Преставление русского монаха. Собака псевдо-Василия Последние подвиги Со старцем Паисием-подвижником Небольшие поучения старца Арсения Из жизни старца Арсения Отныне и впредь будут говорить: «Иеромонаха Харалампия» Последние годы в монастыре Дионисиат. Кончина старца Арсения В священную обитель святого Дионисия В монастырской больнице Плоды многолетних трудов Блаженная кончина Погребение старца Эпилог Приложение Иеромонах Харалампий, исихаст и игумен (1910–2001) Чудеса, совершавшиеся по молитвам отца Харалампия Отец Харалампий как духовник Примечания   Приветствие Его Блаженства Архиепископа Хризостома С отеческой заинтересованностью мы приветствуем издание книги «Старец Арсений Пещерник». Ее автору, отцу Иосифу Дионисиатису, киприоту по происхождению и монаху, проведшему более тридцати лет на Святой Горе, посчастливилось общаться со святыми людьми, которые жили по заповедям Евангелия и являлись образцами добродетели и святости. Одним из таких наших святых современников является и старец Арсений, житие и поучения которого содержит настоящая книга. Будучи убеждены, что читатели книги «Старец Арсений Пещерник» получат благодаря ей пользу, мы благословляем ее издание и предлагаем ее для чтения христоименитой полноте нашей Церкви. Молитвенник ко Господу Хризостом, Архиепископ Кипрский Священная Архиепископия Кипра, 20 июня 2001 года   «Тихий и великий делатель добродетели» Старец Арсений К старцу Арсению поистине может быть отнесено евангельское: вот подлинно Израильтянин, в котором нет От природы он был прямым, простым, беззлобным, кротким, послушным и исключительно редким подвижником, также и нестяжательным. К старцу Арсению всегда можно было отнести евангельское: да, да; нет, Никогда он не злопамятствовал, что бы ты ему ни сделал, никогда не гневался, никогда не причинял никому вреда. Послушание его было совершенным, поэтому благодаря послушанию и абсолютной вере в он ежедневно жил превыше законов естества. Совершать бдение он начинал вечером, трудясь в тысячах поклонов и во всенощном стоянии до самого рассвета.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

1049. Старец, изгнанный от стола и затем возвращенный, сравнивал себя с псом См. также: Самоуничижение . Брат находился в церкви, там отправлялась вечеря любви. Он сел за трапезу, чтобы разделить пищу с братией. Некоторые сказали о нем: “Этот зачем здесь?” А ему велели: “Встань и выйди вон.” Он встал и вышел. Другие огорчились тем, что его выгнали, и позвали его назад. После этого один из братии спросил его: “Что помышлял ты и что у тебя было на сердце, когда тебя сперва выгнали, а потом снова позвали?” Он отвечал: “Положил в своем сердце, что равен псу, который выходит, когда его выгоняют, а когда призывают, приходит.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 514. 132). 1050. Авва Иоанн Колов во время трапезы бросил кусок хлеба преподобному Арсению Великому , который по своему смирению посчитал, что он подобен псу, и поэтому съел хлеб, стоя на четвереньках См. также: Самоукорение . Прибыв в скит, святой Арсений объяснил пресвитерам о своем намерении принять монашество. Они отвели его к старцу, исполненному Святого Духа, Иоанну Колову. Старец захотел подвергнуть Арсения испытанию. Когда они сели за трапезу, чтоб вкусить хлеба, старец не пригласил Арсения, но оставил его стоять. Он стоял, устремив глаза в землю и помышляя, что стоит в присутствии Бога перед Его Ангелами. Когда начали есть, старец взял сухарь и кинул Арсению. Арсений, увидя это, подумал о поступке старца так: “Старец, подобный Ангелу Божию, познал, что я подобен псу, даже хуже пса, и потому подал мне хлеб так, как подают псу. Съем же и я хлеб так, как едят его псы.” После этого размышления Арсений встал на четвереньки, в этом положении подполз к сухарю, взял его ртом, отнес в угол и там съел. Старец, увидев его великое смирение, сказал пресвитерам: “Из него будет искусный инок.” По прошествии непродолжительного времени Иоанн дал ему келию близ себя и научил его подвизаться о своем спасении. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 47. 5). 1051. Авва Иоанн Колов обнял своего неправедного обличителя и подтвердил, что он говорит истину

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Из Соловецкого монастыря Никон, как известно, выехал 10 июня 1652 года и 6 июля прибыл в Москву 46 . Известные мне исторические сведения о пребывании Арсения грека в Москве по возвращении из Соловок начинаются только со второй половины следующего 1653 года.: «Августа 27 дня 161 года (т. е. 1653 г.), – читаем в расходной книге патриаршего казенного приказа, – старцу Арсению греченину за три пера лебяжьих, да за полфунта орешков чернильных, да за полфунта камеди, да за купорос, что он купил в Борисовскую золотую палату писать книги греческие Государю патриарху десять алтын» 47 . «9 мая 162 года (т. е. 1654 г.), – читаем в другой такой же книге, – Арсению греку, который сидит у книжной справки и переводит книги с греческой грамоты на русскую в Приказ – десять рублей» 48 . С 1-го марта 1654 года Арсений грек уже получает Государево жалованье, как справщик на Московском Печатном Дворе 49 . Таким образом Арсений грек, если не с митрополитом Никоном в половине 1652 года возвратился в Москву, то в этом или следующем году и во всяком случае в августе месяце 1653 года уже был в Москве. Следовательно и его греко-латинская школа могла быть открыта не ранее этого времени. Период возможного открытия ее таким образом сводится ко времени с июня 1652 или августа 1653 по 1655 год. Как известно, в половине XVII столетия «ради научения славяно-российского народа детей еллинскому наказанию» (Евгения митр. Словарь духовных писателей I, с. 178) были вызваны в Москву Киевские ученые и в том числе Епифаний Славинецкий, который, по мнению А.В. Горского, был начальником патриаршего училища, а Арсений грек был его помощником в этом деле. К сожалению, и «Житие Ртищева», и историческая записка о переводе Епифанием Библии с греческого языка, напечатанная митрополитом Евгением в словаре писателей духовного чина (ч. I. с. 178–183), из которых обыкновенно почерпаются сведения о вызове киевлян в Москву и их деятельности здесь, ограничиваются сообщением весьма кратких сведений, в числе которых мы совсем не находим каких-либо точных хронологических данных относительно педагогической деятельности киевлян в Москве; и о самой деятельности находим столь краткие известия, что из них ничего нельзя вывести для более точного определения года открытия школы Арсения грека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В 1862 году игумения Вирсавия подала прошение об увольнении ее от должности настоятельницы за старостью лет; но сестры монастыря стали просить управлявшего тогда Донской епархией преосвященного Иоанна, чтоб он не сменял ее. Владыка оставил Вирсавию на игуменстве и назначил ей помощницей м. Арсению, которую и определил на должность казначеи. Пред наступлением Великого поста 1863 года схимонахиня Ардалиона собрала к себе своих келейниц и сказала им: «до сих пор вы жили моею жизнью, а я жила вашей; теперь мы будем жить отдельно: мать (так она всегда называла Арсению, когда говорила о ней с келейными) теперь казначея. Ей надо заниматься делами монастыря, к ней будут приходить сестры с разными вопросами, к ней и вы относитесь с делами келейными; – я хочу затвориться в своей келлии, сюда мне будете подавать пищу; а когда кому будет духовная нужда, постучите в мою дверь, я отворю». На прощенный день все помолились в ее келлии и распростились. Много при этом было пролито слез: келейным казалось, что для них затворяются двери рая. Никто не хотел нарушать глубокого безмолвия затворницы, но духовная нужда приближенных была так велика, что ей приходилось очень часто отворять двери своего затвора, вследствие чего келейная жизнь ее мало изменилась против прежнего. Духовные же потребности, с какими являлись приходившие, затворница строго разбирала: она давала ответы только на такие вопросы, которые действительно касались жизни внутренней, самонаблюдательной. Иногда м. Павлина приходила со словами: «благословите говеть», – затворница отвечала: «проси на это благословении у игумении». Раз, эта Павлина спросила: «Матушка! что это читают в церкви, в антифонах»: «в дому Давидове страх велик?» – «Я не толкователь писания, был ответ, на это есть богословы, их этому учат в семинариях и академиях». Часто случалось, что кто-нибудь придет и сидит молча, ожидая слова от затворницы; а она сидит с четками, опустив голову; просидит так довольно долго и скажет, наконец: «если нет у вас дела, идите».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После двух самозванцев и недолгого царствования Василия Шуйского, в нашем отечестве не было царя. Врагам отечества хотелось подчинить Россию Польше. И успели – было в этом, так что польский королевич Владислав был провозглашен русским царем, и поляки овладели Москвою. Тогда истинные сыны России восстали против поляков для избавления от них своего отечества и своей православной веры. Обратились с молитвою к Господу и пречистой Его Матери. Заповедан был войску и народу трехдневный пост. Особенно проливали слезы о своем избавлении пред Казанскою иконою Богоматери, – списком с подлинной чудотворной, – которая принадлежала князю Пожарскому и была при нем в войске. Пресв. Богородица вняла молитве. Болящему архиепископу Арсению явился препод. Сергий и объявил, что Господь по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев России низложит врагов и первопрестольный город возвратить православным сынам России, и, в подтверждение пророчества, болящему старцу Арсению чудесно возвращены здоровье и крепость сил. Ободренные чудесным предвестием победы, русские воины дружно подступили к Москве, и 22-го октября 1612 г. освободили ее от врагов: поляки бежали из нее. В следующий же воскресный день совершен был в Москве крестный ход с иконою Богоматери для принесения благодарения за спасение, и установлено ежегодно 22-го окт. совершать празднование Казанской иконе Богоматери, с крестным ходом, в память об этом спасении. Тропарь и евангелие сего праздника см. 8-го июля. 24-го Октября, праздник иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих радость» Скажите о празднике иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих радость». Праздник этот установлен по случаю чудесного исцеления от иконы Пресв. Богородицы, совершившегося над родною сестрою патриарха российского Иоакима, в 17 стол. (в 1688 г.) при царях Иоанне и Петре Алексеевичах. Болящая сестра патриарха жила в Москве, на улице Ордынке. Долгое время страдала неизлечимою болезнию. Однажды утром, во время молитвы к Богоматери о помощи она услышала голос: «Евфимия! в храме Преображения есть образ мой, именуемый «Всех скорбящих радость».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Я обещался просьбу их исполнить. Но Кирилл, неокружнический епископ, изменил время для беседы и вместо 4 указал 18 октября. Но 16 октября у нас соборне возведён на Москву архиепископ Иоанн. И он мне, еп. Арсению, не воспретил исполнить данное обещание чулковцам. И даже от себя уполномочил на помощь мне благоговейного христианина М. И. Бриллиантова. По настоянию просителей чулковцев на беседе дозволено было говорить только епископу Кириллу, и мне, Арсению, или кому мы позволим. Но Кирилл епископ решился отстранить от беседы г. Бриллиантова, несмотря на то, что он на это уполномочен был от нашего архиепископа. На беседе с моей стороны была сказана речь о пользе мира церковного и о вреде, происходящем от раздора; наконец спросил еп. Кирилла, на каком основании они от нас отделяются? Он отвечал: из-за Окружного Послания. Мы объяснили, что название Окружного Послания не составляет такой вины, чтобы из-за этого разделять святую Церковь . Ибо и в древней Церкви издавались окружные послания. Кирилл говорил, мы не за название Окружного Послания, по за содержание оного от вас удаляемся. Я спросил более определённо указать вины Окружного Послания. Кирилл говорить откровенно что-то стеснялся и, поговоря немного косвенным образом, дозволил говорить священно-иноку Игнатию, и этот решился было доказывать, что Окружное Послание неправильно признаёт, что греко-российская Церковь под именем Иисус исповедует Христа Сына Божия. На это ему было сделано такое возражение. Если греко-российская Церковь верует не во Христа, но в какого-то иного Бога, тогда и вы, отец Игнатий, не священник (в доказательство сего прочитывали 1 правило Василия Великого , где говорится, чтобы от еретиков, чуждых верой в Бога, не принимать крещения и 19 пр. первого всел. собора и толкование на 68 прав. святых апостол, где не повелевается принимать и хиротонию от тех еретиков, от которых не принимается крещение). Кирилл перебил дальнейшие рассуждения священно-инока Игнатия. Но и сам ничего определённого не говорил прямо; поэтому я обратился к ним и ко всем присутствующим на беседе со увещанием оставить такие неосновательные придирки к ближнему своему, а просто прочитаем друг другу прощения за все бывшие между нас недоумения, и в обымании друг друга скажем: „Христос посреде нас“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Летом 1716 г. делегация покинула негостеприимный Лондон и направилась в Амстердам. Туда же в декабре приехал царь Петр Алексеевич, которому митрополит подал прошение о позволении собирать помощь бедствующей Александрийской Церкви в России. Петр согласился, и митрополит остаток жизни провел в Москве. В сентябре 1721 г. он был назначен временным управляющим Синодальной (бывшей Патриаршей) областью, включавшей Москву и Владимир, но через полгода был отстранен Синодом, “яко чужестранная и российских обычаев не приобыкшая персона”. В 1724 г. он участвовал в перенесении мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург. Основание Греко-Российской церкви Лондонские православные — русские, греки и немногие англичане остались без пастырского окормления. В октябре 1716 г. Яков Сенявич, секретарь русской дипломатической миссии, от имени “братии единоверия и благочестия” написал митрополиту Арсению в Амстердам: “В бытность Вашего преосвященства в королевстве великобританском мы под Вашим пастырским покровом безопасны были всяких злоключений, козней сатаниных, и нечаемое Вас нам скорое разлучение уязвило сердца наши, и бывшая нам радость в великую печаль превратилась”. Он просил митрополита прислать своего сотрудника архимандрита Геннадия “для службы Божией на славу Бога всемогущего и безначального в Тройце Святой славимого и поклоняемого Отца и Сына и Святого Духа, для моления о всех единоверия ортодоксии, и на исцеление язв и немощей наших, для спасения душ наших”, и обещал позаботиться о его обустройстве: “Что же надлежит к его пропитанию — в том с единоверными общее старание возможем” 29 . 8 ноября Сенявич получил ответ митрополита, где тот “пи­шет после его пастырского благословенного осенения, что изволил отправить высокопомянутого отца архимандрита к нам в Лондон, рекомендуя его к нам яко пастыря и врача душевного, и уповает, что мы оным зело довольны будем”. Сенявич нанял квартиру с особой комнатой для церкви на улочке Эксчейндж-корт (Exchange Court) 30 близ Стрэнда (Strand, в ту пору — главной торговой улицы столицы), и вскоре архимандрит Геннадий прибыл в Лондон со своим келейником Варфоломеем Кассано. Регулярные богослужения начались в конце ноября 1716 г. Помня о том, что митрополит Арсений вкупе с архимандритом Геннадием и другими были лишь недавно высланы из Лондона, Сенявич испросил у епископа Лондонского аудиенции для представления ему священника новой церкви. Архимандрит “для оправдания своего” привез октябрьское письмо Сенявича митрополиту Арсению.

http://pravmir.ru/russkaya-tserkov-v-lon...

Закончил свой доклад генерал Л. К. Артамонов словами: «Да позволено будет мне перейти к заместителю Святейшего Патриарха по председательствованию на Соборе. Труд Высокопреосвященного Арсения всем известен. Я отмечу только следующее. Участвуя во всех заседаниях Собора, в 140 пленарных заседаниях Высокопреосвященный Арсений фактически председательствовал и руководил занятиями. Он же участвовал в заседаниях Соборного Совета, а их было 125, причем, более чем в 20 таких заседаниях он фактически председательствовал. Он же участвовал и в Епископских Совещаниях и как Член по избранию Собора в заседаниях Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Если к этому прибавить, что Высокопреосвященный Арсений принимал участие, и очень оживленное, в работах Отделов, что, кроме того, на нем лежит обширная разносторонняя и ответственная работа по управлению огромной Новгородской епархией, то ясно, что работа эта превышает силы и понятие мирянина, и мы понимаем ту некоторого рода нервность, которую Высокопреосвященный Арсений иногда проявлял при наших невыдержанных прениях и суждениях, и не только не питаем к нему за это никакого неприязненного чувства, но наоборот, без проявления такой нервности мы не поняли бы того чудовищного труда и умственного напряжения, которые он нес, руководя прениями. Необычайно то терпение, с которым он выслушивал речи ораторов, стоящих на противоположных точках зрения, речи часто не сдержанные, иногда переходившие в личные счеты, объединяя к концу заседания высказанные мнения и приводя всех к братскому дружному единению. Это разумное и вдумчивое отношение ко всем вопросам, обсуждавшимся на Соборе, показывает, какой внутренний труд, какую сложную и напряженную работу ума и воли нес Высокопреосвященный Арсений. Прошу Священный Собор выразить Высокопреосвященному Митрополиту Арсению чувства одушевляющих нас любви и глубокого уважения к его многотрудной и теперь уже исторической работе». Члены Собора, поднявшись с мест, пропели Митрополиту Арсению “Εις πολλα ετη δεσποτα”» 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Зразнаго благочестивых на образ чудотворный наданя зроблен року 1640 Июня 20. 6 . Крест серебряный, в середине коего вложена часть животворящего древа. Устроен Г. Анненковым. Веса в нём 1 ф. 18 зол. 7 . Крест серебряный большой для предношения в церковных ходах замечательный по гербу на нём митр. Иосифа Тукальского. Веса в нём с железом 22 фунта. III. Наперсные 1 . Золотой и на золотой цепочке крест с мощами: 1. св. Иоанна Милостивого, 2. Пр. Михаила Малеина, 3. Пр. Пимена Великого , 4. Св. Феодора Стратилата, 5. Вмч. Прокопия и 6. Вмч. Меркурия. 2 . Крест, составленный из двух букв Е, украшенный мелкими алмазами и рубинами, в середине с изображением креста на финифти. Он пожалован Императрицей Елисаветой Петровной митрополиту Арсению (в бытность его Архиепископом Переславским 1744 г). § 26. Панагии В ризнице хранится более 30 панагий. Замечательны из них особенно следующие: 1 . Под Императорской короной на финифти изображение Воскресения Христова. Эта панагия украшена крупными бриллиантами и драгоценнейшая из всех в ризнице соборной. Дар Императрицы Елисаветы Петровны митр. Рафаилу 83 1744 г. 2 . Устроенная в виде звезды, украшенной алмазами. В середине её – образ Спасителя. Дар той же Государыни и тому же митрополиту в 1744 г. 3 . Украшенная алмазами и крупными яхонтами красными. В середине – изображение Воскресения Христова. Жалована Императрицей Екатериной II митр. Самуилу. 4 . Устроенная в виде двуглавого орла, украшенного драгоценными камнями. В середине орла написан Нерукотворенный Образ 84 . 5 . Топаз с изображением Спасителя, обложенный серебром. 6 . На финифти, оправленной в золото, изображение обручения св. Екатерины. Дар митр. Московского Платона митр. Киевскому Серапиону 85 . 7 . Устроенная в виде пеликана (птицы) в середине коего вделан шафир, а внизу на финифти образ Богоматери. По местам – украшения из рубинцев и других камушков. Из подписи видно, что эта панагия подарена была митр. Арсению Полковницей Бурковской в 1767 г. 8 . Серебряная складная со свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Я рассказал о. Арсению о последней предсмертной болезни Елены в 1943 г. (хотя каждый год, начиная с 1934 г., она тяжело заболевала и по три месяца лежала в постели с тяжелой одышкой и застойным воспалением легких). Рассказал об удивительной духовной дружбе Елены и Елизаветы, в результате чего Леля (она понимала, что умирает) обратилась к Лизе в марте 1943 г. с просьбой, чтобы Лиза вышла за меня замуж. Мне Елена сказала: “Я ухожу, ты не можешь жить один, тебе нужен сильный в духовном отношении человек. Я скоро уйду, не утешай меня, я все понимаю и знаю. Прошу тебя, пусть твоей женой станет Лиза, человек сильного характера, огромной веры, любви к людям, способный во всем помогать тебе. Она намного выше меня в своем духовном развитии, красивее и привлекательнее. Это мое завещание, я просила также и Лизу быть твоей женой”. Но все оказалось сложным и трудным, Лиза категорически отказалась выходить замуж, мечта ее начиная с 18 лет была уйти в монахини, но мои воспоминания не об этом. Господь все же соединил нас. Я рассказал о. Арсению свою жизнь, он ни разу не перебил, не остановил, только слушал и внимательно смотрел на меня, и когда я кончил, сказал, повернувшись к иконам: “Давайте помолимся Господу, Пресвятой Богородице Владычице и святым Елизавете и Захарии, святому князю Владимиру, святым Константину и Елене, возблагодарим Бога за милость Его”. После молитвы он говорил мне слова, которыми все мной сказанное переосмыслил, приоткрыл и оценил с точки зрения духовности, веры, и все недосказанное мною о Елене, Лизе и себе, о взаимоотношениях с окружающими положил передо мной, сказав: “Владимир, Владимир! Я поражаюсь той великой милости, что оказал вам Господь и Пресвятая Богородица. Они послали вам двух удивительно духовных женщин, жену Елену, жену Елизавету, которые верой и образом своей жизни вкладывали в вас силу веры, внутренне питали вас этой верой и этим спасли от всего плохого. Господь по милости Своей еще мальчиком привел вас к великому старцу московскому о. Алексею Мечеву и дал вам возможность почти до самого расстрела замечательного иерея о. Сергия Мечева (я знал его) быть его духовным сыном. То, что вы рассказали о вашей жене Елене и о Елизавете Александровне радует меня, иерея Арсения, и как бы я хотел, чтобы все сестры нашей небольшой общины были такими, как они. Благодарите Господа за все и вся, а Елизавету Александровну знаю уже два года”. Многое еще сказал мне батюшка, а я всей душой прилепился к нему и в коротких и довольно редких встречах с ним находил духовную радость и утешение.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/8

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010