все нововведения в церковных чинах, расходящиеся с древними славянскими книгами. Я прошу решения, как поступать: последовать ли новым московским печатным книгам, в которых от неискусных переводчиков и переписчиков находятся разные несходства и несогласия с древними греческими и славянскими списками, а прямее сказать, ошибки, или же руководствоваться древним, греческим и славянским (текстом), так как они оба представляют один и тот же чин и устав? " На этот вопрос собор дал в ответ такое же решение, какое высказываемо было не раз при прежних патриархах. " Достойно и праведно исправлять, сообразно старым харатейным и греческим спискам " . Вслед за этим Никон отставил всех прежних справщиков и передал как типографию, так и дело исправления книг Епифанию Славинецкому с его киевскою братией и греку Арсению. Никон и царь дали приказание усиленно собирать по всем монастырям старые харатейные списки и присылать в Москву. Никон снова отправил Арсения Суханова на Афон просить греческих книг. Между тем у Никона явились враги: то были отставленные справщики, которых самолюбие было сильно задето. Они кричали против Никона, что он поддается наущениям киевлян, зараженных латинской ересью. Горячими его противниками сделались тогда протопоп Иван Неронов и друг Неронова юрьевский протопоп Аввакум, живший в доме его, во время своего пребывания в столице К ним присоединились епископ коломенский Павел и несколько архимандритов и протопопов, присутствовавших на соборе и не подписавших его приговора.

http://sedmitza.ru/lib/text/435654/

А в пяток диакон Исаиа русин (заметим, что речь идет о русине, а не греке, следовательно, постороннее лицо поднимает дело, с которым мы сейчас познакомимся) ему, нареченному митрополиту, говорил у патриарха (Иерусалимского) в келье: хотят тебя поставить в митрополиты, а ты еще не пострижен в чернцы; как тебе будет иных постригать, а ты и сам не сподоблен того дара. Патриарх то услыхал и спросил у них: что вы говорите? И они то сказали; и патриарх молвил: перестригу я и всех их, дай мне мало сроку. И в субботу поутру патриарх нареченного митрополита у царя Константина сам постриг в чернцы; а манатью имали у Исаии диакона. И постригшися, митрополит манатью ту, в коей постригся, сложил тотчас, и ходил без манатьи, только лишь положили на него в постригании, а никто его не видал в манатьи. А тот митрополит и в игуменах был в Яссах не пострижен (интересное замечание: игумен, не постриженный в монахи!). В неделю православную поставил его в митрополиты, а манатьи святительской не дал же ему» 12 . Весь этот рассказ дает понимать, что патриарх Иерусалимский поставлял в архиереи лиц, не имевших монашеского чина; если же при посвящении Неофита в митрополита, наперед постриг его в монахи, то ясно, что это сделано в угоду русину Исаии и, вероятно, самому Арсению Суханову . Значит, не только теперь, как узнаем из сообщений г-на Дмитриевского, но и намного раньше монашество в Греции не было необходимым условием возведения известного лица в архиереи. По-видимому, Греческая церковь , теперь, как и давно уже, не стесняет себя выбором архиереев непременно из среды монахов: достойный человек, хоть и не монах, но равный по жизни с монахом, т. е., безусловно, целомудренный, возводился и возводится у греков в архиерея. Аноним, оппонент г-на Дмитриевского, сам того не замечая, впадает в две очень существенные ошибки: во-первых, защищая мысль, что греческие архиереи суть монахи и должны быть монахами, однако же решительно ничем не доказывает мысли, что каноническое право непременно требует, чтобы посвящаемый в архиереи был наперед сделан монахом: автор, кажется, обычай нашей Церкви возводит в каноническую общецерковную догму; во-вторых, аноним не обращает внимания на то, что если Греческая церковь и не требует монашеского пострига от кандидата на архиерейство (как утверждает г-н Дмитриевский), то, однако, она, пожалуй, более требовательна к кандидатам на архиереи, чем наша Церковь , потому что она требует от них «совершенного девства и безбрачия от юности», следовательно, она отстраняет от архиерейства всех вдовых священников, хотя бы они и сделались потом монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Таковые противоположности, написанные в одной и той же книге, то есть в «Поморских ответах», весьма чувствительно возмутили мой дух и принудили размышлять: что сие значит? Книга иподиакона Дамаскина напечатана 1568-го года, до Никонова патриаршества за 84 года и за 37 лет до его рождения, а письменная она была бесспорно ещё прежде, поскольку печатают с письменных. Также вообразилось в моих мыслях и сие: Патриарх Цареградский Иеремия был в Москве 1589 года, за 63 года до Никонова патриаршества, и рукоположил первого Московского Патриарха Иова. Феофан Патриарх Иерусалимский был в Москве 1619 года и рукоположил Патриарха Филарета, за 33 года до патриаршества Никонова. В Киеве он был 1620-го года, посвящал тамо митрополитов и епископов. Паисий Патриарх Иерусалимский был в Киеве 1649 года и оставил грамоту, подтверждающую учреждение православного училища для обучения славенского, греческого и латинского языков. Восточные же патриархи нашу Русскую Церковь осматривали даже до нынешнего нашего времени, как говорит о сём списатель книги «О правой вере» на листе 204 на обороте. Итак, прежде поставления первого Патриарха Иова за 21 год, напечатана книга иподиакона Студита; а знаменались тремя перстами, разумеется, уже прежде напечатания оной книги, как объяснялся и Паисий Патриарх Арсению Суханову . А прежде сего их разглагольствия напечатан в Киеве Малый Катехизис 1645-го года, в котором именно имеется повеление знаменаться тремя перстами, о коем «Катехизисе» упоминается и в «Поморских ответах», ответе 50-м, статье 35-й, с которого «Катехизиса» напечатан при Иосифе Патриархе, 1649-го года, тоже Малый Катехизис, в коем переправлены некоторые места по тогдашнему образу мыслей. Также и Мелетий Патриарх Александрийский писал послания к верным, дабы не отступали от Восточной Церкви, в 1597 году, по прошествии 28-ми лет после напечатания книги иподиакона Студита. Из сего летосчисления ясно усмотрела я, что наши Российские Патриархи Иов и Филарет восприяли рукоположение от знаменующихся тремя перстами восточных патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/povestvo...

206 Греческие дела в московском архиве иностранных дел за 7157 г. 33 (здесь находятся допросные пункты Арсению о прежней его жизни, предложенные ему на суде 25 июля 1649 г. в Москве, опись его имущества, царское решение по делу его и грамота от 30 июля о ссылке его в заключение) и дело 7174 г. за 34, где находятся челобитная Арсения из Соловков с просьбой об освобождении из-под начала и справка о нем с выпиской из донесений п. Паисия и Арсения Суханова . Особые печатные статьи о нем Η. Ф. Каптерева (Чтен. общ. люб. дух. просв. 1881, июль) и В. Колосова (жур. мин. нар. просв. 1881 г. сентябрь). 207 Никон, тогда еще митрополит новгородскиЙ, с 24 марта 1649 г. был в своей епархии (Полн. собр. рус. лит. т. III, стр. 190 и 273) и вызывался в Москву только на зиму (Шушерина. Житие п. Никона , изд. воскр. мон. 1871 г. стр.13). 209 Свидетельства о жизни Арсения грека в Соловках изложены в одном рукописном раскольническом сочинении и отсюда извлечены в отрывках в «Правосл. Собеседн.» 1858 г. ноябрь и в сочинении Ф. Терновского «Изучение византийской истории и ся тенденциозное приложение в древней России», вып. 2-й Киев 1876, стр. 83–86. 211 См. нашу статыо «Путешествие м. Никона за мощами святителя Филиппа» в «Хр. Чтен.» 1885 г. март-апрель. 212 В расходной книге патриаршего казенного приказа в московском архиве министерства юстиции под 15 сентября 161 (1652 г.) значится: «куплена баранья старческая шуба безместному старцу Арсенью – дано 1 р. 20 алт.»(Кн. 34, л. 88). 213 Жалованье в первый раз выдано Арсению 15 октября и в расходной книге под этим числом запись: «по указу св. патриарха патриарша двора новому старцу Арсению денежного жалованья оклад велено учинить 10 р. в год», жалованье выдано с расчетом и за сентябрь (там же, л. 52 об.). Это жалованье Арсению греку остается неизменным за все время службы его при п. Никоне и после Никона до 172 года; при чем в расходных книгах на 162, 163 и 164 годы Арсению называется киевлянином, т. е. прибывшем в первый раз в Москву из Киева, как это и было на деле, а за остальные годы он называется греком (Кн. 36, л. 3; 38, л. 1 об. и 325 об.; 41, л. 4 об.; 41, л, 3 об.; 47, л. 3 об. и 302; 51, л. 1 об. и 317 об.; 54, л. 2 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010