1925–1929: Григорий Козырев, в. у. 22 .08(04.09).1928–18(31).03.1936: Иннокентий Никифоров 04(17).09.1935–1935: Арсений Смоленец 18(31).03.1936–10.1936: Фотий Пурлевский 09 .1937–08.1937: Александр Щукин 1937–1947: Семипалатинская (обн.) 1922–1922: Киприан Комаровский 05(18).11.1922–1926: Николай Минин 1925–1925: Михаил Фивейский 1926–1927: 10 .1927–1930: Григорий Климчук 12 .1930–16(29).04.1931: Виктор Путята 1931–1934: 11(24).10.1934–25.05(07.06).1938: Виктор Ельцов Семиреченская см. Алма-Атинская Семиреченская (обн.) 10(23).12.1923–20.12(02.01).1923: Алексий Марков 05(18).04.1924–06(19).10.1926: Алексий Марков, паки 04(17).12.1926–19.11(02.12).1927: Георгий Крашенинников 1927–1928: Капитон Лавров, в. у.(?) Сенгелейская (обн.) 28 .01(10.02).1924–03(16).06.1924: Иоанн Никольский Сергачская Александр 1927–28.10(10.11).1932: Пётр Савельев 04(17).04.1933–28.11(11.12).1933: Павел Чистяков 28 .11(11.12).1933–22.11(05.12).1934: Владимир Юденич 22 .11(05.12).1934–17(30).09.1935: Ираклий Попов 17(30).09.1935–30.11(13.12).1935: Андрей Солнцев 10 .1936–08.1937: Фотий Пурлевский Сергиевская (Московское вик.) см. Загорская Сердобольская см. Сартавалавская Сердобская 18(31).03.1923–1923; Пётр Соколов 1923–1928: 1928–1930: Пётр Соколов(?), паки Серпуховская 08(21).06.1914–1923; Арсений Жадановский 1923–04.1927: Алексий Готовцев 23 .04(06.05).1927–03(16).04.1928: Сергий Гришин 28 .04(11.05).1928–18(31).01.1930: Мануил Лемешевский 03(16).04.1930–22.11(05.12).1933: Иоасаф Шешковский-Дрылевский 09(22).11.1933–06(19).09.1934: Иннокентий Клодецкий 1934–1936: 1936–23.07(05.08).1937: Алексий Сергеев Серпуховская (иос.) 1928–1929: Максим Жижкленко Серпуховская (обн.) 1931–: Алексий Златорунский Сестрорецкая 23 .06(06.07).1924–: Николай Клементьев Симбирская см. Ульяновская Симферопольская 25 .06(08.07).1912–: Димитрий Абашидзе 1921–1924: Никодим Кротков 1924–06(19).03.1928: Александр Раевский, в. у. 16(29).11.1928–12(25).06.1930: Дионисий Прозоровский в. у. 12(25).06.1930–29.07(11.08).1931: Арсений Смоленец

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Указом от 16 июля 1744 г. имп. Елизавета Петровна постановила учредить Переславскую и Дмитровскую епархию, архиепископом Переславским назначен архимандрит Троице-Сергиевой лавры (ТСЛ) Арсений (Могилянский ; впосл. митрополит), к-рый должен был титуловаться «архиепископ Переславский и Дмитровский и архимандрит Свято-Троицкия Лавры». Архиерейская хиротония архим. Арсения состоялась 25 июля 1744 г. Поскольку Переславский архиерей должен был сопровождать императрицу во время ее поездки в Киев, Переславской епархией до нояб. 1744 г. временно управлял Московский архиеп. Иосиф (Волчанский). 8 нояб. 1744 г. была учреждена Переславская духовная консистория, располагавшаяся в Горицком мон-ре (первоначально в покоях архиерея, затем - в помещении при Всехсвятской ц.). Помимо консистории в епархии существовали подчиненные ей духовные правления (действовали и до открытия епархии в 1744) в Дмитрове, Рузе, Верее, Александровской слободе (с 1778 город Александров), Гжатской пристани (с 1776 город Гжатск, ныне Гагарин Смоленской обл.), Можайске и Волоколамске (в период существования Можайской епископии действовало «Можайской и Волоколамской епископии правление» ( Малицкий. 1912. Вып. 1. С. 29)). Церкви Переславля-Залесского и его уезда непосредственно подчинялись Переславской консистории и составляли Переславскую градскую и уездную десятину. Поскольку архиеп. Арсений был членом Синода и не мог постоянно находиться в Переславле, в помощь ему было решено назначить викария. 30 марта 1745 г. состоялась архиерейская хиротония архим. Серапиона (Лятошевича), к-рый должен был поминаться за богослужением как «боголюбивый епископ Серапион, викарий архиепископа Переславского и Дмитровского» (см. ст. Можайское викариатство ). Архиеп. Арсений распорядился передать в ведение еп. Серапиону «всякие дела, как епархиальные, так и экономические». Викарный епископ должен был пребывать в переславль-залесском во имя великомученика Никиты мужском монастыре . 17 февр. 1746 г. по ходатайству архиеп. Арсения имп. Елизавета Петровна повелела еп. Серапиону «именоваться и писаться Можайским и Волоколамским и быть коадъютором Переславской архиепископии», а Можайская епископия должна была «принадлежать до... Переславской архиепископии». В связи с распоряжением императрицы архиеп. Арсений расширил права еп. Серапиона на управление в пределах Можайской и Волоколамской полусамостоятельной епископии: большинство дел на этих землях (кроме «важнейших» и «сумнительных») предоставлялись для окончательного решения еп. Серапиону. На остальной территории Переславской епархии, кроме особо важных и сложных дел, Можайский викарий должен был передавать на утверждение архиеп. Арсению и все дела о рукоположении во священников и диаконов. Кафедральным мон-рем Можайской епископии стал Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , при к-ром было учреждено духовное правление.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ (БРЯНЦЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Арсений (Брянцев) Арсений (Брянцев) ( 1839 - 1914 ), архиепископ Харьковский и Ахтырский . В миру Брянцев Александр Димитриевич, родился 27 августа 1839 года в селе Волосте-Пятнице Юхновского уезда Смоленской губернии в семье дьячка. Детство его и годы учения протекли в крайней бедности и нужде и навсегда оставили в душе его заметный след, научили понимать впоследствии, когда он был уже совершенно обеспечен, чужую нужду, чужую бедность. Дело в том, что отец его был в очень бедном приходе, семья же была большая. Два старших брата были отвезены в Вяземское духовное училище и воспитывались там на средства отца; когда же настало время везти в училище третьего сына Александра, то средств уже не хватало совсем, и потому решено было, чтобы не оставить его вовсе без всякого образования, поместить в какой-либо монастырь, где бы он мог хотя практически только путем обучаться пению и вообще церковному обиходу. Но к счастью, как раз в это время старший брат, только что перешедший в семинарию, ввиду, с одной стороны, крайней бедности, а с другой - хороших успехов, был принят, хотя и не был сиротой, на казенное содержание. Обрадованный отец тотчас же отправил Александра в Вязьму в духовное училище , где и поместил на свой счет на частную квартиру, с платой 50 копеек в месяц. Более или менее благополучно, при 50-копеечной плате, протекли годы ученья в духовном училище, но затем, по переходе в семинарию , положение опять весьма осложнилось. Жизнь в Смоленске значительно дороже, чем в Вязьме, принять на казенное содержание второго брата, не сироту, когда уже принят первый, было невозможно; между тем, отцу необходимо было везти еще и следующего младшего брата в духовное училище. Тогда с молчаливого согласия семинарского начальства, устроился такой почивший архиепископ поселился, как он сам впоследствии всегда любил вспоминать, в семинарском корпусе, в качестве " зайца " . Начальство делало вид, что его не замечает, он же устраивался где-нибудь на свободной койке заболевшего товарища, питаясь чем случится также от товарищей и т.п. Собственной койки или прибора за столом ему, конечно, не полагалось. Однако через год начальство, видя его прилежание и любовь к учению и входя в крайне бедственное положение, нашло возможным принять его " вне правил " на полуказенное содержание.

http://drevo-info.ru/articles/8216.html

20 Храм был расписан старцем, Паисием и Дионисием и его детьми Феодосием и Владимиром и двумя братаничами Иосифа: Досифеем и Вассианом, который впоследствии был епископом коломенским. 22 Более трех яств у них не бывало за трапезою; но многие, по завещанию препод. Иосифа, не употребляли всех трех яств. Иосиф говаривал: «достоит иноку в общежитии едино брашно оставляти, и глаголати: се часть Христова». (Рк. Мон. Вол, в 4 д. 92), т. е. брашно сие назначалось для бедных и неимущих. 23 Милостыня общеживущих, говорил Иосиф, есть, еже спострадати друг другу и претерпети смутившемуся нань брату и не воздати злом за зло (Рк. Иос. М. в 4 дол 92). 26 Когда скончался Кассиан, Князь Василий Иоаннович Игумена Нифонта просил сообщить ему подробности о кончине сего старца. Дополн. к Акт. Истор. т. I. 218. 27 Дионисий Звенигородский из Ниловой пустыни перешел опять в Иосифов монастырь. Издатели Исторических Актов несправедливо отнесли послание Митрополита Даниила, писанное к нему в Иосифов монастырь, к Игумену Звенигородскому Дионисию. В числе иноков Иосифова монастыри упоминается ученик Дионисия Звенигородского. 28 Полевы происходят из рода Князей Смоленских. См. Род. кн. 11. 365. В Волоколамском монастыре есть два послания Нила Полева. 29 Арсений (в мире Андрей Андреевич Голенин), по кончине Иосифа, скорбя о лишении его, часто ходил на его гроб, и со слезами умолял его, чтобы, если он обрел благодать у Бога, то взял его к себе. В одну ночь Иосиф явился ему во сне и сказал: «знай, что я получит благодать у Бога, и ты скоро перейдешь в другую жизнь». Действительно, Арсений вскоре сделался болен и, приняв схиму, скончался. Не много спустя по смерти его, один из иноков Иосифова монастыря Виссарион (по простоте названный Селифонтом) в ночном видении узрел светлую обитель, где за прекрасною трапезою сидели только Иосиф и Арсений. «Брат Селифонт, сказал Иосиф, не видишь ли, что Арсений худым купил лучшее?» Сам Виссарион, происходивший из простых поселян, после долгой добродетельной жизни, предузнав свою кончину, велел приготовить камень на свою могилу и написать на нем назначенный им день кончины. В этот день он действительно и преставился.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Эта-то беспорядочность и произвол, вероятно, и послужили для Макария одним из главных побуждений созвать Соборы 1547 и 1549 гг., чтобы соборне обсудить и определить, каким святым следует праздновать по всей ли России или только местно. Автор упомянутого нами выше сказания о русских святых, перечислив тех из них, которым Церковь наша праздновала повсеместно еще до митрополита Макария, представляет перечень и новопрославленных чудотворцев, которым она установила праздновать уже при Макарии на Соборах 1547–1549 гг., составляющих по единству их предмета и по внутренней связи их между собою как бы один Собор, причем подразделяет этих чудотворцев на пять классов. К первому классу отнесены святители: митрополит Иона, архиепископы Новгородские Иоанн, Никита, Нифонт, Евфимий и Иона, епископы – Стефан Пермский, Арсений Тверской, Иаков Ростовский и Сербский архиепископ Арсений. Ко второму – праведные: князь Александр Невский, князь Всеволод Псковский, князь Петр и княгиня Феврония Муромские, князь Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские и Михаил Клопский. К третьему – мученики: великий князь Михаил Тверской, Иоанн Сочавский, пострадавший в Белеграде, и Антоний, Иоанн и Евстафий, пострадавшие в Литве. К четвертому – преподобные: Пафнутий Боровский, Никон Радонежский, ученик Сергиев, Савва Сторожевский, Макарий Колязинский, Дионисий Глушицкий, Павел Комельский, Савватий и Зосима Соловецкие, Александр Свирский , Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вышерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский. К пятому – юродивые Христа ради: Максим Московский, Иоанн и Прокопий Устюжские. Каким из этих святых установлено праздновать, в частности, на Соборе 1547 г., мы уже знаем из официального документа – окружной грамоты митрополита Макария, равно как знаем и то, что двенадцати из них установлено праздновать повсюду в Русской Церкви, а девяти – только местно. Теперь, имея в виду представленный перечень святых, легко можем указать в нем и тех чудотворцев, в честь которых установил праздники Собор 1549 г.: это святители – Никита, Нифонт, Евфимий и Иона Новгородские, Стефан Пермский, Иаков Ростовский и Арсений Сербский; праведный Всеволод Псковский; мученики – Михаил Тверской, Иоанн Сочавский и Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские; преподобные – Савва Сторожевский, Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вышерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Княжево. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь была построена в 1697 г. О ее освящении свидетельствовала надпись на памятном кресте: «Царь слава. Иисус Христос. Ника. Освятился алтарь Господи Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и водружен бысть крест сей в церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Одигитрии... при благоверном государе царе и Великом князе Петре Алексеевиче...» В 1761 г. вместо обветшавшей деревянной была построена каменная церковь с приделом во имя вкмц. Екатерины и колокольней. В 1827 г. помещику М.М. Волынскому была выдана грамота на возведение новой церкви. Строительство было закончено в 1842 г. уже после смерти Волынского. Средства на строительство в сумме 60000 рублей ассигнациями были внесены Лаврентием Антоновичем Дорожкевичем, доверенным лицом Волынского. Новая церковь имела три престола: Смоленской Божьей Матери, великомученицы Екатерины и Иоанна Рыльского. Изнутри церковь расписана и украшена лепниной. Иконостас был увенчан голубой «небесной сферой». В 1880 г. местным мастером Константином Алексеевичем Гусевым была расписана трапезная. Известные имена священников, служивших в церкви: Алексей Алексеев (до 1786 г.), Михаил Андреев (1786-1806 гг.), Иоанн Михайлов (сын предыдущего священника), Арсений Алексеев Смирницкий (зять Андреева, 1823-1833 гг.), Григорий Гаврилов Никольский (1834-1870 гг.), Иоанн Бессарионов Покровский (1871-1896 гг.), Алексей Николаев Нежданов (с 1896 г.). По материалм сайта www.small-cities.ru/yglich/istorii_relig_1 Малые города России Церковь Смоленской Божией Матери - в селе Княжеве Мышкинского уезда. Церковь каменная, приходская, прочная. В ней три престола: Смоленской Божией Матери, препод. Иоанна Рыльского и вмц. Екатерины. Построена в 1842 г. на капитал проживавшего в то время в усадьбе при селе Княжеве действительного статского советника Михаила Михайловича Волынского. При церкви земли 36 десятин. Церковный дом для жительства священника. Церковный капитал 792 руб.

http://sobory.ru/article/?object=02569

231 Собр. л. III, 91. 96. Никон. IV, 48. 63. 68. 73. Продолж. Нестора 137–142. Степ. кн. I. 464–466. См. пр. 199. И Питирим пишет, что св. Алексий «старее сый князя великаго Семиона 17 лет»; след. родился он в 1300 г. и скончался (12 февр. 1377 г.) 78, а не 85 лет. – Питирим еще так определяет время рождения св. Алексия: «родился во княжение великое Тферское Михаилово Ярославича, ври митрополвте Максиме, до убиеуия Акинфова». Боярин Акинф Гаврилович убит в 1304 г. (Карамз. IV, пр. 208. 324); мвтроп. Максим умер 6 декабря 1305 г.; св. Михаил пострадал 22 ноябр. 1318 г., быв велик. князем с 1304 г. Ясно, что это определение вовсё не подтверждает 85-летней старости св. Алексия. – По этому известию надлежало бы положить, что св. Алексий родился при самом вступлении кн. Михаила на великое княжение, за месяц, не более, до смерти Акинфа, в начале 1304 г., что однако не согласно с летами старшинства Алексиева пред князем Симеоном. 232 Троицкая лет. (и Карамз. 5. пр. 55): «бяху же епископы ставленья его Игнатий Ростовский, Василий Рязанский, Феофилакт Смоленский, Иван Сарайский (выше пр. 223), Парфений Смоленский, Нафанаил Брянский, Афанасий Рязанский, Алексий Суздальский, Алексий Новгородский, Василий Тверский (выше пр. 227), Даниил Суздальский, Герасим Коломенский, Григорий Черниговский, Даниил Смоленский». Так и в степ. кн. 1. 464. По Никон. лет. 4, 62, после Даниила Суздальского и прежде Герасима Коломевскаго посвящены еще Матфей Сарайский, Арсений Ростовский, Евфимий Тверский и Диоиисий Суздальский; два последние посвящены 1374 году. Никон. л. 4, 40. 38. Львов. л. 3, 148. Так и в Питиримовом кратком житии, только здесь пропущены Иван Сарайский и Парфений Смоленский. Никонова летопись вообще удержала все отличия Питиримова сказания о св. Алексии, дополнив еще их своими догадками. 233 См. обзор дух. литерат. § 70. Шевырева истор. Русск. словесн. III, 127–132. 157–159. 392–395. Греческая подпись его в опис. Румянцев. муз. стр. 48. 237 Пахомиево житие святителя. О перенесении св. мощей из одного храма в другой у Снегирева в Старине 3, 82. 83. и в прологе 20-го мая В Никон. лет. 4. 65. 66. открытие мощей св. Алексия отнесено прямо к 1431 году. Потоми показание о 60-летвем пребывании мощей в земле (степ кн. I. 470) должно призвать на неточное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

410 Собр. л. III, 91, 96. Никон. IV, 48, 63, 68, 73. Продолж. Нестора 137–142. Степ. кн. I, 464–466. См. пр. 121, 122. И Питирим пишет, что св. Алексий «старее сый князя великого Симеона 17 лет», след. родился он в 1300 г. и скончался (12 февр. 1377 г.) 78, а не 85 лет – Питирим еще так определяет время рождения св. Алексия: «родися во княжение великое тверское Михаилово Ярославича, при митрополите Максиме, до убиения Акинфова». Боярин Акинф Гаврилович убит в 1304 г. (Карамз. IV, пр. 208, 324), митроп. Максим умер 6 декабр. 1305 г., св. Михаил пострадал 22 ноябр. 1318 г., быв велик. князем с 1304 г. Ясно, что это определение вовсе не подтверждает 85 летней старости св. Алексия. – По этому известию надлежало бы положить, что св. Алеский родился при самом вступлении кн. Михаила на великое княжение, за месяц, не более, до смерти Акинфа, в начале 1304 г., что, однако не согласно с летами старшинства Алексиева пред кн. Симеоном. 411 Троицкая лет. (у Карамз. 5, пр. 55): «бяху же епископы ставленья его Игнатий ростовский, Василий рязанский, Феофилакт смоленский, Иван сарайский (выше пр. 128, 127) Парфений смоленский, Нафанаил брянский, Афанасий рязанский, Алексий суздальский, Алексий новгородский, Василий тверской (выше пр. 136), Даниил суздальский, Герасим коломенский, Григорий черниговский, Даниил смоленский». Так и в степ. кн. 1, 464. По никон. лет. 4, 62, после Даниила суздальского и прежде Герасима коломенского посвящены и еще Матфей сарайский, Арсений ростовский, Ефимий тверской и Дионисий суздальский , два последние посвящены в 1374 г. Никон л. 4, 40, 23. Львов. л. 3, 148. Так и в Питиримовом кратком житии, только здесь пропущены Иван серайский и Парфений смоленский. Никонова летопись вообще удержала все отличия Питиримова сказания о св. Алексие, дополнив еще их своими догадками. 412 См. обзор дух. литерат. § 70. Шевырева истор. русск. словесн. III, 127–132, 157–159, 392–395. Греческая подпись его в опис. Румянц. муз. стр. 48. 416 Пахомиево житие святителя. О перенесении св. мощей из одного храма в другой у Снегирева в старине 3, 82, 83, и в прологе 20 мая. В никон. лет. 4, 65, 66 открытие мощей св. Алексия отнесено прямо в 1431 г. Потому показание о 60 летнем пребывании мощей в земле (степ. кн. I, 470) должно признать за неточное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архив: АГЗ. Лит.: К 40-му дню со дня кончины архим. Арсения. ПР. 1993. 6. Арсений ( Конев, мирское имя не установлено; даты рождения и смерти не установлены), иеромонах. Послушник Валаамского монастыря, выслан из Финляндии в Париж (1929), по всей вероятности, из-за отказа перехода на новый календарь, принят в юрисдикцию митр. Евлогия (Георгиевского), пострижен в монашество (25.6.1929), иеродиакон (30.6.1929), был приписан к храму Сергиевского подворья в Париже, уволен по прошению (17.10.1929), уехал обратно в Финляндию, принят снова в юрисдикцию митр. Евлогия, иеромонах (1934), рукоположение совершил еп. Сергий (Королев) , помощник настоятеля русской Покровской церкви в Хельсинки (1934), дальнейших сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. Арсения (Конева) (19291934). АЕУА. Арсений ( Седин , мирское имя не установлено; 18951984, Монморанси, Франция), игумен. В нач. 1960-х гг. состоял иеромонахом в юрисдикции РЗЦ во Франции, настоятель Воскресенской церкви и Св.-Георгиевской церкви в Марселе (19631969), игумен (до 1966), настоятель Св.– Николаевской церкви в Лионе (196923.1.1973), вышел за штат по старости, жил в русском старческом доме в Монморанси, больше сведений о нем не имеется. Арсений ( Шиловский Николай Николаевич ; 19.4.1894, Смоленск – 26.9.1969, Вена, Австрия), архимандрит. Из семьи духовенства, сын протоиерея Смоленского каф. собора. Окончил Новгородскую Духовную семинарию (1916), два года учился на юридическом факультете Ярославского университета, диакон (9.8.1918), священник (10.8.1918), рукоположение совершил еп. Козловский Павел в Тамбове, служил последовательно на приходах г. Елатьма и г. Спасска Тамбовской епархии (5.6.1919после 1925), настоятель церкви с. Спасово Московской епархии, репрессирован, протоиерей (13.5.1935), настоятель Покровской церкви г. Ржева (1940), настоятель Смоленского каф. собора (19411943), пострижен в монашество в Виленском Св.-Духовом монастыре (25.11.1943), эконом и помощник благочинного того же монастыря (19431944), игумен (14.1.1944), архимандрит (16.1.1944), эмигрировал через Германию в Чехословакию и принят в клир Экзархата митр. Евлогия (Георгиевского) еп. Сергием (Королевым) (1944), помощник настоятеля Св.-Николаевской церкви в Праге (194521.2.1946), принят обратно в клир МП (1945), помощник настоятеля Св.-Николаевского храма в Вене (21.2.19461951), настоятель того же храма (1951– 1962), благочинный приходов МП в Австрии (19531962), вышел за штат по болезни (1962).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деятельность комитета, основанного митрополитом Филаретом специально для рассмотрения богослужебно-певческих достоинств переложений А. Ф. Львова, можно охарактеризовать как борьбу за чин православного пения против композиторского произвола, приводящего к “бесчинному воплю”. А сама роль святителя Филарета в деле сохранения традиций древнего пения роднит его со знаменитым старцем Александром Мезенцем, собравшим в XVII в. рукописи за 400 лет и “вяще”, а также со Степаном Смоленским, составившим в конце XIX в. уникальное собрание певческих рукописей. Таким образом, необходимо отметить, что именно святитель Филарет, жизнь и труды которого, по признанию Патриарха Алексия, оказали на него “самое сильное и глубокое влияние” 12 , был одним из тех, чьими заботами об устроении церковного пения вдохновлялся Святейший Патриарх в своих благословенных трудах, направленных на сохранение и приумножение духовного богатства, сокрытого в богослужебно-певческих традициях Русской Церкви. Другим великим предшественником, сыгравшим особую, если не определяющую роль в деле воспитания Святейшего Алексия как хранителя святоотеческих традиций в области богослужебного пения, был митрополит Арсений (Стадницкий) — его духовный руководитель и педагог, у которого будущий Патриарх был любимым учеником, постриженником и ставленником при получении всех трех степеней священства. Известный ревнитель церковного благочиния и благолепия, Высокопреосвященнейший Арсений, еще будучи архиепископом во Пскове, обратил свое внимание на одичание церковного клироса и созвал псковских учителей пения на съезд. В Новгороде таких съездов было им устроено два — в 1911 и 1913 гг. В речи, обращенной к учителям пения 1-го Новгородского съезда, которая стала, как увидим далее, программой для будущего Патриарха Алексия, владыка Арсений с горечью констатировал, что певческое дело в епархиях часто представлено неподготовленными лицами, которые «преувеличенного мнения о себе и иногда совсем не хотят считаться с совершенно законными желаниями священника относительно пения. Они не довольствуются простыми мелодиями, а стараются угнаться за городскими хорами, разделывающими “партесы”. Их идеал — исполнить в храме вещи позабористее. Что они делают из песнопений церковных, быть может хорошо гармонизированных, как портят вкус народа, — говорить об этом и больно и грустно Эти губители церковного пения не понимают, что церковное пение — составная часть богослужения, что в нем выливается душа, просящая Бога, славословящая, благодарящая

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-a...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010