Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАИСИЙ ЛИГАРИД [Греч. Πασιος Λιγαρδης] (ок. 1610, Хиос - 24.08.1678, Киев), митр. Газы Палестинской (1652-1671), греч. дидаскал, церковный писатель, полемист. Мирское имя - Пандалеон. С 1623 г. находился в Риме, где получил образование в Коллегии свт. Афанасия. Окончив курс в 1636 г., получил степень доктора богословия. На защите выступил с публичной речью в присутствии кардиналов, знатных особ и учащихся. В 1639 г. был рукоположен во священника униат. Киевским митр. Рафаилом Корсаком . Во время пребывания в Риме участвовал в издании книг Петра Аркудия и Неофита Родина, миссионеров в Польше и Греции. В 1641 г. П. Л. был отправлен как миссионер от Конгрегации пропаганды веры в К-поль (Стамбул), но в 1644 г. покинул его после интронизации К-польского патриарха Парфения II , боровшегося против католич. влияния в Вост. Церквах. С разрешения Конгрегации П. Л. переехал в Яссы, где занимался преподаванием и готовил к изданию Кормчую на румынском языке (опубл. в 1652). В 1650 г. в Тырговиште во время прений о вере он коротко высказался о сложении перстов для крестного знамения. Иерусалимский патриарх Паисий , находившийся там по дороге из Москвы, предложил Арсению (Суханову) продолжить дискуссию с П. Л., но он отказался. 16 нояб. 1651 г. в Иерусалиме в присутствии Арсения (Суханова) П. Л. принял монашеский постриг от патр. Паисия, был наречен именем патриарха и был отдан под начало Арсению (Суханову). Однако духовное наставничество Арсения не состоялось, т. к. в апр. 1652 г. Арсений отправлялся в Россию, и их пути разошлись. 14 сент. 1652 г. патриарх Паисий хиротонисал П. Л. во митрополита Газы, но в своей епархии П. Л. не появился. По свидетельству Павла Алеппского, записанному со слов самого П. Л. в 1656 г., П. Л. «приезжал из Иерусалима в Алеппо… проповедовал в церкви Алеппо… ездил во все франкские страны и долгое время пробыл в великом граде Риме…» ( Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 568).

http://pravenc.ru/text/2578683.html

ректор, примите глубочайшую благодарность от меня и всей здешней миссии и церкви за вашу доброту и ласку к нашему воспитаннику Арсению Ивасави за отеческую заботливость о преуспеянии его в умственном развитии и в навыках христианского благоповедения. Не знаю на сколько он успел в науках, но нимало не сомневаюсь, что успел во всяком случае в двое более, чем сколько мог бы находить здесь. Не льщу себя при всём том надеждою, чтобы он был готов к поступлению в Академию на равне с хорошими воспитанниками Русских семинарий. Тем не менее, так как он уехал отсюда на срок не более пяти лет, покорнейше прошу ваше высокопреподобие, снабдив его надлежащими документами, отпустить в С.-Петербург ко времени приёмных экзаменов в тамошней Духовной Академии. Одновременно с сим я посылаю прошение к преосвященному Арсению, епископу Ладожскому, ректору С.-Петербургской Духовной Академии, о допущении Арсении Ивасава к держанию экзаменов и о снисходительном приёме его в число обучающихся в Академии. Испрашивая ваших святых молитв для себя и для всей здешней миссии и церкви, с совершенным почтением и истинною преданностию имею честь быть, вашего высокопреподобия всегдашним молитвенником и покорнейшим слугою. Начальник Российской Духовной миссии в Японии, Николай, епископ Ревельский». В письме от 24 апреля 1898 г. читаем: «Несказанно обрадовало меня ваше доброе письмо. Вновь повторяю: не очень буду докучать вам; но как приятно чувствовать и знать, что и в Москве есть для миссии родной уголок, есть к кому в случае нужды обратиться, кто несомненно примет участие и сделает что нужно. Вот и теперь смотрите, с какою смелостию я посылаю вам то, что прилагается! Если бы не к сотруднику, то мог ли бы я сделать это? Дело собственно и нетрудное, но требующее личного и именно тёплого участия; окажет ходатай такое участие – миссия получит вероятно немало весьма хороших книг; не окажет – не будет того. Ныне я уверен, что всё, что можно сделать, будет сделано, потому что ходатай будет не посторонний или случайный человек, а свой родной сотрудник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Рядом небольшая, аккуратненькая Успенская часовенка: светлое крылечко, резные перильца, в зелени светится на солнце крестик. Здесь, по преданию, явилась Пречистая во время голода ученику старца Арсения Иоакиму, он тогда в обители за старшего оставался: братия грозилась разойтись, преподобный Арсений уплыл на Афонскую гору за благословением, ни запасов, ни наставника — одно уныние, вот и спасла Богородица монастырь Своим явлением, вдохновила, просила еще потерпеть. И правда, вскоре вернулся преподобный Арсений на двух кораблях с великими съестными припасами, а в честь чудесного явления воздвигла братия часовню. В 1421 году, когда был необычайный разлив Ладожского озера, вода смыла все постройки бедной Коневской обители, потому преподобный Арсений перенес монастырь на новое место, туда, где он и сейчас расположен. По-прежнему видны его храмы с озера, слышны колокольные перезвоны, но уже не страшны ему ветра и наводненья. Когда архиепископом новогородским стал Евфимий, друг Преподобного и сомолитвенник его по обители на Лисичьей горе, то многим помог он обители Коневской и сделал ее известной в новогородских пределах. Так благочестивые новогородцы стали ее посещать и жертвовать милостыню. Преподобный Арсений паломников принимал в келье, как своих гостей, с радушием угощал, беседовал. Представляем, какова была радость богомольцев. Но недолго длилось такое утешение: прозорливый старец Симеон сказал Арсению, что бесы радуются, когда мирян в келье принимают, и тогда, не нарушая ни наставления, ни гостеприимства, Арсений стал водить паломников в братскую трапезную. И так чувствуется гостеприимство самого Преподобного, уте­ша­ющего и нас, малых и грешных. Какое-то особенное тепло обнимает тебя, особенно ближе к храму, к батюшке Арсению. В размышлениях о монастырском странноприимстве разбрелись мы по острову. К службе припозднились, соблазнившись местной черникой, очень уж крупной. Только к Свете Тихий подошли к собору Рождества Пресвятой Богородицы. Этот прекрасный храм, начала XIX века, виден на острове отовсюду, особенно его ярко-синие купола с золотыми крестами, сияющими в проплывающих облаках. Всенощное бдение проходит в нижнем Сретенском храме, там низкие своды, чисто белые, недавно выкрашенные стены, редкие небольшие иконы на них, а вокруг, и правда, тихий свет закатного солнца — в окнах желтые рифленые стекла. Этого света, густого и золотого, было так много, что освещения и не нужно. Впрочем, освещение здесь особенное: пара круглых десятисвечников в центре храма, да лампадки. Зажигают их специальной палкой: с одной стороны у нее свечка, а с другой — колпачок-тушилка. Как в старину.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-rozhdes...

В 30х годах ΧVIII века была снаряжена камчатская экспедиция к реке Оби для проверки и расширения открытий, сделанных Берингом. Пред отправлением ее Арсений по каким-то делам приехал в Архангельск. Архиепископ Герман как раз отыскивал надежного иеромонаха, который бы отправился в числе членов экспедиции для совершения служб, и предложил ехать Арсению. Арсений согласился. До отплытия он жил в Соловецком монастыре, где были заключены многие раскольники-беспоповцы. Даже игумен монастыря Иоасаф и некоторые иноки ложно мыслили о прекращении на земле Церкви Христовой. Арсений долго убеждал их и, наконец, написал Иоасафу увещание. Экспедиция не выполнила назначенного ей дела; члены были отданы под суд. Пришлось и Арсению быть заключенным в Пустозерском остроге. Несколько раз его возили для допроса взад и вперед в Петербург. Наконец, он был назначен экзаменатором ставленников в Петербург, а потом — законоучителем гимназистов в С.-Петербургской Академии наук; — все ввиду того, что Адмиралтейство требовало, чтобы он до окончания следствия не отлучался из Петербурга. С окончанием дела, кончилось пребывание Арсения в Петербурге. Он был прямо назначен митрополитом в Тобольск, и через год, по своей просьбе, переведен на древнюю Ростовскую митрополию, где архиереи носили титул «Ростовских и Ярославских». Он участвовал в короновании на царство императрицы Елисаветы Петровны, был сделан членом Св. Синода. В царствование этой государыни, бывшей искренно набожной и искренне преданной Церкви, жизнь митрополита Арсения шла мирно, хоть иногда и прорывались в его деятельности поступки, которые могли повлечь за собой крупные неприятности. Так, назначенный членом Св. Синода, он не являлся в Синод для принесения установленной присяги, находя несогласными с требованиями своей совести следующие входящие в нее слова: «Исповедаю же с клятвою крайняго судию духовныя сея коллегии быти самую Всероссийскую Монархиню, Государыню нашу». Митрополит указывал, что выражение это неправильно, так как единственный крайний судия и глава Церкви есть Христос. Он заявил Синоду, что «подал Императрице письменное справедливое, по христианской совести, донесение, к которому ничего прибавить не может». В нем он пояснял, почему не может принять присяги.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Письма митрополита Антония (Храповицкого) митрополиту Арсению (Стадницкому). Часть 4 Ваше Высокопреосвященство, милостивый Архипастырь и Отец! Митрополит Антоний (Храповицкий) Вступая в предпразднственные дни Рождества и Крещения Господня, когда все мы, церковные пастыри и церковные чада, соединяемся в умиленном славословии нашего Искупителя, приятным долгом почитаю взаимно приветствовать Вас заочным целованием и молитвою о том, чтобы Господь приял наше общее поклонение, как дары праведных волхвов и как веру пастырей, чтобы освятил наши души Своим пришествием, как воды Иордана. Испрашивая Ваших святительских молитв, имею честь быть Вашего Высокопреосвященства преданный собрат А. Антоний. 23 декабря 1914 год 44 Христос воскресе! Для верующего христианина сокровище жизни не на земле, а на небе, куда открыт нам неукорный путь Христовым воскресением. Поэтому скорби настоящей жизни и, в частности, современных ее условий среди военных и иных бедствий не могут нас лишить радости, внушаемой упованием на Христа слова: «Паки узрю вы и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас». Полное осуществление сих слов спасенные получают в жизни грядущей, но и в сей земной юдоли изречение сие отчасти оправдывается во дни Святой Пасхи, когда верующие сподобляются особенного благодатного дара духовного общения со Христом и чувствуют Его невидимо предстоящим пред ними и ободряющим их, что и наполняет сердца их блаженною радостью. Молитвенно пожелав Вам сей радости небесной во дни наступившего Христова праздника, прошу Вашу любовь вознести и о мне грешном такое же ко Господу моление. Вашего Высокопреосвященства преданный собрат Архиепископ Антоний. P.S. В Синоде идет борьба против ученого монашества со стороны Преосвященных Распутинских героев. 45 Христос воскресе! [Здесь полностью повторяется начальный текст письма 44. — Примеч. ред.] Спасибо, дорогой святитель, на добром чувстве и на добром слове на мое письмо. Лучше помогите мне скорее отбрехаться от Синода, который неделикатно не заслушивает мое прошение почти месяц. Развратили, развратили духовные школу.

http://pravoslavie.ru/5548.html

Однажды к отцу Арсению привели слепую мусульманку по имени Фатма, чтобы он помолился об её исцелении. А происходило это всё в среду, когда святой всегда был в затворе. Провожатые долго стучали в дверь кельи, потом, посадив слепую возле двери, ушли. Через некоторое время к келье преподобного пришла одна фарасиотка с пораненной рукой, взяла с порога земли, потёрла ею больное место и исцелилась. (Так поступали все фарасиоты в среду и пятницу, когда отец Арсений пребывал в затворе, чтобы его не беспокоить). Увидев слепую, женщина спросила, чего она ждёт, и та ей всё объяснила. Тогда фарасиотка посоветовала ей: – Чего же ты зря теряешь время? Разве ты не знаешь, что Хаджи-Эфендис по средам и пятницам не открывает? Возьми земли с порога, потри глаза и исцелишься. Мы все так делаем, если случится заболеть в среду или пятницу. Сказав так, фарасиотка оставила её и пошла по своим делам. Мусульманка сначала была потрясена услышанным, однако потом стала на ощупь искать порог. Она взяла земли и потёрла ею глаза. Зрение вернулось к ней, она стала неясно различать окружающие предметы. Не помня себя от радости, женщина схватила камень и стала, как безумная, колотить им в дверь кельи. Отец Арсений открыл и, увидев, что перед ним мусульманка (обычно он в эти дни безмолвствовал), спросил, чего ей нужно. Она всё рассказала. Тогда отец Арсений взял Евангелие и прочитал над ней. К ней полностью возвратилось зрение. Женщина от радости бросилась отцу Арсению в ноги, но тот строго сказал: – Не мне кланяйся, а Христу, Который вернул тебе свет. Женщина встала и пошла искать своих провожатых. Потом они все вместе вернулись в свою деревню. Один турок из села Телéлиды осквернил источник святого Иоанна Златоуста. Святой для вразумления наказал его – у турка голова свернулась набок. Его привели к Хаджи-Эфендису, чтобы тот помолился о нём. Но отец Арсений не исцелял его целую неделю. Псалт Продромос удивляясь тому, что отец Арсений за неделю так и не прочитал над турком молитвы, спросил: – Благослови, отец. Зачем ты держишь здесь этого турка целую неделю? Ведь о других, даже, если они больны ещё тяжелее, ты молишься сразу, и они тут же исцеляются.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2738

Нужно отметить, что идейно-нравственное содержание изданного им “Келейного летописца” было крайне важно Новикову и вписывалось в программу его просветительской деятельности. При этом “Летописец”, как и другие издания Новикова, “после вышедшего в 1787 г. запрета гражданским типографиям издавать сочинения, «к вере либо толкованию закона и святости относящиеся», был изъят из продажи” [Калугин 1983:169–170; Волков 2013:90–91]. Позиция же Синода, типографией которого было осуществлено издание проповедей, явно отличалась: во главу угла ставились традиционное благочестие и личная святость первого русского святого синодального периода Русской Православной церкви. Известно, что вслед за канонизацией святителя Димитрия Ростовского в 1757 г. Святейший Правительствующий Синод предписывал Арсению Мацеевичу , митрополиту Ростовскому и Ярославскому, собрать и прислать в Синод рукописи, содержащие проповеди Димитрия Ростовского (дело датируется 24 февраля 1758 г.): “Преосвященному Арсению, митрополиту Ростовскому, таковыя проповеди , сколько их отыскаться может, а особливо ежели есть собственныя руки его святительства, оныя все, собрав и скрепя своеручно, прислать въ Правительствующий Синод немедленно; и о том к его преосвященству послать указ” [Собрание постановлений 1912:323]. Возможно, данное предписание входило в состав общих мер, предпринятых Синодом для прославления святого Димитрия, наряду с составлением жития, службы и перенесением мощей в новую серебряную раку [Попов 1910:326–346; Федотова 2008], что имело огромное значение для всего русского народа 5 . Однако нет никаких свидетельств как об исполнении данного указа Арсением Мацеевичем , так и о дальнейших предписаниях Синода. Служба святому Димитрию, тем не менее, была опубликована Московской Синодальной типографией уже в 1758 г., через год после его канонизации, издание же Жития и основных трудов святителя затянулось на несколько десятилетий. Но если “Келейный летописец” был опубликован известным издателем Николаем Ивановичем Новиковым, то издание проповедей святителя стало инициативой частного лица –Якова Афанасьевича Татищева. о личности которого следует рассказать отдельно [Никольский 1909; Федотова 2009] 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Видение старца поддержало нас в нашем великом отчаянии и укрепило веру в Бога. Действительно, здоровье дочери восстановилось к лету, как и сказал старец. Приложение Святой Арсений Каппадокийский и старец Паисий Как мы знаем из книги «Святой Арсений Каппадокийский » старца Паисия Святогорца из Фарас Каппадокийских, старец испытывал великую благодарность к своему односельчанину и духовному отцу святому Арсению и проявлял ее не раз. В своей книге старец писал: «Я чувствую себя глубоко обязанным отцу Арсению как за имя, которое он мне дал, за его святые молитвы у купели, так и за то, что позднее, в юном возрасте, я воспитывался на нескольких книгах его…» Великое благоговение старца перед святым Арсением особенно видно в стихотворении, написанном на могильной плите старца. Любовь же святого Арсения к старцу видна из того, что в Таинстве крещения он дал свое имя тому, кого хотел сделать своим преемником, а также из того, что он являлся ему. Поскольку святого Арсения связывали с семьей старца великое духовное родство и любовь, а также их общее происхождение, мы сочли уместным включить в эту книгу житие святого Арсения. Житие преподобного Арсения Каппадокийского Преподобный Арсений, в миру Феодорас, родился около 1880 года в районе Фарас Каппадокийских. Родители его были богаты добродетелями, а материально обеспечены средне… У них родились два мальчика. В раннем возрасте братья остались сиротами: сначала умер их отец, а немного позже и мать. Попечение о сиротах взяла на себя сестра их матери, которая жила в Фарасах. Однажды старший, Власиос, надоумил младшего брата Феодороса пойти на принадлежавшее их семье поле рядом с бурной рекой Евкаси. Когда они переходили реку, вода увлекла Феодороса, и Власиос со слезами начал молиться святому Георгию, часовня которого была рядом. Власиос внезапно увидел рядом Феодороса, который радостно ему рассказывал, что некий наездник, похожий на монаха, вытащил его из воды, посадил на лошадь и высадил на берег. С тех пор Феодорос стал говорить, что тоже станет монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

6 апреля 1742 г. штат был снова подан для утверждения, но не получил его, пока в 1764 г. не был заменен новым проектом, получившим 1 октября законную силу 898 . После некоторых колебаний Св. Синод обратился за решением спора к Императрице и, наконец, 6 апреля 1748 г. получил указ, по которому удержанное с мая 1745 г. жалованье велено было выдать, причтя к нему, согласно указу 18 января 1721 г., то, что синодальные члены могли получить за это время из своих мест 899 . 10 июня синод. члены заявили, сколько им следует получить, причем представили такой расчет: На Майскую и Сентябрьскую трети 1745 г. Получено из своих мест Дополучить согласно Ук. 1731 г. Итого жалованья Архиепископу Симону Псковскому Епископу Арсению Переславскому Платону епископу Владимирскому в бытность его архимандритом 33121/2 66121/2 На 1746–1747 гг. Получено из своих мест Дополучить согласно Ук. 1731 г. Итого жалованья Архиепископу Симону Псковскому Епископу Арсению Переславскому Платону епископу Владимирскому в бытность его архимандритом Итого им в доплату к получаемому из своих мест: Епископу Псковскому Епископу Переславскому Епископу Владимирскому 66141/4 67141/4 С этим расчетом князь Шаховской не согласился 900 , заявляя, что в нем показаны лишь денежные доходы, да и то не все, например епископ Арсений не показал, что он получил с 1745 г. с Троице-Сергиевского монастыря 901 . Не видя другого средства освободиться от протестов обер-прокурора, Св. Синод обратился к Государыне частным образом через ее духовника, протопопа Благовещенского собора Феодора Дубенского, который и получил от нее такой словесный указ: до будущего рассмотрения ведомостей о епаршеских доходах, за прошлые 1745–1748 гг. и за нынешний 1749 годы жалованье выдать по указу 18 января 1721 г., удержав в казне из полного оклада вместо епаршеских доходов четвертую часть. Таким образом, все члены Синода за вычетом 1/4 части получили 16483 руб. 66 коп. 902 . §2. Содержание архиерейских домов 903 . В XVIII веке на содержание архиерейских домов поступали окладные и неокладные доходы с духовенства и мирян, а также доходы с недвижимых имений, принадлежавших как непосредственно архиерейским домам, так и приписным к ним монастырям. Из доходов первого рода главное место занимала дань с церквей, взимавшаяся до 1687 г. в неодинаковом размере в разных епархиях и более или менее сведенная к единству изданным в 1632 г. патриархом Филаретом указом о реформе податного обложения церквей в его патриаршей области. В упомянутом 1687 году этот указ был распространен на все 20 епархий 904 . Согласно этому указу, дань платилась духовенством и причтом со своих дворов за право пользования усадьбою, а с приходских – в виде налога за доход с треб 905 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

«У нас не Англия – едиными деньгами жить и пробиваться. А наипаче монастырям и домам архиепископским, на которых работать мужику сходнее и способнее, нежели деньги давать». «Придется тогда мужика просить и молить, чтобы за какие угодно деньги – двойную, тройную плату, послужил. При таких порядках быть архиереям от крестьян в зависимости; храмы, богослужение, утварь и все в церкви придет в оскудение, о благолепии церковном не может быть и речи. И так может благочестие «истребиться не от татар и ниже от иностранных неприятелей, но от своих домашних». Тут в заключение митр. Арсений просит уволить его на покой. Несчастный опоздал с этой просьбой. Немилостивый суд уже свершился. Это 2-ое его «Доношение» еще не успело дойти по назначению, как, в порядке исполнения приговора Синода, в вербную субботу, после вечерни, во двор Ростовского архиерея въехало несколько саней с приказом Арсению: немедленно (не дали даже войти в собор и приложиться к святыням) садиться для увоза в Москву. Забрали заодно и секретаря консистории Ив. Волкова и его канцеляриста Жукова. 17 марта привезли всех в Москву и «сдали» в Симонов монастырь «под крепкий караул». Шла страстная седмица. Казалось, всю судебную волокиту можно было бы отложить. Но Екатерина не стеснялась обнаружить свою «охотничью» страсть при захвате такой добычи. На другой же день 18.III, Екатерина писала записку генерал-прокурору Глебову: «нынешнюю ночь привезли враля, которого исповедывать должно. Приезжайте ужо ко мне, он здесь во дворце будет». Пристрастное отношение Екатерины уже в этот момент к Арсению, как к личному врагу, не может быть объяснено из текста Арсеньевых «доношений». Тон их в отношении к лицу императрицы почтительный и как бы верующий в царское правосудие. Но она, конечно, задала секретное поручение – собрать сведения об искренней болтовне Арсения при разных случаях. И получился острый материал по статье неблагонадежности. Четыре года спустя Екатерина сама писала о собранных речах Арсения, что «де Величество наше неприродная и в законе нетверда, и не надлежало бы ей престола принимать, но следовало бы Ивану Антоновичу… У нас де в России – непостоянное, и не берегут настоящих наследников. Когда же Петр II скончался, такой души не было, кто бы не плакал, что после него не осталось наследника. Государыня Анна вступила на престол не по порядку. Государыня Елизавета Петровна настоящая наследница была, а бывший император Петр III не настоящий наследник, так как иностранного закону, что и по делам оказалось " … Так суммировала разговоры Арсения Екатерина уже позднее. А сей час она допрашивала его в присутствии трех лиц: Орлова, Глебова и Шешковского. По слухам, Арсений был прям и резок в ответах и даже будто бы «не пощадил уст своих», сказал, что-то столь «крепкое», что Екатерина «зажала уши» и крикнула: «закляпить ему рот!» Но на суде показания Арсения все были спокойными. Надо думать, что и тут если в его стиле и были слова бьющие, но не скверные.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010