В авг. 1898 г. старообрядческий Освященный собор избрал И. епископом Донским, хиротония состоялась 9 авг. 1898 г. в Н. Новгороде, в ней участвовали Уральский еп. Арсений (Швецов) и др. старообрядческие епископы. Тогда же И. стал одним из кандидатов на Московский архиепископский престол, вакантный после удаления в 1898 г. на покой Савватия (Лёвшина) , к-рый в 1897 г. по требованию властей дал обещание не титуловаться архиепископом. 11 окт. 1898 г. Освященный собор избрал И. архиепископом Московским. Чин возведения на кафедру состоялся 16 окт. Комментируя эти события, Арсений (Швецов) 18 окт. писал старообрядческому Белокриницкому митр. Афанасию (Макурову) : «На таковое избрание его согласилось и все московское духовенство, и все граждане... Благодарим Господа и за то, что и человек угодил на этот великий, высокий пост благочестивый и благоразумный, с хорошим даром слова поговорить противу наших врагов» (РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 58-58 об.). 12 дек. 1898 г. съезд выборных Рогожского богаделенного дома (см. Рогожское кладбище ), поддержав перевод И. в Москву, принял на себя полное содержание архиепископии и постановил «выдавать на содержание вновь назначенному архиепископу Иоанну 3000 руб., его письмоводителю диакону - 1500 руб. и [за] наем квартир для них - 1000 руб., а всего пять тысяч пятьсот руб. приблизительно» (цит. по: Юхименко. 2005. С. 95). В 1900 г. И. отказался дать властям подписку с обещанием не титуловаться архиепископом Московским, написав, что именует себя старообрядческим архиепископом, за что был выслан в Тулу. В авг. 1903 г. И. было разрешено избрать место жительства по своему усмотрению, исключая Москву и Московскую губ., в февр. 1905 г. он получил право жить в столицах. И. поселился в Москве, сначала в Николоямском тупике, затем в построенном для него помещении при лечебнице им. С. И. Морозова на Рогожском кладбище. После начала русско-япон. войны архиепископ уступил свои покои для нужд устроенного при Рогожском кладбище лазарета. С именем И.

http://pravenc.ru/text/469488.html

Соблаговолите, возлюбленный брат и соепископ наш, принять выражения моей искренности и уверения в совершенном моем о Христе союзе с Вами и со всеми теми пастырями и пасомыми, кои не уклонились и не уклоняются от Богоустановленных прав священноначалия. Смиренный Афанасий митрополит. 12 февраля 1893 г. Б. Криница. Митрополита Белокриницкого Ответное послание по отношению к епископам, сделавшим покушение на права Богоустановленного священноначалия За прошлые два – три месяца мы получили из разных мест России несколько писем, извещающих нас о том, что: или сам лично именуемый священноинок Арсений Швецов представит нам какие-то очень важные грамоты, или пришлет их почтой, – сбылось последнее. Сего февраля 4-го дня почта принесла нам посылку зашитую и запечатанную в холсте – из Нижегородской губернии, – из самой резиденции о. А. Швецова, именуемой с. «Безводное». Раскрываем эту посылку и поражаемся явлением – это тетради (известного произведения – в рукописях и оттиснутые на гектографе), подписанные собственными руками старообрядствующих епископов в следующем виде: декабря 9-го дня 1892 г. Смиренный Виктор епископ Уральский и Оренбургский. Смиренный Кирилл епископ Нижегородский и Костромской. Старообрядческий смиренный Алексий Самарский и Симбирский епископ. 13-го декабря Смиреный Силуан старообрядческий епископ Кавказский. 17-го декабря Смиренный Анастасий епископ Измаильский. Того же декабря 13-го дня и того же 1892 года написал на особой хартии и подписал собвенной рукой заявление о своем согласии с вышеупомянутыми епископами – Смиренный Иоасаф епископ Казанский и Вятский. И все эти «смиренные епископы» в подписанных ими грамотах и целых тетрадях (составленных Швецовым), истолковывая по своему священные каноны церкви и искажая весь их смысл и значение, приходят, наконец, к единственному предумышленному выводу, чтоб обвинить председателя «Московского Духовного Совета», ниспровергнуть весь состав и самый «Устав» этого «Совета». Они, эти «смиренные епископы», обвинили и обвиняют председателя М.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

15 марта 1957 г. в Куйбышеве Е. вместе с еп. Евсевием (Самарцевым) совершил епископскую хиротонию Иеремии (Матвиевича) Новозыбковского. 4-6 дек. того же года Е. провел совещание священнослужителей-беглопоповцев с участием еп. Евсевия (Самарцева). На совещании решались вопросы о кандидатах в епископы и в священники, финансовые проблемы. Е. ходатайствовал перед Советом по делам религ. культов о переводе архиепископии в Москву, ему было отказано ввиду «перегруженности» столицы. 10-14 апр. 1960 г. Е., епископы Иеремия (Матвиевич) и Евсевий (Самарцев), прот. Иоанн Исаев, священники Леонтий Дорофеев, Полиевкт Ефимов и др. священнослужители в мироварне куйбышевского Покровского храма совершили мироварение. Активность Е. вызывала недовольство Совета по делам религ. культов, местный уполномоченный требовал для архиерея «сурового наказания, а может быть, и снятия с регистрации» (Там же. Л. 55). Давление властей на Древлеправославную церковь, как и на др. религ. орг-ции, усилилось в кон. 50-х гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.), одним из результатов гос. политики явилось обострение внутренних нестроений среди беглопоповцев. Все это стало причиной того, что в янв. 1962 г. Е., ссылаясь на преклонный возраст и нездоровье, ушел на покой (15 янв. послал соответствующее уведомление уполномоченному Совета), 24 марта был снят с регистрации. 24 марта 1963 г. в сан архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси был возведен Иеремия (Матвиевич). Арх.: ГА Самарской обл. Ф. 4089. Оп. 1. Д. 23. Л. 113 [Докладная записка уполномоченного Совета по делам религ. культов при Куйбышевском облисполкоме, 10 дек. 1955 г.]; Там же. Д. 30. Л. 50-59 [То же, янв. 1958 г.]; Там же. Д. 37. Л. 84-85 [То же, 1962 г.]. Лит.: 60 лет восстановленной Древлеправославной архиепископии. Новозыбков, 1987; Старообрядческие иерархи: Справ. мат-лы/Сост.: А. Ю. Писаревский. М., 2002. С. 87. П. В. Половинкин Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Антонов Гурий Васильевич; 1903 - 1996), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси, глава Русской древлеправославной церкви АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АРИСТАРХ (Калинин Афанасий Спиридонович; 1907-2000), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию

http://pravenc.ru/text/190081.html

Пафнутием (Овчинниковым) , из-за чего состоялся соборный суд над А., оправдавший его. В июле 1862 г. А. вместе с 4 старообрядческими епископами подписал Окружное послание , критиковавшее учение беспоповцев и содержавшее главу «О верованиях и заблуждениях новообрядческой Церкви», в к-рой говорилось о возможности соединения старообрядцев с РПЦ при условии возвращения последней к дониконовским обрядам. Послание вызвало разделение старообрядцев на окружников и неокружников (соответственно принявших и непринявших послание). Для ликвидации разделения Белокриницкий митр. Кирилл 24 февр. 1863 г. отменил Окружное послание, под актом, уничтожавшим послание, подписался также А. Несмотря на это, у митр. Кирилла сохранилось убеждение в том, что А. изменил старообрядчеству и готов к соглашению с «никонианами», следствием чего стало поставление в Соколинцах (Австрия) др. архиепископа Московского и всея России - неокружника Антония (Климова), к-рый, обосновавшись в подмосковных Гуслицах, безуспешно боролся против А. до своей смерти в 1870 г. А.- первый старообрядческий архиерей, погребенный на Рогожском кладбище. Благодаря Уральскому еп. Арсению (Швецову) , бывшему более 15 лет письмоводителем у А., влияние личности А. сказалось на становлении многих видных деятелей Белокриницкого согласия: Ф. Е. Мельникова , митр. Иннокентия (Усова) , архиеп. Иосифа (Моржакова) . Б-ка, собранная А., насчитывала до 1000 томов, среди к-рых было более 240 рукописей (кон. XIV - 70-х гг. XIX в.) и гектографических изданий. По завещанию А. его собрание в 1881 г. поступило в б-ку Рогожского кладбища, национализированную в 1918 г. В наст. время рукописное собрание из б-ки А. составляет фонд 247 РГБ. Арх.: РГБ. Ф. 246, 247. Лит.: Субботин Н. История так называемого Австрийского, или Белокриницкого, священства. М., 1899; он же. Материалы для истории так называемой Австрийской, или Белокриницкой, иерархии. М., 1899; Арсений (Швецов), еп. Уральский. Жизнь и подвиги Антония, старообрядческого архиеп. Московского и Владимирского. М., 1995; Вургафт, Ушаков. Старообрядчество. С. 31-32. А. Езеров, Д. Н. Канаев Рубрики: Ключевые слова: «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца ИРИНАРХ (Парфёнов Иван Васильевич; 1881-1952), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия) АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии

http://pravenc.ru/text/116034.html

В Безводном начинал издавать свои труды в защиту старообрядческой церкви владыка Арсений Уральский (Анисим Васильевич Швецов).Владыка Арсений родился в крестьянской семье старообрядцев-беспоповцев. Убедившись в законности Белокриницкой иерархии, он в середине 1860-х гг. присоединился к Древлеправославной Церкви Христовой. С 1866 по 1881 г. проживал в Москве при канцелярии архиепископа Антония, исполняя работу письмоводителя. Изучая святоотеческую и старообрядческую литературу из обширной библиотеки владыки Антония Анисим Швецов скоро выдвинулся в ряды первейших начетчиков и апологетов старообрядчества того времени. В 1885 г. он принял иночество и вскоре был рукоположен в священноиноки. В богатом волжском селе Безводное уже в 1880-х годах активно действовал крупный белокриницкий монастырь, державший связи с Казанской и Уральской епископией. По возвращении из-за границы в 1892 году священноинок Арсений поселился в селе Безводном Нижегородской губернии, в обители священноинока Иоасафа, где и занялся изданием книг в защиту старообрядческой Церкви. Но печатать книги здесь не пришлось, потому что едва только устроились с типографией, как сделалось сильное наводнение, и типографию затопило. После смерти еп. уральского Виктора, священноинок Арсений был избран епископом на уральско-оренбургскую епархию. 24 октября 1897 г. в с. Безводном Нижегородской губернии епископы Кирилл нижегородский и Иоасаф казанский рукоположили его в сан. Отец Арсений объездил множество краев, везде привлекая в лоно Церкви новых последователей. По возвращении из-за границы в 1892 г.он поселился в с. Безводном, в обители священоинока Иоасафа. После смерти епископа уральского Виктора, в 1897 г., был избран епископом на Уральско-Оренбургскую епархию, и 24 октября того же года в с.Безводном Нижегородской губернии епископы Кирилл Нижегородский и Иоасаф Казанский рукоположили его в святительский сан. В 1906 году, после Высочайшего Манифеста Николая II о веротерпимости, в губернском правлении области была зарегистрирована Безводнинская старообрядческая община Белокриницкого согласия во имя Казанской Иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=22338

Вопрос о преемнике Савватия решен был тут же на соборе 19 марта. Кандидатов имелось двое Паисий Саратовский и Арсении Уральский, иже есть, как известно читателям, сам Онисим Швецов. Паисий давно желал и доискивался московской кафедры; но теперь уже не в состоянии и занять ее, ибо одержим тяжкою болезнью. По причине болезни он даже и не присутствовал на избрании преемника Савватию, а передал полномочие подписать за него избирательный акт Алексею Самарскому. Итак, Паисий предложен был только чести ради. Арсений же, несмотря на его в своем роде знаменитость в расколе, имеет очень иного противников, и именно среди умеренных старообрядцев, понимающих и его крайние, еретические мнения, и его неумеренную ревность в пропаганде раскола, его слишком враждебные отношения к церкви: поэтому не раз уже отклонилась ими, как лицами, влиятельными в расколе, кандидатура Швецова на звание епископа, которую предлагали и всеми мерами отстаивали его друзья и почитатели, именуемые «братчики». Но теперь сильных противников его избранию не оказалось, а за него был сам председатель собора Кирилл нижегородский, всем ему обязанный и беспрекословно повинующийся ему. Этот Кирилл, правда, самый заурядный раскольник, немного грамотнее Савватия, но голос его имел значение, как голос председателя; а его поддержали и другие. Итак, Арсений Швецов был избран в преемники Савватию. Но, по обстоятельствам, и здесь соблюдена была особая осторожность: Арсения назначили не прямо архиепископом московским, а только управляющим московской епархией, и как такового, а не как действительного архиепископа, предписывали поминать за службами всем раскольническим попам, находившимся в ведении Савватия. Приводим вполне состоявшееся на соборе постановление об этом, которое также сообщено нам в копии: «Освященный собор епископов временное управление московской епархией вручает господину Арсению епископу Уральскому, почему вменяет в обязанность всем священникам московской епархии и других, временно подведомственных московской епархии, поминать на ектениях и других молитвословиях, где следует, епископа Арсения Уральского. Марта 19 дня 1898 года. Председатель собора: епископ Кирилл. Члены собора: епископ Анастасий Измаильский. Вместо епископа Саратовского и Астраханского по его личному поручению и за себя подписуюсь старообрядческий смиренный Алексей епископ Самарский и Симбирский. Иоасаф епископ Казанский. Смиренный Антоний епископ Тобольский. Священноинок Порфирий в лице епископа Селивестра Новозыбковсвого и Балтовского. Диакон Филипп Привалов, в лице епископа Силуана Кавказского».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

принес устное покаяние, однако впосл. продолжал защищать это положение «Белокриницкого устава» (в частности, на диспуте в с. Алексеевка Саратовской губ. в 1897). О еретичестве данного мнения А. писали мн. правосл. авторы, а также старообрядческий Казанский еп. Пафнутий и свящ. Василий Механиков. Критике сочинений А. посвящено большое число работ правосл. миссионеров. Среди старообрядцев А. имел много учеников и последователей, наиболее известным из к-рых был Ф. Е. Мельников . На соборе старообрядцев Белокриницкой иерархии, проходившем в Москве в окт. 2001 г., было высказано предложение о канонизации А., однако собор не принял определенного решения по этому вопросу. Арх.: РГБ. Ф. 246. Карт. 212. Д. 6. Протоколы освященных соборов 1898-1908 гг. в архиве старообрядческой митрополии в Москве. Соч.: Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений. Мануиловка, 1885. М., 1996п; Оправдание старообрядствующей святой Христовой Церкви в ответах на притязательные и недоумительные вопросы настоящего времени. [Безводное], 1887. М., 1999п [с доп. писем А.]; Показание всеобдержности двуперстного сложения в древней православной Церкви и погрешностей противу святого Евангелия в новообрядствующей Греко-Российской Церкви. [Безводное], 1888; Книга об антихристе и о прочих действиях, иже при нем быти хотящих. [Безводное], 1888. Уральск, 19102; История о существовании священства в старообрядческой Христовой Церкви. Уральск, 1910. Лит.: Летопись событий, происходящих в расколе//Братское слово. М., 1875-1889; С[мирнов] П. Где истина? Разбор изданной апологетом раскола Швецовым книги «Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений»//Миссионерский сб. 1893. 1, 2; 1894. 1-4; [Антонов Е. ] Разбор швецовских «показаний», что якобы православная Греко-Российская Церковь «погрешила противу святаго Евангелия». М., 1893; Павел [Прусский], архим. ПСС: В 4 т. М., 1888-1899. Т. 3. С. 155-176; Механиков В. , свящ. Обличение еретичеств Арсения Швецова, именуемого епископа старообрядцев/Изд. Н. Субботин. М., 1900; Субботин Н. И. Полемика между Механиковым и Швецовым. М., 1902; Швецов//ЭС. Т. 39. С. 342-343; Церковь. М., 1908. 43 [посвящен А.]; Епископ Арсений Уральский: Его жизнь и письма к разным лицам/Изд. свящ. С[тефан] Ф. Лабзин. М., 1912; [отзывы еп. Пафнутия о богосл. мнениях А.]//Письма старообрядческих деятелей/Собр. П. Власов. М., 1915. Вып. 1. С. 63, 77; Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. С. 248, 389, 419, 469-470, 484-486; 488, 493-494, 495, 502, 505, 507; Вознесенский А. В. , Мангилев П. И. , Починская И. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918): Мат-лы к словарю. Екатеринбург, 1996. С. 5, 33-40, 64, 66-68; Панкратов А. В. От востока направо: история, культура, совр. вопросы старообрядчества. М., 2000. С. 61-65.

http://pravenc.ru/text/76256.html

За составление этого подложного разговора, ещё при жизни Павла, обличал его инок Онуфрий. Здесь Павлу коломенскому Павел белокриницкий между прочим приписал защищения такого учения о непричастности Пресвятой Девы прародительскому греху, которое явно противоречит учению святых отцов – Никиты Ираклийского и Иоанна Дамаскина и которое покойный Пафнутий казанский (старообрядческий епископ) прямо назвал его противным святой церкви (см. Современные летописи раскола господина Субботина, выпуск 2, 1870 года). Ещё: еретик Швецов (именуемый в расколе Арсений, епископ уральский) напечатал на гектографе Номоканон с чином исповеди, в который включил вымышленные им самим правила, и этот его Номоканон с подложными правилами распространяется в среде раскольников как апостольский и святых отец заповеди. Таково, например, 5-е правило, в котором говорится, что «табак курить или нюхать весьма предосудительно», виновные в том «должны подлежать церковной епитимии наравне как и содомники», то есть должны подлежать отлучению на 15 лет (Летописи происходящих в расколе событий 1893 года). Не уступают Швецову в подобных проделках и беспоповцы. Появилась напечатанная хорошим славянским шрифтом книга. Заглавие её: «Чинъ, бываемый дйствовати православному по великой нужд (как будто во вселенской церкви может быть нужда) со священническихъ молитвъ и И этот «чин» выдаётся ими как составленный святыми отцами и даже апостолами. В нём помещён «Уставъ святыхъ апостолъ и богоносныхъ отецъ седми вселенскихъ соборовъ святаго роду человчу». Но где же святые апостолы и богоносные отцы изложили чин крещения совершать без священников? Помещён такой же «чин» и исповеди, и в нём святые апостолы и богоносные отцы будто бы повелевают духовнику давать нелепейшие вопросы кающимся. Любопытства ради приведём здесь некоторые из этих вопросов. «О маслянице не катался ли с горы или не качался ли на качелях? Не лечился ли у неверного лекаря, и не пил ли из аптеки лекарственных капель? Не едал ли из мирской посуды в пути или в гостях? Не бывал ли у еретических попов под благословением или под кроплением воды?» И прочее. И на повинных в совершении таких «тяжких» грехов налагаются показанные далее епетимии, тоже будто бы по заповеди святых апостол и богоносных отец. Например, «аще кто по недоумению или забвению сходит под благословение к попу, за то кланятися две трапезы (это значит 1000 поклонов), ещё поста десять дней»; – „аще кто у попа крест целовал, за то кланятися одну трапезу (500 поклонов), аще ли руку его попову целовал, за то кланятися три трапезы (Летописи происходящих в расколе событий 1897 года).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Уральский, старообрядческий же епископ Арсений Швецов: «Киевский митр. Петр Могила в 1640 г. написал «Православное исповедание»... Петр (Могила) это «Исповедание» послал на свидетельство сперва собора, бывшего в 1642 г. в Яссах, потом для окончательного утверждения оно послано было константиноп. патр. Парфению, а также и прочим патриархам: Александрийскому Иоанникию, Антиохийскому Макарию и Иерусалимскому Паисию, и все они с собором епископов и константинопольского клира, нашли его содержащим истинные и правые догматы кафолической веры, признали православным исповеданием не одних россов, но всех греков, и утвердили своими подписями... Мы укажем на вышеупомянутое «Православное исповедание», утвержденное в 1643 году всеми восточными патриархами и целым Константиноп. собором» (см. Беседа Швецова с беглопоповцем Д. Глуховым в п. Раннем, Уральской области 13–14 февраля 1902 г., стр. 69–73; у Демидова «О церкви Христовой» стр. 20–21, примеч.). 2) Книга Фисаврос (Сокровище) Дамаскина иподиакона и студита Фессалонитского, сл. 26, л. 457 об. – 458 (рукоп. библ. Хлудова 69): «Как должен есть творити кийждо благочестивый христианин крест свой. Первее убо да совокупит три своя персты за св. Троицу: великий перст, и другие два сущая близ его, таже первее убо да положить ю на челе своем, второе на чреве своем, третие на правем раме, и четвертое на левом раме, егда творит тако, тогда знаменует истинный крест». Книга эта издана на греческом языке в Венеции в 1568 и 1664 г. На первое издание этой книги ссылается Захарий Копистенский в кн. «о правдивой единости», в конце 37 гл., л. 119, поморск. изд.: «Читай о том Дамаскина Студита веселонника книгу грецкую, в Венеции друкованную». 3) Кириллова, л. 236 и об.: «И почто не согбаеши три персты и крестишися десною рукою, егда полагаеши на челе твоем, и не одеваешися оружием креста Господня, но твориши крест обоими персты, и последи пальцом внешнею страною, и воображение креста твоего зрит вон». (Прение греч. философа Панагиота с азимитом). А латины крестятся, по словам Поморских ответов, так: «Латины не согбают трех перстов, пальца и дву последних, палец имут особо стоящ, вскрай длани; два же перста последняя ко длани преклонена, два же указательный и великосредний простерта и крестящеся, на главу и чрево два перста полагают» (отв. 9, л. 80, по изд. 1884 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

1996 г. А. был причислен к лику святых, его память празднуется старообрядческой Церковью 12 нояб. н. ст. Ист.: Скендерова Ст. Летопись Боснии, 1825-1856//Зап. РГО. СПб., 1859. Кн. 13; Новый, важный для истории раскольничьей лжеиерархии документ об Амвросии//ЦВ. 1876. 16. С. 1-4; [Письма А.]//Переписка раскольничьих деятелей/Изд. Н. И. Субботин. М., 1876. Вып. 1; 1889. 2 вып.; Еще сказание об учреждении и о первых годах существования Белокриницкой иерархии//Братское слово. 1891. 14. С. 300-315; Юдин А. Л. Деяние Белокриницкого собора в 1846 г.//РС. 1894. 1. С. 181-196; Крамер М. Основание старообрядческой митрополии на Буковине и пребывание митрополита Амвросия в Австрии//Духовные ответы. М., 1998. 9. С. 80-131; Костромской старообрядец. 2000. 5 (31). Лит.: Субботин Н. И. История Белокриницкой иерархии. М., 1874; он же. Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой Австрийской и Белокриницкой иерархии. М., 1874; он же. Материалы для истории так называемой Австрийской, или Белокриницкой, иерархии. М., 1897; он же. История так называемого австрийского, или белокриницкого, священства. М., 1899. 3 вып.; он же. Заметка об основателях Белой Криницы. М., 1901; Осип Семенович Ганчар, атаман некрасовцев (1796-1879 гг.)//РС. 1883. Т. 38. С. 175-192; Марков С. Краткий исторический очерк австрийского священства. Калуга, 1885; Ивановский Н. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Каз., 1886. Вып. 1. С. 162-176; 1887. Вып. 2. С. 97-108; Смирнов П. С. Исторический очерк поповщины//Миссионерский сб. 1893. 1-3, 5; Вторая поездка на Восток, предпринятая для исследования о митр. Амвросии в 1892 г., и результаты этой поездки//Братское слово. 1893. 1-3. С. 68-92, 146-176, 227-250; Чащина Л. Ф. Русская старообрядческая эмиграция в Австрии и революция 1848//ВИ. 1982. 8. С. 177-181; Арсений (Швецов), еп. Уральский. Истинность старообрядческой иерархии против возводимых на нее обвинений.

http://pravenc.ru/text/114398.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010