В марте 1611 г., после ареста патриарха св. Ермогена , польск. оккупационная администрация и зависимое от нее боярское правительство вернули И. на престол. Подавляющее большинство рус. иерархов и мирян никогда не признавали легитимность 2-го Патриаршества И., к-рое имело место при живом предшественнике (сщмч. Ермогене), брошенном в темницу без суда епископов ( Арсений. 1998. С. 193; ААЭ. Т. 3. 330. С. 483-484; ПСРЛ. Т. 14. С. 109; ср.: Карташев. Очерки. 1959. Т. 2. С. 79). В челобитной московских бояр и членов Освященного Собора, отправленной кор. Сигизмунду III 5 окт. 1611 г., старшим церковным иерархом, находившимся в ту пору в столице, назван Арсений Элассонский (СГГД. 1819. Ч. 2. 272. С. 572). Митр. Макарий (Булгаков) рассматривал эту грамоту как доказательство отсутствия И. в Москве уже в нач. окт. (по юлианскому летосчислению) ( Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 104-105). Однако, по сообщению архиеп. Арсения Элассонского, И. покинул Москву позднее. 27 дек. 1611 г. он забрал из патриаршей домовой казны «многие драгоценнейшие предметы, золото, серебро и весьма много жемчуга» и уехал из рус. столицы, присоединившись к войскам литов. вел. гетмана Я. К. Ходкевича, к-рые, по словам Арсения, перед этим доставили в столицу обоз с продовольствием для польск. гарнизона (продовольствие в авг. 1611 в Москву доставил отряд Я. П. Сапеги). Бывш. патриарха сопровождали стольник М. Кантакузин и некий «Димитрий, македонец из Сидерокавсии» ( Арсений. 1998. С. 195-196). Вероятно, архиеп. Арсений допустил ошибку, приурочив отъезд И. к уходу из Кремля в дек. 1611 г. взбунтовавшейся части польск. гарнизона, а не к отходу от столицы в окт. войска под предводительством Ходкевича (после безуспешных попыток прорваться в Москву). Однако нек-рые совр. исследователи, основываясь на сведениях архиеп. Арсения, относят время отъезда И. из России к зиме 1611/12 г. ( Ульяновский. 1991. С. 56-57; Опарина Т. А. Иван Наседка и полемич. богословие Киевской митрополии. Новосиб., 1998. С. 34). Оставив войско Ходкевича, к-рый не стремился уходить из России, и попытавшись самостоятельно достичь литов. границы, И. подвергся нападению «станичников-шишей», к-рые разграбили его имущество и убили часть попутчиков. Решение остаться в Литовском великом княжестве И. принял не вполне добровольно, но после аудиенции у кор. Сигизмунда III в ставке последнего под Смоленском, куда его доставили польск. жолнеры, случайно задержавшие «едва нагого и лишенного всего» архиерея в окрестностях города. И. услышал от короля, что ему не будет разрешено проехать через Речь Посполиту не только в Оттоманскую Порту, но и в европ. христ. гос-ва. Сигизмунд III предложил бывш. патриарху либо вернуться в разоренное Московское царство, либо на неопределенный срок остаться в Литве на положении политического эмигранта. Тогда же скорее всего король выдвинул требование к И. присоединиться к унии ( Булычёв. 2004. С. 82).

http://pravenc.ru/text/293447.html

В настоящее время эти трапезы не устраиваются. Но о. Архимандрит Арсений с любовью устроил трапезу в день своего наречения во Епископа. За этою памятною для пего трапезою нашлись ораторы, которые знали его детство, юность, – его учение в Вяземском духовном училище, Смоленской семинарии, в Киевской Академии, – его семинарскую жизнь и служение в Киеве и Крыму. Воспоминание о всем этом в застольных речах исторгли слезы у виновника торжества, а уроки, преподанные ему из его же жизни для его предстоящего высокого архиерейского служения, глубоко запали в его душу... Приближался праздник Св. Пятидесятницы, о. Архимандрит Арсений говел и совершал богослужения. В великий день Св. Троицы (16 мая) он имел утешение участвовать в совершении литургии и праздничной вечерни с Митрополитом Исидором в Лаврском Соборе. Вечером совершал всенощную в Крестовой Церкви в присутствии Митрополита, который готовился служить литургию 17 мая. 17 мая Хиротония о. Архимандрита Арсения совершена была в Соборе Александро-Невской Лавры Митрополитом Исидором. В Хиротонии участвовали архиереи: Варшавский Архиепископ Леонтий, Казанский Архиепископ Сергий, Рязанский Архиепископ Палладий и Таврический Епископ Гермоген. После Хиротонии литургию совершал Митрополит Исидор с новопосвященным Епископом Арсением. По окончании литургии Владыка Исидор с вышеозначенными архиереями среди храма вручил Епископу Арсению жезл и повелел ему благословлять народ. В то время, когда Преосвященный Арсений благословлял народ, к нему подошел за благословением один крестьянин и сказал: «поздравляю тебя св. Владыко с посвящением в архиерея – от всех твоих земляков: Я из села Волсты- пятницы 2 . знал твоих родителей – Димитрия Аверьяновича и Анну Сергеевну, тебя и твоих братцев, когда вы приходили домой из школы»... Это приветствие растрогало Преосвященного Арсения до слез; он благословил и облобызал земляка... Благословив народ, новопосвященный Епископ прошел в покои митрополита, где была приготовлена трапеза для архипастырей, совершавших Хиротонию. На другой день Преосвященный Арсений служил литургию в Крестовой церкви, после которой представился митрополиту Исидору и поднес ему икону, а затем представился и поднес иконы прочим архиереям. 3. Служение Преосвященного Арсения в должности Петербургского Викария

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Москва, 4 октября 1993 года. 1 –О нем см. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. Приложение 2. Краткие биографические сведения о наиболее известных православных епископах, мучениках и исповедниках и о других церковно-политических деятелях, упоминаемых в сборнике. М., 1994, с. 847, стб. 2. 2 –Об о. Германе и Зосимовой пустыни см. Епископ Арсений (Жадановский). Строитель Зосимовой пустыни схиигумен Герман//Епископ Арсений (Жада­новский). Воспоминания. М., 1995, сс. 66–96; Митрополит Вениамин (Федченков). Божии люди. М., 1991, сс. 44–52; Светозарский А. Послесловие//Заветы о молитвенном делании Смоленской Зосимовой пустыни схиигумена Германа. Благословение монашествующим и всем ревнующим о благочестии. М., 1995; Свято-Смоленская Зосимова Пустынь. История и Возрождение. Б. м., 1994. 3 –О нем см. О жизни и подвигах старца-затворника Гефсиманского скита, что близ Троице-Сергиевой Лавры, отца иеросхимонаха Александра. М., 1908. 4 Напомним, что именно старец иеросхимонах Алексий вынул жребий Святителя Тихона при избрании того Патриархом на Поместном Соборе 1917–1918 гг. О нем см. Епископ Арсений (Жадановский). Зосимовский старец иеросхимонах Алексий//Епископ Арсений (Жадановский). Воспоминания, сс. 97–103; Митрополит Вениамин (Федченков). Божии люди, с. 50; Старец Алексий и Зосимова пустынь//К свету. СПб., 1994, 14. 5 Непосредственно в Высоко-Петровском монастыре братия оставалась до 1929 г., когда монастырь был закрыт. После этого отцы перебрались в храм преп. Сергия на Большой Дмитровке (ныне не существует), где находились до 1933 г. Последним пристанищем братии, владыки Варфоломея и схиархимандрита Игнатия стал храм Рождества Богородицы в Путинках. В 1935 г. владыка, старец Игнатий и большинство братии были арестованы. Владыку Варфоломея вскоре расстреляли, о. Игнатий умер в заключении, остальные также приняли мученические и исповеднические венцы. 6 Датюк Т. Московский Высоко-Петровский монастырь. Историко-археологи­ческая справка//Путь Православия. 1993, 1 сс. 12–18.

http://pravmir.ru/vysoko-petrovskij-mona...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ МЛАДШИЙ (Кириллов Алексей Никитич; 1764, Орёл - 7.02.1844, Белобережская пуст.), мон., пустынник Рославльский. Из посадских жителей; в 1795 г. поступил в Коренную пуст . под начало старца иеросхим. Василия (Кишкина) , с к-рым в 1797 г. прибыл на Афон. В Илии пророка скиту пострижен в монашество с именем А., его восприемником стал старец Василий. В 1798 г. А. и старец перешли в Ново-Нямецкий мон-рь в Молдавии, в 1800 г. вернулись в Россию и жили в Коренной пуст., затем в Белобережской пуст . Ок. 1804 г. А. поселился в Рославльских лесах (см. Рославльские подвижники ), на даче М. А. Кулешова возле дер. Буды Трояновского прихода, с 1810 г. жил на соседней даче А. А. Броневской, в 1812-1823 гг.- на даче помещика П. М. Лесли, в келье близ дер. Сырокоренье Даниловского прихода, и общался с прп. Моисеем (Путиловым) , проживавшим в то время на даче Броневских. Во время Отечественной войны 1812 г . А. совершил паломничества в Площанскую пуст. (см. Площанский мон-рь ), в курскую Молченскую Софрониеву пуст . и в Киев. В 1824 г. А. поселился на берегу р. Десны, возле дер. Остров Даниловичского прихода, на даче Е. А. Лышаковой, но был арестован по доносу ее мужа и посажен в смоленский острог, однако вскоре отпущен по письму Калужского еп. Филарета (Амфитеатрова) к смоленскому ген.-губернатору. С еп. Филаретом А. был дружен с юности - в 1795 г. они хотели вместе поступить в Белобережскую или Площанскую пуст., но буд. владыка был насильно возвращен старшим братом в Орловскую ДС. Став Киевским митрополитом, владыка Филарет неоднократно приглашал А. принять настоятельство в одном из мон-рей, но тот отвечал: «Великий Арсений не променял далекой своей пустыни на чертоги царские, а я - маленький Арсений - тождемыслящий». Митр. Филарет высылал А. деньги, а в ответ получал рукодельные ложечки от пустынника. Точно неизвестно, где находился А. в 1824-1840 гг., вероятно в Рославльских лесах; в 1840 г. он поселился в Белобережской пуст. А. отличался глубоким знанием Свящ. Писания и святоотеческих книг. Несмотря на любовь к уединению, охотно беседовал с братией, приходившей к нему за назиданием. Погребен в Белобережской пуст., с правой стороны Троицкого собора. Лит.: Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Од., 1887, 19053; ЖПодв. Март. С. 145-147; ЖПодв. Апрель. С. 253, 271, 295-299; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-61. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/76302.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Жадановский Александр Иванович; 6.03.1874, слобода Писаревка Волчанского у. Харьковской губ.- 27.09.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), еп. Серпуховской, вик. Московской епархии. Неск. поколений священнослужителей из рода Жадановских, в т. ч. отец А. прот. Иоанн, братья - протоиереи Алексий и Андрей, свящ. Николай, служили в храмах г. Чугуева Харьковской губ. В 1884 г. А. Жадановский поступил в Харьковское ДУ. Посетивший уч-ще Харьковский архиеп. Амвросий (Ключарёв) предсказал мальчику епископское служение. В 1888-1894 гг. Жадановский учился в Харьковской ДС, по окончании к-рой был назначен учителем Закона Божия в церковноприходской школе в слободе Осиновке близ Чугуева, в 1896-1899 гг. служил надзирателем-репетитором в Сумском ДУ. Родные, желавшие, чтобы Жадановский занял место отца в ц. Рождества Богородицы, просили молодого человека вернуться в Чугуев. Жадановский послал письмо св. прав. Иоанну Кронштадтскому с просьбой помочь ему в выборе жизненного пути. В письме от 17 янв. 1898 г. прот. Иоанн благословил молодого человека принять иночество. 17 июля 1899 г. в Святогорском Зимненском мон-ре архиеп. Амвросий (Ключарёв) совершил монашеский постриг Жадановского с наречением имени А., 14 авг. архиеп. Амвросий рукоположил А. во иеродиакона. Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской 1 окт. 1899 г. А. поступил в МДА. 9 мая 1902 г. ректором еп. Арсением (Стадницким) рукоположен во иеромонаха. Во время учебы А. часто посещал Гефсиманский скит лавры, скит св. Параклита и Зосимову в честь Смоленской иконы Пресв. Богородицы пуст. , к-рую в «Воспоминаниях» назвал «духовной врачебницей». Общение со старцами преподобными Алексием (Соловьёвым) , Варнавой (Меркуловым) и игум. Германом (Гомзиным) , духовным отцом А., оказало огромное влияние на формирование духовного облика молодого иеромонаха. Впосл. он с благодарностью вспоминал также преподавателей академии Д. Ф. Голубинского и прот. Е. А. Воронцова . А. окончил академию в 1903 г. со степенью канд. богословия за соч. «Беседы преподобного Макария Египетского с гомилетической точки зрения»; 17-19 июля 1903 г. присутствовал на торжествах прославления прп. Серафима Саровского в Саровской пуст .

http://pravenc.ru/text/76226.html

В Твери были сильные разногласия между Тверским князем Михаилом Александровичем и епископом Евфимием 1-м. Тверской князь умолил митрополита Киприана прибыть в Тверь для суда над Владыкой. В 1390 г. Киприан прибыл в Тверь с большой свитой, в которой находился и св. Арсений. Митрополит и бывшие с ним святители (два греческих митрополита Матфей и Никанор, Михаил, епископ Смоленский, Даниил Звенигородский, Иеремия Рязанский и св. Стефан Пермский) долго убеждали князя Михаила Александровича примириться, но тот не пожелал иметь в своём княжестве епископа Евфимия. И Владыка Тверской, по определению собора святителей, сведён был с Твери в Москву, где в Чудовом монастыре скончался († 1392 г.). На место Евфимия Тверской князь и граждане Твери пожелали иметь своим архипастырем архидиакона (в Лицевом житии «протодиакона») Арсения, но он «боялся владычество прияти в Твери, виде бо тамо вражду и брань многу и смутися и ужасеся», (вероятно, Арсения более всего устрашало сильное влияние Тверского князя на епархиальные дела и несправедливое лишение епископской кафедры Евфимия) и «едва умолиша протодиакона Арсения быти епископом во Тверь»... Хиротония его была совершена в Спасо-Преображенском кафедральном соборе (15 августа 1391 г.). «Святитель Арсений скоро показал себя достойным святительского сана. Он любил мир и тишину и при нём всё было умиротворено в Твери. Князь Михаил Александрович глубоко уважал святителя Арсения, и, по благословению его, много добра делал для своих подчинённых. Тверской князь особенно любил строить храмы, которые освящал св. Арсений. Так: – в 1398 г. святитель Арсений освятил величественный храм в честь св. Архистратига Михаила (и доселе существующий) в бывшем городе Микулине (резиденция Микулинских князей); – в 1399 г. в честь того же св. Архистратига освятил храм в г. Старице; оба эти храмы были построены князем Михаилом Александровичем. В том же году (1399) скончался этот князь, пред смертью постриженный святителем Арсением в монашество с именем Матфея и похороненный им же в Тверском княжеском (Афанасиевском) монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Митрополиту не разрешили жить в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Он переехал в Зосимову Смоленскую пустынь, но и оттуда попросили его уехать. Местом его пребывания определили подмосковный Николо-Угрешский монастырь: «окружной дорогой повезли святителя на ближайшую к Угреше станцию, не дав ему даже заехать в Москву и проститься с паствой. Выслана была одна лошадь с весьма грязным экипажем, в котором повезли Владыку на место заточения. Добрые люди передавали, что нельзя было без слез смотреть на это унижение Московского Митрополита» (Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания … с. 209). Он поселился в небольшом архиерейском доме, где была малая домовая церковь во имя прп. Сергия Радонежского. В Николо-Угрешском монастыре митрополит прожил почти до самой кончины, подписывая свои письма как «угрешский заточник». Когда открылся в августе 1917 г. Всероссийский Поместный Собор, Владыка подал прошение рассмотреть его дело. Его поддержали сибирские иерархи, внесшие запрос о скорейшей ликвидации дела митрополита Макария. «Собор внял, наконец, настойчивому ходатайству архипастырей-миссионеров и вынес полное оправдание святителю-изгнаннику. К сожалению, это постановление не было объявлено всецерковно, а лишь негласно сообщено ему одному» (Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания … с. 202-203). Во время гражданской войны условия жизни и состояние здоровья митрополита сильно ухудшились. Он жил парализованный в нетопленых комнатах с двумя преданными ему келейниками. Не имея права на получение продовольственных карточек, все трое голодали. Продукты для митрополита - черный хлеб и пшено - доставляли в Угрешу из Москвы иподиаконы храма Христа Спасителя и прихожане общины свящ. св. Алексия Мечёва, которые пешком добирались до монастыря. Оказывали помощь и местные жители. Трогательным, глубоко назидательным и поучительным называет еп. Арсений (Жадановский) отношение митрополита Макария к своим благодетелям: «Самые незначительные дары он принимал лично, тут же благословляя приносящих, благодарил их и усердно о них молился», его синодик был испещрен именами живых и умерших, которых он поминал за ежедневной Божественной литургией и в частной молитве (Арсений (Жадановский).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

После кончины родителей святитель Арсений роздал доставшееся ему имущество и еще совсем в юном возрасте принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре. Здесь «он возрадовался духом, нашедши иноков, которые сияли добродетелями, как звезды на тверди небесной...». Будущий святитель отличался строгим исполнением монашеских обетов, прекрасным знанием церковного устава, начитанностью в Священном Писании и трудолюбием, чем и обратил на себя внимание митрополита Киевского Киприана (1380–1382), который рукоположил его в сан диакона. До приезда в Тверь с митрополитом Киприаном в 1390 году, когда летописные источники сообщают первые сведения о святителе Арсении, по всей вероятности, он исполнял обязанности секретаря, сопровождая святителя Киприана в поездках и, очевидно, управлял делами Митрополии во время отсутствия святителя. В феврале 1389 года Патриарх Константинопольский Антоний после многолетних нестроений, сопряженных с Русской митрополичьей кафедрой, принял решение, «чтобы митрополитом Киевским и всея Руси был и именовался кир Киприан... как настоящий архиерей всея Руси». Через три месяца скончался благоверный великий князь Димитрий Донской (память 19 мая). Его наследник Василий Димитриевич согласился принять митрополита Киприана в Москву. Святитель Киприан прибыл в Москву на Крестопоклонной неделе Великого поста и был с почестями встречен великим князем. Вместе с ним прибыл и его архидиакон Арсений. Вскоре митрополит Киприан отбыл в Тверь по приглашению великого князя Михаила Александровича для суда над епископом Евфимием Висленем. Митрополит прибыл в Тверь 3 июля 1390 года в сопровождении апокриссиариев Патриарха Константинопольского митрополитов Андрианопольского Матфея и Ганского Никандра и русских епископов Смоленского Михаила и Пермского Стефана. Несомненно, что с митрополитом Киприаном приехал и архидиакон Арсений. Летописи подробно сообщают о торжественной встрече, оказанной митрополиту великим князем Тверским Михаилом Александровичем. Святитель Киприан старался действовать в отношении Тверского епископа беспристрастно, но оказался не в состоянии водворить мир между князем и Преосвященным Евфимием. Он был вынужден сместить Евфимия с епископской кафедры и назначить на освободившееся место архидиакона Арсения. Однако святитель Арсений не хотел оставаться в Твери, «виде бо там вражду и брань многу и смутися и ужасеся». Очевидно, кроме противников Евфимия в Твери были его единомышленники, вносившие в дело еще большие раздоры. Беспокоило святителя Арсения и общее недоверие тверитян к своему архипастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре прошли праздничные торжества 8 октября Русская Православная Церковь чтит память преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. 7 октября 2005 года у мощей преподобного Сергия Радонежского в древнем Троицком соборе обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил малую вечерню с чтением акафиста Преподобному игумену земли Русской. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, архиепископ Истринский Арсений, епископ Сергиево-Посадский Феогност. Вечером Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Всенощное бдение в Троицком соборе обители. Его Святейшеству сослужили митрополиты Калужский и Боровский Климент, Днепропетровский и Павлоградский Ириней, архиепископы Истринский Арсений, Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Тернопольский и Кременецкий Сергий, Корсунский Иннокентий, епископы Белоцерковский и Богуславский Серафим, Сергиево-Посадский Феогност. Гость праздника - Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва возглавил Всенощное бдение в Успенском соборе. 8 октября 2005 года, в самый день праздника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва совершили Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Предстоятелям Русской и Польской Православных Церквей сослужили митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископы Симбирский и Мелекесский Прокл, Орловский и Ливенский Паисий, Истринский Арсений, Белгородский и Старооскольский Иоанн, Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Ставропольский и Владикавказский Феофан, Почаевский Владимир, Сергиево-Посадский Феогност, Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Прокопьевский Амвросий, Вяземский Игнатий.

http://pravoslavie.ru/14808.html

98 Ср. « якоже отреби миру быхом, всем попрание доселе» (1Кор 4ц.-слав.). Отреб, отребие – ‘негодные остатки от чего-нибудь’, ‘мусор’. – См. Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный Вторым отделением Имп. Академии наук. Т. 1–4. СПб., 1847. Т. 3. О-П. – С. 125. – Сост. 100 Епископ Арсений (Жадановский) . Строитель Зосимовой пустыни схиигумен Герман//Епископ Арсений (Жадановский) . Воспоминания. М., 1995. – С. 68, 71–72. – Авт. С этими воспоминаниями монахиня Игнатия была знакома задолго до их публикации. В них владыка Арсений пересказывает содержание своих бесед с отцом Германом и цитирует составленную им книгу: Старчество. Мысли святых Отцов о необходимости и пользе старческого руководства в духовной жизни. М., 1910. – Сост. 101 Схиигумен Герман (Гомзин ; 1844-†1923). Строителем пустыни назначен в 1897 г. Иконописец; собеседник и духовный наставник преподобномученицы великой княгини Елисаветы, составитель и издатель ряда книг духовного содержания. О нем см. также Алексей Светозарский. Послесловие//Заветы о молитвенном делании Смоленской Зосимовой пустыни схиигумена Германа. Б. м., 1995. – С. 51–80. – Сост. 105 Об Иисусовой молитве о. Германом написана книга Заветы о молитвенном делании Смоленской Зосимовой пустыни схиигумена Германа. Берлин, 1923. – Сост. 106 Схиархимандрит Игнатий, старец Зосимовой пустыни и Высоко-Петровского монастыря. Составлено м Игнатией. М., 1945. – С. 26. – Авт. Цит. по авторизованной машинописи, ср. не согласованный с автором (!) печатный вариант этой книги: По воспоминаниям мон Игнатии П. Монашество последних времен. Жизнеописание схиархимандрита Игнатия (Лебедева). М., 1998. – С. 27–50. – Сост. 108 Игумен Митрофан (Тихонов; ок. 1860– †не ранее 1943) – один из старейших насельников Зосимовой пустыни, после ее закрытия – старец московского Высоко-Петровского монастыря, считался преемником старца Алексия. Весной 1935 г. в ходе разгрома петровской общины выслан в Каширу, где арестован в 1941 г.; предположительно, погиб в тюрьме в 1940-х гг. – Сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010