Для прекращения этих противозаконностей Швецов признает необходимым: а) совершенное уничтожение Духовного Совета; хотя устав учрежденного при московском раскольническом архиепископе Духовного Совета соборно учрежден еще Белокриницким митрополитом Кириллом, но, для устранения вмешательства светских лиц в церковные раскольнические дела, швецов признает желательным и нужным даже уничтожение того, что соборно установлено; б) восстановление старого порядка – чтобы все раскольнические епископы ежегодно собирались два раза, или по крайней мере один раз на соборы для рассмотрения и решения нужных церковных вопросов и дел; в) ограничение прав Савватия и вообще московского архиепископа раскольников, – совершенное воспрещение ему вмешиваться в дела других епископов и предоставление этим последним полной самостоятельности действий в своих епархиях, без всякого сношения с Московским архиепископом; г) подчинение епископов одним соборам, ежегодно собираемым, и Белокриницкому митрополиту, права которого на церковные дела русских раскольников, совсем забытые и пренебреженные в последнее время, таким образом должны быть восстановлены.Такие планы были составлены Швецовым и ранее, когда он объезжал для сообщения их раскольническим епископам и попал под арест; теперь он выработал их полнее и снова открыл сношения с теми лжеепископами, на расположение которых к его планам мог рассчитывать; об этих планах и замыслах были также постоянно извещаемы не прерывавшие сношений с ними «братчики» московские, известные его поклонники и противники московских раскольнических властей. Из раскольнических лжеепископов первый изъявил полное согласие на предложения Швецова его избранник и ставленник Кирилл Нижегородский, затем Алексей Самарский, у которого тоже есть старые счеты с Духовным Советом, новый Казанский лжевладыка Иоасаф; склонились также на его сторону Виктор Уральский, Силуан Кавказский и Анастасий Измаильский. Что же касается Сильвестра Балтского, то он оказался политиком – пожелал выждать, как определятся обстоятельства, чья сторона получит перевес, чтобы к этой стороне и пристать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Открыты были для достижения этой цели сношения с Картушиным и Механиковым. От них именно требовали уладить дело взаимным прощением и миром, о чем и оповестит старообрядцев посредством от обоих «пререкающихся подписанного ими общего «исповедания веры». Механиков, сколько мог, защищал свои возражения против Швецовской защиты Белокриницкого Устава, просил Швецова хотя теперь ответить на вопросы, изложенные в письме к нему, и в прекращение распри издать такого содержания «исповедание веры», какое он предлагал в том же письме. Швецов, желая расположить Механикова к примирению, уклончиво и по-прежнему лукаво сознавался «во многих ошибках» своих: но издать от себя «исповедание веры» такого содержания, как предлагал Механиков, не соглашался, а напротив требовал написать от обоих общее «исповедание веры » точными словами Никео-Цареградского символа и, подписавши, объявить его старообрядцам; это, по мнению Швецова, и могло служить достаточным свидетельством неизменно содержимого обоими православия. Механиков с своей стороны не изъявлял согласия на издание того общего «исповедания веры» без более определённого изложения пререкаемых пунктов учения о Святой Троице. Тогда Швецов и особенно сопровождавшие его почитатели и клевреты его прибегли наконец, по своему обычаю, к брани и угрозам, – грозили именно, в случае дальнейшего упорства со стороны Механикова и бывшего заодно с ним Картушина, своим решительным и открытым от них отделением, то есть произведением нового раскола в австрийском согласии, и без того уже разделившемся на окружников и не окружников. Эта угроза, надобно полагать, особенно подействовала на Картушина, как стоящего во главе окружническом иерархии и потому особенно ответственного за сохранение в ней, пока еще не прерванного, мира. Картушин согласился исполнить требование Швецова и его клевретов. Вслед за ним и Механиков, как лицо подначальное, скрепя сердце, дал и с своей стороны согласие 40 . И вот, 10 ноября 1900 г. явилось подписанное Швецовым и Механиковым, скреплённое также подписью Картушина, известное «Исповедание православной веры епископа Арсения Уральского и временно Нижегородского и священника гор. Тулы Василия Механикова» 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Это считают тем более вероятным, что Паисий Саратовский, давно стремившийся к занятию московской кафедры у раскольников, тяжко болен и уже принял схиму, след. ни в каком случае не может быть преемником Савватия. Напротив, теперь идет уже речь о преемнике ему самому на Саратовской кафедре. Называли этим преемником Арсения, сиречь Онисима Швецова; слышно было, что и сами саратовские поповцы просили Духовный Совет о назначении его к ним. Но пока ходили эти слухи, получено достоверное известие, что Онисим Васильевич уже есть – епископ Уральский Арсений! Духовный Совет, после долгих колебаний, дал согласие на произведение его в епископы вместо умершего Виктора Уральского; поставление произведено в Безводненском скиту, его ближайшими сотрудниками и почитателями, хотя и ничтожнейшими даже среди раскольнических лжеепископов, – Кириллом Нижегородским и Иоасафом Казанским. Итак пресловутый Швецов, современный раскольнический ересеучитель, воспитавший стольких ревностных защитников раскола – братьев Мельниковых, Механикова, Усова, Бриллиантова, Смирнова и т. д., – достиг наконец давно желанной мнимо-епископской степени! Событие, не лишенное значения. И любопытно будет видеть, как отзовется оно на дальнейшей деятельности Швецова. Авторитета мнимо-епископское звание ему не придаст даже и в глазах раскольников. Ведь и Савватий епископ; но разве от этого он стал авторитетом? А между тем занятие по епархии необходимо отвлекут Швецова в большей или меньшей степени от его излюбленной деятельности в качестве пропагандиста раскола и раскольнического литератора. Или он рассчитывает сделаться со временем московским владыкой и взять в свои руки управление всеми «церковно-иерархическими» делами австрийского раскола? Мечтать можно; но исполнение этих мечтаний весьма сомнительно. Во всяком случае Швецов, как раскольнический епископ, представляет любопытное явление, и интересно последить за его дальнейшей деятельностью. 2 Не знаем, есть ли это извлечение из его газеты, так как последних её мы не получили, или самостоятельно изданная брошюра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Трудно вам, Иван Иваныч, отовсюду, и любопытно будет видеть, как вы из этих затруднений выйдете… . К довершению неприятностей, воздвиг глас против Духовного Совета даже «владыка-Силуан» кавказский. Этот «Силуан» именуется не только кавказским, но и донским; а между тем Духовный Совет с бывшими на первом осеннем съезде епископами поставил, как мы уже сообщали, особого епископа на Дон – Спиридония, – и поставил, даже не испросив на то согласия от Силуана, – мало того, – по поставлении даже не известили его о том и грамотою, так что он узнал уже стороной о совершившемся отъятии у него целой половины его епархии и о появлении нового епископа, собрата ему в австрийской иерархии… Таким презрительным к нему отношением, такою обидою и таким нарушением церковных правил оскорбился даже «владыка-Силуан». Разгневанный до крайности, он отправил в Духовный Совет ругательное послание, которым предает членов этого Совета и всех участвовавших в поставлении Спиридония проклятию, – так и пишет: «будьте вы от меня все прокляты!». Конечно, Силуан – не Пафнутий Казанский; Духовный Совет справедливо считает его ничтожеством и питает к нему полное презрение; но ведь и он для раскольников «владыка», какой бы там ни был, и произнесенное им проклятие на виновных в поставлении Спиридония есть акт нового разделения в злополучной австрийской иерархии, которым Духовному Совету пренебрегать нельзя, потому что и Силуан имеет своих приверженцев, да еще каких? – разных г-д есаулов и иных офицеров храброго кубанского казачьего войска. Если они выступят на защиту своего Силуана, то Духовному Совету будет зело тесно… По закрытии второго осеннего съезда никого из приезжих раскольнических владык и прочих духовных лиц в древле-престольной Москве не осталось, и сам великий еретик наших дней – Онисим Швецов выбыл из столицы. По просьбе Виктора Уральского он отправился в его епархию, в Уральск, беседовать с известным миссионером-собеседником о. Ксенофонтом Крючковым. Таким образом еретик Швецов все-таки составляет силу раскола, и раскольнические епископы, не обращая внимания на его явные еретичества, обращаются именно к нему, когда нужно противопоставить кого-нибудь защитникам православия. Но как же печально, значит, положение раскола, если он вынужден прибегать под защиту человека, самими раскольническими властями обличенного в еретичестве и доселе не оставившего это еретичество?!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Но г. Швецов известен не только своим еретичеством, а также и своим бахвальством. В свойственном каждому еретику самообольщения, он считает себя непобедимым ратоборцем раскола и даже после явных, всем очевидных посрамлений всегда проповедует о своем якобы совершенном торжестве над противниками, благо в расколе много людей, готовых верить таким рассказам. Так и теперь о своих уральских победах он повествует совершенную неправду. Мы имели возможность прочесть письмо его собеседника, о. протоиерея Ксенофонта Крючкова, в котором сообщается совсем не то, что говорит Швецов, – и сообщение это имеет все признаки полной достоверности. О. Ксенофонт пишет: «В Уральск приехал я из Оренбурга 15 числа (ноября) в 3 часа пополудни, а в пять часов началась беседа. Да с кем бы вы думали? – со Швецовым, чего я никак не ожидал. И вот мне, после двух бессонных ночей в дороге, пришлось вести беседу с таким лжеучителем! Было сряду пять бесед: с 15-го по 19-е число. Слушать беседы съехалось множество казаков и, благодарение Богу, беседы вышли очень удачны, так что один старообрядец, после второй беседы, присоединился к церкви в Невском соборе, присутствующу самому Швецову, которого присоединившийся сильно обличал во лжи, ибо он человек хорошо начитанный. Даже местный раскольнический поп Захарий приходил ко мне два раза и много критиковал Швецова за его беседы, которыми остался очень недоволен. Не мало съехалось на беседы и православных, от которых я также слышал благодарность за сильные обличения Швецову. А ныне (21 числа) уральцы поднесли мне икону Спасителя и адрес, коим засвидетельствовали, что остались вполне довольны моими беседами со Швецовым, и я из Уральска выезжаю теперь, радуясь душою и сердцем, и благодаря Господа Бога за оказанную мне помощь во время собеседований». Понятно отсюда, какую цену имеет бахвальство Швецова об одержанных им якобы победах в Уральске над православным собеседником. Но всего возмутительнее в этом бахвальстве Швецова то, что он повествует о достоуважаемом начальнике Уральской области, который известен именно как начальник, ревнующий о православии и о благе церкви православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

I Едва ли можно указать время в истории раскола, когда бы являлось у раскольников такое обилие сочинений, как в два или три последние десятилетия. И обширных, в несколько сот страниц, и мелких, то писанных поуставному, то оттиснутых на гектографе, то напечатанных в заграничных и подпольных типографиях, их выпущено за это время и распространено повсюду такое множество, что никакой, самый тщательный, собиратель не в состоянии перечислить их. При общем взгляде на эту новейшую раскольническую литературу прежде всего представляется любопытной одна особенность, отличающая её от раскольнической литературы XVIII века, тоже изобилующей раскольническими сочинениями. Тогда громадное большинство этих сочинений, и в том числе самые замечательные из них, принадлежало безпоповцам поморского федосеевского согласий. Всдед за братьями Денисовыми, оставившими в наследие расколу доселе считаемый у раскольников классическими сочинения догматического, полемического и исторического содержания (Поморские и Дьяконовы, или Кержеские Ответы 11 , Виноград Российский, История об отцах и страдальцах Соловецких) много писали их ученики и последователи, – и все они писали серъёзно, разсудительно, осторожно, строго держась раскольнических начал, и своим особым оригинальным языком. Сочинений, принадлежавших поповцам, по крайней мере, достойных внимания (за исключением трудов Ивана Алексеева и инока Никодима) явилось тогда весьма не много. Теперь, напротив, безпоповцы ничего почти не пишут – во всяком случае их сочинения совсем неизвестны (безграмотные и малопонятные, хотя крайне самоуверенные и дерзкие произведения Ивана Зыкова не стоят и упоминания); а поповцы, и именно поповцы австрийского согласия, являются главными поставщиками тех сочинений, которые составляют нынешнюю, столь обширную и столь широко распространенную, раскольническую литературу. У них существует даже целое общество специиально занимающихся литературою «братчиков», во главе которого стоить Арсений Швецов, именующийся епископ Уральский, имеющее своим средоточием «Братство св. Креста», учрежденное именно с той главным образом целью, чтобы составлять и распространять сочинения в защиту австрийского раскола. К сожалению, в союзе с этим обществом состоят и ради скверного прибытка помогают ему своим литературным трудом в раскольническом духе и некоторые именуемые православными писатели, опозорившие себя таким служением расколу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Если мы не предпримем никаких мер по спасению деревни, как «особистого уклада» жизни - по Василию Белову, аграрного потенциала нашего Отечества, то вскоре не будет и всех нас. Россия погибнет, как погибла ее опора - деревня; падет как пала Византия или Советский союз . При ежегодном сокращении населения России в миллион человек, при пустующих и при не обрабатываемых миллионах гектар пашни на нашем потенциале, на нашем навозе взрастут другие народы с совершенно чуждой для русской России культурой, языком и верой. Дмитрий Михайлович Коновалов , Ярославская область Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 71. Пожелание оптимизма всем в Новом, 2017-том! Читатели, обсуждая вопрос проблемы сохранения деревни, совершенно правильно серьёзно озаботились отсутствием источников энергии, необходимых для современного уровня производственного и бытового комфорта. Энергоснабжение – основа всех планов. И первые ласточки уже наблюдаются. Малая гидрогенерация – отрасль, когда-то широко освоенная в СССР, вновь становится востребованной и получила уже импульс развития в связи с задачей восстановления инфраструктуры на территории федеральных округов: Северо-Западного, Центрального, Приволжского, Сибирского, Уральского. Энергетическими ресурсами малых рек страна богата. Где-то даже сохранились объекты малой гидроэнергетики, подлежащие реконструкции. Как не вспомнить про «лампочку Ильича» читая, чем сейчас занимается АО «Норд Гидро» http://nord-hydro.ru/ 70. Ответ на 60., Сергей Швецов: Баню каждый день топить не будешь, только раз в неделю. А наличие летнего душа (и нормального санузла) - это уже не традиционная, не русская и не изба. Каждый день, конечно, нет. Вполне достаточно раза в неделю. А летний душ просто экономит время на купание в речке, ежели со временем туговато и надо по-быстрому сполоснуться после работы в саду или огороде. Так что к традиционной избе он не имеет никакого отношения.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

На днях еще, и именно в Петербурге, было живое тому свидетельство. Сюда приехал на короткое время из Оренбурга пензенский единоверческий священник Крючков, самый сильный из наших миссионеров. Происходя из крестьян, бывший раскольник, он овладел в совершенстве и знанием писания, и старых книг, и всеми приемами особливой диалектики в спорах с раскольниками. Он очень умен и искусен, – говорит мастерски, просто, образно ясно, приковывая к себе внимание, и действует неотразимо на всех, кто его слышит. В Уральском войске он произвел в прошлом году полнейшее потрясение у раскольников. Как раз в это же время появился в Петербурге знаменитейший из раскольничьих начетников Швецов, самый хитрый и ловкий агитатор, постоянно переезжающий между Москвою и Буковиной – тоже умная голова, но совсем иного типа, – тип иезуита-фанатика, мастер сбивать с пути и с толку всякого, кто с ним состязается. Очень важно было воспользоваться этим случаем, чтобы спустить Крючкова со Швецовым: не было сомнения, что Крючков одержит победу над Швецовым в виду всего народа, – и это было очень важно. И вот на прошлой неделе устроены были 4 беседы в зале духовной академии, чтобы тамошние студенты могли быть свидетелями. Эти беседы остались, конечно, неизвестны официальному миру в Петербурге, но что происходило в народе, – трудно и описать. Без всяких объявлений, по одной вести из уст в уста, собирались в академию громадные толпы народа, – и православных, и раскольников. Едва третья часть могла поместиться в большой зале, и притом так, что человек прижимался к человеку в невообразимой атмосфере; остальные стояли в коридорах и на дворе. Собрание благословил архиерей, и порядок был полный, но можно себе представить, каков интерес народа к этому делу, когда люди забирались в залу, чтобы занять места, в 1 час пополудни, ждали до 4 часов открытия и потом стояли, обливаясь потом, вслушиваясь в каждое слово, не евши, не пивши, до 10 часов вечера. И правда, было что слушать, потому что искусство было с обеих сторон, а у Крючкова речь живая, народная, умная. Противник его потерпел полное поражение во всех своих аргументах в виду раскольников, которые принуждены были негодовать против своего же оратора, и к полному восторгу православных, которые в этом споре научились сами, что им отвечать раскольникам в самых основных понятиях о церкви, об иерархии, об обрядах. К довершению эффекта, один из присутствовавших, раскольник-механик, бывший тут проездом на Кавказ, убежденный этим спором, присоединился к церкви. Вчера совершилось это присоединение в академической церкви при большом стечении народа, и сегодня Крючков уехал в Оренбург, где уже давно ждут его. Теперь по всей России, несомненно, разносится весть о петербургском состязании, которое служит предметом толков повсюду, в лавках между купцами и рабочими, в трактирах и в конных вагонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Побывал Аркадий и у нас, в Самарской губ., где в глухих местах Бугурусланского и Бугульминского уездов, выдавая себя за архиепископа, образовал три прихода (из беглопоповцев и из беспоповцев): в Еворошовке (Крым Сарай), куда им рукоположен был кр. Иван Яковлев Стулов (в 1895 г. присоединившийся с частью своих последователей к православию, – остальные пока возвратились в беспоповство); в д. Кабаевке, где рукоположил кр. Тимофея Южина, которого потом постриг в монашество с именем Трифилия. Трифилий присоединился к православию с своими последователями (около 50 чел.) в 1897 г. 96 ; третий в д. Аксенкине и Чёрном Ключе, где и поныне священствует кр. Дементий Павлов Инживатов. Не долго прожил Аркадий в Самарской губ.; скоро его последователи снова все перешли в беспоповство. Это заставило его удалиться в Уральскую область, где пребывает он и ныне. Но и в Уральской области приверженцев у него не особенно много. Причина этому та, что Аркадий – на желание некоторых последователей – съездить в Камбайское царство, град Левен, где он, якобы, получил рукоположение, отказывается дать адрес и сообщить маршрут для путешествия. В январе 1897 г. Уральский купец Решетов и Перетрухин, хотя с трудом, но добились копии со ставленных грамот Аркадия. Всех их 5. Очевидно, Аркадий хотел удивить и убедить вопрошателей не достоверностью, а численностью их. При этом, в грамоте 2 Аркадий, как пишет, рукоположен в 7358 г., а по грамоте 3 в 7369 г. В грамоте 2 говорится, что Аркадий рукоположен архиепископом в Японское царство – острова «между-корану» и в Великороссийское государство, а в других грамотах 3–4) – «в Московское и Великороссийское государство, в царствующий град Великий-Новгород и великих – Лук, и Пскову, и Киеву, и Владимиру, Московии» и пр. пр. В данном случае нечего перечислять всех нелепостей и противоречий в грамоте. В 1881 г., при разборе грамот 1–2, Швецов, между прочим, отметил ту несообразность, что в грамотах не указано, кем Аркадий рукоположен. Это побудило Пикульского во вновь переписанных 1–2) и составленных (3–4) грамотах добавить, что поставлен он Мелетием патриархом и собором.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя, таким образом, избрание Швецова в преемники Савватию не было решительным, и он попрежнему именуется еще уральским; но все же друзья, сторонники и почитатели его чрезвычайно рады этому избранию, один из них, самый усердный и отважный, участник его черниговских подвигов, известный поп Димитрий Мартьянов, немедленно по издании «определения», сам объехал все окружнические моленные в Москве и оповестил попов, чтобы поминали за службами владыку Арсения. Радость друзей и почитателей Швецова питается конечно уверенностью, что из «управляющего московскою епархией» он скоро произведен будет в звание действительного епископа, даже архиепископа московского, то есть станет во главе российских раскольнических епископов окружнического толка, и это будет, конечно, не Савватий. Наши читатели достаточно знакомы с личностью, характером и подвигами Швецова в качестве пропагандиста раскольнических и его собственных еретических мнений, чтобы понять, каких последствий для раскола, а вместе и для церкви, следует ожидать, если такой необузданный расколоучитель сделается действительным московским архиепископом раскольников и станет во главе раскольнической иерархии в России. Друзья Швецова очень хорошо это понимают, и зная, что не только духовное, но и светское правительство отнесутся к нему не так легко, как относились к ничтожному и слабоумному Савватию, что если и этот последний обязан был не именоваться московским архиепископом, то еще строже в этом отношении поступлено будет со Швецовым, они уже распространяют слух, будто их владыка – Арсений и теперь, будучи только «управляющим московскою епархиею», и потом, когда сделается московским архиепископом, жить в Москве не будет, и следовательно обращать на него внимание московским властям не потребуется. Но это есть, конечно, одна уловка, заранее придуманная. Швецов не будет значиться живущим в Москве, но посещать Москву будет так часто и пребывать в ней для отправления своих епархиальных дел будет так подолгу, что окажется почти постоянно живущим в Москве. Поэтому изгнание Савватия из Москвы и назначение в преемники ему Арсения несомненно есть событие большой важности, и ревнители раскола имели полное основание приветствовать его радостью и ликованием. 2. Суд над Федором Мельниковым

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010