Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Старообрядчество. Поповцы АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии АРИСТАРХ (Калинин Афанасий Спиридонович; 1907-2000), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию БУГРОВ Николай Александрович (1837 - 1911), беглопоповец, предприниматель, общественный деятель, благотворитель ВАРАКИН Дмитрий Сергеевич (ок. 1865 - после 1929), старообрядческий начетчик из среды приемлющих священство Белокриницкой иерархии ГЕННАДИЙ (Антонов Гурий Васильевич; 1903 - 1996), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси, глава Русской древлеправославной церкви ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 1825 - 1892), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца ЕПИФАНИЙ (Абрамов Евфимий Кузьмич; 1885 - 1965), архиеп. Самарский (Куйбышевский), Московский и всея Руси Русской Древлеправославной церкви ИННОКЕНТИЙ (Усов Иван Григорьевич; 1870 - 1942), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии, полемист ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ))

http://pravenc.ru/rubrics/133894.html

За составление этого подложного разговора, ещё при жизни Павла, обличал его инок Онуфрий. Здесь Павлу коломенскому Павел белокриницкий между прочим приписал защищения такого учения о непричастности Пресвятой Девы прародительскому греху, которое явно противоречит учению святых отцов – Никиты Ираклийского и Иоанна Дамаскина и которое покойный Пафнутий казанский (старообрядческий епископ) прямо назвал его противным святой церкви (см. Современные летописи раскола господина Субботина, выпуск 2, 1870 года). Ещё: еретик Швецов (именуемый в расколе Арсений, епископ уральский) напечатал на гектографе Номоканон с чином исповеди, в который включил вымышленные им самим правила, и этот его Номоканон с подложными правилами распространяется в среде раскольников как апостольский и святых отец заповеди. Таково, например, 5-е правило, в котором говорится, что «табак курить или нюхать весьма предосудительно», виновные в том «должны подлежать церковной епитимии наравне как и содомники», то есть должны подлежать отлучению на 15 лет (Летописи происходящих в расколе событий 1893 года). Не уступают Швецову в подобных проделках и беспоповцы. Появилась напечатанная хорошим славянским шрифтом книга. Заглавие её: «Чинъ, бываемый дйствовати православному по великой нужд (как будто во вселенской церкви может быть нужда) со священническихъ молитвъ и И этот «чин» выдаётся ими как составленный святыми отцами и даже апостолами. В нём помещён «Уставъ святыхъ апостолъ и богоносныхъ отецъ седми вселенскихъ соборовъ святаго роду человчу». Но где же святые апостолы и богоносные отцы изложили чин крещения совершать без священников? Помещён такой же «чин» и исповеди, и в нём святые апостолы и богоносные отцы будто бы повелевают духовнику давать нелепейшие вопросы кающимся. Любопытства ради приведём здесь некоторые из этих вопросов. «О маслянице не катался ли с горы или не качался ли на качелях? Не лечился ли у неверного лекаря, и не пил ли из аптеки лекарственных капель? Не едал ли из мирской посуды в пути или в гостях? Не бывал ли у еретических попов под благословением или под кроплением воды?» И прочее. И на повинных в совершении таких «тяжких» грехов налагаются показанные далее епетимии, тоже будто бы по заповеди святых апостол и богоносных отец. Например, «аще кто по недоумению или забвению сходит под благословение к попу, за то кланятися две трапезы (это значит 1000 поклонов), ещё поста десять дней»; – „аще кто у попа крест целовал, за то кланятися одну трапезу (500 поклонов), аще ли руку его попову целовал, за то кланятися три трапезы (Летописи происходящих в расколе событий 1897 года).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

15 марта 1957 г. в Куйбышеве Е. вместе с еп. Евсевием (Самарцевым) совершил епископскую хиротонию Иеремии (Матвиевича) Новозыбковского. 4-6 дек. того же года Е. провел совещание священнослужителей-беглопоповцев с участием еп. Евсевия (Самарцева). На совещании решались вопросы о кандидатах в епископы и в священники, финансовые проблемы. Е. ходатайствовал перед Советом по делам религ. культов о переводе архиепископии в Москву, ему было отказано ввиду «перегруженности» столицы. 10-14 апр. 1960 г. Е., епископы Иеремия (Матвиевич) и Евсевий (Самарцев), прот. Иоанн Исаев, священники Леонтий Дорофеев, Полиевкт Ефимов и др. священнослужители в мироварне куйбышевского Покровского храма совершили мироварение. Активность Е. вызывала недовольство Совета по делам религ. культов, местный уполномоченный требовал для архиерея «сурового наказания, а может быть, и снятия с регистрации» (Там же. Л. 55). Давление властей на Древлеправославную церковь, как и на др. религ. орг-ции, усилилось в кон. 50-х гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.), одним из результатов гос. политики явилось обострение внутренних нестроений среди беглопоповцев. Все это стало причиной того, что в янв. 1962 г. Е., ссылаясь на преклонный возраст и нездоровье, ушел на покой (15 янв. послал соответствующее уведомление уполномоченному Совета), 24 марта был снят с регистрации. 24 марта 1963 г. в сан архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси был возведен Иеремия (Матвиевич). Арх.: ГА Самарской обл. Ф. 4089. Оп. 1. Д. 23. Л. 113 [Докладная записка уполномоченного Совета по делам религ. культов при Куйбышевском облисполкоме, 10 дек. 1955 г.]; Там же. Д. 30. Л. 50-59 [То же, янв. 1958 г.]; Там же. Д. 37. Л. 84-85 [То же, 1962 г.]. Лит.: 60 лет восстановленной Древлеправославной архиепископии. Новозыбков, 1987; Старообрядческие иерархи: Справ. мат-лы/Сост.: А. Ю. Писаревский. М., 2002. С. 87. П. В. Половинкин Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Антонов Гурий Васильевич; 1903 - 1996), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси, глава Русской древлеправославной церкви АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АРИСТАРХ (Калинин Афанасий Спиридонович; 1907-2000), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию

http://pravenc.ru/text/190081.html

При чём и остаюсь грешный богомолец старообрядчествующей иерархии Арсений, епископ Уральский и Оренбургский, 10 июня 1899 года. Разбор . Мнение Швецова о том, что грамота неокружников, подписанная одним только глаголемым священно-иноком Игнатием, не составляет произведения сего лишь последнего, а есть плод усиленной работы и неокружнических архиереев – Иова и Кирилла и составляет, таким образом, выражение религиозных верований всего неокружнического старообрядческого мира, я вполне разделяю. Швецов, как авторитетный апологет раскола, ответил неокружникам по поручению лже-архиепископа московского Иоанна Картушина, на имя коего подана была грамота. Таким образом и ответ Швецова должен быть принят, как ответ от имени всех окружников и как выражение общего их религиозного верования. Поэтому, в разобранном раскольническом произведении выступили друг против друга два толка из среды старообрядчества – окружники и неокружники, из коих каждый старался показать полную религиозную несостоятельность и еретичества своего противника. Окружники в сём сочинении называют и признают неокружников: 1) „раздоротворцами, раздирающими единство Христовой Церкви“ (л. 25), 2) неистовствующими против имени „Иисус“ подобно тому, как неистовствовали друг против друга еретики Евтихий и Несторий (л. 29), 3) „лукавыми еретиками“ (л. 35 обор.), 4) „содержателями глубокого нечестия“ (л. 44 обор.) и 5) „самоосуждёнными еретиками“ (л. 62), с которыми „нет никакой надежды учинить церковный мир“ (л. 68); неокружники, в свою очередь, называют и признают окружников: 1) мудрствующими произвольно и неправильно, по-еретически, подобно Евтихию и Несторию (л. 25), 2) содержащими учение, подлежащее окончательному отвержению, как еретическое (л. 39 обор.), 3) еретиками двуименниками и двубожниками: (л. 42 и 44), 4) содержащими нечестивое еретическое учение о приносе 5-ой просфоры за Царя (л. 59 и 5) и вообще еретическое и лживое учение так называемого Окружного Послания (л. л. 63 обор. и 65 оборот). Окружники и неокружники дерзают называть себя и устно и письменно единой, святой, соборной и апостольской церковью в полемике с православными, а во взаимной полемике признали друг друга злочестивыми и самоосуждёнными еретиками, между коими никогда не может быть учинён мир церковный.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей, признанного Московской Патриархией не имеющим канонического значения. 05.05.1922 указом св. Патриарха Тихона и соединенного присутствия Св. Синода и Высшего Церковного Управления упразднено возглавляемое митрополитом Антонием Карловацкое Всезаграничное Высшее церковное управление, подтверждены канонические права митрополита Евлогия (Георгиевского) на управление православными русскими приходами в Западной Европе. В октябре–ноябре 1923 г. ВВЦУ упразднено вторично. 08.04.1924 по постановлению св. Патриарха Тихона и Патриаршего Св. Синода митрополит Антоний лишен полномочий «говорить от имени Русской Православной Церкви и всего русского народа». 22.06.1934 запрещен в священнослужении по постановлению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) . В дальнейшем митрополит Антоний возглавлял «карловацкое» духовенство, будучи вне евхаристического общения с Матерью-Церковью и председательствовал на всех зарубежных Церковных Соборах. Скончался в г. Сремские Карловцы в Югославии. – 78, 107, 251–253, 292, 299, 301 Арсений (Швецов Онисим Васильевич) (1840–10.09.1908) – старообрядческий епископ Уральский и Оренбургский. Один из выдающихся деятелей старообрядчества. Родился в семье крестьян-беспоповцев Владимирской губ. Окончил трехклассное училище первым учеником. Втайне от родителей ушел в лес, называемым Удельным бором, к проживавшим там в землянках беспоповским старцам-отшельникам, прожил с ними около года. Вернувшись в родительский дом, поступил на службу к купцам-беспоповцам. В середине 1860-х гг. присоединился к церкви белокриницкого согласия. После присоединения проживал в канцелярии старообрядческого архиепископа, исполняя работу письмоводителя. Изучая святоотеческую и старообрядческую литературу из библиотеки владыки, он скоро выдвинулся ряды первейших начетчиков и апологетов старообрядчества. В 1865 г. написал «Историю о существовании священства в старообрядческой Церкви Христовой», охватывающую период от крещения Руси и до XIX века (издана в 1910 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Каз., 1861, 18632; МДИР; Субботин Н. И. Так называемое Феодоритово слово в разных его редакциях//Братское слово. 1876. Кн. 4. Отд. 2. С. 187-214; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 58-73; Кн. 7. С. 72-293; Никанор (Бровкович), архиеп. О перстосложении для крестного знамения и благословения//Странник. 1888. 12. С. 605-639; 1889. 1. С. 34-61; 2. С. 243-252; 3. С. 410-423; 4. С. 614-628; 5. С. 38-50; 6/7. С. 229-266; 8. С. 478-506; 9. С. 23-38; 10. С. 209-224; 11. С. 377-388; 12. С. 588-618; 1890. 1. С. 14-48; 2. С. 170-205; 3. С. 358-402 (отд. изд.: СПб., 1890); Швецов А. Истинность старообрядствующей иерархии. Яссы, 1885; он же. Показание всеобдержности двуперстного сложения в древней Правосл. Церкви и погрешностей противу св. Евангелия в новообрядствующей. Яссы, 1888; он же [Арсений Уральский]. Оправдание Старообрядствующей св. Христовой Церкви. Письма. М., 1999; Павел (Леднев-Прусский), архим. Краткое руководство к познанию правоты св. Церкви и неправоты раскола... М., 1894; Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами. М., 19052; он же. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 466-503; Александр, диак. Ответы, поданные Нижегородскому архиеп. Питириму в 1819 г. Н. Новг., 1908; Соболевский А. И. Двуперстие, сугубое аллилуия и хождение посолонь с ист. точки зрения. Владимир, 1909; Мельгунов С. П. Религиозно-обществ. движения рус. народа в XVII в.//Старообрядческая мысль. 1910. 3. С. 140-166; 4. С. 235-251; Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церк. обрядов: Время патриаршества Иосифа. Серг. П., 1913. М., 2003р; Герасим (Фирсов), инок. Сочинения соловецкого инока по неизд. текстам/[Ред.-изд.]: Н. Никольский. СПб., 1916; Голубцов А. П. Из чтений по церк. археологии и литургике/Изд.: И. А. Голубцов. Серг. П., 1917. СПб., 19952. С. 237-248; Artelt W. Die Quellen der mittelalterlichen Dialogdarstellung. B., 1934; Michels Th. Segengestus oder Hoheitsgestus?: Ein Beitr. z. christl. Ikonographie//Fs f. A. Thomas: Archäologische, kirchen- und kunsthist.

http://pravenc.ru/text/171503.html

К. Литература истории обличения русского раскола: Сист. указ. о расколе и сектантстве книг, брошюр и статей. Тамбов, 1887. Вып. 1. С. 26-35, 55-57, 64-67, 78-79, 111-112, 154-158; СПб., 1892. Вып. 2. С. 23-27, 30, 38-44, 82-83, 124-128, 184-189; 1900. Вып. 3. С. 23-27, 40-47, 85, 87, 103, 177-181, 186, 209, 223, 230, 240, 243, 247-248, 266-272 [Библиогр.]; Смирнов П. С. История русского раскола старообрядчества. СПб., 1895. С. 143-167, 217-275; Арсений (Швецов), старообрядческий еп. Уральский. История о существовании священства в старообрядческой Христовой церкви. Письма. Уральск, 1910; он же. Жизнь и подвиги Антония, старообрядческого архиеп. Московского и Владимирского. М., 1995; ИДРДВ. 1979. Т. 3. Ч. 1. С. 295-305, 308-310 [Библиогр.]; Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. А. П. Крахмальников Б. и. в России в 1890-1905 гг. Несмотря на ограничительный по отношению к старообрядцам характер рус. законодательства, Б. и., с 1882 г. возглавлявшаяся в России архиеп. Московским Саватием (Лёвшиным) , постепенно укрепляла свои позиции. Только в Москве в 1891 г. насчитывалось помимо архиепископа 25 священнослужителей Б. и., тогда как в нач. 80-х гг. XIX в. их было всего 4. Обеспокоенные этим, московские власти приняли ряд мер в отношении высшего руководства Б. и.: в 1891 г. полиция получила предписание «не допускать в Москве одновременного пребывания более одного старообрядческого архиерея», в 1898 г. у архиеп. Саватия взяли подписку «не именоваться архиепископом»; в 1899 г. было разрешено проживать в Москве 2 старообрядческим архиереям. Генерал-губернатор Москвы вел. кн. Сергей Александрович все эти меры считал недостаточными для успешной борьбы с расколом, о чем сообщил в записке имп. Николаю II от 5 февр. 1900 г.; вел. князь предлагал императору полностью запретить соборы старообрядцев в Москве и Московской губ. В соответствии с резолюцией Николая II на записке вел. кн. Сергея Александровича в февр. 1900 г. в С.-Петербурге состоялось особое совещание по старообрядческому вопросу, в к-ром приняли участие помимо московского генерал-губернатора министры юстиции и внутренних дел и обер-прокурор Синода.

http://pravenc.ru/text/77938.html

Уральский, старообрядческий же епископ Арсений Швецов: «Киевский митр. Петр Могила в 1640 г. написал «Православное исповедание»... Петр (Могила) это «Исповедание» послал на свидетельство сперва собора, бывшего в 1642 г. в Яссах, потом для окончательного утверждения оно послано было константиноп. патр. Парфению, а также и прочим патриархам: Александрийскому Иоанникию, Антиохийскому Макарию и Иерусалимскому Паисию, и все они с собором епископов и константинопольского клира, нашли его содержащим истинные и правые догматы кафолической веры, признали православным исповеданием не одних россов, но всех греков, и утвердили своими подписями... Мы укажем на вышеупомянутое «Православное исповедание», утвержденное в 1643 году всеми восточными патриархами и целым Константиноп. собором» (см. Беседа Швецова с беглопоповцем Д. Глуховым в п. Раннем, Уральской области 13–14 февраля 1902 г., стр. 69–73; у Демидова «О церкви Христовой» стр. 20–21, примеч.). 2) Книга Фисаврос (Сокровище) Дамаскина иподиакона и студита Фессалонитского, сл. 26, л. 457 об. – 458 (рукоп. библ. Хлудова 69): «Как должен есть творити кийждо благочестивый христианин крест свой. Первее убо да совокупит три своя персты за св. Троицу: великий перст, и другие два сущая близ его, таже первее убо да положить ю на челе своем, второе на чреве своем, третие на правем раме, и четвертое на левом раме, егда творит тако, тогда знаменует истинный крест». Книга эта издана на греческом языке в Венеции в 1568 и 1664 г. На первое издание этой книги ссылается Захарий Копистенский в кн. «о правдивой единости», в конце 37 гл., л. 119, поморск. изд.: «Читай о том Дамаскина Студита веселонника книгу грецкую, в Венеции друкованную». 3) Кириллова, л. 236 и об.: «И почто не согбаеши три персты и крестишися десною рукою, егда полагаеши на челе твоем, и не одеваешися оружием креста Господня, но твориши крест обоими персты, и последи пальцом внешнею страною, и воображение креста твоего зрит вон». (Прение греч. философа Панагиота с азимитом). А латины крестятся, по словам Поморских ответов, так: «Латины не согбают трех перстов, пальца и дву последних, палец имут особо стоящ, вскрай длани; два же перста последняя ко длани преклонена, два же указательный и великосредний простерта и крестящеся, на главу и чрево два перста полагают» (отв. 9, л. 80, по изд. 1884 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Εν Κωνσταντινουπλει, 1838. Σ. 158. 20 Иоанн Нейчев, свящ. Типикон. Стара Загора, 1909. С. 230. 21 Святогорский устав церковного последования/пер. с греч. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2002. С. 140. 22 Николаевич Василий, протоиер. Великий Типик (Устав Церкви). Белград, 1984. С. 168. 23 Иоанн (Маслов), архим. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006. С. 12. 24 Арсений (Швецов), еп. Уральский (старообрядческий). Краткий практический устав. Уральск, 1908. Л. 11 об. 25 Чиновник. Указ о звону и о чину в пост Великии и в Пятдесятницу до Недели всех святых; Голубцов А. П., проф. Чиновники московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 88. 26 Голубцов А.П., проф. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 159-160. 27 Там же. С. 1. 28 Голубцов А.П., проф. Чиновники холмогорского Преображенского собора. М., 1903. С. 72. 29 Стихира из службы Преображения Господня на «Господи, воззвах», на Слава; и ныне «Прообразуя воскресение Твое, Христе Боже…». 30 Тропарь из службы иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радости». 31 Голубцов А.П., проф. Чиновник нижегородского Преображенского собора. М., 1905. С. 40. 32 Парфенов А., свящ. Чиновник ростовского Успенского собора//URL: . 33 Обиходник Троице-Сергиевой лавры. Рукопись. Ф. 304/I. 249. Л. 270 об.//URL: http://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-249/ . 34 «На Прежесвященнои братия ходят ко Святыни. На целовании ставят образ Пречистые Богородицы в трапезе на налои. И преж прощаются у власти или у попа. И пред образом кладут по два поклоны земных, и Спасов образ целуют в ногу, а образ Богородицы и Чюдотворьцев целуют в руку, и третеи поклон в землю жь» (Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря. 1655/1656 год. М., 2002. С. 99). 35 Обиходник Троице-Сергиевой лавры. Рукопись. Ф. 304/I. 249. Л. 418-421//URL: http://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-249/ . 36 Обиходник Иосифо-Волоцкого монастыря. Ф. 304/I. 739. Л. 89//URL: . 37 Келарский обиходник Матфея Никифорова. С. 96. 38 Валаамский монастырь. СПб., 1864. С. 269-270. 39 Иоанн (Маслов), архим. Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. Киев, 2007. С. 172. «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6005573...

Открытые, торжественные служения Картушина и почетные ему встречи, разумеется, должны были обратить на него внимание местной полицейской власти: г-н урядник действительно явился на квартиру Картушина и объявил, что по долгу службы ему необходимо иметь сведение – кто он и откуда. Картушин отвечал с достоинством «я донской казак-урядник Карчадинской станицы, хутора Попкова, Усть-Медведицкого округа, Иустин Картушин, а ныне старообрядческий епископ Иоанн». Как ни странно, что один и тот же человек называет себя и казаком-урядником, и епископом, и Иустином и Иоанном, но г-н урядник, как видно, не нашел тут ничего странного и вполне удовольствовался ответом. А Картушин, попраздновав в Городищах, отправился в Новочеркасск, откуда уже прямо проехал в Москву, где и возведен был на архиепископскую кафедру. Вскоре по возведении он опять ездил на родину, чтобы окончательно проститься с ней, а затем возвратился в Москву, где и пребывает теперь, именуясь «древлеправославным московским архиепископом». Вопрос, где ему жить в Москве, решен без особых затруднений и опасения оказались излишними: поселился там же, где жил и Савватий, только помещение для нового владыки вновь отделано. Посетили ли его здесь, на новом месте жительства, московские «урядники», чтобы узнать, кто он и откуда? И так же ли ответил он им, как отвечал городищинскому, назывался ли опять казаком (или уже купцом) Иустином Картушиным и вместе московским архиепископом Иоанном? И московские «урядники» так же ли мало удивились появлению в столичном городе Москве этой двуличной и двуименной особы, как мало удивился городищенский урядник? – Все это покрыто мраком неизвестности... И другой «владыка», бывший «блюститель московской архиепископии», Арсений Швецов не долго побыл в своей уральской епархии, куда отправился вскоре же по поставлении действительного московского архиепископа старообрядцев. Жить в уральской глуши, так далеко от Москвы, к которой так многое влечет его, очевидно, непосильный подвиг для г-на Швецова, и вот оказалось, что он опять находится в Москве, вместе с своим неотлучным спутником Усовым, – опять оставил Уральск, и едва ли не навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010