В Прощеное воскресенье Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Даниловом ставропигиальном монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Исидора (Тупикина) во епископа Смоленского и Вяземского 17 марта 2013 г. 16:54 17 марта 2013 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье) и день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе  Данилова ставропигиального монастыря  г. Москвы. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Исидора (Тупикина)  во епископа Смоленского и Вяземского. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архиепископ Егорьевский Марк , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Подольский Тихон , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московской Патриархии;  епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник Данилова монастыря;  архимандрит Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  игумен Филарет (Булеков) , заместитель председателя ОВЦС МП; игумен Парамон (Голубка), наместник  Донского ставропигиального монастыря ;  игумен Петр (Еремеев) , наместник  Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ; иеромонах Мисаил (Сарафанов), ответственный секретарь  Управления делами  Московской Патриархии; иеромонах Серафим (Амельченков), секретарь Смоленского епархиального управления; насельники Данилова монастыря в священном сане; духовенство г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/2853419.ht...

Архив Пн В Прощеное воскресенье Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Даниловом ставропигиальном монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Исидора (Тупикина) во епископа Смоленского и Вяземского 17 марта 2013 г. 14:08 17 марта 2013 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье) и день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального монастыря г. Москвы. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Исидора (Тупикина) во епископа Смоленского и Вяземского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата; архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Егорьевский Марк , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон , председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник Данилова монастыря; архимандрит Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; игумен Филарет (Булеков) , заместитель председателя ОВЦС МП; игумен Парамон (Голубка), наместник Донского ставропигиального монастыря ; игумен Петр (Еремеев) , наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ; иеромонах Мисаил (Сарафанов), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; иеромонах Серафим (Амельченков), секретарь Смоленского епархиального управления; насельники Данилова монастыря в священном сане; духовенство г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/2852810.ht...

После кровавых столкновений в Старой Руссе Петроградский отдел ГПУ сообщил 18.04 на Лубянку о противодействии изъятию трех иерархов: митрополита Новгородского Арсения (Авксентия Георгиевича Стадницкого), епископа Старорусского и Демянского Димитрия (Сперовского?) и епископа Валдайского Иосифа (Невского). В ответ пришло требование скорейшей “разработки” их дел для предания суду Ревтрибунала (об агитации митрополита Арсения против изъятия говорилось и в сообщении Новгородского губотдела ГПУ от 28.03). Однако митрополит Арсений упоминается в последующих сводках как активно действующий на свободе. После сообщений об арестах духовенства в Новгородской губернии 25.04 констатируется: “Состоялось совещание КИЦЦ совместно с митрополитом Арсением, на котором достигнуто соглашение”. А 29.04 в сводке VI отделения удовлетворенность выражается в следующей примечательной формулировке: “ГПО произвело изъятие лиц, замеченных в агитации против изъятия [...] Митрополит Арсений под влиянием мер[,] принятых ГПО[,] обнародовал в газете воззвание к верующим с призывом не противодействовать изъятию. ГПО принимает все меры расслоению духовенства” (ЦА ФСБ, ф. 1, оп. 6, д. 497, л. 14, 94; д. 499, л. 2; ГАРФ, ф. А-353, оп. 6, д. 7, л. 110). Позднее митрополит Арсений был арестован по делу патриарха Тихона и сослан в Среднюю Азию. Особой остроты в первые же дни кампании по изъятию достиг конфликт с архиерейской властью в г. Ростове-на-Дону. О массовых беспорядках в этом городе 11 марта 1922 г., повлекших за собой расстрельный приговор, в доступных нам сводках не сообщается. Но в телеграммах от 25 и 26.03, попавших в сводку Информотдела 7 от 30.03, говорится о “контрреволюционной агитации” архиепископа Ростовского Арсения (Александра Смоленца) и о том, что еще “5/1П он предал анафеме всех посягающих на достояние церкви”. СО ГПУ в ответ на это известие предложило “не затягивать разработками дела подстрекателей и инициаторов выступлений”, арестовать “виновных церковников”, требуя для них в Ревтрибунале “самых суровых репрессий”. Губотдел ГПУ 24.04 сообщит: “Произведен арест священников-сподвижников архиепископа Арсения”. По другим источникам известно и об аресте самого владыки. Сводки конца апреля уже будут отмечать здесь “пассивное отношение” духовенства к изъятию ценностей при сохраняющемся “враждебном отношении” крестьян епархии (ЦА ФСБ, ф. 1, он. 6, д. 497, л. 14, 97; д. 499, л. 8, 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот это завещание: «Святые отцы, батюшка, отец духовник Иероним и батюшка игумен Макарий! Благословите именем Господним! Когда распечатаете это письмо, то меня уже не будет на земле. Бог весть, кто из нас кого переживет. Его святая власть! Прошу во всем отеческого благословения и разрешения. По милости Божией я от вас никаких секретов не имел и не имею. Это очень облегчало путь моей немощной жизни. Вас имею в сердце моем как первых на земле благодетелей моих. Вы по милосердию Божию научили меня знать Бога, любить Его и Пречистую Его Матерь и каяться в моих грехах. Без сомнения, я мог бы быть более полезным и для обители, и для души своей, но моя немощь и любление плоти склоняли меня к небрежению и лености. Раздражительность по действию диавольскому и прочия греховные мои страсти вам известны, во всем прошу прощения и разрешения. В последнее время я удостаиваем был особого благоволения и милосердия от Небесные нашей Владычицы, хотя и недостоин, но имею великую надежду на ее матернее милосердие и ходатайство. Уповаю, что не лишен буду ваших святых отеческих молитв. Простите за малое писание. Собираюсь на Кавказ. Может, по времени еще что напишу. Недостойный послушник Ваш, убогий иеромонах Арсений. 2 октября 1878 года. Вечер. Св. Афон». 15 ноября 1879 года, ослабленный разными недугами и уже больной ногой, отец Арсений вдобавок еще заболел острым воспалением легких. 17 ноября, после совершения над ним молитвенного последования на «исход души», около двух часов дня, он мирно почил о Господе. 19 ноября отец Арсений был похоронен в московском Крестовоздвиженском Алексиевском девичьем монастыре. На его могильном кресте были написаны слова премудрого Соломона: «Скончався вмале исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия...», «...да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его» ( Прем. 4:13–15 ; Прем. 4:11 ). Схимонах Никодим (Санин) Мирское имя отца Никодима 46 – Николай Иванович Санин. Родом он из Смоленской губернии, города Сычевки, мещанского сословия, православного исповедания, был женат.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отпевали митрополита Макария 12.6.1882 в Чудовом монастыре, а погребли в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. 51 Митрополит Флавиан (Городецкий, 26.7.1840 †4.11.1915), Киевский и Галицкий – окончил юридический факультет Московского университета. По принятии монашества назначен начальником Православной миссии в Пекине. Перевел на китайский язык составленное им «Объяснение православного богослужения» и др. сочинения. Епископ Аксайский (1885), епископ Люблинский (1885), епископ Варшавский и Холмский (1891, с 1892 – архиепископ), экзарх Грузии (1898), архиепископ Харьковский (1901), митрополит Киевский и Галицкий (1903). За свою благочестивую жизнь ему было возвещено о грядущих судьбах России (см.: Всероссийский церковно-общественный вестник. 1915. Ноябрь). 52 Архиепископ Арсений (Брянцев, 27.8.1839 †28.4.1914), Харьковский – родился в семье дьячка. После окончания Смоленских духовных училища и семинарии поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил (1867) со степенью магистра. Учительствовал. Рукоположен во священника (1868), служил в качестве законоучителя во многих мужских и женских учебных заведениях Киева. Ректор Таврической духовной семинарии (1893), протоиерей. Принял монашество (1875), удостоен сана архимандрита. Хиротонисан во епископа Ладожского, викария С.-Петербургской митрополии (1882). Ректор С.-Петербургской духовной академии (1883). Епископ Рижский и Митавский (1887). Изыскивая средства, построил много храмов, открыл немало приходских школ, ввел духовные беседы с народом, устроил библиотеки, издавал брошюры духовного содержания. Способствовали созданию Пюхтицкого Успенского женского монастыря и Троице-Сергиева монастыря в Риге. Архиепископ (1893). Архиепископ Казанский и Свияжский (1897), архиепископ Харьковский (1903). По воспоминаниям современников владыка Арсений был большим любителем церковного благолепия, службы любил длинные, торжественные, особенно ценил хорошее стройное пение. 53 Епископ Евгений (Бережков, 15.3.1864 †1922), Костромской и Галичский – уроженец Владимирской губернии. Окончил Московскую духовную академию (1897) со степенью кандидата богословия, принял монашество. Архимандрит (1899), ректор Владимирской духовной семинарии. Хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии (1905). Епископ Приамурский и Благовещенский (1909). Епископ Костромской и Галичский (1914). В 1918 г. епархией не управлял.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Разработана программа поддержки богословских исследований молодых ученых России Москва, 5 октября 2005 г . В нынешнем году отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви совместно с Обществом любителей церковной истории разработал " Программу поддержки богословских и церковно-исторических исследований молодых ученых России " . В рамках этого проекта в издательстве Крутицкого подворья при отделе Московского Патриархата по делам молодежи предполагается издавать научные сочинения наших современников – молодых церковных историков и богословов, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Начало практического осуществления программы поддержки богословских и церковно-исторических исследований молодых ученых России положила публикация исследования сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонаха Арсения (Соколова) " Книга Иисуса Навина " . Иеромонах Арсений (в миру Андрей Соколов) в 1998 году закончил Московскую Духовную академию. В 1999-2000 годах по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла изучал библейские языки в Италии. С 2001 по 2003 год являлся настоятелем прихода во имя Рождества Христова в Мадриде. В настоящее время о. Арсений несет послушание настоятеля прихода Русской Православной Церкви в честь Всех святых в Лиссабоне (Португалия). Как отмечают рецензенты (преподаватели Московской Духовной академии протоиерей Леонид Грилихес и Г.Е.Колыванов) книга отца Арсения обладает целым рядом несомненных достоинств, выделяющих ее из исследований подобного рода. Благодаря яркому и четкому языку автора книга читается с большим интересом. Отец Арсений умело и профессионально пользуется языком оригинала (древнееврейским), не перегружая при этом своего труда филологическими изысканиями. Кроме того, при написании работы автор не ограничился русскоязычными изданиями. Список использованных работ на иностранных языках составляет более 200 названий. Среди этих книг – последние разработки ведущих зарубежных библеистов, толкования западных авторов, о которых российскому читателю, к сожалению, ничего или почти ничего не известно.

http://pravoslavie.ru/14771.html

Это училище Высокопреосвященный Арсений вспоминает с добрым и благодарным чувством: он решительно не помнит в нем тех недостатков, которые описывал Помяловский в своих «бурсах». Правда, здесь обстановка была скудная и бедная, как и во всех тогдашних духовных школах, но зато здесь воспитания велось в строго церковном духе, дети учились чрезвычайно усердно, навыкали в правилах послушания и почтения и на всю жизнь приучались к усердному труду и страху Божию, – поэтому и познания их были обширнее и тверже. Александр Брянцев здесь был всегда на хорошем счету, как один из лучших учеников. С такой репутацией он в 1857 году в сентябре месяце поступил в Смоленскую духовную семинарию, где в то время учился и его старший брат, пользовавшийся любовью инспекции. Скудна была корпусная жизнь и здесь, в семинарии, но этим воспитанники нисколько не тяготились. Жизнь в корпусе была довольно стройная и строгая, беспорядков не было никаких, дисциплина поддерживалась твердая, но без излишней суровости: карцера не было, телесные наказания не употреблялись. Впрочем, Александр Брянцев в семинарском корпусе жил только один год, остальные же годы семинарского обучения он состоял на кондиции, т. е. жил и учил детей у кафедрального протоиерея П.И. Жданова, впоследствии по принятии монашества, Иоанна, епископа Чигиринского, викария Киевского. Это был авторитетный в городе протоиерей, прекрасный семьянин, строгий христианин, замечательный певец и импровизатор. А. Брянцев питал к нему глубокое уважения и нередко обращался к нему за разъяснением разного рода вопросов и своих недоумений. Он пять лет прожил под его строгой дисциплиной и под влиянием его доброго примера. С любовью Высокопреосвященный Арсений вспоминает своих начальников и воспитателей в Смоленской духовной семинарии. При нем последовательно управляли семинарией три ректора: архимандрит Фотий из профессоров Академии, человек весьма умный и пользовавшийся большим авторитетом в Смоленске, арх. Моисей, представительный, добрый и усердный к делу, и арх.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Вене состоялось экуменическое освящение иконы для часовни железнодорожного вокзала 04.02.2018 В среду, 31 января 2018 года, на Центральном железнодорожном вокзале Вены состоялось торжественное освящение новой иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия Смоленская», которая с этого момента стала «Путеводительницей» для многих путешественников. Освящение возглавили митрополит Венский Арсений (Кардамакис) , иерарх Константинопольской Православной Церкви, и епископ-помощник римско-католической Венской архиепархии Франц Шарль , которым сослужил священник-униат Юрий Коласа, генеральный викарий для католиков византийского обряда в Австрии . В освящении иконы приняли участие духовенство и верующие из православных, римско-католических и греко-католических приходов Австрии, сообщила пресс-служба Украинской греко-католической церкви. Новая икона Матери Божьей «Одигитрии» была написана Ириной Лико-Коласа, женой протосинкела Юрия Коласа, по поручению епископа-помощника Франца Шарля. Мотив иконы был специально выбран так, чтобы соответствовать теме путешествий и местопребыванию на главном железнодорожном вокзале Австрии. Митрополит Арсений в своей проповеди отметил, что «иконы самом деле благословляются Богом еще во время самого процесса написания, а торжественно освящения — это лишь подтверждение факта их святости». Как отметил епископ Франц Шарль, новая икона отлично дополняет атмосферу вокзальной часовни (именуемой «Комнатой тишины»). Мартин Визауэр, сотрудник курии архиепархии Вены, рассказал, что в 2017 году «Комнату тишины» посетило более семи тысяч путешественников. Он также добавил, что часовня, имея площадь 100 квадратных метров, стала доступной для посетителей с момента открытия обновленного Венского вокзала осенью 2014 года. После освящения иконы состоялась общая молитва. Митрополит Арсений и епископ Франц Шарлем совместно прочли Акафист Пресвятой Богородице. Вместе с ними молились униаты: Юрий Коласа и местные греко-католические семинаристы. По словам Юрия Коласа, освящение иконы, написанной его супругой, стало событием уникальным, прежде всего, потому что впервые римо-католики, греко-католики и православные в Вене молились вместе. Он отметил: «Я очень рад, что сегодня мы сумели духовно переступить определенные политические препятствия и молились вместе одному Богу и просили заступничества у Его Матери». «Это был настоящий экуменизм . Мы не говорили о единстве Церкви, а вместе молились за единение», — добавил в заключение священник-униат. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 05.02.2018 07:17:56

http://drevo-info.ru/news/23259.html

Моисею. Около 1823 года о. Арсений оставил Леслевскую пустынь и поселился на берегу Десны, возле деревни Острова, Даниловичского прихода, в даче Елены Алексеевны Лышаковой, урожд. Челищевой. В 1824 г. по доносу прапорщика Лышакова его поймала полиция и посадила в Смоленский острог, Откуда он выпущен по личному письму к генерал-губернатору Хованскому епископа Калужского Филарета. О. Арсений провел большую часть своей жизни в лесах, а умер в Белобержеской пустыни в 1844 году. Тимофей – Карачевский мещанин, Петр – Московский, Афанасий Борисоглебский и Максим – Путивльский мещанин, – все четверо были учениками о. Арсения, жили с ним в лесу Лышаковой в Байгорах. Феофилакт подвизался на крутом обрывистом берегу Десны. Старец Арсений на допросе в 1824 году показал, что он года два назад познакомился с иеромонахом Оптиной пустыни Феофилактом в доме А. А. Броневской, в Рославльском уезде; от Лышаковой же слышал, что о Феофилакте были поиски. В 1824 г. Феофилакт находился уже в Боровском Пафнутьевом монастыре. Дальнейшая судьба его неизвестна. Дорофей называется обыкновенно последним Рославльским пустынножителем, хотя это не совсем верно; точнее сказать о. Дорофей был последним представителем той дружной семьи пустынножителей, которая в конце 18 и начале 19 века населяла Рославльские леса, составляя своеобразную духовную общину, хранившую аскетические заветы старца Паисия, стремившуюся к достижению и религиозно-просветительных задач, влияя в этом отношении на духовное развитие своих членов-простецов, что придавало этой общине особенно возвышенный привлекательный характер. С переходом в Оптину пустынь о. Моисея и Антония, с разорением в 1825 г. Якимовичских скитов, Рославльские леса запустели, и если впоследствии и поселялись в них отшельники, то лишь случайно и в одиночку. Кстати подоспело освобождение крестьян, умаление помещичьих владений и истребление лесов, этих приютов безмолвия. О. Дорофей был последний хранитель прежних традиций Рославльского пустынножительства, которые он не передал никому: современные пустынники не были его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Поэтому, когда с дозволения султана Иеремия прибыл в Россию, проехал через Львов и Вильну и появился 24.VI. 1588 г. в Смоленске с большой свитой в 27 человек, в Москве были изумлены. Почему Иеремия, а не Феолипт, о котором знали? Москве известны были внезапные перемены на патриархии и могли думать, что мог явиться претендент на патриаршество сам по себе незаконный. Через Смоленского воеводу Иеремия шлет царю письмо с просьбой приехать в Москву за милостыней, а о патриаршестве ни слова! Для Москвы это было загадкой. Не ответить на ходатайство, (а ответ был обещан через грека Николая), и вдруг просить милостыню?    Воеводам и Смоленскому епископу Сильвестру дан был наказ: встретить патриарха со всем почетом, «как своего митрополита» (!) и в церкви чтобы было «чинно и людно». А почетному приставу, посылаемому сопровождать патриарха до Москвы, Семену Пушечникову, дается «память», чтобы тайно разузнал «у старцев и слуг»: действительный ли он патриарх и нет ли другого на его месте в КПле, и есть ли у него какие полномочия и от других патриархов? «Каким он обычаем едет к государю и о чем идет, и из Царя-города он ко государю со всех ли приговору патриархов поехал, и ото всех с ним патриархов ко государю есть какой приказ; и как он поехал из Царягорода, и хто во Царегороде ныне патриарх после его, на его место стал, и Феолиптос, которой преж тово был патриарх, куды ныне пошол, и вперед ему ли Иеремею быти в патриархех, как он назад приедет во Царьгород, или Феолиптосу»?    По-видимому, результат разведки вполне удовлетворил Москву, ибо дальше прием Иеремии шел со щедрой церемониальностью и пышностью.    В Смоленске патриарха и свиту чествовали очень торжественно и до Москвы довезли с обычными тремя почетными встречами на трех остановках. Старейшими членами свиты патриарха были: митр. Иерофей Монемвасийский и архиеп. Арсений Элассонский, оба оставившие нам мемуары. Арсений был учителем греческого языка во Львовской братской школе и пристал к Иеремии со Львова. Русская жизнь ему понравилась, и он решил здесь остаться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010