Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ХОНИАТ [греч. Γεργιος Χωνιτης] (XII в.?), визант. гимнограф и писатель. Его прозвище может обозначать либо принадлежность к известному роду Хониатов (Beck) , либо происхождение из малоазийского г. Хоны ( P é trid è s, É mereau. St. Arsène). Г. Х. составил одну из редакций службы свт. Арсению, архиеп. Керкирскому (IX-X вв., пам. 19 янв.) (Bundy), в т. ч., по-видимому, написал литийные стихиры для этой службы ( Νικολπουλος ); др. песнопения Арсению были созданы митр. Керкирским Георгием Варданом († после 1237/38; см. также ркп. Grottaferrata Ζ. α. XXIX) и Иоанном Феофилактом (время жизни неизвестно). Г. Х. считается также автором перевода с персид. языка на греческий медицинского трактата Αντδοτοι (Лекарства; ркп. Escorial f. II. 14; авторство Г. Х. оспаривал С. Ламброс). Нек-рые исследователи (С. Папагеоргиу и др.) отождествляли Г. Х. с митрополитом Керкиры, время жизни к-рого ошибочно определялось 2-й пол. XII в. (позднее Й. Хёк и Р. Лёнерц доказали, что этим митрополитом был Георгий Вардан). По предположениям К. Эмеро и Х. Бека, Г. Х. мог жить и позднее Георгия Вардана и быть племянником или внучатым племянником наставника последнего - митр. Афинского Михаила Хониата . Лит.: Παπαγεωργου Σ. Κ. Περ το γου Αρσενου μητροπολτου Κερκρας (876-953). Κρκυρα, 1872; Λαμπρó ς Σ. Μιχαλ Ακομιντου το Χωνιτου τ σζμενα. Αθναι, 1880. Τ. 2. Σ. 139-142, 162-175; P é trid è s S. , É merau C. St. Arsène de Corfu//EO. 1921. T. 20. P. 437; É mereau C. Hymnographi byzantini//EO. 1923. T. 22. P. 425; Kuzes A. Quelques considératios sur les traductions en grec des œuvres médicales orientales et principalement sur les deux manuscrits de la traduction d " une traité persain par Constantin Melitiniotis//Πρακτικ τς Ακαδημας Αθηνν. 1939. Τ. 14. Σ. 208; Beck. Kirche u. theol. Literatur. S. 702; Νικολπουλος Π. Γεργιος Χωνιτης//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 464; Hoeck J. M. , Loenertz R. J. Nikolas-Nektarios von Otranto, Abt von Casole. Ettal, 1965. S. 117-125. (Studia patristica et Byzantina; 11); Bundy D. Georges Choniatès//DHGE. 1984. T. 20. Col. 611-612; idem. Georges... évêque de Corcyre//Ibid. Col. 615. Э. П. М. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/164449.html

В совр. греческих и русских богослужебных книгах последование М. 6 сент. состоит из: отпустительного тропаря 4-го гласа Τν ορανων στρατιν Αρχιστρτηγε (      ); кондака 2-го гласа Αρχιστρτηγε Θεο, λειτουργ θεας δξης (          ), с икосом (авторство принадлежит прп. Роману Сладкопевцу - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1937. Τ. 36. Σ. 10-11); канона авторства Иосифа Песнописца с акростихом Τν πρτον μν τν σωμτων Νων. Ιωσφ (Перваго пою безтелесных умов. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Τας θεαις λαμπρτησι (    ); канона того же автора без акростиха 4-го гласа, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Τν ρχηγν τν Αγγλων (Предводителя ангелов) (только в греч. - см.: Μηναον. Σεπτμβριος. Σ. 77-86); 2 циклов стихир-подобнов (в греч. книгах помещен дополнительный цикл на стиховне вечерни); 3 самогласнов; седальна (в греческих книгах еще 2 седальна по кафизмам, поскольку в греч. Минее служба 6 сент. славословная, а не шестеричная, как в русских); светильна. 8 сент. богослужебное последование М. содержит те же отпустительный тропарь и кондак, что 6 сент.; канон авторства Иоанна Монаха ( Иоанна Дамаскина ?) с акростихом «Да торжествуем, богомудрии, похвалу собору безплотных» (в греч. Минее акростих не выписан) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Πντες νυμνσωμεν πιστο (Вси воспоим вернии); канон, составленный Климентом (Студитом?) (в рус. Минее приписывается Иоанну Монаху), с акростихом Τος Ταξιρχαις τν Ασωμτων Νων («Чиноначальникам безплотных умов»; в рус. Минее акростих не указан) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Τος νοερος τν σωμτων τξεων, χορος (Умныя безплотных чинов лики); стихиры: из службы 6 сент. используются оба цикла стихир-подобнов и 3 самогласна, а также отмечены 2 дополнительных цикла подобнов (1 на «Господи, воззвах» и 1 на стиховне вечерни), несколько самогласнов на литии (принадлежат знаменитым гимнографам - в частности Киприану , Арсению , архиеп. Керкирскому, и Феодору Студиту ) и самогласная стихира по Пс 50; в рус. Минее содержатся еще 2 цикла стихир-подобнов и 2 самогласные стихиры на малой вечерне (см.: Минея (МП). Ноябрь. Ч. 1. С. 213-214); седальны (в русской - 6, в греческой - 4; совпадают 2), светильны (в греческой - 3, в русской - 2; совпадает 1).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

15/27 февраля 1878 года за 256 Синод, заслушав дело об акафисте св. равноапостольному князю Владимиру, признал возможным разрешить напечатать сей акафист. Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету с приложением рукописи был послан 9 марта 1878 года за 593 212 . 61 Акафист св. Арсению, епископу Тверскому, чудотворцу 20 августа 1876 года настоятель Тверского Успенского Желтикова монастыря архимандрит Иосиф представил в Санкт-Петербургский комитет для цензуры духовных книг рукописный акафист св. Арсению, епископу Тверскому, с прошением о разрешении его к напечатанию. В прошении сообщалось, что означенный акафист был представляем высокопреосвященному Филофею, митрополиту Киевскому и Галицкому, в бытность его архиепископом Тверским, которым дозволено было представить его в цензурный комитет. 27 января 1878 года цензор архимандрит Иосиф доложил в комитет запиской об акафисте свт. Арсению: «Акафист св. Арсению, Тверскому чудотворцу, составлен согласно с историческими обстоятельствами его жизни и сообразно с требованиями богослужебных творений, отличается духом христианского благоговения и спасительного умиления, а потому с пользой может быть одобрен к напечатанию». Как на побуждение к изданию акафиста архимандрит Иосиф указывал на то, что «потребность в этом акафисте вызывается желанием многих тверских и нетверских богомольцев слушать молебны святителю Арсению с акафистом по примеру других многих угодников Божиих отечественной Церкви, которым имеются печатные акафисты». Того же 27 января 1878 года за 68 Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет составил в Святейший Синод донесение об этом акафисте с одобрительным отзывом о нем. Синод от 8 февраля 1878 года за 200 определил: препроводить рукопись к преосвященному Феогносту, епископу Подольскому, с тем чтобы с возвращением рукописи представлено было заключение о достоинстве ее и о возможности или неудобстве дозволить напечатать оную. Преосвященный Феогност 9 марта того же года за 41 донес Святейшему Синоду, что прочитанный и исправленный им по местам акафист св. Арсению, епископу Тверскому, он находит и по мыслям, и по изложению достойным напечатания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Таким образом, из доходов Коллегии Экономии было выдано: · в 1726 г. Арсению, митрополиту Фиваидскому, 450 руб., Афонской горы в Ватопедский монастырь 687 руб. 48 коп., Грузинским архиереям 2000 руб., в Братский Виленский монастырь 50 руб., Белорусской епархии города Могилева церкви Сошествия Св. Духа 21 руб. 96 коп., итого 3209 руб. 44 коп., остаток 1790 руб. 56 коп.; · в 1727 г. присланному от Черногорского Даниила, митрополита Скендерисского, 715 руб. 95 1/2 коп.; Арсению, митрополиту Фиваидскому, 360 руб. 85 1/2 коп., итого 1076 руб. 81 коп., остаток 3923 руб. 19 коп.; · в 1728 г. Грузинским духовным персонам 945 руб. 98 1/2 коп.; Арсению, митрополиту Фиваидскому, 363 руб.; итого 1308 руб. 98 1/2 коп., остаток 3691 руб. 1 1/2 коп.; · в 1729 г. Афонской горы в Ватопедский монастырь 510 руб. 66 1/2 коп., Сошествия Св. Духа в Братский Виленский монастырь 220 руб. 17 коп., Грузинским духовным персонам 1784 руб. 1 1/2 коп.; Арсению, митрополиту Фиваидскому, 547 руб. 50 коп.; итого 3062 руб. 35 коп., остаток 1937 руб. 65 коп.; · в 1730 г. Ватопедского монастыря архимандриту на приезд, отпуск и корм 104 руб. 7 коп.; Арсению, митрополиту Фиваидскому, 432 руб.; грузинским духовным персонам 1785 руб. 66 1/2 коп., итого 2621 руб. 73 1/2 коп., остаток 2378 руб. 26 1/2 коп. Указанные остатки ежегодно употреблялись на положенные в Коллегии Экономии табельные и по указам Св. Синода и Сената неокладные расходы 763 . Как видно из приведенной справки выдача милостыни производилась безпорядочно, так сказать, по востребованию, и часто не тем лицам и учреждениям, для которых эти 5000 руб. были предназначены, остатки же всегда удерживались в Коллегии Экономии и расходовались на другое. В виду этого, в 1733 году Синод просил Анну Иоанновну точно распределить пятитысячную сумму, и 4 октября этого года получил резолюцию «сочинить экстракт о всех палестинских властях и монастырях, кому какие жалованные грамоты и во сколько лет велено приезжать и почему определено жалованье давать и по сколько давано, а поскольку давать впредь – сочинить штат и подать к рассмотрению. Анна» 764 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Не зная, как помочь делу освобождения отца, Борис Иванов обратился с прошением к Митрополиту Арсению (Стадницкому) с мольбой о помощи. К письму он приложил рапорты и другие документы на имя Патриарха, для передачи в отдел Комиссии Поместного Собора о гонениях на Церковь. " Сегодня, 3 июля, – писал Владыке Арсению Борис Иванов, – я прибыл в Ферапонтов монастырь и здесь, со скорбным сердцем ознакомился с деятельностью моего отца и с историей его дела до настоящего времени. Мысленно целуя его узы и раны, я вижу в нем страдальца за Имя Божие и преклоняюсь пред его подвигом " . В одном из писем Епископа Варсонофия (Лебедева) своему наставнику от начала монашеского пути, Митрополиту Арсению (Стадницкому), ставшему одним из ведущих иерархов, прозвучали обнадеживающие слова об участи священника Иоанна Иванова. Письмо помечено 30 июля 1918 года. " Слава Богу, при Божией помощи достигли мы того, чтобы облегчить участь этого поистине страдальца Христова, невинно томившегося в узилище. По получении от Вас письма, я привел в исполнение те меры, какие Вы указали. Мною вызван был благочинный отец Фомин, и через него мною сделано письменное распоряжение: воспретить все богослужения в храмах Ферапонтова монастыря, кроме неотложных треб. Эта мера сильно подействовала на прихожан. Они сразу же собрались на сход, выбрали ходатаев в Череповец хлопотать за отца Иоанна " . Далее Владыка сообщает, что и сам он вступал в переговоры с судебной комиссией, но его хлопоты не увенчались успехом, Тогда он обратился за помощью к череповецкому священнику отцу Василию Рябинину, приехавшем в Кириллов монастырь. Отец Василий с готовностью взялся за хлопоты, и через несколько дней известил Владыку Варсонофия об освобождении из тюрьмы отца Иоанна. Сколько радости пережило кирилловское духовенство, получив это известие! Преосвященный Варсонофий тотчас обратился к Митрополиту Арсению с предложением представить к наградам отца Василия Рябинина и отца Иоанна Иванова. " А отцу Иоанну желательно к наперсному кресту, в воспоминание того креста, какой он перенес исключительно и только при Божией помощи " .

http://pravicon.com/info-2504

Плотскую тяготу утончил еси делы,/душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/и явился еси Троице жилище,/Юже зря, блаженне, ясно,//моли непрестанно о всех нас. мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому Тропарь мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому, глас 2 Страстотерпцы Господни,/Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/и радуется отечество наше,/в немже вы первии, идолы посрамивше,/Христа со дерзновением исповедасте/и за Него пострадасте./Того, яко Блага, молите,/до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити//и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити. Кондак мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому, глас 2 Светильницы светлии явльшеся,/Божественнии мученицы,/тварь всю светлостию чудес озаряете,/недуги разрешающе,/и глубокую тьму всегда отгоняюще,//Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас. Величание мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому Величаем вас,/страстотерпцы святии,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа//претерпели есте. преподобному Арсению Новгородскому Тропарь преподобному Арсению Новгородскому, глас 1 Божественною любовию возгоревся,/вся мирская пристрастия отринул еси,/крест же Христов на рамо взем,/во след Его изволил еси ходити,/отечество твое оставив,/Великаго Новаграда достигл еси/и, работая Богови невозвратным помыслом,/дарования чудотворений сподобился еси./Темже, чтуще тя, преподобне Арсение, вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Ин тропарь преподобному Арсению Новгородскому, глас 4 Отечество свое и род оставил еси,/Христу прилепися,/и Великаго Новаграда достигл еси,/и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/многим постом и воздержанием,/и пророчествия дар прияти сподобися,/и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/и, тело в нем предложив,/обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./Егоже моли, святе Арсение преподобне,/Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ущедрити нас, почитающих твое торжество,//и спасти души наша. Кондак преподобному Арсению Новгородскому, глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

Он же возбнувъ от видния и шед в монастырь, повда братии почщение Богоматере. Братия же радостною душею объщастася со благодарением терпти на мсте сем, надежду возложише на Господа Бога и на Пречистую Богородицу. Во утрии же день, по проречению Богородицы, прииде старецъ Арсений в великую двою насаду, нося множество всяких потребъ. Даже и до днесь изообиловано мсто сие милостию Божиею и молитвами Пресвятыя Богородица, и тщанием преподобнаго отца нашего Арсения началника и спостникъ его трудоположныхь духовных старцов. 7. О прозвании Святыя горы Тогда братия совт сотвориша и поставиша на той гор крестъ и образ Пресвятыя Богородица на том мсте, идже явися Святая Богородица старцу Иоакиму, и рече: «Не скорби, старче, но шед, рцы братьи, да не изыдут от мста сего. Старецъ вашъ Арсеней вскоре будет со множеством потребных». Сего ради братия тако сотвориша в память таковаго чюдеси преславнаго и посщения Божия матере Пречистыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария, и сего ради нача зватися «Святая гора» и до сего дни. Братия же и приходящеи православнии християне начаша ходити на Святую гору на поклонение честному кресту и образу Пресвятыя Богородица, понеже недалече б от монастыря, яко пол поприща. Бывают же исцъления многа на мсте том с врою приходящим посщения ради Божия Матере. . О преставлении монастыря на другое мъсто и о посщении архиепископа Еуфимия к старцу Арсению Еще же живущу старцу Арсению з братиею в древнем монастыри, иже бысть во Владычн лахт, тако нарицаемо мсто оно. Прозвание же мсту тому от сего бысть. Нкогда убо приха из Новаграда к преподобному старцу Арсению на Коневский островъ блаженоименитый и чюдный во архиерох, иже послжде просия в чюдесх, вторый Евфимий архиепископъ новгородский, 300 помолитись чюдному образу Пресвятъй госпожи Богородицы, иже от Святыя горы Афонския принесена бысть, и видти монастырь Коневский, и благословение подати старцу Арсению и братии, и от них к Богу молитвъ сподобитися. И тогда приста ко острову оной лахте, и оттоле прозвася тако Владычня лахта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

351 Усилия Арсения образовать себя и обогатить сведениями не остались бесплодны. Из речи его к Салтыкову усматривается его способность владеть пером, его начитанность и близкое знакомство с правилами грамматики. Затем, с большею вероятностью можно приписать Арсению составление «краткой грамматики и словотолковника», появившихся в начале XVII века 352 . Утверждать это дает право то обстоятельство, что Арсений и в своей защитительной речи к Салтыкову нередко вдается в грамматические изыскания, следовательно, с одной стороны, как сейчас упомянуто, он имел сведения в грамматике, а с другой – сознавал важность и необходимость подобных сведений. А это и могло побудить его к составлению грамматики. На подобном же основании и другое сочинение XVII в, имеющее предметом своим грамматику же, можно приписать Арсению. Сочинение это «Алфавит, како речь говорити или писати» (напеч. в XIV прил. к «Иоанну Экзарху» Калайдовича). В нем мы находим, между прочим, рассуждение о множественном и двойственном числе – весьма сходное с рассуждением о том же предмете Арсения в речи к Салтыкову (см. послание к Салтыкову рук. Лавр. Библ. 700, л. 305 и «Иоанн Экзарх» стр. 205–206). Наконец, среди рукописей Троицкой Лаврской библиотеки есть одна под заключающая жития святых XVI века, написание которой принадлежит, вероятно, Арсению же. Утверждать это можно на том основании, что рукопись эта имеет предисловие буквально сходное с предисловием к канонику, написанным Арсением. Если эта рукопись писана не Арсением, то, может быть, правлена им, потому что она носит следы исправления, и потому-то он (Арсений) присоединил к ней упомянутое свое предисловие. О дальнейшей судьбе и деятельности Арсения известно только то, что он некоторое время стоял во главе справщиков в Москве, как это видно из расходных книг печатнаго двора за 133 год (т. е. 1625 г.). Понятно, что Арсению потому было предоставлено главное место при справе, что он зарекомендовал себя со стороны грамматических и других знаний, как составитель упомянутых нами сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Но и в столице – в Петербургской Академии он встретил ту же любовь и расположение к себе, которые согрели и успокоили его. И он выразил свою благодарность Преосвященному Арсению, употребившему старание к перемещению его в Петербург. На все речи Преосвященный Арсений ответствовал, что он приносит глубокую благодарность Академии за то высокое духовное утешение, которое оп всегда получал в общении и служении с людьми умными и благородными в Академии. В продолжение своего служения в Академии он никогда не испытывал скорбного чувства и не имел никакой неприятности, и пожелал процветания С.-Петербургской духовной Академии и здравия и всякого благополучия профессорам, студентам и всем служащим в Академии. 8 мая – день памяти препод. Арсения Великого – день ангела Преосвященного Арсения – он назначил днем прощания с Академией. В этот день он совершил последнюю литургию в академической церкви; с ним служил новый ректор академии, Преосвященный Антоний. Студенты отнеслись к этому торжеству с полным вниманием. Певчие встретили отъезжавшего Владыку в нижнем корпусе у входа в Академию, и при пении тропаря преподобному Арсению он вошел в храм. Литургию и молебен они пропели отлично; совслужащими были академические монахи и профессора, носящие священный сан. К концу богослужения собралось градское столичное духовенство, немного, но те лица, которым поручено было поднести Владыке Арсению панагию. Из среды собравшегося духовенства выделился достопочтенный, почти 80 летний старец (ныне покойный) протоиерей К. Ив. Боголюбов. и при задушевных словах, в присутствии студентов и всего народа в церкви поднес Преосвященному панагию, которую Владыка здесь же возложил на себя. После богослужения он прошел в академическую залу, куда собрались все студенты. После молитвы, пропетой всеми студентами, один из студентов 10 , от лица всех своих товарищей, сказал речь и поднес в трех томах, в отличном переплете, библию вольфовского издания, с картинами Дорэ. На первом листе сего подарка золотыми буквами написано следующее: Преосвященнейшему Арсению, ректору Санкт-петербургской Духовной Академии, от признательных студентов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Петр Ильич указывал на то, что в наших православных храмах необходимо свести к минимуму исполнение концертов Дмитрия Степановича Бортнянского, хотя и называл его даровитым виновником ложного направления, построенного на чужой почве. Эти концерты не русские, в них вошли совершенно светские, даже сценические оперные приёмы, которые «сколь кощунственно неприличны столь ничтожны и жалки в музыкальном отношении» , – писал композитор. Он вспоминал о звучании в наших храмах неестественного оперного пения с любовным мотивом, в самой грубой и плоской гармонизации. «То весь хор замрёт, то преувеличенно тонко пианиссимо, то заорёт» , – говорил композитор. Необходимо обратить внимание, что в конце своего письма Чайковский говорит епископу Арсению о тех, кто присутствует за богослужением в наших православных храмах. Это те люди, которые пришли молиться, и те, кто пришёл для потехи, как публика. Следовательно, оценивать пение такие люди будут совсем не за церковность и благоговейность. «Не молиться пришли такие люди, а для того чтобы весело провести полчаса времени. Неужели православная церковь должна служить между прочим и целям пустого времяпровождения для пустых людей» .   Источники и литература: 1.     Доклад комиссии по изданию «Спутник псаломщика» епископу Арсению об успехах издания. Ф. 550. Оп. 1. Д. 82. 1915 г. Л. 2. 2.     Доклад монаха Малахии о церковном одноголосном пении. Ф. 550. Оп. 1. Д. 84. 1915 г. Л. 3-4. 3.     Доклад руководителя певческого съезда епископу Арсению о церковном пении. Ф. 550. Оп. 1. Д. 76. 1913 г. Л. 1-4. 4.     Копия письма композитора П. И. Чайковского к епископу Арсению. Ф. 550. Оп. 1. Д. 1. 1882 г. Л. 1-14. 5.     Материалы по вопросу о церковном пении. Ф. 550. Оп. 1. Д. 103. 1917 г. Л. 1-2. 6.     Митрополит Арсений (Стадницкий)//Интернет-портал Московской духовной академии. Режим доступа: [ www.mpda.ru/persons/73484/text.html ] ‎. 7.     Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005). М., 2006.

http://bogoslov.ru/article/3654021

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010