Андриатис см. И. Златоуст. Антиминса освящение, 740–743. Антипа, села крутецкого, иером. Серг. мон., 238, 291. Антиоха, монаха Пандекты, 154. Выписки, 12, 15, 91, 202–204, 763, 791, 793, 794, 804. Антиоха князя вопросы, 12, 626, 775. Послание к нему, 122,166, 190, 202–207, 750, 790. Антоний киево-печерский см. Жития и Службы. Антоний, иером., биограф, 630, 664, 665, 788, 790. Антоний, митр. московский, 514, 628, 694. Антоний Крылов, библиотекарь Троиц. Серг. мон , 281, 324. Антония Подольского обличает ключарь Иоанн Наседка, 700. Апокалипсис см. Библия . Апокрифические и ложные статьи, 11, 12, 38, 39, 144, 145, 171, 176, 188, 192, 204, 227, 256, 298, 309, 312, 321, 323, 648, 660, 661, 704, 709, 718, 723, 729, 730, 732, 734, 739, 762, 769, 785, 786, 787, 791–794, 805. Аполлинария, еретика, обличение, 200, 201. Апостолы. Правила их, 205, 206. Сказания о них, 205, 206, 677, 729, 731, 746, 757, 759, 764, 804, их поучения, 91, 202, 203, 768, 792–794. Арава, блудница, 147–151, 753. Ареопагит см. Дионисий. Аристен см. Алексий. Арий и Ариане еретики, 178, 205, 206, 643, 673, 724, 769, 794, 799. Аркадия, архиеп. кипрского, слово, 609, 664, 665, 670, 671, 747, 754. Аркадий, диакон, владелец, 704. Арменския ереси, 200, 201, 205, 206, 739, 768. Арсению, отцу, послание Никона черног., 211–213. Арсениево елеосвящение, 226, 255. Арсений, игум. мон. Саввы освящ., 734. Арсения, диакона селунского, сказание о Иерусалиме, 192. Арсений Одинец, инок, вкладчик, 205, 209. Арсения Глухова, монаха Серг. мон., послание к боярину Салтыкову, 700. Книги его, 132, 281, 283. Арсения, грека, перевод, 189. Арсения Суханова , книги, 189, 704, 710. Арсений Могилянский,архиеп. переславский и дмитровский, архим. Серг. мон., 456. Аскольд и Дир, князья киевские, 714. Археографической Комиссии издания, 35, 200, 205, 215, 236, 241, 676, 809. Архипа, пономаря, повесть, 12, 466, 663. Арцыуриев пост, 768. Астерия, еп. амасийского, похвальное слово, 663. Астрологические замечания, 17,46, 177, 765. Афингане еретики, 205, 206, 739, 799.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В 1563 году недалеко от места, где сейчас располагается причал монастыря Костамониту, черный корабль корсаров вступил в бой с турецким отрядом, на помощь которому поспешили монахи. И отряд, и монахи были перебиты, а их тела сожжены пиратами. Турецкий закон устанавливал, что в случае, если будет убит мусульманин, штраф должны заплатить люди, живущие рядом с местом преступления. Так началась долгая процедура выплаты штрафа за гибель турок. Всякий раз, прибывая на Афон, государственный чиновник вновь и вновь требовал денег, и не помогали даже решения духовного магометанского суда о том, что штраф уже заплачен. От этих поборов монастырь страдал долгие годы. Еще одна высадка пиратов в 1589 году закончилась сражением, в результате которого сгорел монастырский причал. К 1601 году относится последнее нападение. Тогда пираты-латиняне использовали пушки и причинили большой ущерб башне над центральным входом. Неизвестно, каковы были последствия этого нападения. Возможно, монастырь был захвачен и разграблен. А может, монахи покинули его через какой–то потайной ход и спаслись бегством… Так или иначе, а память о набегах морских разбойников дошла до наших дней: на стене перед входом во двор сохранилось изображение битвы с корсарами. Бросается в глаза страшный образ пирата, занесшего окровавленный меч. Глядя на эту картину, мы всякий раз вспоминаем о том, сколько бед и лишений выпало на долю здешних монахов, сколько жертв принесли они, чтобы сохранить монастырь до наших, пока что мирных времен. В начале XVII века под руководством деятельного игумена Серафима в монастыре велись активные строительные работы. Число монахов увеличивалось и достигло ста человек. Два новых подворья, полученных в Румынии, существенно облегчали непростое материальное положение монастыря. Однако к середине столетия ситуация стала заметно ухудшаться. В 1564 году монастырь передал посланнику русского царя Арсению Суханову десять древних кодексов из своей библиотеки и получил взамен право собирать пожертвования в России. Это случилось в то время, когда на Афоне активизировалась папская пропаганда: была основана школа в Карее, а некий иеромонах, сторонник унии Афанасий Кипрский, пользуясь моментом, скупал рукописи у бедствующих монастырей.

http://pravoslavie.ru/40851.html

Паисий поспешил отправить к патриарху Никону соборное решение «во всем последовати древних великих православных учителей восточной Церкви писаниям, сущим в ветхих книгах греческих и славянских». К этому присоединил соборные ответы на 25 вопросов, предложенных Никоном, верный греческий список символа веры и скрижаль, рассмотренную и одобренную, как писал он, собором 168 . Патриарх просил Никона ни в чём не отступать от уставов восточной Церкви, «да ни едино разнство имамы, яко чада истинная одной и той же Церкви, и да ни едину вину обретают скверная, еретическая уста нас оглаголати о некоем разнстве» 169 . Решение собора греческих пастырей расположило Никона к новым подвигам, в прежние времена, при исправлении наших богослужебных книг, или вовсе не обращали внимания на греческие подлинники, делая поправки только на основании переводов 170 , которые в свою очередь не были чужды погрешностей, или, если и обращались иногда к греческим книгам, то к книгам неудовлетворительным, не решавшим недоуменных вопросов или по своей малочисленности, или по новости издания, которому у нас не доверяли. Никон решился собрать на востоке древние греческие книги и с ними, равно как со славянскими древними переводами, сличить богослужебные книги. Зная, что «греческая св. писания суть нам славянам прототипом, еже есть, первообразное, от ихже вся книги, наша переводим, ничесоже прилагающе, иди отъемлюще, да совершенне им уподобимся» 171 ; зная, что св. восточная Церковь , как сказано в пращице духовной, «Во всякое достоверное утверждение имеет неоскудное древних рукописных книг стяжание: в Царьграде, в Иерусалиме, в Антиохии, Александрии, на Афонской и Синайской горе и в прочих местах в тех странах премногое множество обретается книг по епархиям и по св. обителям» 172 он отправил на Афонскую гору и в другие восточные монастыри Арсения Суханова , уже знакомого с ними 173 . Арсению велено было не щадить издержек для приобретения древних греческих рукописей и книг и в январе 1655 года он возвратился с таким богатым и обильным сокровищем, которое удивляло своим множеством и своей древностью самих почитателей мнимой старины 174 . На одном Афоне приобрёл он до 500 богослужебных и учительных книг, между которыми одному евангелию считали тогда 1050 лет, другому 650, одному служебнику 600 лет, другому 450. Около 200 рукописей приобретено в других местах 175 . Из числа богослужебных книг привезено: Библии 2 экземпляра, псалтири 4, евангелия 6, апостола 2, служебников 4, евхология или требника 3, устава 8, канонника 2, молитвослов 1, часослов 1, песней троичных 1, кондакарий 1, миней служебных за месяц сентябрь 3, за октябрь 1, за ноябрь 1, за декабрь 2, за январь 2, за август 1, чин священнослужения 1, чин пострижения в монашество 1. Кроме этого патриархи александрийский, антиохийский, сербский и другие православные архиереи, из уважения к просьбам русского патриарха, прислали в Москву до 200 самых древних книг 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

В Четьих Минеях и прологах записано не мало и других подобных случаев. Наибольшим значением и особенной ясностью отличается рассказ о крещении св. Ермогена, бывшего языческого судии в Александрии – помещённый в Четьих Минеях на 10 декабря. «Воде уготовленней бывшей, повеле (Мина) Ермогену, да преклонит главу свою епископом. Те же возливаше воду на главу его глаголаху: приемлет баню от рождения Ермоген во имя Отца и Сына и Св. Духа. И тако крещен бысть судия перед всем народом. Крестися же и народа множество... Ермоген же по немногих днех поставлен бысть епископом граду Александрийскому». В последствии времени мысль о действительности поливательного крещения получила утверждение на соборах, стала входить в канонические сборники и в церковные Потребники. В 1301 году в Константинополе был собор из греческих и русских епископов. На этом соборе обсуждался, между прочим, вопрос: как крестить обращающихся от татар, если не будет большого сосуда для погружения. Отцы собора постановили, что в этом случае должно обливать трижды, глаголя: «во имя Отца и Сына и Св. Духа». От XIV же века сохранились славянские списки Номоканона под названием «Зонара» или «Зинара». Название это дано по имени известного толкователя церковных правил XII в. Иоанна Зонары 40 . Он состоит из 200 глав. В главе 168 говорится: «аще хощет дитя умрети, родители его да призовут иерея. Аще иерей обрящет уже на концы, да кропит с водою святых богоявлений, и речет молитву крещальну над ним, и тако окрещено бе». В служебниках старописьменных есть указание, что младенца из опасения залития следует обливать водою (см. у Озерского). Наконец в старопечатном Потребнике п. Иова говорится: «Аще ли болен младенец, то надобно быти в купели воде теплой, и погрузить его в воде по выи и возливает ему на главу воду от купели десной рукою трижды, глаголя: крещается раб Божий»... Последнее по времени свидетельство о допущении обливания находится в Требнике Петра Могилы (стр. 61), когда в великой России патриархом Филаретом произнесено уже было решительное осуждение оного. Точно также обливательное крещение допускалось и в восточной церкви, что видно из ответов александрийского патриарха Иоанникия Арсению Суханову (См. Проскинитарий, ч. 1, стр. 54). Таким образом, решительное осуждение патр. Филаретом крещения чрез обливание, признание его недействительным, крещёных обливательно якобы некрещёными, не может быть признано голосом церкви вселенской. Обливательное крещение, за нужду, церковью всегда допускалось, признавалось за истинное и никогда нс повторялось, – хотя правильная форма крещения и признавалось трёхпогружательная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Говоря о начале раскола, поморский историк приводит подробное прение Арсения Суханова с греческими патриархами. Арсений, как известно, был посылаем патриархом московским Никоном на Восток, для знакомства с тамошними «православными обрядами». По возвращении в отечество, он написал своё странствие под именем «Проскинатарий». Но кроме этого сочинения (в настоящее время печатаемого в «Православном Собеседнике»), Арсению приписывали раскольники прение с греческим духовенством, на котором он, будто, бы, обличал неправоту тех особенностей восточной церкви, которые впоследствии были введены Никоном в русской церкви. Это прение вообще редкость. Греческие патриархи представляются какими-то крайними простаками, даже глупцами; они становятся в тупик и смешное положение пред смелыми доводами русского монаха. «Мне, будучи россиянину, – говорит им Арсений, – неприлично одно и тоже слово десять раз повторять как дитё». Главный предмет состязания – перстосложение. Греки не в состоянии победить Арсения; они объявляют, что так как русские приняли веру от греков, то и должны во всём сообразоваться с греками. «Чем вы святее и превосходнее во вселенной? – говорил им Арсений, – разве Творец мира и Евангелия у нас не один?» – Это прение – чистый вымысел и не имеет никакого фактического основания. Павел Любопытный, излагая далее историю оппозиции против Никона и его реформы, приводит также разные небывалые события, выдуманные раскольниками, но, тем не менее, очень важные по нравственному влиянию, какое они оказывали на поддержку и укрепление раскола. В числе их есть один очень крупный вымысел. Это старообрядческий собор, бывший будто бы в 1664 г. в Куржецкой обители, на Олонце, на котором участвовал греческий патриарх Афанасий (тогда уже умерший) и подписал протест против Никоновых «новшеств», вместе с несколькими русскими архиереями (о которых мы несомненно знаем, что онн пристали к реформе); то были новгородский митрополит Макарий и вологодский архиепископ Маркел. В определении этого собора говорится: «Все злочестивые Никона патриарха догматы и его предания приемлющих и чествующих оные утверждаем быти присно под отлучением от Христа и предаём их все единодушно анафеме и всем клятвам, изображённым на святых вселенских соборах и девяти поместных». Этот вымысел чрезвычайно важен потому, что впоследствии раскольники освящали и узаконили свои мнения уверенностью, что в первые времена не только находились благоговейные русские архиереи, восставшие против новшества, но даже и со стороны греческой церкви оказался протест в лице патриарха, которому впоследствии в России воздавали почитание, как святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Раньше, в 1595 году, продал эту книгу Василия Великого «аз Яков Федоров сын, a прозвище Жюк, старцу Арсению, подъяк патриархов; и кто за ту книгу поймается и мне патриархову подъяку Якову Федорову и мне та книга очисцать во всяких делах старца Арсения, убытка не доставит, а подписал аз Яков сам своею рукою». Книга Адриатис И. Златоустого, писанная в 1597 г., сначала принадлежала торговому человеку «Московскому жильцу с Никольской улицы Ивану Амбросиеву», потом попала к «подъячему Агафонику Тимофеевичу», племянник которого «Гришка Онисимов», по приказу дяди своего, продал ее в 1640 г. Она была продана «Олексею Иванову, сыну Суворову». Наконец книга попала известному Троицкому келарю Симону Азарьину, которым она и была пожертвована в Троицкий монастырь 53 . На очень многих книгах Лаврской библиотеки находятся приписки, свидетельствующие о приобретении этих книг путем купли. Например, «продал сию книгу (Апостол XV в.) некто «Моисей» 54 . Книга «16-ть пророков толковыя Ивана Титова сына Дедкова». «Сию книгу продал Ондрей Иванов сыну Дедкову старцу Геронтию Салтыкову, a подписал я Ондрей своею рукою 55 . «Продал сию Псалтирь (XVI в.) Фелофей клирошанин диакону Филимону» 56 . Об этом способе приобретения книг свидетельствуют и приписки, обозначающие цену книг. «Сия благоглаголемая книга триодь постная, а цена два рубля, четыре гривны и деньги без полушки», (средины XVI в. в 4-ку на 585 л.) 57 Особенно любил обозначать цену на книгах Арсений Суханов и притом латинскими литерами. «Cniga ( Мефодия Патарского , полуустав XVII в.) archidiacona Arsenia stala 3 rubli 27–4». Или: «св. Иоанна Дамаскина (XVII в.) Cniga archidiacona Arsenia stala sebie 3 rubli 10 a. 4 d.» 58 . Иногда просто обозначалась цена приобретенной книги: «За сю книгу (Устав церковный начала XVII в. в 8-ку на 233 л.) дано полтора рубля» 59 . Из свидетельств не видно, чтобы сам монастырь, как учреждение, приобретал книги. Обыкновенно покупало частное лицо, которое потом и отдавало книгу в монастырь. Этим путем, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Пострижение в монашество, конечно, теснее должно было сблизить Лигарида с православием . Он умел расположить к себе тогдашняго патриарха иерусалимскаго Паисия, который подолгу живал в землях Молдовлахийской и Угровлахийской, имея в самых Яссах четыре монастыря, принадлежавших гробу Господню 10 . Им Лигарид и пострижен, и получил от него новое имя, которое прикрывало все старое. Это было в Иерусалиме. Наш известный паломник XVII века, Арсений Суханов был восприемным отцем Лигарида, и сам упоминает об этом в своем «хождении» иерусалимском. Арсений послан был из Москвы на восток для наблюдения за существующими у греков порядками в богослужении, и отправился вместе с патриархом иерусалимским Паисием, сперва в Молдавию, в мае 1619 г. В Иерусалим прибыл он не ранее 6 октября 1651 года; на пути несколько недель (с 26 июня по 19 июля) провел на о. Хиосе, в отечестве Лигарида, и подробно описал жизнь тамошних греков и латинян. – В Иерусалиме, пишет Арсений, «16 ноября, в неделю, патриарх служил в церкви Воскресения Христова. Того же дни после заутрени, сам патриарх постриг Лигарида и дал под начал Арсению, и призвав Арсения говорил, чтоб его держать под началом крепко, как держат на Москве в великих монастырях» 11 . Но в Иерусалиме Арсений пробыл до пасхи следующаго года, и 27 апреля отправился в обратный путь, оставив своего духовнаго сына собственному его попечению о своем спасении. В эту эпоху сближения своего с жизнию иерусалимскою и с иерархиею святаго града, Паисий, как ученый и любознательный человек, предпринял заняться историею иерусалимских патриархов. В каком духе начал он и вел это дело, и на сколько успел, можно видеть из слов патриарха иерусалимскаго Досифея, который, будучи соотечественником патриарха Паисия и служа при нем с молодых лет, без сомнения, знал Лигарида лично, и в последствии воспользовался подготовительными работами Паисия для своей «Истории патриархов иерусалимских». Перечисляя писателей греческих XVI и XVII веков, он говорит о Паисие: «Паисий Лигарид, хиосец, лamuhoмvдpcmbyющuй.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

829  Пусть припомнит читатель, что пишет относительно этого Константинопольский патриарх Паисий в своих ответах патриарху Никону . В частности о сложении перстов для крестного знамения один из учёных спутников иерусалимского патриарха Паисия говорил Арсению Суханову : „тако (о том) никто не писал, как персты складывать, – ни евангелие, ни апостол: то есть самовольное, кто как хощет, но токмо подобает крестообразно крест чинить; а то все добро и ереси и хулы на Бога нет никакой; мы слагаем верхний перст (палец) с двема верхними во образ Святыя Троицы и теми крестимся, а вы слагаете великий перст со двема нижними во образ Святыя Троицы, а двема верхними креститеся такоже добро”... 830  Cfr у Мартиньи в Dictionnaire des antiques chrétiennes под словом Bénir, р. 85 col. 2 sub fin. (приводится свидетельство Тертуллиана : manus imponitur per benedictionem), указание на свидетельства памятников скульптурных. 831  Свидетельство историка Филосторгия о времени императора Констанция, который занимал престол с 337 по 361г., см. у Свиды в Словаре под словом Λεντιος; свидетельство блаженного Августина , который † 430, в 118 его трактате на Иоанна и последующие многие свидетельства см. у Гретзера, t. 1, lib. IV, p. 372 sqq. 833  Патриарх Софроний в своём толковании на церковные службы пишет: „Благословение епископом народа после чтения евангелия указывает на будущее пришествие (Господа) в 6505 году, так как по числительному (счётному) употреблению персты (как они сложены для благословения) означают шесть раз пять тысяч” (у Миня в Патрологии t. 87, col. 400). Слова эти, очевидно, читаемые в повреждённом виде, должны быть исправлены по воспроизводящему Софрония патриарху Константинопольскому Герману, у которого находим: „Благословение архиереем народа указывает на будущее пришествие Христово чрез числительное употребление перстов, означающее (т. е. в котором персты, как они слагаются для благословения, означают) число шесть тысяч пятисотое” (ibid. t. 98, col. 417). 834  О том, что для получения в ручном счёте числа шесть тысяч пятьсот нужно сложить палец с малым средним, см. статью: „Свидетельство VIII века о сложении перстов в священническом благословении”, помещённую во 2 части Православного Собеседника за 1858г..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В здании, соседственном с мироварвой палатой, помещается патриаршая, или синодальная библиотека. Библиотека эта одна из знаменитых библиотек греческих и славяно-русских рукописей. Основание сей библиотеки положено было еще всероссийскими митрополитами. Всего же более она обязана патриарху Никону . Когда он возымел намерение исправить церковные книги, то поручил иноку Арсению Суханову приобрести в Греции древние рукописные книги. Более 500 рукописей привез с собою Арсений из афонских и других греческих монастырей. Одни из этих книг написаны были за 1000, другие – за 700 и 500 лет. В то же время привезены были в Москву и славянские рукописи из древних русских монастырей. Патриаршая библиотека имеет в себе боле 500 греческих и более 1000 славянских рукописей. Таковы, напр.: 1) Греческое Евангелие VII–VIII в., писанное на пергамене. Оно, полагают, то самое, которому еще в то время считали более 1000 лет. 2) Евангелие и Акафист Божией Матери X в., в которых на рисунках благословляющие руки Спасителя и святых представлены с именословным перстосложением, т. е. Ис. Хс. 3) Сборник Святославов, содержащий в себе отрывки из сочинений разных отцов церкви 1-ых веков христианства. Он писан был в 1078 г. для вел. князя Святослава Ярославича. 4) Четии Минеи Всероссийского митрополита Макария, жившего в XVI в. Митрополит Макарий, движимый усердием к духовному просвещению русского народа, в бытность свою архиепископом в Новгороде, предпринял на себя беспримерный труд – собрать все жизнеописания св. угодников Божиих, прославленных как Греческой, так и Русской Церковью, все сочинения св. отцов и писателей Церкви, которые были известны в его время, расположить все это в 12-ти книгах по числу 12 месяцев и предложить народу во всеобщее употребление. 12 лет трудился Макарий для исполнения своего предприятия в собирании и списывании житий и святых сочинений; употреблял на это все средства, не щадил ни имения своего и никаких издержек. Но чрезвычайная полнота труда Макария помешали ему ввести свои Четии Минеи во всеобщее употребление. 12 громадных книг его Четий Миней едва ли можно прочитать за 3 года, тем более не было никакой возможности распространить их в списках. Многие из древних рукописей украшены прекрасными рисунками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

В Москве Арсению пришлось жить недолго. Отдохнувши немного, он опять поехал на восток, теперь только уже не на Афон, а в Иерусалим. Когда он выехал – ни месяц, ни число – опять неизвестны; несомненно только то, что он выехал до 18 ноября 7163 (1654) года. 18 ноября 7163 (1654) года в Москву приехал греченин Юрий Константинов с отписками Троицкого Богоявленского монастыря строителя старца Арсения Суханова 16 . Таким образом 18 ноября 1654 была уже получена в Москве отписка Арсения. К нашему глубокому сожалению, отписки этой, пролившей бы, быть может, весьма много света на запутанную историю поездок старца Арсения на восток, не сохранилось (вместо неё в деле находится грамота Паисия патр. константинопольского к царю Алексею Михайловичу от 29 юля 1654 г., о которой мы уже говорили выше). Некоторое известие об этой второй поездке Арсения мы находим в письме патриарха Никона от 7174 (1666) года февраля 8 к цареградскому патриарху Дионисию. В нем Никон между прочим пишет: «и сего ради посылахом со многою казною во святый град Иерусалим и к царствующему граду и во святую гору Афонскую ради святых древних книг и принесоша нам не меньше пятисот, яже суть писаны за 500, за 700 и за 1000 лет, и сице от сих божественных книг благодатию Божиею проведеся и исправися у нас»... 17 . Патр. Никон говорит здесь, что он посылал за книгами и в Иерусалим, между тем мы знаем, что в первую свою поездку на восток Арсений ограничился посещением только Афона и Константинополя, как он сам рассказывает в своей сказке (о которой мы уже говорили). Если так, если (что несомненно) в первую свою поездку Арсений в Иерусалиме не был, то остается предположить, что он там, в Иерусалиме, был в другую свою поездку или, говоря точнее, был послан именно туда, в Иерусалим. Кроме того известно, что патриархом Никоном Арсений был посылаем в Иерусалим для доставления ему, патриарху, точной модели и описания вида, размеров и украшений палестинских святынь: храма Воскресения Господня с кувуклией (часовней), гроба Господня и вифлеемского храма Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010