5. Тех, кои не принимают слов истинного Бога, Спаса Господа нашего Иисуса Христа: «Отец мой более мене есть», как разнообразно изъяснили Святые, одни по Божеству Его, потому, что Он от Отца рожден (виновного ради от Отца рождения), другие по естественным свойствам плоти, которую принял Он Божеством (Ипостасию Божества), то есть, что Господь, по причине сотворенного, описуемого и смертного назвал себя меньшим от Отца; тем, кои говорят, что выражение касается только плоти, отдельной от Божества, в том смысле, как если бы она не была соединена с Ним, а которые не принимают разделения в той мысли, как приняли его отцы, говоря о подчинении или неведении (плоти), не принимают, что плоть Христова равночестна с Божеством, а допускают, что естественные свойства плоти Господа приняты Божеством в Ипостась и нераздельно с нею прибывают, а учат о неипостасном и ложном, как об ипостасном и истинном – анафема. «Бывшему митрополиту Керкирскому Константину Булгару, зло и нечестиво учившему о словах истинного Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: «Отец мой болий мене есть», и не мыслящему об них и не объясняющему их подобно тому, как мыслят и объясняют их святые и богоносные отцы, что когда Единородный Сын принял от Святой Девы и Богородицы плоть, соединившуюся неслитно с Божеством, и, по нераздельном соединении с Ним, имевшую свои свойства, Господь по ним именовал Отца большим Себя и есть покланяем и славим с принятой Им (плотью) единым поклонением вместе с Отцем и Всесвятым Духом, как единый Бог . Противящемуся же такому пониманию, что Господь есть единая Ипостась, имеющая соединенные два естества, но полагающему плоть в раздельности от Божества, подобно плоти каждого из людей, не желающему следовать четвертому и шестому вселенским соборам, которые о двух неслитно соединенных естествах во Христе право и благочестиво научили веровать Христову Церковь и впадшему в разные ереси – анафема». Всем одинаково мудрствующим с тем Константином Булгарским и подобно ему отлученным – анафема. Невежественнейшему и лживому монаху, пустому борцу Иоанну Иринику и его нечестивым писаниям и лобызающим их, как славящим и говорящим не то, что в Господе нашем Иисусе Христе и Боге Божество соединилось с человечеством, не раздельно, не слитно, что Он был совершенный человек, в каком смысле в Священном Евангелии сказано: «Отец мой болий мене есть», но так говорящим о человечестве, что оно раздельно от Божества в том смысле, что оно как бы не соединялось с Ним, как всех общее и наше – анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

возгорелся новый спор по поводу слов: Отец Мой болий Мене есть ( Иоан.14:28 ), слов, которые находил повод изъяснять еще патриарх Фотий, чтобы устранить неправильное их понимание 1341 . Спор возгорелся по следующему поводу 1342 . Некто Димитрий, нередко отправлявшийся послом на Запад, возвратившись от Алеманов, сообщил, что там появилась новая ересь. Однажды, когда царь спросил его, в чем состоит это новое учение, Димитрий отвечал, что «люди дерзают говорить, что один и тот же и меньше и равен рождающему Его Богу». – Так что же? – возразил царь. Разве мы не говорим, что один и тот же есть и Бог и человек? Как человека мы признаем Его меньшим, а как Бога равным. То же самое говорит и Спаситель; ибо в одном месте Он сказал: Отец Мой болий Мене есть. И если этого нельзя приписать той и другой природе, – что было бы крайне нелепо, – то проведенное изречение необходимо приложить ко второй (человеческой), ибо не прилагать его ни к которой – безумно. Следовательно, люди говорят об этом хорошо, – заключил царь. «Нет, они заблуждаются», сказал Димитрий. Оставшись, таким образом, при своем мнении, Димитрий в защиту его написал книгу, которую представил царю. Мануил посоветовал ему закопать ее в землю. Спор с царем огласился. Явились разные мнения: одни присоединились к царю; другие к Димитрию. Мануил употребил все усилия, чтобы частным образом, посредством личных бесед, склонить на свою сторону приверженцев Димитрия; но видя, что число их все возрастает, решил передать дело на суд собора. Собор открылся в марте 1166 г. и имел несколько заседаний 1343 в присутствии царя Мануила и патриархов: Константинопольского – Луки, Антиохийского – Афанасия и Иерусалимского – Никифора. Восторжествовало мнение императора Мануила. Составлены были два возглашения вечной памяти поборникам истинного учения и два анафематизма неправомыслящим, которые и внесены тотчас же в синодик, вскоре торжественно прочитанный в наступившую неделю православия. Но, так как, против соборного определения стали раздаваться протесты: некоторые находили его неясным и пытались перетолковать его смысл, то назначено было новое соборное расследование, приведшее собор к отлучению от Церкви некоторых лиц, именно: Константина Болгарского, который занимал должность митрополита Керкирского, и монаха Иоанна Ириника 1344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

17 . Прп. Антония Вел. Прп. Антоний († 356) был великий подвижник и ревнитель православия, почему в церковных песнопениях называется подражателем св. Иоанна Крестителя и прор. Илии. Раскольники безпоповцы говорят, что он принимал к себе на исповедь, хотя и не был священником: значит, можно было бы и мирянину совершать таинство покаяния. Но прп. Антоний не разрешал кающихся, значит, совершал не таинство, покаяния, а исповедь нравственную, которую может совершать всякий человек опытный в духовной жизни, потому что разрешение грехов, “даруемое от Бога иереем” (Б. Катих. л. 389 об.), составляет сущность таинства покаяния и без него исповедь не будет таинством (Б. Катих. л. 390). 18 . Свтт. Афанасия и Кирилла, архиеп. Александрийских. Прп. Маркиана Кирского. Свт. Афанасий Вел. († 373) в своем Символ, известном под его именем, оставил самое полное и ясное изложение учения о Св. Троице (см. в Кирил. кн. лл. 547–8 об. и в М. Катих. лл. 2–4). 19 . Прпп. Макария Египтянина, Макария Александрийского и Макария Печерского; мц. Евфрасии, свт. Арсения Керкирского (Керкира ныне Корфу-остров). За свои подвиги прп. Макарий Египетский († 390) удостоился такой благодати чудотворений, что на его голос отвечали и мертвые. Так, в житии его рассказывается: однажды он нашел в пустыне череп и спросил его: “Чей ты череп”? “Аз начальник бех жрецов идольских, на сем месте обитавших, ответил череп; ты же – авва Макарий, духа Божия исполненный; в который бы час, милосердовав о сущих в муце, ты молитися, отраду некую ощущают”. (Последние слова ясно показывают, как полезны молитвы живых за умерших, отрицаемые сектантами). Не смотря на всю нравственную высоту, прп. Макарий оказался в очах Божиих ниже двух женщин-невесток, которые жили обыкновенною жизнью в городе, но в течение 15 лет совместной жизни не только не вздорили между собою, но и не сказали друг другу неприятного слова. Значить, несправедливо учат странники-бегуны, будто в мире спастись нельзя. С именем прп. Макария Александрийского († 394) известно «Слово об исходе души и состоянии их по смерти», часто встречающееся в раскольнических цветниках.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

С греческого острова Корфу в Свято-Троицкий храм села Шуйского Вологодской области доставлена икона святителя Спиридона Тримифунтского 10 сентября 2018 г. 14:51 С греческого острова Корфу в Свято-Троицкий храм села Шуйского Вологодской области была доставлена икона святителя Спиридона Тримифунтского с житийными клеймами и с частицей облачения святого. Икона была написана по благословению митрополита Керкирского, Пакского и Диапонтийских островов Нектария ( Элладская Православная Церковь ) специально для вновь построенного Троицкого храма на Сухоне. После написания образ был освящен в храме в честь Спиридона Тримифунтского города Керкира, где и поныне хранятся мощи почитаемого святого. Содействие в написании иконы и принесении святыни в вологодский храм оказали ктитор храма И.Г. Астахов и попечитель А.Г. Мясников. Сначала образ был доставлен в Санкт-Петербург, по благословению управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия  в сельский храм святыню сопровождал ключарь Исаакиевского собора протоиерей Алексий Исаев. Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий встретил икону на паперти храма, затем была совершена Божественная литургия. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Алексий Биденко, протоиерей Алексий Исаев, руководитель службы протокола Вологодской епархии иерей Алексий Булеков, секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), а также клирики Вологодской епархии . В храме присутствовали глава Междуреченского района Ю.М. Бойнес, И.Г. Астахов, А.Г. Мясников и жители районного центра. По окончании богослужения митрополит Игнатий поздравил присутствовавших со знаменательным событием в жизни прихода — принесением из Греции иконы святителя Спиридон Тримифунтского. Владыка Игнатий также приветствовал главу района и попечителей храма и выразил им благодарность за содействие в принесении святыни в новый сельский храм. К собравшимся в храме с приветственными словами обратились ктитор храма И.Г. Астахов и попечитель А.Г. Мясников. Храм Святой Троицы на Сухоне был освящен 21 июля с.г. Церковь, построенная на средства благотворителей по классическим канонам православного зодчества, стала украшением старинного вологодского села и объектом посещения для паломников. Вологодская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Состоявшееся 1/14 июня 1935 года заседание Архиерейского Синодального Суда первой инстанции под председательством митрополита Керкирского Александра, на основании соответствующих положений церковного устава, вынесло решение о признании неканоничного и незаконного характера старостильнических архиерейских хиротоний. Относительно нарушивших церковный мир митрополитов было принято решение о лишении их всех степеней священства и низведении в разряд простых монахов, что предполагало принудительное пятилетнее пребывание для митрополита Димитриадского Германа в монастыре Хозовиотиссис (остров Армогон), для митрополита Флоринского Хризостома в монастыре Святого Дионисия Олимпийского (в Китросской епархии), а для митрополита Закинфского Хризостома в монастыре Ромвос (в Акарнанийской епархии) 232 . Справедливость судебного определения была подтверждена на основании 34 правила VI Вселенского Собора, 6 правила Гангрского и 5 правила Антиохийского Соборов. Осуждённые митрополиты в своём совместном заявлении от 15 июня 1935 года на имя премьер-министра Греции П. Цалдариса, министра иностранных дели министра исповеданий, заявили о том, что судебное решение их вопроса является неконституционным, неканоничным, незаконными несправедливым деянием 233 . Сразу же после приведения судебного решения в исполнение, бывший митрополит Закинфский Хризостом с раскаянием подал 3/16 июня 1935 года апелляцию в Синодальный Суд второй инстанции. После обстоятельного рассмотрения дела было вынесено определение Суда второй инстанции 1/16–7–1935, отменяющее все наложенные на иерарха наказания и восстановившее его в священном сане, но с шестимесячным запрещением в священнослужении 234 . Относительно новорукоположенных старостильнических иерархов на заседании Архиерейского Синодального Суда первой инстанции, проходившем 3 июля 1935 года, было принято решение 3/3–7–1935, признававшее виновность архимандритов Христофора (Хаджиса), Германа (Варикопулоса), Поликарпа (Лиосиса) и иеромонаха Матфея (Карпафакиса) в незаконном принятии епископского достоинства и учинении раскола, что влекло за собой лишение священного сана, с последующей пятилетней ссылкой в отдалённые монастыри. По определению суда для Христофора (Хаджиса) назначалось пребывание в монастыре Таксиархон (на острове Серифос), для Германа (Варикопулоса) – в монастыре Кафарон (остров Ифака), для Матфея (Карпафакиса) – в монастыре Святого Дионисия (остров Строфадон) и для Поликарпа (Лиосиса) в монастыре Евангелистриас (остров Скиафос) 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Элладская Церковь призывает к новой евангелизации народа (версия для печати)/Православие.Ru Элладская Церковь призывает к новой евангелизации народа Православие.Ru , 20 марта 2006 г. В Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата из Священного Синода Элладской Православной Церкви поступил текст доклада митрополита Керкирского и Паксонского Нектария на тему «Реевангелизация народа – новые предпосылки». Доклад был зачитан на одном из заседаний Священного Синода Элладской Церкви и отражает ее позицию по данному вопросу, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП. В документе идет речь об одном из приоритетных направлений церковной деятельности – новой евангелизации греческого общества. Необходимость ее обусловлена тем, что в настоящее время вера воспринимается некоторыми скорее как народная традиция, чем как часть жизненного опыта человека. По мнению Священного Синода, серьезное внимание следует уделять подготовке образованных пастырей, поскольку в современных условиях требования к священнику значительно повысились: он должен быть сведущим не только в богословии, но и в других областях человеческих знаний. Далее отмечается важность пастырской заботы о молодежи. Духовное окормление нужно начинать с младенческого возраста, охватывая им и последующие возрастные категории вплоть до студентов высших учебных заведений. Молодые люди особенно нуждаются в поддержке пастыря, поэтому присутствие в высших учебных заведениях Церкви сегодня необходимо. В деле катехизации священнику следует привлекать мирян с богословским образованием, а для работы с детьми – создавать особые группы катехизаторов. Кроме всего прочего, требуется заново организовать жизнь прихода, с тем, чтобы он вновь приобрел характер евхаристической общины. Благодаря этому прихожане будут активнее участвовать в литургической жизни Церкви. Особая роль в процессе евангелизации уделяется средствам массовой информации. Подчеркивается значение церковного радиовещания, создания церковных интернет-сайтов, выпуска периодических изданий, в том числе ориентированных на молодежь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Обеспеченная Михаилом политическая независимость Эпира сделала его западным центром для эмиграции греков, не примирившихся с латинским господством. Михаил собирал вокруг себя обломки греческого царства и Церкви. В этом его вторая важная заслуга. Он отнесся с уважением к скитавшемуся царю, старому интригану Алексею, выкупил его у пиратов и содержал у себя в Арте, пока тот не отправился к иконийскому султану. Жена Алексея, царица Евфросинья, скончалась и была погребена в Арте. Важнее было покровительство иерархам, которые, по латинским источникам, оставляя свои кафедры, переправлялись через Коринфский залив к Михаилу. С XIII в. видим в Эпире ряд выдающихся ученых иерархов, врагов латинства, авторитетов в глазах западных греков. Первым из них по времени был митрополит Керкиры Василий Педиадит. Дошло его послание Иннокентию, в котором он возражает против намерения созвать Латеранский Собор: таковой, по мнению митрополита, немыслим без участия Константинопольского греческого патриарха и греческих архиереев, насильно удаленных с их кафедр. Голос Эпирского митрополита звучит непримиримо. Он был в сношениях и с Никейским патриархом и с ученым Хоматианом, последний обращался к Педиадиту по каноническим вопросам. Дошло письмо Керкирского митрополита к ученому К. Стильби, автору стихов на разорение Константинополя. Два года прошло, пишет Педиадит, как он облекся в священный сан и переселился из столицы, города наук, на окраину, в это мужицкое место; как Одиссея, его пригнал ветер из Илиона к Киконам и Харибдам. Пишет он о керкирцах или корифейцах (К ορυφους – Корфу, впервые у Лиутпранда). Климат суровый, больниц нет, пятидесятилетние люди выглядят стариками. Хаты дымные, похожи на шалаши на виноградниках и бахчах, для крыши связывают камыши попарно травою и на них кладут черепицы, неплотно приложенные; фруктов нет ни своих, ни привозных. Доходы митрополии меньше, чем в бедной епископии. Население не понимает и не выносит евангельских слов, книг нет, и народу нет пользы от митрополита, и он обречен терпеть крайнее невежество Корфу. Бесспорно преувеличение в словах ученого византийца, но и жизнь на Керкире, видимо, стала иная после норманнских набегов и поселения албанцев. А этот остров был лучшей частью владений деспота Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В границах Охридского диоцеза церковные деятели греч. происхождения в определенной степени учитывали духовные потребности болг. паствы. Это способствовало лучшему сохранению в рамках Охридской архиепископии слав. культуры по сравнению с Вост. Болгарией, непосредственно подчиненной К-польскому Патриарху, и обеспечило впосл. ее возрождение (отсюда у болг. книжников XII-XIII вв. возникло представление о Македонии как колыбели слав. письменности и христианства в Болгарии). С переходом в сер. XI в. архиепископского стола к грекам и эллинизацией социальных верхов общества происходит постепенное, но заметное снижение статуса слав. культуры и богослужения до уровня приходских церквей и малых обителей ( Флоря, Турилов, Иванов. С. 123-135). Это не коснулось почитания византийцами местных слав. святых. Так, архиеп. Феофилактом Охридским (1090-1108) созданы Житие Тивериопольских мучеников, пространное Житие Климента Охридского и служба ему. Георгием Скилицей написано Житие Иоанна Рыльского и целый цикл служб ему (ок. 1180). Димитрию Хоматиану приписывается установление празднования святых Седмочисленников (равноапостольных Мефодия, Кирилла и их пяти учеников), им также составлены краткое Житие и служба Клименту Охридскому. Церковь в эпоху 2-го Болгарского царства (1187-1396) Тырновская архиепископия Церковь вмч. Димитрия Солунского в Велико-Тырнове. 1187 г. Церковь вмч. Димитрия Солунского в Велико-Тырнове. 1187 г. Осенью 1185 (или 1186) г. в Болгарии вспыхнуло антивизант. восстание, к-рое возглавили местные боляре братья Петр и Асень. Его центром стала сильная крепость Тырнов. 26 окт. 1185 г. там собралось множество людей на освящение ц. вмч. Димитрия Солунского. По сообщению Никиты Хониата, разнесся слух о том, что чудотворная икона св. Димитрия из разграбленной в 1185 г. норманнами Фессалоники теперь находится в Тырнове. Это было воспринято как свидетельство особого покровительства вмч. Димитрия болгарам и вдохновило восставших ( Nicetae Choniatae. Historia. 1975. S. 371). Воссоздание болг. государственности в рамках 2-го Болгарского Царства со столицей в Тырнове имело следствием восстановление автокефалии Болгарской Церкви. Сведения об учреждении новой епископии в Тырнове во время восстания содержатся в письме Димитрия Хоматиана Василию Педиадиту, митр. Керкирскому, и в Синодальном акте Охридской архиепископии 1218 (или 1219) г. ( Pitra. Analecta Sacra. Vol. 7. Col. 43-44, 563-570). Осенью 1186 (или 1187) г. в новопостроенной церкви, где находилась икона вмч. Димитрия, болг. вожди заставили 3 визант. иерархов (Видинского митрополита и 2 неизвестных архиереев) рукоположить во епископа иерея (или иеромонаха) Василия, к-рый венчал на царство Петра Асеня. Фактически в центре восставшей территории появилась новая, независимая епархия.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Arhiva Mâna dreapt a Sfântului Ierarh Spiridon al Trimitundei va fi adus în Rusia 9 august 2018 17:02 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 24 августа 2018 года с острова Корфу в Россию для поклонения и духовной поддержки верующих прибудет величайшая христианская святыня — десница святителя Спиридона Тримифунтского. Для миллионов православных верующих в России это событие станет уникальной возможностью прикоснуться к мощам святителя Спиридона, которого наравне со святителем Николаем Чудотворцем почитает весь христианский мир. Даты пребывания ковчега со святыми мощами в России — с 24 августа по 15 октября. Поклониться святыне можно будет в 12 регионах России: Краснодаре, Екатеринбурге, Красноярске, Кемерове, Московской области, Туле, Санкт-Петербурге, Твери, Саратове, Чебоксарах, Ярославле и Москве. «Святитель Спиридон Тримифунтский — величайший святой, которого почитают православные во всех концах земного шара, но не так просто попасть на остров Корфу, где находятся его нетленные мощи. Поэтому мы благодарны Керкирской митрополии за возможность принесения десницы этого замечательного святого в пределы Русской Православной Церкви. Ранее десница святителя Спиридона уже приносилась в пределы нашей Церкви, но в этот раз по благословению Святейшего Патриарха Кирилла впервые ковчег со святыней посетит 12 епархий. Благодаря этому длительному и широкому по географии пребыванию люди, которые знают и любят этого великого святого, смогут без особых сложностей поклониться его святым мощам. Организацию всего маршрута пребывания святыни в России берет на себя Фонд имени равноапостольного князя Владимира. В Русской Церкви убеждены в том, что принесение мощей святителя Спиридона Тримифунтского духовно укрепит наш народ», — заявил пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков . Принесение мощей святителя Спиридона организует Благотворительный фонд имени равноапостольного князя Владимира. Фонд, созданный в 2015 году, поддерживает социальные инициативы, благотворительные и образовательные программы. Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5249699...

А еще это связано с нашим живым опытом. Очень многие наши люди, особенно в последние десятилетия, имели возможность приехать на остров Корфу и поклониться святителю Спиридону, испросить у него помощи, благословения на решение многих жизненных вопросов, испросить исцеление недугов своих. И как много людей получили там исцеление, помощь и поддержку! Радуюсь, что сегодня начинается паломничество москвичей к этой святыне в Храм Христа Спасителя. Будем молиться, чтобы святитель Спиридон исцелил наши недуги душевные и телесные, чтобы святитель Спиридон молитвами своими укрепил единство Церкви Православной, помог преодолеть разделения, которые сегодня реально терзают тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Будем верить в то, что его предстательством к Господу умягчены будут злые сердца, посветлеет разум тех, кто не знает, что творит. Будем надеяться, что его молитвами Господь укрепит единство Церкви Православной и укрепит веру всех нас, через его чудодейственную силу даст возможность каждому почувствовать действие благодати Божией. Его молитвами да хранит Господь Церковь Православную, землю нашу и народ наш. Аминь». В алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Его Святейшества с организаторами принесения мощей святителя Спиридона в Русскую Православную Церковь. «Это большая радость для всех нас. Владыке Нектарию (митрополиту Керкирскому, Пакскому и Диапонтийских островов — ред .) передайте мою любовь и благодарность. Очень своевременно пришли мощи святителя Спиридона на Русскую землю. Мы нуждаемся в укреплении нашей веры, исцелении недугов, в помощи свыше. Мы верим, что святитель Спиридон эту помощь нам даст», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. Председатель совета Благотворительного фонда святого равноапостольного князя Владимира В.Е. Бабий преподнес Святейшему Владыке икону святителя Спиридона Тримифунтского. Архимандрит Иустин (Константас), в свою очередь, передал Его Святейшеству приветствие и памятные дары от митрополита Керкирского Нектария. Представители Керкирской митрополии Элладской Православной Церкви поделились со Святейшим Патриархом своими впечатлениями от посещения епархий Русской Православной Церкви и выразили благодарность Его Святейшеству за возможность посетить те регионы России, в которых раньше никогда не были.

http://patriarchia.ru/db/text/5271836.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010